Научная статья на тему 'Культурная глобализация (глокализация). Локальное и транснациональное'

Культурная глобализация (глокализация). Локальное и транснациональное Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
7093
764
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОКАЛИЗАЦИЯ / ГЛОКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / GLOBALIZATION / CULTURAL GLOBALIZATION / GLOCALIZATION / GLOCAL CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Малиновский А. С.

Показывается, что в процессе роста влияния глобализации на локальные культуры и распространения западных ценностей растет и уровень их самосознания и стремление к сохранению культурной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL GLOBALIZATION (GLOCALIZATION). LOCAL AND TRANSNATIONAL

It is shown in the paper that under increasing influence of globalization on the local cultures and the western values distribution, there grows the level of their consciousness and aspiration to cultural identity preservation.

Текст научной работы на тему «Культурная глобализация (глокализация). Локальное и транснациональное»

УДК 008:001. 8

А. С. Малиновский

КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ (ГЛОКАЛИЗАЦИЯ). ЛОКАЛЬНОЕ И ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ

Показывается, что в процессе роста влияния глобализации на локальные культуры и распространения западных ценностей растет и уровень их самосознания и стремление к сохранению культурной идентичности.

Ключевые слова: глобализация, культурная глобализация, глокализация, глокальная культура.

Современный мир представляет собой сосуществование разных культур со своими ценностями и жизненным ритмом. Сам термин «сосуществование» подразумевает тесное взаимодействие этих культур и людей, принадлежащих той или иной культуре. Тем более это взаимодействие все усиливается с течением времени и развитием науки и технологий: развивается инфраструктура городов, меняется тип техники и в результате ритм жизни людей оказывается под огромным влиянием наконечника стрелы «Интернет, средства массовой коммуникации, сотовая связь», которая пронеслась в конце XX столетия и прочно вонзилась в начале XXI в мишень человечества, определив его будущую жизнь как своеобразную «гонку». И получается, что термин «взаимодействие» начинает постепенно уступать такому термину, как «взаимопроникновение», а может быть, даже и «взаимовлияние», что, безусловно, не может не отразиться на жизни людей. И в таком контексте мы смело уже можем говорить о понятии глобализации, которая происходит не только в современном нам мире, но свою оболочку (осознание как процесса и сам термин) начала приобретать в конце далекого XIX в., и происхождение самого слова «глобализация» указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах. Впервые термин «глобализация» (в значении «интенсивная международная торговля») употреблял К. Маркс, который в одном из писем Ф. Энгельсу в конце 1850-х гг писал: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась» [1, с. 192]. На эту же ведущую роль международной торговли в процессах глобализации указывает и тот факт, что предыдущая глобализация, начавшаяся в эпоху Маркса, закончилась в 1930-х гг., после того как все развитые страны перешли к политике жесткого протекционизма, что вызвало резкое свертывание международной торговли.

Интерес к глобализации растет стремительно вместе с интересом к развитию человеческой цивилизации. При этом само понятие глобализации как таковое расширилось и приобрело в современности гораздо более объемную форму, не говоря

уже о том, что место ведущей роли в процессе глобализации международная торговля давно уступила mass-media и глобальной сети Интернет.

Итак, что же такое «глобализация» в современном понимании этого термина? Понятие «глобализация», образованное от английского globe - «земной шар», подчеркивает системообразующий признак и планетарный характер этого явления. Предлагаю в данном контексте оттолкнуться от следующего определения глобализации. Глобализация -это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Многие связывают рождение слова «глобализация» с именем английского ученого Р. Робертсона, который в 1983 г. использовал термин globality (глобальность) в названии статьи «Обсуждая глобальность», а в 1992 г. изложил основы своей концепции (идея целостности мира, обусловленная распространением достижений западной цивилизации) [2]. Глобализация, по Робертсону, процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена.

Хотелось бы отметить и другое, может быть, более точное определение этого процесса. Глобализация - это объективный процесс, качественно новый этап интеграции различных сфер человеческой жизнедеятельности. Характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью стран и народов, становлением общемирового финансово-экономического пространства, информационной революцией, превращением знания в базовый элемент общественного богатства. Основной вектор развития глобализации - формирование целостного мира, глобального сообщества, нового качества человеческой цивилизации.

