Научная статья на тему 'Культура как институт непрерывного образования: региональный аспект'

Культура как институт непрерывного образования: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА КАК ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ТРАДИЦИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНЫЕ ПОЛИТИКИ / CULTURE AS AN INSTITUTION OF CONTINUING EDUCATION / CIVILIZATION / TRADITIONS OF THE RUSSIAN CULTURE / SOCIO-CULTURAL REPRODUCTION / THE NATIONAL STRATEGY OF CULTURAL POLICY / THE FEDERAL AND REGIONAL CULTURAL POLICIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильев Игорь Григорьевич

В статье в социокультурном и историческом контексте рассматривается взаимосвязь культуры и цивилизации, а сама культура как институт непрерывного образования. Подчеркивается, что понятия «образование» и «цивилизация» тесно взаимосвязаны со времен античности. Ставится вопрос о разработке и осуществления не только национальной (федеральной), но и региональной (муниципальной) социально-культурной политики. При этом обращается внимание, что ориентация исключительно на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, ее талантов и способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the study of the relationship of culture and civilization in the socio-cultural and historical context, and it also describes the culture as an institution of continuing education. It emphasizes that the notion of «Education» and «civilization» is closely connected with the times of antiquity. The author poses the problem of the development and implementation of not only the national (federal) policy but also of regional (municipal) social and cultural policy. This highlights that the focus exclusively on the labor market is driving out the understanding the uniqueness of human personality, its highest purposes, talents and abilities from the educational sphere.

Текст научной работы на тему «Культура как институт непрерывного образования: региональный аспект»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

УДК [37.01-025.31] - 027.541

И. Г. Васильев

Культура как институт непрерывного образования: региональный аспект

В статье в социокультурном и историческом контексте рассматривается взаимосвязь культуры и цивилизации, а сама культура - как институт непрерывного образования. Подчеркивается, что понятия «образование» и «цивилизация» тесно взаимосвязаны со времен античности. Ставится вопрос о разработке и осуществления не только национальной (федеральной), но и региональной (муниципальной) социально-культурной политики. При этом обращается внимание, что ориентация исключительно на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, ее талантов и способностей.

The article deals with the study of the relationship of culture and civilization in the sociocultural and historical context, and it also describes the culture - as an institution of continuing education. It emphasizes that the notion of «Education» and «civilization» is closely connected with the times of antiquity. The author poses the problem of the development and implementation of not only the national (federal) policy but also of regional (municipal) social and cultural policy. This highlights that the focus exclusively on the labor market is driving out the understanding the uniqueness of human personality, its highest purposes, talents and abilities from the educational sphere.

Ключевые слова: культура как институт непрерывного образования, цивилизация, традиции русской культуры, социально-культурное воспроизводство, национальная стратегия культурной политики, федеральная и региональная культурные политики.

Key words: culture as an institution of continuing education, civilization, traditions of the Russian culture, socio-cultural reproduction, the national strategy of cultural policy, the federal and regional cultural policies.

Образование должно быть таким, чтобы обеспечивать устойчивость нашей культуры, нашей цивилизации. Непрерывность образования - залог преемственности, устойчивости не только социально-экономического, но и духовного развития. Необходимо остановить процесс вымирания, нравственной деградации, восстановить историческую память, в буквальном смысле слова -придти в сознание, что значит - восстановить нравственные ориентиры, ценности культуры, веру. Все изменения, вносимые в государственную систему образования, должны оцениваться только с одной позиции - насколько они обеспечивают решение этих задач.

В самом широком смысле целью образования является вхождение народа в цивилизацию. Понятия образования и цивилизации тесно взаимосвязаны со времен античности. В русле европейской культуры сформировалось представление о цивилизации как о процессе объединения многих народов на началах общей жизни. Именно цивилизация превращает мир многообразных этносов в единое человечество. Однако образ «единого человечества» является предметом острых дискуссий.

В течение ХХ века отчетливо определились главные стратегии цивилизации, базирующиеся на типологически разных началах. Один тип таких начал - формы организации общества, - на них основана общечеловеческая цивилизация. Другой тип - это опыт духовного совершенствования (практика духовной жизни), в которой укореняются формы общей жизни, - на них основана цивилизация всечеловеческая или вселенская.

Общечеловеческая цивилизация сформировалась в западнохристианской ветви культурно-исторического процесса, вселенская цивилизация - в восточнохристианской ветви. Ее ядром является традиция Православия.

Общечеловеческая цивилизация предлагает на ХХ1 век стратегию глобализации, которая вполне определилась, заявлена в большом наборе программных документов международного характера и активно проводится в мировой политической и организационной практике. Вселенская цивилизация предлагает на ХХ1 век стратегию универсализации. Концептуальные основы этой стратегии выработаны в основном в традиции отечественного исторического и социального мышления, ее программные идеи также звучат в государственных документах, в документах международного характера.

Каждой цивилизационной стратегии отвечают строго определенные принципы организации образования. Если основным концептом в стратегии глобализации выступает концепт «формирования личности», то в стратегии универсализации таким основным концептом будет «преемственность поколений»1.

Сегодня педагогический дискурс принято начинать с формулы: образование призвано обеспечить передачу новым поколениям основных знаний, умений и навыков (ЗУН), обеспечивающих воспроизведение всей совокупности цивилизационной жизни. В такой формулировке ЗУН можно принять за цель образования. Однако ЗУН

- это не категория цели. Это категория средства. Посредством знаний, умений, навыков развивается мировосприятие человека - его способность ориентироваться в многообразных явлениях мира,

1 Игум. Георгий (Шестун), Захарченко М.В. Введение в традицию как цель образования. - http://www.portal-slovo.ru

осознание своего места в бытии, способ действия в нем. Но мировосприятие может быть организовано по-разному, это зависит от конкретной культурно-исторической реальности, от культурноисторического типа, в русле которого происходит его генезис.

