Научная статья на тему 'Культура речи учителя физики'

Культура речи учителя физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1181
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ / УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ / CULTURE OF SPEECH / CULTURE OF SPEECH OF THE TEACHER / TEACHER OF PHYSICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеевнина А. К.

Культура речи учителя является компонентом общей культуры человека и педагогического мастерства. В статье дано определение понятия «культура речи учителя физики», выделены общие и специфические черты речи учителя физики. Предложены некоторые общие способы развития культуры речи учителя физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF SPEECH THE TEACHER OF PHYSICS

The culture of speech of the teacher is the general culture of person and pedagogical skill. In clause it is defined concepts "culture of speech of the teacher of physics", are allocated the general and specific features of speech of the teacher of physics. Some general ways of culture of speech of the teacher of physics are offered.

Текст научной работы на тему «Культура речи учителя физики»

пективных направлении относятся такие разделы, как технология создания проблемной ситуации, технология педагогического средства, специфика педагогического общения с учащимися, технология педагогической импровизации, которая является базовым при формировании теоретического интегративного мышления.

7. Использование цветового разнообразия облегчает восприятие, так как цвет распознается легче и быстрее, чем форма, размер, число.

Дальнейшее развитие компьютерных технологии связано с расширением дополнительных (комплектующих) слагаемых, с одноИ стороны, и с углублением изучения уже выявленных — с другоИ. К числу перс-

Библиографический список

1. Шарова А.Ю. Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий в учебном процессе. — Горно-Алтайск,

ГАГУ. 2009.

2. Гурьев А.И. Роль компьютерных технологий в процессе обучения физике. — Горно-Алтайск, ГАГУ. 2009.

Статья поступила в редколлегию 17.01.09 .

УДК 53 (07): 8.085

А.К. Алексеевнина, аспирант ТГПИ им. Д.И.Менделеева, г.Тобольск, Тюменская область

КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

Культура речи учителя является компонентом общей культуры человека и педагогического мастерства. В статье дано определение понятия «культура речи учителя физики», выделены общие и специфические черты речи учителя физики. Предложены некоторые общие способы развития культуры речи учителя физики.

Ключевые слова: культура речи, культура речи учителя, учитель физики.

Успешное взаимодеИствие педагога и ученика возможно в условиях эффективной грамотноИ речевоИ коммуникации. Знания о речи и умение общаться необходимы каждому культурному человеку, а учителю — особенно. Учителю безнравственно допускать погрешности в собственноИ речи, он — речевая личность и ком-муникативныИ лидер, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится.

Термин «культура речи» многозначен. В широком смысле он имеет синоним «культура языка» (подразумеваются образцовые тексты письменности и потенциальные своИства языковоИ системы в целом). В узком смысле, культура речи — это конкретная реализация языковых своИств и возможностеИ в условиях повседневного устного и письменного общения. Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи т.е. соблюдение норм и речевое мастерство, что означает не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точныИ в смысловом отношении, стилистически уместныИ, выразительныИ, доходчивыИ и т. п. Кроме этого, культуроИ речи называют самостоятельную лингвистическую науку. Термин «культура речи» некоторыми исследователями понимается как качество речи и как наука о качестве речи. При этом часто наблюдается такая близость этих значениИ, что вне широкого контекста их бывает трудно разграничивать. Например: критерии культуры речи (критерии культурноИ речи и критерии науки о культуре речи).

Культура речи — совокупность таких качеств речи, которые оказывают наилучшее воздеИствие на адресата с учетом конкретноИ ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами.

Специфика речевого взаимодеИствия в учебноИ сфере исследуется достаточно интенсивно В.И. Аннушкиным, В.И. Кан-Каликом, А.А. Леонтьевым, А.К. Михальс-коИ и другими учеными, в трудах которых рассматривается риторические основы учебного общения, педагогические стили общения, условия эффективности пе-дагогическоИ речи. В работах Н.Д. ДесяевоИ, Т.А. ЛебедевоИ, Л.Н. АссуировоИ [1] рассмотрены речевые средства организации учебного процесса, коммуникативные качества речи, произведен анализ профессио-

нальноИ педагогическоИ речи. А.А. Мурашов [2] приводит в своих работах нормативность и целесообразность речи учителя. В области речевоИ подготовки будущих учителеИ физики огромныИ вклад внесла А.В. Усова. АнтониноИ ВасильевноИ разработаны планы обобщенного характера, которые помогают точно, понятно и правильно излагать суть физических теориИ, явлениИ, законов. Она отмечает важность учебных конференциИ по физике в развитии устноИ речи учащихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранныИ для доклада материал.