Поскольку в данной статье задачей стоит рассмотрение влияния глобализации на культуру, то не заострить внимания на основном направлении развития глобализации - на ее непосредственном взаимодействии со сферой культуры - не представляется возможным.

В связи с этим необходимо задействовать в статье еще один важный термин - «глокализация». Робертсон предлагает заменить центральное понятие

культурной глобализации понятием «глокализа-ция» - совмещением слов «глобализация» и «локализация». Свое название (от лат. Global - всемирный и local - локальный, местный) глокализация получила в результате сложного переплетения глобальных и местных, локальных, процессов общественного развития. «Глобализация - на первый взгляд нечто громадное, внешнее, что надвигается и в конце концов подавляет все остальное, - воспринимается в конкретных мелких проявлениях, на местах, на собственной жизни, в символах культуры, отмеченных знаком “глокального”» [3, с. 92]. Введение термина «глокализация» помогает структурировать подходы к пониманию глобализации непосредственно во влиянии ее на культуры; помогает понять суть глобальных процессов.

Действительно, рассуждения и споры по поводу развития человеческой цивилизации, месте в ней национальных культур и их взаимоотношений велись не одно столетие, а философы и социологи писали о все возрастающем росте самосознания локальных культур, их борьбе за свои ценности и устои в условиях все увеличивающегося влияния в мире глобальных тенденций. Ю. Хабермас много лет назад говорил о «новой необратимости» [4], З. Бауман говорит о «конце однозначности» [5]. Локальное и глобальное, утверждает Робертсон, не исключают друг друга [6]. Напротив, локальное нужно рассматривать как аспект глобального. «Глобализация, помимо прочего, означает также стягивание, столкновение локальных культур, которые должны получить новое определение в этом “clash of localities” (столкновение локальностей)» [3, с. 91]. Таким образом, получается, что современное культурное пространство - это пространство глокализационных процессов, и точнее его можно эксплицировать как глокальную культуру. Гло-кальная культура - это мировое культурное пространство, в котором осуществляется взаимодействие и взаимопроникновение локальных культур как культурно-исторических образований, обладающих собственной ментальностью и способных к сохранению своей идентичности в условиях глобализации.

Для культурной глобализации как глокализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой - популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные, зачастую даже приобретая их культурную окраску. Если на каком-то этапе таких взаимоотношений происходит вытеснение, то многие это расценивают как утрату национальных

культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры, что является важнейшим элементом глокальной культуры и что этнологи и политологи называют «всплеском национализма». Особенно заметен он стал с 50-х гг. ХХ столетия. Часто эта борьба за самосохранение протекает в жестких манифестных и конфликтогенных формах. Так было на территории бывшего Советского Союза, на Балканах, где противостояние христианского и мусульманского миров продолжается до сих пор.

Так, начавшаяся демократизация в СССР во второй половине 1980-х гг. значительно активизировала общественные и национально-культурные процессы в Татарстане, а татарское население Башкирии, где во время перестройки были ликвидированы школы с преподаванием на татарском языке, и по сей день направляют жалобы о нарушениях своих национальных прав в органы власти и научные учреждения республики, мотивируя это тем, что государственная национальная политика Башкортостана прямо направлена на ликвидацию их этнической идентичности.

Глобализацию культуры связывают с двумя феноменами. Первый представляет собой распространение западных индивидуалистических ценностей среди все большей части населения Земли. Эти ценности пропагандируются социальными институтами, которые признают индивидуальные права человека и попытки защищать права человека на международном уровне.

Второй тенденцией можно назвать заимствование западных «правил игры» во всем мире. Бюрократическая организация и рационализм, материалистические взгляды, ценности экономической эффективности и политической демократии распространяются в мире со времен европейского Просвещения, с каждым годом растет влияние западных ценностей: рациональности, индивидуализма, равенства, эффективности - в других частях света. Однако с каждым годом растет и противостояние им.

В связи с этим нельзя не обратить внимания на распространенное мнение социологов по всему миру о том, что «.. .Глобализация ведет к унификации культурных миров, разрушающе действует на базовые ценности национальных культур, способствует распространению и утверждению американской массовой культуры как культуры-лидера, играющей главную скрипку в ансамбле культур постиндустриального общества» [7, с. 61]. В современном мире действительно трудно не заметить потерю культурного разнообразия. Она очевидна. Но столь же очевидна и борьба за культурное многообразие.

