Научная статья на тему 'Культура здоровья как философско-мировоззренческий феномен'

Культура здоровья как философско-мировоззренческий феномен Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
430
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / HEALTH PHILOSOPHY / HUMANITARIAN / CONTINUOUS EDUCATION / LIFE QUALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Оглоблин Константин Алексеевич

Выдвинута парадигма, которая определяет связь человека с природой, духовно-нравственным обществом и здоровьем. Главной задачей данной парадигмы является повышение и улучшение качества здоровья человека, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни и разработка новых подходов к их осуществлению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health Culture as a Philosophy and World-Outlook Phenomenon

The paradigm that defines the connection of a man with nature, spiritual and moral society and health has been offered. The main purpose of this paradigm is increasing and improving human health, formation of health culture and healthy lifestyle as well as development of new approaches to their realization

Текст научной работы на тему «Культура здоровья как философско-мировоззренческий феномен»

И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

К. А. Оглоблин

(Уссурийск)

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Выдвинута парадигма, которая определяет связь человека с природой, духовно-нравственным обществом и здоровьем. Главной задачей данной парадигмы является повышение и улучшение качества здоровья человека, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни и разработка новых подходов к их осуществлению

Стратегический уровень образовательной политики в современных условиях воплощен в новой парадигме образования, которую определяют как совокупность общих методологических и теоретических установок и представлений, ориентиров, принятых педагогическим сообществом. Это своего рода общая модель, эталон, которым руководствуются при постановке и решении педагогических проблем. Образовательная политика государства должна соответствовать принятой в мировом сообществе и признанной в России гуманистической, личностно и социально ориентированной, развивающей парадигме, которая воплощается на стратегическом уровне образовательной политики в основных целях и ориентирах, методологических установках развития образования, позволяющих выделить приоритеты, наметить траектории развития образования в целом, всех его уровней и типов. Конкретные методы и приемы принадлежат уже тактическому уровню реализации политики [1].

Специалистам в области классической

медицины оказалось не под силу решение проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся, так как это комплексная проблема, отражающая взаимосвязь физического, психического, социального и духовного в человеке. Социальный заказ на поиск путей сохранения и развитие здоровья нации, обеспечения трудовой эффективности и репродуктивной достаточности должен быть адресован субъектам образовательного процесса. В современном обществе все больше осознается ответственность за социальное, психологическое, экологическое благополучие - не только свое, но и новых поколений. Поэтому здоровье нации - в первую очередь педагогическая проблема. Однако в ее решении, связанном с повышением качества здоровья населения, должны участвовать не только педагоги, но и врачи, психологи, социологи и практические работники в сфере физической культуры.

Современная жизнь требует создания новой концепции «Образование в контексте укреплении здоровья нации».

Идея разработанной нами концепции заключается в том, что именно непрерывное образование на всех уровнях (дошкольное, школьное, среднее и высшее специальное, постдипломное) помогает сформировать культуру здоровья человека, его отношение к здоровому образу жизни, широко применять здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии, активно пропагандировать физическую культуру и спорт, санитарно-гигиеническое воспитание, создавать психологический комфорт и снижать стрессогенные факторы, духовно и нравственно воспитывать человека, тем самым положительно влиять на здоровье нации, особенно на подрастающее поколение.

На основе концепции выдвинута парадигма, которая определяет связь человека с природой, с социально ориентированным обществом и здоровьем. Главной задачей парадигмы является повышение и улучшение качества здоровья человека, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни и разработка новых подходов к их осуществлению.

В Философском энциклопедическом словаре (А. М. Прохоров) парадигма трактуется с нескольких позиций: 1) понятие, используемое в античные и средние века в философии для характеристики взаимоотношения духовного, религиозного и реального мира; 2) теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

В целях упорядочивания имеющихся в педагогике представлений о парадигме, целесообразно развести понятия научной и образовательной парадигмы. Учитывая исходное толкование парадигмы, а также вышеизложенное, предложим следующее их понимание.

Научная педагогическая парадигма -это онтологические и гносеологические представления об образовании и науке, определяющие характер, идеалы, нормы научно-педагогического исследования, а также служащие основанием методологии педагогики. Образовательная парадигма - это совокупность принятых в педагогическом сообществе мировоззренческих и теоретических предпосылок, определяющих кон-

кретные подходы к проектированию процесса образования и саму образовательную практику [3].

