Научная статья на тему 'Культурная парадигма в условиях коммерциализации университетского образования'

Культурная парадигма в условиях коммерциализации университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ИНДУСТРИЯ ЗНАНИЙ / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / MODERN UNIVERSITY EDUCATION / POLYCULTURAL / PRODUCTION OF KNOWLEDGE / TRANSFER OF TECHNOLOGY / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цой Галина Анатольевна

Рассмотрены характеристики университетского образования и их трансформация с возникновением коммерциализации в деятельности университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cultural paradigm in the context of the commercialization of higher education

The culture as an equivalent of the country's national value is losing its lead role. The modern educational society is a base for the change of a mono-cultural to a multicultural principle, where the national signs disappear or fall into the shade while universality and flexibility of the educational system play the main role. Therefore a new university model should be transparent, mobile and ready for the transformation of the present structures. The modern society is developing in the context of the market economy dictating its conditions including the change of the elitism to the liberal principle of the higher education system. The liberal conception of education where the individualism has priority meaning plays a special role in the solving the problem of the education of elite specialists in the modern university. In response to commercialization the higher education is becoming an article of the knowledge production recognized on the global level. The main aim of the university in this context is the developing of a new educational model, which helps to create a new higher educational content for the purpose of accumulation a new knowledge accepted as "intellectual capital". The knowledge itself and its production are changing in the context of the commercialization of higher education, in addition "the production of science" (conditions of the knowledge production created by the industry) is developing. To sum up, the process of globalization developing the cultural paradigm of higher education forms the conditions for the change of the classical university considered to be a center of social culture aimed at the education of elite specialists to the communication-based flexible university responding to the all changes in education environment on the global level with taken into account the economic frameworks of society development.

Текст научной работы на тему «Культурная парадигма в условиях коммерциализации университетского образования»

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология 2013. № 2 (22)

УДК 378.4

Г.А. Цой

КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА В УСЛОВИЯХ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены характеристики университетского образования и их трансформация с возникновением коммерциализации в деятельности университетов.

Ключевые слова: современное университетское образование, поликультурность, индустрия знаний, трансфер технологий, глобализация.

В настоящее время культура как эквивалент национальной ценности государства перестает быть таковой, так как в эпоху глобализации она перестает играть ключевую роль. Такая трансформация национальной культуры оказывает непосредственное влияние на университет, который был сформирован как главный институт культуры в обществе и государстве.

Культура - это накопленный опыт предшествующих поколений, поэтому воспитание и образование являются основополагающими составляющими культуры: с одной стороны, в процессе воспитания человека и его образования, формируется и культура общества, включая национальные устои, обычаи и правила; с другой - образование, так же как и воспитание, является вторичным явлением по отношению к культуре, так как несет признаки самой культуры, в рамках которой существует. Основные задачи и характерные черты образования: передача накопленных знаний, формирование культуры и личности меняются несущественно, изменяются целенаправленность образования и задачи, которые решаются в рамках образовательной модели. Еще Б.Т. Лихачев отмечал, что суть образования заключается в том, что образование является концентрированным выражением и отражением социальноэкономических, политических, нравственных и культурных потребностей общества.

Современное образовательное общество является основой перехода от принципа монокультуры к принципу поликультурности, так как национальные признаки стираются или уходят на задний план, а значит, изменяется культурная основа социальных институтов общества. В эпоху глобализации современный человек одновременно взаимодействует с различными культурами, поэтому не относит себя только к одной культуре. На первый план выходят признаки универсальности и гибкости образовательной системы, это ведет к тому, что поликультурность стирает границы национальной культуры и культура исчезает в том виде, как она понималась ранее. Человек, не имеющий глубоких культурных корней, начинает замещать традиционные культурные ценности атрибутами современными: успешная карьера, финансовое благополучие, социальный статус и т.д., что, в свою очередь, вызывает изменение культурной парадигмы университета в настоящее время.

