Научная статья на тему 'Культура речи как культура речевой деятельности'

Культура речи как культура речевой деятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4380
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / CULTURE OF SPEECH / КУЛЬТУРА / CULTURE / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPEECH ACTIVITY / КУЛЬТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CULTURE OF SPEECH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савова М.Р.

Статья посвящена проблеме, связанной с выявлением сущности культуры речи. С этой целью проводится анализ ведущих подходов к трактовке культуры речи, подчеркивается необходимость рассмотрения этого понятия прежде всего с позиций культуры и речевой деятельности. В статье обосновывается подход к изучению культуры речи как культуры речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURE OF SPEECH AS CULTURE OF SPEECH ACTIVITY

The article is devoted a problem of essence of the speech culture. The analysis of leading approaches to treatment of a culture of speech is carried out; necessity of consideration of this concept first of all from items of culture and speech activity is underlined. In the article the approach to studying of a speech culture as cultures of speech activity is justified.

Текст научной работы на тему «Культура речи как культура речевой деятельности»

УДК 8.085 ББК 81.411.2

КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК КУЛЬТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М.Р. Савова, доцент кафедры риторики и культуры речи МПГУ

Статья посвящена проблеме, связанной с выявлением сущности культуры речи. С этой целью проводится анализ ведущих подходов к трактовке культуры речи, подчеркивается необходимость рассмотрения этого понятия прежде всего с позиций культуры и речевой деятельности. В статье обосновывается подход к изучению культуры речи как культуры речевой деятельности.

Ключевые слова: культура речи, культура, речевая деятельность, культура речевой деятельности.

THE CULTURE OF SPEECH AS CULTURE OF SPEECH ACTIVITY

The article is devoted a problem of essence of the speech culture. The analysis of leading approaches to treatment of a culture of speech is carried out; necessity of consideration of this concept first of all from items of culture and speech activity is underlined. In the article the approach to studying of a speech culture as cultures of speech activity is justified.

Keywords: a culture of speech, culture, speech activity, culture of speech activity.

В современной науке культура речи понимается с по- различных культур, каждая из которых есть всеобщая

зиции двух основных подходов, которые соответственным образом реализуются в образовании. Условно их можно назвать «узким» и «широким».

«Узкий» подход характерен для устоявшегося в лингвистике понимания культуры речи как требования соблюдать прежде всего языковые нормы, а также коммуникативные качества речи (правильность, чистоту, богатство, точность, логичность, уместность, доступность и выразительность). Этот подход отражен в большинстве учебников и учебных пособий, в тестах, в заданиях ЕГЭ и т.д. На достижение общих целей образования такая культура речи, безусловно, влияет, но по большей части опосредованно - через владение национальным языком. Узость этого подхода проявляется и в том, что при таком понимании культуры речи в ней анализируется и оценивается главным образом использование тех или иных средств (как правило, без соотнесения с задачами общения, особенностями коммуникативной ситуации в целом и коммуникантов - в частности). Но в то же время такие важные средства общения, как, например, невербальные, также в этом случае не рассматриваются, - то есть речь оценивается не по своим законам, а по правилам пользования языком, сводится к нему по применяемым критериям ее оценки. И тем самым, по сути, в понятие «культура речи» вкладывается содержание понятия «культура языка».

«Широкий» подход предполагает, с одной стороны, изучение именно речи, а значит, текстов (высказываний), а с другой - оценку этих текстов с точки зрения культуры. Тем самым мы рассматриваем культуру речи как часть культуры общения и культуры в целом.

Культура речи обладает теми же свойствами, признаками, что и культура в целом, и подчиняется законам культуры. Однако, будучи частью общей культуры, культура речи имеет свои особенности, а как область знаний -и свой предмет. Чтобы выделить и проанализировать эти особенности, необходимо выявить то, что роднит культуру речи и культуру в целом.

Что вкладывается в понятие «культура»? Обратимся к одному из определений этого понятия, данному Ю.В. Рождественским в «Словаре терминов»: «Культура - деятельность, служащая обеспечению устойчиво-продуктивной жизни общества за счет отбора, систематизации, хранения, изучения и организации использования правил и прецедентов деятельности» [5]. В современных исследованиях по культуре «постепенно формируется обоснованное представление о культуре как об определенной форме человеческих отношений, опредмеченной ценностно» [2]. А также о вытекающем из этого представления соотношении культуры и общения: «Культура есть всеобщая форма одновременного общения и бытия людей

форма одновременного общения и бытия людей... и в этом общении культур происходит общение индивидов» [1]. Это значит, что культура представляет собой деятельность как процесс особого общения людей, а явления культуры -результат этой деятельности.