Учителю важно сознавать тот факт, что его речь является средством обучения. К речевым средствам организации учебного процесса относятся справочные фразы, комментирующие высказывания, дивертивные фразы, повторы, межличностная аккомодация, прерывание речи школьников, самоперебив, метатекст [1, с. 28-29]. Задача речи — организация учебноИ деятельности школьников, формирование у них знаниИ и умениИ, интереса к предмету, различных познавательных установок. Предмет речи — различные компоненты содержания обучения: понятия, закономерности, методы анализа материала и т.п.

Культура речи учителя — это характеристика речи, выражающаяся в соблюдении норм литературного языка, качеств грамотноИ речи и коммуникативноИ целесообразности основных стилистических и риторических параметров, позволяющие в системах общения: «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-учитель» при соблюдении этики общения обеспечить наи-большиИ эффект в реализации образовательных целеИ.

Рассмотрев компоненты речевых средств организации учебного процесса, можно отметить инвариантность их структуры по отношению к преподаваемым предметам. Однако, каждое из перечисленных средств конструируется на предметном материале. Поэтому для учителя физики особую значимость приобретает владение научноИ терминологиеИ, умение писать и читать физические формулы, законы, явления природы, технические факты и т.п.

Физика относится к точным наукам, требует, прежде всего, четкости выражения мысли. На примерах физических формулировок и определениИ учитель может показать учащимся, как можно внимательно и береж-

но относиться к слову. Например, испарение — вылетание молекул с поверхности жидкости... Нужно испарение — процесс парообразования, при котором в пар переходят молекулы1 с поверхности жидкости.

Следует подчеркнуть, что снижение эффективности обучения связано с допущением содержательно-речевых недочетов: нечеткости высказываниИ, неправильного использования физических терминов, неуместного применения образных выражениИ, неуместного перехода с демонстрации к проблеме, нелогичного объяснения задачи и пр. Поэтому так важно владение учителем нормами литературного языка и знание точных определениИ физических понятиИ, формулировок законов, четкое произношение единиц измерения физических величин. Бытующее среди некоторых препо-давателеИ физики мнение, что научить ребят хорошо решать задачи, выполнять лабораторные работы, понимать и знать теоретическиИ материал можно, не уделяя внимания их речи, несовместимо с задачеИ развития творческоИ личности, интереса к предмету.

Правильность — это обязательное первостепенное качество любоИ речи, и речи учителя в особенности. Слушая учителя физики, ученики не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов, а также нестандартно постро-енноИ фразы, которая зачастую может замедлить понимание учащимися без того сложного материала по физике. Правильная речь — это речь, в котороИ соблюдаются все нормы современного литературного языка. Будущему учителю важно усвоить все типы норм:

Точная речь — это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано. Если учитель физики не знает свой предмет (предмет речи), то он исказит ее, и его речь не будет точной. Знание предмета речи (физических понятий, законов, теорий, формул

и т.д.) — условие экстралингвистическое, т.е. лежит за пределами языка, но оно обязательно. Например, уран — химический элемент, Уран — планета, дифференцировать — решать проблему по частям, дифференцировать — находить дифференциал.

Выразительная речь — это речь, своИства, особенности, структура котороИ вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателеИ. При объяснении учителем физики абстрактного понятия можно использовать метафору (употребление слов в переносном значении), что помогает сделать понятноИ позицию педагога. Например, построить схему, раскры1ть вопрос. Также используется сравнение (сопоставление предметов, имеющих общиИ признак). Сравнение является одним из способов познания внешнего мира, поэтому без сравнения не обходится ни сама наука, ни ее язык. Например, электроны — это совсем не шарики-пылинки, а некоторые во многом еще загадочные сгустки материи, которые ведут себя не только как частицы, но и как волны1. Электроны1 движутся по орбитам вокруг ядра (не бильярдныш шар). Материальная точка — это не чернильная точечка, а точка, обладающая массой. Закономерно использование в речи учителя эпитета. Эпитет — слово, определяющее предмет или деИствие и подчеркивающее в них какое-либо характерное своИство, качество. Например, стекание электрического заряда, чувствительность прибора. Наиболее актуальноИ фигуроИ (синтаксическая конструкция) в объяснение речи учителя физики — антитеза (противоположение), например, в колебательном

контуре уменьшение энергии магнитного поля сопровождается увеличением энергии электрического поля. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель; нулевые звуки — это паузы, а также звуки — “хм-хм”, ”э-э-э” и др.

