Научная статья на тему 'Культура и безопасность: Стратегические задачи культуры в XXI веке'

Культура и безопасность: Стратегические задачи культуры в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1782
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ / GLOBAL SECURITY / STATE POLICY / INFORMATION-ORIENTED SOCIETY / INFORMATION-ORIENTED CULTUROLOGY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Колин Константин Константинович

Культура является чрезвычайно важным и сложным по своей структуре и проявлениям феноменом жизнедеятельности человека и общества, что приводит к множеству трактовок данного термина. К наиболее крупным направлениям развития культуры можно отнести духовную, социальную, материальную и информационную. Все эти сферы имеют огромное значение для обеспечения национальной и глобальной безопасности. Подробнее остановимся на информационной культуре, поскольку именно в информационной сфере сегодня формируются новые глобальные проблемы развития цивилизации, тесно связанные с проблематикой культуры, требующие своего теоретического осмысления и дальнейшего решения. Назовем некоторые из них: сохранность культурного наследия новейшей истории; проблема эффективного использования новых устройств и систем внешней памяти человечества; проблема интеллектуальной зависимости человека от новых средств внешней памяти информационной цивилизации. Кроме того,вопросы повышения качества жизни населения и связанные с этим новые проблемы культуры должны рассматриваться в неразрывной связи с развитием процесса формирования глобального информационного общества, повышением электронной культуры человека и общества. Появившиеся в последние годы понятия «информационная бедность», «информационное неравенство», «информационная безопасность» используются не только по отношению к отдельным людям, но и для характеристики уровня развития целых стран и регионов мира. Таким образом, культура становится критическим фактором для решения вышеобозначенных проблем, поэтому необходимо кардинальное изменение отношения к развитию культуры в общественном сознании, а также в государственной и международной политике. Информационная парадигма научного познания, формирующаяся сегодня при активном участии российских ученых, является важным и перспективным направлением развития философии и методологии науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AND SECURITY: STRATEGIC TASKS OF CULTURE IN THE 21th CENTURY

Culture is the most important and complicated in its structure and manifestation phenomenon of vital activity of a human being and a society which leads to many different definitions of this term. Among the main directions of culture development are spiritual, social, material and informational. All these spheres are of utmost importance for national and global security. We study informational culture more thoroughly as informational sphere today forms new global problems of a civilization development closely connected with the problems of culture and requiring its theoretical understanding and solutions in future. Some of them are preservation of modern history cultural heritage; problem of effective usage of new devices and systems of mankind's external storage; the problem of intellectual dependence of man from new means of informational civilization external storage. Besides this items of increasing the life quality of the population new problems of culture should be considered in close connection with the global informational society development process, with the increase of e-culture of man and society. Such notions as “informational poverty”, “informational inequality”, “informational security” which have appeared lately are used not only regardless separate people but also characterize the level of development of wide range of countries and regions of the world. Thus culture is becoming a critical factor for the solution of the above mentioned problems. So it is necessary to cardinally change the attitude towards culture's development both in public conscience and in state and international policy. And informational paradigm of a scientific cognition being formed with the active participation of Russian scientists is an important and perspective direction of philosophy and science methodology development.

Текст научной работы на тему «Культура и безопасность: Стратегические задачи культуры в XXI веке»

УДК 008

К. К. Колин

д-р техн. наук, проф., Институт проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук

E-mail: kolinkk@mail.ru

КУЛЬТУРА И БЕЗОПАСНОСТЬ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КУЛЬТУРЫ В XXI ВЕКЕ1

Культура является чрезвычайно важным и сложным по своей структуре и проявлениям феноменом жизнедеятельности человека и общества, что приводит к множеству трактовок данного термина. К наиболее крупным направлениям развития культуры можно отнести духовную, социальную, материальную и информационную. Все эти сферы имеют огромное значение для обеспечения национальной и глобальной безопасности. Подробнее остановимся на информационной культуре, поскольку именно в информационной сфере сегодня формируются новые глобальные проблемы развития цивилизации, тесно связанные с проблематикой культуры, требующие своего теоретического осмысления и дальнейшего решения. Назовем некоторые из них: сохранность культурного наследия новейшей истории; проблема эффективного использования новых устройств и систем внешней памяти человечества; проблема интеллектуальной зависимости человека от новых средств внешней памяти информационной цивилизации. Кроме того, вопросы повышения качества жизни населения и связанные с этим новые проблемы культуры должны рассматриваться в неразрывной связи с развитием процесса формирования глобального информационного общества, повышением электронной культуры человека и общества. Появившиеся в последние годы понятия «информационная бедность», «информационное неравенство», «информационная безопасность» используются не только по отношению к отдельным людям, но и для характеристики уровня развития целых стран и регионов мира. Таким образом, культура становится критическим фактором для решения вышеобозначенных проблем, поэтому необходимо кардинальное изменение отношения к развитию культуры в общественном сознании, а также в государственной и международной политике. Информационная парадигма научного познания, формирующаяся сегодня при активном участии российских ученых, является важным и перспективным направлением развития философии и методологии науки.

Ключевые слова: глобальная безопасность, государственная политика, информационное общество, информационная культурология

Для цитирования: Колин, К. К. Культура и безопасность: стратегические задачи культуры в XXI веке /К. К. Колин //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 3 (55). - С. 65-84.

Новая роль культуры в современном обществе

В современных условиях развития общества, когда мир стремительно изменяется и становится все более динамичным, взаимосвязанным и опасным, роль культуры в решении проблем обеспечения национальной и глобальной безопасности выдвигается на первый план. При этом внимание к культуре заметно

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 17-18-01326.

со стороны не только ученых, преподавателей и специалистов в данной области, но также государственных и политических деятелей, инженеров, военных профессионалов. Главными причинами, которые обуславливают этот интерес, являются следующие:

- быстро нарастает комплекс новых проблем, вызовов и угроз, многие из которых имеют гуманитарный характер и требуют для своего решения фундаментальных знаний в области культурологии, информатики и образования [13], причем этими знаниями должны

65

обладать политики, руководители различных организаций, инженеры и просто образованные люди;

- сфера культуры становится ареной активного противоборства государств и политических группировок, которые отстаивают свои геополитические и корпоративные интересы и с этой целью используют новые методы воздействия на человека и общество [14];

- несмотря на впечатляющие достижения научно-технологического прогресса и развитие системы образования, нравственный и интеллектуальный уровень современного общества приобрел устойчивую тенденцию к снижению, что представляет собой новую глобальную угрозу для будущего цивилизации [6; 8; 48];

- современная ситуация в сфере культуры многими специалистами квалифицируется как системный кризис [27], преодоление которого является одной из приоритетных стратегических задач дальнейшего безопасного развития цивилизации.

Состояние культуры сегодня - исключительно актуальная и стратегически важная проблема также и для обеспечения национальной безопасности России [31]. Против нашей страны в последние годы со стороны США и их союзников в странах Запада ведется широкомасштабная информационная война с использованием новейших достижений в области информационно-психологического воздействия на общественное сознание народов России и других стран мира. Сегодня на это тратятся огромные средства. Достаточно сказать, что численность кибервойск США превышает 40 тыс. человек, а на подрывную пропагандистскую деятельность в нашей стране, которую ведут многие специально созданные для этих целей некоммерческие организации, из военного бюджета США выделяются сотни миллионов долларов.

Опасность дальнейшего развития этой ситуации осознана руководством России и достаточно четко сформулирована в директивных документах по обеспечению национальной безопасности. Так, например, в тексте новой

Военной доктрины РФ, принятой в 2015 г., указано, что в настоящее время «наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации». При этом в числе внутренних военных опасностей впервые указаны следующие:

«...в) деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты отечества;

г) провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма и религиозной ненависти либо вражды» [2].

Таким образом, деструктивное информационное воздействие на общественное сознание граждан России сегодня квалифицируется уже не как информационная угроза, а как реальная военная опасность для нашей страны.

К сожалению, такое понимание этой опасности и ее тесной связи с состоянием современной культуры российского общества еще не стало руководством к действию для отечественной элиты, продолжающей обсуждать главным образом другую проблему - возможность сокращения демократических свобод в нашей стране в связи с планируемыми мерами противодействия информационной войне против России.

