Научная статья на тему 'Ксенофобия как социально-педагогическая проблема соременного общества'

Ксенофобия как социально-педагогическая проблема соременного общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
690
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КСЕНОФОБИЯ / ФОБИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ПРИЧИНЫ / ОСОБЕННОСТИ / XENOPHOBIA / PHOBIA / YOUTH / REASONS / FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Апанасюк Лариса Ахунжановна

В статье основное внимание уделено рассмотрению понятия «фобия» в различных науках и выявлению причин и особенностей проявления ксенофобии в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

XENOPHOBIA AS SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM OF MODERN SOCIETY

In article the main attention is paid to consideration of concept «phobia» in various sciences and to identification of the reasons and features of xenophobia manifestation in the youth environment.

Текст научной работы на тему «Ксенофобия как социально-педагогическая проблема соременного общества»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

КСЕНОФОБИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

СОРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА1

Л. А. АПАНАСЮК

В статье основное внимание уделено рассмотрению понятия «фобия» в различных науках и выявлению причин и особенностей проявления ксенофобии в молодежной среде.

Ключевые слова: ксенофобия, фобия, молодежь, причины, особенности.

Термин «фобия» происходит от имени греческого бога страха Фобоса. Это скрытое, неосознанное, навязчивое, неконтролируемое, иррациональное, неадекватное существующему положению дел переживание страхов конкретного содержания, которое охватывает человека в определенной обстановке и сопровождается ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями.

В психологии рассматривают два типа страха -нормальный, понимаемый как естественная реакция, и патологический, который называется фобией. Основу фобий составляет глубоко скрытая тревожность. Как правило, фобии - это страхи того, что реальной угрозы не представляет или потенциально может быть опасным. Стрессовая ситуация и воспоминания о ней активизируют уже существующую тревогу, нервная система дает сбой, и формируется фобия. Часто у людей с фобиями в мозгу происходят уникальные химические реакции, вследствие которых они намного сильнее реагируют на стресс-стимулы. Тревожность, не находящая выхода, разрастается, страхи «клонируются», и человек становится зависим от них.

Причина возникновения фобии спрятана глубоко в бессознательном человека. Есть простой кардинальный способ избавления от фобии - изменить образ жизни так, чтобы страх прекратился или перестал быть актуальным.

Рассмотрим более подробно особенности проявления фобий.

В медицине и психологии понятие страха определяется как эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному сущест-

1 Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ по проекту «Теоретические основы социально-культурной профилактики проявлений терроризма и экстремизма в современной России» № 6.2666.2011.

вованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Страх возникает не только при непосредственном воздействии опасных для существования факторов, но и при их предвосхищении. В зависимости от характера грозы интенсивность и специфика переживания страха варьируется в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на её источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).

Реальный или воображаемый страх может побуждать различные группы к действиям, формируя различные типы поведения, как социально одобряемые, так и антисоциальные. С наибольшей интенсивностью антисоциальные реакции проявляются в панике или в крайних формах девиантного и даже делинквентного поведения.

В современных гуманитарных исследованиях фобии трактуются не только как психологический, но и как социокультурный феномен [1].' Фобии условно подразделяют на две большие группы. К первой относится трансцендентный страх (представляющий собой какой-то абстрактный образ, страх бытия, он размывается по мере возрастания степени абстрагирования и приобретает черты символа). Вторая группа, в свою очередь, условно разделяется на фобии, которые изучаются психологией и даже психиатрией (имеют психофизическую обусловленность и тесно связаны с ментальностью личности) и на символически-бытийственные фобии, которые являются предметом анализа для философии, эстетики, этики, культурологии, а также педагогики и социально-культурной деятельности.

Психологи рассматривают фобии как одну из составляющих психики человека, актуальную в любой исторический период. Социологи полагают определяющим механизмом формирования фобий общественное мнение, поэтому столь актуальны в социологии исследования репертуара страхов и фобий в общественном мнении, а также социальных предпосылок формирования фобий. Социологический подход понимания фобий характеризует их как когнитивные конструкции, элемент повседневного мышления, поддающийся конкретно-социологическому исследованию.

Представители исторической науки связывают фобии со спецификой ментальности: суть фобий меняется вместе с изменением ментальности общества.

Культурологи сосредоточивают внимание на культурной фобии как своеобразной реакции на культурный шок. Распространение фобии происходит успешно в том случае, если с ситуацией культурного шока или значимой для группы проблемой продолжительное время сталкивается та или иная социально-культурная общность.

