Научная статья на тему 'Крёстный отец небесного князя: деятельность американского миссионера И. Робертса в Китае в период тайпинского восстания'

Крёстный отец небесного князя: деятельность американского миссионера И. Робертса в Китае в период тайпинского восстания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
718
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЦИНСКАЯ ДИНАСТИЯ / ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ / АМЕРИКАНСКИЕ МИССИОНЕРЫ / И. РОБЕРТС / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / США / CHINA / QING DYNASTY / TAIPING REBELLION / AMERICAN MISSIONARIES / ISAACHAR ROBERTS / INTERNATIONAL RELATIONS / THE USA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анисимов Александр Леонидович

В статье рассматривается деятельность американского баптистского миссионера И. Робертса в Китае в период Тайпинского восстания. Руководитель повстанцев Хун Сюцюань назначил миссионера министром иностранных дел Тайпинского государства с целью привлечения иностранцев на сторону восставших, однако свою главную роль Робертс продолжал видеть в распространении христианского вероучения среди повстанцев. Не видя никакой перспективы для миссионерской деятельности в Нанкине, американец решил покинуть тайпинскую столицу. Автор делает вывод о том, что И. Робертс не оказал существенного влияния на политику тайпинского руководства в отношении иностранцев и христианских миссионеров в Китае, что привело к падению его авторитета среди последних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Godfather of Tien Wang: the activity of American missionary Isaachar Roberts in China during the Taiping Rebellion

The article deals with the activities of the American Baptist missionary Isaachar Jacox Roberts in China during the Taiping rebellion. The leader of rebels Hong Xiuquan appointed him as the Minister of Foreign Affairs of the Taiping state in order to win foreigners to the rebels’ side, but Roberts continued to see his key role here in promoting Christianity among the rebels. Seeing no prospects for missionary work in Nanjing, the American decided to leave the Taiping capital. The author concludes that Roberts did not have significant influence on the policies of the Taiping leaders towards the foreigners and Christian missionaries in China that led to the decline of his authority among the latter.

Текст научной работы на тему «Крёстный отец небесного князя: деятельность американского миссионера И. Робертса в Китае в период тайпинского восстания»

УДК 951.081:973.06

А.Л. Анисимов*

КРЁСТНЫЙ ОТЕЦ НЕБЕСНОГО КНЯЗЯ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АМЕРИКАНСКОГО МИССИОНЕРА И. РОБЕРТСА В КИТАЕ В ПЕРИОД ТАЙПИНСКОГО ВОССТАНИЯ

В статье рассматривается деятельность американского баптистского миссионера И. Робертса в Китае в период Тайпинского восстания. Руководитель повстанцев Хун Сюцю-ань назначил миссионера министром иностранных дел Тайпинского государства с целью привлечения иностранцев на сторону восставших, однако свою главную роль Робертс продолжал видеть в распространении христианского вероучения среди повстанцев. Не видя никакой перспективы для миссионерской деятельности в Нанкине, американец решил покинуть тайпинскую столицу. Автор делает вывод о том, что И. Робертс не оказал существенного влияния на политику тайпинского руководства в отношении иностранцев и христианских миссионеров в Китае, что привело к падению его авторитета среди последних.

Ключевые слова: Китай, Цинская династия, Тайпинское восстание, американские миссионеры, И. Робертс, международные отношения, США

Godfather of Tien Wang: the activity of American missionary Isaachar Roberts in China during the Taiping Rebellion. ALEXANDER L. ANISIMOV (Far Eastern Branch of the Russian Academy of Law, Ministry of Justice of Russian Federation).

The article deals with the activities of the American Baptist missionary Isaachar Jacox Roberts in China during the Taiping rebellion. The leader of rebels Hong Xiuquan appointed him as the Minister of Foreign Affairs of the Taiping state in order to win foreigners to the rebels’ side, but Roberts continued to see his key role here in promoting Christianity among the rebels. Seeing no prospects for missionary work in Nanjing, the American decided to leave the Taiping capital. The author concludes that Roberts did not have significant influence on the policies of the Taiping leaders towards the foreigners and Christian missionaries in China that led to the decline of his authority among the latter.

