Научная статья на тему 'Культура и образование: альтернатива или единство?'

Культура и образование: альтернатива или единство? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / ПРОТИВОРЕЧИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / CONTRADICTIONS OF EDUCATIONAL PROCESS / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL VALUES / КОМПЕТЕНЦИИ / ГУМАНИЗМ / HUMANISM / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовская Валентина Степановна, Ремизов Вячеслав Александрович

Статья посвящена противоречиям и проблемам образовательного процесса современной России в условиях глобализации, внутренних социокультурных реформ. При этом особое внимание уделено анализу взаимосвязи культуры, выраженной в мировоззренческих взглядах, в ценностных нормах и образования как системы социальных установок и передачи общественно необходимых знаний, целей, идеалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to contradictions and problems of the educational process in the modern Russia in the light of globalization, internal socio-cultural reforms. Special attention is given to the analysis of cultural interactions expressed through ideological views, moral values and education with the latter as the system of social norms and the transfer of societal knowledge, goals and ideals.

Текст научной работы на тему «Культура и образование: альтернатива или единство?»

^ Теория и история культуры 47

Примечания

1. Анциферова, Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона / Л.И. Анцыферова // Принцип развития в психологии. - М., 1978.

2. Кострикова, Е. А. Выбор как фактор ценностного самоопределения старшеклассника: дис. ... канд. пед. наук: 13.0001 / Е.А. Кострикова. - Оренбург, 1999. - 192 с.

3. См.: Рябикина, 3. Перспективы национального равноправия на постсоветском пространстве (тенденции личностного самоопределения в этнически сложном регионе) / З. Рябикина // Материалы круглый стол [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kennan.yar.ru.

4. Шарден, П. Т. Феномен человека / П.Т. Шарден. - М.: Наука, 1987. - 240 с.

КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ: АЛЬТЕРНАТИВА ИЛИ ЕДИНСТВО?

В. С. Садовская, В. А. Ремизов

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена противоречиям и проблемам образовательного процесса современной России в условиях глобализации, внутренних социокультурных реформ. При этом особое внимание уделено анализу взаимосвязи культуры, выраженной в мировоззренческих взглядах, в ценностных нормах и образования как системы социальных установок и передачи общественно необходимых знаний, целей, идеалов.

Ключевые слова: культура, образование, интеграция, глобализация, Болонский процесс, противоречия образовательного процесса, духовные ценности, компетенции, гуманизм, инновации.

The article is devoted to contradictions and problems of the educational process in the modern Russia in the light of globalization, internal socio-cultural reforms. Special attention is given to the analysis of cultural interactions expressed through ideological views, moral values and education with the latter as the system of social norms and the transfer of societal knowledge, goals and ideals.

Key words: culture, education, integration, globalization, the Bologna process, the contradictions of educational process, spiritual values, skills, humanism, innovations.

Культура и образование - это две взаимодополняющие сферы социальной политики государства. Без всякого преувеличения можно сказать, что миссия у них одна: развитие личности (5, с. 130).

Масштабность и сложность выполнения данной миссии определяется теми процессами, которые происходят как в условиях глобализации культурных и образовательных процессов, так и в сложных условиях современного развития России.

Глобализационные процессы разворачива-

ются в современном мире все с большими скоростями, образуя одновременно две тенденции: эволюционную и стихийную. Если первая тенденция вполне однозначна, то вторая противоречива. На этнонациональном уровне она тормозится, ограничивается, оттесняется стремлением к этнокультурной самобытности, а на мегауровне (общемировая тенденция) ее масштабы расширяются, что порождает ряд вызовов, которые отражаются и на культуре, и на образовании (12, с. 13). Это касается проблемы культурной самоиндетификации, самоопреде-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 47-51

