Научная статья на тему 'Культура в философии духовного опыта И. А. Ильина'

Культура в философии духовного опыта И. А. Ильина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
728
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ДУХ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНЫЙ КРИЗИС / И. А. ИЛЬИН / ВЕРА / ЦЕРКОВЬ / CULTURE / SPIRIT / SPIRITUALITY / SPIRITUAL VALUES / SPIRITUAL CRISIS / I. A. ILYIN / FAITH / CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баргилевич Олег Антонович

В статье раскрывается креативное значение наследия философа И. А. Ильина в области русской культуры, духовно сплачивающей и объединяющей народы Российского многонационального государства. В философии И. А. Ильина кризис русской культуры напрямую связан с утратой веры в Бога. Мыслитель считает, что одним из основных источников развития культуры является духовное единение человека с Богом. Изучая творческое наследие Ильина, можно найти пути выхода из данного кризиса с минимальными духовными и материальными потерями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE IN PHILOSOPHY OF SPIRITUAL EXPERIENCE BY I. A. ILYIN

The article examines creative meaning of the philosopher I. A. Ilyin’s heritage in the sphere of Russian culture that spiritually unites and brings together the peoples of the multiethnic Russian state. In I. A. Ilyin’s philosophy the crisis of Russian culture is directly connected with loss of faith in the God. The thinker believes that spiritual unity of the man and the God is one of the main sources of culture development. Studying I. A. Ilyin’s creative heritage it is possible to find a way out of this crisis with minimal spiritual and material losses.

Текст научной работы на тему «Культура в философии духовного опыта И. А. Ильина»

Баргилевич Олег Антонович

КУЛЬТУРА В ФИЛОСОФИИ ДУХОВНОГО ОПЫТА И. А. ИЛЬИНА

В статье раскрывается креативное значение наследия философа И. А. Ильина в области русской культуры, духовно сплачивающей и объединяющей народы Российского многонационального государства. В философии И. А. Ильина кризис русской культуры напрямую связан с утратой веры в Бога. Мыслитель считает, что одним из основных источников развития культуры является духовное единение человека с Богом. Изучая творческое наследие Ильина, можно найти пути выхода из данного кризиса с минимальными духовными и материальными потерями.

Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИУ^/б.^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 2(76) C. 32-34. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

9. Rechtsextremismus in Deutschland [Электронный ресурс]. URL: http://pax.spinnenwerk.de/~stadtteilvhs/fileadmin/ gedenkst/web argumente rechtsextremismus.pdf (дата обращения: 22.02.2016).

10. Schreiner P. Rechtspopulismus in Europa - Gründe und Hintergründe: Interview mit Alexander Häusler. Hannover: FriedrichEbert-Stiftung; Landesbüro Niedersachsen, 2014. 5 S.

11. Verfassungsschutzbericht 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://www.verfassungsschutz.de/embed/vsbericht-2012.pdf (дата обращения: 22.02.2016).

12. Verfassungsschutzbericht des Landes NRW über das Jahr 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mik.nrw. de/fileadmin/user_upload/Redakteure/Verfassungsschutz/Dokumente/Verfassungsschutzbericht_2010.pdf (дата обращения: 22.02.2016).

13. Verfassungsschutzbericht des Landes NRW über das Jahr 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mik.nrw. de/fileadmin/user_upload/Redakteure/Verfassungsschutz/Dokumente/Verfassungsschutzbericht_2011.pdf (дата обращения: 22.02.2016).

14. Verfassungsschutzbericht des Landes NRW über das Jahr 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mik.nrw. de/fileadmin/user_upload/Redakteure/Verfassungsschutz/Dokumente/Verfassungsschutzbericht_2012.pdf (дата обращения: 22.02.2016).

15. Verfassungsschutzbericht des Landes NRW über das Jahr 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mik.nrw.de/ fileadmin/user_upload/Redakteure/Verfassungsschutz/Dokumente/VS-Berichte/Verfassungsschutzbericht_2013.pdf (дата обращения: 22.02.2016).