Key words: China, Qing dynasty, Taiping Rebellion, American missionaries, Isaachar Roberts, international relations, the USA

Работ отечественных историков, посвященных деятельности миссионеров в странах Дальнего Востока и, в частности, американских миссионеров в Китае, не очень много. В основном они носят общий характер [2; 3; 5], к тому же написаны в период «холодной войны», время противостояния России и США, и это наложило свой отпечаток: авторы подчеркивают главным образом негативный характер деятельности

миссионеров в Китае. Практически не исследовалось то положительное, что делали миссионеры, какую роль они сыграли в развитии контактов между двумя странами. Это объясняется, вероятно, и тем, что в то время отношение властей СССР к религии было негативным.

В современной российской историографии появились работы, посвященные деятельности амери-

*АНИСИМОВ Александр Леонидович, доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации (Дальневосточный филиал).

E-mail: [email protected] © Анисимов А.Л., 2013

канских миссионеров в Китае в период Тайпинского восстания [1; 2]. Наметился интерес к изучению деятельности отдельных миссионеров в Цинской империи в середине XIX в. В этой связи можно выделить статью А.Л. Анисимова, в которой рассматривается миссионерская и дипломатическая деятельность одного из наиболее влиятельных американских миссионеров того периода, внесшего существенный, хотя и не однозначный, вклад в становление американокитайских отношений, - Питера Паркера [3].

Целью данной статьи является изучение деятельности одного из значительных американских миссионеров в Китае в середине XIX в. в период наивысшей точки его влияния на тайпинское руководство и западных миссионеров.

Многочисленные крестьянские выступления, имевшие место в Китае в первой половине XIX в., вылились в 1850 г. в мощное Тайпинское восстание, которое возглавило «Общество поклонения богу», созданное сельским учителем Хун Сюцюанем в 1843 г. [7, с. 133-136].

19 марта 1853 г. тайпины захватили Нанкин, который был переименован ими в Тяньцзин (Небесная столица) и провозглашён столицей Тайпинского государства -Тайпин-тяньго (Небесное государство всеобщего благоденствия), основанного 11 января 1851 г. в Цзиньтяне. Главой нового государства стал Хун Сюцюань, присвоив себе титул Тянь-вана (Небесного князя).

В политике США в отношении Тайпинского восстания можно выделить два этапа: 1) 1850-1859 гг. - период нейтралитета; и 2) 1860-1864 гг. - период относительного нейтралитета, соучастия в интервенции и подавлении Тайпинского восстания.

На первом этапе правительство США, американские представители в Китае, миссионеры и предприниматели ещё до конца не определили своего отношения к тайпинам и заняли выжидательную позицию. В это время американское правительство, в условиях быстрого роста и успехов тайпинского движения, вынуждено было считаться с тайпинами как с реальной силой и вероятными претендентами на власть над всем Китаем. Но наряду с этим оно пыталось оказывать давление на цинское правительство, добиваясь от него новых уступок.

Что касается тайпинов, то руководители повстанцев выступили против неравноправных договоров с западными державами. Это привело США и другие западные страны к отказу от политики нейтралитета, способствовало их интервенции против тайпинов.

На втором этапе политика Соединённых Штатов в отношении Тайпинского восстания воплотилась в содействие интервенции против тайпинов, объявлении блокады Тайпинского государства и косвенном

участии в его подавлении с использованием иррегулярных сил.

Наиболее информированными о положении дел в Цинской империи, о восстаниях во внутренних областях Китая были миссионеры. Так, американский священник Френч ещё 27 сентября 1850 г. сообщал о восстании в Гуанси, а другой американский миссионер - доктор Бриджмен - писал в 1851 г., что Цин-ская империя достигла критической точки и в ней близится революции [9, с. 567].