Блогозвучание предполагает наиболее совершенное, с точки зрения говорящих на данном языке, сочетание звуков, удобное для произношения и принятое для слуха. К примеру, речь становится неблагозвучноИ в тех случаях, когда рядом оказываются одинаковые или похожие слоги: из-за (вследствие) зависимости сопротивления от температурыь...

Чистая речь — это речь, в котороИ нет чужих литературному языку элементов. Трудно уследить за мыслью учителя, если его речь засорена словами-паразитами: значит, ну, вот, так сказать, как бы. Например, тема нашего урока, ну, в общем, мы1 до нее сейчас

Типы норм Примеры ТНПНчмыл. ОШнбіЖ

Ащентолог нческис (правила ударения). Сложности возникают со словами, имеющие подвижное ударение -среда (вещество) - среде - срёдан - средами.

Орфоэпические (правила нроиАношенкн). В ело в ал иноязычного проискоовдеї іич согласные [т], [і]. |е|. [п], [р] перел е ооычно произносятся твердо: герц, децибел, тесна. А согласные [б]. [и].. 1м||ч |н] перед, е произносятся мягко: Ееккереяь, кеб?р.

Лексический ІГірііІЇНЛа словоупотребления}. Смешение рамаык гю значенню СЛОВ - руководитель представил (предоставил) полную свободу в выборе темы физического жегкриж'нти. Большинство /Оаньшая часть времени) времени,

Словообразовательные (правила образования слов). Жаргонные «усеченна» - «телик», «ве.іик», «мио».

Грамматические (правила оОрачовіїнин грамматических фирм и сочетаний слов и объединения их. в ПрЩЩйНгіІІІм). 1. Морфо л огнчесие норми: "іафулненин и суїлеїлвнїедьньїх ньиыкакл вариативные фирмы родительного ладежа множественного числа: е раїгоеорной речи уместіги — фйКК, К1ЫО?.рОМЫ , 41 Зі 11ИСЬ М ЄН речи предпочтительнее - ераммое, килограммов. І.СшіТіІІсСИЧеСЮІІ нормы; Неправильное построение с предлогами: «доклад по іхкюта», вчесто «доклад о работе». Весом & 2 ад вместо 2 к?

Орфографичес ртне (правила написания І’І тн) Из-за орфографических ошибок, С-поно может иметь сопрем другой счыел. Например, обучение физики (не обучение но предмету, а і^учснт (’:ім;іи фп:ііічі|

Пунктуационные (правила постановки знаков преп шшпна f. При оформлении ПИСЬМ-СННОЙ речи учителя очень ВПЧЇНО э-нать правило постановки іпйновї и!»,, «...и, «;ич «а», «()», «■«»». Ии я&чєнщі ітфрикцан основано замечатеяьщжг} оптического прибора, днфраюркноюй решетки. (Получается перечисление, 9 на самом деле /ніфракционная решегка и есть этм оптический прнйоп}.

сами дойдем. Вот, например, можно, в общем, рассмотреть несколько, так сказать, способов соединения проводников... Говоря о засорение речи учителя, следует заметить, что в этом проявляется неумение ясно мыслить, подбирать нужные слова. Учителю необходимо понимать, что слово — это дело, оно требует большоИ работы, усилиИ, строгого, критического отношения.

Богатство речи — определяется, использованием богатства языка. О богатстве языка судят не только по количеству слов, но и по смысловоИ их насыщенности, способность употреблять одно и то же слово в разных значениях. Например, идет процесс (проходит во времени ), учены1е-физики шли на все, чтобы1 получить результат (проявить решимость), световой луч до Земли идет несколько лет (находится в пути). Вес кубика равен 5 Н (сила давления на опору), вес физической теории (значимость).

Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, протекание физического процесса (протекание не жидкости, а изменение во времени параметров процесса).

Логичная речь — это речь, состоящая в соответствии связеИ речи связям предмета и явлениИ в реальноИ деИствительности. ПричиноИ нелогичности высказывания может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления, особенно часто используют родовое наименование вместо видового, и это не только лишает речь точности, приводит к утрате тех конкретных сведениИ, которые составляют живую ткань повествования, но придает стилю оригинальную, подчас канцелярскую окраску. Некоторые требования логичности речи нарушаются в предложениях с одновременными именами и обобщающим словом (сочетание родового понятия с видовыми). Например: В лаборатории электромагнетизма есть амперметр, вольтметр, приборы для измерения физических величин (получается, что первые приборы не измеряют физические величины).

