Научная статья на тему 'Культура публичной речи'

Культура публичной речи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4410
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА РЕЧИ / ОБЩЕНИЕ / АРГУМЕНТЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ РЕЧИ / КРАСНОРЕЧИЕ / СФЕРЫ КОММУНИКАЦИИ / ДУХОВНОЕ КРАСНОРЕЧИЕ / ЦЕРКОВНО-БОГОСЛОВСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ / ДИДАКТИЧЕСКОЕ И ПАНЕГИРИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ / КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ / СТРУКТУРА РЕЧИ / ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕЧИ / SPEAKER'S ART (SKILL) / CONCLUSIVE (FINAL) SPEECH / PUBLIC SPEECH CULTURE / COMMUNICATION / ARGUMENTS / PUBLIC SPEECH EMOTION / ELOQUENCE / SPHERES OF COMMUNICATION / SPIRIT ELOQUENCE / CHURCH SPEECH / DIDACTIC AND PANEGYRICAL ELOQUENCE / SPEECH COMPOSITION / SPEECH STRUCTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Айснер С. Ю.

В статье рассматривается роль и место публичной речи в общественной жизни человека в различные исторические периоды, дается классификация родов и видов ораторской речи. Большое внимание уделено духовному (церковно-богословскому) красноречию, которое имеет свои богатые опыт и традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC SPEECH CULTURE

Public speech role and place in the person social life in different historical periods are considered in the article. The classification of public speech kinds and varieties is given. The main attention is given to the religious eloquence (church speech), with its rich experience and traditions.

Текст научной работы на тему «Культура публичной речи»

УДК 8.085.4 Л.Ю. Айснер

КУЛЬТУРА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

В статье рассматривается роль и место публичной речи в общественной жизни человека в различные исторические периоды, дается классификация родов и видов ораторской речи. Большое внимание уделено духовному (церковно-богословскому) красноречию, которое имеет свои богатые опыт и традиции.

Ключевые слова: ораторское искусство, культура речи, общение, аргументы, эмоциональность речи, красноречие, сферы коммуникации, духовное красноречие, церковно-богословское красноречие, дидактическое и панегирическое красноречие, композиция речи, структура речи, заключение речи.

L.Yu. Aisner PUBLIC SPEECH CULTURE

Public speech role and place in the person social life in different historical periods are considered in the article. The classification of public speech kinds and varieties is given. The main attention is given to the religious eloquence (church speech), with its rich experience and traditions.

Key words: speaker’s art (skill), public speech culture, communication, arguments, public speech emotion, eloquence, spheres of communication, spirit eloquence, church speech, didactic and panegyrical eloquence, speech composition, speech structure, conclusive (final) speech.

Ораторское искусство - искусство «при помощи звучащего слова, устной речи убеждать и побуждать к действию массы слушателей» [2, 108]. Оно всегда привлекало внимание многих исследователей из различных областей науки: лингвистики, филологии, философии, культурологии и других. Это объясняется тем, что публичная речь (ораторское выступление) занимает существенное место в общественной жизни, являясь важным средством всестороннего воздействия на человека.

Живое словесное общение - это наука и искусство. Только во взаимодействии, в соединении и переплетении того и другого возможно процветание той части культуры, которая называется ораторским искусством. А.В. Луначарский подчеркивал: «Умеет говорить человек тот, кто может высказать свои мысли с полной ясностью, выбрать те аргументы, которые особенно подходящие в данном месте или для данного лица, придать им тот эмоциональный характер, который был бы в данном случае убедителен и уместен...; человек, который умеет говорить, т.е. который умеет в максимальной степени передать свои переживания ближнему, убедить его, если нужно, выдвинуть аргументы или рассеять его предрассудки и заблуждения, наконец, повлиять непосредственно на весь его организм путем возбуждения в нем соответственных чувств, этот человек обладает в полной мере речью» [7, 15].