Миссионеры одними из первых среди иностранцев узнали и о восстании. В начальный период среди американских миссионеров имелись четыре группы, по-разному настроенные по отношению к нему. Одни с энтузиазмом встретили восстание, другие сочувствовали ему, третьи встали в оппозицию к тайпи-нам, а четвёртые выступали за интервенцию против них. Многие миссионеры сочувствовали тайпинам, так как боялись, что их поражение приведёт к ужесточению политики цинских властей по отношению к христианству, миссионерам, а тайпины могли бы дать свободу для христиан в Китае. Такого мнения придерживались, в частности, такие миссионеры, как Коутерман, Мартин, Толмедж, Годдард и др. [9, с. 571-575].

К группе противников тайпинов относились такие миссионеры, как Френч, Болл, Ранкин, Сайл, Хаппер. Но если Френч выступал за вмешательство в дела тай-пинов со стороны «божественного трона», то Хаппер шёл значительно дальше. В своих письмах в газету «Чайна Мейл» он писал о необходимости вменить в обязанность иностранцам «подавить настоящее (тай-пинское - А.А.) движение». В письме секретарю миссии Американского комитета от 21 мая 1853 г. Хаппер просил того встретиться с президентом США Ф. Пирсом и «порекомендовать ему назначить посланника в Англию, чтобы согласовать ограниченную интервенцию Англии и США» против Тайпинского государства. Он считал, что «эскадры США, находящейся в японской экспедиции и исследующей северо-восточное побережье и моря, будет достаточно, чтобы усмирить страну, если она присоединится к сторонникам императора» династии Цин [9, с. 576].

После того как тайпины сделали Нанкин своей столицей, американские миссионеры попытались установить с ними связь с тем, чтобы выяснить их намерения, отношение к иностранцам, а также чтобы повлиять на руководителей восстания, сделать их орудием в руках иностранцев. Но американское правительство отрицательно отнеслось к этим попыткам, опасаясь, что вмешательство во внутренние распри в Китае может вызвать недовольство других держав и будет способствовать обострению их борьбы за Китай.

В мае-июне 1853 г. американский миссионер

Ч. Тейлор предпринял попытку добраться до Чжэнь-цзяня, занятого повстанцами. Тайпинский генерал Ло Даган дружественно принял его, а затем дал письмо к «иностранным братьям» в Шанхае. Попытки Тейлора установить контакты с тайпинами вызвали большое неудовольствие американского посланника Х. Маршалла (1852-1853 гг.), который заявил, что миссионер совершил большое преступление, согласно закону 1848 г. [9, с. 583-584]. Дело в том, что ещё 11 августа 1848 г. Конгресс США принял акт о наказании смертной казнью тех американских граждан, которые будут принимать участие в мятежах и восстаниях против цинского правительства с целью его свержения. Такие действия законом объявлялись тягчайшим преступлением. Американский особоуполномоченный в Китае Р. Маклейн (1853-1855 гг.) значительно смягчил наказание своим соотечественникам за нарушение акта 1848 г. 5 декабря 1854 г. он издал указ, согласно которому участие американцев во внутренней борьбе в Китае наказывалось штрафом до 10 тыс. долл. или тюремным заключением сроком до трёх лет [9, с. 580].

Эти законодательные акты поставили значительную преграду на пути контактов между американцами и тайпинами и должны были продемонстрировать нейтралитет США по отношению к внутриполитической борьбе в Китае.

Американский особоуполномоченный в Китае Х. Маршалл высказался и против визита в Нанкин другого миссионера - И. Робертса, - рассматривая этот визит как нарушение нейтралитета США, закона 1848 г. и договора Ванся 1844 г. [9, с. 584; 13, с. 205].

Американские миссионеры смогли привлечь к христианству многих китайцев. Они оказали влияние и на тайпинов, их доктрины. Многие из них были христианами, крещенными американскими миссионерами. Например, будущий руководитель Тайпинского восстания был обращен в христианство И. Дж. Робертсом, одним из первых баптистских миссионеров в Китае. Еще в 40-е годы XIX в. он пригласил будущего руководителя тайпинов в Гуанчжоу для изучения христианской доктрины и стал его крестным отцом.