Культура в таком понимании - это «выражение человеческих отношений в предметах, поступках, словах, которым люди придают значение, смысл, ценность» [2].

В то же время знаковость, диалоговость и различия разных культур делают необходимым выявление и обозначение критериев оценки разных сторон фактов культуры, то есть создания механизма отбора того, что следует культивировать и того, от чего нужно избавляться. Это в свою очередь помогает понять, что и каким образом нужно оберегать и сохранять. Поэтому культура всегда связана с деятельностью - будь то физическая, материальная или духовная культура. Культура - это и процесс деятельности, и ее итог - некий продукт, который возникает в результате этой деятельности. Но в отличие от некультуры, деятельность всегда осознанная и целенаправленная.

В этом плане важно, что культура задает планку, создает в каждой области некий идеал, который стимулирует дальнейшее развитие.

Несмотря на то что существует и культура личности, «культура, прежде всего, - понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее, по своей природе культура, как и язык, - явление общественное, то есть социальное. Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива - группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в той группе, в которой люди общаются» (Курсив автора) [4]. Соответственно культура общения предполагает самый высокий уровень общения.

Таким образом, культура - это система достижений человека во всех отраслях жизни, которая появилась и развивается благодаря целенаправленной и осознанной деятельности человека и общества в целом в материальной и духовной сферах. Эта деятельность носит объединяющий коммуникативный характер, направленный на достижение высшего уровня качества, и потому сопровождается системой ограничений, благодаря которым происходит целенаправленный отбор достойного для продолжения и развития.

Следовательно, культура в целом определяет отдельные ее компоненты, такие как, например, культура общения и культура речи. Кроме того, культура проявляется опять-таки в диалогической деятельности, а именно - в

процессе общения. Общая культура и общества, и коллектива, и человека немыслима без культуры общения. А общение осуществляется прежде всего через речь.

Эти аспекты культуры применительно к речи так сформулировал А. Едличка: «... в обеих областях (в области языка и речи) одинаково выделяются два направления: 1) культура как состояние, уровень (и языка, и речи), 2) культура как деятельность, то есть культивирование (совершенствование) языка и речи» [3].

Значит, культура речи как часть культуры в целом также представляет собой деятельность в процессе общения, которая обладает всеми свойствами культуры и подчиняется ее законам. В то же время культура речи обладает своими особенностями, и чтобы их вычленить, необходимо рассмотреть, что в современной науке понимается под речью и в чем состоит ее отличие от языка.

Слово «речь» обозначает специфическую человеческую деятельность, поэтому для характеристики обеих ее сторон это слово в лингвистике употребляется в двух основных значениях: речью называют и сам процесс говорения (в устной форме) или письма (в письменной), и те речевые произведения (высказывания, устные и письменные тексты), которые представляют собой звуковой или графический продукт (результат) этой деятельности.

Речь всегда представляет собой ответ на какой-либо стимул (внутренний или внешний), а речевое действие в свою очередь (и как процесс, и как результат) вызывает тот или иной ответ (словесный или несловесный, выражаемый в молчании или в физическом действии).

Чем же речь отличается от языка? Прежде всего, тем, что язык - это система знаков, а речь - это деятельность, протекающая как процесс и представленная как продукт этой деятельности. И хотя речь строится на том или ином языке, это самое главное отличие, которое по различным основаниям определяет и другие.

Речь представляет собой способ реализации всех функций языка, прежде всего, коммуникативной. Речь возникает как необходимый ответ на те или иные события действительности (в том числе и речевые), поэтому она, в отличие от языка, преднамеренна и ориентирована на определенную цель.

Речь не ограничивается только языковыми средствами. В состав речевых средств входят также те, что относятся к неязыковым (несловесным, или невербальным): голос, интонация, жесты, мимика, поза, положение в пространстве и т.д. К тому же в речи могут быть использованы одновременно несколько национальных языков (или других словесных и несловесных кодов).

Кроме того, речь как деятельность и как текст (высказывание) оценивается по другим критериям, неприменимым к языку. Например, речь как текст отражает действительность и может рассматриваться с точки зрения своей истинности и ложности (истинно - частично истинно -ложно). К речи-тексту применимы эстетические (красиво -некрасиво - безобразно) и этические оценки (хорошо -плохо) и т.д.

