Научная статья на тему 'Культура телевосприятия как средство коррекции чувства страха у дошкольников, возникшего под влиянием восприятия телепередач с элементами насилия'

Культура телевосприятия как средство коррекции чувства страха у дошкольников, возникшего под влиянием восприятия телепередач с элементами насилия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВО СТРАХА / ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАСИЛИЯ / КУЛЬТУРА ТЕЛЕВОСПРИЯТИЯ / FEELING FEAR / TELECAST WITH ELEMENTS OF VIOLENCE / TV PERCEPTION CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спирина Алёна Вадимовна

В статье содержатся данные о соотношении у детей дошкольного возраста показателей чувства страха, вызванного просмотром телепередач с элементами насилия, и показателей культуры телевосприятия. Приводятся показатели, свидетельствующие о том, что между средним уровнем культуры телевосприятия и высокими уровнями чувства страха, существуют тесные значимые обратные корреляционные связи: чем выше уровень культуры телевосприятия, тем ниже уровень чувства страха и наоборот. Описываются результаты эмпирической работы по формированию культуры телевосприятия. Приводятся данные контрольного эксперимента, которые свидетельствуют о результативности коррекционно-профилактической работы по формированию культуры телевосприятия как средства нивелирования чувства страха у детей дошкольного возраста, возникшего под влиянием восприятия сцен насилия на телеэкране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спирина Алёна Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TV perception culture of as means of correction of feeling fear, which has arisen under influence of telecasts with elements of violence, in preschool children

This article contains information on the proportion of children of preschool age indicators of feeling of fear caused by watching television with elements of violence and indicators of TV perception culture. According to the results of ascertaining experiment more than half of preschool children have a high level of fear and low levels of culture TV perception. Examples of what objects of fear of television with elements of violence occur in preschool children are influenced by their perception provided. Comparison of culture TV perception and indicators of fear indicates that between the average level of culture TV perception and high levels of feeling of fear, there are close significant inverse correlation: the higher the level of culture TV perception, the lower the level of fear and vice versa. In connection with the above, we have assumed that the formation of culture TV perception be an effective means of correction of fear in preschool children, which arose under the influence of television viewing with elements of violence. It also describes the results of empirical work on the formation a culture TV perception as a means of leveling of feeling of fear caused by watching television with elements of violence and its results. In particular, it describes the laws psychocorrectional process conditions and methods of correctional work and the number of classes, especially children’s TV perception and behaviour of preschool children during the remedial work. The data control experiment, which show the impact of corrective and preventive work to promote a culture TV perception as a means of leveling of feeling of fear in preschool children, arising under the influence of the perception of violence on television.

Текст научной работы на тему «Культура телевосприятия как средство коррекции чувства страха у дошкольников, возникшего под влиянием восприятия телепередач с элементами насилия»

УДК 159.922.7

Спирина Алена Вадимовна

кандидат психологических наук, доцент Сургутский государственный педагогический университет

spirina.av@mail.ru

КУЛЬТУРА ТЕЛЕВОСПРИЯТИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЧУВСТВА СТРАХА У ДОШКОЛЬНИКОВ, ВОЗНИКШЕГО ПОД ВЛИЯНИЕМ ВОСПРИЯТИЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАСИЛИЯ

В статье содержатся данные о соотношении у детей дошкольного возраста показателей чувства страха, вызванного просмотром телепередач с элементами насилия, и показателей культуры телевосприятия. Приводятся показатели, свидетельствующие о том, что между средним уровнем культуры телевосприятия и высокими уровнями чувства страха, существуют тесные значимые обратные корреляционные связи: чем выше уровень культуры телевосприятия, тем ниже уровень чувства страха и наоборот. Описываются результаты эмпирической работы по формированию культуры телевосприятия. Приводятся данные контрольного эксперимента, которые свидетельствуют о результативности коррекционно-профилактической работы по формированию культуры телевосприятия как средства нивелирования чувства страха у детей дошкольного возраста, возникшего под влиянием восприятия сцен насилия на телеэкране.