11 мая 1854 г. Иссакар Робертс получил приглашение от Хун Сюцюаня посетить Нанкин для проповедования христианского вероучения. Миссионер отправился в столицу Тайпинского государства, но в Шанхае он был остановлен Хэмфри Маршаллом. Первые попытки Робертса встретиться с руководителем восстания оказались безрезультатными из-за противодействия цинских властей, но в 1861 г. он всё же достиг столицы Тайпин Тяньго, где прожил пятнадцать месяцев.

Руководители тайпинского государства предприняли усилия, чтобы привлечь иностранцев на свою сторону или, по крайней мере, добиться их нейтралитета по отношению к гражданской войне в Китае. 28 февраля1861 г. Хун Сюцюань опубликовал специальный манифест, адресованный высшим тайписким чиновникам, иностранным министрам и народам. В нем он объявил, что американский миссионер Робертс является «управителем иностранных дел», и предложил иностранным государствам избрать «хороших людей», по одному от каждого государства, в помощь Робертсу. Американский, английский и другие консулы объявлялись наследственными чиновниками Тай-пинского государства и подчинялись руководителю ведомства языков. Все дела, сообщал Хун Сюцюань в специальном манифесте, должны были улаживаться соответствующими консулами. Иностранцам предписывалось почитать новую власть, платить пошлины и не помогать маньчжурам, разрешалось торговать за пределами городов, но они не должны были считать китайские порты и воды своими [5, с. 703-707].

13 марта 1861 г. Хун Сюцюань издал приказ о назначении Робертса министром иностранных дел и указ, адресованный высшим тайпинским сановникам, китайским и иностранным купцам, в котором отмечалось, что все иностранцы рассматривались как братья и за их убийство виновные наказывались смертью. Все иностранцы, совершившие преступления, подлежали суду И. Робертса и консулов. Окончательное утверждение приговоров оставалось в руках Хун Сюцюаня. В помощь Робертсу должен был быть избран судья из числа иностранцев, который вместе с Робертсом расследовал бы все преступления, совершённые иностранцами. Министр иностранных дел должен был также ведать всеми торговыми делами с иностранными государствами. Каждая страна могла назначить консула, который вместе с Робертсом следил бы за иностранными делами [12, с. 1130-1131]. Но попытка тайпинов установить официальные отношения с западными державами не увенчалась успехом.

Американский миссионер отказался от этого предложения, как и от последующих [12, с. 1129; 13, с. 289-291, 298-299].

Приглашенный ко двору главы Тайпиского государства, Робертс нашел, что Хун Сюцюань (его бывший ученик) представил новую модель баптизма. 31 декабря 1861 г. он писал в своих записках, что его пригласили в Нанкин не для того, чтобы проповедовать Евангелие и обращать китайцев в христианство, а для того, чтобы он занял должность министра иностранных дел и проповедовал догматы, установленные Хун Сюцюанем, а также для привлечения

иностранцев на сторону тайпинов. Догматы лидера повстанцев он считал нехристианскими, идущими от дьявола. На его взгляд, они больше походили на учение мормонов.

Робертс полагал, что в глубине души тайпиские лидеры чувствуют, что их учение противоречит Евангелию, но терпят христианство, исходя из своих политических интересов [10, с. 348-349]. Возмущение Робертса вызывало и то, что Хун Сюцюань по-своему трактовал Священное Писание: он призывал, опираясь на примеры Ветхого Завета, убивать людей так же безжалостно, как Давид, и наполнять свой гарем женщинами, как Соломон.

Негодование Робертса вызвал и обряд крещения, который использовали тайпины: вместо окропления или погружения человека в воду они обмывали подложечную ямку полотенцем, смоченным теплой водой [11, с. 160].