16. Werner T. B. Rechtsextreme und rechtspopulistische Parteien in Europa. Wien: ÖGPP, 2015. 149 S.

"CULTURAL RACISM" IN MODERN GERMANY

Antonov Aleksandr Evgen'evich

Kemerovo State University derchef.kem@mail.ru

The article examines in detail the problem of growing anti-Islamic moods in the Federative Republic of Germany. The paper discovers motives for increasing intolerance towards Muslims and migrants in Europe, analyzes history, strategy, methods, ideology and purpose of the right-wing extremist party "Civil Movement for North Rhine-Westphalia" as a key propagator of intolerance towards Muslims and other foreigners. Relying on the research findings the author identifies relation between the party's ideology and the "cultural racism" phenomenon under the crisis of multiculturalism.

Key words and phrases: cultural racism; "Civil Movement for North Rhine-Westphalia"; culture; identity; Islamophobia; Islami-zation; multiculturalism.

УДК 130.2

Философские науки

В статье раскрывается креативное значение наследия философа И. А. Ильина в области русской культуры, духовно сплачивающей и объединяющей народы Российского многонационального государства. В философии И. А. Ильина кризис русской культуры напрямую связан с утратой веры в Бога. Мыслитель считает, что одним из основных источников развития культуры является духовное единение человека с Богом. Изучая творческое наследие Ильина, можно найти пути выхода из данного кризиса с минимальными духовными и материальными потерями.

Ключевые слова и фразы: культура; дух; духовность; духовные ценности; духовный кризис; И. А. Ильин; вера; Церковь.

Баргилевич Олег Антонович

г. Югорск

obargilevich@ttg.gazprom. гы, boa292@yandex. гы

КУЛЬТУРА В ФИЛОСОФИИ ДУХОВНОГО ОПЫТА И. А. ИЛЬИНА

Великий русский философ, публицист, культуролог и правовед Иван Александрович Ильин (1883-1954 гг.) предвидел назревающий мировой кризис и квалифицировал его как духовно-религиозный и культурный кризис. Фундаментальные труды Ивана Ильина предназначены для изучения и применения на практике нам, живущим в XXI веке, потому что главная тема его исследования - русская многонациональная культура, обеспечивающая связь многих веков и народов и являющаяся основой экономического и творческого процветания России.

Кризис в культурно-духовной сфере Российского государства обязывает нас обратиться к трудам Ильина для того, чтобы, углубленно изучив его творческое наследие, найти пути выхода из данного кризиса с самыми минимальными духовными и материальными потерями для страны. «Выход из кризиса предполагает, в первую очередь, не внешние преобразования, а само внутреннее, душевно-духовное преображение человека с иной вертикалью ценностей, с иным пониманием существа человека и межчеловеческих отношений, с иными ориентирами в "жизненном мире" - в воспитании и образовании, в религии и культуре, в политике и хозяйстве, в армии, суде и другие» [1, с. 10].

ISSN 1997-292X

№ 2 (76) 2017

33

Всему мировому сообществу известно, что русская духовная культура никогда не угнетала другие народы. Русская культура - это культура, объединяющая культурные традиции более 140 народов великой и уникальной многонациональной страны. Русская культура всегда с глубоким уважением и признанием, с любовью и терпимостью относится к религиозной вере других народов.

Иван Ильин сказал много точных слов о предметности духовной культуры, исходящей из русского сердца и творящейся только в свободе: «Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру -из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность. И в этом -смысл русской идеи» [4, с. 318]. Если мы сумеем сохранить русскую духовность и русскую культуру, то будем нужны другим народам мира, как это было раньше, потому что именно наша многонациональная культура была цементом, скреплявшим фундамент нашего Российского государства. Мы должны помнить о том, что целые народы и государства бесследно исчезали, если забывали о своей родной культуре. Сегодня, когда существуют Интернет и социальные сети, как позитивно, так и негативно действующие на молодежь, - судьба русской духовной культуры во многом зависит от усилий государственной власти, российского народа и каждого отдельного человека, ценящих свою древнюю историю, семейные традиции и христианскую культуру.

Основную часть своего творчества в эмиграции Иван Александрович посвятил вопросам исторической судьбы России, ее духовных корней, национального облика ее культуры, а также культуры как всесторонней деятельности человека - творчески-созерцательной, государственно-правовой, повседневно-бытовой. Иван Ильин говорил: «Народ может иметь древнюю и утонченную культуру, но в вопросах внешней цивилизации являть картину отсталости. И обратно: народ может стоять на последней высоте техники и цивилизации, а в вопросах духовной культуры переживать эпоху деградации» [3, с. 300].