В педагогической антропологии поднимается достаточно широкий круг вопросов, традиционно относимых к философской антропологии, связанных с природой человека, его сущностью и существованием, его развитием и саморазвитием в процессе образования, смыслом его бытия и педагогическим идеалом. Именно антропологические аспекты философского знания дают педагогической антропологии обобщенные представления о человеке, которые лежат в основе педагогических воззрений на сущность, цели и задачи педагогики. Благодаря органическому единству этих антропологических дисциплин можно раскрыть реальные педагогические отношения, внутри которых происходит становление человеческого в человеке. Педагогическая антропология интерпретирует философско-антропологические идеи применительно к педагогике, раскрывая содержание разных концепций образования с точки зрения природы человека, его места в мире в целом и в структурах образования в частности. Она дает педагогике исходя из разных философско-антропологических представлений ответ на вопрос: кем является человек - целью или средством, выступает ли он объектом или субъектом педагогических отношений? При этом человек понимается или как личность (цель самой себя), существо, которое реализует себя в многообразном, свободном и созидательном общении с другими, или как атомизированный, автономный и обезличенный индивид.

Перед педагогической наукой встает задача парадигмальной классификации и систематизации на широкой философско-антропологической основе различных концепций образования, как западных, так и отечественных, с последующей разработкой на основе проведенной систематики концептуальной антропологической модели образовательного процесса.

Интегративная педагогическая антропологическая парадигма призвана объединить различные аспекты философского и педагогического человекознания в единую

предметную область. Она исходит из принципа целостности человека - как единства физического и психического, телесного и духовного, социального и индивидуального в нем, фиксирует направленность, ориентацию исследования и построения современной антропологической модели образования.

Парадигма культуры здоровья включает в себя следующие положения:

- опережающую гуманизацию, направленную на человека и все сферы его жизнедеятельности, утверждающую ценности общечеловеческого, общекультурного достояния и рассматривающую в первую очередь жизнь людей и их общественные отношения;

- вероятностную социологизацию, заключающуюся в повышении внимания к социальным аспектам развития (социальная экология, социальная инфраструктура и др.);

- ноосферную экологизацию, предполагающую рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания, условиями жизни. Экологизация процесса обучения характерна для всего междисциплинарного комплекса наук, который исследует взаимодействие общества, производства и окружающей среды или «экоразвитие»;

- прогностическую экономизацию -направление, которое также характерно для многих наук;

- валеологизацию - интегративное направление, которое формирует здоровье населения.

При рассмотрении предмета здоровья к нему необходим более общий подход с позиций философского и общенаучного знания, который бы составил второй полюс ва-леологического образования, а в сочетании с конкретными валеологическими знаниями и практическими дисциплинами (например, «Валеологическая работа в школе») обеспечил бы всестороннюю подготовку специалиста. Эта философско-образова-тельная часть проблемы здоровья стала бы необходимой составляющей современной философии образования, и в частности вузовской профессиональной подготовки учителей.

Философия здоровья рассматривается комплексно, как единство здоровья природы, здоровья общества и здоровья человека [4]. Такой подход совершенно необходим, поскольку, с одной стороны, как бы ни сохранял и ни улучшал свое здоровье отдельный человек, он не сможет добиться желаемых результатов, если будет жить в больном обществе, пронизанном противоречиями экономического, политического, духовного плана. Это объясняется тем, что отдельный человек есть элемент и субъект социальной системы - общества. Поэтому здоровье или нездоровье всей социальной системы, общества обязательно отражается и на элементах данной системы - на людях. С другой стороны, материнской средой существования и человека, и общества в целом является природная среда. Следовательно, человек и общество могут быть здоровы в том случае, если не нарушена и не разрушена материнская природа их существования, соответствующие биогеоценозы, природные ландшафты планеты. Таким образом, рассмотрение здоровья природы совершенно необходимо для комплексного понимания проблемы здоровья и для практического оздоровления населения. Тогда выделяются три основных блока философии здоровья: философия человека, или гомовалеология, философия общества, или социовалеология, и философия природы планеты - эковалеология.

