Научная статья на тему 'Культура питания в татарском обществе в конце XIX начале XX века (на примере употребления алкогольных напитков)'

Культура питания в татарском обществе в конце XIX начале XX века (на примере употребления алкогольных напитков) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
438
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / ТАТАРЫ / ИСЛАМ / АЛКОГОЛЬ / КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ / DAILY LIFE / ISLAM / ALCOHOL / FOOD CULTURE / TATAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шафиков И. Ф.

Статья посвящена одному из аспектов культуры питания казанских татар употреблению алкогольных напитков. Рассматривается отражение пагубной привычки в публицистике, а так же влияние на повседневную и духовную жизнь татарского общества конца XIX начала XX века

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOD CULTURE OF THE TATAR SOCIETY IN THE LATE XIX EARLY XX CENTURIES (FOR EXAMPLE THE ALCOHOL CONSUMPTION)

The article is dedicated to one of the aspects of the food culture of the Kazan Tatars, that is to the alcohol consumption. The impact of this addiction on journalism, the daily and spiritual life of the Tatar society in the late XIX early XX centuries is examined

Текст научной работы на тему «Культура питания в татарском обществе в конце XIX начале XX века (на примере употребления алкогольных напитков)»

УДК 94(47).08

И.Ф.Шафиков

КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ В ТАТАРСКОМ ОБЩЕСТВЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ).

Статья посвящена одному из аспектов культуры питания казанских татар - употреблению алкогольных напитков. Рассматривается отражение пагубной привычки в публицистике, а так же влияние на повседневную и духовную жизнь татарского общества конца XIX - начала XX века

Ключевые слова и фразы: повседневная жизнь, татары, ислам, алкоголь, культура питания.

Shafikov Ildar Faritovich FOOD CULTURE OF THE TATAR SOCIETY IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES (FOR EXAMPLE THE ALCOHOL CONSUMPTION).

The article is dedicated to one of the aspects of the food culture of the Kazan Tatars, that is to the alcohol consumption. The impact of this addiction on journalism, the daily and spiritual life of the Tatar society in the late XIX - early XX centuries is examined.

Key words: daily life, Tatar, Islam, alcohol, food culture.

Со времен проникновения Ислама в Поволжье, предки татар приобщились к ценностям новой религии. Правовые нормы Ислама (шариат), на основании жизнеописания Пророка (Сунны) и Корана, очень четко разводят понятия «дозволенного» (Халял) и «запретного» (Харам). В сфере питания, к примеру, запрет распространялся на свинину и употребление алкоголя.

Несмотря на это, известно, что булгары продолжали употребление «напитков из меда» - об этом сообщал, например, Аль-Гарнати: «жители Булгара - выносливейшие из людей в отношении мороза, потому что пища их и питье по большей части из меда» [2, с. 30].

В Золотой Орде так же бытовало употребление алкогольных напитков, в частности кумыса (см. [6. с. 5461]). Уже в эпоху Казанского ханства Сафа Гирей хан, как пишет Н.М.Карамзин, «пьяный убился во дворце» [13. с. 505].

Таким образом, можно предположить, что среди элиты предков современных поволжских татар, было в определенной степени распространено употребление алкоголя. Однако распитие спиртных напитков в татаро-мусульманской среде рассматривалось, безусловно, как проявление девиантного поведения.

«....[они] пьют пьянящие напитки на своих собраниях, не боясь Всевышнего...» [22, с. 11] - на рубеже XVIII-XIX вв. провозглашал Г. Утыз-Имяни в сочинении «Рисалэ иршадия» (Трактат наставления), посвященном проблеме алкоголизма.

По наблюдениям К. Фукса, и в XIX веке употребление алкоголя было достаточно распространено среди представителей «элиты» татарского общества. Однако делалось это с соблюдением определенной секретности: «но делается это в другой комнате, по секрету от муллы, и ежели мулла заметит, кого ни будь из гостей пьяным, то при всех его жестоко бранит» [23, с. 80].

Приведем и другие примеры.

В середине 1880-х гг. Биби Гайша Якупова вынуждена была через суд добиться назначения опекуна над своим сыном Ахметгареем девятнадцати лет, который ведя «нетрезвую жизнь» ежедневно растрачивал по 30-40 рублей [18, Л. 2]. Видимо кутежи не прошли даром для здоровья молодого человека, и 15 июня 1887 г. упомянутый А.Якупов скончался.