Категория «мировосприятие» отображает фундаментальную характеристику способа бытия человека в мире. Она очень важна для построения системы понятий, пригодных для детального анализа педагогической реальности.

В современной культуре можно различить три стратегии организации мировосприятия - на основе знания, на основе информации, на основе Истины.

Организация мировосприятия на основе знания способствует формированию научного мировоззрения, которое выступает в форме систематической картины мира, изменяющейся по мере изменения методологических оснований научного познания.

Организация мировосприятия на основе информации способствует складыванию операциональной или конструктивной картины мира, могущей быть изменяемой по принципу конструктора, мозаики или калейдоскопа.

Формула ЗУН (знания, умения, навыки) в наибольшей степени соответствует стратегии организации мировосприятия на основе знания. В стратегии организации мировосприятия на основе информации формула ЗУН редуцируется - развиваются операциональные и конструктивные способности, адаптированные к конкретной социально-политической и экономической действительности. Эта действительность изменяется в зависимости от баланса сил на мировой политической арене. Но на полотне личной картины мира, складывающейся у человека, получившего образование в этой стратегии, не отображаются энергии, управляющие этим балансом.

В стратегии организации мировосприятия на основе Истины ориентацию берут на освоение традиции. Традиция, опыт ее освоения и построение личного бытия на основе этого опыта - три составляющие, взаимоотношение которых точно передает смысл жизни. Освоить традицию - значит приобрести искусство соразмерять опыты собственной жизни, здесь и сейчас совершающейся, с духовными, ценностными ориентирами, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Это значит войти в традицию, стать ее носителем, познать действенность смыслов и ценностей традиции, практически испытать их энергию и созидательную власть.

Советская школа ориентировалась на профессиональную подготовку, она связывала жизненный успех человека с тем, насколько он способен освоить полезную и нужную обществу профессию и реализовать себя в общественном производстве. При этом доминантой советской школы была ориентация на знания. Школа

давала фундаментальную подготовку, предполагавшую развитие универсальных способностей - мышления, творчества, коллективистских качеств, что позволяет видеть профессию не узкооперационально, но масштабно, а значит, не быть рабом профессии: советские специалисты были «специалистами широкого профиля», они легко осваивали смежные профессии. Советская школа не ставила задачу ввести ребенка в жизнь традиции. Более того, идеология, реализованная в школьном образовании, преднамеренно создавала в сознании новых поколений барьеры для восприятия тех ценностей, источником которых является культурообразующая традиция Православия.

В постсоветской России мы наблюдаем два противонаправленных

Л V V

процесса. С одной стороны, происходит редукция «знаниевой» модели школы к модели «информационной». Перед школой ставится задача адаптировать учащихся к рынку труда. Введение ЕГЭ - один из инструментов такой адаптации. Ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, ее талантов и способностей. Развивать следует только те способности, которые позволят решать задачу адаптации.

Вместе с тем, укрепляется и растет понимание того, что профессиональная подготовка есть только часть системы образования. Цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь перед лицом вечности. Задача образования - обеспечить историческую преемственность поколений - сформулирована среди главных приоритетов Национальной доктрины образования.

Чтобы обеспечить этот приоритет, необходимо выстраивать новые культуросообразные основы отечественного образования, необходимо выстроить цели образования иерархически, сознательно определить цель введения новых поколений в жизнь традиции как иерархически главенствующую. Необходимо признать, что эти культуросообразные основы образования обязательно будут связаны с православной традицией.

Чтобы школа была способна решать задачу освоения традиции в образовательном процессе, необходимо обеспечить освоение, кроме ЗУН, также других содержательных элементов

- опыт трудовой деятельности;

- опыт творческой деятельности;

- ценности и смыслы традиции;

- опыт межчеловеческого общения на основе ценностей и смыслов традиции;

- опыт духовной жизни, условия обретения которого передаются в формах традиции.

Если школа не обеспечивает этого, она не выполняет задачи освоения традиции. Следует, однако, понимать, что школа в одиночку не способна осуществить эту задачу.

Эта задача решается не школой и даже не системой образования, понимаемой институционально, по формулировке «Закона об образовании», как система учреждений, образовательных программ и управления.

Человека воспитывает культура - совокупность форм, выработанных в русле основных традиций, определивших историческую жизнь народа. В воспитании человека важнейшими партнерами школы являются институты светской и религиозной культуры, семья как хранитель и источник качества жизни новых поколений. Экономические, политические и правовые основы культуросообразного образования и воспитания формирует культурная политика.

В современных условиях возникает необходимость разработки и осуществления не только национальной (федеральной), но и региональной (муниципальной) социально-культурной политики. Поскольку состояние культурных потенциалов у различных регионов и субрегионов России разное, решение региональных (субрегиональных) проблем не может не опираться на мобилизацию всех внутренних ресурсов. Сегодня у власти различных уровней возникает необходимость в выработке и проведении собственной региональной (муниципальной) культурной политики. Это позволит максимально использовать имеющийся интеллектуально-культурный потенциал для достижения социальной стабильности и ускоренного хозяйственно-культурного развития региона (муниципального образования).

На формирование условий социально-культурного воспроизводства на всех уровнях существенное влияние оказывает необходимость следования общечеловеческим ценностям. К ним относятся:

- витально-биологические, связанные с поддержанием жизни, здоровья, безопасности;

- социальные, характеризующие статус и место личности в обществе, профессионально-трудовой, духовно-досуговой и семейнобытовой сфере;

- этические, вытекающие из принятых в обществе норм морали;

- эстетические, интегрирующие прежде всего представления об идеалах прекрасного, красоты и гармонии;

- научные, выражающиеся в постижении истины, объективности и достоверности знания;

- религиозные, основанные на вере во Всевышнего и культуре добра.

