Научная статья на тему 'Культура детства в контексте информационной безопасности: исторический аспект и современные реалии'

Культура детства в контексте информационной безопасности: исторический аспект и современные реалии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
255
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / СМИ / ЗАКОН / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦЕНЗУРА / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / CULTURE / SOCIETY / STATE CULTURAL POLICY / MASS MEDIA / LAW / EDUCATION / MEDIA SPACE / INFORMATION SECURITY / CENSORSHIP / CHILDREN / ADOLESCENTS / INCULTURATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трухачева Марина Александровна

В статье акцентируется внимание на проблеме регулирования информационных потоков в отношении детей и подростков. На основе исторического анализа практики контроля за доступом к информации, обзора законодательства и данных авторского эмпирического исследования рассматривается проблема информационной безопасности в процессе инкультурации, делается вывод о влиянии изменений коммуникативной среды на культуру детства современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The childhood culture in the context of information security: historical aspect and modern realities

The article focuses on the issue of information control in regard to children and adolescents. Based on the historical analysis of the information access control, review of legislation and the data of the author's empirical research, the paper discusses the problem of information security in the process of inculturation. It is concluded that changes of communicative environment affect the culture of childhood in the modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Культура детства в контексте информационной безопасности: исторический аспект и современные реалии»

УДК 304.4

Трухачева Марина Александровна

аспирант кафедры «История Отечества и культуры» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

КУЛЬТУРА ДЕТСТВА В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ

Trukhacheva Marina Aleksandrovna

PhD student,

History of Russia and Culture Department, Saratov State Technical University

THE CHILDHOOD CULTURE IN THE CONTEXT OF INFORMATION SECURITY: HISTORICAL ASPECT AND MODERN REALITIES

Аннотация:

В статье акцентируется внимание на проблеме регулирования информационных потоков в отношении детей и подростков. На основе исторического анализа практики контроля за доступом к информации, обзора законодательства и данных авторского эмпирического исследования рассматривается проблема информационной безопасности в процессе инкультурации, делается вывод о влиянии изменений коммуникативной среды на культуру детства современного российского общества.

Ключевые слова:

культура, общество, культурная политика государства, СМИ, закон, образование, медиапро-странство, информационная безопасность, цензура, дети, подростки, инкультурация.

Summary:

The article focuses on the issue of information control in regard to children and adolescents. Based on the historical analysis of the information access control, review of legislation and the data of the author's empirical research, the paper discusses the problem of information security in the process of inculturation. It is concluded that changes of communicative environment affect the culture of childhood in the modern Russian society.

Keywords:

culture, society, state cultural policy, mass media, law, education, media space, information security, censorship, children, adolescents, inculturation.

В настоящее время происходит качественное изменение информационного пространства, непосредственно влияющего на культуру детства, которое затрагивает как коммуникативную среду детства, так и культурные коды, транслируемые современными СМИ.

Различные аспекты инкультурации, затрагиваемые в исследованиях таких ученых, как Ф. Арьес, Р. Бенедикт, К. Дюбуа, М. Мид, Дж. и Б. Уайтинги, изучающих процессы взросления ребенка в определенной культуре, взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками, а также постепенную выработку индивидом своих норм поведения и манер, принятых в конкретной культуре в определенный исторический период, особенно актуальны в условиях глобализации информационного пространства и порождают дискуссию о проблемах информационной безопасности в отношении детей и подростков.

Кросс-культурный анализ показывает, что в различные исторические периоды существовала практика регулирования информационных потоков, одной из которых, на наш взгляд, выступает введение государственной цензуры. К примеру, в раннесоветский период, на фоне фундаментальных изменений в сфере государственного устройства и идеологии, а также в сфере нравственных, культурных и морально-этических норм, важным показателем информационной безопасности являлась цензура.

Значимым этапом в развитии советской цензуры стал период 1919-1921 гг. В это время создается Государственное издательство РСФСР, важным регулирующим органом которого был политотдел, в обязанности которого входило осуществление цензуры. Информацию неподходящего характера в тот период времени называли реакционной. Под цензуру не попадала информация, печатавшаяся коммунистической партией. По определению А.Н. Медушевского, цензура в СССР - это не что иное, как контроль государственных органов над содержанием и распространением информации с целью уничтожения всех источников информации, которые альтернативны официальным [1]. Все источники информации в советский период проходили строгий контроль содержания и подачи информации. Организация и становление государственной цензурной системы после революции была основным направлением работы отделов государственных ведомств. Начиная с середины 1920-х гг. в законодательстве СССР формировалась целая платформа правил цензуры и регламентов.

Цензурной правке подверглись и классические произведения культурно-массового сектора: спектакли, постановки балета, тексты песен и т. д. Особенно тщательно цензуре подвергалась информация, предназначенная для подрастающего поколения строителей коммунизма -

для детей. РИА Новости приводят следующий пример работы цензоров в советский период: «Среди детских произведений, запрещенных к издательству, - "Конек-Горбунок" Ершова, "Муха-Цокотуха" Чуковского, "Сказки" Мамина-Сибиряка, в которых, как считала Надежда Крупская, "проглядывает архимелкособственническая идеология и многое будет чуждо современному ребенку"» [2]. Работа государственных учреждений была отлаженным механизмом, критикующим и запрещающим любое отступление от идеологических норм.