Ключевые слова: чувство страха, телепередачи с элементами насилия, культура телевосприятия.

В настоящее время общественность и многие ученые мира обеспокоены негативным влиянием сцен насилия на экране на детскую психику. В частности многие исследования свидетельствуют об увеличении от года к году детей с высокими уровнями чувства страха.

Чувство страха является предметом исследования, как зарубежных (Г. Рибо [9], З. Фрейд, В. Штерн [18] и др.), так и отечественных ученых (А.И. Захаров [3], А.А. Фортунатов [15], А.И. Чистякова [17] и др.). Ими выявлены виды, причины и формы проявления чувства страха.

Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой им опасности; аффективно заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека (А.И. Захаров [3]); эмоция, возникающая в результате воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (БСЭ); аффективное состояние, связанное с ощущением опасности (З. Фрейд).

Многих ученых интересуют разновидности чувства страха. Так, например, В. Штерн [18] различает детские страхи, обусловленные опытом (один раз обжегшийся ребенок боится огня) и страхи инстинктивного характера (боязнь темноты, грозы, воды). З. Фрейд подразделяет страхи перед каким-либо конкретным объектом и фобии. А.И. Захаров [3] условно делит страхи на ситуационные и личностно-обусловленные, возрастные и невротические, реальные и воображаемые, острые и хронические. Еще две разновидности страхов выделяют А. Голик и В. Мамцева [11] -это фантастические, в содержании страхов фигурируют фантастические образы из прочитанных сказок, фильмов ужасов и ночные страхи, которые возникают преимущественно у детей дошкольного

и младшего школьного возраста им могут предшествовать реальные переживания в дневное время -психотравмирующие ситуации, испуг, например, при просмотре фильмов ужасов.

Причины чувства страха могут быть самыми различными: тяжелые переживания, испытанные ребенком; отрицательный опыт (был укушен собакой, напуган в темноте (Г. Рибо [9]); запугивание оборотнями, домовыми, людоедами, мифическими существами, мышами, чертями, страшными животными и насекомыми (А.И. Чистякова [17]); неправильное поведение взрослых, которые непроизвольно заражают ребенка страхом, демонстрация тревожности родителями, разговоры при ребенке о смерти, болезнях (А.И. Захаров [3]).

Установлено, что чувство страха негативно воздействует на физическое состояние и психику ребенка: приводит к разного рода заболеваниям (заикание, энурез и др.), искажает общение, эмоционально-волевую сферу, затрудняет интеллектуальную деятельность в напряженных ситуациях, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в собственных силах, способствует становлению отрицательного социального статуса личности (А.И. Захаров, А.Л. Фортунатов и др.).

Причины, формы проявления и последствия переживания чувства страха в литературе описаны относительно подробно. Однако такая причина возникновения чувства страха у детей дошкольного возраста как восприятие сцен насилия на экране изучена недостаточно. Несмотря на то, что в настоящее время имеются исследования, свидетельствующие об увеличении количества сцен насилия в российском телевещании (М.И. Жабский [2], К.А. Тарасов [12]), а дошкольники, как известно, уделяют большое количество времени просмотру телепередач.

По мнению многих ученых (А. Бандура, Р. Бэ-рон [1], Е.А. Захарова [4], А.В. Мудрик [6] и др.),

© Спирина А.В., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 1

71

сцены насилия негативно сказываются на зрителях (негативно влияют на нравственное и эстетическое развитие детей, способствуют виктимизации, стимулируют агрессивные проявления, влияют на отношение к насилию, как к приемлемому способу решения проблем).

В связи со сказанным возникает вопрос о преодолении чувства страха у дошкольников, вызванного просмотром телепередач с элементами насилия. В психолого-педагогической литературе можно найти данные о коррекции чувства страха средствами игротерапии (М.И. Чистякова [17] и др.), смехотерапии (О.М. Попова [8] и др.), арт-терапии (И.Ю. Ильина [5] и др.), сказкотерапии (М.В. Осорина [7] и др.). Слабее других изучен вопрос о культуре телевосприятия как средстве нивелирования отрицательных эмоциональных состояний, которые возникают у дошкольников под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия.