Таким образом, мы видим, что язык оказывается главным, но не единственным средством создания речи. Она всегда представляет собой результат творческой деятельности индивида, поэтому и подходить к анализу, оценке и способам создания речи нужно совсем иначе, чем к языку. Особенно это важно при рассмотрении речи с точки зрения ее культуры.

Исходя из того, что и речь, и общение, и культура - это деятельность, предмет культуры речи - это культура речевой деятельности. Другими словами, культура речи реализуется в процессе речевой деятельности, которая носит осознанный, целенаправленный, творческий характер.

Культура речи - это деятельность еще и потому, что владение культурой речи проявляется только в речевой деятельности. Для того чтобы владеть культурой речи, недостаточно знать все законы порождения и восприятия речи, все ее нормы - нужно осознанно пользоваться ими и соблюдать их в своей речи.

Культура речи проявляется там и тогда, когда есть выбор между несколькими правильными вариантами. Однако культура речи не ограничивается проблемой выбора.

Порождение речи сопровождается двумя фазами деятельности - селективной и интегративной, текстообра-зующей, то есть культура речи представляет собой не только выбор из ряда существующих наилучшего в данной ситуации варианта того или иного языкового или речевого средства, но и создание с их помощью цельного текста. Следовательно, культура речи как процесс - это не только выбор тех или иных средств среди различных вариантов, но прежде всего культура деятельности по созданию своего текста.

Кроме того, культура речи в таком понимании позволяет научно обоснованно анализировать речевую деятельность во всех ее четырех видах, то есть не только культуру говорения, но и культуру слушания, культуру письма и культуру чтения, а также культуру использования неязыковых средств.

Следовательно, культура речи должна охватывать все эти компоненты речевой деятельности и их составляющие. А значит, с точки зрения культуры в речи в первую очередь оцениваются:

1) цель и средства ее достижения;

2) речь как процесс (речевое поведение);

3) речь как результат (текст).

Главный критерий оценки любой деятельности - ее эффективность и степень этой эффективности, то есть оценка того, достигла деятельность цели или нет, а если да, то в какой степени. При этом культура речи под ее эффективностью подразумевает, что результат не только будет соответствовать задуманному, но что постановка цели, способы и средства ее достижения, сам процесс речи и результат, который она вызовет, будут соответствовать этическим, коммуникативным, эстетическим и другим нормам.

Каковы же главные цели и, соответственно, результаты речи?

Основными в речи являются три цели:

1) передача информации (информационная, информирующая речь);

2) выражение эмоций, чувств и оценок (эмоционально-оценочная речь);

3) оказание воздействия на адресата, например, с целью убедить (аргументирующая речь).

Значит, ожидаемый результат информационной речи -это понимание содержания сообщения; эмоционально-оценочной - разделение эмоций и оценок; сочувствие и т.д. - понимание психологическое, эмоциональное; воздействующей речи - совершение адресатом действия, к выполнению которого его побуждали - понимание действенное.

Основные цели речи - информирование, выражение чувств, воздействие - порождают не только типы ситуаций общения, не только жанры, но и тот или иной набор критериев для оценки речевого поведения и результата речевой деятельности.

Культура речи предполагает речевое взаимодействие людей с целью их взаимопонимания. На это направлены и нормы, которые тоже объединяют людей в пользовании одним и тем же языком, и речевые модели, которые служат тому, чтобы люди понимали не только то, что сказано,

но и то, что имелось в виду, поэтому культура речи предполагает также умение использовать и распознавать как явные, так и скрытые цели речи.

Следовательно, в содержание культуры речи как неотъемлемая часть должна входить и культура восприятия и понимания речи. Культура понимания тесно связана с культурой взаимодействия партнеров по общению (поскольку при коммуникации возможен прием информации без понимания). Понимание может происходить на разных уровнях.

В этом отношении еще одним важным аспектом культуры речи является проявление в ней культуры мышления, которое во многом происходит с помощью речи.

Все составляющие речи, таким образом, можно рассматривать как элементы культуры речи, культуры общения и культуры в целом. Следовательно, культура речи представляет собой область проявления в речевой деятельности физической, материальной и духовной культуры личности и общества в целом.