Перечисленные ценности носят наднациональный характер, но усвоение и следование этим ценностям требует уяснения того, каким образом они проявлены в социально-культурном пространстве России, как сочетаются с традиционными ценностями русских, составляющих 82 % россиян, как русские строят свои отношения с россиянами других национальностей, говорящими более чем на 100 языках? И, наконец, в каком направлении изменяются современные социально-культурные ценности русских? Заметим, что за границей всех россиян традиционно называют русскими, независимо от их национальности.

Россия - европейская страна, поэтому ценности европейской культуры, несомненно, доминируют во внешних связях современного российского социально-культурного пространства, несмотря на теснейшие историко-культурные связи с Востоком. Среди общих для русских и европейцев общечеловеческих ценностей можно назвать следующие:

- уважение к интеллекту, к науке, образованию и просвещению;

- любовь к родине, патриотизм;

- склонность гордиться историей своей страны, ее культурой и великими деятелями;

- естественное желание быть счастливым;

- преобладание традиций, консерватизм;

- жажда справедливости;

- темперамент и чувствительность;

- чувство юмора;

- артистизм, вкус, склонность к художественному творчеству;

- общительность, любовь к беседе.2

Основы же традиционной русской культуры формировались под влиянием Востока. Самые глубокие исторические корни связаны с Византией, от которой Россия унаследовала централизованный государственный аппарат, налоговую систему, отсутствие сословной замкнутости, сельские общины и городские коммуны, многокупольные церкви, традиции иконографии и герб с двуглавым орлом. Второй восточный компонент - это плоды контактов с татаро-монголами, которые дали российской государственности самодержавие, централизм и крепостничество. При них была введена смертная казнь, наказание кнутом и пытки. Победа же над монголами привнесла в национальное сознание ощущение собственной силы, национальной гордости, чувство патриотизма и недоверие к чужеземцам. Эти качества сохранились в русском архетипе до сих пор и не могут быть не учтены в исследовании традиций социально-культурного воспроизводства.

Наиболее адекватна задаче передачи традиции система непрерывного образования. Система непрерывного образования

1 Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. -М.: Фдинта: Наука, 2005. - С. 12.

трактуется как непрерывный процесс жизни, в который на определенном этапе включаются образовательные учреждения, начиная с дошкольных, кончая постдипломными. Не человек идет в школу, а школа входит в жизнь человека. Единство и непрерывность процесса обеспечивается целью сохранения передачи освоения традиции. В системе непрерывного образования эта цель -системообразующий элемент. Если этой цели нет, нет непрерывности.

Система непрерывного образования, выстроенная в этой стратегии, должна быть нацелена не только на то, чтобы дать человеку образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного становления личности, которым сможет пользоваться каждый гражданин страны. Она должна обеспечить неотъемлемое право личности на доступность тысячелетнего духовного наследия России и нравственного опыта поколений для всех граждан страны, независимо от их семейных преданий и социального положения.

Мы изучаем то, какими идеалами на протяжении веков руководствовались наши предки и продолжают руководствоваться верные им потомки: как и зачем они молятся, идут в Церковь, каковы их представления о добре и зле. Мы открываем для наших граждан прекрасный мир храмового зодчества, мир православной иконы, богослужебной музыки, мы показываем, как церковное искусство и представления, укорененные в Церкви, глубоко и сильно влияли на светское искусство - литературу, музыку, на быт и уклад русской жизни.

Это культурологические знания, культурологическое образование. Потому что здесь цель в том, чтобы наш народ, наши дети знали все это и чтобы выбор их, как жить, был действительно свободным, то есть сознательным. Чтобы выбирая собственные жизненные ориентиры, они имели представления о добре и зле не отвлеченные, не подменные, но конкретные, ясные, утвержденные поколениями предков, создавших нашу страну и нашу великую культуру. Изучение православной культуры становится очень важным элементом в такой системе.

Анализ социально-культурных изменений в российском обществе указывает на определенные негативные явления, такие как утрата идеалов, девальвация ценностей, бездуховность, ориентация на духовное и материальное потребительство. Это обуславливает необходимость активизации усилий, направленных на возрождение духовности и традиций, сохранение созданных культурных ценностей и передачу их через систему образования и воспитания новым поколениям. Многополярность современного культурного пространства, разнообразие культурных запросов и интересов людей все больше требуют и высокоорганизованной социокультурной среды, создать которую по силам лишь хорошо подготовленным специалистам.

Областью профессиональной деятельности специалиста социально-культурной сферы в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства по направлению 531200 «Социально-культурная деятельность» является: социально-

педагогическое, психолого-педагогическое, информационное, организационно-методическое содействие развитию личности в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей. Задачами профессиональной деятельности такого специалиста являются: (а) изучение, сохранение, восстановление и использование культурного наследия в процессе возвышения духовных потребностей и интересов разных групп населения; (б) создание и обогащение культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых; деятельное участие в организации свободного времени населения; (в) создание благоприятной культурной среды, стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере; разработка и реализация

федеральных, региональных, муниципальных и иных целевых социально-культурных программ и технологий; (г) проведение

массовой информационно-просветительной работы по месту

жительства; популяризация здорового образа жизни; (д) вовлечение людей в процесс непрерывного образования, социально-культурного творчества и рекреативно-развлекательного досуга и др.