04_6áíóéy_é_éóeü6óóü.p65 47 1 03.10.2011, 18:19

48 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

ления наций и народов. Культурная глобализация покушается на материнскую «культурную матрицу», разрушает традиционный уклад жизни, сбивая их, порождая «идентификационную агрессию», «тотальный релятивизм» культурных ценностей, замешанных на ауре постмодернизма. Ярче всего это демонстрирует «вестернизация» масскульта. Это проявляется и в сфере образования. Оно связано с разработкой всеобщих образовательных стандартов, с их огульным навязыванием. Таким образцом, в значительной мере выступает «Болонское» соглашение, которое призывает к образовательной унификации в европейских странах. Однако реальность породила протес-тные реакции по данному поводу. Не случайно, несмотря на подписанное соглашение, его активно «тормозят» и Германия, и Франция, и Англия и другие страны. Ну, а для России Болонское соглашение стало «притчей во языцех». Сегодня уже вполне ясно, что всеобщая унификация образования пагубна. Стандартизация вполне возможна в деталях, но когда она не учитывает традиций, специфики стран, менталитета народов, их нужд - тогда она не только регрессивна, но может обретать характер образовательного тоталитаризма (7). Именно так, например, оборачивается языковая стандартизация в многонациональной Украине или в Прибалтийских странах, когда политика оказывается выше культуры и закрываются (почти запрещаются) русскоязычные школы, детские сады, библиотеки, телевизионные и радиовещательные каналы, театральные учреждения. В данном случае, быть может, проявляется не столько проблема самоиндетификации (хотя она базовая), но и «побочный продукт» культурной глобализации - «языковая агрессия». Для России, например, это связано с англоязычной интервенцией через СМИ, экономику, Интернет. Конечно, коренные языки нации (этноса) научились перерабатывать эту интервенцию, но такое явление, как Интернет, породило целое явление - «виртуальное поколение», у которого свои ментальные матрицы, свое мировидение, свой язык и мышление, свой виртуальный мир. Не говоря о психо-

проблемах, обозначим то, что образовательно-ориентированный потенциал у индифферентного к этнонациональным проблемам Интернета очень велик. Заметим и то, что задающие базы Интернета сосредоточены в основном в одном государственном пространстве. Конечно, Интернет-сети развиваются. Но данная реальность хранит и порождает пока целый ряд проблем, обладая, безусловно, огромными информационно-образовательными функциями (11, с. 14-15).

Культурно-глобализационные процессы особенно жестко воздействуют на духовную составляющую жизни стран, народов и их образовательных систем, основанных на определенных ценностях. Суть заключается в размывании структуры духовных ценностей, подмене их иными смыслами, навязывании «своего», искажая национальный менталитет, душу народа. Известна исконно «общинная», «коллективистская» и в то же время «женская» (Н.А. Бердяев) душа русского народа. Но ему настойчиво навязывается крайний индивидуализм, бездушие, отторжение от «общего дела» (Вл. Соловьев). Это уже зафиксировала гуляющая среди значительной части русской молодежи западническая установка: «Это твои проблемы», «Живи здесь и теперь» и т.п. В образовательной практике это обернулось явлением «шараханья» от одних ценностно-оценочных парадигм в преподавании, например, истории в школах, вузах, - к другим. Так, в недавнем прошлом все связанное с «красными», с «революцией», с «советским» возвеличивалось, ставилось в пример. Сегодня это делается с «белыми». Вместе с тем и первые, и вторые совершили много вполне осознанных и неосознанных ошибок, преступлений и отступлений, справедливостей и несправедливостей. Был и «белый террор» и «красный террор». Был и героизм Чапаева, но было и служение идее - Деникина; были виселицы Колчака, но были и казни от Якира, Блюхера.

Глобализация в данной сфере способна так же обретать характер нового мифотворчества. Так, например, используя мощный парк своих СМИ и фабрик искусства, США довольно успешно навязывает миф о том, что это

04_öäT6ey_e_eöeüöö6ü.p65 48 1 03.10.2011, 18:19

Теория и история культуры 49

именно они чуть ли не в одиночку разгромили фашистскую Германию в 1945 году, а решающий вклад в этот разгром Советской Армии ими вообще замалчивается: Советский Союз в этой войне потерял только убитыми более 20 миллионов человек.

Подобным же порождением глобализации просвещения через СМИ и литературу стали мифы о «русской мафии», «о русской энергетической угрозе»; о том, что «русские идут», о том, что Россия хочет «перекроить Европу» и т.д.

Однако, возвращаясь к вызовам культур-но-глобализационного мирового процесса, заметим, что на фоне всех его противоречий возникает особая реакция людей, заключающаяся в эмоционально-чувственной напряженности. Она отливается в социально-культурное явление «аномии», которое связано с утратой четких, прежде всего моральных, нравственных норм. Это, в свою очередь, откликается взрывом непредсказуемой жестокости, озлобленности, преступности, цинизма в отношении к знаниям, к системе обучения, к педагогам (4, с. 3-5). Как ни горько говорить, но в условиях, когда Россия, резко отказавшись от прежних норм и не успев все еще в полной мере обрести и освоить общемировые стандарты и новые нравственные опоры, сегодня оказалась в положении, когда каждый пятый взрослый гражданин «прошел» через тюрьму, когда Россия вышла на первое место в мире по числу убийств, находится в пятерке стран в мире по количеству суицидов на душу населения, когда семья стала криминальной зоной, когда мат, нецензурщина, а с нею и хамство, агрессивность стали нормой жизни населения, а страна погрязла в коррупции. Последнее явление, по оценке правоохранительных органов, в первую очередь поразило образовательную систему. В этих условиях падает качество содержания обучения, обезличивается само образование, как данность, как необходимость, как условие карьерного роста, жизненного блага, атрибута личности. Ну а дети с первых шагов в школе оказываются эмоционально неготовыми к образовательному труду, они слабо кор-

ректируются. У почти 100% детей проявляются генетические, физические и психологические недостатки, предопределенные эмоциональными отклонениями родителей: перевозбужденность, неуравновешенность, психическая неустойчивость; сколиоз, вербальные затруднения, слабое зрение; участились случаи аутизма, олигофрении (1, с. 125-150).