Культура телевосприятия (медиакультура, экранная культура, аудиовизуальная культура) подразумевает культуру телезрителя, который умеет оценивать нравственное содержание телепередач, самостоятельно выбирать нужную ему экранную информацию и разумно ею пользоваться (Е.А. Захарова [4]); воспринимать эту информацию, осмысливать и эстетически оценивать последнюю, а также предполагает развитие знаний о прошлом и настоящем экранных искусств (Ю.Н. Усов [13]); может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься меди-атворчеством, усваивать новые знания в области медиа (А.В. Федоров [14]).

В своем исследовании мы попытались выявить возможности снижения у дошкольников высокого уровня чувства страха, возникшего под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия посредством формирования у них культуры телевосприятия.

Испытуемыми выступили 225 детей пяти - семи лет из прогимназии № 17 и ДОУ № 9 г. Шадринска и их родители. В исследовании использовались методика «Страхи» А.И. Захарова, проективная методика «Что страшное снится, чего боишься днем», беседа с детьми, интервьюирование родителей, изучались продукты детской деятельности (рисунок страшного фильма).

В ходе исследования мы выясняли, какие объекты страха из телепередач пугают детей дошкольного возраста. Из детских ответов мы узнали, что они боятся, когда жуки залезают под кожу персонажам («Мумия», «Матрица»); герои телефильмов встречаются с инопланетными существами (Секретные материалы», «Эволюция»), со скелетами, ходячими мертвецами («Звонок», «Обитель зла»), со злым Невидимкой («Неви-

димка»), с привидениями («Другие»), с акулой с большими зубами («Челюсти»), с драконом («Гигант дракон»), с Бабой Ягой («Кощей Бессмертный»); когда Конан дерется с гигантской змеей («Конан-разрушитель»), «Хищнику отрубают руку» («Хищник»), «Робокопу режут голову» («Робокоп»); когда «Маньяк убивал мальчиков, ... гонялся в маске и с ножом» (фильмы ужасов «Маска», «Крик»); «За девушкой гналось чудовище», «Годзилла ел и топтал людей» («Годзилла»); действующие лица превращались в волков («Вампир в Нью-Йорке»), в скелеты («Индиана Джонс и последний крестовый поход»).

Диагностика показала, что 58,3% дошкольников имеют высокий уровень, 30% обследуемых -средний уровень и 11,7% испытуемых - низкий уровень чувства страха. 4% исследуемых продемонстрировали высокий уровень, 40% детей -средний уровень и 56% дошкольников - низкий уровень культуры телевосприятия.

Сравнение показателей культуры телевосприятия и показателей чувства страха свидетельствует о том, что между средним уровнем культуры телевосприятия и высокими уровнями чувства страха (ф= -0,51 при р<0,01), существуют тесные значимые обратные корреляционные связи: чем выше уровень культуры телевосприятия, тем ниже уровень чувства страха и наоборот. В связи со сказанным мы предположили, что формирование культуры телевосприятия будет эффективным средством коррекции чувства страха у дошкольников, которое возникло под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия.

Исходя из сказанного, на этапе формирующего эксперимента разрабатывалась и реализовывалась на практике профилактико-коррекционная программа нивелирования у детей дошкольного возраста чувства страха, возникшего под влиянием просмотра телевизионных передач с элементами насилия и формирования культуры телевосприятия.

В формирующем эксперименте участвовало 125 детей 5-7 лет из прогимназии №17 и ДОУ №9 г. Шадринска, их родители и воспитатели.

Профилактика и коррекция отклонений в эмоциональном развитии дошкольников, возникших под влиянием просмотра ими телепередач с элементами насилия, осуществлялась за счет сочетания методов психогимнастики, релаксационных упражнений, элементов аутотренинга, игротера-пии, арттерапии, тестотерапии, музыкотерапии, смехотерапии, рефлексии, драматизации, заданий, предполагающих формирование культуры телевосприятия.