Профессиональный труд специалистов сферы социально-

культурной деятельности является важнейшим механизмом привлечения к участию в социально-культурных изменениях всех групп населения (демографических, профессиональных, этнокультурных и др.). Но изменения в системе ценностей, духовном мире людей, морально-нравственной атмосфере общества происходят в процессах непосредственного общения с миром культуры и искусства. Это позволяет рассматривать сферу культуры как систему институтов непрерывного образования, приобщения к миру материальных и духовных ценностей, норм, идеалов, воспроизводства человеческого потенциала, возрастания человеческого капитала. Сведения, содержащиеся в докладе Общественной палаты Российской Федерации (Комиссия по вопросам развития культуры) «Культура и будущее России. Новый взгляд», свидетельствуют о том, что реализация социальных функций культуры как института непрерывного образования находится на недопустимо низком уровне (см. табл.1).

Таблица 1

Процент детей и взрослых, не бывающих на театральных спектаклях, музыкальных концертах, в художественных музеях ________________и на художественных выставках________________

1. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГОРОДА РЕГИОНОВ

Население Спектакли Концерты Музеи и выставки

Дети 10-17 лет 27 49 52

Взрослые от 18 лет 55 57 76

2. ГОРОДА РЕГИОНАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ

Население Спектакли Концерты Музеи и выставки

Дети 10-17 лет 66 68 56

Взрослые от 18 лет 87 83 86

3. СЕЛА

Население Спектакли Концерты Музеи и выставки

Дети 10-17 лет 91 68 87

Взрослые от 18 лет 93 88 93

Как видим, подавляющая часть детей и взрослого населения страны отделены от важнейшего источника духовного возвышения, формирования личностного потенциала. В ситуации радикальных социально-экономических изменений, переживаемых Россией, к культуре предъявляются особые требования. Суть этих требований заключается в том, чтобы, сохраняя социально-культурную самобытность народов (специфические свойства национального характера, ментальность, социально-психологические особенности поведения и т. п.), осуществить такие изменения в общественном сознании, которые позволили бы стране достичь важнейшие внутренние и внешние цели в социально-экономическом развитии. Наличие положительной обратной связи между социальнокультурными изменениями и социально-экономическим развитием, убедительно подтвержденное опытом стран, занявших в последние десятилетия лидирующие позиции в мире, не оставляет альтернативы выбору социально-культурных изменений в качестве важнейшего фактора социально-экономического развития.

В социально-культурном воспроизводстве особую роль играют СМИ, не без оснований называемые «четвертой властью». Кроме классических функций информационных систем по сбору, хранению, передаче и обслуживанию пользователей, СМИ принимают активное участие и в производстве культурных ценностей, значений и смыслов, регулирующих социально-культурное воспроизводство. Безусловно позитивные классические функции СМИ по сбору и трансляции культурных ценностей вызывают справедливое общественное недовольство в ситуациях агрессивного навязывания ценностей, разрушающих социально-культурный суверенитет и культурную

самобытность нации или входящих в нее отдельных этнокультурных групп независимо от их численности.

Нецивилизованный, нерегулируемый информационный рынок усиливает нашествие антигуманных ценностей культуры, создает реальные угрозы духовной безопасности и перспективы духовного возвышения человека и личности. Подход к ценностям как к товару свойственен обществу потребления. Разрушение социальнокультурных ценностей происходит тогда, когда люди перестают вырабатывать их самостоятельно, а выбирают и приобретают. Поэтому сохранение и воспроизводство социально-культурных ценностей возможно только при условии необходимой и достаточной защиты всех субъектов и участников этого процесса.

Административная реформа последних лет не принесла пользы культуре, но, наоборот, значительно ухудшила ее положение, а эффективность работы государственного аппарата в культуре понизилась. В 2007 г. культура не попала в число приоритетных национальных проектов. Принятый бюджет 2008-2010 гг. показал, что состоялось новое сокращение расходов на культуру (см. табл. 2.).

Таблица 2

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ НА 2008-2010 гг.___________

Показатели Годы

2007 2008 2009 2010

Внутренний валовой продукт (млрд. руб.) 30 690,0 35 000,0 39 600,0 44 800,0

Расходы федерального бюджета (млрд. руб) 5463,5 6570,3 7451,2 8089,9

Расходы федерального бюджета на культуру, кинематографию и средства массовой информации (млрд. руб.): 67,8 82,7 70,2 67,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тоже к величине внутреннего валового продукта (в %) 0,22% 0,24% 0,18% 0,15%

Тоже к расходам федерального бюджета (в %) 1,24% 1,26% 0,94% 0,83%

Анализ происшедшего убеждает в неправильности правительственной установки 1990-х гг., состоявшей в том, что экономический рост должен быть обеспечен прежде развития культуры, а за рыночные реформы надо расплачиваться культурной деградацией. Причиной ложной установки стала государственная идеология в области культуры, унаследованная от более ранних времен и до сих пор определяющая культурную политику государства. В основе этой идеологии лежит представление о том, что культура -это обособленная и необязательная часть сферы услуг, предназначенная для производства и сохранения художественных

произведений, которые, в свою очередь, служат для развлечения людей, уставших от более важных занятий. В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности место культуры рядом с отдыхом и развлечением (следом за культурой по списку идут прачечные, услуги астрологов и ритуальные услуги). Из этой идеи происходит неизменно побеждающий на государственном уровне остаточный принцип финансирования.

Следствием остаточного принципа стала неопределенность социального статуса работника культуры, творческого работника - не шоумена, но библиотекаря, реставратора, искусствоведа, актера провинциального театра. Понятие «творческий работник» или «работник культуры» не выражено на законодательном уровне, и все знают, что общественная репутация этих людей незавидна, а их зарплаты самые низкие (в 2,5 раза меньше, чем в среднем по стране).

