УДК 394.2+398.5
КУЛЬТУРА КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭТНОСА ©А. Р. Хабибуллина
Башкирский государственный университет.
Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32. Тел: +7 (927) 938 08 45.
Email: khabibullina-ar@mail. ru
Статья посвящена рассмотрению роли культуры в формировании этноса на разных исторических этапах. Автор раскрывает задачи и формы народной культуры башкирского этноса во времена его раннего построения. Особое внимание обращается на народный эпос как основополагающий элемент начального формирования этноса, а на текущем этапе - на состояние «высокой», массовой и популярной культуры башкир и того, как изменения культурных доминант влияют на проявление этноса. В статье показана также связь между культурой общественно-политической мысли и образованием современного этноса башкир.
Ключевые слова: культура, этнос, народная культура, народный эпос башкирского народа, героический эпос, «высокая культура», массовая культура, популярная культура, общественно-политическая мысль, конструктивизм.
Обращаясь к изучению и анализу вопроса взаимодействия культуры и этноса, нужно заведомо учитывать ряд особенностей обоих понятий. Эти особенности определят фокус дальнейшего рассмотрения вопроса такой взаимосвязи на примере башкирского этноса. Во-первых, оба понятия в ключе нашего исследования не имеют сколько либо значимого временного ограничения. Мы начнем рассмотрение вопроса с учетом первого и самого значимого эпоса для башкирского народа - «Урал-батыр» - и дополним его несколькими сугубо башкирскими эпическими произведениями. Анализ и сопоставление будут закончены современным этапом для башкирского этноса - формой государственности Республики Башкортостан и ее общественными характеристиками.
Напомним, что в своем временном аспекте культура подразумевает как прошлое и настоящее, так и будущее. Она не статична и соразмерна изменениям, через которые проходит этнос. В нашем случае башкирский этнос сформировался путем объединения семи племен и существует по сегодняшний день на территории Российской Федерации. Второй аспект, на который стоит обратить внимание в самом начале, состоит в том, что культура охватывает материальное и духовное измерения жизни сообществ людей. Нас интересуют именно духовные особенности культуры. Поэтому в данной статье мы обратимся к различным культурным формам и в разные периоды жизнедеятельности башкирского этноса, рассмотрим, как этнос проявлял или проявляет себя через эти формы, как конструируется с их помощью, в т.ч., какие изменения могут ожидать этнос в будущем, исходя из тенденций развития сферы культуры сегодня.
К вопросу об особенностях определения этноса
Для начала проанализируем, какое место занимает культура в определении этноса, и выделим те особенности этноса, которые связывают его с культурой. Целенаправленное, специальное изучение этноса и этничности началось не так давно, но интерес к ним все возрастает. Все же современная наука неоднозначна в определении этноса и его составляющих даже в довольно общих чертах. К примеру, согласно одному подходу, этнос проявляет себя через «этничность» -совокупность признаков и свойств, которые отличают один этнос от другого [1, с. 39-55]. Согласно другому подходу, в рамках этничности выделяют объективную и субъективную составляющие, где первая - объективные признаки любого этноса, а вторая - представления о чертах и свойствах своего народа [2, с. 17].
Кроме специалистов-этнографов, особенности этносов изучают и представители других наук, в т.ч.
социальных, а также смежных дисциплин. В их рамках разработаны теории, которые стремятся объяснить те или иные процессы, связанные с этносами, проявляющиеся как в прошлом, так и настоящем времени. Часть ученых акцентирует внимание на природных особенностях формирования этноса. К примеру, для Л. Н. Гумилева целесообразным было рассматривать этнос с позиции союза истории, географии и биологии (т.е. как природные ландшафты, экология и генетика, согласно его мнению, больше всего влияли на процессы развития этносов во временной перспективе) [3, с. 48]. Отличная от вышеупомянутой позиция, представленная в частности Ю. В. Бромлеем и Х. Айзексом, заключалась в том, что этносы являются в первую очередь социальными группами со своей культурой, языком, идентичностью. Этот подход длительное время доминировал в Российской Федерации в годы СССР; он же рассматривал этнос и с позиции культуры. Культура, согласно этим ученым, определялась как атрибут этноса наряду с другими атрибутами: территорией, названием, языком, самосознанием. Общность людей, называемая этносом, как они утверждали, складывается исторически и обладает стабильными особенностями культуры и психики, ощущением единства, которое фиксирует название [4].