Довольно ярким примером служат грузино-абхазские конфликты. Для абхазов как государство-

образующего коренного этноса ценностно-установочная система, направленная на понимание того, что «теряя родину - теряешь все», воспринимается как ядро менталитета каждого и общества в целом. Грузино-абхазское вооруженное противостояние 1992-1993 гг. для абхазского народа вылилось в отечественную войну, так как абхазы как этнос осознавали всю критичность существования: быть или не быть на этнической карте мира. По масштабу эта война была всенародной, по характеру - освободительной.

Мало того, что процесс глобализации «стягивает» локальные культуры, ставит их перед выбором типа взаимоотношений (т. е. имеется в виду, какие именно отношения сложатся между ними в ходе дальнейшей истории - дружественные или враждебные, что будет определять их дальнейшую жизнь - сотрудничество или неприятие), но ведь он еще так или иначе навязывает продукцию и ценности транснациональной культуры (американизация). У. Бек говорит о том, что бытие становится дизайном в условиях современности, и получается, что ценностный слой, вложенный когда-то в традиционные культуры, уступает место унификации. Происходит сильнейший удар по целостности национальных, локальных культур. «Глобализация экономической активности сопровождается волнами трансформации в сфере культуры, процессом, который называют «культурной глобализацией». При этом речь идет прежде всего и главным

образом о фабрикации символов культуры - о процессе, который, кстати, наблюдается уже давно» [3, с. 81].

Таким образом, ценностно-смысловые основания, на которых базируется современная философия глокализации, устанавливают новые принципы взаимоотношений человека и природы, трансформируют складывающийся веками механизм цивилизационного развития, способствуют образованию уникальных пространственно-временных структур в культуре, изменяя как сами культурноисторические типы, так и формы их взаимодействия, иногда даже не беря во внимание, что «...единственным основанием толерантных взаимоотношений между культурами может стать идея равноценности всех культур и народов» [8, с. 5]. Соответственно, иными становятся представления о будущем человечества, а вопрос о судьбах культур напрямую связывается с вопросом о судьбах их носителей, ибо доминирующая «экономцен-тричная» стратегия не способствует выходу современной цивилизации из системно-парадигмально-го кризиса, проявления которого связываются с интенсивным ростом научно-технических достижений во всех сферах жизнедеятельности человека. Однако в эпохи глобальных кризисов нарастают силы самодетерминации, заложенные в локальной культуре [9, с. 228], раскрывается ее мощный потенциал, реализуемый в процессах социальных преобразований.

Список литературы

1. Аттали Ж . Карл Маркс . Мировой дух . М . , 2008. С . 192 .

2 . Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture . London, 1992 .

3 . Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию . М .: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с .

4 . Хабермас Ю . Демократия . Разум . Нравственность . М . : Наука, 1992 . 175 с .

5 . Бауман З . Текучая современность . СПб. : Питер Пресс, 2008. 238 с.

6 . Robertson R . Globalization, in: Featherstone M . u . a . (Hg .), Global Modernities, London, 1995.

7 . Шендрик А. И . Глобализация в системе культурологических координат // Знание . Понимание . Умение . 2004. № 1.

8 . Кокаревич М . Н . Принципы уникальности и равноценности культур как условие межкультурной толерантности // Вестн . Томского гос.

пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2010 . Вып . 5 (95) . С . 5-11.

9 . Библер В . Культура . Диалог культур // На гранях логики культуры: книга избранных очерков . М . , 1997 . 228 с .

Малиновский А. С., аспирант.

Томский государственный архитектурно-строительный университет.

Пл. Соляная, 2, Томск, Россия, 634003.

E-mail: m4st3rtomsk86@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 26.11.2012.

A. S. Malinovskiy

CULTURAL GLOBALIzATION (GLOCALIzATION). LOCAL AND TRANSNATIONAL

It is shown in the paper that under increasing influence of globalization on the local cultures and the western values distribution, there grows the level of their consciousness and aspiration to cultural identity preservation.

Key words: globalization, cultural globalization, glocalization, glocal culture.

Tomsk State University of Architecture and Building.

Pl. Solyanaya, 2, Tomsk, Russia, 634003.

E-mail: m4st3rtomsk86@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.