Залогом преодоления сложившейся деформации может служить отношение к культуре как к главному гаранту эффективного развития страны, важнейшему стратегическому направлению государственной политики, направленной на социальный и экономический рост, укрепление целостности и обороноспособности страны. Государственная идеология, выстроенная на этой основе, позволит понять, что великая российская культура - бесценный дар государству и обществу, источник и институт непрерывного возвышения интеллектуального и духовного потенциала населения.

Реализация усилиями Минкультуры национальной стратегии культурной политики с использованием механизмов экономического и правового регулирования не может быть полноценной без обращения к считавшемуся в течение нескольких десятилетий программным направлению социальной политики государства - стиранию социальных различий между городом и деревней. Для культурной, да и всей социальной сферы, это направление не только не теряет своей актуальности, но приобретает все большую остроту. Несмотря на то, что объект культурной политики, т. е. численность сельского населения, постоянно сокращается, достижение таких важнейших стратегических целей как доступ к культурным ценностям, участие в культурном творчестве, социально-культурной коммуникации и др. становится все более дорогостоящим и затруднительным.

Остановимся подробнее на характеристике динамики расселения, полученной по результатам анализа переписи населения 2002 года.

Во-первых, в России, согласно проведенному Т. Абанкиной анализу, практически завершился процесс экстенсивной урбанизации3. За последние 15 лет в России стабилизировалась доля городского населения при сокращении общей численности россиян (см. табл. 3). Это означает, что темпы сокращения населения в городах и в сельской местности практически совпадают. До 1989 года наблюдался рост численности населения России и одновременный

3 Ирина Абанкина. Культура безлюдья // Отечественные записки. - 2005. -№ 4 (24).

рост доли городского населения, после 1989 года мы видим перелом в тенденции.

Таблица 3

Изменение численности населения России (РСФСР в составе СССР до 1991 года)

Годы Городское и сельское население (тыс.чел.) В общей численности населения(в %)

Всего Городское население Сельское население Городское население Сельское Население

1897 (по переписи на 9 февраля в современных границах) 67 473 9 894 57 579 15 85

1926 (по переписи на 17 декабря в границах до 17 сентября 1939 г.) 92 735 16 455 76 280 18 82

1937 (оценка по предварительным итогам переписи в границах 1937 г. без Крымской АССР) 104 932 34 923 70 009 33 67

1939 (оценка с учетом территорий, вошедших в состав СССР после 17 сентября 1939 г.) 108 377 36 296 72 081 33 67

1959 (по переписи на 15 января) 117 240 61 143 56 097 52 48

1970 (по переписи на 15 января) 129 941 80 631 49 310 62 38

1979 (по переписи на 17 января) 137 410 94 942 42 468 69 31

1989 (по переписи на 12 января) 147 022 107 959 39 063 73 27

2002 (по переписи на 9 октября) 145 167 106 429 38 738 73 27

Примечание: 1897-1939 - наличное население; 1959-2002 - постоянное население

Сам по себе переход от экстенсивной урбанизации к интенсивной, т. е. распространение стандартов городского образа жизни на сельское население, не уникален, он идет и в других странах мира (см. табл. 4). Следует отметить, что в некоторых из них, например, в Финляндии, наблюдается даже процесс некоторой рурализации населения.

Таблица 4

Удельный вес городского населения

в общей численност и населения (в %)

Страны 1995 2000 2003

Великобритания 88,7 88,9 89,1

Германия 86,5 87,5 88,1

Италия 66,9 67,2 67,4

Финляндия 61,4 61,1 60,9

Франция 74,9 75,7 76,3

Япония 64,6 65,2 65,4

Канада 77,7 79,1 80,1

США 77,3 79,1 80,1

Австралия 87,8 90,7 92,0

В России ситуация выглядит так: если до 1989 года урбанизация у нас характеризовалась созданием новых городов и поселков городского типа почти всех групп (см. табл. 5), то начиная с 90-х годов ХХ века все малые города и поселки теряют численность, количество поселков городского типа сокращается.

Таблица 5

Распределение городов и поселков городского типа

по числу жителей__________________________

1926 1939 1959 1970 1979 1989 2003 2004 2004г. в % к 1989 г.

Города и поселки городского типа Всего 1163 1317 2372 2838 3045 3230 2932 2890

Из них с числом жителей (тыс.чел.) До 5 650 339 759 995 1127 1143 1009 991 87%

5 - 9,9 230 373 654 761 745 795 686 674 85%

10 -19,9 151 298 459 476 504 564 526 521 92%

20 - 49,9 75 197 311 368 379 398 387 377 95%

50 - 99,9 37 58 97 114 138 165 162 162 98%

100 и более (включая 1 млн. и более) 20 52 92 124 152 165 166 165 100%

Потери за 15 лет (с 1989 по 2004 год) составили почти 340 городов и поселков городского типа с числом жителей до 50 тысяч. Это 12% от их общего числа. За последние три года темп сокращения поселков городского типа и городов с численностью жителей до пяти тысяч составлял 10 в год. Фактически можно говорить о тенденциях разрушения сети поселков городского типа и малых городов, которые

должны выполнять функции локальных центров расселения, в том числе сельского.

В сельском расселении наблюдаются тенденции катастрофического обезлюдивания. Доля сел с населением до 500 человек составляет в среднем по России 88 % (в Северо-западном федеральном округе она достигает 96 %, в Центральном федеральном округе - 93 %, а в Приволжском - 85 %). Несмотря на то, что в структуре расселения выросла доля крупнейших сел с числом жителей более пяти тысяч человек, их общее количество остается крайне малым для рациональной организации сетей социального обслуживания.

