Научная статья на тему 'Культура досуга как фактор формирования современного общества'

Культура досуга как фактор формирования современного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
13815
1232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ДОСУГ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРА ДОСУГА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Головина Галина Викторовна

Статья посвящена рассмотрению культуры досуга как фактора формирования современного общества, вступившего в эпоху глобализации, которая предоставляет возможности для разнообразия досуговой деятельности, но при этом создает для индивида проблемную ситуацию, связанную с эффективным использованием досугового потенциала для развития досуговой культуры личности. В работе осуществляется экспликация понятий «досуг», «свободное время», «культура», «культура личности», «культура досуга».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура досуга как фактор формирования современного общества»

УДК 316.7 ББК 60.546.0 Г 61

Г.В. Головина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности

Краснодарского государственного университета культуры и искусств, г.Краснодар,

ggv 23'aram bler. ru

Культура досуга как фактор формирования современного общества

(Рецензирована)

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению культуры досуга как фактора

формирования современного общества, вступившего в эпоху глобализации, которая предоставляет возможности для разнообразия досуговой деятельности, но при этом создает для индивида проблемную ситуацию, связанную с эффективным использованием досугового потенциала для развития досуговой культуры личности. В работе осуществляется экспликация понятий «досуг», «свободное время», «культура», «культура личности», «культура досуга».

Ключевые слова: современное общество, социокультурная среда, досуг, досуговая деятельность, свободное время, культура, культура личности, культура досуга.

G.V. Golovina,

Candidate of Pedagogy, Assistant Professor of the Department of Social-Cultural Activity of

the Krasnodar State University of Culture and Arts, Krasnodar, e-mail: ggv23@rambler.ru

The culture of leisure as the factor of formation of a modern society

Abstract: The paper considers the culture of leisure as the factor of formation of the modern society which has entered an epoch of globalization. This provides opportunities for diverse leisure activities, but creates simultaneously the problem situation for the individual which is related to an effective utilization of leisure potential for development of leisure culture of the person. In the work, the explication of concepts “leisure”, “free time”, “culture”, “the culture of the person” and “the culture of leisure” is provided.

Keywords: a modern society, sociocultural environment, leisure, leisure activity, free time, culture, culture of the person, culture of leisure.

Современное общество, вступившее в эпоху глобализации, остро нуждается в осмыслении социокультурных процессов, происходящих в нем. С одной стороны, необходимо исследовать тенденции, которые способствуют развитию культуры как фактора совершенствования современного общества, с другой стороны, нуждаются в теоретическом осмыслении факты, способствующие подъему уровня культуры общества. Одним из аспектов здесь являются процессы, происходящие в сфере досуга. В культуре, обществе, досуге в равной мере наблюдаются эти тенденции, и они в равной степени актуальны для исследования.

Современное общество, порожденное взрывным развитием информационных и коммуникационных технологий, способствует изменению функциональной сущности досуговой деятельности личности: переориентация в основном на отдых и развлечения; вытеснение функций развития и самореализации человека на второй план; неравномерность распределения свободного времени у различных социальных групп населения и др.

Социокультурная среда предоставляет большие возможности для разнообразия досуговой деятельности, но при этом создает для индивида проблемную ситуацию,

связанную с эффективным использованием досугового потенциала для развития досуговой культуры личности.

Разнообразие форм досуговой деятельности диктует разнообразие экспликации культуры поведения, досугового общения, развития личностных качеств индивида, его духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов, что находит отражение в индивидуальной социокультурной деятельности. В связи с этим актуализируется значение социокультурных потребностей, связанных с различными видами, формами организации, функциями, содержанием досуговой деятельности, что определяет необходимость изучения развития досуговой культуры личности как фактора формирования современного общества.

Культура досуга как часть культуры современного общества, а также досуговая культура личности как отражение культуры досуга в сознании личности недостаточно изучены.

В настоящее время категория «культура досуга» все чаще звучит в научно-практическом контексте. Понятийно-категориальный аппарат исследования этой категории включает концепты «досуг», «свободное время», «культура», «культура личности» и др.

Вопросами экспликации понятия «культура», ее функций и роли в процессе развития (преемственности) занимаются такие видные отечественные и зарубежные ученые как А.А. Аронов, А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, И. Белоконь, Н.А. Бердяев, В.П. Большакова, Ю.В. Бромлей, Гегель, Л.Н. Гумилев, С.Н. Иконникова, И. Левин, Ю.М. Лотман, В.А. Малинин, И.В. Малыгина, Э. Маркарян, А.П. Марченко, А.А. Пелипенко, И.В. Суханов, М.Б. Туровский, А.А. Тлюняева, В.П. Тугаринов, Л. Фейербах, А.С. Фриш, Э. Шилз, К. Ясперс и др.