Дети выполнили 40 занятий, каждое из которых состояло из вводной, основной и заключительных частей и проводилось в течение 25-30 минут, три раза в неделю. Вводная часть занятия_имела целью снятие напряжения, установление благоприятной

эмоциональной обстановки в группе, нивелирование отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников и состояла из двух упражнений, часть из которых была заимствована из работ Е.А. Захаровой [4], О.М. Поповой [8] и др., а часть разработана автором [10].

Основная часть занятия предполагала преодоление детьми отрицательного влияния на них телевизионных передач с элементами насилия в процессе формирования у них культуры телевосприятия, которые были распределены на 6 циклов. Коррекция чувства страха, вызванного просмотром телепередач с элементами и формирование культуры телевосприятия, осуществлялась благодаря выполнению системы заданий, предполагающих обучение детей овладению структурными компонентами культуры телевосприятия.

Заключительная часть профилактико-коррекци-онного занятия состояла из двух релаксационных упражнений и заданий на рефлексию («Ласковое солнышко», «Ароматы цветочной поляны» и др.).

В ходе формирующего эксперимента был выявлен ряд закономерностей психокоррекционной деятельности.

Первая закономерность - стадиальность, проявившаяся в конструировании комических историй, в которых действующими лицами являются персонажи-агрессоры. Было установлено, что соответственно первой стадии дети придумывают несмешные истории; соответственно второй -истории с комическими деталями во внешности персонажей «Зеленый нос у Мумии», «Вампиру раскрасили лицо»; соответственно третьей - продуцируют истории с комическим сюжетом «Драку-ла шел, шел и поскользнулся на банане и упал в мусорку».

Вторая закономерность психокоррекционного процесса - вариативность творческих решений

испытуемыми, обнаружилась в сочинении детьми различных сценариев фильмов, смешных рассказов, в переконструировании знакомых фильмов, в различиях вылепленных из теста персонажей-агрессоров, в разнообразии иллюстраций к страшным фильмам, раскадровке (рисунок фильма по клеткам-кадрам), драматизациях.

Третья закономерность психокоррекционной деятельности - неравномерность, которая нашла выражение в особенностях восприятия детьми телевизионных передач, в уровнях выполнения творческих заданий (многие дошкольники проявили наивный реализм и фрагментарность в восприятии телепередач, в дифференцировке телепередач с вымышленным сюжетом и телепередач с документальным содержанием, в различных тенденциях воспроизведения содержания мультфильмов).

В ходе формирования культуры телевосприятия и коррекции чувства страха нами были выявлены еще особенности поведения детей, продемонстри-

ровавших разные уровни данного отрицательного эмоционального состояния, проявившиеся в ходе выполнения заданий профилактико-коррекцион-ной программы.

Дети с высоким уровнем чувства страха во время выполнения творческих заданий чувствуют себя неуверенно (боятся вспомнить и рассказать о страшащих их фрагментах с элементами насилия из телепередач; предпринимая попытку нарисовать или вылепить страшащие их события или персонажей-агрессоров, не заканчивают импровизации, ломают поделки или мнут рисунки, не показывая их экспериментатору); отказываются участвовать в играх-драматизациях, если в них задействованы агрессивные сверстники; в переделывании «страшных» фильмов и сочинении новых импровизаций используют доброжелательные коппинг-стратегии, ищут опоры в родственниках (в импровизациях фигурируют мамы, папы, сестры, братья).

Отслеживание поведения дошкольников во время исследования позволило заметить неодинаковую эффективность воздействия методов коррекции на испытуемых с разными уровнями чувства страха. В коррекции высокого уровня чувства страха наиболее эффективными приемами являются арттерапия и индивидуальные беседы. Кроме этого было установлено, что у дошкольников с высоким уровнем чувства страха вызывают трудности коллективные игры, которые требуют проявления инициативы и самостоятельности.