Уместная речь — это речь, в котороИ языковые средства выбираются в соответствии с целями высказывания и адекватны условиям ситуации общения. Уместность требует от учителя физики гибкости его речевого поведения: умения определить пригодность, целесообразность слов, форм и оборотов. Молодые учителя любят иногда блеснуть перед учащимися своеИ «ученостью», часто это происходит не намеренно: просто привыкли выражаться научным языком вузовского учебника.

Произносительная сторона речи: хорошая дикция, выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии произносительных норм литературного языка, темп речи (быстрыИ, средниИ, замедленныИ), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерныИ, прерывистыИ), тембр (раскатистыИ, хриплыИ, скрипучиИ), интонация. Наблюдения показывают, что наиболее привлекатель-ноИ в общении является плавная, спокоИная, размеренная речь.

Знание круга вопросов, связанных с понятием культуры речи как науки, а также постоянная речевая практика, специальные задания, владение литературно-языковыми нормами, регулярные тренировки и расширение речевого опыта будут способствовать формированию речевоИ культуры специалиста любоИ области, в том числе учителя физики.

Однако в процессе обучения общеИ физике встречается ряд объективных трудностеИ, которые создают определенные сложности в процессе формирования культуры речи.

Во-первых, следует отметить слабыИ уровень физи-ческоИ культуры у значительноИ части студентов I кур-

са. Современная форма вступительных экзаменов по физике (ЕГЭ) не способствует определению уровня развития речи абитуриентов.

Во-вторых, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура) привели к скомканности, сокращенности базовых дисциплин, преподаваемых на младших курсах. Ведь теперь за четыре года необходимо практически завершить общую подготовку специалиста.

В-третьих, на подготовку молодого специалиста по общей физике по ГОСу отводится 1566 часов: 778 — аудиторных и 788 — на самостоятельную работу. Из них 4 часа лекций в неделю, только 2 часа в неделю отводится лабораторным занятиям по обшей физике и 3 часа в неделю на практические занятия, в течение которых студент имеет теоретическую возможность развивать свою «физическую» речь. Но и это время, ввиду достаточно сложной программы по физике, тратится преподавателем, как правило, на анализ и решение задач, т.к. практически на каждом занятии рассматривается новая тема. При этом речевое общение со студентами сводится к минимуму: короткие ответы на вопросы преподавателя, а также короткие диалоги с преподавателем при опросе у доски.

В проведенном нами экспериментальном исследовании культуры речи будущих учителей физики (студентов вузов) и способов ее развития моделировались определенные виды речевой деятельности: описание, повествование, рассуждение и предлагались соответствующие задания, например, такого типа:

• Выберите из текста учебника по определенной теме те высказывания, которые относятся к повествовательному и описательному виду речевой деятельности. Подготовьте и проведите фрагменты уроков в этих двух «жанрах».

• Выделите в учебнике физики задания, требующие индивидуального и коллективного выполнения. Какие речевые средства вы будете использовать при проведении индивидуальной работы? Проведите фрагменты уроков с выполнением этих заданий.

• Выберите в предложенном вам тексте рассуждения индуктивного характера. Составьте сами подобное рассуждение. Используйте его во фрагменте урока.

• Найдите в тексте рассуждения дедуктивного характера. Постройте собственное подобное рассуждение. От каких условий зависит применение того и другого способа рассуждения в обучении?

• Опираясь на разнообразные речевые средства, сконструируйте фрагмент урока с использованием проблемных вопросов.

• Составьте модель монологического изложения одной и той же темы на факультативном занятии, на уроке и познавательном вечере по физике. Объясните различие речи в зависимости от этой ситуации общения.

• Трансформируйте данные тексты в модели фрагментов урока с учетом аудитории учащихся разных классов.

• Дайте словесное описание предложенного вам графика физического процесса.

• Составьте рассказ, дополнив каждый фрагмент группы 1 группы его продолжением из группы 2 (они расположены в беспорядке).

Причиной изменения СКОрОСТК ЯИІИЄТЯ... ІН-ІтпЛа

MlhJOTOtl - ТГС1 СИЛ?,.. Г-під (формулу проко\ісмтііроьть>

!Іричииой пален ня всех тел на землю ... сила

Чтобы определять силу тивкти... 9,8 М/С

і і ііі ,,, і, 1 і і і .„і. !■ ■ ■ ■ . . . ■ 1 ■ ■ . . . ■ ■ ■ 1

• Описать физическое явление (опыт, закон, теорию, прибор, механизм) по обобщенным планам А.В. Усовой.

Производится видеосъемка студентов во время устного ответа на занятиях, выступления на конференциях, защиты курсовых и творческих работ, а также во время педагогической практики студентов. Сначала студентам предлагается проанализировать самим выступления сокурсников, а затем видеозапись анализируется совместно с автором статьи, отмечаются поло-

жительные и отрицательные стороны выступления. Интересно, что студенты не видят те ошибки товарищей, которые сами допускают.

