Научная статья на тему 'Культурфилософский анализ культов жизнесохраняющих богинь Древнего Египта'

Культурфилософский анализ культов жизнесохраняющих богинь Древнего Египта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
814
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТ БОГИНИ / МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / ИДЕЯ РОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ромах Ольга Викторовна, Стерликова Марина Сергеевна

В статье предпринимается попытка исследования древнейших мифологических образов богинь Древнего Египта, покровительствующих рождению, и их символического выражения. Автор рассматривает процесс рождения жизни с точки зрения верований древних египтян и пытается определить роль и функции женщины в древнеегипетском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурфилософский анализ культов жизнесохраняющих богинь Древнего Египта»

КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КУЛЬТОВ

ЖИЗНЕСОХРАНЯЮЩИХ БОГИНЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Ромах Ольга Викторовна - ТГУ им. Г. Р. Державина Стерликова Марина Сергеевна - аспирантка ТГУ им. Г. Р. Державина

Аннотация. В статье предпринимается попытка исследования древнейших мифологических образов богинь Древнего Египта, покровительствующих рождению, и их символического выражения. Автор рассматривает процесс рождения жизни с точки зрения верований древних египтян и пытается определить роль и функции женщины в древнеегипетском обществе.

Ключевые слова: культ богини, мифологические образы, идея рождения жизни.

В древнеегипетском обществе, традиции которого исходили из системы матриархата, женщины занимали достаточно высокое положение. Многие надписи на стенах гробниц и сохранившаяся личная переписка свидетельствует о любви и уважении к представительницам слабого пола. Вероятно, что основа подобных отношений напрямую была связана с таинством зарождения жизни в материнском чреве и верой в то, что женщина являлась земным воплощением Богини-матери, которая в системе ранних религиозных верований египтян почиталась как наивысшее божество.

В пользу данного предположения говорит древнеегипетская иероглифическая система письменности. Согласно утверждениям исследователей, в Древнем Египте, начиная с 5-й династии, иероглифический знак, имеющий значение «бог» (рис. 1), писали в форме, которая показывает божество в человеческом облике в положении сидя [4, с. 133]. Обязательными атрибутами, которые придавали знаку божественные черты, были парик и одеяние, закрывающее всё тело. Иероглифический знак «женщина» (рис. 2), который описывает как саму личность, так и женское окружение, представляет собой полное изображение женской фигуры в профиль. Парик и одеяние, закрывающее всё тело, также указывают на божественность знака, тем самым связывая образ земной женщины с образом божества.

Рис. 1 Иероглиф, обозначающий «бога». Рис.2 Иероглиф, обозначающий

«женщину».

Из множества древнеегипетских мифологических женских образов выделяется группа богинь, покровительствующих и помогающих появлению на свет новой жизни: Таурт, Тоэрис, Хекет, Нехбет, Рененутет. Функциональными аспектами данных богинь являются: покровительство беременным женщинам (ответственность за формирование зародыша в материнском чреве), помощь при родах (акушерство), функция защиты от злых сил (защита жизни матери и ребенка) и способствование плодородию (наличие грудного молока у кормящей матери).

Функция покровительства беременным женщинам выражена в ответственности богини за формирование зародыша в материнском чреве, что четко отражено в образах и атрибутах Таурт, Тоэрис и Хекет, почитающихся на территории всего Египта с древнейших времен. Так, среди символов и атрибутов Тоэрис и Таурт присутствуют Петля жизни СА, символизирующая маточную кровь женщины, и нож, который в мифах ассоциировался с серпом Луны - символом материнской утробы, содержащей в себе «лунную» кровь женщины - источник зарождения жизни [6, с. 439].

Рис. 3 Таурт Рис.4 Петля Жизни (СА) Рис. 5

Тоэрис

Богиня Хекет изображалась в образе лягушки или женщины с лягушкой на голове. Она несла ответственность за формирование зародыша в чреве матери, на что указывает значение иероглифа, изображающего лягушку, который считался в Древнем Египте символом человеческого зародыша.