В данной работе рассматриваются некоторые актуальные проблемы современной культуры и ее роль в развитии общества в контексте проблем обеспечения национальной и глобальной безопасности.

Современные представления о культуре

Определяйте понятия слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений.

Рене Декарт

Культура является очень важным и сложным по своей структуре и проявлениям феноменом жизнедеятельности человека и общества. Настолько сложным, что единого общепри-

66

нятого определения содержания этого термина человечеством до сих пор не выработано. В научной литературе имеется большое количество различных определений культуры, в каждом из которых делается акцент лишь на вполне определенном аспекте этого удивительного по своей многоплановости феномена.

Так, например, в Кратком словаре философских терминов [39] приведено следующее определение: «Культура - совокупность созданных человеком материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности».

В Кратком словаре современных понятий и терминов [38] даются два других определения: «Культура (лат. Cultura - 'возделывание, взращивание, воспитание, образование, развитие'):

1) исторически определенный уровень развития творческих сил общества, человека, совокупность материальных и духовных ценностей;

2) уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности».

Анализ данного определения показывает, что в нем просматриваются три различных аспекта смыслового содержания термина культура:

- общий результат исторического развития общества, в качестве которого выступают созданные им материальные и духовные ценности;

- творческий потенциал общества или же отдельной личности;

- степень развития, достигнутая обществом в отдельных областях его деятельности.

Указанные различия обусловлены многозначностью слов, свойственной богатому русскому языку. Действительно, когда мы используем, например, словосочетание европейская культура, то имеем в виду совокупность ценностей, накопленных народами Европы за всю свою историю, т. е. делаем акцент на первом из приведенных выше аспектов смыслового содержания термина культура.

Если же мы говорим: «культура речи», то имеем в виду уровень соответствия качества

67

речи конкретного человека или же группы людей некоторым общепринятым в данном обществе нормам того или иного языка. Аналогичный смысл вкладывается и в содержание терминов политическая культура, технологическая культура, информационная культура, экологическая культура и т. п.

Таким образом, при изучении вопросов культуры необходимо различать указанные выше варианты определения термина культура, которые в процессе изложения данной работы будут рассматриваться как основные.

Базовые понятия культуры

Система базовых понятий культуры методологически удачно представлена в монографии российского специалиста в области теории, философии и социологии культуры профессора А. И. Шендрика [50]. В ней выделены четыре группы базовых понятий, используемых в сфере культуры.

В первую из них входят понятия, описывающие культуру как социальный феномен, играющий особую роль в жизни человека и общества (например, культура, цивилизация, культурная деятельность, субъект культуры, объекты культуры, функции культуры, структура культуры и т. д.).

Вторую группу составляют понятия, фиксирующие своеобразие культурных феноменов. К ним относятся национальная культура, этническая культура, городская, сельская и региональная культура, молодежная культура, элитарная культура, экранная культура и т. п.

В состав третьей группы включены понятия, характеризующие динамику культуры: культурный прогресс, культурная революция, культурное взаимодействие и др.

Четвертая группа объединяет понятия, характеризующие отношение культуры к другим элементам объективной реальности: культурная интеграция, диалог культур, преемственность культуры, столкновение цивилизаций и т. п.

А. И. Шендрик подчеркивает, что базовые понятия культуры в настоящее время широко

используются и в других областях научного знания. Однако при этом в те же термины может вкладываться несколько иное содержание, характерное для специфических проблем соответствующей научной дисциплины.

История, философия и теория культуры

Историю культуры принято разделять на два крупных периода. Первый из них некоторые специалисты называют «предысторией культуры» (древние века - середина XVII в.), на протяжении второго периода (последующее историческое время, с начала формирования современной философии и теории культуры) большой вклад в философию и теорию культуры вносили немецкие ученые. Так, например, термин культура в понимании, близком к современному, начал использоваться в середине XVII в., когда немецкий юрист и историограф Самуэль фон Пуфендорф (1632-1694) предложил обозначать им «совокупность всего того, что создано человеком и существует благодаря человеку и общественной жизни».

Следующий шаг на пути универсализации термина культура сделал чешский философ Ян Амос Коменский (1592-1670), который использовал его для обозначения цели бытия - как отдельного индивида, так и человечества в целом. Он также выдвинул идею существования универсальной культуры человечества, которая должна превратиться в фактор, определяющий его судьбу. Сегодня мы видим, что эта идея вновь становится востребованной, так как она указывает путь к социальной гармонии, избавлению от войн, преодолению религиозного экстремизма и нетерпимости в современном мире (а это сегодня самые острые проблемы).

Я.-А. Коменский также указывал, что обретение универсальной культуры позволит народам преодолеть национальную замкнутость и этническую ограниченность, а каждому отдельному человеку - ограниченность собственного бытия.

В эпоху Просвещения границы смыслового значения термина культура существенным

образом расширились. Благодаря работам немецких ученых И.-Г. Гердера, И. Канта и В. Гумбольда, термин культура превратился в научную категорию. При этом И.-Г. Гердер (1744-1803) рассматривал культуру как высшее достижение любого этноса, совокупный результат его преобразовательной деятельности [4]. Он также считал культуру результатом просвещения, что представляется нам очень важным и для современной культуры, которая должна стать эффективным средством эпохи «нового Просвещения». Необходимость становления этой эпохи для выживания человечества перед лицом глобальных угроз XXI в. является ключевой идеей юбилейного доклада Римского клуба [51], который в 2017 г. отметил свое 50-летие.

Однако предложенную И.-Г. Гердером трактовку феномена культуры в XVIII в. вытеснил новый подход, сформулированный в этическом учении немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804), считавшего, что смысл культуры состоит в замене деспотизма природы деспотизмом разума, в установлении господства долга над всеми другими чувственными побуждениями человека, в становлении человека как морального существа. Одна из формулировок его категорического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей деятельности была направлена на достижение собственного совершенства и чужого счастья». Сегодня эта рекомендация выдающегося мыслителя еще более актуальна, чем в его время.

Важно также напомнить, что И. Кант предложил такие понятия, как культура умения и культура воспитания. Первое из них включало тот комплекс знаний и навыков, благодаря кото -рым осуществляется достижение поставленной человеком цели, а второе определяет набор знаний и представлений, позволяющих человеку правильно выбирать свои цели.

При этом Кант считал очень важным избежать «деспотизма вожделений», страсти к обладанию вещами и достичь понимания того, в чем заключается истинный смысл жиз-

68

ни человека. К сожалению, эта важная рекомендация великого мыслителя не была воспринята последующими поколениями. На известный вопрос Эриха Фромма: «Иметь или быть?» современное человечество решительно ответило: «Иметь!» И в результате этого выбора мы сегодня имеем целый комплекс глобальных проблем, причиной которых является потребительская ориентация сознания подавляющего большинства наших современников.

Культура потребления и социальное неравенство

Одна из наиболее острых проблем современности - социальное расслоение общества на богатых и бедных, уровень которого во многих странах, включая Россию, значительно превышает предельно допустимые значения [28]. Еще Иммануил Кант предупреждал, что наиболее опасной является форма социального неравенства, позволяющая богатым слоям общества жить в роскоши, а остальные при этом прозябают в нищете. Именно это он считал источникам социальных потрясений и указывал, что любая социальная система должна стремиться минимизировать негативные последствия социального неравенства.

Сегодня мы видим, что это предупреждение оправдывается, так как причиной многих социальных революций, происходящих в последние годы в различных странах мира, является главным образом высокий уровень социального неравенства. Наглядным примером здесь могут служить события на Украине, где произошел государственный переворот и вспыхнула гражданская война, конца которой не видно. А ведь еще несколько лет назад уровень экономического развития этой страны был одним из самых высоких в числе стран, расположенных на постсоветском пространстве.

Людей на Майдан в Киеве вывело чувство несправедливости, обусловленное высоким уровнем коррупции и социального расслоения общества. А уже потом этим воспользовались украинские националисты, захватившие сегодня власть на Украине.

Социальное расслоение в современном мире превысило критический порог допустимых значений. По данным ООН сегодня в мире голодают более 800 млн человек. При этом от голода ежегодно умирают 12-14 миллионов, в то время как в экономически развитых странах около 2 млрд человек имеют излишнюю массу тела, что является следствием избыточного питания. Поэтому культура потребления - глобальная проблема сегодня, которая должна решаться методами не только экономики, но и культурного воспитания.

