Научная статья на тему 'Культ Артемиды Агротеры в Аттике'

Культ Артемиды Агротеры в Аттике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
305
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культ Артемиды Агротеры в Аттике»

м сменившим Протея. Этот варвар отправлял на казнь всех Чужестранцев, попадавших в Египет, — деталь, заставляющая спомнить миф о Бусирисе, в основе которого лежит традиционная неприязнь древних египтян к чужестранцам. Сестра Теоклимена, Теоноя, появляется на сцену в сопровождении слуг, несущих светочи, по египетскому ритуалу: так производились поиски Осириса. Люди, разыскивавшие его, шествовали с лампадами в руках 27. Подчеркивая варварское происхождение Теоклимена, Эврипид использует ритмико-мелодические средства, а также приемы этической характеристики, но избегает варварских слов — египтизмов.

Глубокое знакомство греческих трагиков с Египтом, его жизнью и обычаями можно объяснить постоянными и прочными контактами, восходящими ко временам Солона и Писи-страта (тетрадрахмы которого находят в Дельте в большом количестве), а также тем интересом, с которым афинская публика всегда относилась к этой древней стране. Эпоха наивысшего расцвета классической греческой трагедии совпадает со временем особенно тесных связей Афин с Египтом: это вторая половина V в. до н. э. Египет в этот период был одним из главных источников хлебного снабжения Афин', вторым по значению после Северного Причерноморья.

И. А. ДЕМИНА КУЛЬТ АРТЕМИДЫ АГРОТЕРЫ В АТТИКЕ

Культы Аттики известны своими древними корнями, уходящими в крито-микенские времена. Большинство греческих божеств, унаследовавших черты этого времени, не восходят прямо к минойским божествам, но восприняли некоторые их черты По сложившемуся в науке мнению, к таким божествам относится и греческая богиня Артемида (одной из ипостасей которой является Агротера), унаследовавшая ряд черт

минойско-микенской богини лотлча ^рсп* — «владычицы зверей» 2.

27 How W., Wells J. Op. cit., I, p. 195; Zucker F. Op. cit., S. 156.

1 Nilsson M. P. Geschichte der griechischen Religion. 1. München, '967, S. 307.

2Chryssanthos Christou A. Potnia Theron. Eine Untersuchung über Ursprung, Erscheinungsformen und Wandlungen der Gestalt einer Gottheit. Thessaloniki, 1968, S. 15.

Впервые Артемида наделяется эпитетом ауротера в «Или^, I д«»3, эпитетом, применяемым по отношению к диким зверям I живущим на воле4. Под таким именем она почиталась в Атти! ке, Мегаре, Олимпии, Лаконике, Боспорском царстве и другнх местах..

У других греческих авторов Артемида Агротера выступает как военная богиня5. Спартанцы, например, перед вступлением в битву приносили ей в жертву коз6.

Жертвоприношение в Аттике имело особое значение. В схолиях к Аристофану мы читаем: «Ведь афиняне особенно по- ' читают Артемиду Агротеру и поклоняются ей. Иначе. Из истории. Рассказывается, что полемарх Каллимах дал обет пожертвовать Артемиде столько коров, сколько варваров он • убьет при Марафоне. А после того, как многие были убиты, не будучи в состоянии пожертвовать столько коров, пожертвовал коз»7.

Об этом же свидетельствует Ксенофонт: «Ведь когда . персы и с ними многочисленное войско пришли, чтобы уничто- | жить Афины, афиняне, осмелившись противостоять им, победили. И дав обет принести в жертву Артемиде столько коз, сколько они убьют врагов, когда оказались не в состоянии найти достаточное количество, решили ежегодно жертвовать по пятьсот, и еще и теперь жертвуют»8.

Вопросы о связи культа Артемиды Агротеры с Марафонским сражением, о времени битвы и о том, кто именно дал обет, весьма спорны9. Но нужно учесть, что с древнейших времён шестого боэдромиона справлялось празднество, посвященное Артемиде Агротере. Можно предположить, что от имени государства за несколько дней до Марафонского сражения или в день сражения был дан обет о принесении жертв Агротере в случае победы, а после того, как победа была одержана, жертвоприношение было приурочено к древнему празд-

3 Нош. II. XXI, 470.

4 Нот. II. XII, 146; XXI, 486; VI, 133; XI, 611.

5 Хеп. Anab. Ill, 2, 11; Pllut. De mal. Herod. 862 a—e; Aristot. Adriv. rjoX. LVIII, 1; Ael. Var. Hist. II, 25; Polux VIII. 91; Schol. Arist. Equit. 660.

