Научная статья на тему 'Культовый комплекс зданий в Юго-Восточной части Китейского городища'

Культовый комплекс зданий в Юго-Восточной части Китейского городища Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
299
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китей / раскоп / святилище / культ / алтарь / Cytea / excavations / sanctuary / cult / altar

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Молев Евгений Александрович, Молева Наталья Владимировна

В статье исследуются материалы из раскопа V боспорского города Китея, дается их интерпретация и общая оценка открытых здесь культовых объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the material of excavations from the plot V of the settlement Bosporus city Cytea, given their interpretation and overall evaluation of the cult objects found here.

Текст научной работы на тему «Культовый комплекс зданий в Юго-Восточной части Китейского городища»

Е.А. Молев, Н.В. Молева

КУЛЬТОВЫЙ КОМПЛЕКС ЗДАНИЙ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ КИТЕЙСКОГО ГОРОДИЩА

Посвящается светлой памяти Игоря Александровича Демидова, руководившего работами на этом раскопе

Аннотация: В статье исследуются материалы из раскопа V боспорского города Китея, дается их интерпретация и общая оценка открытых здесь культовых объектов.

Ключевые слова: Китей, раскоп, святилище, культ, алтарь.

Abstract: The article investigates the material of excavations from the plot V of the settlement Bosporus city Cytea, given their interpretation and overall evaluation of the cult objects found here.

Key words: Cytea, excavations, sanctuary, cult, altar.

Тридцать четыре года раскопок городища Китея выявили, что этот боспорский город был не только мощной крепостью на южной окраине государства, сельскохозяйственным, ремесленным и торговым центром, но и местом, где располагались многочисленные сакральные объекты - общественные и домашние святилища. На четырех раскопах из пяти были открыты культовые комплексы. Одному из них, расположенному в юго-восточной части городища (раскоп V), посвящается эта статья.

V раскоп городища Китея расположен юго-восточнее центрального городского святилища и находится близко от него в своей западной части (рис. 1). Большая часть территории раскопа, площадью около 300 кв.м, уходящая к центру городища по линии север - юг и вдоль береговой линии с запада на восток, на глубине ок. 1 м, представляет собой плоскую материковую скалу. Местами на ней заметны следы подтески, но главной ее особенностью являются трещины, разделяющие ее на различные по размеру прямоугольники, в результате чего эта большая открытая площадь очень напоминает плитовую вымостку, подобную культовой площадке на Генеральском-Западном в Приазовье1. В северо-западной части она, может быть, примыкала к территории центрального святилища. Вся эта площадь, особенно в северной ее части, испещрена небольшими ямками, выдолбленными в скале (рис. 2). Во многих из них сохранился древесный тлен и даже остатки кольев. Вполне вероятно, что это следы от навесов или каких-либо других легких деревянных конструкций.

1 Масленников А.А. Сельские святилища Европейского Боспора. М., 2007. С. 491. Рис. 191а.

Находок на этой территории, за исключением ее западной части, очень немного. Почти все они сосредоточены в верхних слоях и представлены фрагментами амфор, преимущественно боспорских, II-III вв. н.э. Сама площадь, вероятно, была создана в IV в. до н.э., не позже его середины, так как трудно представить ситуацию, когда самая престижная, центральная часть города около большого святилища, без причины осталась бы незастроенной. Общественный статус этой территории предположительно трактовался нами как театр, стадион или городская площадь. Последнее, на сегодняшний день, кажется нам наиболее предпочтительным.

Самые многочисленные и интересные находки были сделаны в западной части раскопа, где были открыты кладки трех помещений (рис. 1). На этом небольшом пространстве имеются слои и постройки, отражающие три периода городской жизни. Нижний слой, от которого сохранились две ямы и отдельные перемещенные находки (рис. 2), относятся к IV в. до н.э. Вполне возможно, что никаких архитектурных сооружений в то время в этой зоне городища не существовало, а функционировала лишь ритуальная площадка, выходившая за пределы стен помещения «Б», которое было построено здесь позднее. В южной приморской части этой площадки были сделаны самые ранние находки. Кроме того, здесь были открыты остатки вырезанной в скале круглой ямы. Назначение ее не вполне ясно, поскольку она расположена на самом краю обрыва и находки в ней отсутствуют2.