Причем речь идет не только о культуре питания людей, но о культуре потребления в более широком смысле. Так, например, известно, что около четверти всех продовольственных товаров в мире уничтожается в результате их плохой транспортировки и хранения, а также целенаправленно из конкурентных соображений, чтобы сохранить уровень цен.

Кроме того, урбанизация общества также существенным образом содействует повышению уровня потребления. В докладе Римского клуба [51] указано, что уровень потребления городского населения оказывается в четыре раза более высоким по сравнению с сельским. Причем особенно сильно это проявляется в экономически развитых странах. Так, например, средний город с численностью населения порядка 600 тыс. человек в США потребляет ресурсов в 14 раз больше, чем такой же по численности город в Индии.

Согласно воззрениям Канта, мировая история начинается с момента выхода человека из первобытного состояния и завершается его переходом в моральное состояние. Именно культура должна, по его мнению, так воспитать человека, чтобы он избежал своей гибели в результате раздоров с другими людьми. С этой целью он ввел термин культурное воспитание, в наше время практически не используемый в системе образования. Мы только начинаем возвращаться к той, существовавшей ранее в нашей стране концепции образования, в которой воспитание человека являлось его главной целью [23; 30].

69

Развитие представлений о культуре в XIX и XX вв.

Существенные изменения представлений о культуре произошли в XIX в. под влиянием работ представителей неокантианской школы, обосновывавших понимание культуры как мира ценностей. Одним из видных представителей этой школы был Эрнст Кассирер, рассматривавший культуру как «мир символов», создаваемый благодаря творческой активности человеческого духа. Он утверждал, что мир культуры, мир символов и мир ценностей - это один и тот же мир, поэтому субъективное и объективное бытие не противостоят друг другу, а приобретают определенность в процессе своего познания [9].

Эта концепция сохраняет свое значение и сегодня, в том числе для понимания философской сущности природы информации [32], а также природы искусства и творчества человека, информационные свойства и качества которого обретают особенную важность в условиях становления глобального информационного общества [37].

В конце XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом было предложено еще одно понимание культуры как области развития человека в процессе своей практической деятельности. Эта идея возникла из понимания ими природы отчуждения в условиях капиталистического общества, где происходит отчуждение человека от результатов его труда, от общества и, наконец, от самого себя. Они утверждали, что только в культуре, которая должна стать общим достоянием, может произойти снятие отчуждения, и человек обретет себя в качестве подлинного субъекта исторического действия. Однако такое понимание культуры не стало всеобщим, и в научную сферу, а затем и в массовое сознание, в последующие годы все более широко проникает понимание культуры как совокупности знаний, верований, обычаев, ценностей, способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Первым такую трактовку предложил Э. Тайлор, считающийся основоположником

культурной антропологии [46]. Он полагал, что культура развивается по восходящей линии, а ее различные стадии являются продуктами прошлого и в свою очередь формируют будущее.

Цивилизация и культура

Принципиально важной для выработки стратегии развития современного общества является трактовка Кантом отношений между понятиями цивилизация и культура. Он считал, что путь развития человечества лежит в направлении от цивилизации к культуре. При этом цивилизацию он рассматривал как противоположность культуре, поскольку она деформирует душу человека, порождает его отчуждение от природы, общества и самого себя.

К сожалению, современная ситуация в сфере культуры, переживающей глубокий системный кризис, подтверждает справедливость этой точки зрения великого философа. Ведь, несмотря на впечатляющие достижения науки, технологий и образования, культура общества быстро деградирует и в настоящее время находится в состоянии упадка, что представляет собой глобальную угрозу для будущего человечества [6; 27].

Существует и другая точка зрения на соотношение понятий цивилизация и культура, которую обосновывает в своих работах известный российский философ А. Д. Урсул. Он рассматривает цивилизацию как более широкое понятие, означающее «конкретное проявление социальной ступени эволюции» [21]. При этом «сфера культуры представляет собой информационное ядро цивилизации - ее семиосфе-ру, тот постбиологический инвариант, ради которого и развивается цивилизация».

В таком понимании культура - это такая часть цивилизации, без которой целое не может существовать, поскольку она определяет «эволюционный смысл» появления и трансформации социальной ступени развития материи.

Философская концепция феномена культуры предложена А. Д. Урсулом с позиций

70

глобального информационного эволюционизма. Она является принципиально важной для понимания как природы самого этого феномена, так и его роли в процессе глобальной эволюции природы и человеческого общества.

Таким образом, благодаря философским работам И. Канта и А. Д. Урсула в сферу гуманитарных наук вошло новое понимание культуры, существенным образом отличающееся от трактовки их предшественников. Это исключительно актуально сегодня, когда человечество стоит перед лицом целого комплекса глобальных проблем, и поэтому проблематика культуры заслуживает внимательного изучения в системе науки и образования, а также в области проблем национальной и глобальной безопасности [14].

Культура как внешняя память цивилизации

Предложенная российскими учеными философская концепция информационного понимания сущности феномена культуры позволяет выделить еще одну ее глобальную и очень важную функцию - культуру можно рассматривать как внешнюю память цивилизации. Ведь если ранее, до появления культуры, жизненный опыт человечества передавался от поколения к поколению на генетическом уровне (как это происходит в мире животных и растений), то сегодня этот опыт накапливается главным образом в сфере культуры, в широком понимании смысла этого термина.

Эта точка зрения особенно важна сейчас, в условиях становления глобального информационного общества, когда многие результаты деятельности человека представлены в виде информации на электронных носителях, а также различного рода устройств и систем информационной техники. Количество и функциональные возможности таких систем стремительно возрастают, и принципиальных ограничений для дальнейшего развития этого процесса пока не видно. Достаточно указать, что первый смартфон фирмы Apple появился на рынке в 2007 г., а уже через 7 лет количест-

71

во таких устройств, проданных в течение одного года, превысило 1,2 млрд.

По имеющимся прогнозам, уже в 2020 г. 90 % населения нашей планеты будет использовать смартфоны, причем количество пользователей этих устройств в Африке достигнет 500 млн. Таковы сегодня темпы развития Четвертой промышленной революции, которая радикальным образом изменяет среду обитания человека, его самого и общество в целом [49].

Развитие информационной техники привело в XXI в. к взрывообразному процессу возрастания получаемой человечеством информации. При этом значительную ее часть составляют результаты наблюдений объектов микромира и макрокосмоса. Изобретение сканирующего туннельного микроскопа для изучения наноструктур, а также выведение в космическое пространство новых телескопов позволило человечеству получать количество новой физической информации, по своему объему многократно превышающее все то, что было им получено за свою многовековую историю.

Колоссальные объемы социально значимой информации хранятся сегодня также и в электронных библиотеках, циркулируют в глобальных компьютерных сетях. Эта новая всеобщая проблема уже получила название Big Data (Большие данные) и является предметом активного изучения специалистов в области информатики.

Сложившаяся в настоящее время беспрецедентная ситуация в информационной сфере, обусловленная новой информационной революцией, приводит к формированию следующих новых глобальных проблем развития цивилизации, тесно связанных с проблематикой культуры:

1. Проблема сохранности культурного наследия новейшей истории. Она обусловлена недостаточной надежностью тех материальных носителей, на которых сегодня представлены атрибуты новой информационной и технологической культуры общества. А их разрушение вследствие природных катастроф, преднамеренных воздействий кибертеррористов

или же крупномасштабных военных конфликтов может привести к утрате социально значимой информации, что отбросит человечество в своем развитии назад на многие годы. Результаты археологических исследований свидетельствуют, что такие события уже происходили в прошлом. Они приводили к угасанию цивилизации или же к большим культурным потерям, как, например, в результате пожара в знаменитой Александрийской библиотеке.

К сожалению, эта опасность в настоящее время явно недооценивается, так как практически все национальные и международные программы сохранения культурного наследия ориентированы главным образом на сбережение раритетов, т. е. компонентов культуры прошлого, и не охватывают достижений современности, включая науку и новые технологии.

