УДК 94(47)
Ерохин Игорь Юрьевич
кандидат исторических наук [email protected]
Кубанская казачья
РЕСПУБЛИКА: К ИСТОРИИ ОФОРМЛЕНИЯ ИДЕИ
Igor Ur. Erokhin
PhD
Kuban cossack republic:
EVOLUTION HISTORY OF THE IDEA
Аннотация. Россия на современном этапе имеет федеративное устройство. При этом, это устройство ассиметричной формы в правовом контексте вопроса. Различные регионы государства как субъекты этого государства имеют различный набор прав и полномочий. Сам по себе этот факт уже таит потенциал диструкгив-ности, конфликтности. Поэтому становится особенно важным детально исследовать характер государственной деятельности и структуры этносов. Казачий этнос - наиболее пассионарный, активный и деятельный. В статье автор проводит дискурс идей казачьей государственной самостийности уникальной группы - кубанского казачества.
Ключевые слова: казаки, Россия, история, этнография, этнос, культура, традиции, народ, сознание, государство, идеология, губернаторы, война, республика.
Annotation. Nowadays, Russia is a federation. This state system is asymmetric if viewed from the legal context. Different regions of the country, being subjects of the state, enjoy different sets of rights and authorities. This fact in itself is already fraught with destructiveness and conflict situations. Therefore, it appears particularly important to explore in detail the character of the state activities and structures of the ethnoses. The Cossack ethnos is the most passionate, active and energetic. In this article, the author presents a discourse on the idea of the Cossack state independence of the unique group of the Kuban Cossacks.
Keywords: cossacks, Russia, history, ethnography, ethnos, culture, traditions, nation, consciousness, state, ideology, governors, war, republic.
Вопросы уникальности и специфики территорий с особыми группами этнического населения никогда не теряли своей актуальности в исторической литературе. Часто по проблеме развертывались достаточно острые дискуссии и споры. В последнее время даже оформилось специализированное научное направление, получившее наименование «регионогенеза» [3; 4]. Основателем его можно по праву назвать ученого А.Г.Дружинина, которым и был предложен соответствующий термин [3].
Казачьи самостийные республики появлялись в истории в разные периоды и моменты. Подобную практику использовали самые широкие группы казачества Дона, Сечи и других мест компактного проживания казачьих сообществ. Казачество Кубани сильно отличалось от них. Отличалось, прежде всего, государственной идеей создания самого войска. Кубанское войско, в отличие от казачества Сечи, Дона и др., изначально было сложено как институт и структура царской администрации. С этой целью в свое время на Кубань были переселены казаки-черноморцы, права которых сильно урезались.
Однако вопросы создания малых форм казачьей государственности, не обошли стороной и Кубань. Нелишне вспомнить, что именно на Кубани долгое время жили и действовали т.н. «некрасовские казаки» или «игнат-казаки», которые
активно сотрудничали стюрскими правителями и даже создали в заграничье т.н. Кубанское ханское (некрасовское) войско. Во владениях Османов и Гиреев некрасовцы сложили подобие неких казачьих государственных поселений-автономий с широким набором прав.
Гражданская война 1918-1920 гг. всколыхнула сознание казачества и подвигла его к обращению к идеям и концепциям собственного государственного устройства. Идеи, предлагаемые белыми или красными, не могли удовлетворить чаяния и ожидания казаков. Известный казаковед, атаман А.П. Богаевский писал по данному поводу: «Сама жизнь заставила казаков отделить свои края от советской власти и объявить их совершенно самостоятельными государственными образованиями» [1].
До 1917 г. Кубань именовалась областью. Кубанским краем область стала только в период казачьего государственного строительства периода Гражданской войны. Статус региона повысился.
В период анархии, хаоса и безвластия в 1917 г. по инициативе казачества образуется Кубанская Рада - высший орган самоуправления. Создание Рады вызвало ожесточенные протесты администрации с центра - Временного правительства. Но казаки проявили своеволие. Краевая рада принимает решение о создании полностью самостоя-
97
тельной и независимой Кубанской республики. Это решение на практике состоялось уже 28 января 1918 г. Республика возникла в составе бывшей царской кубанской области. 16 февраля 1918 г. было избрано правительство новой государственной структуры региона. Главой правительства стал ЛЛ. Быч. 4 декабря казаки утвердили республиканскую Конституцию. Граждане республики подали заявку на признание в Лигу Наций, что говорит о достаточной серьезности их намерений. Была утверждена символика: гимн, герб, флаг. Начались планомерные переговоры с другими самостийными и непризнанными государствами периода Гражданской войны, - Всевеликим Войском Донским, украинской Гетманщиной. При Кубанском войсковом правительстве на правах послов были аккредитованы представители из Г рузии, Армении, Персии, Азербайджана, Белороссии. В начале 1919 г. представительная делегация кубанских казаков-республиканцев посетила Парижскую мирную конференцию. Послы Кубани приняли участие и в Версальской конференции того же года [4].
Формально вооруженные силы казачьей республики вошли в состав «белого» движения, - Вооруженных сил Юга России, но отношения с генералитетом были непростые.
Былые генералы всячески пытались массово привлечь кубанское казачество на свою сторону. Однако, хотя союз подобного рода и имел место, он носил тактический характер. У лидеров «белых» и казачества в этот момент стратегические планы уже рознились. За казачью «самостийность» кубанцев критиковал А.Деникин, который напишет: «Ближайшими поводами для медоусобной борьбы, поднятой кубанской «революционной демократией», совмещавшей «казачий» социализм с самостийностью, служили вопросы о полной эмансипации Кубани от правительства Юга, о создании собственной армии, о пресловутой «экономической блокаде», вызванной кубанскими рогатками» [2]. Не менее сурово ситуацию видел П. Врангель, отмечавший, что в белых армиях дело чуть^уть не доходило до прямых схваток с казаками: «Лишь немного не хватило, чтобы начать драться с казаками, которые составляли половину нашей армии и кровью своей на полях сражений спаяли связь с регулярными воинскими частями» [5, с. 4]. Врангель писал: «То, что сделала Кубань в борьбе с Советами, теперь стало черниться грязными руками мелких самолюбивых самостийников. Они ставят свою самостийность выше идеалов Родины. Все больше и больше голосов, обвиняющих Кубань в этом преступлении».