В данном контексте университет можно рассматривать как своеобразную социальную модель, в которой диалог образовательной и научной деятельности способствует интеграции и взаимопониманию людей, исповедующих разные религии и политические ценности, людей имеющих свои взгляды на формы культурного, экономического и социального развития. В условиях глобализации и формировании открытого образовательного пространства на международном уровне новая модель университета должна иметь в основании принцип системного качества - открытость и мобильность, которые представляют собой готовность к трансформации имеющихся структур системы университетского образования.

Современные общества стали открытыми, и по мере того как знания и компетентность становятся непременным условием для входа в элиту общества, мобильность оказывается одной из центральных характеристик качества университетского образования. Открытый характер элитного образования характеризуется тем, что люди, являющиеся представителями любых социальных слоев и классов, отличающиеся высокими интеллектуальными способностями, могут стать субъектами элитного образования.

Это связано с переосмыслением знания как конечного результата обучения и приданием ему более широкого социального содержания. Знание является ресурсом социально-политической, экономической, идеологической власти. В результате обучения человек приобретает квалификацию, а получая элитное образование, - метаквалификацию (систему знаний, облегчающую поиск и усвоение новых знаний). Под элитным образованием мы понимаем образование высокого качества (high quality education/elite education). Основополагающая цель такого образования - подготовка элиты (политической, экономической, культурной).

С начала 30-х гг. прошлого века в США эталоном престижности высшего образования является так называемая «Лига Плюща» — ассоциация восьми старейших университетов Америки: Гарвардский, Принстонский, Йельский, Брауновский, Коламбии, Корнельский, Дартмута и Пенсильванский. Сегодня при устройстве на работу название университета, который человек окончил, часто имеет даже большее значение, чем полученная в результате обучения специальность.

Элитное образование, помимо того, что это образование самого высокого уровня, характеризуется тем, что главным его критерием являются способности - интеллектуальные качества субъекта. Для усвоения знаний и ценностей, предлагаемых современной системой образования, необходим высокий уровень интеллектуальных способностей.

В данном контексте можно выделить в качестве главной задачи университета - развитие образовательной модели, которая позволит формировать новое содержание университетского образования с целью накопления нового знания, которое сегодня рассматривается как «капитал интеллекта».

Получение элитного университетского образования с целью вхождения в оверстат элиты привело к тому, что в развитых странах процент молодежи, получающий высшее образование, значительно вырос за последнюю четверть века. Однако не все абитуриенты, стремящиеся попасть в вузы, готовы к интенсивной интеллектуальной деятельности и могут полноценно усваивать

программы университетского образования. При этом условия рыночной экономики диктуют свои правила, в том числе и в формировании образовательной деятельности университета, которая трансформируется от принципов элитарности к либеральности. В решении проблемы подготовки элитных специалистов в современном университете либеральной концепции образования отводится особая статусная роль, где приоритетным является индивидуализм, за которым стоят естественные права человека, свобода и демократия, равные возможности почти в любом университете мира.

Концептуальные признаки либеральной образовательной системы базируются на ряде ценностей, которые выводят личность в центр образовательной деятельности. Плюрализм ценностей в открытой образовательной среде выводит на первое место индивидуальность, но сама университетская образовательная система, в которой сегодня все подчинено коллективногрупповым траекториям в обучении, не позволяет в полной мере реализоваться индивидуальным формам образования и развития человека. Процесс либерализации и коммерциализации университетского образования сформировал проблему двух уровней на международном уровне: качество массового высшего профессионального образования и принципиально иное качество -элитного университетского образования. Выделенные проблемы могут рассматриваться в качестве основной причины дифференциации современных университетов: университеты, имеющие более закрытый характер, например «Лига Плюща», ориентируются на подготовку элиты; открытые и доступные университеты, дающие образование «массам» в условиях коммерциализации образовательной системы, возникшей как ответ на экономическое развитие общества.