На фоне общей депопуляции катастрофически выросло число малонаселенных деревень и сел (см. табл. 6).

Таблица 6

Распределение сельских населенных пунктов по числу жителей

Сельские населенные пункты Число сельских населенных пунктов

1959 1970 1979 1989 2002

Всего 294 059 216 845 177 047 152 922 155289

Из них с числом жителей (чел.): 10 и менее 41 493 25 895 23 855 (58% к 1959 г) 30 170 47 089 (114% к1959 г., 197% к 1979 г.)

11 до 200 186 437 132 515 105 112 80 663 68 807 (37% к1959 г.)

201 - 500 42 064 34 707 27 012 22 177 20 475 (49% к 1959 г.)

501 - 1000 15 353 14 730 12 511 11 524 10 836 (75% к 1959 г.)

1001 - 2000 6 057 6 333 5 984 5 718 5 182 (86% к 1959 г.)

2001 - 5000 2 283 2 231 2 071 2 069 2 093 (92% к 1959 г.)

5001 и более 372 434 502 601 807 (217% к 1959 г.)

Доля сельских населенных пунктов с числом жителей до 10 человек превышает в среднем по России 30 % (см. табл.7), а в Северо-западном федеральном округе - 41 %. Количество

мельчайших сел в абсолютных цифрах уже превысило их количество в 1959 году, хотя в то время их доля составляла всего 14 % от общего числа.

Таблица 7

Группировка сельских населенных пунктов по численности населения (в % )

Сельские населенные пункты Число сельских населенных пунктов

Всего 100 100 100 100 100

Из них с числом жителей (чел): 10 и менее

14,1 11,9 13,5 19,7 30,3

11 - 200 63,4 61,1 59,4 52,7 44,3

Всего до 200 78 73 73 72 75

201 - 500 14,3 16,0 15,3 14,5 13,2

Всего до 500 92 89 88 87 88

501 - 1000 5,2 6,8 7,1 7,5 7,0

1001 - 2000 2,1 2,9 3,4 3,7 3,3

2001 - 5000 0,8 1,0 1,2 1,4 1,3

5001 и более 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5

Жесткая хрущевская политика по ликвидации «неперспективных деревень» не принесла успеха. Административное командование расселением привело к тому, что через 20 лет общее количество сел с числом жителей до 10 человек сократилось почти вдвое, при сохранении неизменной их доли в системе сельских населенных пунктов - 13,5 %. Однако к концу 80-х доля мельчайших сел и деревень возросла до 20 %, а к 2002 году оба показателя - и общее число, и доля - увеличились вдвое. По отношению к 1979 году их количество выросло на 197 %, а доля возросла до 30 % (см. табл. 5). В группу мельчайших сел (до 10 человек) «переместились» села, в которых раньше насчитывалось от 10 до 200 жителей. Общая доля сел с числом жителей до 200 человек составила в 2002 году подавляющее большинство - 75 %.

На 1 865 сельских муниципальных районов в России приходится более 155 тыс. сельских населенных пунктов, т. е. в среднем более 80 сел на каждый район. И главное: количество мельчайших сел продолжает увеличиваться, тогда как всех остальных - сокращается. В среднем по России доля сельских муниципальных районов, в которых насчитывается от 40 до 100 сел и деревень, составляет 40 % от общего числа; от 100 до 200 - 15 %; от 200 и более - 8,5 %. На Северо-западе ситуация гораздо хуже - здесь 40 % сельских муниципальных районов включают более 200 сел и деревень.

С управленческой точки зрения сложившуюся ситуацию следует признать критической, поскольку практически невозможно организовать предоставление социально-культурных услуг в сельском муниципальном районе с сотней мельчайших сел, плохими дорогами, неважным транспортом и в большинстве случаев - суровыми природно-климатическими условиями.

Поляризация населения, сокращение числа малых и средних городов, поселков городского типа, резкое увеличение числа мельчайших и, наоборот, очень крупных сел привело к катастрофическому несоответствию сетей социально-культурного обслуживания структуре и динамике расселения. Сети были спроектированы и построены в соответствии со ступенчатой моделью

пространственной организации - в зависимости от численности населения в городах, поселках и деревнях. Сейчас возник институциональный дисбаланс, для ликвидации которого требуется серьезное перепроектирование сетей, а именно организация социально-культурного обслуживания населения не по принципу пешеходной доступности, а по принципу транспортной доступности.

Несомненно, нужна гибкая и тонкая федеральная политика перемещения людей и семей из гибнущих деревень в более крупные, имеющие потенциал роста и развития в рыночной экономике. Нужны новые стратегии поддержания поселков сезонного заселения, в которых постоянные жители должны получить новые финансовые источники существования. При этом очевидно, что концентрация населения в более крупных населенных пунктах должна происходить одновременно с перестройкой сетей социально-культурного обслуживания.

Создание сетей социально-культурного обслуживания - процесс длительный, занимающий десятилетия. Быстро и эффективно нарастить низовую сеть пытаются многие страны. Использование успешных опытов вполне возможно. Сошлемся на пример Китая, поскольку там в сфере социально-культурных услуг обязательства государства минимальны, а местные власти отвечают не только за эту сферу, но и за образование и даже выдачу кредитов на профессиональное образование. Так вот, в Китае в 1995 году было всего 55 публичных библиотек, преимущественно в крупных городах и приморских провинциях. В сельской местности библиотек фактически не существовало, если не считать небольших книжных собраний при некоторых буддийских храмах и мусульманских мечетях. Сейчас в стране действует более 2 600 публичных библиотек, из них в городах центрального подчинения (Пекин, Тяньцзинь и Шанхай) - 325, а в 1 848 уездах - около 2 200. За последнее время открыто свыше 56 тыс. волостных библиотек, в большинстве случаев с читальными залами и фондами в две-три тысячи книг. В ряде мест для доставки книг в отдаленные районы используются библиобусы.