8 Xen Hellen. IV. 2, 20.

7 Schol. Arist. Equit. 660.

8 Xen. Anab. Ill, 2, 11.

9 Hammond. N. G. L. The Campaign and the battle ol Marathon. The Journal of Hellenic Studies. LXXXVIII, 1968, p. 40—41; M а с a n R. W. Herodotus Books IV—VI, vol. II. Oxford, 1895, p. 161—164; Курдиус Эд. История Греции. II. М., 1883, с. 19.

честь богини, а затем стало совершаться ежегодно. пествУ ® енНый культ, установленный в V в. до н.э., сохра-^осуДа" период македонского владычества и при господстве нялся и ^ этом свидетельствуют эпиграфические источни-Р11^"/Плутарх, до времён которого сохранились благодарст-КЙ " !,е празднества в честь Артемиды Агротеры. Полемизируя Бег"родотом в форме прямого обращения к нему, Плутарх го-

иг «Обещая описывать историю Эллады..., проявив при-в°^астие особо к Афинам, ты все же не рассказал и о процес-и'в Агры, которую еще и теперь посылают к Гекате, празднуя благодарственные празднества в честь победы»11. Здесь Плутарх называет Артемиду Агротеру Гекатой, в образе которой имелись черты, близкие Артемиде и с которой Гека га нередко смешивалась.

Среди эпиграфических источников можно назвать ряд так называемых «эфебических надписей», поздних по времени12 и стереотипных по содержанию, в которых упоминается о процессии эфебов в честь Артемиды Агротеры и о принесении ей жертвы на общественном алтаре в связи с обетом, данным ей при Марафоне.

Празднества, жертвоприношения и процессии в честь богини известны не только в Афинах. Декрет воинов и наемников в честь стратега Аристофана и других упоминает о празднестве Артемиды Агротеры в крепости Фила13: «Провозгласить о награждении венком и воздвижении статуи......в Филе,

когда будет совершаться жертвоприношение Артемиде,(Агро-тере)...»14.

Другой род эпиграфических документов, связанных с культом богини, — это передаточные ведомости казначеев «прочих

10 IG II—IIIs 10061; 1008; 1011; 1028; 1029; 1040; 1299.

11 Plut. De mal. Herod. 862 a.

12 Надписи IG II—III2 1006; 1008; 1011 относятся к годам 129/8—103/2. Надписи IG II—III2 1028—11029—к 102/1—31/130. Надпись IG II—III2 1040— начала или середины I в. до н. э.

13 Крепость Фила получила название от дема, который древнее ее. Крепость расположена по дороге из Афин в Фивы. По данным археологии, крепость возникла в IV в. до н. э. Между 294 и 283 годами, как вытекает из содержания данной надписи, в крепости стоял горнизон. Начиная со 11 в. до и. э. археологических данных или свидетельств источников о крепости Фила больше нет (W i е s п е г Z. Pauly—Wissowa. Real-Enzyclopädie, 49. Stuttgart, 1941, Sp. 1011—1013).

14 IG II—III2 1299. «Агротере» в греческом тексте соответствует

ApTEniôi тт| [AvQOTepa]t. Надпись восстановлена по аналогии с другими эФебическими надписями 1006, 1008, 1011, 1028, 1029.

Заказ 1335 33

богов». Эти надписи относят к годам 430/42915. До пас дошти 3 документа этого типа, где среди имён «прочих богов» упоминается имя Артемиды Агротеры 16.

Известно, что в Афинах существовала коллегия из десяти казначеев священных денег и предметов Афины. Коллегия учитывала суммы, выданные взаймы из наличных денег богини, находившихся во внутренней части храма, служившей государственным казнохранилищем, для государственных целей, или о передаче ценных предметов, хранившихся в трех кладовых на Акрополе.

Храмовые сокровища «прочих богов», которые первоначально хранились в храмах этих богов, были позднее тоже перенесены на Акрополь и помещены во внутренней части храма Афины, и по аналогии с казначеями Афины было учреждено центральное ведомство казначеев «прочих богов». В их обязанности входило ведение счетов от Папафиней до Панафи-ней, т. е. в течение четырех лет, и составление отчета и инвен-japiibix описей. Такое ведомство, как предположил Эд. Мейер17, возникло в 434/3 (ol. 86,3). Возможно, что ведомство казначеев «прочих богов» было создано по так называемому «Первому декрету Каллия», но декрет не сохранился полностью и поэтому дата его и вопрос о времени возникновения ведомства (до или после появления декрета) оспаривается.