Главным исследованием И. А. Ильина по теории культуры является его работа «Основы художества. О совершенном в искусстве». Особая тема в творчестве Ильина - это Великая Россия, ее уникальный самобытный творческий русский народ, с искренней толерантностью относящийся к национальным культурам нашей страны и идущий во главе всей российской государственной культуры. Этой теме посвящены книги: «Основы христианской культуры», «Наши задачи», «Путь духовного обновления», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Аксиомы религиозного опыта».

В философии И. А. Ильина кризис русской духовно-нравственной культуры напрямую связан с утратой веры в Бога. «В секулярном обществе культура невозможна, как невозможна подлинная духовность. Лишаясь своего животворного источника, культура теряет цель своего развития» [Там же, с. 285].

Иван Александрович в своих научных трудах отмечает, что истинная русская культура возникает там, где духовное содержание пытается найти и находит себе правильную и совершеннейшую форму для дальнейшего творческого существования. Он видит духовность как некие высшие абсолютные и совершенные ценности, к которым постоянно стремится человечество. Высшими ценностями он называет Красоту, Истину и Благо. По словам Ильина, духовность имеет в себе три основных составляющих - это красота, нравственность и знание. Духовный человек всегда стремится к этим высшим ценностям, и соответственно, знает об их существовании и верит в то, что истина познается субъектом, что на свете есть добро, которое всегда надо претворять в жизнь, и есть красота, которая помогает творить прекрасное. Поэтому основополагающим принципом духовности любого индивида является его вера в объективное присутствие в нашей жизни Красоты, Истины и Блага, то есть, по своей глубокой сути, вера в Бога. Ни в коем случае нельзя исключать нашу духовность из материальной составляющей Матери-природы - это все равно, что пытаться наделить элементарные частицы человеческой волей и разумом. «Задача же создания христианской культуры требует ответственного вхождения в мир и радостного творчества в нем во славу Божию, и современная секуляризованная и нехристианская культура подлежит творческому пересмотру и обновлению в духе христианском» [2, с. 323].

По И. Ильину, повседневная связь русского национального духа и традиционного христианского обычая реализуется, прежде всего, в сфере культуры. Именно христианская культура осуществляет преображение национального бытия и его обогащение со стороны творческого духовного деяния российского народа. Христианское касательство к культуре, по мнению великого философа, полагает не отказ от светской культуры, а только обновление философии, литературы, науки, права, искусства и национально-экономического сознания современного мирового общества. При этом необходимо правильно осмыслить духовно-нравственную позицию и социальный вес Церкви в творческой и культурной жизни российского народа. По Ивану Ильину, Церковь всегда ведет нашу веру, а вера всецело заполняет душу верующего. Душа же творит культуру в сердце человека. Но Христианская Церковь не охватывает всю сознательную жизнь человека и не должна покушаться на свободу национально-культурного развития государства, равно как и государство не должно руководить культурой и сдерживать творческую самобытность своих граждан. «Народ есть источник жизненной силы и созидания. Церковь есть источник благодатной мудрости; государство есть источник внешнего порядка и мира. Государство есть оборона и опора независимой Церкви; а Церковь есть духовник и ангел-хранитель христианского государства. Но земная культура творится не государством и не Церковью, а народом: многим множеством свободно дышащих и созерцающих индивидуальностей. И потому ни государство, ни Церковь не должны помышлять о том, чтобы подавить, вытеснить или заменить это творческое дыхание людей, созидающих христианскую культуру» [Там же, с. 328].

В современном мире культура и самобытность любого народа мира оценивается значительно выше, чем его экономическое и военное могущество. По сути, на шкале ценностей культура значительно отодвинула

военную силу. И самое главное, что современный человек в родословной ищет не только своих прославленных героических, но и культурных, образованных предков.