Не видя никакой перспективы для своей миссионерской деятельности и деятельности других миссионеров в Нанкине, Робертс решил покинуть тайпин-скую столицу и не возвращаться туда, до тех пор пока ситуация для работы христианских миссионеров не улучшится. Это решение, принятое им в конце декабря 1861 г., он осуществил не сразу. Робертс оставался в Нанкине еще некоторое время, надеясь принести хоть какую-то пользу христианской церкви, но в конце концов вынужден был спасаться бегством после того, как подвергся оскорблениям и угрозам со стороны Кан-ванна. На глазах американского миссионера было совершено кровавое нападение на его личного слугу. К тому же, несмотря на все попытки, Робертсу не было дозволено увидеться с Хун Сюцюанем [10, с. 348].

В конечном итоге, разочаровавшись в тайпинах, убедившись, что ему не удастся повлиять на руководителей повстанцев в направлении их сближения с западными державами, Робертс в 1862 г. вернулся в Шанхай.

На первом этапе восстания наиболее активной силой были миссионеры, которые попытались оказать влияние и на выработку политики Вашингтона в отношении восстания. Среди них можно выделить две категории: одни исходили из идеологических соображений и стремились использовать тайпинское движение, имевшее христианскую окраску, для распространения влияния христианства, расширения христианского мира, вовлечения многомиллионного Китая в лоно западноевропейской цивилизации. Они выступали за сотрудничество с тайпинами, за помощь им в борьбе с Цинской династией или, по крайней мере, за благожелательный по отношению к тайпинам нейтралитет.

Другие миссионеры исходили в первую очередь из экономических интересов США в этой стране, интересов торгово-промышленной буржуазии северовосточных штатов, с которой были тесно связаны и

сами были выходцами из этого региона Соединённых Штатов. Они, убедившись в невозможности добиться от тайпинского руководства новых уступок в деле дальнейшего «открытия» Китая и опасаясь за судьбу уже полученных, выступили за интервенцию против тайпинов, за поддержку Цинской династии, которая шла на все большее удовлетворение требований западных держав в экономической, политической и религиозной сферах, особенно после поражения во второй опиумной войне.

И. Робертс был наиболее близким к лидеру Тай-пинского восстания иностранцем, но, не будучи достаточно гибким человеком, имея ограниченную образовательную подготовку, неистовый характер и неспособность увидеть различия между более или менее важными догматами своей веры, не оказал существенного влияния на политику тайпинского руководства в отношении иностранцев и христианских миссионеров. Это привело к падению его авторитета среди христианских миссионеров в Китае.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов, А.Л. Американские миссионеры в Китае // Культура, наука и образование народов Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона: история, опыт, развитие: материалы междунар. науч.-практ. конф. Хабаровск. 2-5 октября 1995 года. Вып. 5 / под общ. ред. М.И. Алексеенко. Хабаровск : Хабаров. гос. ин-т искусств и культуры, 1996. С. 106-110.

2. Анисимов, А.Л. Американские миссионеры и Тайпинское восстание (1850-1864 гг.) в Китае // Первая научно-практическая межвузовская конференция «Педагогический процесс в условиях перехода к новому состоянию общества»: тез. Биробиджан, 20-21 декабря 1991 г. Биробиджан, 1991. С. 143-146.

3. Анисимов, А.Л. Питер Паркер - дипломат и миссионер. (Из истории политики США в Китае в середине XIX в.) // Новая советская литература по общественным наукам. История. Археология. Этнография. (Библиографический указатель ИНИОН АН СССР). М., 1991. № 2. С. 40.

4. Воронцов, В.Е. Миссионеры и их наследники. Повороты политики США в отношении Китая. М. : Политиздат, 1986. 239 с.

5. Илюшечкин, В.П. Крестьянское восстание тайпинов: дис. ... д-ра ист. наук. М., 1966. Т. 1,2. 932 с.

6. Мурадян, А.А. Американские миссионеры в странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Океании в ХГХ в. М. : Наука, 1971. 88 с.

7. Новая история Китая / отв. ред. С.Л. Тихвинский. М. : Наука, 1972. 637 с.