В основе действенной речи лежат такие аргументы, выбор которых аргументирован ситуацией общения и составом аудитории. Эти аргументы должны действовать не только логически, но и эмоционально, только тогда они могут быть убедительными. Стремление оратора воздействовать на психику слушателей также оказывает большое влияние на речь. «Каждое слово после того, как оно было произнесено, вступает в особый мир, в психику другого человека через его органы чувств. и превращается в эмоцию и идею внутреннего мира того человека, к которому обращались с речью. Но нет никаких гарантий того, что слово, как объективное явление в субъекте людей, к которым мы обращаемся, вызывает правильные результаты, что находит именно тот резонанс, которого мы хотим., следовательно, нужно приучить человека понимать внимающих ему и окружающих его, приучить прослеживать судьбу слова не только в воздухе, но и в душе тех, к кому оно обращено», - писал А.В. Луначарский [7, 14].

Известный исследователь языка В.В. Виноградов писал, что «ораторская речь - синкретический жанр. Она одновременно и литературное произведение, и сценическое представление. Ораторская речь - это

подготовленная речь, подготовленное литературное произведение, имеющее определенные стилистические характеристики. Особый интерес представляют формы ораторской речи, обращенные к многолюдной аудитории, как, публичные лекции, религиозные проповеди и т.д.» [3,120].

Роды и виды ораторского искусства формировались постепенно. Например, в России ХУН-ХУШ вв. было принято выделять пять основных типов (родов) красноречия: придворное, развивающееся в высших кругах дворянства; духовное (церковно-богословское); военное - обращение полководца к солдатам; дипломатическое; народное, особенно ярко развивающееся во времена бунтов, когда предводители крестьянских восстаний обращались к народу с пламенными речами.

Роды и виды красноречия принято различать в зависимости от сферы коммуникации, от того, какой из основных функций речи они соответствуют: общению, сообщению, воздействию. Существуют следующие сферы коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая.

На сегодняшний день различают следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Род красноречия - это область ораторского искусства, которая характеризуется наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Дальнейшая дифференциация основана на рассмотрении более конкретных признаков, которыми являются виды или жанры. Подобная классификация носит ситуативно-тематический характер, так как учитываются, как сама ситуация выступления, так и тема и цель данного выступления. Остановимся более подробно на духовном красноречии, так как эта тема является актуальной для нашего исследования.

Духовное (церковно-богословское) красноречие - древний род красноречия, который имеет свои богатые опыт и традиции. Принято выделять проповедь (слово), которая произносится с церковного амвона или в другом месте для прихожан, и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим священнослужителям или другим лицам, связанным с официальным действием.

После того, как в 988 г. князь Владимир Святославович крестил Русь, в истории древнерусской культуры начался период освоения духовных богатств, создание памятников искусства. Уже в ораторской речи Киевской Руси выделяли два подвида речи: красноречие дидактическое, или учительское, которое преследовало цели морального наставления, воспитания, и панегирическое, или торжественное, которое было посвящено знаменательным церковным датам или государственным событиям. В речах осуждались: болтливость, лицемерие, гнев, гордыня, пьянство и пр. и, напротив, восхвалялись: мудрость, милосердие, трудолюбие. Духовное красноречие более подробно изучает наука о христианском церковном проповедничестве - гомилетика.

В классификации родов и видов ораторской речи особое место всегда принадлежало духовному красноречию, как с давних времен называлось искусство публичной речи в церковно-богословской жизни. Данный род красноречия обычно был связан с изложением и популяризацией различных религиозных тем. За тысячи лет существования христианства на Руси были разработаны определенные жанры церковнобогословской речи. К таким жанрам относят проповедь, приветственное слово, некролог, беседу, поучение, послание, лекцию в духовном учебном заведении, а в настоящее время сюда можно отнести выступления священнослужителей по радио и телевидению.

Целый ряд отличительных черт отражает своеобразие церковно-богословской речи. Во-первых, в церкви в качестве слушателей обычно выступает община верующих, которым необходимо раскрыть смысл того учения и веры, о которой идет речь. Во-вторых, огромное значение имеют темы речей, произносимых в церкви. В качестве основных материалов используются Священное писание, труды отцов церкви, а также другие источники, из которых берутся поучительные примеры, например, притчи, иллюстративные зарисовки и т.п.

Одним из ведущих признаков духовного красноречия применительно к русским традициям является язык, которым пользуются проповедники.

Большое влияние культового церковнославянского языка в речах церковных ораторов сказывается до сих пор. Этот язык «оставил в наследство» традиционную духовную лексику и фразеологию, при помощи которой непременно оформлялись церковно-библейские тексты.