С конца 1930-х гг. главной темой пропагандистской кампании стала надвигающаяся угроза фашизма. Основной тематикой предвоенного, военного и, конечно же, послевоенного времени была борьба и победа советского общества над фашизмом, а также подвиг советского народа и помощь армии. Пропагандистская кампания, начавшаяся во время Великой Отечественной войны, продолжилась и после Победы.

В данный период времени культурная политика государства представляла собой мероприятия, направленные на формирование государственной идеологии: идейной основой коммунистического воспитания являлась марксистско-ленинская идеология. КПСС подчеркивает, что в борьбе за победу коммунизма идеологическая работа выдвигается на первый план. Главным фактором в данной работе является воспитание трудящихся страны в духе высокой идейности и преданности коммунизму [3].

Если учесть, что воспитание подрастающего поколения осуществлялось в духе высокой идейности и преданности коммунизму, становится очевидным, что процесс инкультурации ребенка неразрывно связан с распространением идеологически выверенной информации - цензурой. Иерархия выстраивания и распространения идеологической информации начиналась с законодательства. Согласно законодательству СССР, воспитание детей осуществляется семьей в сочетании с общественным воспитанием в духе преданности Родине, коммунистического отношения к труду и подготовки детей к активному участию в строительстве коммунистического общества [4].

В середине ХХ в. ситуация стала меняться. СССР начинает активно развивать международное сотрудничество, что, несомненно, повлекло за собой изменение культурных ценностей общества. При Совете министров был создан Госкомитет по культурным связям с зарубежными странами. Страна вступила в ЮНЕСКО. В 1958 г. организуется Международный конкурс исполнителей им. Чайковского [5].

Кардинальные перемены в отношении цензуры в СМИ происходят в эпоху перестройки - в 1987 г. Михаил Горбачев на январском пленуме ЦК КПСС в заключительном докладе подчеркнул: «Печать должна поддерживать гласность в стране и информировать наш народ. Но она должна это делать ответственно - такое пожелание мы высказываем. Нам нужна пресса как активная участница перестройки» [6]. При этом с изменением государственного управления изменились потребности общества и власти.

В современном обществе России цензура и пропаганда невозможны в силу законодательства и основ Конституции. На первый план выходят другие средства воспитания ребенка, прививание ему культурных норм и ценностей.

Согласно данным Минкультуры России, в последнее время выросло количество школьников, которые хотят учиться музыке, пению, танцам и рисованию, на 38 000 [7]. При этом 75 % организаций дополнительного образования предоставляют свои услуги бесплатно [8]. Данные Минкультуры РФ и других источников обнадеживают, так как подтверждают наличие у современных детей и подростков стремления узнавать новое, а соответственно, повышать уровень знаний и культурного образования. Благодаря широкому кругозору подрастающее поколение способно более четко сформулировать нормы общественного поведения относительно своей социальной роли, воспитывать в себе культурные ценности и осознанно формировать мировоззрение.

С развитием телекоммуникационных средств трансляции информации СМИ превратились в один из важнейших элементов социальной структуры общества. Они выполняют просветительскую, образовательную и воспитательную функции [9], являются средствами воспитания и трансляторами культурной информации. Прививание стереотипов гендерного поведения, культурных ценностей современного человека и развитие кругозора подрастающего поколения делают актуальным вопрос об осуществлении контроля законодательства над работой СМИ.

СМИ сегодня активно используют методы подсознательного стимулирования, а именно отношение аудитории к тем или иным явлениям окружающего мира формируется посредством стереотипов, имиджей, мифов, слухов [10].

В 2012 г., как отклик на общественный дискурс о защите детей в медиапространстве, вступил в силу федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - № 436-Ф3) [11]. Данный федеральный закон прежде всего направлен на решение проблем в информационной сфере. В свою очередь решение этих проблем позволит создать безопасное информационно развитое общество.

В законе установлены правила медиабезопасности детей при работе их с информацией, полученной с помощью печатной, аудио- и визуальной продукции. Статьи данного закона предусматривают возрастную классификацию, экспертизу информации. Приведены сведения аккредитованных экспертов и экспертных организаций, требования к созданию, обороту и распространению информационной продукции, а также обозначены места ее распространения. На основании описанных выше данных новый законодательный акт включает требования к программным и техническим средствам распространения и трансляции информации.

Для более полного понимания механизма контроля работы СМИ со стороны государства необходимо обратиться к результатам исследования, проведенного автором в 2015-2016 гг. В опросе приняли участие 200 респондентов с детьми в возрасте от 1 до 16 лет. Произведем анализ данных, полученных в ходе опроса родителей детей дошкольного и школьного возраста, так как именно эти возрастные группы наиболее подвержены влиянию массмедиа.