Эту ситуацию необходимо изменить коренным образом и очень быстро, так как угроза потерять эти достижения вполне реальна. Примером здесь может служить опасность утраты научной и технологической информации, хранящейся на электронных носителях, в результате мощных выбросов плазмы на Солнце, которые наблюдаются в последние годы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Проблема эффективного использования новых устройств и систем внешней памяти человечества. Эта проблема требует создания принципиально новых средств надежного хранения больших объемов информации, в том числе и для ее персонального использования, а также новых устройств и методов ее обработки и анализа. Такие средства уже разрабатываются и должны появиться в промышленных масштабах в ближайшие десятилетия. В качестве примеров здесь можно назвать следующие экспериментальные разработки новой информационной техники:

- оптические диски нового поколения, изготовленные из специального стекла и предназначенные для долговременного хранения больших объемов информации;

- компьютерные устройства памяти на хромосомах, обладающие высокой емкостью и

72

способностью при определенных условиях хранить информацию в течение тысячелетий;

- квантовые компьютеры, позволяющие многократно повысить скорость параллельной обработки данных.

3. Проблема интеллектуальной зависимости человека от новых средств внешней памяти информационной цивилизации. Эта проблема стала проявлять себя в последние годы в связи с массовым распространением в обществе новых средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и социальных компьютерных сетей. Поэтому в качестве глобальной угрозы она пока не воспринимается, хотя прогнозы ее дальнейшего развития весьма тревожны.

Еще в начале XXI в. российский философ А. А. Зиновьев в своем блестящем научно-фантастическом романе «Глобальный чело-вейник» [7] показал, что в глобальном информационном обществе личность человека может быть лишена индивидуальных особенностей и «растворена» в новом киберпростран-стве. А сам человек будет ощущать себя одним из многочисленных унифицированных компонентов той гигантской информационной машины, в которую превратится современная цивилизация.

Сегодня мы видим, что подобный прогноз может практически осуществиться, если не будут приняты необходимые меры для противодействия этой новой глобальной угрозе [17].

Перспективные направления в развитии культуры

Главным итогом философского осмысления феномена культуры в XIX и XX вв. стало перемещение ее проблематики в эпицентр системы научного познания. Термин культура прочно вошел в лексикон образованных людей, и сегодня его широко используют не только специалисты в гуманитарной сфере, но также люди самых различных профессий, политики и государственные деятели.

Что же касается теории культуры, то в России она концентрируется в рамках куль-

турологии - базовой гуманитарной дисциплины, включенной в государственные стандарты всех специальностей. По ней в нашей стране присуждаются ученые степени доктора и кандидата наук, а во многих вузах имеются кафедры культурологии, выпускаются специалисты, в дипломах которых написано: «Специальность - культуролог».

Культура представляет собой многоплановый социальный феномен жизнедеятельности общества. Поэтому у различных исследователей существуют разные точки зрения на ее структуру. При этом наиболее часто выделяются следующие крупные направления развития культуры:

- духовная культура,

- социальная культура,

- материальная культура,

- информационная культура.

Последнее направление возникло недавно

в связи с бурным развитием процессов глобализации и информатизации общества, результатом которой, по имеющимся прогнозам, станет переход современной цивилизации на качественно новый уровень - к глобальному информационному обществу [20].

Некоторые новые аспекты становления этого общества рассматриваются в монографиях российских и зарубежных ученых и постепенно начинают изучаться в системе образования [19; 25; 26]. Правда, происходит это пока фрагментарно, так как государственные образовательные стандарты изучения данной проблематики не требуют.

Тем не менее необходимо особо отметить передовые достижения российских ученых в области разработки концепции формирования информационной культуры личности, которые в последние годы получены специалистами Кемеровского государственного университета культуры и искусств (ныне Кемеровский институт культуры) под руководством профессора Н. И. Гендиной [3].

В рамках этой концепции информационная культура понимается как одна из составляющих общей культуры человека. «Это - со-

вокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе» [3].

Сегодня можно говорить о том, что в России создана признанная на международном уровне научная школа специалистов в области теории и методологии формирования информационной культуры личности, результаты которой уже используются в системе образования. Так, например, специалистами этой школы разработан и апробирован на различных уровнях образования комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности».

Информационная культура общества и качество жизни

Исследования показывают [22], что в настоящее время вопросы повышения качества жизни населения и связанные с этим новые проблемы культуры должны рассматриваться в неразрывной связи с развитием процесса формирования глобального информационного общества. В этих условиях важными факторами повышения качества жизни становятся информационные услуги, а для их эффективного использования необходимо развитие электронной культуры человека и общества, которая должна формироваться уже на уровне общеобразовательной школы. Поэтому в научной литературе активно обсуждается содержание таких новых понятий, как информационное богатство и информационное качество общества.

В монографии известного американского специалиста в области изучения глобальных проблем развития цивилизации Элвина Тоф-флера «Революционное богатство» [47] пока-

73

зано, что в условиях информационного общества традиционные представления о качестве жизни существенным образом изменяются. Качество жизни современного человека все больше зависит от уровня потребления им информационных продуктов и услуг, их доступности и качества. Мобильная телефония, персональные компьютеры с выходом в сеть Интернет, многоканальное цифровое телевидение, автомобильные навигационные спутниковые системы - все это неотъемлемые атрибуты современного человека, без которых его повседневная жизнь и профессиональная деятельность становятся неполноценными.

В последние годы средства информатики и новые информационные технологии быстро совершенствуются. Активно развивается сфера информационных услуг. Они становятся все более разнообразными и, что очень важно, доступными для все более широких слоев населения, позволяют людям экономить время, затрачиваемое на решение многих деловых и повседневных проблем, создают им новые возможности для практической реализации своих гражданских прав и свобод. Отметим, что сегодня как в развитых, так и во многих развивающихся странах все большее количество информационных услуг оказывается населению бесплатно, а затраты на их обеспечение принимают на себя муниципальные, региональные и национальные бюджеты.

Таким образом, существенное влияние на качество жизни современного человека оказывает способность общества предоставлять ему необходимые информационные продукты и услуги, т. е. информационное качество общества.

В последние годы появились такие новые понятия, как информационная бедность, информационное неравенство, информационная безопасность. Они используются сегодня не только по отношению к отдельным людям, но также и для характеристики уровня развития целых стран и регионов мира.

По мнению Э. Тоффлера, в информационном обществе будут совсем другие, отлич-

ные от традиционных, представления о структуре личного, корпоративного и национального богатства. Ранее основными компонентами личного богатства считались материальные ценности и денежные средства, которые давали людям возможности не только удовлетворять свои первоочередные потребности, но также осуществлять желания и планы деятельности. В ближайшем будущем дело будет обстоять совершенно иначе. Уже сегодня многие потребности и желания человека связаны с возможностью использования информационных услуг и технологий, средств связи и телекоммуникаций. Весь образ жизни в последние годы становится все более информационным по своему содержанию, и эта тенденция развития цивилизации, безусловно, сохранится и в будущем.

Таким образом, проблема стоит главным образом в культурологической плоскости. Ведь для того, чтобы новые возможности, которые создает информационное общество, были эффективно использованы, в стране должна быть сформирована адекватная этим возможностям новая информационная культура. Именно она будет определять новые формы информационного взаимодействия людей - как в процессе их деловой активности, так и в повседневной жизни, и во многом изменит традиционные стереотипы их поведения и общения [15; 35].

Методологические проблемы развития культурологии

Одной из наиболее актуальных проблем развития культурологии как фундаментальной науки является формирование ее методологии, которая позволила бы ученым выявлять и изучать общие свойства и качества многообразных и разнородных объектов культуры, а также закономерности их функционирования и развития. В настоящее время такая методология еще находится в стадии формирования. Поэтому в некоторых энциклопедических словарях культурология квалифицируется не как целостное направление научного позна-

74

ния, а как комплекс научных дисциплин, изучающих различные аспекты многопланового феномена культуры.

В связи с этим рассмотрим некоторые перспективные направления развития культурологии, которые в последние годы формируются российскими учеными на основе информационного понимания природы феномена культуры.

Тезаурусный подход в культурологии

Одним из новых и перспективных направлений в изучении проблем культуры является использование теории тезаурусов (авторы - российские ученые Валерий Андреевич и Владимир Андреевич Луковы - успешно развивают эту теорию уже несколько лет и опубликовали по результатам исследований не только целый ряд статей, но и фундаментальную монографию [40], которая хорошо известна отечественным и зарубежным специалистам в области теории культуры).

