Научная статья на тему 'Культурная идентичность как фактор укрепления целостности России'

Культурная идентичность как фактор укрепления целостности России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
337
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НОРМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ / ПРОДУКТИВНОСТЬ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОРА ЦЕЛОСТНОСТИ РОССИИ / CULTURAL IDENTITY / NORMS OF IDENTIFICATION / PRODUCTIVITY OF CULTURE AS A FACTOR IN THE INTEGRITY OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маршак Аркадий Львович

В статье рассматривается культурная идентичность как фактор и потенциал укрепления целостности российского государства. Приводится анализ современной социокультурной ситуации в России, раскрываются основы феномена современной культуры, её роли в обществе, приводятся основные направления исследования современной культуры как фактора целостности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural identity as a factor in strengthening the integrity of Russia

The article discusses cultural identity as a driving force and a reserve for strengthening the integrity of the Russian state. The author analyzes the modern social and cultural situation in Russia, reveals the foundations of the phenomenon of contemporary culture, its role in society; he outlines the main directions of research into modern culture as a factor promoting the integrity of Russia.

Текст научной работы на тему «Культурная идентичность как фактор укрепления целостности России»

Б01: 10.15838/680/2014.5.35.14 УДК 316.7, ББК 60.523

© Маршак А.Л.

Культурная идентичность как фактор укрепления

целостности России

Аркадий Львович МАРШАК

доктор философских наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования РФ, главный научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социологии Российской академии наук (117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5, marshak_al@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматривается культурная идентичность как фактор и потенциал укрепления целостности российского государства. Приводится анализ современной социокультурной ситуации в России, раскрываются основы феномена современной культуры, её роли в обществе, приводятся основные направления исследования современной культуры как фактора целостности России.

Ключевые слова: культурная идентичность, нормы идентификации, продуктивность культуры как фактора целостности России.

«В чем смысл культурной суеты? — В политике вооружений? В удушье газовых сражений? В братоубийственной резне? В партийных спорах и грызне? В мечтах о равенстве вселенском С грозящим брату кулаком? В неофилософах с их злом? В омужествленном поле женском? Тогда долой культуру эту..»

И. Северянин, 1925 г.

состояния невозможно. Являясь частью мирового цивилизационного процесса, российская культура не перестает сохранять своеобразие.

Понимание сущности идентификационных процессов в российском обществе без понимания содержания современной российской культуры, её черт и нынешнего

Интегрируя реальные образы культуры, продолжая стоять на службе интересов государства, в современных условиях культура отстает от задач государственного строительства и не соответствует усложняющимся процессам укрепления целостности России.

Вместе с тем, оценивая культурное состояние нашего общества, нужно учитывать приоритеты традиционных образцов культуры в ценностных социокультурных ориентациях наших людей. По данным исследований ВЦИОМ (2013 г.) одним из главных предметов гордости россиян являются отечественные культура и искусство. Так считают 75% опрошенных. Это дает основание полагать, что для России культура есть выражение национальной энергии и, следовательно, идентификационный потенциал для укрепления государственности и целостности государственного строя.

Рассматривая культуру в качестве идентификационного потенциала целостности российского общества, мы коснемся наиболее существенных сторон его проявления. При этом мы исходим из того, что современная российская культура многофункциональна, разнообразна и является способом определенного творчества, творческой деятельности человека, овеществленной в культурных ценностях (продуктах) и духовности человека (согласно концепции культурной деятельности В.Е. Давидовича и Ю.А. Жданова). В соответствии с этим культура является мерой общественного прогресса, что проявляется через конкретные показатели культуры. Культурная жизнь воплощает на практике гуманистические цели развития общества. Они, в свою очередь, определяют ценности культурной социализации, приобщая личность к идентификационным процессам.

