Научная статья на тему 'Крым территория инвестиционных возможностей'

Крым территория инвестиционных возможностей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ / INVESTMENT PROCESS / REGIONAL PROJECTS / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липушкина И.Ю.

Сложившаяся политическая и экономическая ситуация в стране сформировала тренд изменения инвестиционной среды в Российской Федерации. Республика Крым может стать территорий, где создание Института развития позволит оптимальным образом использовать сформировавшийся тренд для реализации инвестиционных проектов, используя различные источники финансирования, технологии, проектные идеи, а также вовлечь в инвестиционные процессы как участников внутреннего бизнес-сообщества, так и игроков извне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крым территория инвестиционных возможностей»

Липушкина И.Ю. ©

ФБНУ «Институт макроэкономических исследований»

г. Москва

КРЫМ ТЕРРИТОРИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Аннотация

Сложившаяся политическая и экономическая ситуация в стране сформировала тренд изменения инвестиционной среды в Российской Федерации. Республика Крым может стать территорий, где создание Института развития позволит оптимальным образом использовать сформировавшийся тренд для реализации инвестиционных проектов, используя различные источники финансирования, технологии, проектные идеи, а также вовлечь в инвестиционные процессы как участников внутреннего бизнес-сообщества, так и игроков извне.

Ключевые слова: инвестиционный процесс, региональные проекты, экономический рост, корпорация развития.

Keywords: investment process, regional projects, economic growth.

21 марта 2015 года Российская Федерация отмечала годовщину присоединения Крыма. Ровно год назад Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал два документа: закон о ратификации договора России и Крыма и федеральный конституционный закон о принятии Крыма и образовании в составе России новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

На момент принятия столь значимого решения (начало 2014 года) экономика Крыма характеризовалась величиной ВРП 192 млрд руб., или 98 тыс. руб. на душу населения. Среднее значение ВВП на душу населения по России в тот же период - 454 тыс. руб., таким образом, Республика Крым и г. Севастополь относится к категории депрессивных регионов Российской Федерации.

Основной задачей, ставшей перед Российской Федерацией в отношении новых субъектов - повышение уровня социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополь и в перспективе достижение самодостаточности регионов.

Для достижения поставленной задачи необходимы значительные финансовые вложения и привлечение современных технологических разработок в развитие экономики Республики. Для подъёма экономики полуострова необходимо привлечение

государственных бюджетных (государственные программы) и внебюджетных (финансы госкорпораций, государственных агентств, фондов, гос.банков! средств, частных инвестиций и современных технологий (портфельные и стратегические инвесторы, включая иностранных) и средств кредитных организаций.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА Источником инвестиционного потенциала со стороны государства является принятая в августе 2014 года Федеральная Целевая Программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» общим объемом финансирования 681,2 млрд руб. с учетом 23,1 млрд руб. внебюджетного финансирования. Задачами программы стали [5]:

- устранение ограничений транспортной и инженерной инфраструктур. В транспортном комплексе средства сконцентрированы главным образом на строительстве и реконструкции транспортного перехода через Керченский пролив, аэропортов и автодорог, обеспечивающих связь с населенными пунктами и важнейшими объектами экономики, а

© Липушкина И.Ю., 2015 г.

также объектов портового хозяйства. В инженерном комплексе планируется

профинансировать мероприятия по обеспечению водоснабжения, водоотведения, берегоукрепления и теплоснабжения, обращению твердых бытовых отходов

- повышение качества энергоснабжения региона. В энергокомплексе предполагается устранить сетевые ограничения, создать собственную генерацию и обеспечить надежное и бесперебойное электроснабжение потребителей Крымского полуострова.

- развитие социальной сферы и обеспечение межнационального согласия. Развитие социальной сферы выражается в реализации мероприятий по строительству и реконструкции объектов здравоохранения.

Ключевая задача ФЦП — ликвидация максимально быстрыми темпами инфраструктурных уязвимостей Республики Крыма. Потому что, какие бы инвестиционные проекты не предлагались в регионе, те же транспортные издержки, связанные с поставками произведенной продукции в Крыму на «большую землю», или перебои с электроснабжением ухудшают экономику проектов.

КАПИТАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В 2013 году капитальные инвестиции в Республику Крым были использованы в объеме 60,4 млрд руб.1, что на 14,2% меньше уровня 2012 года [4]. Данное сокращение связано с уменьшением объема выданных кредитов банками и других займов практически в 2 раза.

Объем инвестиций в основной капитал, освоенный предприятиями и организациями Республики Крым в январе-сентябре 2014г. составил 15,3 млрд руб., что на 60,9% ниже уровня января-сентября 2013г. (Диаграмма 1) В основном все капитальные инвестиции в рассматриваемом периоде были освоены за счет собственных средств предприятий и организаций (47,6% общего объема инвестиций в основной капитал) и средств населения на строительство собственного жилья (38,3%). Кредиты банков и других займов сократились до 0,7 млрд руб. Средства государственного и местного бюджетов составили 0,3 млрд руб.