Кубанская казачья республика 1918-1920 гг. просуществовала сравнительно недолго, пав под ударами наступавших частей большевиков. Много чаяний и надежд казачества осталось нереализованными.
Советская власть уничтожила территориально и политически Кубань как самостоятельный регион. Это продолжалось более 13 лет: с 1924 по 1937 гг. Существовал запрет на деятельность известного Кубанского казачьего хора, который был возрожден официальными властями лишь к 1936 г.
Возрождение казачества на Кубани происходит значительно ранее, чем в других частях страны. Уже в 1988 г. и позже регистрируются казачьи клубы и иные организации [6]. Один из клубов был создан при историческом факультете Кубанского государственного университета. Местная партийная власть не конфликтовала с казаками, в ряде случаев местные партийные руководители охотно шли на диалог с представителями возрождаемого этноса. Сами казаки долго не могли определиться о пути будущего развития. Эти мысли прочно увязывались с формами государственной концепции возрождаемого казачества.
В ельцинский период возрождения казачества на Кубани происходит раскол казачества. Было сформировано два казачьих войска, которые повели ожесточенною борьбу за включение в только что созданный государственный реестр. Одно из войск было создано при поддержке бывшей «красной» партийной элиты края. Оно называлось Всекубанское Казачье Войско. Высшим органом войска была - рада. В противовес данной структуре т.н. «белые» казаки организовали свое Кубанское Казачье Войско. Лидерами данной структуры стали казаки В. Головченко и Е. Нагай [6; 8].
Примечательно, что оба созданных войска, при всей разности к подходам в вопросах политики, достаточно прочно придерживались принципов казачьей государственной самодостаточности, самостийности, этнической характеристики казачества как общности. «Белые» казаки, не попавшие в реестр, занимали такую линию в связи со своей оппозиционностью. «Красное» же казачество было поддержано таким же «красным» губернатором Кондратенко [7], который всегда имел свое мнение и очень часто шел вразрез указаниям центра, - Москвы [6].
Источники того времени с опасением писали об идеях казаков: «В краснодарском крае проблема сепаратизма стоит наиболее остро, так как здесь в лице Кубанской казачьей Рады и Кубанского казачьего войска казачество провозгласило себя особым этносом, хотя и с известными оговорками...» [7].
Из всего вышесказанного становится возможным сделать определенные выводы. К важнейшим из них могут быть отнесены следующие: 1. Самостийная казачья государственность - объективный фактор казачьей истории, с которым нужно и должно считаться, учитывать, принимать во внимание; 2. Малые формы казачьей государственности как альтернатива традиционному государству имелись, как правило, возникали в «вольных» казачьих сообществах. Однако даже «государственное», очень централизованное Кубанское войско, не миновало этих процессов, что говорит об объективности самих процессов;
3. Опыт этно-национальной государственной идеи имеет свойство к повторению и воспроизводству на определенных исторических этапах, это важно учитывать при разработке доктрин развития современного государства.
98
Литература:
1. Богаевский АЛ. Казачество и самостийность // Возрождение. 1927. № 1522.
2. Деникин А. Очерки российской смуты. Париж, 1921; М., 1999.
3. Дружинин АЛ. О. Южно-Российский регионогенез: факты, тенденции, этапы // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2
4. Звонок. Русский регионогенез на Северном
Кавказе как опыт автономного самоуправления [Электронный сетевой ресурс]. URL :
http://www.cossackdom.eom/articles/z/zvonok_rus_r egio.htm
5. Калинин ИМ. Под знамен ем Врангеля: заметки бывшего военного прокурора. Ростов-на-Дону, 1991.
6. Карасев И. Почему Кубань не республика? [Электронный сетевой ресурс]. URL : http://www. rbardalzo. narod. ru/7/balachka2. html
7. Ротов В., Придиус П. Кубань: Один год с батькой Кондратом и его Дружиной. Краснодар, 1998.
8. Ткаченко П. Атаманы Кубани и казачество // Новая газета Кубани. № 9(1615). 10.02.2011.
Literature:
1. A. Bogaevsky. Cossacks and Independence // Vozrozhdenie. 1927. No. 1522.
2. A. Denikin. Essays on the Russian Revolt. Paris, 1921; M., 1999.
3. A. Druzhinin. South-Russian Regional Genesis: Facts, Trends, Stages // Scientific Thought of the Caucasus. 2000. No. 2.
4. S. Zvonok. Russian Regional Genesis in the
North Caucasus as Autonomous Self-Development Formation Experience [Electronic online resource]. URL : http://www.cossackdom.com/articles/z/
zvo nok_ru s_reg io.htm
5. I. Kalinin. Under Vrangel's Banner: Comments by a Former Military Prosecutor. Rostov-on-Don, 1991.
6. I. Karasev. Why Isn't Kuban a Republic? [Electronic online resource]. URL : http://www. rbardalzo. narod. ru/7/balachka2. html
7. V. Rotov, P. Pridius. Kuban: A Year with Boss Kondrat and His Squad. Krasnodar, 1998.
8. P. Tkachenko. Kuban Atamans and Cossacks // Novaya Gazeta of Kuban. No. 9 (1615). 10.02.2011.
99