Работая с дошкольниками, мы убедились, что эффективность формирования у них культуры телевосприятия и нивелирования высокого уровня чувства страха, возникшего под влиянием просмотра ими телепередач с элементами насилия, обусловливают фрагментарность детского восприятия; наивный реализм; трудность установления пространственно-временных связей; предпочтение персонажей-агрессоров и телепередач с элементами насилия; идентификация детьми с понравившимися им героями и копирование их поведения; особенности отношения детей к сценам насилия на телеэкране (негативное - позитивное); недостаточный объем эстетических представлений, небольшой объем знаний о теле- и киноискусстве, о нравственных категориях; отсутствие знаний о противостоянии насилию в жизни и на телеэкране; и самое главное индифферентное отношения родителей к просмотру детьми телепередач с элементами насилия и т.д.

В ходе исследования было установлено что, эффективность психокоррекционной работы достигалась благодаря таким условиям как: дискредитации поведения персонажей-агрессоров, стимулирование чувства эмпатии к жертвам насилия из телепередач; переориентировка предпочтений дошкольников на добрые, познавательные телепередачи; обсуждение просмотренных детьми

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

73

телепередач, обучение оцениванию эстетического и нравственного содержания телепередач.

Статистическая обработка данных позволила выявить, что после формирующего эксперимента изменились показатели уровней культуры телевосприятия у детей в экспериментальной группе. В частности, высокий уровень культуры телевосприятия достоверно увеличился с 4% до 48%, а процент испытуемых с низким уровнем снизился с 56% до 24% испытуемых.

Кроме этого изменились также показатели чувства страха у испытуемых. Сопоставление результатов до и после формирующих воздействий показало, что после профилактико-коррекционной работы в экспериментальной группе число детей с высоким уровнем чувства страха уменьшилось на 28%, и позволило зафиксировать значимые различия по ф*-критерию показателей высокого уровня чувства страха (ф*=2,13 при р<0,01) у испытуемых до и после формирующего эксперимента.

Заканчивая обсуждение результатов коррек-ционно-профилактической работы, мы убедились в том, что у детей дошкольного возраста можно снизить высокий уровень чувства страха, возникший под влиянием просмотра телепередач с элементами насилия, и повысить уровень культуры телевосприятия посредством парцианальной комплексной, профилактико-коррекционной программы нивелирования негативных эмоциональных состояний, возникших под влиянием просмотра телевизионных передач со сценами насилия и формирования культуры телевосприятия.

Библиографический список

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.

2. Жабский М.И. Свобода и ответственность в телевещании // Высшее образование в России. -2002. - № 3. - С. 63-66.

3. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

4. Захарова Е.А. Развивающий экран // Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / под ред. А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. - М.: Просвещение, 1991. - С. 24-49.

5. Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте: Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1998. - 168 с.

6. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Академия, 2004. - 306 с.

7. Осорина М.В. Черная простыня летит по городу или зачем детирассказывают страшные истории // Знание - сила. - 1986. - № 10. - С. 43-45.

8. Попова О.М. Чувство комического как средство коррекции отрицательных эмоциональных состояний. - Шадринск: ШГПИ, 2003. - 170 с.

9. Рибо Т. Творческое воображение. - М., 1901. - 323 с.

10. Спирина А.В. Влияние восприятия телепередач с элементами насилия на отрицательные эмоциональные состояния детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 2009. - 259 с.

11. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под общей ред. С.Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 2001. - 326 с.

12. Тарасов К.А. «Агрессивная кинодиета» ТВ и студенчество // Высшее образование в России. -2002. - № 3. - С. 66-76.

13. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры // Искусство в школе. - 2005. - № 6. - С. 73-74.

14. Федоров А.В. Проблемы медиавосприятия и развития аудитории в области медиакультуры // Прикладная психология. - 2002. - № 2. - С. 84-89.

15. Фортунатов А.А. Страх и его преодоление: Автореф. канд. дис. - М., 1942. - 23 с.

16. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.

17. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.

18. Штерн В. Психология раннего детства. -М.: Москва, 1922. - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.