Оставаясь в рамках этого же подхода, ряд ученых утверждают определяющую важность культурной составляющей этноса над другими, территориальными или историческими факторами его формирования. С. М. Ши-рокогоров как один из основателей «теории этноса» предлагает следуещее определение: этнос - это группа людей, «говорящих на одном языке, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимыми и освященными традицией и отличаемых ее от таковых других групп» [5, с. 13]. Таким образом, С. М. Широкогоров включает в понятие культуры язык, обычаи и традиции, особенности деятельности и быта. Н. Н. Чебоксаров, занимаясь исследованиями этноса в конце ХХ в., также относит культуру к главному признаку этноса [6, с. 29].
Западная наука весьма разнообразна в подходах изучения этноса. На важной роли культуры в определении этноса акцентировали внимание такие западные антропологи, как К. Гиртц и Э. Смит. Главным же объектом для их критики в таком подходе стоит указать некоторую статичность восприятия этноса учеными. Изучение этноса происходило обособленно, в отрыве от среды других общностей. Особенности этносов искали в пределах закрытой среды или сообщества его обитания. Когда же несколько этносов занимают смежные территории, они начинают осознавать отличие друг от друга - и часто как раз их культурная иденти-
фикация становилась основным маркером такого различия между ними.
Но изучение этносов - это не только вопрос истории или понимания формирования современного мироустройства. Текущие характеристики этносов формируются уже не столько культурой в понимании сложившегося набора особенностей, но специально отобранными элементами этих культур [7]. В связи с этим мы считаем актуальным обратиться к теории конструктивизма. Она описывает этнос как сконструированную единицу, или в терминологии Б. Андерсона - «воображаемую общность». Главной целью такого конструкта является достижение политических интересов, пропаганда которых выполняется, к примеру, с помощью символики (герб и гимн) и печатных продуктов. Для этой же цели могут переписывать исторические факты или более преподносить к вниманию общества те из них, которые больше работают на достижение таких интересов [8, с. 39-71, 131-146]. Таким образом, этнос перестает быть закрытой и самообъяснимой общностью в глазах ученых. Даже больше, такое направление, как модернистская антропология, рассматривает этнос уже как общность ситуативную, результат взаимодействия разных групп [9, с. 37].
Культура и ее связь с этносом
Для того чтобы в последующем рассмотрении придерживаться терминологической четкости, разграничим понятия культуры и цивилизации. Согласно Н. А. Бердяеву, культура является духовной стороной человеческого бытия в отличии от технологической и материальной цивилизации и определяет отношение человека к действительности [10, с. 164]. Культура может быть и материальна, как окультуренная природа или средства быта, но назначение объектов материальной культуры выходит за рамки пользы, комфорта, защиты и т.п. и будет нести новые культурные смыслы. Духовная же составляющая культуры связана в первую очередь с системой духовных ценностей, которые на современном этапе включают также политическую культуру и права человека, мораль и религию, результаты деятельности науки и искусства и др.
Западные ученые также пытались отделить понятие цивилизации от культуры и установить между ними некоторую дистанцию. Ф. Бродель, например, анализируя экономическое мироустройство, определял цивилизацию как некоторую рамку, внутри которой существует культурная зона или «жилище», вмещающее язык, религию, искусства, политику, а также психологические черты этноса [11]. Для А. Тойнби цивилизация носит в первую очередь несколько иной и более глобальный оттенок - цивилизация как исторический срез. Основой формирования такой цивилизации, согласно его анализу, является не этническая составляющая или политическая реальность, а религия как главный элемент культуры [12]. Все же в этом пункте статьи цивизиция рассматривается как противовес природе и синоним материально-технического прогресса.
Тогда как цивилизация и природа определяли быт, условия формирования этноса в физическом пространстве, культура наполняли жизнь представителей этноса смыслом. Она объясняла потребность держаться вместе членам разросшегося этноса. А на более поздних стадиях стала залогом развития и выживания этноса при взаимодействии не столько с физической средой, но с другими сообществами и их культурами.