Рассмотрение трех указанных блоков философии здоровья осуществляется на базе системно-философского подхода, что предполагает его всестороннее, комплексное изучение как целостной системы, выявление соответствующей структуры и функций ее частей, изменения структурно-функциональных организаций в онтогенезе, учета данных истории, филогенеза системы, а также раскрытия главных взаимодействий системы с окружающей средой. Чтобы акцентировать внимание на целостном, комплексном подходе к изучению проблемы, в отличие от ряда других возможных подходов (например, по отдельности -структурно-функционального, эволюционного и т.п.), обозначим системно-философский подход понятием «системный». Тогда

в философию здоровья войдут следующие блоки: системная гомовалеология, системная социовалеология и системная экова-леология.

Во всех блоках философии здоровья будет учитываться реальная сложность обменных процессов системы с окружающей средой, а также внутри системы, которая проявляется в наличии материального обмена не только веществами, но и энергиями. Так, применительно к человеку это означает необходимость рассмотрения в системной гомовалеологии не только вещественного (питание, дыхание и т.д.), но и особого энергетического обмена с окружающей средой посредством нервно-локомоторного комплекса. Слаженное гармоничное функционирование энергообмена у человека формирует его духовное здоровье, здоровую двигательную активность и трудовую деятельность. Таким образом, системная гомовалеология в качестве фундамента предполагает системное единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья. Применительно к здоровью общества комплексное рассмотрение обменных процессов предполагает соответствующее рассмотрение не только материально-экономических, но и духовных сфер его жизнедеятельности.

Несомненно, что здоровье принадлежит к главным общечеловеческим ценностям. Но в современном, насыщенном социальным драматизмом динамичном мире, когда остро встает вопрос о смысле самой жизни, проблема здоровья приобретает эстетическое, практическое и общефилософское значение. Культура человека берет свое начало от культуры тела, культуры здоровья.

По нашему мнению, здоровье можно определить следующим образом: здоровье

- нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций [2].

Человек являет собой отражение двух ипостасей - биологической и социальной. Они находятся в диалектическом единстве

и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, -от биологического. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) в понятии «здоровье»:

Первый уровень - биологическое здоровье - связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами, это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация (в биологическом смысле) к окружающей среде. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:

- соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;

- физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Второй уровень - психическое здоровье

- связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивацион-но-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье - это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое или душевное здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции). К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье - комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека.

Третий уровень - социальное здоровье

- связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от мес-

та и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье - мера социальной активности и прежде всего трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.

Под социальным здоровьем понимаются состояние личности в обществе, ее социальное благополучие, социальный комфорт, социальная безопасность, жизненная активность. Социальное здоровье обусловлено поведением человека, образом жизни и образом мыслей.

Если рассматривать социальное здоровье более детально, то можно выделить следующие его аспекты: интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личностный и духовный.

Интеллектуальный аспект - это то, как учащиеся усваивают информацию, знают ли, где ее можно получить, и насколько умеют ею пользоваться.

Эмоциональный аспект означает понимание своих чувств и умение выражать их в

форме, понятной для других. Человек должен уверенно контролировать свои эмоции и знать, как их выражать в допустимой форме.

Социальный аспект подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола, наличие такой социальной среды, которая соответствует желаниям и потребностям того или иного человека.

Личностный аспект - как учащиеся воспринимают себя, чего они стремятся достичь и что каждый понимает под успехом. Каждый человек самореализуется по-своему, и способ самореализации зависит от того, что каждый ценит и чего хочет добиться. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие - в семье и отношениях с друзьями и т.д.

Духовный аспект - это уровень нашей культуры, наличие у нас моральных норм, ценностей, которые определяют целостность нашей личности.

Таким образом, парадигма здоровья трактует мировоззренческие и конкретные подходы к проектированию качества образования и качества жизнедеятельности человека.

Литература

1. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития образования // «Педагогика». - 2005. - №6. -С. 10-15.

2. Оглоблин К. А. Концепция опережающего непрерывного образования, ориентированного на здоровье нации в условиях современного социума : моногр. - Уссурийск: УГПИ, 2005. -С.35-36.

3. Суртаев П. Б. Соотношение императива и парадигм в аспекте исследования проблемы воспитания / / Человек и образование. - 2005. - №2. - С. 50-52.

4. Философский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - М., 1989. - 869 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.