Документ логистов18 упоминает поступление в [A]exatev

avöpanoöcov, которое Кирхгофф 19 понимает как десятую часть выручки от продажи военнопленных — часть, причитающуюся Агротере.

Единственное, что можно извлечь из плохо сохранившегося фрагмента IGI2 ЗЮш — это то, что займы из денег Артемиды Агротеры бы ли сделаны в кизииоеких, э ганских и керкир-ских статерах.

Интересна надпись IGP324. Надпись восстановлена в статье М. Ланг и Б. Меритта20, интерпретирована она в статье

15 Meyer Ed. Forschungen zur Alten Geschichte II. Halle, 1899, S. 90.

16 IG. I2 310ll8; IG I2 ЗЮ220; IG I2 324.

17 M e у e r E d. S. 90.

18 IG I2 3 1 022o.

19 Kirchhoff. Bemerkungen zu den Urkunden der Schatzmeister der anderen Götter. — Philologische und historische Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften zu Berlin. 1864, S. 30.

20 L a n g M. and M e r i 11 B. A text of the Iogistal inscription. — The classical quarterly. 1968, 18, p. 84—95.

Томпсона21. Из надписи видно, что из данных денег «прочих ? гов» были сделаны два займа (строки 54—97). Общая сум-составляет 54 таланта 5988 драхм, максимальные процен-

Jia__2231 драхм, минимальные — 2202 драхм.

ТЫ За четыре года (426/5—423/2) из денег, принадлежавших прочим богам», был сделан заём на сумму 766 талантов 10952/з драхм, а проценты составили 37 талантов 23 385Лг драхм. За эти же годы заём из денег Афины Полиады составит 4001 талантов 45 драхм, а проценты—195 талантов 17137г драхм, а из денег Афины Ники—-22 таланта 3098'/з драхм, проценты — 1 талант 5925/6 драхм. Томпсон на 238 странице своей статьи приводит размеры займов для каждого бога в отдельности. Из таблицы видно, что общая сумма займов из денег Артемиды Агротеры составляет 20 талантов. Восемь богов (Посейдон Сунийский — 28 талантов, Гефест — 25 талантов, Артемида Мунихия— 22 таланта и др.) имеют сумму больше, чем Артемида Агротера, но эта сумма в среднем превышает ее сумму на 3,8 таланта. Девятнадцать богов имеют меньшую сумму, она в среднем меньше суммы Артемиды Агротеры на 8,8 таланта. Два бога имеют сумму, равную ей.

Таким образом, 20 талантов — это одна из больших сумм в этой таблице, а большие займы говорят, разумеется, о размере денежных сумм храма и о значительном месте Артемиды Агротеры среди «прочих богов».

До сих пор речь шла о военном характере богини. Но у Аристофана, Плутарха, в эпиграмме Аполлонида и в других источниках мы встречаем следы черт, унаследованных Arpo-

i ^

терой от ее предшественницы л-orvia ftripcov. В недавно опубликованной работе Христу указывается на несколько изображений «владычицы зверей» с рыбами22. Так, на беотийской вазе геометрического стиля «владычица зверей» изображена в окружении животных и птиц, а в ее одежду врисована рыба23. Сюда же относится фрагмент с двумя женскими фигурами, держащими сосуд, из которого вытекает вода с рыбами24.

21 Thompson Е. Notes on Athenian Finance. — Classica et mediae-a22'г68. Y01' XXVIII. fase. 1-2, p. 216-240. p Я h ri s tou A. Potnia Theron. Eine Untersuchung über Ursprung 1968 snU]5gSf°rmen Und Wandlungen der Gestalt einer Gottheit. Thëssaloniki,

1955^ Vaf' 30(3°П ^ ^ <~'esc*1'c'1*e der griechischen Religion. I. München,

nupi н.Хри"У в своей работе ссылается на книгу Contenau G. Ма-а archeologie orientale. II. Paris, 1952, 681. Abb. 472.

O*

Рассматривая следы этого образа в представлениях об Артемиде Агротере, начнем с одного места из комедии Аристофана «Всадники». Агоракрит рассказывает о своем предложении афинскому Совету: «Опять Совет склонился к нему. Я же, когда увидел, что побежден навозом, обогнал его двумястами коров и посоветовал дать обет Агротере насчет тысячи козна-завтра, если сто трихид будут стоить один обол»25. Возникает догадка, нет ли здесь существенной связи между «Агротерон» и «трихидами», почему Агоракрит предлагает коз, почему именно тысячу? Схолии к Аристофану и современные издатели на этом вопросе не останавливаются28.

