Научная статья на тему 'Культура как фактор политики'

Культура как фактор политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
738
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБМЕН / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / КУЛЬТУРНЫЙ / CULTURAL EXCHANGE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Алла Владимировна

В статье анализируется культура как фактор политики, ищутся точки соприкосновения культуры и политики. Культура в статье рассматривается как совокупность институтов, которые создают и транслируют ценности, определяющие культурно-исторический тип, нравственный идеал развития общества, а политика — как институт, который эти ценности эксплуатирует. Делается вывод о необходимости выработки ценностного языка, чтобы описать реальность, в которой мы живем, сформировать положительный образ России, наладить продуктивный диалог власти и общества, России и международного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the culture as a factor in politics, sought common ground of culture and politics. The culture, the article discusses how a set of institutions that create and broadcast the values that define the cultural and historical type, the moral ideal of society, and politics — as an institution, which operates these values. The conclusion about the need for a valuable language to describe the reality in which we live is to create a positive image of Russia, to establish a productive dialogue between the authorities and society, Russia and the international community.

Текст научной работы на тему «Культура как фактор политики»



К УЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПОЛИТИКИ

УДК 351.85

А. В. Ку зьмин а

Государственная Дума Российской Федерации

В статье анализируется культура как фактор политики, ищутся точки соприкосновения культуры и политики. Культура в статье рассматривается как совокупность институтов, которые создают и транслируют ценности, определяющие культурно-исторический тип, нравственный идеал развития общества, а политика — как институт, который эти ценности эксплуатирует. Делается вывод о необходимости выработки ценностного языка, чтобы описать реальность, в которой мы живем, сформировать положительный образ России, наладить продуктивный диалог власти и общества, России и международного сообщества.

Ключевые слова: обмен.

культурное наследие, культурная политика, национальная культура, культурный

The article examines the culture as a factor in politics, sought common ground of culture and politics. The culture, the article discusses how a set of institutions that create and broadcast the values that define the cultural and historical type, the moral ideal of society, and politics — as an institution, which operates these values. The conclusion about the need for a valuable language to describe the reality in which we live is to create a positive image of Russia, to establish a productive dialogue between the authorities and society, Russia and the international community.

Keywords: cultural heritage, cultural policy, national culture, cultural exchange.

Каждое государство, каждый общественный организм имеет в своей основе особый культурно-исторический тип, свой нравственный идеал развития.

Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества как собирательной личности. Ибо социокультурная реальность есть воплощение и опредмеченное бытие различных способов самовыражения человека. Что есть культура — то есть человек, что есть человек — то есть культура.

Изучение проблем культуры, ее места и роли в обществе имеет богатую историю. Существует множество подходов к определению феномена культуры. В обиходном языке термин «культура» с некоторых пор стал синонимичен термину «искусство». Это,

конечно, не совсем так. Культура — это вся совокупность институтов, которые создают и транслируют ценности, иногда разрушают их. Иными словами, важнейшим свойством культуры является формирование ценностных рядов. С помощью этой функции она делает человека человеком, а нацию — нацией. И тогда, если принять, что задачей культуры является построение смыслов, то становится очевидной точка ее соприкосновения с политикой. Политика — это институт, который ценности эксплуатирует. Государственное строительство невозможно без ориентации на определенную ценностную шкалу. Для эффективного функционирования властной системы необходимо, чтобы общество сознавало себя и свои ценности и чтобы власть эти ценности разделяла. Только тогда государство становится действительно консолиди-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (53) май-июнь 2013 21-25

рованным и эффективным.

Сейчас возрос интерес к сфере культуры. И в этом нет ничего удивительного. ХХ век ознаменовался мощной социокультурной революцией, которая потребовала переосмысления многих традиционных ценностей. Формирование нового миропорядка диктует необходимость выработки четких национальных позиций, понимания того, что же делает нас нацией. Решать эту задачу должна именно национальная культура.