Культура формировала поведенческие мотивации, ментальность и этническую идентичность. Ценности, создаваемые культурой, выше индивидуального существования, но находятся в плоскости идеально-духовного
мира. Таким образом, в этой статье мы будем относить древние произведения народного эпоса и современную религию, классические произведения и характеристики общества современного Башкортостана (т. нз. политическую культуру) к сфере культуры в качестве равных элементов, и в то же время не принимать во внимание в этом анализе продукты цивилизации и предметы быта рассматриваемого ниже башкирского этноса.
Народная культура как основа башкирского этноса
Начнем наше рассмотрение с народной культуры башкирского этноса. Как описывает С. И. Руденко, первые сведения о башкирском народе появились довольно рано - начиная с Х в. н.э., обстоятельные же описания быта башкир появляются в XVIII в. и принадлежат И. Г. Георги, И. Лепехину, П. С. Палласу, П. И. Рычкову и др. [13, с. 3].
В следующие столетия знания о башкирском этносе дополнили очерки известных российских исследователей Н. С. Попова, В. М. Черемшанского, И. Казанцева, А. Игнатовича, В. А. Арнольдова, М. Баишева, Бертхольца, В. М. Флоринского, Алекторова, П. С. Назарова, Д. П. Никольского, С. Г. Рыбакова, Д. Н. Соколова, Д. К. Зеленина [13, с. 4]. Важное внимание следует обратить на труды, составленные учеными-башкирами: А. Алимгуловым, Т. Г. Баишевым, М. А. Куватовым, Б. Г. Юлуевым. И все же в силу обстоятельств исторического и политического характера таких исследователей было намного меньше, чем представителей других народов.
Середина ХХ в. дала новых исследователей, а изучение башкирского этноса дополнено новыми темами происхождения и формирования этого народа. В связи с этим стоит выделить таких историков, как Н. Ф. Демидова, А. Н. Усманова, Н. В. Устюгова, А. П. Чулошникова. Отдельно следует принимать во внимание, что в период развития советской этнографии больше усилий и времени уделялось поиску обоснования возникновения «этнических элементов, из которых складывалась та или иная социалистическая нация или народность» более, чем изучению особенностей башкирского этноса как такового [13, с. 6].
Такой советский подход, мы считаем, мог в корне искривлять восприятие развития этносов, в т.ч. и башкирского, с позиции оценки его условий формирования именно как социалистического, советского народа -части «великой семьи народов», - заведомо включая этот этнос в советский дискурс. Кроме этого, русские советские исследователи часто использовали такую терминологию в описании и анализе этносов, которые сопоставимы с имперским дискурсом западных стран в отношении своих колоний. Например: «Вместе с общим экономическим прогрессом на небывалую высоту поднялся культурный уровень башкир...», - пишет во введении ко второму изданию своего труда С. И. Руденко, упоминая о результатах деятельности советской власти в автономной республике [13, с. 6]. В то же время башкирская музыка и игра на национальных музыкальных инструментах была известна в Западной Европе, начиная с конца 20-х гг, но «заслуга» по «развитию» стала достоянием коммунистической партии СССР, игнорируя тот факт, что именно башкирский этнос и его представители развили, сохранили и приумножили многовековые традиции, зафиксированные еще в древнем башкирском эпосе.
Эта позиция разделения культур на высшие и низшие, развитые и недостаточно развитые, пребывающие как бы на промежуточном этапе, умаляет самобытность этносов, которые имеют отличную от доминирующей культуру. В случае нашего вопроса анализа
- умаление и недооценка башкирской культуры. То, что С. И. Руденко называет «огромными изменениями», которыми башкиры «обязаны социалистическому строю, коммунистической партии и помощи русского народа» изначально меняет восприятие тех изменений, которые часто вынуждено происходили в жизни многих представителей башкирского этноса. Таким образом, работы советской эпохи, которые, несомненно, имеют большую этнографическую ценность как собиратели, систематизаторы и детализаторы отдельных аспектов жизни башкиров, требуют дополнения новым поколением исследователей, в частности представителей башкирского этноса, которые бы могли критически переосмыслить научные достижения советской эпохи, не уменьшая того вклада в отечественную науку, который был сделан на том этапе.