Эмоциональное неблагополучие порождает и детскую беспризорность. Прискорбно произносить, но в современной России тысячи беспризорных детей, далеких от системы образования. Это становится национальным бедствием. Эмоциональное отторжение от общества порождает алкоголиков (и мужчин, и женщин), бомжей, нравственно опустившихся обывателей.

Не секрет, что эмоциональное состояние тесно связано с рациональным миром личности. Глобализация, порождая эмоциональное смятение или разочарование в идеалах, смыслах бытия, порождает не только «социальный уход», но и интеллектуальный - в форме специфического явления, которое можно назвать «духовный маргинализм». Суть его в том, что личность отказывается или отторгается от этнонациональных (общественно признанных) норм-целей и норм-идеалов, при этом не в должной мере, в силу условий проживания, окружения и языковых трудностей недостаточно (поверхностно) вживается и в иноязычные (иногосударственные) ценности. Таким образом, личность существует во все углубляющемся духовном «разломе» (А. Ахиезер), а система национального обучения и воспитания нейтрализуется, не принимается ее объектом (6, с. 2).

Усугубляется ситуация и внутренними противоречиями, которые возникают на пути реализации культурно-образовательной миссии общества.

В данном случае понятие «противоречие» используется как несоответствие между заявленным ожидаемым результатом и реальными фактами, полученными в ходе преобразований. Сразу оговоримся, что имеем в виду наиболее типичные противоречия в условиях модернизации страны, которые не зависят от политичес-

04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би.р65 49 03.10.2011, 18:19

50 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

ких, экономических и социальных установок страны, в которой они происходят. Это глобальные процессы.

Российская модернизация обусловлена переходом страны к рынку. При этом кризисные явления характерны не только для России, но и для других стран.

Основными признаками кризиса современной системы культуры и образования эксперты называют: консерватизм; инерционность; территориальность; локальность; ограниченность (8).

Проводимые преобразования в сфере образования де-юре призваны устранить (ликвидировать) явные признаки кризиса. Однако парадокс ситуации состоит в том, что, решая в процессе модернизации одни противоречия, мы становимся свидетелями появления других, не менее опасных и уже явно не способствующих прогрессу (9, с. 100).

Так, в ходе модернизации образования произошли изменения в целях обучения, в его содержании. Результат не в полной мере соответствует планируемой направленности обучения. Провозглашена гуманистическая цель -«свободное развитие личности», под которой подпишется любой прогрессивный представитель системы образования. Однако это еще не означает, что творческая, инициативная, самостоятельная и конкурентоспособная личность будет обладать ради карьеры или получения прибыли определенными нравственно-этическими установками, которые не позволят нанести вред (моральный или физический) другим людям. К сожалению, мы видим примеры, когда молодые люди эту грань переступают. Более того, они часто моделируют свою карьеру «за гранью» совести, чести, долга, ответственности.

Отметим еще одно противоречие, проявившееся в ходе модернизации образования -это несоответствие системы ценностных ори-ентаций у тех, кто обучает и у тех, кого обучают, то есть учителя и ученика (3, с. 10-11). Так, на смену психологическим установкам: «скромность украшает человека», «не говори о себе хорошо, пусть это сделают другие» и т.д., пришли другие регулятивы: самопрезентация,

позиционирование себя и своей деятельности и тому подобное. Однако все же следует сказать, что, не обеспечив молодых людей навыками последнего, мы обрекаем их на безуспешную деятельность, на забвение, серое прозябание. Если же мы, педагоги высшей школы, осознаем значение мотивации на карьерный рост как важнейшей функции высшей школы, мы поможем сформировать не только высокую самооценку специалистов, но и высочайшую требовательность к себе, что обеспечит истинную объективизацию успешности деятельности (8, с. 53).

И, наконец, противоречие, которое возникло в результате смены педагогических парадигм, когда результат обучения измеряется не в знаниях, умениях и навыках, а в уровне профессиональной компетентности.

Суть компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить специалиста решать профессиональные задачи не только в типичных, но и в нестандартных (иногда даже кризисных) ситуациях. Вопрос, как это сделать, требует еще своего решения (2, с. 152).

Известно, что культура оказывает большое влияние на развитие, реформирование, совершенствование системы образования, особенно в кризисные эпохи.