В последнее время власть начала активно обращаться к этому вопросу, выразила готовность вкладывать ресурсы в развитие культурной сферы. Однако вопрос этот рассматривается, на наш взгляд, не вполне адекватным образом. Прежде чем начинать какой-то новый проект, необходимо определить: какие цели и задачи мы перед собой ставим? Какую культуру, какие ценности мы хотим получить на выходе? И пока цели не определены, бессмысленно вести разговор о том, сколько денег на все это нужно, какие мероприятия являются первоочередными, и так далее. А ответов на эти вопросы у нас, очевидно, нет. И произошло это потому, что долгое время государство вообще не интересовалось ценностной сферой. Политика и культура существовали в абсолютно разных измерениях, государство проявляло полное равнодушие, и как результат — культура замкнулась сама в себе, она перестала выполнять свои изначальные функции — образование ценностей. Многие ценностные ряды, выработанные предыдущими поколениями, перестают функционировать, потому что они уже не соответствуют никакой реальности. Условия нового мира требуют выработки новых основ нравственности, которые могут сплотить нацию и устранить разногласия между обществом и властью.

Но прежде необходимо выяснить некоторые важные вещи. Скажем, чем является для власти культура, которую она финансирует? Почему игнорируется тот очевидный факт, что многие реформы, как они задумывались и проводились, особенно в социальных, культурных и образовательных сфе-

рах, вошли в противоречие с представлениями, ожиданиями и надеждами абсолютного большинства населения? Ведь эти реформы, по сути, отвергнуты именно на уровне культуры. Это одна сторона проблемы.

И другой вопрос — что такое государство и власть в глазах культуры: это некая сторонняя, безличная и равнодушная сила, с которой, увы, приходится считаться, и многие деятели культуры всегда стремились добиться ее внимания и расположения, или это неотъемлемая часть самого человеческого социума, единого общественного организма, вне и без которого сама культура лишается смысла и перестает функционировать? Государство и представляющие его лица и учреждения (президент, правительство, Дума, чиновничий аппарат) — это просто покровители и меценаты культуры или носители и выразители державных начал культуры и цивилизованности страны, которые сегодня, всячески содействуя внедрению рыночных принципов в экономику, вместе с тем отвечают за то, чтобы обладающая великой культурой страна не превратилась в «рыночное общество»?

Ответы на эти вопросы и должны формировать взаимоотношения власти и общества. Сейчас никто не может дать простого и доступного абсолютно каждому, независимо от образовательного уровня и политических убеждений, набора ответов на вопрос, что же делает россиян россиянами. Отсутствие общей идеологии, общей ценностной базы, разрушение духовных основ общества привели к тому, что необходимо заново искать или формировать смыслы, которые смогут консолидировать нацию. И ни литература как отдельный вид искусства, ни театр, ни живопись заложить эту систему смыслов не могут. Но культура как система общественных механизмов это сделать сможет.

Но для этого мало одной политической воли. Необходимо, чтобы общество тоже повернулось лицом к государству и вступило в диалог в этой сфере. Для выработки концептуального понимания того, какую систему ценностей мы хотим получить, что сейчас

необходимо для осознания национального единства, власть и институты гражданского общества должны активно взаимодействовать. Само государство не может навязать обществу никаких культурных и идеологических моделей, потому что все подобные искусственные образования окажутся нежизнеспособными. Только открытый диалог всех участников этого процесса может положить начало превращению культуры из фабрики интеллектуального самообслуживания, которой она сейчас стремится стать, замыкаясь сама в себе, в мощную силу, формирующую общественные и национальные ценности.

Здесь, правда, стоит сказать еще об одной проблеме. Для того чтобы подобный диалог стал возможен, необходима выработка культуры этого диалога. Потому что, к сожалению, продуктивный обмен мнениями сейчас стал уже редкостью. То, что принято называть полемикой, в последнее время является скорее набором монологов. Участники коммуникативного процесса перестают слушать и слышать друг друга. Разумеется, при таком отношении не может быть и речи о выработке какой-либо общей позиции. Поэтому выработка культуры диалога, основанного на взаимном уважении и желании действительно решить обсуждаемые проблемы, а не использовать их как средство для индивидуальной самореализации, является необходимым и первоначальным условием любого совместного проекта.