Для идентификационных процессов имеет большое значение анализ функцио-

нирования культуры в обществе, прежде всего с точки зрения культурного влияния различных социальных групп. Кроме того, для понимания роли культуры в идентификационном процессе укрепления целостности России имеет значение деятельность учреждений культуры, средств массовой информации и досуговая деятельность на уровне институтов и личных предпочтений граждан.

Среди важнейших социокультурных факторов, имеющих влияние на культурную идентификацию, выделим следующие.

Во-первых, культура способствует формированию норм творчества, что влияет на разработку новых направлений в искусстве, науке, благоприятствует инновационным открытиям в целом, развитию познания, освоению и преобразованию мира. Культура содействует освоению новых территорий, развитию средств связи, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для жизни. Однако это носит не только позитив, но и может иметь негативные последствия, в том числе такие, как экспансия природы, подрыв привычных культурных связей, проявление разного рода фанатизма, распространение образцов массовой культуры и вредного влияния средств масс-медиа.

Во-вторых, культурная идентификация реализуется в труде, отдыхе, продолжении рода. Особое место здесь занимает речевой канал коммуникации как выражение определенного уровня культуры. Первостепенное значение для этого вида идентификационных процессов имеют развитие и совершенствование русского языка. Русский язык приобретает сегодня важную форму идентификации, через которую обновляется язык различных профессий, речевой канал политиков, молодежных связей.

В-третьих, особенностью идентификационных процессов, происходящих сегодня в России, является то, что они осуществляются в условиях глобального накопления и хранения информации. В современном социокультурном пространстве наличествует множество различных информационных потоков. В этой связи культурная идентификация может способствовать обновлению устной и письменной речи, радио- и телекоммуникациям, распространению социального опыта нравственных и религиозных установок. Условия информационного взрыва, который переживает современное российское общество, с одной стороны, глобализируют эти процессы, а с другой стороны, создают дополнительные условия для новых рисков.

В-четвертых, культура позволяет формировать регулятивные и нормативные условия идентификации. Именно культура поддерживает устойчивость традиций, позволяет эффективно соотносить теорию идентификации с конкретными действиями, координирует различные виды и типы идентификационного потенциала общества. При помощи культуры вырабатываются нормы идентификации (технические, моральные, эстетические, природно-климатические или экологические), которые обеспечивают субъективные и объективные условия жизнедеятельности.

В-пятых, культура освобождает процесс идентификации от эмоциональной напряженности. Особую роль здесь играют виды художественной культуры — театр, кино, литература, живопись, музыка и пр. Эта гедонистическая составляющая серьезно проявляется при проведении различных видов досуговой деятельности. При этом особые идентификационные усилия требуются при решении вопросов экономизации культуры и её продуктивности в условиях рыночных отношений.

В-шестых, осуществление идентификации культуры в настоящих условиях, учет социокультурного содержания этих процессов формулируют задачи создания эффективных механизмов их защиты. Культурная безопасность может реализо-вываться через продукты материальной культуры (медицинские препараты, одежда, обувь, оружие, средства химической защиты) и через духовную культуру (досуг, адекватная музыка, живопись, технический дизайн и т.п.). В последнее время, когда мы оказываемся в обществе риска, культурная безопасность занимает все более приоритетное место в идентификационных процессах.

Используя культуру как идентификационный фактор укрепления целостности российского общества, нужно иметь в виду, что социальная парадигма этого явления предполагает выделение ряда уровней: концептуальный (методология исследований), эмпирический (конкретно-социологическое изучение сферы культуры) и прикладной (управление, экономика, организация учреждений культуры).

Концептуальный уровень характеризуется прежде всего сложностью содержания и многофункциональностью культуры как социосистемы. На этом уровне мы разрабатываем теорию идентификации с учетом системы специфических закономерностей функционирования культуры. В соответствии с этим возможна идентификация образа жизни, образования, науки, средств массовой информации, национальных отношений и даже религиозных воззрений. Разумеется, это связано с обновлением категориального аппарата и научного языка теории и социологии культуры, что, в свою очередь, опирается на социальный опыт культуры и процессы культурной самоидентификации общества.