Народная культура башкир до сих пор остается одним из главных символов башкирского этноса. Церемонии открытия 2014 г. как Года культуры в Российской Федерации в разных городах Республики Башкортостан имели выраженный национальный компонент: танцевальные, вокальные коллективы разных возрастных групп. Башкирский язык сегодня один из обязательных языков школьной программы на протяжении всех лет обучения в средней школе. Такие народные ремесла, как изготовление изделий из шерсти, вышивание или коневодство, известны и за пределами республики и тоже дополняют этническую идентичность современных башкир.
В то же время не только эстетическая составляющая башкирского народного искусства важна для этноса на современном этапе. Народная культура наполнена фактами событий из реальной жизни башкир, описаниями быта, видов деятельности. Поскольку форма народного искусства проще, а символы понятнее, они более просты для усвоения с самого раннего возраста, чем делают возможной быструю передачу не только формы произведений, но и ценностей, которые те несут. Таким образом, передача осуществляется от поколения к поколению [14, ^ 227].
Благодаря тому, что формы народной культуры передавались длительное время, можно изучать башкирский этнос в его временном и пространственном аспекте: когда возникали определенные символы, что обозначали в разных частях территории, которую населяли башкиры, чем объяснялись такие различия. Но в этой статье мы не будем принимать во внимание территориальный аспект, оставив его для последующего изучения и анализа.
Кроме того, что народная культура башкирского этноса несет в себе духовную, эстетическую и историческую ценность, она фиксирует отношение народа к государственности и праву. Применительно к раннему народному эпосу, правовой аспект можно отследить через категорию нравственности, что в самом широком понимании сводится к дихотомии добра и зла. Такая диалектика прослеживается как касательно отношений между людьми, так и человека и природы, человека и закона, человека и общества, народа в целом и др.
Самыми известными образцами башкирского эпоса являются «Урал-батыр» (II тысячелетие до н.э.), «Акбузат» (чуть более позднее время), «Кусяк-бей», «Алдар и Зухра» (период принятия мусульманства) [15]. Взаимодействие добра и зла, проблема выбора правильного пути, вопрос нравственных решений и поступков отображены в каждом из этих мифов, известных, вероятно, каждому башкиру и сегодня. Каждое произведение детально представляет мировосприятие и мироощущение башкир, понимание этносом
мироустройста и места индивида в системе социальных отношений, долг, который член общества должен выполнять перед народом.
Появление этих героических эпосов - свидетельство общего самосознания народа как и самоидентификация героев эпосов с башкирским народом. Само понятия народа тоже изменяется. Если в начале эпоса «Урал-батыр» Урал говорит о народе как о совокупности людей, то к концу повествования - как о некоей общности, чье благополучие (как бессмертие в правых делах) для него важно. Это уже более осмысленная форма народа как единого целого. В дополнение к «Урал-батыру» и другим, указаным выше, существует и вторая группа произведений башкирского эпоса, уже более широкая и общая по сюжету и героям с другими тюркскими народами ("Алпамыша", "Кузыйкурпес и Маянхылу", "Бузегет"). Этот факт - еще одно свидетельство того, что этносы коммуницировали на протяжении тысячелетий, их эпос дополнялся общими элементами. Кроме того, эпос освещал многие вопросы жизнеобеспечения, отдельных сторон быта, особенности менталитета представителей башкирского этноса, его психологии и культуры в целом (например, традиция свадебных обрядов башкир) [16].
Вместе с народной культурой, которая длительное время занимала основное место в культуре башкир, постепенно стала развиваться так называемая «высокая культура» (театральное искусство, симфоническая музыка, изобразительное искусство и т.д.). Во временном разрезе этот этап совпадает с формированием автономной республики в составе Российской Федерации в СССР.