Второй слой связан со строительством в III в. до н.э. ограды ритуальной площадки и двухмаршевой лестницы, ведущей к ней с севера (рис. 3-4). Эта сакральная территория поддерживалась в порядке и продолжала действовать не менее 200 лет, до середины I в. до н.э. На сравнительно небольшой площади здесь было обнаружено 8 алтарей различной конфигурации, как больших, стационарных, так и маленьких, переносных. Один из них, явно хтонический, был составлен из жернова со сквозным отверстием, обложенного и укрепленного снаружи плоскими камнями (табл. 1, 1). Такая конструкция дает нам представление о том, как и для чего использовались жернова в святилищах при жертвоприношениях.

Найдены также два маленьких алтаря, выполненных из плотного известняка и тщательно проработанных: один в виде лошадиного копыта, другой овальный, напоминает усеченный конус (табл. 1, 2-3). В верхней части обоих алтариков имеются небольшие углубления.

Остальные алтари, найденные на данной территории, «переносные», стандартные для Китея - округлых форм с углублением или отверстием в верхней части, весьма суммарно обработаны из крупнозернистого известняка (табл. 1, 4-5). Последние имеют аналогии в находках из теменоса «Генеральское-Восточное» на Азовском пробережье3. Они имеются и в других сакральных комплексах Китея.

2 Молев Е.А. Боспорский город Китей. Симферополь-Керчь, 2010. С. 24.

3 Масленников А.А. Сельские святилища... С. 109. Рис. 55.

На этой территории были найдены все имеющиеся на раскопе терракоты и граффити. Среди артефактов вотивного характера, найденных там, следует отметить многочисленные светильники (гончарные и лепные), бальзамарии, астрагалы, фрагменты лекифов, секировидную и яйцевидную гальки, точильные бруски, угол мраморной стелы с треугольным фронтоном (табл. 2, 1), недоделанный каменный топор (табл. 2, 2), часть круглой базальтовой булавы (табл. 2, 3) (II тыс. до н.э.) и известняковая капитель пилястра дорического ордера (табл. 2, 4)4. Заметим, что каменные изделия, принадлежавшие эпохе бронзы, в античные времена имели ярко выраженный сакральный характер5.

Данный сакральный комплекс, вероятно, был разрушен землетрясением 63 г. до н.э. Именно к тому времени образовались прогнутые, наклоненные кладки стен. В основании слоя открыты остатки мощной прослойки золы и сажи, перекрывающие постройки эллинистического времени и свидетельствующие о гибели помещения в огне.

На рубеже эр и в I в. н.э. осуществляется значительная перестройка этого комплекса, и, вероятно, его функциональная переориентация. Помещение «Б» и лестница были засыпаны, а дверной проем заложен (рис. 5). Причем, в этот заклад попало подтесанное по вертикали антропоморфное изваяние, ранее служившее, вероятно, боковой опорой дверного проема (табл. 2, 5). Сам факт присутствия такого памятника в кладке здания свидетельствует о его общественном или сакральном характере6. В закладе дверного проема был обнаружен также согнутый бронзовый наконечник скифской втульчатой стрелы.

Тогда же были построены стены помещения «А», при раскопках которого не было обнаружено никаких находок, связанных с отправлением культов. Зато среди многочисленной тарной керамики было найдено несколько свинцовых скреп для амфор и пифосов, а также небольшой кусок свинца, что наводит на мысль о существовании здесь мастерской по ремонту хозяйственной тары7.