Один из представителей семьи Апанаевых из-за пристрастия к алкоголю стал фигурантом криминальных сводок по городу Казани. Воспользовавшись отъездом жены, Абдул-Хамид Апанаев познакомился с двумя «прилично одетыми девушками» [10, с. 2-3] и пригласил их к себе. Ночью хозяин «пировал» [12, с. 3] с гостьями, а утром обнаружил, что его новые знакомые вынесли весь гардероб его жены.

Однако употребление алкоголя распространилось не только в высших слоях общества. По сведениям газеты «Казан мехбире» во время празднования Сабантуя в 1906 г. в одной из деревень Тетюшского уезда водки было выпито на 270(!) рублей [9, с. 2].

Описывая Макарьевскую ярмарку, очень популярную среди всех слоев татарского населения, Карим Тинчурин пишет «В пивных горький запах, сигаретный дым, грязно, крики и драки. Пивные бутылки, что голуби по воздуху летают...» [19, с. 206].

Иногда выпивка становилась причиной весьма курьезных случаев: «...на дамбе между устьем Казанки и Адмиралтейской слободой, полицией задержаны ломовые извозчики - Файзуллин и Билямутдинов, которые везли бочки с пивом, соблазнились и, откупорив их, пили пиво... чаплашками, снятыми с головы» [11, с. 3].

По данным газеты «Вакыт», в 1909 г. в деревне Нижний Мешабаш, средь бела дня пьяный молодой человек, ругаясь, нарушал общественный порядок, что вызвало бурю негодования среди жителей деревни. Нарушитель был схвачен и препровожден к уряднику [3, с. 2]. Случай примечателен тем, что автор заметки констатировал: «Алкоголизм стал широко распространен среди мусульман», и призвал всех бороться всеми доступными путями и средствами против этого недуга.

Та же газета «Вакыт» сообщала о муэдзине Г. З.-Ф., который пьяным был доставлен полицейскую часть. «И не было бы ничего удивительного, если бы пьяного бурлака забрали в полицию, но муэдзин - человек

духовного звания...» [8. с. 4] - негодовал автор сообщения в газете.

Не всегда любовь к спиртному заканчивалась только скандалом, иногда были и гораздо более плачевные последствия. Газета «Кояш» в номере от 25 сентября 1913 г. пишет, что 22 сентября вблизи Козьей слободы разыгралась настоящая кровавая драма. Братья Вали и Галим Мухаметшины, крестьяне деревни Студеный Ключ, поймали за кражей вещей со своей телеги Файзрахмана Ахмадиева. Получив с вора 3 рубля отступных, все трое новых знакомых отправились распивать спиртные напитки. После этого, как пишет газета: «Мухаметшины, пьяные, отправились в путь [в Студеный Ключ]». Воспользовавшись этим, Ахмадиев, убил обоих братьев топором [14. с. 4].

Широкое распространение употребления крепкого алкоголя среди татар, так же подтверждает брошюра «Аракы агу» (Водка - яд) выпущенная в 1907 г. в Казани: «[раньше] питье водки было большим грехом. Позднее стало просто постыдным делом, теперь же - обычное дело» [1, с. 3].

Вполне естественно, что мусульманская общественность озабоченная растущим злоупотреблением алкоголя, пыталась бороться с этим недугом. Вера играла ключевую роль в этой борьбе. По воспоминаниям штабс-капитана А.А.Давлетшина в 1898 г., среди паломников в Мекке был один юноша специально отправленный отцом в хадж, в надежде, что «поклонение святым местам, может быть, избавит молодого человека от запоя, которым последний страдал» [7, с. 87].

Интересно, что в начале XX в. в антиалкогольной публицистике наметился отход от традиционной религиозной риторики. Каюм Насыри писал «Необходимо помнить, что половина без меры выпивающих [пьянящие напитки] умирает, лишившись рассудка» [15, с. 340]. А в труде под названием «Тэрбия китабы» (Книга Воспитания): он предостерегал молодых людей: «Кто станет алкоголем злоупотреблять, неминуемо погибнет [16, с. 32]».