На функцию, отвечающую за формирование новой жизни в материнском теле, указывает и изображение вышеперечисленных богинь в облике животных, представляющих водную фауну, что подчёркивает их связь с водной стихией, являющейся олицетворением вод материнской утробы - средой зарождения жизни и формирования зародыша.

Функция акушерства этой группы богинь раскрывается в их роли помощниц при родах. Например, в мифах Хекет принимала появившихся на свет богов, то есть выполняла функции повитухи. В текстах с Хекет часто отождествляется старуха-гриф Нехбет, которая также упоминалась как помощница при родах. Сохранились древнеегипетские изображения, на которых Таурт и Тоэрис помогают рождению богов. На одном из изображений Тоэрис помогает рождению солнечного ребёнка из цветка лотоса. Богиня в одной руке держит петлю Са - символ материнской крови, а другой рукой обмахивает его веером, тем самым даря ему «материнское дыхание жизни» (рис. 6). Также известна богиня Рененутет - «владычица плодородия», «правительница закромов», в древнем образе матери-змеи. Как богиня, покровительствующая урожаю и плодородию, она также выступала в роли помощницы при родах (рис. 7).

Рис. 6 Тоэрис помогает рождению Рис. 7 Богиня Рененутет в облике

матери-змеи.

солнечного ребёнка из Цветка лотоса (лоно матери).

Богини выступают в роли хранительниц матери и ребёнка во время родов. В связи с этим, среди их атрибутов присутствовали факелы и ножи, которые в Древнем Египте считались символами магической силы, отгоняющей зло, болезни и вред. В быту египтяне помещали изображения богинь-покровительниц в качестве амулетов на подголовниках, кроватях и других домашних предметах в целях защиты матери и ребёнка от злых сил и способствованию изобилию молока у кормящей матери.

Важно отметить, что согласно древнеегипетским текстам и мифам, богини-матери Нут, Тефнут, Нефтида, Исида также покровительствовали роженицам и облегчали роды. Их призывали в беде, произнося их имена для защиты детей и семьи. Это позволяет предполагать, что в Древнем Египте существовала традиция, согласно которой женщины, уже ставшие матерями, впоследствии сами занимались повивальным делом, то есть становились повитухами по отношению к другим роженицам.

Таким образом, семиозис культов вышеперечисленных богинь раскрывает отношения между повитухой и роженицей, которые в быту проявлялись в уходе за беременными женщинами в дородовой период, оказании помощи при родах и заботе о матери и ребёнке после родов в целях их выживания. Данные функциональные аспекты женщин легли в основу целительского искусства.

После того как ребёнок рождался и мать оправлялась от родов, внимание роженицы переключалось с беременности и родов на заботу о потомстве и семье. Поэтому, рассматривая отношение матери и ребёнка, следует говорить о таких женских функциях как роль кормилицы и воспитательницы, защитницы и хранительницы потомства. Данная функция заложена в образах богинь-матерей, которые часто изображались в облике коровы (рис. 8, 9) - животного, являющегося источником пищи и плодородия: Мут, Нут, Хатор, Исида, Нейт.

Рис.8 Богиня Хатор в облике коровы Рис. 9 Богиня Хатор

В данном случае подчеркнута ассоциация между женщиной, кормящей грудью своего дитя и коровой - животным, являющимся источником молока. Со временем облик богинь-матерей приобрёл антропоморфные черты, и они предстали в образе женщин, кормящих грудью своих детей. Изображение «кормящей груди Богини» имело в Древнем Египте особое сакральное значение. Это объясняется той важностью, которое придавалось процессу кормления в древние времена, когда людям было неизвестно искусственное вскармливание, и ребёнок, лишённый грудного материнского молока, был обречён на

смерть. Существуют сведения, что у египетских женщин была особенно тесная связь с маленькими детьми, поскольку они кормили их грудью до трехлетнего возраста, так как молоко считалось самым важным профилактическим средством от болезней [4, с. 27]. Поэтому, если женщина не могла кормить ребёнка грудью, малышу находили кормилицу. Таким образом, женская грудь как источник материнского молока, столь необходимого для выживания ребёнка, являлась в Древнем Египте символом материнства и кровных уз.