В современных условиях нестабильности российского общества образование призвано выполнять особую роль гаранта будущего, решающего фактора сохранения и развития всех сфер жизни. Но сегодня при всем многообразии и дифференцированности форм, методов и содержания образования ему не хватает стержневой основы - мировоззренческого ориентира, того, что дает культура любого общества. Ведь, по сути, образование - это нечто более глубокое, чем то, что мы учим и после уроков забываем. Образование - это то, что остается в человеке после обучения, что дает ему равновесие, устойчивость, гармонию с миром и обществом (14, с. 85).

Современная школа занята инновациями и борьбой за звание «экспериментальной площадки». В ней не думают о воспитании личности, гражданина российского общества. Миф

04_öäT6ey_e_§öeüöö6ü.p65 50 1 03.10.2011, 18:19

^ Теория и история культуры 51

об особой культуре подростков, равноправной с культурой взрослых, приводит к тому, что когда авторитет родителей и учителя ослабевает, ребенок идет по пути наименьшего сопротивления, так как не обладает внутренним сопротивлением пропаганде, рекламе. Школа предоставляет детям широкий простор для выбора инновационных курсов. Однако в сфере нравственности подросток еще не созрел для свободы выбора, на то он и ребенок, чтобы находиться под влиянием взрослых. Не имея устойчивого стержня, который должно давать образование в виде нравственного воспитания, он находит то, что доступнее и сильнее действует на воображение и психику, подпадая под влияние сомнительных друзей, улицы, дельцов, торговцев наркотиками (10).

Таким образом, при создании превентив-

Примечания

1. Абдулатипов, Р. Г. Воля к смерти (философия кризиса глобального человека) / Р.Г. Абдулатипов. - М., 2007.

2. Войсеро, К. И. Социально-культурный аспект мотивации человека в жизни / К.И. Войсеро // Приоритеты социально-культурного образования в условиях модернизации российского общества. - М., 2009.

3. Комиссаров, С. С. Государственная политика в информационно-культурной сфере / С.С. Комиссаров // Вестник МГУКИ. - 2010. - №6. - С. 14-21.

4. Мухамеджанова, Н. М. Духовный кризис личности как отражение кризиса личности / Н.М. Мухамеджа-нова. - Оренбург, 2001.

5. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2003.

6. Ремизов, В. А. Социальная экология культуры личности / В.А. Ремизов. - М., 2004.

7. Ремизов, В. А. Векторы культуры современной России: мониторинг «эстафетной» ситуации / В.А. Ремизов // Вестник МГУКИ. - 2008. - № 6. - С. 10-14.

8. Садовская, В. С. Преодоление противоречий в профессиональной подготовке арт-менеджеров в условиях модернизации образования в России // Культура и образование. Научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2008. - №4.

9. Садовская, В. С. Проектирование жизненного пути личности как фактор развития культурной среды / В.С. Садовская // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 3. - С. 99-103.

10. См.: Бадлаева, Л. Ц. Духовно-нравственное здоровье общества как ценность/ Л.Ц. Бадлаева // Воспитание в системе формирования ценностных ориентаций молодежи: [материалы межвузовского «круглого стола» (Москва, 21 ноября 2011 г.)]. - М., 2008; Сагатчук, С. П. Воспитание в системе формирования ценностных ориентаций молодежи / С.П. Сагатчук // Воспитание в системе формирования ценностных ориентаций молодежи: [материалы межвузовского «круглого стола» (Москва, 21 ноября 2011 г.)]. - М., 2008.

11. Соловьев, А. В. Контуры культурного пространства информационного общества / А.В. Сагатчук // Вестник МГУКИ. - 2006.

12. Тихонова, В. А. О путях развития России в XXI столетии /В.А. Тихонова // Вестник МГУКИ. - 2008. - № 1.

13. Шомуродов, Б. Б. Педагогическая культура как социальный феномен / Б.Б. Шомуродов // Вестник МГУКИ. - 2009. - №1.

14. Ярошенко, Н. Н. Науки о культуре: проблемные точки рефлексии культурного процесса / Н.Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. - 2010. - №6. - С. 83-90.

ных мер для пресечения негативных явлений огромное значение имеет воздействие культуры на систему образования.

В современных социальных условиях чрезвычайно важно обеспечить гармоничное сочетание интересов каждой личности и социально значимых целей общества во взаимодействии культуры и образовании.

Активизацию интерактивной стратегии реализации культурно-образовательной миссии общества возможно успешно осуществить в процессе интеграции культуры и образования через создание благоприятных условий для нравственного самоопределения и самореализации личности в процессе формирования мотивации личности на создание и преобразование социально-культурной среды, в которой она функционирует (13, с. 117).

04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би.р65 51 1 03.10.2011, 18:19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.