Научная статья на тему 'Культура речи и деловое общение в малых группах: речевая характеристика социальных ролей'

Культура речи и деловое общение в малых группах: речевая характеристика социальных ролей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
568
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура речи и деловое общение в малых группах: речевая характеристика социальных ролей»

Деловой русский

КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ: РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ

Вишнякова Светлана Алексеевна Смольный институт Российской академии образования

8У&аМ8Н@;таи. ги

Советом Европы принято определение пяти ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы», две из которых обеспечиваются дисциплиной «Культура речи и деловое общение». Особенно важен для нас четвертый пункт компетенций: «4. ... компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция».

Важность проблемы культуры речи и делового общения в малых группах в аспекте речевой характеристики социальных ролей обусловлена приведенной компетенцией.

В любой организации существует динамичное распределение определенных деловых ролей. Этот социальный феномен групповой динамики впервые был раскрыт М. Белбиным, исследователем лаборатории менеджмента в Кембридже (Великобритания). Разгаданный им феномен состоит в том, что каждый из членов организации играет двойную роль: формальную,

вытекающую из формальной структуры организации, и неформальную. Он выделил и описал всего восемь деловых ролей, которые могут играть члены коллектива [4]. Несколько иная классификация ролей представлена соавторами

О. Проценко и Ю. Мирошниченко [2]. Они выделяют 12 ролей в связи с двумя группами людей.

Люди, придерживающиеся определенного типа поведения, ориентированного на решение групповых задач, могут выполнять в группе определенные роли и соответственно обладают узнаваемой речевой характеристикой. О. Проценко и Ю. Мирошниченко выделяют 6 ролей людей, ориентированных на решение групповых задач, и 6 ролей людей, ориентированных на поддержку других. Попытаемся привести типичную речевую характеристику людей каждого типа.

Прежде всего, обратимся к ролям людей, ориентированных на решение групповых задач: инициатора, разработчика, координатора, контролера, оценщика, погонщика. Для иностранных студентов поясним значение самих понятий, которые обозначают ту или иную социальную роль.

Работа с иностранными студентами II уровня организуется следующим образом: дается толкование слова, приводятся однокоренные, родственные слова, синонимы, антонимы (если возможно), лексическая сочетаемость.

Например, инициатор - тот, кто проявляет инициативу [4]; Тот, кто действует, проявляя инициативу в чем-нибудь, зачинатель [1]. Однокоренные слова: инициатор, инициативный, инициаторский, инициатива,

инициировать. Родственные слова: существительные: инициатива,

инициализация, инициация; прилагательные: инициированный,

инициировавший; глаголы: инициализировать, инициироваться. Синонимы слова инициатор: виновник, зачинщик, первый, пионер; застрельщик,

инспиратор (от лат. inspirator «вдохновитель»), побудитель, зачинатель. Антонимы: инициатор - дезорганизатор.

Лексическая сочетаемость: инициатор (чего?) сделки, договора,

встречи, знакомств, движения, реформ и т.п.; инициатива (какая?) жилищная, экономическая, наказуемая; взять на себя (что?) инициативу, обосновать (что?) инициативу, проявить (что?) инициативу; инициировать (что?) сделку, разрыв, встречу, проверку; инициаторский характер, план, проект; инициаторская способность.

Для работы над названиями неофициальных ролей малой группы могут быть предложены задания типа: 1. Подберите однокоренные слова к словам: инициатор, разработчик, координатор, контролер, оценщик,

погонщик. Например: инициативный, инициаторский, инициатива,

инициировать. 2. Ответьте, чем отличается значение слов:

инициативный/инициировать, зачинщик/виновник, первый/ пионер. 3.

