Научная статья на тему 'Кружевное наследство'

Кружевное наследство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кружевное наследство»



РЕГИОН КРУПНЫМ ПЛАНОМ

•л

л

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ш

КРУЖЕВНОЕ

НАСЛЕДСТВО

КАК ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО ПЫТАЕТСЯ ПОВЕРНУТЬ ИСТОРИЮ ВСПЯТЬ И СНОВА СТАТЬ МОДНЫМ БРЕНДОМ

НАТАЛЬЯ УЛЬЯНОВА

Вологодское кружево — первый из брендов, зародившихся на вологодской земле и получивших массовое распространение еще в Российской империи. К 1912 году на Вологодскую губернию приходилось 39,5% всех кружевниц России. В советское время традиции кружевоплетения не были утрачены. Волкружевосоюз, созданный в Вологде в 1930 году, объединил 50 профильных артелей, в которых в общей сложности работало 40 тысяч мастериц. В 1960-е годы артели были упразднены и реорганизованы в пять фабрик, которые вошли в Вологодское кружевное объединение «Снежинка». Перестройку традиционный вологодский промысел пережил с гораздо большими потерями, чем революцию. Достаточно сказать, что в 1990-е некогда крупное предприятие потеряло почти 80% своего персонала. Однако в таком компактном виде ему удалось пережить трудные времена, и к настоящему моменту ЗАО «Снежинка» довольно крепко стоит на ногах. Сейчас это малое предприятие, которое состоит из двух площадок — швейного и кружевного производства. По информации компании, оборот кружевного предприятия в 2014 году составил 40 млн рублей. Год на год не приходится, но в последнее время продажи довольно стабильны: для подобного производства большим достижением является то, что оно себя окупает. Есть дотации из федерального бюджета, однако генеральный директор компании Мария Агапова называет их скорее «приятным новогодним подарком», чем существенной помощью, критичной для показателей предприятия.

В «Снежинке» работает сотня сотрудников; ровно столько же вынесено за пределы штата. Как объясняет Агапова, специфика отрасли исторически предполагала надомную работу, которая была отменена лишь в советское время: «Здесь мы скорее подстраиваемся под возможности работниц, а далеко не все они могут выходить на полный рабочий день, поскольку у многих маленькие дети». С точки зрения гибкости управления персоналом старинное предприятие кажется невероятно продвинутым и социально ответственным. Так, на своих деревенских участках по просьбе трудящихся (штатных работников!) компания отпускает персонал на все лето. За это женщины берут обязательство выполнять двойную норму в другие сезоны. «У многих наших сотрудниц огороды,

домашний скот, — объясняет гендиректор «Снежинки». — А как известно, лето весь год кормит — поэтому здесь мы находим компромисс».

Сегодня уровень конкуренции несравним с тем временем, когда вологодское кружево находилось в зените своей славы. Но и сейчас предприятию удается удерживать свой специфический рынок. Спрос нестабилен, однако случаются и приятные неожиданности: например, с начала этого года продажи компании уже превысили показатели первых месяцев 2014-го. «Вероятно, это связано с процессами импортозамещения, — размышляет Мария Агапова. — Тем более что нам удалось сохранить цены прошлого года». И это притом что импортного сырья предприятие использует достаточно: почти все ткани и половину используемых для кружев ниток. Однако в кружеве стоимость сырья составляет всего 1% от себестоимости товара, все остальное — это труд кружевниц. Иными словами, использование деталей из кружева одновременно создает предприятию конкурентное преимущество и обеспечивает добавленную стоимость продукта, а с другой стороны — позволяет компании сохранять свои цены.

Компания производит и кружево ручной работы, и машинное, которое, впрочем, мало чем отличается от изделий, сплетенных вручную. Все дело в том, что предприятие до сих пор работает на старых машинах советского периода, которые составляют 70% парка оборудования. Конечно, техника постепенно обновляется, однако на старых машинах сотрудницы компании работают с большим удовольствием. С одной стороны, они ломаются намного реже, чем новые китайские и даже японские, с другой — именно за счет своей нетехнологичности они способны выдавать кружева, предельно напоминающие ручную работу. «Даже наше машинное кружево сильно отличается от того, что выпускается на современном оборудовании, и очень похоже на гипюр1», — замечает Мария Агапова. То, что делается вручную — обычно представляет собой готовый

1Сорт кружев с выпуклым рисунком узора. Машинные технологии производства гипюра уже появились, однако их качество сильно уступает ручной работе.

RETAIL BUSINESS RUSSIA & CIS 2015

Москва, 24-25 сентября, Центр Международной Торговли

1000 ПЕРВЫХ - ВМЕСТЕ! В НОВОМ ФОРМАТЕ:

Клуб РЕГИОНОВ

+ ВЫСТАВКА. ВПЕРВЫЕ НА САММИТЕ:

Private Brands Russia 2015!

ЭКСПО потребительских товаров для производства собственных брендов современными сетями.

Более 100 уникальных производств!