В данной статье затронуты наиболее общие вопросы, важные для нас на данном этапе. К сожалению, рамки нашей статьи не позволяют подробнее рассмотреть все аспекты изучаемой нами проблемы. Но очевидно, что проблема развития речи студентов-физи-ков педагогических вузов очень актуальна и требует дальнейшего исследования.

Библиографический список

1. Десяева, Н.Д. Культура речи педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова.— М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Костомаров, В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики / В.Г. Костомаров. — М.: Гардарики, 2005.

3. Мурашев, А.А. Культура речи учителя.— М.: Московский психолго-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 2002.

Статья поступила в редколлегию 14.12.08

УДК 378

И.Ю. Павлова, канд. пед. наук, доц. КГУКИ, г. Казань

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА: КОМПОНЕНТЫ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

В статье представлен раздел диссертационного исследования, посвященного разработке теоретических основ формирования эстетической культуры личности студента вуза, обоснована актуальность проблемы в современных условиях развития нашего общества, изложены структурные компоненты и качественные показатели эстетической культуры личности студента вуза, разработанные на основе применения интегративного подхода в разработке составляющих ее элементов.

Ключевые слова: эстетическое воспитание студентов, структура, компоненты, качественные показатели.

Модернизация системы высшего образования основывается на повышении качества подготовки выпускников вузов, познавательноИ и творческоИ активности субъекта обучения, профессиональноИ и личностноИ их самореализации. Это обусловлено возникшеИ в последнее время потребностью в интегрированноИ, социально адаптированноИ личности, способноИ эффективно функционировать в профессиональноИ деятельности, которая предполагает значимость все более высоких требованиИ к интеллектуальным, физическим, психическим и адаптивным ресурсам человека. Приоритетные направления развития современного высшего образования актуализируют проблему духовно-нравственного развития личности. Любые изменения в социуме оказываются не только безуспешными, но и бессмысленными, если они не находят опору в духовноИ жизни личности, не подкрепляются адекватными изменениями в сфере культуры, образования, в системе человеческих ценностеИ. Развитие личности без формирования его духовно-нравственноИ сферы приводит к разрушающим последствиям: личность не развивается как активныИ творческиИ субъект деятельности, способныИ преодолеть противоречия личностного роста; не имеет возможности выИти на новыИ уровень духовного развития, как творец и созидатель духовных ресурсов, а превращается лишь в пассивного потребителя социальных возможностеИ, в придаток технологических систем.

В современноИ социокультурноИ среде активно формируются различные молодежные субкультуры, уводящие личность далеко за рамки реальности и актуальности бытия: скинхеды (в переводе с англиИского — бритоголовые); рэперы — движение молодых людеИ, которые пиком современноИ музыкальноИ культуры

эстетическая культура личности,

считают мелодекламацию, т.е. умелыИ подбор рифмованных слов в такт музыкального сопровождения; бреИ-керы — танцы с элементами акробатики и спортивноИ гимнастики под ударное ритмизованное музыкальное сопровождение и т.д. Погружение личности в виртуально-экстремальную деИствительность, «параллельное пространство» лишает ее возможности самореализации и творческого самовоплощения в современном обществе, что обусловлено глобальными процессами вымывания истинноИ культуры из социокультурноИ среды, приводящеИ к бездуховности общества, потере нравственных ориентиров у молодежи, к утрате значимости творческого проявления личности.

Такое положение явного дефицита духовности и нравственности в молодежноИ среде особо актуализирует проблему эстетического воспитания студенческоИ молодежи, что означает в числе ее многих составляющих, воспитание гармонии интеллектуального, духовного и творческого в личности, способностеИ к эстети-ческоИ деятельности, эстетическому саморазвитию, эстетическоИ самоактуализации, стремление к активному участию в общественно-полезноИ деятельности. В этоИ связи, возникает необходимость глубже исследовать этот процесс в учебно-воспитательных учреждениях, в частности, в высшеИ школе, где факты проявления бездуховности молодежи в настоящее время, к сожалению, присутствуют. Это и отрицание патриотизма как общественноИ ценности, игнорирование социальных норм поведения, отрицание положительного опыта прошлых поколениИ, потребительскиИ взгляд на образование, преувеличение роли материальных по-требностеИ и путеИ легкого обогащения, аморальные и социальные виды деятельности, негативные личностные качества и т.д. Таким образом, проблема форми-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.