■ Другие источники финансирования

■ Средства населения на строительство собственных квартир Средства населения на индивидуальное жилищное строительство

■ Средства иностранных инвесторов

■ Кредиты банков и другие займы

■ Собственный капитал предприятий и оганизаций

■ Средства местного бюджета

■ Средства государственного бюджета

Диаграмма №1 Динамика капитальных инвестиций в разрезе источников финансирования

(млрд руб)

Наибольшую долю капитальных инвестиций (50,1%) в 2013 году было направлено в развитие промышленных видов деятельности, объемы которых по сравнению с январем-декабрем 2012г. уменьшился на 46,5%.

В 2014 году освоение капитальных инвестиций в промышленные активы существенно сократилось, по итогам 3 кварталов 2014г. объем инвестиций в основной капитал предприятий промышленной отрасли составил 1,9 млрд руб., что составляет всего лишь 8,4% от показателя 2013 года в годовом пересчете (Диаграмма №2).

Диаграмма №2 Структура капитальных инвестиций по видам экономической деятельности

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ По состоянию на конец 2013 года объем

2

прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Крым составил 1 608,9 млн долл. [4]. Темп роста прямых иностранных инвестиций имеет отрицательную динамику с 2011 года, так если в 2011 году объем иностранных инвестиций увеличился за год на 43,0% (на 350,7 млн долл.) то в 2013 году рост прямых иностранных инвестиций составил только 9,9% (их объем увеличился на 145,2 млн долл.).

Значительная часть прямых инвестиции в экономику Республики Крым осуществлялся из офшорных зон (порядка 40%), в том числе по состоянию на конец 2013 года из Кипра поступило 426,0 млн долл., Виргинских (Британских) островов - 146,3 млн долл., Белиза - 37,0 млн долл.

За апрель-сентябрь 2014 года в экономику Республики Крым от иностранных инвесторов поступило 15,7 млн долл. Прямых инвестиций из 8 стран мира: Гернси - 8,6 млн долл., Виргинских (Британских) островов - более 4 млн долл., Франции - 21,5 тыс. долл., Узбекистана, Белоруссии, Кипра, Белиза и Турции (суммы не раскрываются). Порядка 35% средств направлены в организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, еще 27% - на предприятия по временному размещению.

1 800 1 600 1 400 1 200 1 000 800 600 400 200 0

143,0%

125,5% 109,9% 1 608,9

1 463,7

1 166,3

815,6

2010

2011

2012

2013

160%

140%

120%

100%

80%

60%

40%

20%

0%

Нтыс долл. США ^^—% к предыдущему периоду

Диаграмма №3 Динамика прямых иностранных инвестиций (тыс. долл США)

СРЕДСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ По данным Банка России, на территории полуострова Крым на момент присоединения к РФ действовали отделения и филиалы 80 банков с украинской лицензией, в том числе 2 самостоятельных крымских банка -«Черноморский банк реконструкции и развития» (ЧБРР) и банк «Морской» (переименован в «Севастопольский Морской банк»), которые на настоящий момент получили лицензию ЦБ РФ. Помимо указанных двух кредитных организаций, на территории Республики Крым и г. Севастополя по состоянию на 01.12.2014г. действуют 526 структурных подразделений и 18 филиалов банков с российской лицензией.

Банками, расположенными на территории Республики Крым, по состоянию на конец 2013 году было выдано кредитов на общую сумму 64,4 млрд руб [6]. Объем привлеченных депозитов превышал объем выданных кредитов на 24,8 млн руб. На протяжении периода 2011-2013гг. дебетовое сальдо показывало рост за счет ежегодного существенного увеличения объема вкладов прочего сектора экономики (в том числе населения Республики).

Основную долю в кредитном портфеле по Республике занимают нефинансовые корпорации, на конец 2013 года объем выданных им кредитов составил 39,2 млрд руб. (60,9%). Основной объем кредитов выдан предприятиям промышленного производства (67,4% от выданных кредитов нефинансовым корпорациям) и компаниям оптовой и розничной торговли (13,0%).

По состоянию на 01.07.2014г. головными офисами кредитных организаций и филиалами, расположенными на территории региона, было выдано кредитов на сумму 410 тыс. руб., в том числе корпоративному сектору - 401 тыс. руб Депозитными корпорациями в Республике Крым на аналогичную дату было выдано кредитов на сумму 27,4 млрд руб.