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ:

БИЗНЕ

журнал

ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ:

Ирина Чиннова

¡ren@b2bcg.ru |

СТАТЬ СПОНСОРОМ:

Елизавета Носенко

Elizaveta@b2bcg.ru

ф+7(495) 785-22-06 @ ¡nfo@b2bcg.ru @ www.b2bcg.ru у http://app.b2bcg.ru/ ^кплраа„Г ©

ВВС®

В2В Conference Group

■Л* •.•.« ....... .1 • и л»-.«1 .-к. л- •'I'»- -«'■» . • «-<1ч п :г. л» •-»..,..-г.-. » IV л «'..•«.<< 1'. и 1Л #•-•.» >••. ,( -ч.- 1-. I т*-.V»'..•«-<< 1'. .1 ••I.. л :#-•.»«...-I I -:!••- ьЛ-* л >•-. .л ь Л'» ..к« > • IV -< ♦.•«.<>•< .1 ч> к1!» - .»«..••■ .

Л «> "41»' '»«!•' Л '<«•' »1 *•»(•' »» -М»»' Л *»«•'Л '<«•' 3» Л *»«•' •> <

АЛЛО регион крупным планоклЕ ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

РЕГИОН КРУПНЫМ ПЛАНОМ

. ||*м«>| !■■■■■ ■ ||*1-«и .1* --Г ■ ■ 1ИВ—И !■■■■■ ■ , IР ■

1><|1) **фО Щ1" ><^>< ><||) ав;:' »»ф»» ¡:;

конечный продукт. А машинное кружево главным образом используется как фрагмент будущих изделий — его отправляют на производство, где шьется верхняя одежда, белье, столовое белье и т. д. Остальная часть машинного кружева пользуется огромным спросом на довольно специфическом рынке — рукоделия. Как объясняет Мария, сегодня декоративно-прикладным творчеством увлекается много людей, особенно модно шить кукол. И здесь Вологда способна предложить эксклюзивный товар: помимо особой техники плетения, это кружево отличает большая палитра. Подобным спектром могут похвастаться лишь единицы компаний в мире. Свои кружева, а также готовую продукцию «Снежинка» продает через собственные магазинчики в Вологде и отгружает заказчикам из торговых сетей других регионов. На Вологодчине остается всего треть всех изделий. Основные потребители на домашнем рынке — туристы и администрация области, которая является постоянным клиентом «Снежинки»: закупает различные изделия на подарки и презентационные материалы. За пределами области спрос постоянно меняется, и тенденции отслеживать гораздо сложнее. К примеру, некогда самые большие объемы продаж приходились на Москву, однако сейчас больше всего заказов идет с Дальнего Востока. Можно предположить, что не последнюю роль здесь играет близость к Китаю, однако пока иностранные рынки «Снежинка» всерьез не рассматривает. По крайней мере с Европой торговые отношения не сложились. Как поясняет Агапова, экономный европейский клиент воспринимает изделия ручной работы как предмет искусства, но не как товар. Так что пока главная цель — вернуть себе позиции общенационального бренда, сделать продукт хорошо известным за пределами области.

Чтобы оставаться привлекательным брендом не только для старшего поколения, предприятие в последнее время делает большую ставку на молодых дизайнеров, всячески стараясь подтолкнуть их творческий поиск в направлении использования кружева при создании коллекций одежды. «Мы сохраняем баланс между традициями и новыми тенденциями, без учета которых невозможно удерживать внимание целевой аудитории, — объясняет Мария Агапова. — Ни один бренд не может состояться настолько, чтобы исчезла необходимость вкладывать в него и вносить изменения. Вологодское кружево только потому и существует, что когда-то в него было вложено очень много сил. Продолжают свою жизнь далеко не все бренды. Даже от Древней Греции осталось не так уж и много. Прежде всего, наверное, Олимпийские игры, которые и существуют до сих пор благодаря тому, что этот бренд постоянно развивается за счет средств и усилий всех стран мира».

Единственная опасность, которую видит для развития предприятия его глава, — это общество потребления. Проблема в том, что компания находится в единой конкурентной среде с машинным производством, которое с точки зрения ценообразования всегда выигрывает у любого промысла. «Тенденция рынка — покупать дешево, много и непрерывно, — объясняет Агапова. — А подобные ориентиры не соответствуют идеологии традиционных промыслов, которые проповедуют совсем иные ценности. Нам важно делать так, чтобы в обществе всегда оставалось стремление к чему-то особенному, имеющему уникальную ценность, что будет служить долго и даже передаваться по наследству Сегодня это вызов для всех традиционных промыслов: нам приходится выживать в конкуренции с одноразовыми вещами».

I

Кружева, сохранившиеся в Вологде до наших дней, датируют XVII веком. Эти изделия слыли безумно дорогими: изначально их делали из льняных нитей, которые предварительно обвивали тончайшими «ворсинками» из золота или серебра — канителями (современное слово «канитель» происходит именно отсюда и отражает трудоемкость процесса).

Говоря сегодняшним языком, вологодское кружево вышло на массовый рынок в конце XVIII столетия, после того как вологодские кружевницы познакомились с заграничным нитяным кружевом, которое было более доступным по цене, поскольку изготовлялось из простых льняных, хлопчатобумажных и шелковых нитей. История запомнила имя вологодской кружевницы Анфии Брянцевой, которая в 1840-е годы разработала новую технику плетения штучных изделий — «вологодский манер», — которой затем обучила мастериц Вологды и окрестных деревень. Именно вологодские кружевницы, вооруженные новой техникой плетения, и создали славу местному кружеву: новомодные галстуки, накидки, воротники покорили города и страны. Выходит, региональный бренд — это уникальные люди вкупе с уникальным продуктом и технологией?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.