За 70 лет в составе Союза башкирский этнос укоренился в своей государственности, а «высокая культура» получила некоторые черты этого этноса (использование народных инструментов в исполнении сочинений современных или классических композиторов, элементов народного эпоса в репертуаре театров и т.д). На сегодняшний день в столице Башкортостана городе Уфе действуют шесть театров, Башкирская государственная филармония и Национальный симфонический оркестр, а кроме них цирк, планетарий, музеи, галереи, парки, кинотеатры, что делает город центром культурной жизни Республики Башкортостан [17, с. 70]. Однако документы государственного управления республикой часто сконцентрированы на количественных, а не качественных характеристиках культуры, больше перечисляя муниципальные учреждения культуры, чем упоминая об их интеграции в общую жизнь городов и республики, а также в том культурном сообщении, которое они сегодня выполняют, недостаточно. Тем не менее Комплексная программа социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011-2015 гг фиксирует высокое удовлетворение качеством культурных услуг среди жителей города (85.4%), не конкретизируя этот показатель и не объясняя его.
Современный этап: роль массовой и популярной культуры в проявлении башкирского этноса
Такой высокий показатель провоцирует следующие вопросы: что жители Уфы считают культурными услугами, что для них культура, в чем роль культуры в их жизни сегодня? Как западные, так и российские социальные исследователи культуры заявляют о том, что на состояния сферы культуры сегодня влияют такие ее дополнительные формы, как массовая и популярная культура [6; 18-19].
Как известно, массовую культуру создают представители разных направлений: писатели, режиссеры, композиторы, певцы, актеры, но и PR-технологи. Ее и предлагают
современным представителям башкирского этноса, в частности, в виде музыкальных произведений эстрады, телесериалов, развлекательной литературы и т.д. Массовая культура не всегда значит, что культурный продукт выполнен на высоком уровне, поскольку главная задача продукта массовой культуры - экономический успех.
Таким образом, массовая культура стала не проявлением самобытности народа Башкирии, но подобно другим регионам России, имеет общие черты с цивилизациями западного типа. С другой стороны, это не означает и полной идентичности культур или опасности их полного размывания. Все же культура Башкирии подвергается риску потери части своей идентичности, поскольку ее позиции вытесняются не только общероссийским классическим культурным наследием, но и массовой культурой, созданной на Западе, в России в целом или в Башкирии. После исхода советской русскоязычной массовой культуры, башкирская культура, не имея своего массового аналога, импортировала по большому счету массовую российскую и американскую культуру. В дополнение к этому повышающаяся мобильность граждан как в пределах России, так и в другие страны - расширение культурных и национальных барьеров. М. Маклюэн предостерегал от превращения мира в «глобальную деревню», когда происходит сближение мировозрений, традиций, ценностей, а, следовательно, и культур.
Поэтому, когда сегодня мы говорим о вопросе надлежащего существования и развития башкирской культуры, чтобы через нее проявлялся современный башкирский этнос именно в нужных для него качествах, нужно учитывать особенности новой среды обитания современных башкир, к которой принадлежат в т.ч. и средства массовой коммуникации, транслирующие сообщения и символы культур. Для того чтобы выйти из власти второсортного продукта, нужна сильная административная основа и действия, направленные как на создание качественного башкирского продукта, так и на квотирование поступающих извне образцов массовой культуры. Так как в современных условиях коммуникация происходит в основном через телевидение, радио, печатные формы СМИ, кино, видео, книги, электронные средства связи и др., эти средства нужно использовать для поддержания и развития этноса и его самовыражения через культуру.
Культурный опыт башкирского народа находится в процессе модернизации. В основе его не сколько навязывание массовой культуры, как практики межнационального общения, взаимодействие разных систем ценностей. Новой активной культурной формой становится общественная и общественно-политическая мысль: идеи башкирских ученых, публичные высказывания и выступления лидеров общественных движений, публицистика и печатное слово в целом. Хотя еще Ю. В. Бромвель, Н. Н. Чебоксаров и С. М. Широкого-ров включали общественную мысль в признаки народа. Но само движение за национальное развитие набрало силы лишь в начале ХХ в. , а в советский период было ограничено жесткой идеологией СССР. В теперешних образцах общественной мысли отображены новые подходы к этническому и религиозному мировосприятию и миропониманию башкирским народом. Часто представители общественной мысли башкирского народа сочетают в себе несколько ролей - научных и общественных деятелей, духовных лидеров, например: М. Уметбаев, Р. Фахретдинов. Часть башкир влияли на общественно-политическую жизнь в родном крае, пребывая в эмиграции, как М. Рамзи, А. -З. Валиди,
Г. Курбангалиев, Г. Таган, А. Инан. Их роль в проявлении башкирского этноса сопоставима с ранними образцами башкирского эпоса, авторы которого были многочисленны и взаимодополняли друг друга.