Дискуссии о распределении задач и ответственности в культурной политике между центральными, региональными и местными властями в странах Европы, США и Канады ведутся с начала 70-х годов. Основными целями при осуществлении реформ было улучшение работы государственных служб и реорганизация администрации на местах, с тем чтобы «приблизить культуру к людям».

Если раньше на первый план выступали те, кто предоставляет услуги (главным образом, это были государственные организации), то теперь большинство стран считает необходимым сосредоточить внимание на потребителях и их потребностях, причем обслуживать эти потребности призвано множество «производителей» услуг, как

государственных, так и негосударственных. Политика «выхода на рынок в ответ на требование общества» направлена на стимулирование конкурентных усилий в интересах общества, ориентирована на достижение результата, а не на удержание централизованного контроля через жестко определяемые функции и строгую финансовую отчетность.

В связи с этим возникла необходимость упростить процедуры финансирования, увязав их с прозрачными, четко сформулированными, заранее предъявленными и минимизирующими произвол чиновников процедурами распределения задач между уровнями власти. Особенно острой эта необходимость стала после проблем с так называемыми связанными субсидиями. Согласно системе связанных субсидий, отдельная культурная организация (например, местный оркестр или театральная труппа) финансируется одновременно властными структурами трех уровней - центральным, региональным и местным. И предложение центрального правительства (например, о поддержке какого-либо культурного проекта) - в соответствии с установленными процедурами - возможно только с согласия остальных сторон. Так, в странах Северной Европы, если одна из финансирующих сторон отказывается от участия, рушится вся система, а вместе с ней и планы организации на реализацию культурного проекта.

Структура расходов на культуру существенно различается в разных странах. Самой значительной статьей расходов центрального бюджета в Австрии являются исполнительские искусства (46,6 %), а в Великобритании и Испании на их долю приходится всего 1,8-1,9 %. В центральных бюджетах Италии, Нидерландов, Швейцарии и Великобритании превалируют расходы на музеи, архивы и архитектурные памятники (39-44 %). А в Германии на эти нужды выделяется менее 2 % всех расходов, зато доминирует статья «социально-культурные мероприятия», включающая проведение выставок, фестивалей, дней культуры и искусства и т. д. (76,4 %). В Великобритании же на долю этой статьи приходится всего 1 % расходов.

То же разнообразие в подходах к финансированию культуры можно видеть на региональном и местном уровнях. Так, в Нидерландах в структуре расходов на культуру региональных бюджетов преобладают затраты на библиотеки (42 %), в Германии -на социально-культурные мероприятия (45 %), в Дании - на исполнительские искусства (41 %).

Важнейшей статьей расходов местных бюджетов на культуру во многих странах являются затраты на библиотеки: в Дании - 69 %, в Великобритании - 62 %, в Швеции - 39 %, в Нидерландах - 28 %. На финансирование социально-культурных мероприятий в Германии приходится 64 % расходов, а в Швеции - около половины.

Однако уже с конца 90-х годов во многих европейских странах происходит перераспределение задач между государством,

регионами и местными властями. Государство взяло на себя содержание национальных музеев, симфонических оркестров,

театральных и танцевальных трупп, нередко архивов и национальных библиотек. Регионы стали отвечать за распространение, согласование и поддержку всех культурных мероприятий, местные власти - за содержание инфраструктуры для проведения культурных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мероприятий, а также за планирование календаря культурных событий.

По другому пути пошло правительство Нидерландов. С такими городами, как Амстердам, Роттердам, Утрехт и Гаага, были заключены отдельные соглашения, касавшиеся совместного финансирования культурных учреждений в крупных городах (например, Королевская опера, Голландский национальный балет, Опера Нидерландов, Филармонический оркестр Роттердама, Residentie Orchestra, Nationaal Toneel, RO Theatre, Scapino Rotterdam и т. д.).

Кроме того, в Нидерландах Особый акт о культурной политике позволил приватизировать национальные музеи, переводить в муниципалитеты деньги за пользование произведениями искусства, учреждать различные фонды.

Пересмотр правительственных задач в области культурной политики естественным образом привел к диверсификации механизмов управления. При этом если культурное наследие подверглось крупномасштабной децентрализации, то театральное и киноискусство, наоборот, стали более централизованными благодаря упорядочению административных отношений в этих областях.

На сегодня в большинстве европейских стран в области культуры и искусства доминируют две основные концепции:

1) центральное правительство должно уделять как можно больше внимания и поддержки основным направлениям культурной политики;

2) центральное правительство не должно участвовать в оценке художественных произведений и культурных проектов.

Следует отметить, что такие установки правительства - на максимизацию внимания и финансовой поддержки при минимизации участия чиновников в оценке художественных достоинств произведений искусства и культурных проектов - прямо противоположны российским тенденциям - стремлению чиновников целиком взять на себя оценку качества и ценности художественных произведений и творческих проектов при минимизации поддержки и финансовой помощи.

В соответствии с названными установками правительства многих европейских стран так определяют основные направления культурной политики для организаций и учреждений, независимо от формы собственности:

- усиление культурного производства, в частности активная поддержка художественных мастерских;

- сохранение и развитие культурной инфраструктуры;

- повышение активного и пассивного занятия искусством, например, известный голландский проект «Искусство по соседству» или проекты культурного самовыражения этнических меньшинств;

- наличие связи с экономическим развитием городов, улучшением их архитектурного облика и благоустройством;

- установление и укрепление связей между высокими технологиями и искусством, например превращение библиотек в суперсовременные информационные центры, а также масштабные программы поддержки дизайна.