Для этнографов формирование фобий связано с этнопсихологическими механизмами, с устоявшимися этническими стереотипами, традициями и ритуалами: в этнографии фобии исследуются в контексте мифологических и религиозных верований. Существует множество мифологем, символически выражаемых в художественной деятельности общества и оформляемых в фольклорных, религиозных, философских и иных представлениях.

Психологи и медики рассматривают фобии как психическую патологию, фобическое нарушение, связанное с потенциальным риском социальной дезадаптации [2]. Медики разрабатывают особые клинические критерии, обеспечивающие возможность ранней диагностики и адекватной оценки фобических нарушений, особенно в юношеском возрасте, с характерными акцентуациями характеров. Специалистам-медикам указанные критерии позволяют точно определять стратегию и тактику минимизации негативных последствий, выявленных нарушений, а также оптимизации психотерапевтических, психокоррекционных и реабилитационных мероприятий, а также социо-терапевтической помощи, позволяющей создать у развивающейся личности своеобразный психологический «антифобический барьер».

Медики также фиксируют гендерные различия в распространении ипохондрических фобий: у юношей достоверно чаще, чем у девушек, обнаруживались детские изолированные страхи (тем-

ноты, одиночества), а также простые пространственные (высоты, глубины) и зоофобии. В то же время только у девушек отмечался страх избыточного веса - вейт-фобия. При этом у девушек, как правило, социофобические нарушения субъективно оказывались менее мучительными.

Время возникновений фобических нарушений медики связывают с тремя особыми периодами в онтогенезе: впервые появившиеся в дошкольном возрасте (1 - 6 лет); в «раннем детстве» на этапе начала школьного обучения (7 - 10 лет); в «среднем детстве», в препубертате и пубертате (11 - 17 лет). Анализ клинико-динамических закономерностей фобического синдрома у юношей показал большую степень их соответствия этапам развития личности.

Все фобические феномены по механизму развития медики подразделяют:

- на возникшие как конституционально обусловленные психопатологические образования, отражающие «архаические» филогенетические закономерности, не несущие особой клинико-динамической нагрузки;

- на развившиеся как реактивные психопатологические формы и соответствующие клинико-динамическим стереотипам расстройств адаптации.

Значимую роль в их формировании играют такие личностные особенности, как повышенная впечатлительность, неуверенность в себе, склонность к тревожным ожиданиям.

Психиатры рассматривают фобии в качестве составляющих сложных симптомокомплексов, относящихся к неврозоподобной патологии (тре-вожно-фобической, обсессивно-фобической) или вялотекущей шизофрении. Молодые люди с фо-бическими расстройствами не умеют точно предвидеть развитие коммуникативных и несложных житейских ситуаций, не проявляют эмпатии, неправильно оценивают или не принимают во внимание мнение окружающих. Недостаток воображения не позволяет им развить тонкое эмоциональное восприятие собственных и чужих душевных состояний.

Помимо фармакотерапии для купирования и преодоления фобических состояний, а также возникающих жизненных трудностей, стрессовых ситуаций, для повышения толерантности к стрессогенным воздействиям медики рекомендуют психотерапевтические, психокоррекционные и психообразовательные вмешательства, а также социореабилитационные мероприятия на основе индивидуального, дифференцированного подхода. В частности, рекомендованы тренинг уверен-

ного поведения, социально-психологический тренинг с приобретением поведенческих и когнитивных умений.

Ксенофобия, как некий вид фобии, - сложный комплекс негативных эмоциональных проявлений. Его основу составляет чувство враждебности, включающее эмоции страха, отвращения и презрения (ощущение собственного превосходства) к «чужакам».

Ксенофобия имеет биологическое объяснение, как инстинкт самосохранения, желания сохранить себя и свой будущий род. Подобное явление этологической изоляции можно наблюдать и у животных в межвидовом поведении, когда проявляется сильная неприязнь, нетерпимость и агрессия к особям, не принадлежащим данному виду, стаду и т. п. С точки зрения биологии такое поведение - своеобразный запрет на появление смешанных пар. Будучи биологическим видом, человечество с настороженностью относится к тем, кто отличается по расе, внешнему виду и характеру поведения.