8. Халфин, Н.А., Янки на Востоке, или Колониализм без империи. М. : Мысль, 1966. 200 с.

9. Littell, J.B., 1928, Missionaries and politics in China - The

Taiping Rebellion, Political Science Quarterly, Vol. XLIII, no. 4, pp. 566-598.

10. MacNair, H.F., 1923, Modern Chinese History: Selected Readings, Shanghai: Commercial Press.

11. Martin, W.A.P., 1907, The Awakening of China, N.Y.: Doubleday, Page & Company.

12. Michael, F., 1971, The Taiping Rebellion. History and documents, Vol. III, XV, Seattle-L.: University of Washington Press.

13. Spence, J.D., 1996, God’s Chinese son: the Taiping Heavenly Kindom of Hong Xiuquan, N.Y. - L.

REFERENCES

1. Anisimov, A.L.,1996, Amerikanskie missionery v Kitae [American missionaries in China] In: Kultura, nauka I obrazovanie narodov Dal’nego Vostoka Rossii I stran Aziatsko-Tihookeanskogo regiona: istoriya, opyt, razvitie. Materialy mezhd. Konferencii, Khabarovsk. October 2-5, 1995, Khabarovsk: Khabarovskiy gosudarstvennyi institut iskusstv I kultury, pp. 106-110. (in Russ.)

2. Anisimov, A.L., 1991, Amerikanskie missionery I

Taypinskoe vosstanie (1850-1864 gg.) v Kitae [American missionaries and Taiping Rebellion (1850—1864) in China] In: Pedagogicheskiy protsess v usloviyah perehoda k novomu sostoyaniyu obschestva. Birobidzhan, December, 20-21 1991, Birobidzhan, pp. 143-146. (in Russ.)

3. Anisimov, A.L., 1990, Piter Parker - diplomat i missioner (Iz istorii politiki SShA v Kitae v seredine XIX v.) [Peter Parker - diplomat and missionary (From the history of the US policy in China in the middle of the XIX century)], INION, no. 42901, 33 s. // Novaya sovetskaya literature po obschestvennym naukam. Istoriya. Arheologiya. Etnografiya. (Bibliograficheskiyi ukazatel’ INION AN SSSR), Moskwa, no. 2, p. 40. (in Russ.)

4. Vorontzov, V.P., 1986, Missionery I ih nasledniki. Povoroty politiki SShA v otnoshenii Kitaya [Missionaries and their successors. Turns of the US policy towards China], Moskwa: Politizdat. (in Russ.)

5. Ilyushechkin, V.P., 1966, Krest’yanskoye vosstanie taypinov [Peasant rebellion of taipings] Dokt. Diss., Moskwa. (in Russ.)

6. Muradyan, A.A., 1971, Americanskie missionery v stranah Dal'negoVostoka, Yugo-Vostochnoy Azii, Okeanii v XIX v. [American missionaries in the countries of the Far East, Southeastern Asia, Oceania in the XIX century], Moskwa: Nauka. (in Russ.)

7. Tihvinskiyi, S.L., ed, 1972, Novaya istoriya Kitaya [Modern History of China], Moskwa: Nauka. (in Russ.)

8. Halfin, N.A., Muradyan, A.A., 1966, Yanki na Vostoke, ili Kolonialism bez imperii [Yankees in the East, or Colonialism without the Empire], Moskwa: Mysl’. (in Russ.)

9. Littell, J.B., 1928, Missionaries and politics in China - The Taiping Rebellion, Political Science Quarterly, Vol. XLIII, no. 4, pp. 566-598.

10. MacNair, H.F., 1923, Modern Chinese History: Selected Readings, Shanghai: Commercial Press.

11. Martin, W.A.P., 1907, The Awakening of China, N.Y.: Doubleday, Page & Company.

12. Michael, F., 1971, The Taiping Rebellion. History and documents, Vol. III, XV, Seattle-L.: University of Washington Press.

13. Spence, J.D., 1996, God’s Chinese son: the Taiping Heavenly Kindom of Hong Xiuquan, N.Y. - L.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.