Центральное понятие этой теории - тезаурус, определяемый авторами как «полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а сверх этого также знаний, которые непосредственно не связаны с ориентацион-ной функцией, но расширяют понимание субъектом себя и мира, дают импульсы для радостной, интересной, многообразной жизни» [42].

Данное определение показывает, что развитие тезаурусной теории и ее использование в сфере образования и культурной практики может стать основой для более глубокого понимания фундаментальной сущности социальных и культурных процессов и, следовательно, содействовать решению многих проблем современной культуры и организации межкультурного взаимодействия социальных субъектов, относящихся к различным цивилизациям. Как утверждают авторы, «содержание тезауруса - эта та часть мировой культуры, которую может освоить субъект (отдельный

человек, группа людей, класс, нация, все человечество)».

Важно отметить, что тезаурусная теория гуманитарного знания обладает рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать. Так, например, в указанной выше работе авторы отмечают, что «...тезаурус (как характеристика субъекта) строится не от общего к частному, а от своего к чужому. Свое выступает заместителем общего. Реальное общее встраивается в свое, занимая в структуре тезауруса место частного. Все новое для того, чтобы занять определенное место в тезаурусе, должно быть в той или иной мере освоено (буквально: сделано своим)» [40].

Приведенная цитата наглядно показывает, что ключевыми для тезаурусной теории являются понятия «свое» и «чужое», которые по своему содержанию информационные, так как они характеризуют принадлежность того или иного социального объекта к некоторому множеству других объектов. Да и сам тезаурус, будучи «сводом знаний», представляет собой не что иное, как информационную систему того или иного уровня.

Таким образом, можно утверждать, что теория тезаурусов является одним из разделов новой научной отрасли, которая бурно развивается в последние годы усилиями российских и зарубежных ученых и получила название «Информационные науки» [29].

Из этого заключения следует и другой важный вывод: в тезаурусной теории могут быть также использованы некоторые концепции и методы других дисциплин, относящихся к отрасли информационных наук. По нашим прогнозам, в состав этой отрасли должны будут войти такие дисциплины, как философия информации, общая теория информации, информатика, кибернетика, лингвистика, семиотика и даже библиотековедение.

Вывод о возможности использования информационных методов в тезаурусной теории основан на гипотезе об информационном единстве мира, согласно которой должен существовать ряд общих законов и зако-

75

номерностей, определяющих те или иные формы реализации процессов информационного взаимодействия в природе, обществе, в организме и сознании человека, а также в создаваемых им искусственных системах [10]. Эта гипотеза была выдвинута в России более 20 лет назад [34] и сегодня находит свое практическое подтверждение в работах ряда отечественных и зарубежных ученых при изучении информационных свойств биологических объектов, а также при исследовании информационных процессов в неживой природе [5] и процессов, связанных с деятельностью сознания человека [44].

Представляется, что проблема использования в тезаурусной теории некоторых наиболее общих концепций информационных наук, а также их методов исследования (в том числе количественных) заслуживает сегодня самого серьезного внимания. Междисциплинарный подход к изучению такого сложного и многоаспектного феномена, каким является культура, может дать принципиально новые научные результаты.

Информационные методы в культурологии

Одним из результатов философского изучения феномена информации в России стало следующее новое и достаточно общее определение содержания термина информация: «Информация представляет собой всеобщее фундаментальное свойство реальности, которое проявляется в том, что отдельные компоненты реальности различным образом проявляют себя в пространстве и времени, то есть обладают свойством различия. Совокупность этих различий и есть информация» [33].

Важно отметить, что в этом определении не используются такие понятия, как материя и энергия, поэтому оно является справедливым для любых компонентов реальности, как материальных, так и нематериальных (весьма характерных для сферы культуры).

Заметим также, что понятие различие ключевое в данном определении содержания

термина информация. В качестве его синонима возможно удобнее использовать термин отличие, которым обозначается одна из наиболее общих философских категорий. Противоположный термин - тождество - означает полное совпадение свойств рассматриваемых объектов.

Методологическая полезность приведенного выше определения информации состоит в том, что оно акцентирует внимание исследователя на проблеме выявления различий изучаемых им объектов или процессов реальности, а также на необходимости их сравнения между собой с целью обнаружения этих различий. В культурологии такими объектами могут быть как физические (материальные) объекты той или иной культуры, сегодня наиболее часто обозначающиеся общим термином культурное наследие, так и другие объекты и процессы, главное содержание которых проявляется в нематериальной сфере. Приме -рами здесь могут служить язык, музыка, религия, духовные ценности, культурные традиции. Для всех этих социальных объектов определяющим являются их информационное содержание, а не физические свойства тех материальных носителей, на которых они представлены.

Перспективы применения методов теории информации в изучении культуры

В настоящее время достаточно развиты прикладные методы теории информации, позволяющие получать количественные оценки информационных характеристик объектов и процессов самого различного вида. При этом для динамических процессов наиболее часто используются вероятностные методы, а для статических объектов - комбинаторные и методы теории множеств.

Поэтому, когда мы изучаем такие вопросы культуры, как культурное разнообразие, культурная идентичность, лингвистические различия и т. п., важно помнить, что все они являются вопросами информационными [24].

76

Соответсвенно связанные с ними объекты и процессы можно не только обсуждать, но и оценивать количественными информационными методами. Тогда и результаты исследований будут более объективными и достоверными, а получаемые знания - более целостными.

Для того чтобы проводить такие оценки, необходимо разработать соответствующую методологию, и тогда на ключевой вопрос те-заурусной теории: «Свой или чужой?» можно будет получать не только ответы «да» или «нет», а целый спектр оценок - в соответствии с некоторой шкалой измерений для того или иного социального объекта или процесса.

В последние годы всё более важным и репрезентативным источником данных для количественных измерений процессов в сфере культуры становится глобальная международная сеть Интернет. Количество пользователей этой сети сегодня уже превысило 3 млрд человек и продолжает быстро расти. Так, например, глубина проникновения интернет-технологий в России в конце 2017 г. оценивалась на уровне 78 %, что выше среднего мирового уровня и уже сопоставимо с аналогичными показателями ряда стран Европы. Ожидается, что к 2020 г. этот показатель в России достигнет значения 80-85 %.

Информационная культурология, антропология и эстетика

Информационная культурология - это новое научное направление, формирование которого обусловлено потребностями изучения информационных процессов в развитии культуры и общества, сегодня стремительно изменяющих среду обитания человека, традиционные области его деятельности, стереотипы поведения и общения, духовные ценности и представления о качестве жизни, пространстве и времени.

Основоположниками этого направления являются российские ученые, хотя их первая научная монография в этой области вышла в 2011 г. в Германии [18] и поэтому еще недостаточно хорошо известна в нашей стране.

77

В 2015 г. в России была издана еще одна монография по данной проблеме [21]. В ней показано, что информационная культура представляет собой новый и многоплановый по своему содержанию феномен, который воздействует практически на все аспекты деятельности человека. В связи с развитием процесса глобальной информатизации общества это влияние быстро возрастает и к середине XXI в. станет всеобъемлющим.

Создавая для себя принципиально новую информационную среду обитания, человек кардинальным образом изменяет не только свое внешнее окружение, но также и себя самого, свою биологическую природу. Исследования показывают, что в интенсивной информационной среде современного общества происходят не только весьма существенные психологические и социальные изменения человека, но также и физиологические - в нейронной структуре его головного мозга. Американские специалисты по возрастной психологии установили, что особенно заметно такие изменения проявляются у детей младшего возраста, поскольку они с пеленок попадают в окружение современной информационной техники, имеющейся сегодня практически в каждом доме [45].

Таким образом, на наших глазах вырастает новое поколение молодых людей, которое некоторые ученые в странах Запада называют поколением NEXT. Исследования показывают, что люди этого поколения обладают весьма существенными отличиями психики и способностями к информационным коммуникациям и интеллектуальной деятельности. Для них характерно «клиповое мышление», привычка сортировать готовую информацию, не особенно задумываясь о ее содержании, а также неспособность сосредоточиться на решении сложных проблем. А ведь именно этому поколению предстоит искать решение глобальных проблем XXI в., стремительно нарастающих и представляющих собой реальные угрозы существованию человечества как биологоче-ского вида.