Проведенный анализ источников инвестиционных возможностей Республики Крым указывает на сложности вхождения инвестиций в регион, что ограничивает экономический рост Республики в ближайшей перспективе. Базовыми проблемами привлечения инвестиции в регион являются:

• политические и экономические риски для субъектов экономической деятельности РФ и иностранных инвесторов, пожелавших инвестировать в Крым,

• «непонимание» среды инвестирования - инвесторы не обладают актуальной информацией о текущем и перспективном состоянии экономики региона и местного бизнессообщества,

• отсутствие объективной оценки стоимости активов (земля, недвижимость, акции, бизнес и др.) в силу текущей политической и экономической ситуации на полуострове.

Для преодоления сложностей требуется инструмент, который выступит бизнесинтегратором всех процессов, происходящих в инвестиционной среде Республики, и направит их по сформулированному Г осударством вектору развития Республики.

В одном из интервью министр по делам Крыма Олег Савельев заявил, что основные задачи министерства по делам Крыма - поддержать крымскую экономику, которая находится в непростом положении, и компенсировать действие западных санкций, сделав привлекательными дополнительные инвестиции [3].

Таким инструментом по активизации инвестиционных процессов в столь не простое время для полуострова могла выступить Корпорация развития Крым (далее КРК) в форме открытого акционерного общества под кураторством Министерства РФ по делам Крыма.

Корпорация примет участие в проектировании и дальнейшей реализации проектов с участием частного капитала и государственных внебюджетных средств, в том числе с возможностью использования бюджетных источников финансирования в рамках реализации проектов ГЧП, отвечающих государственным стратегиям и программам развития Республики Крым и г. Севастополь.

КРК выступит в качестве платформы объединения финансов, технологий, проектных идей и инвестиции как внешних, так и местных представителей бизнес-сообщества. Деятельность КРК позволит организовать работу по комплексному освоению инвестиционных площадок, в том числе для различных групп инвесторов, организованных по кластерному принципу. Любой из участников инвестиционного процесса получит в лице КРК экспертную площадку проектов с возможностью привлечения широкого круга российских и зарубежных экспертов (рис.1).

Рис. 1. Схема роли Корпорации развития Крым в инвестиционном процессе полуострова

Корпорация развития Крым формализует участников каждого конкретного проекта через создание отдельного юридического лица, что позволит сформировать понятную и прозрачную бизнес-среду. Такая форма реализации проектов:

• создаст точку приложения для инвестиций потенциальных инвесторов (как государственных, так и частных) и кредитов финансовых и нефинансовых институтов,

• обеспечит возвратность инвестиций для каждого его участника, в том числе Корпорации, через продажу капитализированной доли в проекте, либо через получение дохода от деятельности компании,

• закрепит в юридической плоскости все достигнутые договоренности между участниками реализации проектов.

Примером такого проекта можно рассмотреть формирование многовекторного сельскохозяйственного кластера, схема которого представлена на рис.2. Для повышения инвестиционной привлекательности такой проект может быть рассмотрен в рамках принятого в ноябре 2014 года Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Особый режим, применяемый участниками свободной экономической зоны (далее СЭЗ), включает: особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации участниками СЭЗ инвестиционных проектов; особый режим налогообложения в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; предоставление в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ, субсидий на компенсацию затрат участников СЭЗ [2].

Рис. 2. Создание многовекторного сельскохозяйственного кластера в рамках Свободной

Экономической Зоны

Таким образом, в контексте программы развития Крыма будет создана Система реализации проектов, использующая различные источники финансирования, технологии, проектные идеи и вовлекающая в инвестиционные процессы как участников внутреннего бизнес-сообщества, так и игроков извне.

Система позволит:

Государству - получить в лице КРК грамотный и системный инструмент развития экономики, что повысит эффективность реализации программы социально-экономического развития полуострова, а также сократит сроки ее реализации.

Республике Крым и г. Севастополю - повысить деловую активность в регионе, а также расширить отраслевую структуру экономики региона.

Инвесторам - получить новые качественные объекты инвестирования свободных ресурсов и расширить свое присутствие за счет выхода на новые рынки;

Финансовым институтам - получить новые качественные объекты размещения

свободных ресурсов.

'В пересчете по среднегодовому курсу руб./грн.

2Данные приведены нарастающим итогом с начала инвестирования (с 1994 года).

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

2. Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

3. Соколовский О.А. Липушкина И.Ю. Проектный подход в построении инновационной экономики Российской Федерации // Вестник экономической интеграции. 2013. №5-6 С. 145-154..

4. О.Савельев «Люди готовы терпеть все неудобства» Интервью Министр по делам Крыма О.

Савельев о том, что будет делаться на полуострове в ближайшее время Коммерсант от 21.10.2014 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kommersant.ru/doc/2594254 (дата

обращения 25.03.2015)

5. Официальный сайт Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым [Электронный ресурс]. — URL: http://gosstat.crimea.ru/(дата обращения 25.03.2015)

6. Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]. — URL: cbr.ru

7. Официальный сайт Национального Банка Украины [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.bank.gov.ua/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.