Таким образом, в этой статье мы проанализировали пути и способы проявления этноса через культуру Мы сконцентрировались на духовной составляющей культуры и сопоставили несколько форм культуры разных эпох: народный эпос, который передавался как устно, так и был записан, авторы которого взаимодополняли текст, дописывая его в разные исторические периоды, соединяя настоящие исторические факты и народные мифы и сказания, и современные формы культуры, которые включают «высокую культуру», массовую и популярную, и общественную (политическую) культуру Мы увидели, что башкирский эпос выполнял обе функции, которые сегодня обычно разделены: формирование национальной (этнической) идентификации и эстетическая функция. К тому же эпос имел большую долю информации об устоях жизни общества той эпохи, о которой велось повествование. Сегодня же особого внимания заслуживает именно элемент политического, а не развлекательного в культуре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Козлов В. И. Проблематика «этничности» // Этнографическое обозрение, 1995. №4. С. 39-55.
2. Панеш Э. Х. Основные направления изучения роли этнопсихологии в межнациональных отношениях (на примере Западного Кавказа)// Этнографическая наука и этнокультурные процессы. Способы взаимодействия. Спб.: РАН. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, 1993. 244 с.
3. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: изд-во Ленинградского университета, 1989. 496 с.
4. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983. 440 с.
5. Широкогоров С. М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Владивосток: изд-во Дальневосточного университета, 2002. 148 с.
6. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985. 273 с.
7. Хабибуллина А. Р. Изучение межэтнического взаимодействия в исторических науках: модели и теоретические подходы. URL: http://joumal.bsau.ru/directions/07-00-00-historical-science/ (дата обращения 27.08.2013).
8. Anderson B. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L. N.Y.: Verso, 2006. 240 p.
9. Денисова Г. С., Радовель М. Р. Этносоциология. Ростов н/Д: изд-во ООО "ЦВВР", 2000. 398 с.
10. Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990. 175 с.
11. Бродель Ф. Материальная цивилизация: экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Том 1. Структуры повседневности. М.: Прогресс, 1986. 623 с.
12. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / М.: Рольф, 2002. 592 с.
13. Руденко С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 376 c.
14. Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство и устное творчество башкир. Уфа, 1964. 234 с.
15. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / М.: Рольф, 2002. 592 с.
16. Хабибуллина А. Р. Изучение межэтнического взаимодействия в исторических науках: модели и теоретические подходы. URL: http://joumal.bsau.ru/directions/07-00-00-historical-science/ (дата обращения 927.08.2013).
17. Комплексная программа социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011-2015 годы. Уфа, 2010. 255 c.
18. Массовая культура: современные западные исследования. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. 339 с.
19. Хевеши М. А. Толпа, массы, политика. М., 2001. 223 с.
20. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М.: Наука, 1985. 273 с.
Поступила в редакцию 04.12.2014 г.
CULTURE AS A FORM OF MANIFESTATION OF ETHNOS
© A. R. Khabibullina
Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (927) 938 08 45.
Email: khabibullina-ar@mail. ru
Article is devoted to consideration of a role of culture in formation of ethnos at different historical stages. The author opens tasks and forms of national culture of the Bashkir ethnos at the time of its early construction. The national culture is filled with the facts of events from real life the Bashkir, descriptions of life, kinds of activity. As the form of folk art is simpler, and symbols is more clear, they are simpler for assimilation from the earliest age, than make possible fast pass not only in forms of works, but also in values, which they bear. Thus, transfer is carried out from generation to generation. Special attention is paid on a spiritual component of culture and in article some forms of culture of different eras are compared: the national epos, which was transferred orally and was written down by authors, who complemented the text and were finishing it during the different historical periods, connecting the real historic facts and national myths and legends, and modern forms of culture, which include "high culture", mass and popular, and public (political) culture. We saw that the Bashkir epos carried out both functions, which are usually divided today: formation of national (ethnic) identification and esthetic function. Besides, the epos had a big share of information on foundations of life of society of that era about that the narration was told. Today the special attention is deserved by political element, but not entertaining in culture.