Изучение социального поведения людей этого поколения - новая и актуальная проблема, тесно связанная с обеспечением национальной и глобальной безопасности. Эти исследования проводятся и в России, где данное научное направление получило название биосоциологии [41]. Ее первые результаты показали связь биосоциологических параметров человека с его интеллектуальными способностями, что очень важно для определения путей решения проблемы обеспечения интеллектуальной безопасности [11].

Информационная антропология

К указанным выше направлениям информационных исследований в области культурологии тесно примыкает еще одно новое научное направление широкого плана - информационная антропология [17]. Его целью является изучение природы человека на основе информационной концепции познания. Первые результаты исследований показали эффективность информационного подхода в изучении социальных, психологических и физиологических аспектов природы человека, так как он позволяет получить более целостное знание о таком сложнейшем объекте исследований, как человек.

Многомерный образ человека привлекает к себе внимание исследователей, начиная с античных философов и завершая современными специалистами в области генетики и психологии. Тем не менее знания о человеке по некоторым оценкам сегодня составляют всего лишь 3-5 % от общего объема научных знаний, полученных за весь период развития науки.

Информационная концепция эстетики

Есть основания прогнозировать, что результаты исследований в области информационной антропологии станут основой для формирования нового подхода к изучению проблем эстетики, а также теории искусства и творчества [36]. Предварительное изучение показало, что познание информационных законов гармонии в природе человека открывает принципиально новые возможности для науч-

ного построения теории самых различных видов искусства и творчества, включая музыку, архитектуру, живопись и драматургию. При этом сама эстетика из области философии переходит в область науки, предполагающей, как известно, и экспериментальные исследования, и количественные измерения изучаемых объектов или процессов. Эту идею в 60-е гг. прошлого века высказал русский ученый и талантливый изобретатель Е. А. Мурзин [43], с которым мне довелось работать на одном из предприятий оборонного комплекса СССР.

Информационная парадигма в методологии культуры

Приведенные выше примеры использования информационных концепций и методов исследования в различных областях науки показывают, что информационная парадигма научного познания, формирующаяся сегодня при активном участии российских ученых, является важным и перспективным направлением развития философии и методологии науки. Пришло время для более активного использования этой парадигмы и при изучении проблем культуры. Ведь сама культура - это сложнейший и многоплановый феномен социальной жизни, в котором информационные компоненты играют первостепенную, если не сказать определяющую, роль.

Можно полагать, что информационное понимание феномена культуры будет содействовать интеграции гуманитарных, естественных и технических наук и откроет перспективу формирования более целостного знания о природе, человеке и обществе, основанного на понимании общих закономерностей их существования и развития.

Информационный подход к изучению культуры также стимулирует культурологов к исследованию достижений в области информационных наук и использованию их концепций и методов в изучении проблем развития современной культуры, в которой информационные аспекты становятся все более значимыми. В свою очередь специалисты в области

78

методологии информационных наук получают стимулы для разработки концепций и методов исследования (в том числе количественных) и возможность их применения для изучения проблем культурологии.

Общей целью решения этих задач является преодоление глобального кризиса современной культуры, «культурного одичания», ставшего реальной угрозой дальнейшему существованию самого человека.

Духовные ценности русской культуры в стратегии безопасного развития цивилизации

Россия является евразийской страной. Как для традиционных, этнических культур населяющих ее народов, так и для доминирующей русской культуры, в основе которой лежат ценности Православия, более предпочтительными являются духовные ценности, отличные от эгоцентрических мировоззренческих установок Запада.

Общинный дух, уважение к старшему поколению, приоритет общественных интересов над личными, сострадание к слабым и обездоленным, великодушие к побежденным и терпимость к инакомыслящим - все эти отличительные черты русской культуры хорошо известны [1] и закреплены в государственных и общественных документах России. Это означает принципиально иной взгляд на мир, кардинально отличающийся от мировоззрения стран Запада, в основе которого изначально лежали каноны римо-католицизма и протестантизма.

Ценности современной западной цивилизации (индивидуальная свобода, социальная активность, карьеризм, стремление к материальному благополучию и личному обогащению) являются идеологической основой либеральной рыночной экономики и глобализации общества и сегодня не только доминируют во всех странах Запада, но и агрессивно навязываются ими всему остальному миру как единственно правильные и перспективные формы дальнейшего существования человечества [12].

История показала, что этот путь общественного развития порождает культ безудержного потребления и вызывает глубокое экономическое, образовательное и информационное расслоение общества, чреватое социальными, этническими, религиозными и военными катаклизмами. Идеология потребительства ставит современную техногенную цивилизацию перед реальной угрозой самоуничтожения в ближайшие десятилетия.

Поэтому дальнейшая экспансия западной идеологии представляет собой сегодня самую большую опасность для будущего человеческой цивилизации. Эта идеология развития человеческого общества особенно опасна в настоящее время, в условиях антропогенной перегрузки нашей планеты, вызванной разрушительной хозяйственной деятельностью человека.

Именно это и должно определять стратегические цели и задачи культуры в эпоху Нового Просвещения, которая уже наступает.

1. Астафьева, О. Н. Концептуальные основы государственной политики в области духовной культуры для обеспечения единства российского народа и национальной безопасности Российской Федерации / О. Н. Астафьева, К. К. Колин. - Челябинск : ЧГАКИ, 2010. - 67 с.

2. Военная доктрина Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 25.12.2014. № 730. № Пр.-2976 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/420246589.

3. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. -Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. - 512 с.

4. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества / И. Г. Гердер; пер. и примеч. А. В. Михайлова. -Москва : Наука, 1977. - 703 с.

5. Гуревич, И. М. Информационные характеристики физических систем / И. М. Гуревич. - Москва, 2010. -260 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

79

6. Дашкевич, В. С. Великое культурное одичание: арт-анализ / В. С. Дашкевич. - Москва : Russian Chess House, 2013. - 720 с.

7. Зиновьев, А. А. Глобальный человейник / А. А. Зиновьев. - Москва : Эксмо, 2003. - 448 с.

8. Зиновьев, А. А. Фактор понимания / А. А. Зиновьев. - Москва : Алгоритм, 2006. - 528 с.

9. Кассирер, Э. Философия символических форм : в 3 т. Т. 1. Язык / Э. Кассирер. - Москва ; Санкт-Петербург, 2002. - 272 с.

10. Колин, К. К. Актуальные философские и научно-методологические проблемы развития информатики / К. К. Колин // Метафизика. - 2013. - № 4 (10). - С. 10-34.

11. Колин, К. К. Биосоциология молодежи и проблема интеллектуальной безопасности в информационном обществе / К. К. Колин // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 3. - С. 156-162.

12. Колин, К. К. Глобализация и культура: глобализация общества и ее культурологические последствия / К. К. Колин // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. - 2004. - № 1. - С. 12-15.

13. Колин, К. К. Глобальные угрозы развитию цивилизации в XXI веке / К. К. Колин // Стратегические приоритеты. - 2014. - № 1. - С. 6-30.

14. Колин, К. К. Духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности / К. К. Колин // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2010. - № 1 (21). - С. 27-45.

15. Колин, К. К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования / К. К. Колин // Открытое образование. - 2009. - № 3. - С. 63-72.

16. Колин, К. К. Информационная антропология: поколение NEXT и угроза психологического расслоения человечества в информационном обществе / К. К. Колин // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2011. - № 4 (28). - С. 32-36.

17. Колин, К. К. Информационная антропология: предмет и задачи нового направления в науке и образовании / К. К. Колин // Вестник КемГУКИ. - 2011. - № 17. - С. 17-32.

18. Колин, К. К. Информационная культурология: предмет и задачи нового научного направления / К. К. Колин, А. Д. Урсул. - Saarbruchen (Germany) : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 249 с.

19. Колин, К. К. Информационная технология как научная дисциплина / К. К. Колин // Информационные технологии. - 2001. - № 2. - С. 2-10.

20. Колин, К. К. Информационная цивилизация: будущее или реальность? / К. К. Колин // Библиотековедение. - 2001. - № 1. - С. 34-43.

21. Колин, К. К. Информация и культура. Введение в информационную культурологию / К. К. Колин, А. Д. Ур -сул. - Москва : Стратегические приоритеты, 2015. - 300 с.