Концептуальная конструкция и методологическое содержание социокультурной идентификации во многом определяются через эмпирическое содержание культуры как общественного института. Социологические исследования позволяют установить спектр эмпирических показателей и конкретных форм осуществления процесса идентификации при помощи культурной деятельности. Упор на эмпирику дает возможность определить содержание социокультурной системы того или иного института культурно-духовной сферы, раскрыть моральные ценности, эстетические нормы и параметры культурного поведения личности, необходимые для успешного проведения идентификации.

Это позволяет, в свою очередь, выйти на решения идентификационных задач прикладного характера, дать действенные конкретные предложения по совершенствованию целостности общества и управлению этими процессами.

Без культурного анализа общества, процесса функционирования культуры в обществе как важнейших условий познания всех социокультурных сторон жизни невозможно правильно и адекватно осуществлять саму идентификацию. Выстраивая идентификационную парадигму, нужно учитывать не только экономические факторы, но и четко определять неэкономические

составляющие этого процесса. Разумеется, здесь сегодня все большую роль играет культура. При этом надо отметить, что гуманистический характер идентификационных процессов в российском обществе делает культуру приоритетным фактором укрепления целостности России. Духовная составляющая общества в целом и отдельных её членов в частности оказывает существенное влияние на процессы идентификации, способствует эффективному решению идентификационной целостности общества.

Рассматривая культуру как идентификационный потенциал этих процессов, необходимо опираться на те образы культуры, которые традиционны для российского общества и в которых находят отражение исторически обоснованные морально-нравственные устои российского человека. Это одно из важных требований адекватного использования культуры как идентификационного потенциала.

Анализ реального состояния общества, его духовной и культурной жизни, использования результатов социологического осмысления этих процессов позволяет надеяться на успешное решение задач культурной идентификации как непременного условия дальнейшего становления целостности современного российского государства.

Литература

1. Горшков, М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики) / М.К. Горшков. — М.: Новый хронограф, 2011. — 672 с.

2. Жданов, Ю.А. Сущность культуры / Ю.А. Жданов, В.Е. Давидович. — Ростов-на-Дону: Наука пресс, 2005. - С. 195-428.

3. Маршак, А.Л. Культура: социологические смыслы и социальные реалии. Предисловие академика РАН М.К. Горшкова / А.Л. Маршак. - М.: НИЦ «Академика», 2013.

Marshak A.L.

Cultural identity as a factor in strengthening the integrity of Russia

Arkadii L'vovich Marshak — Doctor of Philosophy, Professor, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Chief Research Associate, Federal State-Financed Scientific Institution the Institute ofSociology ofthe Russian Academy ofSciences (24/35, Building 5, Krzhizhanovsky Street, Moscow, 117218, Russian Federation, marshak_al@mail.ru)

Abstract. The article discusses cultural identity as a driving force and a reserve for strengthening the integrity of the Russian state. The author analyzes the modern social and cultural situation in Russia, reveals the foundations of the phenomenon of contemporary culture, its role in society; he outlines the main directions of research into modern culture as a factor promoting the integrity of Russia.

Key words: cultural identity, norms of identification, productivity of culture as a factor in the integrity of Russia.

References

1. Gorshkov M.K. Rossiiskoe obshchestvo kak ono est' (opyt sotsiologicheskoi diagnostiki) [Russian Society as It Is (the Experience of Sociological Diagnostics)]. Moscow: Novyi khronograf, 2011. 672 p.

2. Zhdanov Yu.A., Davidovich V.E. Sushchnost'kul'tury [Essence of Culture]. Rostov-on-Don: Nauka press, 2005. Pp. 195-428.

3. Marshak A.L. Kul'tura: sotsiologicheskie smysly i sotsial'nye realii [Culture: Sociological Meanings and Social Realities]. Foreword by RAS Academician M.K. Gorshkov. Moscow: NITs "Akademika", 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.