Привлечение большого количества абитуриентов в университеты с целью решения финансовых вопросов вынуждает вузы подстраивать свои образовательные программы под средний уровень выпускников школ. Это важный момент, определяющий качество высшего образования в целом, так как ориентация на среднего выпускника порой значительно отпускает «планку качества» университетского образования: его часто получают не избранные, а большая часть молодых людей. В результате такого подхода потребность в элитном образовании не только не исчезла, но и усилилась.

Сегодня в России сложилась следующая ситуация: при достаточно большом числе граждан, получивших высшее образование, существует дефицит квалифицированных кадров на рынке труда. Выход из подобной ситуации может быть найден в обосновании необходимости перехода российского университетского образования к многоступенчатой подготовке специалистов, которая должна быть ориентирована на различные виды и уровни подготовки необходимых специалистов, как это делается в зарубежных университетах.

В условиях коммерциализации университетское образование превращается в товар международного уровня одной из самых главных отраслей современной индустрии - индустрии знаний. В качестве основы индустрии коммуникативных знаний можно рассматривать не только выпускника с его накопленными навыками и компетенциями, но целостную систему научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, вовлеченных в процесс интеграции науки и практики. При этом индустрия знаний не может обойтись

без консалтинга и трансфера научных знаний в практические области, где ведущее место традиционно принадлежит университетскому образованию. Таким образом, коммерциализация университетского образования может характеризоваться не только негативными последствиями, но и в значительной мере является определяющей в развитии научно-исследовательского потенциала университета.

В рамках коммерциализации университетской деятельности возникают изменения характера знания и его производства, формируется еще одно характерное явление - «индустриализация науки», условия производства знаний самим промышленным производством. Знания не только появляются на теоретических фундаментальных основах, а затем транслируются в практику, но и наоборот, практические знания, сформированные на производстве, транслируются в систему образования, тем самым происходит становление принципов межотраслевого бенчмаркинга, который также вносит свои изменения в формирование современной культурной парадигмы университета.

В связи с необходимостью финансового обеспечения научно-исследовательских работ университетские преподаватели в настоящее время стали осваивать систему конкурсного распределения финансовых ресурсов, так как активно вовлечены в конкурентную борьбу за получение грантов и контрактов для финансирования научных разработок. Создание новых научных продуктов и технологий является сложной системой, в которую вовлечены многие участники в рамках международного обмена опытом, коммерциализации научных разработок на основе создания бизнес-инкубаторов, технопарков и научно-исследовательских лабораторий при университетах.

Феномен становления элитных университетов, финансируемых высокотехнологическими корпорациями, получил название технологического трансфера. Во Франции компании Tomson, Fiat, Shell, Siemenes контролируют деятельность более 40 университетов, имея своих представителей в академических советах, участвуя в работе научно-исследовательских коллективов. В значительной мере это объясняется тем, что фундаментальная наука становится областью, связанной со значительными инвестициями, которые могут идти от промышленности. Процесс трансфера научных технологий в рамках университетских исследований формирует новую модель университетского образования, более открытую для совместных проектов и исследований в различных областях профессиональной деятельности.

С появлением трансфера знаний современный университет оказался в двойственной ситуации: с одной стороны, он должен отстоять и развить свою научную автономию, что исторически заложено в специфику университета как образовательного центра, свободу в исследовательской и образовательной сферах; с другой - должен усилить свое взаимодействие с общественностью и найти свое место в экономической жизни современного общества, найти ответ на задачи, которые сформулированы новыми тенденциями в образовании и подготовке специалистов. Этот вызов также закладывает противоречия в концепции современного университетского образования.

Таким образом, процесс глобализации и коммерциализации, изменяя культурную парадигму университетского образования, формирует сегодня условия перехода от университета классического типа - центра культуры общества, целями которого являются подготовка элитных специалистов, к университету коммуникативному и нестабильному, реагирующему на изменения образовательной среды на международном уровне с учетом экономических основ развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.