Задумываясь о культуре и роли религии в современной жизни, некоторые авторы порой не преднамеренно отмечали причины отхода от традиционных стереотипов поведения, в частности и в культуре питания. Так, например Ахмет-Заки Валиди впервые попробовал алкоголь в Казани 10 мая 1908 г.: «зайдя в одну из русских чайных, куда до сих пор не заглядывал, я съел пищу, которую досель в рот не брал, вдобавок выпил еще и вина» [5, с.101]. В процессе обучения, неудовлетворенность мусульманскими науками, привела его к восприятию светских знаний, которые были доступны в основном только на русском языке. Так молодой учитель медресе познакомился с атеизмом, однако А.Валиди Тоган не отверг веру в Бога, но твердо уверился, в том, что религия «не должна ограничивать его (человека — И.Ш.) волю, стать путами на его ногах».

Для многих молодых людей того времени моральным авторитетом являлся писатель Лев Толстой, популярен он был и среди татарской молодежи. Именно в надежде повлиять на нее, татарские издательства в переводе на татарский язык публикуют произведения Толстого, направленные против пьянства. Например, в 1907 г. вышла книга «Тэцрегэме, Мамонгамы?» (Богу или Мамону?), где писатель взывал к читателю: «.как много людей можно было бы накормить тем, из чего делают алкоголь.?» [21, с. 1]. А в другом произведении Толстой констатировал удручающее положение: ««.если спросить, чего пьешь? - Все вокруг пьют..»» [20, с.

Задумываясь над вопросом Толстого: «что ответишь Богу?» [21, с. 16] многие молодые люди, ощущали, что своими идеями писатель напоминал «арабскую философию». Как писал Абдул-Кадыр Губайдуллин: «Помню, однажды, прочитав Толстого, я долго рассуждал с братом о существовании Бога и бессмертии души»

Другой стороной борьбы с алкоголизмом стало распространение различных, порой сомнительных, лекарств, якобы излечивающих от этого недуга, например, средство «Алкола». Реклама утверждала, что это «секретное средство против алкоголизма», гарантирующее «отвращение даже к запаху вина» [4, с. 4].

Таким образом, изменения в культуре питания привели к тому, что на рубеже XIX - XX вв. злоупотребление алкоголем стало довольно распространенной формой девиантного поведения в повседневной жизни татар. Отчасти это являлось последствием общего кризиса традиционной системы ценностей татарского общества, основанного на шариате и догмах Ислама. Усиление светских начал в духовной и повседневной жизни приводило к замене моральных ориентиров и авторитетов. Место религии занимала наука и философия, место пророков - поэты, ученые, гуманисты и философы. Однако, сталкиваясь с культурными и цивилизационными различиями, многие молодые люди решали, что: «каждый будет беречь в себе обычаи и традиции в том виде, в котором восприняли их от родителей».

21].

[17, Л. 117].

Список источников и литературы

1. Аракы агу. - Казан: Типо-Литография

1. Агаку agu. - Kazan: Tipo-Litografija Ш^еге^а, 1907. - 24 s.

2. Bol'shakov O.G. Puteshestvie Abu-Hamida а1'-Gamati. - М.: 1971. - 137 s.

3. Vakyt - 1909. - № 494. - S. 2.

Университета, 1907. - 24 с.

2. Большаков О.Г. Путешествие Абу-Хамида

аль-Гарнати. - М.: Наука, 1971. - 137 с.

3. Вакыт. - 1909. - № 494. - С. 2.

4. Вакыт. - 1909. - № 513. - С.4.

5. Валиди Тоган А. Воспоминания. Книга 1. -Уфа: КИТАП, 1994. - 400 с.

6. Гатин М.С. Об употреблении алкогольных напитков кочевниками Улуса Джучи Великой Монгольской империи в XIII веке (по сведениям нарративных источников) / / Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - Т.155. - Кн.3 - Ч.2. - С. 54-61.

7. Давлетшин А.А. Отчет штабс-капитана Давлетшина в Хиджаз. - СПб.: Воен.тип., 1899. - 143 с.

8. Казан Мехбире. - 1906. - № 78. - С. 4.

9. Казан Мехбире. - 1906. - № 80. - С. 2.