«...Нашей важнейшей совместной задачей является распространение идей толерантности и веротерпимости, бережного отношения к духовным ценностям и традициям народов нашей многонациональной страны и её культурному многообразию» (Д.А. Медведев).

Продуктивный диалог сейчас затруднен еще по одной причине. В обществе практически отсутствует ценностный язык, который позволил бы описать реальность, внутри которой мы живем. Все определения национальной идеи, патриотизма, духовности, основ нравственности являются выхолощенными и абсолютно пустыми, потому

что культура новой России не сформировала своих собственных представлений об этих понятиях. Традиционные ценности еще подпитывают общество, но этого мало, потому что нужна еще и реальность, которой они будут соответствовать. Обществу нужна некая объединяющая идея, которую смогут разделять все. И идея эта не должна лежать в сфере политики и экономики. Задача удвоения ВВП замечательна, крайне полезна с экономической точки зрения, но она не сможет сплотить общество, не может стать для него целью. Цель общества должна быть выше региональных, имущественных, политических, религиозных различий. Только общечеловеческие ценности обладают подобной интегрирующей силой. В качестве самого простого примера можно привести общественную инициативу «Всех детей в семью». В процессе реализации подобного проекта различные политические силы смогут найти общий язык, потому что принадлежность к партии власти или оппозиции здесь не будет иметь никакого значения, а важна будет только судьба этих детей. Реализовать такой проект в национальном масштабе невозможно без обретения ценностных смыслов. И именно поэтому для нас сейчас особенно важны гуманитарные проекты, общественные инициативы, которые помогут добиться гораздо большего, нежели жесткое навязывание политической воли.

Образ страны и ее народа (или народов) формируется в общественном сознании другой страны и тех, кто ее населяет, из восприятия разнородной смеси фактов истории, этнических и культурных особенностей, искусства, национальных традиций, национальной экономики, социальных и политических процессов. Несомненно, облик страны ассоциируется также и с ее географическим положением, климатическими условиями, флорой и фауной и т.д. Важнейшую роль в формировании имиджа страны, наряду с объективными факторами, играет возможность и способность внедрить благоприятный образ страны в массовое сознание народов других стран. И здесь особое место принадлежит сред-

ствам массовой информации, от которых во многом и зависит, что и как узнают о стране и ее людях зрители и читатели зарубежных стран.

Образ страны можно разделить, по крайней мере, на две категории: основной, базисный — монолитный и стабильный, основанный на таких постоянно действующих долгосрочных ценностных понятиях, как история и геополитика, место в системе культурно-цивилизационных ценностей и в глобальном мировом пространстве. Иная категория — это образ среднесрочный и краткосрочный, изменчивый и текучий, складывающийся, главным образом, из материалов СМИ, из личных «народных» контактов, из непосредственного знакомства с произведениями искусства, научно-техническими достижениями другой страны, проявлениями национального характера и обусловленный готовностью к сочувствию и сопереживанию. Таким образом, формирование имиджа любой страны происходит параллельно на двух уровнях: официальном и приватном, основанном на личных впечатлениях, индивидуальном восприятии страны и ее народа.

Мировая общественность мало информирована о том, что в действительности происходит в России, о ее экономическом, инвестиционном, культурном потенциале, о той роли, которую она может играть в современном мире. Как представляется, репутация России значительно хуже, чем то, что она представляет собой на самом деле. По мнению специалистов в области связей с общественностью, информационная политика, например, национального телевидения, подчас играет против позитивного образа страны, уделяя наибольшее внимание катастрофам, острым социальным проблемам и др.