Keywords: culture, ethnos, national culture, national epos of the Bashkir people, heroic epos, high culture, mass culture, popular culture, political thought, constructivism.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Kozlov V. I. Etnograficheskoe obozrenie, 1995. No. 4. Pp. 39-55.
2. Panesh E. Kh. Etnograficheskaya nauka i etnokul'turnye protsessy. Sposoby vzaimodeistviya. Spb.: RAN. Muzei antropologii i etnografii im. Petra Velikogo, 1993.
3. Gumilev L. N. Etnogenez i biosfera zemli [Ethnogenesis and biosphere of Earth]. Leningrad: izd-vo Leningradskogo universiteta, 1989.
4. Bromlei Yu. V. Ocherki teorii etnosa [Essays on the theory of ethnos]. Moscow, 1983.
5. Shirokogorov S. M. Etnos. Issledovanie osnovnykh printsipov izmeneniya etnicheskikh i etnograficheskikh yavlenii [Ethnos. Study of the basic principles of change of ethnic and ethnographic phenomena]. Vladivostok: izd-vo Dal'nevostochnogo universiteta, 2002.
6. Cheboksarov N. N., Cheboksarova I. A. Narody, rasy, kul'tury. Moscow: Nauka, 1985.
7. Khabibullina A. R. Izuchenie mezhetnicheskogo vzaimodeistviya v istoricheskikh naukakh: modeli i teoreticheskie podkhody. URL: http://journal.bsau.ru/directions/07-00-00-historical-science/ (data obrashcheniya 27.08.2013).
8. Anderson B. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L. N.Y.: Verso, 2006.
9. Denisova G. S., Radovel' M. R. Etnosotsiologiya [Ethno-sociology]. Rostov n/D: izd-vo OOO "TsVVR", 2000.
10. Berdyaev N. A. Smysl istorii [Meaning of history]. Moscow, 1990.
11. Brodel' F. Material'naya tsivilizatsiya: ekonomika i kapitalizm, XV-XVIII vv. Vol. 1. Struktury povsednevnosti [Material civilization: economics and capitalism, 15th-18th centuries, volume 1. Patterns of everyday life]. Moscow: Progress, 1986.
12. Toinbi A. Dzh. Tsivilizatsiya pered sudom istorii: Sbornik [Civilization on trial: collected works] / Moscow: Rol'f, 2002.
13. Rudenko S. I. Bashkiry. Istoriko-etnograficheskie ocherki [The Bashkirs. Historical-ethnographic essays]. Ufa: Kitap, 2006. 376 c.
14. Avizhanskaya S. A., Bikbulatov N. V., Kuzeev R. G. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i ustnoe tvorchestvo Bashkir [Decorative arts and folklore of the Bashkirs]. Ufa, 1964.
15. Toinbi A. Dzh. Tsivilizatsiya pered sudom istorii: Sbornik [Civilization on trial: collected works] / Moscow: Rol'f, 2002.
16. Khabibullina A. R. Izuchenie mezhetnicheskogo vzaimodeistviya v istoricheskikh naukakh: modeli i teoreticheskie podkhody. URL: http://journal.bsau.ru/directions/07-00-00-historical-science/ (data obrashcheniya 927.08.2013).
17. Kompleksnaya programma sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya gorodskogo okruga gorod Ufa Respubliki Bashkortostan na 2011-2015 gody [Complex Program of Socio-Economic Development of Ufa Urban Area of the Republic of Bashkortostan in 2011-2015]. Ufa, 2010. 255 c.
18. Massovaya kul'tura: sovremennye zapadnye issledovaniya [Popular culture: contemporary Western studies]. Moscow: Fond nauchnykh issledovanii «Pragmatika kul'tury», 2005.
19. Kheveshi M. A. Tolpa, massy, politika [Crowd, masses, politics]. Moscow, 2001.
20. Cheboksarov N. N., Cheboksarova I. A. Narody, rasy, kul'tury [Peoples, races, cultures]. Moscow: Nauka, 1985.
Received 04.12.2014.