Иван Ильин создал оригинальную конкретную философскую концепцию кризиса всей европейской культуры конца XIX и начала XX в. И, соответственно, выдал научный системный проект успешного преодоления и выхода из данного кризиса. Во-первых, человек должен вернуться к изучению и усвоению православной культуры и снова начать веровать, потому что истинная вера в Бога является бездонным родником творческого вдохновения, без которого невозможно культурное творчество человека. Главным последствием отсутствия у человека веры Иван Ильин полагает разрушение морально-духовного нрава индивида, который, духовно «ослепнув», не может отличить добро от зла, разрушение и уничтожение от созидания. Во-вторых, Ильин свидетельствует и указывает на то, что всегда в нашем бытии присутствуют вековые начала и основы религиозной культуры, которые нам, современникам, нужно опять постигнуть и снова осуществить в своей нынешней земной жизни. В-третьих, важным шагом в построении основ православной культуры для Ивана Ильина является постижение творческого, неистребимого временем христианского, живого духа, и необходимо всеми силами постараться внести его в нашу русскую культуру. В своей небольшой по объему, но очень насыщенной философскими высказываниями и суждениями книге «Основы христианской культуры» Ильин утверждает: христианский дух является главной составляющей внутренней духовности человека, а все окружающее нас материальное является лишь только возможностью и оболочкой духа. Иван Александрович научно характеризует христианский дух следующим образом: это дух совершенного, чувственного и предметного служения делу Христа на земле, это дух любви, искренности и верности, это дух молитвенного созерцания и живого органичного внутреннего содержания каждого человека. Творить по-настоящему земную культуру можно только тогда, когда у людей существует вера во Христа, которая принимает от Бога дух, как дух настоящей и истинной творческой силы. Поэтому, по суждению И. Ильина, творческой хранительницей вечного христианского духа является российская Церковь.

Только сейчас народы многонациональной России ясно и четко понимают, что в преодолении духовного кризиса нашему Отечеству не поможет ни западная рыночная экономика, ни стремление России войти в элиту так называемых цивилизованных стран. Сегодня наше спасение от захватывающего страну духовного кризиса - в возвращении к русским традиционным духовно-нравственным, культурным и православным ценностям, на которых много веков строилось и формировалось наше уникальное великое государство, равного которому никогда не было и не будет в современном мире.

По мнению И. А. Ильина, одним из основных источников развития русской духовной культуры становится духовное единение человека с Богом и его высшей волей. Путь к Богу проходит через любовь к совершенному и божественному и является источником истинной религиозной Веры. Через эту Веру и такую любовь усваиваются и постигаются другие формы внутренней жизни и вся сущность русской духовно-нравственной культуры.

Сегодня обращение к трудам философа И. А. Ильина актуально как никогда раньше - его пророческие прогнозы и рекомендации, как найти пути выхода из культурно-духовного кризиса, нам необходимо досконально изучить и применять на практике. Анализируя кризисные проявления российской культуры, философ назвал главную причину крушения культуры - это кризис российской духовности. В своих трудах Иван Александрович очень точно обосновывает объективную реальность того, что основой оборонного и экономического могущества любого государства была, есть и всегда будет духовность, которая является основной составляющей и высшей ценностью российской культуры.

Список литературы

1. Гончаров С. З. Философия совершенства Ивана Ильина. Екатеринбург: Урал. ин-т бизнеса, 2007. 551 с.

2. Ильин И. А. Одинокий художник: статьи, речи, лекции / сост., предисл., примеч. В. И. Белова. М.: Искусство, 1993. 348 с.

3. Ильин И, А. Собрание сочинений: в 10-ти т. / сост., вступит. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1993.

Т. 1. Путь духовного обновления. Основы христианской культуры. Кризис безбожия. 400 с.

4. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10-ти т. / сост., вступит. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1993.

Т. 2. Наши задачи: статьи, 1948-1954 гг. Кн. 1. 496 с.

CULTURE IN PHILOSOPHY OF SPIRITUAL EXPERIENCE BY I. A. ILYIN

Bargilevich Oleg Antonovich

Yugorsk

obargilevich@ttg.gazprom.ru, boa292@yandex.ru

The article examines creative meaning of the philosopher I. A. Ilyin's heritage in the sphere of Russian culture that spiritually unites and brings together the peoples of the multiethnic Russian state. In I. A. Ilyin's philosophy the crisis of Russian culture is directly connected with loss of faith in the God. The thinker believes that spiritual unity of the man and the God is one of the main sources of culture development. Studying I. A. Ilyin's creative heritage it is possible to find a way out of this crisis with minimal spiritual and material losses.

Key words and phrases: culture; spirit; spirituality; spiritual values; spiritual crisis; I. A. Ilyin; faith; Church.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.