Однако сакральные действия продолжались на прилегающей территории. К 1-11 вв. н.э. относятся стены еще одного не до конца открытого здания (рис. 1. Кв. Б1-2), образованного кладками 17 и 18. В этом помещении и зоне, вплотную примыкающей к нему, было обнаружено 5 алтарей, относящихся к 1-11 вв. н.э. Два, стоящие рядом алтаря, были выполнены из известняка в виде низких цилиндров с плоской круглой поверхностью (диаметр 45 см, высота 15-17 см) (рис. 6). Такие и очень похожие на них (в виде низких цилиндров и дисков), были обнаружены в культовом комплексе «Генеральское-Западное» в Приазовье8 и в хра-

4 Буйских А. В. Античная архитектура // Из собрания Керченского историко-культурного заповедника. Лапидарная коллекция. К., 2009. Т. IV. Кн. 1. С. 132. № 115.

5 Молева Н.В. Древности эпох камня и бронзы в сакральной жизни Боспо-ра // Очерки сакральной жизни Боспора. Н.Новгород, 2002. С. 129.

6 Она же. Антропоморфные изваяния в боспорских городах: случайность или традиция // БИ. 2011. Т. XXV. С. 118-119.

7 Молев Е.А. Боспорский город Китей... С. 68.

8 Масленников А.А. Сельские святилища... С. 495. Рис. 193а.

ме Аполлона Иетроса на территории теменоса Ольвии9. Еще два алтаря необычной треугольной формы с соответствующими заглублениями в верхней части (табл. 1, 6) имеют реплику в китейском святилище у восточной крепостной стены (IV раскоп).

Последний алтарь из этого слоя, также традиционный для Китея, сложен из каменных плиток, поставленных на ребро. Ни терракот, ни граффити в этом слое нет, зато среди многочисленной керамики присутствует большое количество раковин мидий и виноградных улиток, обычно сопровождавших ритуальные трапезы.

Что касается наиболее важных находок для определения характера культов, отправляемых в западной части раскопа, то ими, как всегда, являются терракоты и граффити. Их немного: 2 фрагментированных женских статуэтки, 2 глиняных фалла и 2 граффити на стенках амфоры и кувшина. Все они найдены на огражденной площадке «Б» и, за исключением одной терракоты, относятся к эллинистическому времени. Причем, терракоты относятся к IV-III вв. до н.э., а граффити - к III-II вв. до н.э. Последние представляют собой надписи на стенках гончарной посуды. Одно граффито - полное, представляет собой слово All (Зевсу), в дательном падеже, нанесенное на стенку сероглиняного кувшина (табл. 3, 1). Посвятительный характер этой надписи бесспорен и свидетельствует о факте приношения кувшина вина отцу богов и людей.

Второе граффито процарапано на стенке амфоры и похоже на монограмму, состоящую из двух букв «СА» (табл. 3, 2). Значение его не вполне ясно. Не исключено, что это начальные буквы имени владельца.

Из четырех глиняных изделий, найденных в квадрате А2, два представляют собой фрагменты статуэток, воплощавших богинь. Первая изображает молодую женщину или девушку (сохранились голова в покрывале, шея, грудь). По своей иконографии (слаборасчлененный силуэт, покатые плечи, овальная, вытянутая кверху голова) она очень близка к ранним терракотам VI-V вв. до н.э. (табл. 3, 3)10. А.А. Передольская и А.С. Русяева считают такие образы Персефоной-Корой11. Это одна из самых ранних китейских терракот. Обнаружена она была в яме 11, уходящей под эллинистическую кладку 7 в помещении «Б». Следовательно, яма была более ранней, что подтверждается и амфорным материалом IV в. до н.э. из нее. К этому времени, очевидно, относится и терракота богини.

Второй фрагмент представляет собой голову сплошной объемной терракоты, изображавшей женское божество. Лицо богини строгое, с крупными чертами и маленьким, плотно сжатым ртом. Головной убор сбит, однако в нижней части его просматриваются два зубца (центральный и левый), что может указывать на зубчатую корону или шлем

9 Древнейший теменос на территории Ольвии Понтийской. Симферополь, 2006. С. 333. Рис. 2; С. 334. Рис. 1.