Она включает в себя очень многие аспекты речи:

- культуру самого процесса речетворчества - процесса общения;

- культуру владения языком как основным средством речи;

- культуру владения несловесными средствами речи;

- культуру создания продукта речи - текста;

- культуру владения жанрами речи;

- культуру восприятия текста в процессе его создания в устной речи или как результата - в письменной речи;

- культуру ответного реагирования на высказывание;

- культуру отношения к письменным текстам и т.д.

Комплексный и интеграционный характер культуры

речи обусловливает многообразие подходов к этой области знаний и ставит задачу выработки общей научной базы для специалистов всех областей, изучающих разные аспекты проблемы культуры речи. Это тем более важно для решения проблем совершенствования культуры речи учащихся в школьном и вузовском преподавании.

При рассмотрении культуры речи важно различать речевую культуру общества (или определенного коллектива внутри этого общества) и речевую культуру отдельного человека. В то же время «речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности» (Ю.В. Рождественский). Использование этих образцов и обучение им формирует речевую культуру личности. В этом смысле культура личности во многом определяется культурой общества.

Личность, в свою очередь, ощущает запросы общества и так или иначе на них реагирует, но речевая культура личности всегда отражает ее индивидуальность. Она, с одной стороны, опирается на культуру общества, с другой -каждый человек как личность, как человек разумный и говорящий, вбирает из культуры общества не только то, что для культурного человека необходимо (минимум), но и то, что в наибольшей степени соответствует его индивидуальности.

В этом смысле культура речи предполагает настолько высокий уровень развития речевой личности, при котором отбор наиболее уместных и оптимальных с точки зрения всех параметров ситуации общения языковых средств часто происходит почти на уровне речевого автоматизма. Культурный человек говорит в данном жанре и стиле, в основном, спонтанно. И исключения, связанные с подбо-

ром и припоминанием тех или иных слов и выражений, с построением тех или иных синтаксических конструкций лишь подтверждают это правило. А для людей, профессия которых связана с повышенной речевой ответственностью, владеть "нормальной" речью недостаточно: необходима речь искусная, мастерская, то есть иной уровень ее "качественности".

Таким образом, мы приходим к следующему определению культуры речи как научной дисциплины: Культура речи - это область филологии, которая изучает осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной этически корректной эффективной речи в заданных или смоделированных условиях общения.

Культивирование (совершенствование) речи как целенаправленной деятельности имеет теоретическую и практическую стороны.

В теоретическом отношении речь с точки зрения культуры нужно изучать, описывать и корректировать как деятельность. Неслучайно в разные эпохи и в разных научных системах так или иначе вставал вопрос о речи как деятельности, как процессе. Эти идеи в том или ином аспекте можно найти у Платона, Аристотеля, Цицерона, Ф. де Соссюра, В. Гумбольдта и др. Л.В. Щерба использовал понятие «речевая деятельность» (но в несколько ином смысле). В психолингвистике разрабатывались подходы к пониманию не только речи как речевой деятельности, но и культуры речи в этом аспекте (прежде всего, в трудах А. А. Леонтьева). Важно подчеркнуть, что в данном случае мы ведем речь не о различии в терминологии, хотя она в теоретическом плане очень важна, а об общей устремленности относительно этого аспекта - он как многогранное явление трудно поддается отграничению от речи как единства и классификации, дефиниции. Именно поэтому в разных теоретических системах это явление называлось по-разному. Но суть во многом совпадает.

В отношении практического применения этой теории важно подчеркнуть два основных аспекта, связанных, во-первых, с анализом речи и на основе этих наблюдений выявлением правил и норм создания высказываний, а во-вторых, следование этим нормам при продуцировании речи, и дальнейший анализ (самоанализ) относительно уже известных автору речи норм.

Эти проблемы культуры речи необходимо решить не только для того, чтобы в теоретическом плане точнее описывать культуру речи как область знаний, но и для решения методических проблем - для выявления наиболее эффективных путей и средств совершенствования культуры речи школьников и студентов.

Литература

1. Библер В.С. Диалог культур и школа ХХ1 века // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. - Кемерово, 1993.

2. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. Учебное пособие. - М., 1998.

3. Едличка А. Теория языковой культуры сегодня / Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 20: Теория литературного языка в работах ученых ЧССР: Сборник: Пер. с чешск. и словац. - М., 1987.

4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало Х1Х века). - СПб, 1994.

5. Рождественский Ю.В. Словарь терминов. (Общеобразовательный тезаурус). - М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.