В реализации внешнеполитической стратегии России культуре принадлежит особая роль. Позиции и авторитет Российского государства в мире определяются не только его военно-политическим весом и экономическими ресурсами, но и культурным достоянием народов Российской Федерации. Выражая духовную самобытность нации, российская

культура одновременно олицетворяет универсальные ценности всего мирового сообщества и представляет собой часть глобального культурно-исторического наследия человечества. При этом накопленный веками богатейший духовно-культурный потенциал России предопределяет ее уникальное место в мировом культурном пространстве. В то же время, в силу особенностей исторического развития, российскую культуру отличают открытость и восприимчивость к культурам других стран и народов.

Основные усилия по организации международного культурно-гуманитарного сотрудничества должны быть сосредоточены на поддержке и популяризации в иностранных государствах русского языка и культуры народов Российской Федерации, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций. Важно развивать, в том числе используя ресурсы, потенциал и инициативы институтов гражданского общества в сфере общественной дипломатии, международное культурно-гуманитарное сотрудничество как средство налаживания межцивилизаци-онного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами, уделяя особое внимание межрелигиозному диалогу.

Основу связей в области культуры составляют артистические и художественные обмены в их традиционных формах гастрольно-концертной деятельности. Богатые исторические традиции, высокий авторитет и уникальность отечественной исполнительской школы обеспечивают стабильный международный спрос на выступления российских мастеров. Следует максимально широко представлять за рубежом лучшие достижения российской культуры — музыкального и театрального искусства всех видов и жанров, в том числе оперного, балетного и драматического театра, песенного и танцевального творчества народов России, цирка и эстрады. При этом речь идет как о классическом, так и о современном искусстве, профессио-

нальных и самодеятельных артистах, исполнителях и художественных коллективах с мировым именем и о творческой молодежи, представителях всех российских регионов и национальностей.

Необходимо оказывать содействие установлению и поддержанию взаимовыгодных связей между образовательными учреждениями Российской Федерации и зарубежных стран путем обмена специалистами, учеными, преподавателями, обучающимися, а также научной и методической литературой, информационными материалами. В этом контексте большое значение имеет совместное с иностранными государствами создание образовательных учреждений за пределами территории Российской Федерации, а также подготовительных структурных подразделений и филиалов российских образовательных учреждений.

Следует способствовать расширению контактов между музеями, архивами и библиотеками России и других стран в целях обмена специалистами, информационными материалами и копиями документов, а также использования в научных интересах музейных и библиотечных фондов путем обеспечения максимально возможного доступа к ним в соответствии с законодательством

Российской Федерации и международной практикой.

Широкие перспективы имеют обмены между радио- и телевещательными компаниями, информационными агентствами, а также связи в области печати и издательского дела. Необходимо способствовать созданию и распространению совместной продукции, добиваться взаимного обеспечения охраны авторских прав и интеллектуальной собственности.

Важным направлением участия России в международном культурно-гуманитарном сотрудничестве являются двусторонние связи. Отличительная черта российской политики в этой области — ее сбалансированность и многовекторность. Россия исходит из готовности развивать культурные обмены со всеми государствами мира. Обстоятельства политического или экономического характера не должны определять развитие отношений с каким-либо государством в сфере культуры.

Власть должна всячески помогать развитию международного культурного диалога. Власть и культура сейчас, как никогда, нужны друг другу для решения тех сложных, но необычайно важных задач, которые стоят перед обществом.

Примечания

1. Бердяев, Н. Судьба России / Н. Бердяев. — Москва, 1990.

2. Зиммель, Г. Понятие и трагедия культуры. Логос / Г. Зиммель. — Москва, 1912.

3. Кузьмина, А. В. Культурные традиции власти в России / А. В. Кузьмина. — Москва : МИД, 2000.

4. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества : [утв. МИД России 18.12.2010].

5. Покровский, М. Н. Очерк истории русской культуры / М. Н. Покровский. — Москва, 1920. — Ч. II.

6. Скрыпник, В. И. Российская национальная идея целостного гармоничного общества / В. И. Скрыпник // Школа Духовности. — 1999. — № 4.

7. Франк, С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. — Москва, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.