Большое значение для изучения досуговой деятельности и выявления понятий «досуг», «свободное время», «культура досуга» имеют работы отечественных ученых И.А. Грушина, Г.Е. Зборовского, Э.М. Коржевой, Г.П.Орлова, В.Д. Патрушева, Г.А. Пруденского,

Э.В. Соколова В.А. Ядова, которые во многом определили основные подходы к исследованию рассматриваемой темы. Содержание понятий «досуг», «культура досуга», их субъектов, структуры, функций нашло отражение в работах Л.А. Акимовой, Е.И. Григорьевой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д., Красильникова, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Н.Ф. Максютина, Ю.А. Стрельцова и др.

Вопросы всестороннего развития личности затрагивали в своих трудах А.Д. Алексеев,

А.И.Арнольдов, В.И.Водовозов, Л.С.Выготский, И.Ф. Гончаров, Т.И. Гончарова, Ю.А. Клейберг, А.С.Макаренко, М.Ю. Новицкая, Петрушин В. В., В.А. Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Н.С.Фишганг-Фин, С.Т.Шацкий, Т.Я.Шпикалова, Л.К. Ярославцева и др.

Труды вышеперечисленных авторов явились значимыми источниками, которые позволили сформулировать концептуальную модель настоящей статьи. Они представляют собой методологический и общетеоретический фундамент проблемы изучения культуры досуга как фактора формирования современного общества.

Важным аспектом анализируемого вопроса выступает соотношение понятий «досуг» и «свободное время», которые нередко в научной литературе употребляются как синонимы. Подходы к их рассмотрению достаточно противоречивы.

В.Д. Патрушев «свободное время» описывает как часть времени суток, свободную от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а «досуг» характеризует как часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности.

По мнению Г.А. Пруденского, «свободное время - это часть внерабочего времени, которая затрачивается на учебу, повышение квалификации, общественную работу, отдых и т.д., то есть то время, которое люди используют за пределами рабочего дня для своего всестороннего развития» [1].

В исследованиях И.В. Саркисовой «свободное время» понимается как часть внерабочего времени, свободная от необходимых затрат и реализуемая в соответствии с потребностями, уровнем развития, направленностью личности, возможностью свободно

располагать собой и своим временем [2].

М.А. Ариарский свободное время личности определяет как «часть общего бюджета времени, остающуюся у человека после выполнения им профессионально-трудовых, гражданских, семейных обязанностей, удовлетворения физиологических, санитарногигиенических и иных непреложных потребностей, которую он может использовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и возможностями» [3].

Отечественный исследователь Э.М. Коржева рассматривает термин «досуг» как синоним слова «свободное время», где свободное время представляется в целом как противоположный работе мир, в котором активность человека направлена на отдых.

Ю.А. Стрельцов также уравнивает между собой два этих понятия, определяя «досуг» как часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающуюся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных дел, необходимых затрат [4].

В.А. Ядов обращает внимание на специфические черты досуга, такие как деятельность и саморазвитие личности: «В научном смысле досуг - часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, или «самоценная» деятельность, составляющая органический элемент быта и направленная на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитии» [5].

Понятие «досуг», по нашему мнению, наиболее достоверно определил Э.В. Соколов. Он утверждает, что это время, «когда возможен свободный выбор занятий, в котором отдых перемежается с физической и умственной активностью» [6].

Сравнительный анализ интерпретаций свободного времени и досуга в отечественной науке позволил выделить два основных подхода к рассмотрению данных терминов: их отождествление и их разделение. Второй точки зрения придерживаемся и мы в контексте настоящей работы, используя при этом следующие определения.

Свободное время - часть бюджета личности, которая освобождена от непреложных временных затрат, т.е. от обязательной работы, семейных, общественных обязанностей, бытовых забот и необходимой физиологической жизнедеятельности (сна, питания и пр.), являясь одним из условий и одновременно пространством для развития личности.

Досуг - часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность, ради самосовершенствования, собственного удовольствия, достижения иных культурных целей по собственному выбору.

Анализируя различные подходы к характеристикам досуга, выделим основные: свободу от жестких социальных требований, возможность выбора, гедонистичность досугового поведения (личность находится в поисках радости, наслаждения), компенсационность (активность направлена на возмещение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельности).

Понятия «культура» и «досуг» взаимосвязаны. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей является сложным и противоречивым результатом общественной деятельности, воплощенных как в вещественных объектах, так и в бытии людей.

Ю. Лотман рассматривает культуру «как деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты» [7].

Сторонники деятельностной концепции (М. Каган, Э. Маркарян) считают, что аксиологическая концепция интерпретации культуры заключается в вычислении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. По их мнению - культура -диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов.