Центральным психологическим механизмом ксенофобии является стремление человека делить мир на «мы» и «они», которое в современной психологии рассматривается на основе концепта социальной идентичности. Идентичность является базовым психологическим образованием, концентрированно выражающим сущность человека, его представления, эмоции, мотивы, знания, ценности, стереотипы, поведенческие схемы, нормы и стандарты. Понятие позитивной идентичности включает в себя позитивное отношение не только к собственной группе, но и подобное же отношение к другим группам. Человек всегда стремится сохранить свою позитивную идентичность и свою группу, в которой он нуждается и к которой хочет принадлежать. Человек, обладающий позитивной идентичностью, не воспринимает мир как угрожающий, он толерантен по отношению к другим группам, и для него не характерны ксенофобиче-ские установки. Гипертрофированное стремление человека отождествить себя исключительно с одной группой приводит к формированию групповой гиперидентичности, для структуры которой характерен выраженный дисбаланс в пользу позитивного образа своей группы, убежденности в ее превосходстве над «чужими» группами. Главную угрозу своей идентичности индивид видит в чужаках, обладающих другой идентичностью. При этом негативные стереотипы по отношению к какой-либо группе значительно повышают вероятность наличия негативных стереотипов и по отношению к другим группам. Выполняя функцию

изоляции, ксенофобия мешает развитию конструктивного межкультурного диалога, порождает насилие, конфликты, конфронтации, терроризм.

Сильная идентификация с той или иной группой повышает чувствительность ко всем типам угроз, порождает защитные действия, реакции и импульсы, обладающие теми же характеристиками, которые обычно приписываются эмоциональным состояниям ксенофобии. Это выражается в персонификации объектов страха - ими становятся конкретные люди или группы, а воплощенный страх становится понятным, легче искать способы борьбы с ним. Защитой от него становится ксено-фобическая агрессия на индивидуальном, групповом, культурном и политическом уровнях. Посредством персонификации страх рационализируется, а агрессия канализируется: всегда находятся враги и «козлы отпущения». Наибольшему проявлению ксенофобии подвержены те группы, которые чувствуют угрозу своей социальной идентичности. В каждом этносе можно отыскать любимый объект ксенофобии. Причем представители отвергаемой группы не обязательно резко отличаются своими культурными особенностями или принадлежат другой расе.

Наиболее яркие проявления ксенофобии иррациональны, но могут быть оправданы логически.

Психопатологическое состояние общества, в котором широко распространена ксенофобия, получило название социальной паранойи. Ксенофо-бическое мышление подчиняется логике угрозы и законам страха. Ксенофоб опирается не на факты и доказательства, а на подозрения, на собственные проекции тревог и страхов, на приписывание другим мотивов злого умысла, враждебности и разрушения. Ксенофобическое мышление фанатично: предрассудок превращается в стержневой мотив личности, в жизненную программу поведения. Ксенофобы воспринимают себя как орудие неких высших сил, избранное для противодействия «чужим», инакомыслящим, которых оценивают как средоточье всех зол человечества и как виновников своих личных катастроф [3]. Для ксенофоба характерна глубокая убежденность в своей правоте, единственности разделяемой картины мира или ситуации. Противоречащие этому данные либо игнорируются, либо воспринимаются как ложные, измышленные противниками. Ксе-нофобическое мышление проективно, ксенофоб подсознательно стремится избавиться от собственных недостатков, неконтролируемого страха, негативных переживаний посредством перенесения (проекции) их на других людей или группы.

Таким образом, процессы развития ксено-фобных настроений среди молодых россиян набирают рост и являются проблемой, которая требует разработки концепций, моделей и программ, способных оперативно и эффективно купировать конфликтогенные настроения и межкультурную напряженность среди молодежи.

Способность к преодолению ксенофобии обеспечивается высокой лабильностью понимания молодым человеком фактов и событий окружающей жизни, происходящих социальнодемографических и этнокультурных процессов; позитивным самоотношением, коммуникативной активностью, устойчивой потребностью в самореализации и самоактуализации; успешным осознанно контролируемым взаимодействием и поведением в инокультурном окружении.

Предупреждение и преодоление ксенофобии в молодежной среде требует разработки и использования педагогических технологий, обеспечивающих ценностно-смысловое отношение молодых людей к меняющейся поликультурной ситуации и актуализирующих усилия личности по формиро-ваниюсобственной толерантной культуры.

Литература

1. Аношкин А. А. Фобии в российской предпринимательской культуре: дис. ... канд. культурол. Челябинск, 2009.

2. Головина А. Г. Фобические синдромы в структуре психической патологии у подростков: дис. ... д-ра мед. наук. М., 2011.

3. Асмолов, А. Г. На пути к толерантному сознанию М., 2002.

* * *

XENOPHOBIA AS SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM OF MODERN SOCIETY

L. A. Apanasyuk

In article the main attention is paid to consideration of concept «phobia» in various sciences and to identification of the reasons and features of xenophobia manifestation in the youth environment.

Key words: xenophobia, phobia, youth, reasons, features.

№ ? ^5Э), 2G^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.