Но в одной из эпиграмм Аполлонида27 Артемида имеет прямое отношение к рыбам: «Триглу с раскаленного угля и фикиду тебе, хранительница вод, Артемида, приношу в дар я, Менис-рыболов, — и вино, налив до краёв и раскрошив сухой кусок хлеба, — приношение бедняка, за которое ты давай мне всегда полные сети улова; в твоих руках все сети, блаженная» 28.

В комментарии к стиху 39 гимна к Артемиде Каллимача еще Шпанхейм говорил о ней как о богине, покровительнице рыболовства, ссылаясь на Плутарха29. И в самом деле, мы находим у Плутарха такое упоминание Агротеры: «...наш сверстник Оптат почтил Агротеру многими лучшими частями и морского и лесного улова, а также богиню Динтинну...»30.

Наконец, из плиты, найденной на Таманском полуострове, мы узнаем, что «Ксеномид, сын Посия, посвятил храм Артемиде Агротере при Перисаде, сыне Левкона, архонте Боспора и Феодосии и царе синдов, торетов и дандариев»31. Станица Ахтанизовская, где была найдена эта плита, расположена на самом берегу моря, и вполне вероятно, что тамошние греки и местное население, более или менее эллинизированное, зани-

25 Arist. «Equités», 660.

26 Aristhophanes. Comoediae. I. Ed. Th. Bergk. Lipsiae, 1877; Aristophanes. Scholia graeca in Aristophanem. Ed. Diibner. Jaris, 1842; Aristophanes Comoediae Ed. Ribbeck. B. 1867; Ausgewählte Komödien des Aristophanes. Hrsg. v. Kock. I. В. 1862 и др.

27 Аполлонид — автор 31 эпиграммы. Жил в 1 в. н. э. Родом, вероятно, из Анфедона (R eitzenstein R. Pauly—Wissowa II. Stuttgart, 1896, Sp. 119—120).

28 Anthologia Palatina. VI, 105 (Apollonides).

29 Ezechiel is. Spanhemii in Callimachi hymnos observationes. Ult-rajecti, 1697.

30 Plut. De sollert. animal, 965 CD.

31 CIRB — Корпус Боспорских надписей. M.—Л., «Наука», 1965, № 1014.

авшееся здесь рыболовством, почитало Агротеру как покровительницу рыбной ловли.

Естественно, материал Причерноморья меньше всего под-одит для раскрытия природы греческих культов: мы редко *бпарУживаем их там в чистом виде. Но мы хорошо знаем, что для Афин V, IV веков рыболовство" представляло собой один из основных источников добывания пропитания, в отличие от охоты, которая была лишь видом спорта афинской аристократии, а район станицы Ахтанизовской был одним из центров, откуда рыба экспортировалась в Грецию.

Итак, все вышеприведенные тексты свидетельствуют о связи Артемиды Агротеры с рыбной ловлей.

Теперь вернемся к «Всадникам» Аристофана и попытаемся выяснить, как и чем связаны «трихиды» и «Артемида Агро-тера».

Кодбасник, придя с Совета, рассказывает о словесном поединке с Кожевником, где каждый вносил предложения, стремясь склонить Совет на свою сторону. Агоракрит посоветовал зарезать Агротере тысячу коз, если трихиды будут сотнями продаваться по одному оболу. Тысяча — это «явное преувеличение ради шутки — больше в два раза, чем за помощь при Марафоне, ведь Артемиде по обету, данному ей при Марафоне, жертвовали по пятьсот коз. Теперь понятно, почему именно Агротере обещает тысячу коз Колбасник — она ответственна за рыбную ловлю. Если она является богиней и покровительницей рыболовства, значит она может способствовать удачному лову, следовательно, сделать трихид дешевыми на рынке, облагодетельствовать этим афинских бедняков.

Таким образом, нами были рассмотрены два аспекта культа Артемиды Агротеры. Это — общественный государственный культ военной богини, связанный с древним празднеством 6-го боэдромиона и расширенный в связи с обетом, данным ей пои Марафоне, прослеживающийся до 1 в. н.э. И культ богини, покровительницы рыбной ловли, где наряду с общественным характером культа мог иметь место и частный культ.

Я. В. ДОМАНСКИЙ К ПРЕДЫСТОРИИ ХЕРСОНЕСА ТАВРИЧЕСКОГО

Вопрос о времени и обстоятельствах основания в Крыму ераклеей Понтийской Херсонеса в науке считается всесторонне рассмотренным. Более тридцати лет тому назад акаде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.