Если оглянуться назад и вспомнить историю русского литературного языка, нельзя не отметить, что он возник в результате взаимодействия христианской и отечественной народной культуры.

Большое значение для успешного выступления имеет целостность и композиция ораторской речи, которая заключается в единстве ее темы - главной мысли выступления, основной проблемы, представленной в нем, и смысловых частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь при наличии четких смысловых связей, при последовательном изложении мысли. Непоследовательные высказывания, путаная речь не вызывают у слушателей запланированной оратором реакции. Они либо остаются равнодушными, либо вообще не понимают о чем идет речь.

Что такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и их целесообразное соотношение, система организации

материала. В композиции можно выделить пять частей, таких, как зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Это классическая схема. На практике можно встретить выступления либо свернутые, либо в них может отсутствовать какая-либо из частей, разумеется, кроме содержания, так как без него нет и речи.

Выступление оратора должно привлекать внимание слушателей с первых слов, нередко это достигается правильным построением зачина, т.е. самого начала речи. Зачин может показывать, в каком ключе будет произноситься речь, может помочь определить саму тему выступления. Конечно, зачин должен быть, как функционально обусловлен, так и тематически мотивирован.

Следующая часть композиции - вступление. Оно психологически подготавливает слушателей к речи и подводит их к процессу ее восприятия. Можно выделить несколько аспектов, характерных для вступления: психологический - закрепления контакта, внимания и интереса, которые были созданы зачином, создание необходимого настроя; содержательный - описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части; концептуальный - указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Вступление помогает плавно перейти к основной части выступления, в которой излагается основной материал. Здесь оратор пользуется фактами, логическими доказательствами, аргументацией, различными теоретическими положениями, анализирует примеры, спорит с предполагаемыми оппонентами и т.д.

В заключение речи могут рассматриваться и подводиться итоги всему сказанному, обобщаться те мысли, которые были высказаны в основной части выступления, коротко повторяться основные тезисы выступления, еще раз подчеркиваться главная мысль выступления и важность разобранной темы для слушателей, а также на основе прослушанной речи могут ставиться какие-то задачи перед слушателями, закрепляться и усиливаться впечатления, произведенные ее содержанием.

Что касается концовки, то она должна содержать различные этикетные формулы, формулы призыва, пожелания, сообщение о чем-либо, не имеющем непосредственного отношения к содержанию речи и т.п. Это специфические устойчивые единицы общения, принятые в ораторской практике и необходимые для установления контакта с аудиторией, поддержания общения, передачи какой-либо информации. Данные формулы выполняют функцию вежливости, благодаря которой устанавливается характер взаимоотношений между оратором и слушателями. Нередко заключение и концовка тесно связаны между собой и составляют единое целое. Объемы заключения и концовки зависят от темы, материала, слушателей, вида и рода выступления и т.д.

Композиция речи - дело творческое, не поддающееся стандартизации, однако, при работе над композицией необходимо помнить, что ораторская речь должна обладать рядом достоинств, среди которых важную роль играет строгая последовательность изложения, согласованность всех частей выступления, а также индивидуальность и глубина мысли.

Литература

1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1982; 1986.

2. Берштейн, С.И. Устная публичная речь и проблема ораторской радиопередачи / С.И. Берштейн // Речевое воздействие: Проблемы прикладной психолингвистики. - М., 1972.

3. Виноградов, В.В. Избранные труды: О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. - М., 1980.

4. Винокур, Г.О. Культура языка / Г.О. Винокур. - М., 1929.

5. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - М., 1988.

6. Красноречие Древней Руси XI - XVII вв. - М., 1987.

7. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник: проспект. - Красноярск, 1990.

8. Луначарский, А.В. Неизданные материалы. Литературное наследство / А.В. Луначарский. - М., 1970. -

Т. 82.

9. Луначарский, А.В. Собрание сочинений: в 8 т. / А.В. Луначарский. - М., 1963. - Т. 1.

10. Ожегов, С.И. О нормах словоупотребления: сл.-справ. / С.И. Ожегов. - М., 1965.

11. Ожегов, С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи / С.И. Ожегов. - М., 1974.

12. Шмелев, Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях / Д.Н. Шмелев. - М., 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.