Составьте словосочетания со словами: разработчик, координатор, контролер, оценщик, погонщик. Для выполнения третьего задания могут быть предложены слова и словосочетания для справок: отдел продаж, проект, билеты, капитал, животные, собаки, сайт, бизнес архитектура, торговый зал, недвижимость. 4. Подберите синонимы к словам: инициатор,

разработчик, координатор, контролер, оценщик. Слова для справки: создатель, инспектор, зачинщик, критик, организатор. 5. Объясните значения слов инициативный и инициировать и составьте с ними предложения. 6. Что обозначает словосочетание инициативный аудит?

При выполнении задания 5 студенты обращаются к словарям: Ср.: инициативный - 1. проявляющий инициативу в каком-нибудь деле

(инициативная группа). 2. то же, что предприимчивый. И. человек. Инициировать - вызывать (вызвать) начало чего-либо, дать (давать) начало (импульс) чему-либо.

Поскольку деловое общение в малых группах особенно интересует экономистов, им обычно интересно и полезно узнать, что инициативный аудит - это независимая проверка, проводимая по решению руководства и (или) собственников организации, исполнительного органа управления. Инициативный аудит проводится для текущих нужд, например, для получения кредита в банке; для оценки состояния учета (перед проверкой уполномоченными органами).

Что же обозначает та или иная социальная роль, и какими речевыми формулами она реализуется?

Инициатор предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы, предлагает способы преодоления трудностей при решении задач. Речевая характеристика: «Предлагаю рассмотреть иные подходы к...», «Пора

обратить внимание на существующие новые идеи и подходы к. », «Считаю, что во многом преодолеть трудности поможет. подход» и т.п.

Разработчик прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы. Возможна следующая речевая характеристика разработчика: «Давайте подумаем, каким образом мы можем в наших условиях применить.»; «Думаю, что эффективность нашей работы повысится, если.»; «В целях повышения производительности нашего отдела предлагаю попробовать внедрить.».

Координатор комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы: «.Вы сегодня

работаете вместе и отслеживаете осуществление взаимосвязи.».

Направление группы к ее целям, подведение итога того, что в ней уже произошло, выявление отклонения от намеченного курса осуществляет контролер. Его речевая характеристика: «Итак, подведем первые итоги.», «За обозначенный период удалось.», «Осталось незавершенным.», «Следует доработать.», «Невыполненным оказалось.» и т.п.

Важная социальная роль принадлежит оценщику, который критически оценивает работу и предложения других, сравнивает их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи: «Сравним предложенный вариант с существующими стандартами.», «Предложение заслуживает внимания, поскольку.», «Ваше предложение в данных условиях трудно выполнимо.» и т.п.

Существует особая социальная роль, стимулирующая группу и подталкивающая ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше - погонщик: «Первый этап. необходимо завершить к . числу», «Сроки окончания работы заканчиваются через . дня. Необходимо все завершить», «Напоминаю, что отчет необходимо представить администрации к .», «Если документация. не будет представлена в течение недели, виновники лишатся прогрессивки.» и т.п.

Люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на поддержку других, могут выполнять роли:

• вдохновитель,

• гармонизатор,

• примиритель,

• диспетчер,

• нормировщик,

• ведомый.

Так, вдохновитель поддерживает начинания других, выражает понимание чужих идей и мнений. Типичные реплики: «Идея, бесспорно, интересная.», «Давайте вместе подумаем, как развить это предложение, оно может принести прибыль. », «Без трудностей новое дело не бывает, у нас получится. », «Такой коллектив, как у нас, обязательно справится.», «Ошибки бывают у всех, главное - найти их решение.», «Мы много уже сделали, не стоит бросать.» и т.п.

Посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, является гармонизатор. Он способствует сохранению в группе гармонии, старается внушить членам коллектива мысль о взаимоуважении мнений, поэтому именно от него можно услышать: «Подходы могут быть разными, давайте посмотрим, какой в данных условиях наиболее эффективен».

Иногда необходимо поступиться своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других и таким образом поддержать в группе гармонию. Это делает примиритель: «Я за то, чтобы от секции наши разработки представляли. ».

Диспетчер создает возможность для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения: «Для решения следующей задачи необходимо скооперироваться ... и .».