Как же складываются аналогичные процессы в области культуры на необъятных просторах России? Надо сказать, что непросто и по-разному.

В городах доминирует субъективный фактор: консервативность и опора на традиционные ценности и высокие образцы побуждает большинство работников искусств отказываться от выбора и сохранять как «бюджетные костыли», так и возможность бесконтрольного зарабатывания денег. Нынешнее положение для них удобно: можно иметь хоть небольшое, но гарантированное бюджетное финансирование, и при этом - полную свободу в предоставлении платных услуг на рыночной основе. Например, платить за коммунальные услуги по льготным тарифам как бюджетное учреждение, но назначать цены на билеты и распространять их по законам рынка, с возможностью оставлять заработанные деньги у себя.

В сельской местности ситуация иная. Здесь она из драматической превращается почти в трагическую и требует неотложных и неординарных решений. Драматичность усугубляется равнодушием культурных столиц к сельской культуре и просто отсутствием информации.

В России вопрос об организации обслуживания в культурно -досуговой сфере особенно остро встал в связи с новыми законами о разграничении полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления и созданием местного самоуправления на самом низовом уровне - уровне поселений. Муниципалитетам поселений фактически предстоит за счет своих крошечных бюджетов содержать огромную сеть учреждений в разнесенных на большие расстояния почти безлюдных малонаселенных местах - этих точках в государственной статистике.

Финансирование одного клубного учреждения составляло в 2003 году в среднем по России всего 316,5 тыс. руб. в год, а одной библиотеки еще меньше - 212,9 тыс. руб. Для сравнения упомянем, что финансирование одной школы в среднем в тот же период

составляло 3,6 млн руб. в год. При этом крайне высока степень дифференциации расходов по регионам России. Если сравнивать школы, библиотеки и клубы как самые массовые сети для городской и сельской местности, то оказывается, что самый низкий уровень дифференциации в расходах характерен для школ - 17,6 раза, для клубов уже 24,3 раза, а для библиотек - 46,3 раза! Это значит, что в Москве и Санкт-Петербурге в среднем на одну библиотеку в 2003 году было израсходовано 3-3,5 млн руб., а в Ульяновской области - всего 77 тыс. руб., т. е. менее 6,5 тыс. руб. в месяц на все - оплату труда, пополнение библиотечных фондов, оплату коммунальных услуг и т. д.

В то же время в условиях обезлюдивания часть сетей социального обслуживания становится избыточной. По расчетам, проведенным Н. Я. Осовецкой4, при сопоставлении фактического числа клубов и библиотек с нормативной потребностью (в соответствии с методикой Минэкономразвития, утвержденной в 1999 году), в среднем по России сеть библиотек оказывается избыточной на 15%, а клубов - на 47 %. Что это означает, объясним на примере Тверской области, где процессы обезлюдивания достигли угрожающих масштабов.

В Тверской области - 23 города, 31 поселок городского типа и более 9,5 тыс. сел и деревень, причем в 1 411 деревнях на момент переписи населения 2002 года не проживал никто. В городах Тверской области размещена 181 библиотека, а по нормативной потребности им необходимо 192 библиотеки, т. е. дефицит составляет 11 библиотек. Противоположная картина в селах и деревнях -797 сельских библиотек, в то время как по нормативной потребности в условиях такого обезлюдивания достаточно иметь всего 108 библиотек. Избыток составляет 689 библиотек, т. е. 86 %.

В таком же положении находится и большинство областей Северо-запада, Центра и Поволжья России. Очевидно, что существующие методики определения нормативной потребности не соответствуют реалиям расселения. Практически 90 % сельских населенных пунктов оказываются неперспективны для размещения в них учреждений социально-культурного обслуживания. Растрачивая средства на гигантскую сеть плохо оборудованных, устаревших бюджетных учреждений, мы не можем сосредоточить их на реализации культурных проектов, инициатив, на поддержании деятельности, а не стен ветхих учреждений. Именно социальнокультурное пространство безлюдья представлено глазам чиновников и консультантов по культурному развитию. Нужна ли нам условная среднестатистическая культура, которая поддерживается горсткой сельских интеллигентов, работающих за унизительную зарплату в

4 Ирина Абанкина. Культура безлюдья // Отечественные записки. - 2005. - №

4 (24).

клубах, библиотеках и школах? В список национальных проектов культура пока не вошла.

Перечислим возможные изменения в федеральной и региональной культурной политике, которые могут способствовать превращению культуры в институт непрерывного образования и просвещения всех групп населения и, в первую очередь, подрастающих поколений:

- нужен государственный стандарт обеспеченности территорий учреждениями культуры. Необходимо определить минимальный набор видов и численности учреждений культуры, который должен быть в крупных городах, малых городах, больших селах, маленьких селах;

- необходима специальная программа государственной поддержки гастролей и передвижной выставочной деятельности;

- надо основательно расширить и укрепить позиции искусства в общеобразовательной школе, восстановить в былых правах урок литературы, систематически урезавшийся в последние десятилетия, и ввести урок «Искусство» в программу с первого по выпускной класс;

- необходимость искусства с неизбежностью предполагает разработку обоснованной стратегии художественного воспитания и образования. Несмотря на ведущую роль школы в реализации этой задачи, она не может решать ее в одиночку. Выработка такой стратегии должна стать плодом коллективных усилий людей искусства, педагогов, философов, социологов, психологов;

нужен специальный государственно-общественный орган, координирующий деятельность всех, кто занят формированием художественной культуры детей и юношества. Это мог бы быть межведомственный комитет, объединяющий представителей искусства и педагогики, ведомств образования и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.