22. Колин, К. К. Качество жизни в информационном обществе / К. К. Колин // Человек и труд. - 2010. - № 1. -С. 39-43.

23. Колин, К. К. Концептуальные основы стратегии образования в XXI веке / К. К. Колин // Стратегические приоритеты. - 2018. - № 2. - С. 119-135.

24. Колин, К. К. Культура и информация: информационная парадигма научного познания в культурологии / К. К. Колин // Социокультурные факторы национальной безопасности России : сб. науч. тр. - Москва : Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2015. - С. 249-257.

25. Колин, К. К. На пути к новой системе образования / К. К. Колин. - Москва : Российская академия естественных наук, 1997. - 31 с.

26. Колин, К. К. Наука для будущего: социальная информатика / К. К. Колин // Информационные ресурсы России. - 1995. - № 3. - С. 8-15.

27. Колин, К. К. Системный кризис культуры: структура и содержание проблемы / К. К. Колин // Стратегические приоритеты. - 2014. - № 3. - С. 6-27.

28. Колин, К. К. Социальная стабильность общества как фактор национальной и глобальной безопасности / К. К. Колин // Стратегические приоритеты. - 2018. - № 2. - С. 4-11.

80

29. Колин, К. К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы / К. К. Колин // Системы и средства информатики. - 2006. - № 3. - С. 7-58.

30. Колин, К. К. Стратегия формирования перспективной системы образования и воспитания / К. К. Колин // Стратегия жизни в условиях планетарного экологического кризиса [моногр.] : в 3 т. Т. III. Проблемы безопасности в условиях природно-антропогенных воздействий / под ред. Н. В. Красногорской; Рос. акад. ес-теств. наук. - Санкт-Петербург : Гуманистика, 2002. - С. 275-287.

31. Колин, К. К. Суверенитет национальной культуры России и партнерство цивилизаций / К. К. Колин // Стратегические приоритеты. - 2014. - № 4. - С. 4-6.

32. Колин, К. К. Философия информации и современное научное мировоззрение / К. К. Колин // Современные информационные технологии и IT-образование. - 2014. - № 10. - С. 13-20.

33. Колин, К. К. Философия информации: структура реальности и феномен информации / К. К. Колин // Метафизика. - 2013. - № 4 (6). - С. 61-84.

34. Колин, К. К. Фундаментальные проблемы информатики / К. К. Колин // Системы и средства информатики. - 1995. - № 7. - С. 5-20.

35. Колин, К. К. Человек в информационном обществе: новые задачи для образования, науки и культуры / К. К. Колин // Открытое образование. - 2007. - № 5. - С. 40-46.

36. Колин, К. К. Человек и гармония: информационная концепция искусства и творчества / К. К. Колин // Пространство и Время. - 2011. - № 4. - C. 54-63.

37. Колин, К. К. Эстетика как информационная наука / К. К. Колин // Стратегические приоритеты. - 2016. -№ 4 (12). - С. 72-92.

38. Краткий словарь современных понятий и терминов / [Н. Т. Бунимович и др.]. - 2-е изд-е. - Москва : Республика, 1995. - 510 с.

39. Краткий словарь философских терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lektsia.com/ 7x736b.html.

40. Луков, Вал. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания: научная монография / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. - Москва : Изд-во Национального института бизнеса, 2008. - 782 с.

41. Луков, Вал. А. Биосоциология молодежи: теоретико-методологические основания / Вал. А. Луков. - Москва : Изд-во МосГУ, 2013.

42. Луков, Вал. А. Процессы тезаурусной саморегуляции / Вал. А. Луков, Вл. А. Луков // Вестник Международной академии наук (Русская секция). - 2013. - № 1. - С. 66-72.

43. Мурзин, Е. А. О природе, закономерностях эстетического восприятия и путях становления музыки электронной и цвета / Е. А. Мурзин. - Москва : Композитор, 2008. - 340 с.

44. Сергин, В. Я. Нейроинформатика сознания / В. Я. Сергин ; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВПО «Сибир. федер. ун-т», Учреждение Рос. акад. наук «Ин-т системного программирования РАН». - Красноярск : СФУ, 2011. - 43 с. - (Лекции ведущих ученых России).

45. Смолл, Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета / Г. Смолл, Г. Ворган ; пер. с англ. Б. Козловского. -Москва : КоЛибри, 2011. - 352 с.

46. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор; пер. с англ. Д. Л. Коропчевского. - Москва, 1989.

47. Тоффлер, Э. Революционное богатство / Э. Тоффлер; Х. Тоффлер. - Москва : АСТ, 2008. - 569 с.

48. Шабалов, М. П. «Мягкая сила» в современной геополитике / М. П. Шабалов // Стратегические приоритеты. - 2015. - № 1 (5). - С. 48-59.

49. Шваб, К. Четвертая промышленная революция / Клаус Шваб. - Москва : Изд-во «Э», 2017. - 208 с.

50. Шендрик, А. И. Культура в мире: драма бытия : избр. работы / А. И. Шендерик. - Москва : Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2007. - 704 с.

51. Wtizaecker E., Wijkman A. 2018. Come On! Capitalism, Short-termiism, Population and Destruction of the Planet. Springer. 220 p.

Получено 14.08.2018

81

K. Kolin

Doctor of Technical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Federal Research Centre of "Computer Science and Control" of Russian Academy of Sciences E-mail: kolinkk@mail.ru

CULTURE AND SECURITY: STRATEGIC TASKS OF CULTURE IN THE 21th CENTURY

Abstract. Culture is the most important and complicated in its structure and manifestation phenomenon of vital activity of a human being and a society which leads to many different definitions of this term. Among the main directions of culture development are spiritual, social, material and informational. All these spheres are of utmost importance for national and global security. We study informational culture more thoroughly as informational sphere today forms new global problems of a civilization development closely connected with the problems of culture and requiring its theoretical understanding and solutions in future. Some of them are preservation of modern history cultural heritage; problem of effective usage of new devices and systems of mankind's external storage; the problem of intellectual dependence of man from new means of informational civilization external storage. Besides this items of increasing the life quality of the population new problems of culture should be considered in close connection with the global informational society development process, with the increase of e-culture of man and society. Such notions as "informationalpoverty", "informational inequality", "informational security" which have appeared lately are used not only regardless separate people but also characterize the level of development of wide range of countries and regions of the world. Thus culture is becoming a critical factor for the solution of the above mentioned problems. So it is necessary to cardinally change the attitude towards culture's development both in public conscience and in state and international policy. And informational paradigm of a scientific cognition being formed with the active participation of Russian scientists is an important and perspective direction ofphilosophy and science methodology development.

Keywords: global security, state policy, information-oriented society, information-oriented culturology

For citing: Kolin K. 2018. Culture and security: strategic tasks of culture in the 21th century. Culture and Arts Herald. No 3 (55) : 65-84.

References

1. Astafyeva O., Kolin K. 2010. Kontseptual'nye osnovy gosudarstvennoy politiki v oblasti dukhovnoy kul'tury dlya obespecheniya edinstva rossiyskogo naroda i natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Conceptual grounds for the state policy in the field of spiritual culture for ensuring unity of the Russian people and national security of the Russian Federation]. Chelyabinsk : Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 67 p. (In Russ.).

2. Voyennaya doktrina Rossiyskoy Federatsii. Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 25.12.2014 g. № Pr.-2976 [Military doctrine of the Russian Federation. Approved by the Decree of the Russian President dated by 12/25/2014 of No. Pr.-2976]. (In Russ.).

3. Gendina N., Kolkova N., Starodubova G., Ulenko IU. 2006. Formirovanie informatsionnoy kul'tury lichnosti: teoreticheskoe obosnovanie i modelirovanie soderzhaniya uchebnoy distsipliny [Formation of information culture of a person: theoretical justification and modeling of contents of a subject matter]. Moscow : Interregional Library Cooperation Centre. 512 p. (In Russ.).

4. Gerder I. 1977. Idei k filosofii istorii chelovechestva [The ideas to mankind history philosophy]. Moscow : Nauka. 703 p. (In Russ.).

5. Gurevich I. 2010. Informatsionnyye kharakteristiki fizicheskikh system [Information characteristics of physical systems]. Moscow. 260 p. (In Russ.).