10 Молев Е.А., Молева Н.В. Терракотовые статуэтки Китейского святилища // БИ. 2008. Вып. XIX. С. 254-255.

11 Передольская А.А. Терракоты из кургана Большая Близница и гомеровский гимн Деметре // ТГЭ. 1962. Т. VII. С. 58; Русяева А.С. Античные терракоты Северо-Западного Причерноморья. Киев, 1982. С. 38.

(табл. 3, 4)12. Близкие по облику головы были найдены в Фанагории и Ольвии13. Авторы этих публикаций считают их изображениями Афины. Эта голова была найдена на подошве ритуальной площадки «Б» под кладкой № 1, вместе с двумя боспорскими монетами последней четверти IV в. до н.э. Вполне вероятно, что она принадлежала редкой в боспор-ской коропластике статуэтке дочери Зевса Афине-Палладе в шлеме.

Остальные два изделия из глины представляют собой фаллические символы: одно выполнено в виде фаллического хлебца, ровно срезанного внизу (табл. 3, 5); второе - лепной фалл (табл. 3, б). Хорошо известно, что такие изображения воплощали мужскую ипостась плодородия. Они нередки в сакральных комплексах Китея.

Таким образом, терракоты, граффити и другие вотивные находки, обнаруженные в западной части V раскопа, позволяют предполагать отправление культов женских божеств в IV в. до н.э., а позже, в эллинистическое время, культов Зевса и мужских богов, воплощавших идею плодородия.

В целом же, планировка открытых зданий, состав находок в них и близость (ок. 20 м) к центральному городскому святилищу дает нам основания предполагать, что здесь в ¡У-Ш вв. до н.э. и позже располагался культовый комплекс, может быть, являвшийся восточной окраиной центрального святилища. Не случайно к этому объекту прилегала довольно большая, выровненная площадь.

Литература:

Буйских А.В. Античная архитектура // Из собрания Керченского историко-

культурного заповедника. Лапидарная коллекция. К., 2009. Т. IV. Кн. 1. Древнейший теменос на территории Ольвии Понтийской. Симферополь, 2006. Масленников А.А. Сельские святилища Европейского Боспора. М., 2007. Молев Е.А. Боспорский город Китей. Симферополь-Керчь, 2010. Молев Е.А., Молева Н.В. Терракотовые статуэтки Китейского святилища // БИ. 2008. Вып. XIX.

Молева Н.В. Антропоморфные изваяния в боспорских городах: случайность или

традиция // БИ. 2011. Т. XXV. Молева Н.В. Древности эпох камня и бронзы в сакральной жизни Боспора //

Очерки сакральной жизни Боспора. Н. Новгород, 2002. Молева Н.В. О характере раннего Китейского святилища второй половины ^^

вв. до н.э. / / Проблемы религиоведения и атеизма в музеях. Л., 1989. Передольская А.А. Терракоты из кургана Большая Близница и гомеровский

гимн Деметре // ТГЭ. 1962. Т. VII. Русяева А.С. Античные терракоты Северо-Западного Причерноморья. К., 1982. Терракотовые статуэтки. Подонье и Таманский полуостров // САИ. Г1-11. М., 1974.

12 Молева Н.В. О характере раннего Китейского святилища второй половины V-IV вв. до н.э. // Проблемы религиоведения и атеизма в музеях. Л., 1989 Табл. 1, 4б; Молев Е.А., Молева Н.В. Указ. соч. С. 362. Табл. 1, 7.

13 Терракотовые статуэтки. Подонье и Таманский полуостров // САИ. Г1-11. М., 1974. Табл. 24, 1-2; Русяева А.С. Античные терракоты. С. 77. Рис. 30.

Рис. 3. И.А. Демидов на лестнице в помещении «Б» на городище Китей

Рис. 4. Помещение «Б» и лестница 14

Рис. 6. Цилиндрические алтари in situ

Рис. 7. Алтари

Рис. 9. Граффити и терракоты из помещений «А» и «Б»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.