Они конкретизируют деятельностный подход к культуре по двум направлениям: одно рассматривает культуру в контексте личностного становления, другое характеризует ее как универсальное свойство общественной жизни.

Таким образом, культура - это исторически конкретная совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности.

Культура - открытая система, разламывающая и корректирующая энергию действующего человека, которая невозможна без подлинного культурно-исторического созидания, творения. Взлет культурного поиска - это создание «своего» мира, вбирающего в себя «внешнее», но противостоящего ему уникальностью, оригинальностью.

Эффективность любой деятельности, в том числе и досуговой, зависит от культуры личности, которая определяется тем, насколько широко способен специалист осмысленно решать частные профессиональные задачи, чутко реагировать на условия и требования социума, насколько свободно он владеет наукоемкой техникой и высокой технологией, насколько развиты в нем чувство нового, способность «не отстать» от темпов развития общества и при этом, насколько эти качества пронизывают понимание общечеловеческих приоритетов.

М. Каган культуру личности рассматривает в трех аспектах:

- культура - это своего рода принцип связи человека с предметом, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысливание своей неотделимости от других и собственной уникальности;

- культура - это характеристика ментальности (установки сознания, его нацеленности вовне - на мир и внутрь себя);

- культура - это то, что позволяет внести в личность смысл. Она вбирает в себя способность использовать то, что накоплено человечеством [8].

Таким образом, феномен культуры столь сложен, что на данном этапе его изучения правомерно множество подходов и интерпретаций, описывающих его в различных аспектах. Для нашего исследования значение имеют следующие выводы:

- культура - определенный уровень организации жизнедеятельности людей, выраженный в продуктах материального и духовного производства, в характере овладения приемами и методами труда, интеллектуальной деятельности, собственного физического и духовного развития;

- культура - есть сущностный признак отдельного человека, группы людей, социальных, профессиональных и национальных общностей, всего общества в целом;

- личность - абсолютный объектный и субъектный предмет культуры.

Культура воздействует на различные сферы досуговой деятельности. Она формирует ее условия и средства. Н.Ф. Максютин справедливо утверждает, что досуг является «специализированной подсистемой духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющей социальные институты, призванные обеспечить распространение духовнокультурных ценностей, их творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» [9]. Человек становится личностью, овладевая культурой, обретая социальные качества, в процессе преодоления себя и благодаря самому себе.

Досуговая деятельность является процессом создания, распространения и умножения культурных ценностей. В этой связи, подчеркнем значимость субкультурных явлений досуга: региональных, национальных, религиозных, и т.д.

По мнению В.Я. Суртаева, культура досуга - это «мера реализации социальнокультурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, мера приобретенных ею навыков регулирования досугового времени, готовность личности к участию в социально значимых видах досуговой деятельности» [10].

Наиболее полно, на наш взгляд, дала определение культуры досуга в рамках диссертационного исследования Н.В. Котельникова. Она считает, что это «качественная характеристика человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов; набор ценностных ориентаций и форм поведения, а также готовность к участию в социально-значимых видах досуговой деятельности,

способствующих самореализации творческого потенциала личности». [11].

В настоящее время досуговая деятельность должна решать, прежде всего, социальные проблемы, предлагая новые модели образа жизни. Сфера досуга становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность и др.). Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но способствовать повышению уровня общей культуры в современном мире обязана.

В заключение следует отметить, что изучению культуры досуга как неотемленного компонента в развитии современного общества посвящено значительное число работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен. Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный опыт, проблема культуры досуга как фактора совершенствования современного общества остается далекой от своего окончательного завершения, здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.

Примечания:

1. Пруденский Г.А. Проблемы рабочего и внерабочего времени. М.: Наука, 1972. С. 41.

2. Саркисова И.В. Свободное время и духовное развитие молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб., 1992. С. 8.

3. Ариарский М.А. Прикладная культурология. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: ЭГО, 2001.

С. 157.

4. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2002. С. 5.

5. Ядов В.А. Социологические методы исследования клубной работы: метод. пособие. М., 1986. С. 159.

6. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л.: Лениздат, 1977. С. 64.

7. Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры / под ред. Е.В. Пермякова // Труды по знаковым системам. Тарту, 1967. Вып. 3. С. 23.

8. Каган М.С. Философия культуры: сб. тр. СПб., 1996. С. 78.

9. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: конспект лекций, опорные занятия и определения: учеб. пособие. Казань: Медицина, 1995. С. 21.

10.Суртаев В.Я. Социология молодежного досуга. СПб. Ростов н/Д: Гефест, 1998.

С .28.

11 .Котельникова Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России. Социология культуры, духовной жизни: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. С. 19-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.