10. Казанский Телеграф. - 1913. - № 6074. - С. 23.

11. Камско-Волжская Речь. - 1913. - № 188. - С. 3.

12. Камско-Волжская Речь. - 1913. - № 179. - С. 3.

13. Карамзин Н.М. История государства Российского: XII томов в 3-х книгах. Кн.2. Т.8. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 566 с.

14. Кояш. - 1913. - № 226. - С. 4.

15. Насыйри К. Аракы дигэн эчемлек адами зат ечен сарыф бер агудыр // Сайланма эсэрлэр. Т.3. Казань: Тат. книж. изд-во., 2005. - С. 340-350.

16. Насыйри К. Тэрбия китабы. - Казан: Тип. Каз. ун-т., 1891. -32 с.

17. Национальный Архив Республики Татарстан ф.88. - оп.1. - д.2225. Л. 117.

18. Национальный Архив Республики Татарстан ф.139. - оп.1. - д. 185. Л.

19. Тинчурин К. Сайланма хикэялэр. - Казань: Тат. книж. Изд-во, 1967. - 442 с.

20. Толстой Л.Н. Ни ечен кешелэр исерткеч истигъмаль кылалар. - Казан: Миллэт, 1910. - 64 с.

21. Толстой Л.Н. Тэцрегэме, Мамонгамы? - Казан: Магариф, 1907. - 16 с.

22. Утыз-Имэни Г. Рисалэи иршадия. Казань: Урнэк, 1910. - 22 с.

23. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Краткая история города Казани. - Казань: Фонд ТЯК, 1991. - С. 80.

4. Vakyt. - 1909. - № 513. - S.4.

5. Validi Togan A. Vospominanija. Kniga 1. - Ufa: KITAP, 1994. - 400 s.

6. Gatin M.S. Ob upotreblenii alkogol'nyh napitkov kochevnikami Ulusa Dzhuchi Velikoj Mongol'skoj imperii v XIII veke (po svedenijam narrativnyh istochnikov) // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki. - 2013. - T.155. - Kn.3 - Ch.2. - S. 54-61.

7. Davletshin A.A. Otchet shtabs-kapitana Davletshina v Hidzhaz. - SPb.: Voen.tip., 1899. - 143 s.

8. Kazan Mehbire. - 1906. - № 78. - S. 4.

9. Kazan Mehbire. - 1906. - № 80. - S. 2.

10. Kazanskij Telegraf. - 1913. - № 6074. - S. 2-3.

11. Kamsko-Volzhskaja Rech'. - 1913. - № 188. - S. 3.

12. Kamsko-Volzhskaja Rech'. - 1913. - № 179. - S. 3.

13. Karamzin N.M. Istorija gosudarstva Rossijskogo: XII tomov v 3-h knigah. Kn.2. T.8. - M.: OLMA-PRESS, 2005. - 566 s.

14. Kojash. - 1913. - № 226. - S. 4.

15. Nasyjri K. Araky digan jechemlek adami zat echen saryf ber agudyr // Sajlanma asarlar. T.3. Kazan': Tat. knizh. izd-vo., 2005. - S. 340-350.

16. Nasyjri K. Tarbija kitaby. - Kazan: Tip. Kaz. un-t., 1891. -32 s.

17. Nacional'nyj Arhiv Respubliki Tatarstan f.88. -op. 1. - d.2225. L. 117.

18. Nacional'nyj Arhiv Respubliki Tatarstan f.139. -op. 1. - d.185. L.

19. Tinchurin K. Sajlanma hikajalar. - Kazan': Tat. knizh. Izd-vo, 1967. - 442 s.

20. Tolstoj L.N. Ni echen keshelar isertkech istig#mal' kylalar. - Kazan: Milljet, 1910. - 64 s.

21. Tolstoj L.N. TaRregame, Mamongamy? - Kazan: Magarif, 1907. - 16 s.

22. Utyz-Imani G. Risalai irshadija. Kazan': Urnjek, 1910. - 22 s.

23. Fuks K. Kazanskie tatary v statisticheskom i jetnograficheskom otnoshenijah. Kratkaja istorija goroda Kazani. - Kazan': Fond TJaK, 1991. - S. 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.