Подобно тому, как в земной жизни египтян женщины занимались целительством, основы которого проистекали из их потребности заботиться друг о друге при родах, выкармливании и выращивании детей, оказании взаимной помощи и поддержки в целях выживания рода, в древнеегипетском пантеоне богини явились основательницами и покровительницами врачебного дела. В мифах богини Сехмет, Баст, Исида, Нейт нередко выступали в роли целительниц и волшебниц. Согласно текстам мифов, богиня Сехмет, выступала в роли «волшебницы», называясь Веретхекау, в данном образе она покровительствовала врачам, которые считались ее жрецами. Колдовской силой обладала и богиня-змея Уаджет - древнейшее олицетворение матери-земли. В роли волшебницы и покровительницы врачебному делу являлась богиня Исида. Согласно мифу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли змея, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Другой мифологический текст говорит, как своим знанием Исида, одна из богинь-покровительниц медицины, исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах скорпионами [5].

Нередко богини изображались в одеждах зелёного цвета, например богиня Баст. Зелёный цвет - цвет растительности, был особенно любим жителями Древнего Египта - страны с жарким климатом, окружённой песками пустыни. В связи с этим Уаджет - богиня, способствующая произрастанию растений и удлинению жизни, имела эпитет «зелёная». Зелёный цвет передавался с помощью иерглифа «папирус» (рис.10), который в Египте был символом жизненной силы. На изображениях папирус в руках богини имел также значение «счастье».

Выступая в роли защитниц жизни, богини-матери часто изображались с систром в руках, который наиболее широкое распространение получил в культе Хатор (рис. 11, 12). Более древним вариантом систра является бат, изображающий богиню с головой коровы (рис. 13). Со временем эта форма инструмента-трещотки слилась с символикой Хатор и приняла форму систра с двумя ликами (два лика богини Хатор - Исида и Нефтида). Нередко с систром в правой руке и корзиной в левой изображалась богиня-кошка Баст, являющаяся покровительницей матерей и домашнего очага. Считалось, что грохочущий звук священного систра богини отгонял злых духов [6, с. 145], поэтому в быту систр использовался египтянами в качестве защитного амулета.

Согласно текстам, магической способностью лечить больных и отгонять злые силы обладала и богиня Нейт, поэтому она часто изображалась на подголовнике ложа. Графический образ, иероглиф Нейт, обычно толкуют как стилизованный рисунок двух связанных вместе луков, что характеризует богиню как хранительницу лука (рис. 14). Другой символ богини - щит Хемесут, над которым пересекаются две стрелы, считали олицетворением женской творческой силы, он представлял собой дополнение к мужскому двойнику Ка (рис. 15). В щите была сосредоточена защитная магия, которая охраняла жизнь воина. На основании этого, можно говорить о том, что данные символы представляют Нейт не только как воинственную богиню, но и как защитницу жизни.

Рис. 10 Иероглиф «Папирус».

Рис. 11 Богиня Хатор с атрибутами Рис. 12 Систр

Рис. 13 Бат

Рис. 14. Графический образ Нейт. Рис. 15 Щит Хемесут - символ Богини

Нейт.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, женщины в Древнем Египте являлись хранительницами особого источника магической и психической силы, что в земной области указывало на владение женщинами целительским искусством и применение защитной магии в целях охраны потомства и семьи от злых сил и болезней.

Источники литературы:

Лункер М. Египетский символизм.

Мифы народов мира /энциклопедия в двух томах/. М.: «Советская Энциклопедия»,

1.

2.

1987. Т. I, II.

3.

317с.

4.

5.

6.

2005. - 638, [2] с.: ил.

Мышуста С. В. Древний Египет: Женщины-фараоны. Ростов н/Д: «Феникс», 2006. -

Овузу Х. Символы Египта.- СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2006. - 288с. Самозванцев А. М. «Мифология Востока». М.: «Алетейа», 2000.

Уокер Б. Женская энциклопедия. Символы, сакралии, таинства. - М.: Астрель,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.