В группе необходим и нормировщик, который формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих процессов. Типичные для него реплики: «Сверим получившееся со стандартами», «Сделанное должно соответствовать стандартам. Проверим.».

В любой группе всегда есть ведомый, который пассивно следует за группой, выступает как зритель и слушатель в групповых дискуссиях и принятии решений. От него можно услышать: «Я как все.», «Поддержу большинство.», «Сделаем, как скажут».

После знакомства с речевыми формулами неформальных социальных ролей малой группы целесообразно предложить ситуационные упражнения. Например:

- Вы хотите предложить новую технологию. Подберите такую реплику, которая бы помогла заинтересовать коллектив.

- Необходимо поддержать начинания других. Какие реплики, возможно, понадобятся Вам?

- Ваша задача - обеспечить процесс выполнения какой-либо работы.

- Какие реплики понадобятся, чтобы а) подытожить работу на каком-то этапе; б) побудить поторопиться с ее выполнением; в) предупредить срыв работы.

Правильная структура малой группы и владение нормами делового общения создает условия для успешного решения поставленных в коллективе задач. Умение распознать социальную роль коллеги в малой группе по речевой характеристике обеспечивает понимание условий межличностной коммуникации, следовательно, делает профессиональное общение более полноценным.

Литература

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и

фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - Москва : ИНФОТЕХ, 2009. - 938, [3] с.

2. Проценко О. Условия образования группы [Электронный ресурс] / Проценко О., Мирошниченко Ю. // Мигдаль. - Электрон. дан. - Одесса, 2003.

- Режим доступа: http://www.migdal.ru/migdal/methodology/3568/3570/. - Загл. с экрана.

3. Рогов Е.И. Психология группы / Е.И. Рогов. - Москва : ВЛАДОС, 2005. -429 с. : ил. - (Азбука психологии).

4. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. Т. 1. А-Л / Т.Ф. Ефремовой. - Москва : АСТ : Астрель : Харвест, 2006. - 1168 с.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПОЛИТИКИ ЗАПАДНЫМИ СМИ

Дектерев Сергей Борисович Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

[email protected]. ги

Как известно, СМИ являются одним из наиболее значимых институтов современного общества, оптимальным средством для быстрого полномасштабного доведения информации различной направленности до населения. Именно СМИ оказывают исключительное влияние практически на все сферы и институты общества, включая политику, экономику, религию. Неоспоримо, что средства массовой информации играют наиболее важную роль в формировании и эволюции общественного мнения. Кроме того, интерпретация наиболее важных явлений и событий в мире осуществляется благодаря им и с их помощью. Для каждого государства важно, как воспринимается его образ как его народом, так и за рубежом. В частности, события в России и вокруг нее вызывают настоящую волну интереса в странах ближнего и дальнего зарубежья. Безусловно, существуют различия в том, как оцениваются те или иные события в нашей стране и за рубежом, что конкретно критикуют и какие выводы делают публицисты.

В лингвистической литературе такие понятия как «образ» и «имидж» часто отождествляются. Говоря об имидже человека, имеют в виду образ, возникающий в сознании других при упоминании о нем. Под «образом» подразумевается не только визуальный, зрительный облик, но и образ действий, мышления и поступков описываемого человека. Таким образом, слово «образ» широкозначно и используется в широком смысле и в различных контекстах, указывая на представление о человеке.

Ожегов С. И., в частности, выделяет пять разноплановых значений слова «образ»: 1) вид, облик; 2) живое, наглядное представление о ком-либо или о чем-либо; 3) в литературе и искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления; 4) в художественном произведении: тип, характер; 5) порядок, направление чего-либо, способ. Когда мы сталкиваемся с этим словом, то оно у нас, прежде всего, ассоциируется с «обликом», «внешним видом человека» [1].

В англоязычной литературе наиболее частотным является понятие имидж, трактовка которого сводится, как правило, к определенному имиджу, включающему широкий спектр характеристик, которые ассоциируются с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.