Представленные результаты касаются мнений родителей по поводу значимости информации, получаемой их детьми через наиболее распространенные СМИ - телевидение и сеть Интернет, а также их оценок эффективности государственной политики в сфере регулирования информационных потоков в отношении детей и подростков.

Данная группа респондентов считает, что СМИ могут положительно влиять на развитие ребенка при условии контроля со стороны родителей и учителей (50 %) и государства (40 %), таким образом отмечая важную роль государства в принятии мер по обеспечению информационной безопасности детей и подростков. При этом 72 % родителей предпочитают вместе с ребенком знакомиться с информацией, доступ к которой официально ограничен для их детей по возрасту согласно № 436-Ф3.

На вопрос: «Обращаете ли Вы внимание на знаки о возрастном доступе к информации в СМИ: "12+", "16+", "18+"?» - 72,5 % респондентов ответили «да», 22,5 % - «иногда», 4,5 % - «нет».

Таким образом, можно сказать, что в стране произошли кардинальные изменения в культурных потребностях общества в целом и индивида в частности. Культура дореволюционного времени подверглась как структурным, так и идеологическим трансформациям. Многие из достижений культуры были утеряны. По своей сути культура дореволюционного времени послужила базой для новой идеологии. Изменилось качество транслируемой информации: от идеологически выверенной в первые десятилетия после революции к патриотически выстроенной в середине века до слабо контролируемой и свободно транслируемой с помощью СМИ на рубеже веков и в начале XXI в.

СМИ играют значимую роль в процессе инкультурации, являясь одним из средств трансляции информации. На данный период времени СМИ выступают межкультурными коммуникаторами, способными доставлять информацию о разных традициях и нормах поведения в конкретных культурах. При этом важным аспектом данного процесса является качество транслируемой информации, так как она не всегда отвечает возрастной категории ребенка. Информационная защита детей становится первостепенной задачей государства, так как без должного контроля свободный доступ к информации ставит под угрозу психическое и физическое здоровье ребенка. Кроме того, может происходить искажение культурного кода, ценностей и взглядов в процессе инкультурации.

Ссылки:

1. Медушевский А.Н. Сталинизм как модель. Обозрение издательского проекта «РОССПЭН» «История сталинизма» // Вестник Европы. 2011. Т. XXX. С. 147-168.

2. История цензуры в СССР. Справка [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/history_spravki/20110801/410339021.html (дата обращения: 28.08.2016).

3. Спасибенко С.Г. Формирование личности в условиях социализма : учеб. пособие для вузов. М., 1986. 160 с.

4. Задачи советского законодательства о браке и семье [Электронный ресурс] // Основы законодательства Союза СССР и союзных республик о браке и семье. Ст. 1. URL: http://docs.cntd.ru/document/9003868 (дата обращения: 23.09.2016).

5. Развитие культуры в середине 50-60-х годов [Электронный ресурс]. URL: http://historynotes.ru/razvitie-kultury-v-seredine-50-kh-60-kh-godov/ (дата обращения: 10.09.2016).

6. Кузьменко В. «Я выдавал свидетельство о прекращении крепостного права» [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/articles/2015/07/13/smi (дата обращения: 20.10.2016).

7. Минкультуры РФ: Число школьников, желающих посещать кружки, выросло [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/02/24/kruzhki-site-anons.html (дата обращения: 25.10.2016).

8. Все про дополнительное образование [Электронный ресурс]. URL: http://edunews.ru/additional-education/ (дата обращения: 23.10.2016).

9. Третьякова О.В. Средства массовой информации как элемент структуры гражданского общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 5 (11) : в 4 ч. Ч. II. С. 189-194.

10. Дубова Ю.И. Воздействие СМИ на процесс инкультурации в современном обществе // Современная экономика: проблемы и решения. 2010. Т. 9. С. 65-73.

11. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 дек. 2010 г. № 436-Ф3. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

References:

Dubova, YI 2010, 'The impact of the media on the process of inculturation in today's society', Modern Economy: Problems and Solutions, vol. 9, pp. 65-73, (in Russian).

Kuzmenko, V 2015, "I gave the certificate of termination of serfdom", viewed 20 October 2016, <http://lenta.ru/arti-cles/2015/07/13/smi>, (in Russian).

Medushevsky, AN 2011, 'Stalinism as a model. Review of the publishing project "ROSSPEN" "History of Stalinism"', Vestnik Yevropy, vol. XXX, pp. 147-168, (in Russian).

Spasibenko, SG 1986, Formation of the individual under socialism: textbook, Moscow, p. 160, (in Russian).

The history of censorship in the Soviet Union. Information 2011, viewed 28 August 2016, <https://ria.ru/his-tory_spravki/20110801 /410339021 .html>, (in Russian).

Tretyakova, OV 2011, 'The media as part of civil society', Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii ipraktiki, no. 5 (11), in 4 parts., part. II, pp. 189-194, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.