6. Dashkevich V. 2013. Velikoe kul'turnoye odichaniye: art-analiz [Great cultural running wild: art analysis]. Moscow : Russian Chess House. 720 p. (In Russ.).

82

7. Zinovev A. 2003. Global'nyy cheloveynik [Global cheloveynik]. Moscow : Eksmo. 448 p. (In Russ.).

8. Zinovev A. 2006. Faktor ponimaniya [Understanding factor]. Moscow : Algoritm. 528 p. (In Russ.).

9. Kassirer E. 2002. Filosofiya simvolicheskikh form : v 3 t. T. 1. Yazyk [Filosofiya of symbolical forms : in 3 vol. Vol. 1. language]. St. Petersburg. 272 p. (In Russ.).

10. Kolin K. 2013. Topical philosophical and scientific methodological problems of the development of informatics. Metafizika. No 4 (10) : 10-34. (In Russ.).

11. Kolin K. 2012. The biosociology of youth and the problem of intellectual security in information society. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. No 3 : 156-162. (In Russ.).

12. Kolin K. 2004. Globalization and culture: the globalization of society and its cultural consequences. Herald of the Library Assambly of Eurasia. No 1 : 12-15. (In Russ.).

13. Kolin K. 2014. Global threats to the development of civilization in the 21th century. Human priorities of the security. No 1 : 6-30. (In Russ.).

14. Kolin K. 2010. Spiritual culture as a strategic factor security national and international security. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 1 (21) : 27-45. (In Russ.).

15. Kolin K. 2009. Information-oriented society and quality of education innovatory development. Otkrytoye obrazovaniye [Open Education]. No 3 : 63-72. (In Russ.).

16. Kolin K. 2011. Information anthropology: "NEXT" generation and the new threat of psychological stratification of the humanity in the informational society. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 4 (28) : 32-36. (In Russ.).

17. Kolin K. 2011. Information anthropology: the subject and problems of the new direction in science and education. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. No 17 : 17-32. (In Russ.).

18. Kolin K., Ursul A. 2011. Informatsionnaya kul'turologiya: predmet i zadachi novogo nauchnogo napravleniya [Information cultural science: subject and problems of the new scientific direction]. Saarbruchen (Germany) : LAP LAMBERT Academic Publishing. 249 p. (In Russ.).

19. Kolin K. 2001. Information technology as scientific discipline. Informatsionnye Tekhnologii [Information Technologies]. No 2 : 2-10. (In Russ.).

20. Kolin K. 2001. Information civilization: future or reality? Library and Information Science. No 1 : 34-43. (In Russ.).

21. Kolin K., Ursul A. 2015. Informatsiya i kul'tura. Vvedeniye v informatsionnuyu kul'turologiyu [Information and culture. Introduction to information cultural science]. Moscow : Strategicheskiye prioritety. 300 p. (In Russ.).

22. Kolin K. 2010. Quality of life in information society. Chelovek i trud [Man and labor]. No 1 : 39-43. (In Russ.).

23. Kolin K. 2018. Conceptual grounds for educational strategy in the 21st century. Human priorities of the security. No 2 : 119-135. (In Russ.).

24. Kolin K. 2015. Culture and information: information paradigm of scientific knowledge in cultural science. International research conference "Sociocultural factors of the national security of Russia". Moscow : Publishing house Moscow humanities university. P. 249-257. (In Russ.).

25. Kolin K. 1997. Na puti k novoy sisteme obrazovaniya [On the way to a new education system]. Moscow : Russian Academy of Natural Sciences. 31 p. (In Russ.).

26. Kolin K. 1995. Science for the future: social informatics. Information Resources of Russia. No 3 : 8-15. (In Russ.).

27. Kolin K. 2014. System crisis of culture: structure and contents of the problem. Human priorities of the security. No 3 : 6-27. (In Russ.).

28. Kolin K. 2018. Social stability of a society as a factor of national and global security. Human priorities of the security. No 2 : 4-11 (In Russ.).

29. Kolin K. 2006. Formation of informatics as a fundamental science and a complex scientific problem. Systems and Means of Informatics. No 3 : 7-58. (In Russ.).

30. Kolin K. 2002. Strategy of formation of a perspective education system and education. Strategiya zhizni v usloviyakh planetarnogo ekologicheskogo krizisa: v 3 t. T. III. Problemy bezopasnosti v usloviyakh prirodno-antropogennykh

83

vozdeystviy [The strategy of life in the conditions of planetary ecological crisis : in 3 vol. Vol. III. Security concerns in the conditions of natural and anthropogenic influences]. St. Petersburg : Gumanistika. P. 275-287. (In Russ.).

31. Kolin K. 2014. Sovereignty of national culture of Russia and partnership of civilizations. Human priorities of the security. No 4 : 4-6. (In Russ.).

32. Kolin K. 2014. Philosophy of information and modern scientific outlook. Modern Information Technology and IT-education. No 10 : 13-20. (In Russ.).

33. Kolin K. 2013. Philosophy of Information: the structure of Reality and the Phenomenon of information. Metafizika [Metaphysics]. No 4 : 61-68. (In Russ.).

34. Kolin K. 1995. Fundamental problems of informatics. Systems and Means of Informatics. No 7 : 5-20. (In Russ.).

35. Kolin K. 2007. Man in information society: new tasks for education, science and culture. Open Education. No 5 : 40-46. (In Russ.).

36. Kolin K. 2011. Human and harmony: information concept of art theory and creation. Space and Time. No 4 (6) : 54-63. (In Russ.).

37. Kolin K. 2016. Aesthetics as informative science. Human priorities of the security. No 4 (12) : 72-92. (In Russ.).

38. Kratkiy slovar' sovremennykh ponyatiy i terminov [Abridged dictionary of modern concepts and terms]. 1995. Moscow : Respublika. 510 p. (In Russ.).

39. Kratkiy slovar' filosofskikh terminov [Abridged dictionary of philosophical terms]. [Electronic resource]. Available from : http://lektsia.com/7x736b.html. (In Russ.).

40. Lukov Val. A. 2008. Tezaurusy: Sub''yektnaya organizatsiya gumanitarnogo znaniya [Thesauruses: Subject organization of humanitarian knowledge]. Moscow : Publishing house of National Institute of business. 782 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41. Lukov Val. A. 2013. Biosotsiologiya molodezhi: teoretiko-metodologicheskiye osnovaniya [Youth biosociology: theory-methodological grounds]. Moscow : Publishing house of Moscow University for the Humanities. (In Russ.).

42. Lukov Val. A., Lukov Vl. A. 2013. Processes of the Thesaurus self-regulation. Herald of the International Academy of Science. Russian section. No 1 : 66-72. (In Russ.).

43. Murzin O prirode, zakonomernostyakh esteticheskogo vospriyatiya i putyakh stanovleniya muzyki elektronnoy i tsveta [About the nature, regularities of esthetic perception and electronic music and colors ways of formation]. Moscow : Kompozitor. 340 p. (In Russ.).

44. Sergin V. 2011. Neyroinformatika soznaniya [Neuroinformatics of consciousness]. Krasnoyarsk. 43 p. (In Russ.).

45. Smoll G., Vorgan G. 2011. Mozg onlayn. Chelovek v epokhu Interneta [Brain online. The person during an era of the Internet]. Moscow : Kolibri. 352 p. (In Russ.).

46. Tylor E. 1998. Pervobytnaya kul'tura [Primitive calture]. Moscow. (In Russ.).

47. Toffler E., Toffler H. 2008. Revolyutsionnoye bogatstvo [Revolutionary wealth]. Moscow : AST. 569 p. (In Russ.).

48. Shabalov M. 2015. «Soft power» in modern geopolitics. Human priorities of the security. No 1 (5) : 48-59. (In Russ.).

49. Schwab C. 2017. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [Fourth industrial revolution]. Moscow : Publishing house 208 p. (In Russ.).

50. Shendrik A. 2007. Kul'tura v mire: drama bytiya [Kultura in the world: drama of life]. Moscow : Moscow University for the Humanities Press. 704 p. (In Russ.).

51. Wtizaecker E., Wijkman A. 2018. Come On! Capitalism, Short-termiism, Population and Destruction of the Planet. Springer. 220 p. (In Russ.).

Received 14.08.2018

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.