Кто сегодня воспитывает детей дошкольного возраста?
Вершинина Надежда Александровна, Хащанская Мария Карловна
СПб АППО, г. Санкт-Петербург
Ключевые слова:
воспитание дошкольников, воспитывающие взрослые
Аннотация: Целью статьи является актуализация роли сотрудничества воспитывающих взрослых в дошкольном образовании. Дается определение понятия «воспитывающие взрослые». Сегодня в практике отечественной школы цели обучения доминируют над воспитательными. При этом в дошкольных образовательных учреждениях именно воспитание имеет приоритетное значение.
Формирование ключевых компетенций - это лишь одна из задач воспитания, подчиненных общей цели становления картины мира ребенка, основанной на системе ценностей, которая соответствует как запросу социума, так и его личностным интересам и реализуется в ходе приобщения детей к культурному наследию. Использовать новые возможности человек будет в соответствии с системой ценностей, которая формируется в процессе воспитания.
Опрос, педагогов и родителей, показал, что на вопрос «На кого возлагается основная ответственность в воспитании детей?» Респонденты дали такие ответы:
Таблица 1
Варианты ответов Педагоги (% от 14 чел.) Родители (% от 94 чел.)
детский сад помогает семье 71 58
семья и детский сад несут равную ответственность 29 30
семья помогает детскому саду 10
не ответили 1
Исторически образование осуществлялось в процессе взаимодействия в сложившейся системе социальных институтов воспитания и культуры [5,6,7]. К ним относятся семья, школа, церковь, театр, музей, библиотека, СМИ, Интернет. По мнению Л.М. Ванюшкиной, в ходе истории совокупность социокультурных институтов представляла собой единую многоканальную систему познания мира [4]. Автор считает, что можно говорить об их равноправии в осуществлении функции освоения и передачи культурного наследия. Мы полагаем, что семья и ДОО выполняют в такой системе особую роль, координируя и организуя педагогический процесс, осуществляя отбор знаний, опыта, информации. В семье ребенок получает первый культурный опыт, который передается, как правило, непрофессионально, на бытовом уровне.
В дошкольных образовательных учреждениях социализация осуществляется профессиональными педагогами в процессе дидактической адаптации культурного опыта. Другие социокультурные институты помимо своих ведущих функций, связанных с накоплением, сохранением и трансляцией культурного опыта, также выполняют роль образовательных каналов. По отношению к ребенку такая их роль является вторичной, опосредованной. Взаимодействие с ними направляется семьей и образовательными учреждениями, для которых воспитание и обучение - основная функция. В разные временные периоды соотношение роли и места социокультурных институтов по отношению к системе образования было различным. В дореволюционной России приоритетом для школы также являлось обучение, в то время как другие социальные институты (семья, церковь, музей, театр) выполняли функции воспитания и просвещения [4].
Однако вследствие событий, последовавших за революцией 1917 г., система образования
превратилась в инструмент политического давления, отсекая других социокультурных партнеров от педагогического процесса. Воспитание, строившееся в 20-70-е гг. XX в. не столько на освоении культурного наследия, сколько на идеологии, все больше формализовывалось, утрачивая связь с жизнью. В этой ситуации образованию, в том числе дошкольному, отводилась роль авторитетного проводника и судьи в области формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения. Система рекомендовала, что читать ребенку, что ему смотреть, чем с ним заниматься, где, как и с кем проводить свободное время. Церковь была исключена из системы образования, семья в деле воспитания была поставлена в подчиненное и зависимое от нее положение.
Изменения, происходящие в современном обществе, формируют другой социальный запрос [1,2]. Он не может быть осуществлен только путем реформирования образования «изнутри». Он требует реализации идей открытого образования, что предполагает отход от «школоцентристской» модели освоения культурного наследия и расширение образовательного пространства в логике взаимодействия всех социальных институтов.
Многоканальная модель освоения культурного наследия сегодня становится частью современного образовательного процесса. Семья, как социальный институт, в котором проходит социализация, включается в равноправное партнерство как союзник образовательного процесса [1]. В наши дни мы становимся свидетелями того, как музеи, театры, библиотеки все более активно включаются в образовательный процесс, предлагая различные образовательные программы для дошкольников. Церковь организует обучение в воскресных школах, выездные лагеря. СМИ и интернет транслируют образовательные и развивающие передачи. Этим, как правило, занимаются специально создаваемые детские образовательные отделы или сотрудники, в чьи служебные обязанности входит работа с детской аудиторией. Они становятся участниками образовательного процесса, но, обладая компетентностью в своей профессиональной области, зачастую не имеют при этом педагогического образования. Для них трудность заключается в незнании возрастной психологии, обучающих и развивающих методик, средств, целей и задач воспитания, свойственных именно этой возрастной аудитории. Они не всегда понимают, как их собственные средства могут быть наиболее эффективно использованы, чтобы способствовать становлению системы ценностей ребенка.
Кроме того, они не всегда понимают свое место и роль в целостной образовательной системе. Для преодоления системных противоречий и решения проблем современного образования необходимо обеспечить согласование действий всех участников педагогического процесса. Анализ показывает, что приобщение к культурному наследию является важнейшей функцией для всех категорий участников педагогического процесса. Поскольку культура является проводником в мир ценностей, а усвоение ценностей составляет основу процесса воспитания, то системообразующим фактором, на основании которого можно объединить перечисленных взрослых в одну категорию, является процесс воспитания, который все они осуществляют осознанно и целенаправленно. Это позволяет нам определить социальную общность, объединяющую взрослых, целенаправленно занимающихся воспитанием через освоение культурного наследия в силу своих профессиональных обязанностей или социальных ролей, как воспитывающих взрослых. Представляется, что использование этого термина может быть полезным в поиске решений проблем современного дошкольного образования.
Участники образовательного процесса, входящие в состав неформального сообщества «воспитывающие взрослые», имеют общие педагогические функции и объединены общими, признанными ими целями воспитания, которые направлены на становление системы ценностей у воспитанников и реализуются в ходе их приобщения к культурному наследию. Можно ожидать, что при определенных условиях системное сотрудничество воспитывающих взрослых будет сопровождаться синергетическим эффектом, проявляющимся в изменении качества результата процесса воспитания дошкольников.
Таким условием является согласованность и координация их действий, определяемая общностью целей и средств их достижения.
Список литературы:
1. Закон "Об образовании в РФ", 273-Ф3, гл. 4, ст. 44. URL: http://ipipip.ru/zakon-ob-obrazovanii-2/44/ (Дата обращения 07.02.2016).
2. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). URL: http://ps.1september.ru/1999/88/3-1.htm (Дата обращения 1.02.2016).
3. Ванюшкина Л.М. 2003. Внеаудиторное образование - путь в новое образовательное пространство. Монография. - СПб.: Лита, 2003. - С. 223.
4. Новикова С.С. 2000. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. -464 с.
5. Радугин А.А., Радугин К.А. 1995. Социология: Курс лекций: Для студентов и преподавателей вузов, техникумов и учащихся старших классов школ, колледжей, гимназий, лицеев. - М.: «Владос», 1995. - С. 18.
6. Социология: учебное пособие / А.Н. Данилов [и др.]; под общ. ред. А.Н. Данилова. - Минск: Вышэйшая школа, 2014. - С. 319.