Научная статья на тему 'Круглый стол, посвящённый 190-летию В.И. Водовозова: стенограмма'

Круглый стол, посвящённый 190-летию В.И. Водовозова: стенограмма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круглый стол, посвящённый 190-летию В.И. Водовозова: стенограмма»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И. ВОДОВОЗОВА

КРУГЛЫЙ СТОЛ, ПОСВЯЩЁННЫЙ 190-летию В.И. ВОДОВОЗОВА: СТЕНОГРАММА

С.В. Иванова: Уважаемые коллеги, добрый день! С большим удовлетворением отмечаю внимание сотрудников лаборатории истории педагогики и образования к таким персоналиям, как Василий Иванович Водовозов. В.И. Водовозов - известный российский ученый, педагог, методист, общественный деятель. Его труды очень нужны современной науке и педагогической общественности. И подобные мероприятия, как сегодняшний круглый стол, помогают актуализировать такие значимые имена, возвращают нас к их богатому педагогическому наследию.

После открытия круглого стола были заслушаны доклады участников мероприятия: М.В. Богуславский выступил на тему «В.ИВодовозов - видный педагог и общественный деятель»; Б.А. Ланин охарактеризовал влияние В.И. Водовозова на разработку методических канонов литературного образования; Е.Е. Никитина представила вклад В.И. Водовозова в развитие методики обучения школьников чтению во второй половине Х1Х века. Материалы названных выступающих опубликованы в этом номере журнала «Отечественная и зарубежная педагогика».

После докладов состоялась активная творческая дискуссия научных сотрудников лаборатории истории педагогики и образования, Центра филологического образования и других участников круглого стола. Обсуждались следующие вопросы:

1. В.И. Водовозов - педагог, ученый, методист.

2. Развитие научных взглядов В.И Водовозова в системе образования XIX века.

3. Обучение чтению в XIX веке: методическая концепция В.И. Водовозова.

4. Воспитательное значение и педагогический смысл учебников В.И. Водовозова (аналитический обзор).

5. Опыт В.И. Водовозова в эпоху Нового времени.

6. Перспективы использования идей и методических подходов В.И. Водовозова в современном преподавании литературы.

Н.В. Беляева: Особенно хочу отметить вклад В.И. Водовозова в обучение учащихся написанию сочинений. Методист уделял большое внимание развитию мысли, самостоятельности учащихся, он раскрывал развивающийся потенциал живого русского слова. Сегодня это очень важно, так как произошло возвращение к школьному сочинению .

К.Ю. Милованов: Исследователю необходимо посмотреть на историческую эпоху, в которую происходило формирование научных взглядов

7

Круглый стол, посвященный 190-летию В.И. Водовозова: стенограмма I

В.И. Водовозова и которая оказала большое влияние на становление педагога как ученого.

В.Г. Безрогов: Чем можно объяснить особое признание среди плеяды отечественных методистов XIX века именно В.И. Водовозова?

Б.А. Ланин : Это объясняется во многом как объективными так и субъективными причинами. В.И. Водовозов действительно являлся основоположником отечественной методики литературного образования. Нельзя не отметить и роль его вдовы Е.Н. Водовозовой, которая в 20-30-е годы XX века очень активно пропагандировала педагогическое и методическое наследие своего супруга.

М.В. Богуславский : Не следует забывать и о том, что В.И. Водовозов органично вписывался в стандарты советской истории педагогики: он вырос в бедной семье, вдоволь пострадал от преследований «проклятого царизма». Он рассматривался как страстный сподвижник и продолжатель дела великого педагога К.Д. Ушинского. У Водовозова не было каких-то личностных и профессиональных высказываний, которые бы расходились с советской педагогикой.

В.Г. Безрогов : Хотелось бы отметить важные позиции, на которых можно сделать акцент:

1. Неординарность и красота стиля языка В.И. Водовозова.

2. Исследование понятийного аппарата терминов методической системы

B. И. Водовозова.

З.Обоснованность особой сочетаемости слов в учебниках Водовозова.

4. Личность В.И. Водовозова в контексте исторической эпохи.

C. В. Иванова: Спасибо, Виталий Григорьевич.

У меня вопрос: Чем различаются тексты книг для чтения Л.Н. Толстого и В.И. Водовозова?

Б.А. Ланин: Скорее всего, авторской аурой Л.Н.Толстого.

М.В. Богуславский: Следует учитывать, что в 60-70-е годы XIX века к Л.Н.Толстому как к писателю и тем более как к начинающему методисту и автору учебников еще не относились как к абсолютному классику . Критике подвергался его метод творческого чтения, а также система обучения грамоте. Н.В. Беляева: Думаю, что каждый из них был автором своей методики в обучении, потому и тексты разные. Но в то же время тексты обоих авторов носят воспитательный, поучительный характер.

М.В. Богуславский: Предлагаю продолжить практику совместной организации круглых столов и провести в 2016 году юбилейное мероприятие, посвященное 190-летию известного отечественного педагога-методиста

B. Я.Стоюнина.

C. В. Иванова: Коллеги, спасибо большое за активное, интересное обсуждение и организацию круглого стола. Благодарю за внимание.

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.