Научная статья на тему 'Кросскультурный подход к миссии преподавателя колледжа'

Кросскультурный подход к миссии преподавателя колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОССКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / МИССИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА / МИССИОННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА / CROSS-CULTURAL APPROACH / MISSION OF A COLLEGE TEACHER / MISSION APPROACH IN EDUCATION / PEDAGOGICAL PROFESSIONAL COMPETENCE OF A COLLEGE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазурчук Нина Ивановна, Чаплина Галина Юрьевна

Рассматривается инновационное развитие образования, ставшее стратегическим выбором России и Украины, что создало объективные предпосылки для актуализации национальной идеи, идеи служения. В этой связи становится очевидным, что происходящие преобразования привлекают интерес к проблеме миссии преподавателя колледжа как носителя и проводника культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазурчук Нина Ивановна, Чаплина Галина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROSS-CULTURAL APPROACH TO THE MISSION OF A COLLEGE TEACHER

The innovative development of education, which became a strategic choice of Russia and Ukraine, created objective conditions for actualization of the national idea the idea of service. In this connection it becomes apparent, that the current changes attract the interest to the problem of college teacher mission as a bearer and guide of the cultural values.

Текст научной работы на тему «Кросскультурный подход к миссии преподавателя колледжа»

УДК 371. 124 + 377.1 ББК Ч421.421

Н. И. Мазурчук

Екатеринбург

Г. Ю. Чаплина

Симферополь

КРОССКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К МИССИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА

ГСНТИ 14.37.01 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кросскультурный подход; миссия преподавателя колледжа; миссионный подход в образовании; профессионально-педагогическая компетентность преподавателя колледжа.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается инновационное развитие образования, ставшее стратегическим выбором России и Украины, что создало объективные предпосылки для актуализации национальной идеи, идеи служения. В этой связи становится очевидным, что происходящие преобразования привлекают интерес к проблеме миссии преподавателя колледжа как носителя и проводника культурных ценностей.

N. I. Mazurchuk

Ekaterinburg

G. Yu. Chaplina

Simferopol

CROSS-CULTURAL APPROACH TO THE MISSION OF A COLLEGE TEACHER

KEY-WORDS: cross-cultural approach; mission of a college teacher; mission approach in education; pedagogical professional competence of a college teacher.

ABSTRACT. The innovative development of education, which became a strategic choice of Russia and Ukraine, created objective conditions for actualization of the national idea — the idea of service. In this connection it becomes apparent, that the current changes attract the interest to the problem of college teacher mission as a bearer and guide of the cultural values.

Существует обусловленность изучения ряда педагогических явлений социальными, культурными и экологическими факторами. Кросскультурный подход к их рассмотрению наиболее актуален в условиях глобализации образования. Кросскультурные исследования направлены на выявление как универсальных, так и специфических особенностей изучаемых педагогических явлений, а также описывающих их теорий.

© Мазурчук Н. И., Чаплина Г. Ю., 2011

Так, в конце первого десятилетия XXI в. человечество все более осознает себя единым целым. В современной мировой практике прослеживается тенденция к пониманию универсальной общечеловеческой миссии образования в целом и преподавателя в частности. Интернационализация образования, обусловленная укрепляющейся экономической интеграцией, непосредственно осуществляется в масштабах геополитических регионов, которые

объединяют страны, близкие по условиям исторического развития и социально-экономической структуре. В этих странах, как показали кросскультурные исследования, общие представления об общемировых культурных ценностях, формировании планетарного сознания имеют сходные черты.

В этой связи вполне объясним тот факт, что проблема миссии преподавателя колледжа актуальна как для России, так и для Украины.

Сегодня эти страны переживают кризисные явления. В этот период, когда изменяются условия общественной жизни и социальная структура общества, устанавливается новая нормативноценностная его модель, а образование, имея общественную природу и исторический характер, отражает задачи социального развития и культуры этих обществ. В этих условиях преподаватель колледжа призван стать носителем и проводником ценностей инновационной модели образования, так как он является субъектом общественных отношений.

Теоретико-методологические установки, связанные с реформацией обществ, идущих по пути инновационного развития, предполагают изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. В этих странах создается системная модель содержания образования в отличие от модели, представленной разноуровневыми предметами со сла-бовыраженными межпредметными связями. Основополагающими ориентирами в системе современного образования на территории стран СНГ (Россия, Украина) являются гуманизированные, личностно ориентированные культурные ценности. В то же время развитие личности студента на всех уровнях — сознания, чувств и поведения — становится ценностным основанием педагогической деятельности преподавателя колледжа. Это утверждение базируется на изменении отношения к студенту как сложной многофакторной системе и к знанию, которое должно быть обращено в будущее, а не в прошлое.

В контексте вышесказанного деятельность преподавателя колледжа —

это государственная миссия, предназначение которой — создание условий для развития личности студента как носителя активной, инициативной, ответственной, творческой позиции; его самоопределение в культуре своей страны для служения своему гражданскому, профессиональному и семейному долгу, своему призванию. В этой связи центральное место в научных дискуссиях, разворачивающихся на фоне модернизации систем образования России и Украины, отводится мис-сионному подходу — актуальному направлению, отражающему генеральную цель образования и конечный смысл деятельности преподавателя колледжа, основанных на идее «служения».

Понятие «миссия» еще не осмыслено до конца. Но ясно только одно: именно образование наиболее полно и интегративно содержит практически все дефиниции рассматриваемого понятия, которые раскрывают его аксиологическое значение.

Миссия — это:

• главный критерий оценки необходимости всех действий;

• совесть прошлого и глаза будущего;

• прицеливание в будущее;

• главная суперцель;

• это видение своего предназначения в рамках общества;

• основной смысл существования;

• признак зрелости и профессионализма;

• индикатор всей деятельности [1]. Обобщая вышесказанное, можно

сделать вывод, что миссия преподавателя — это духовное образование, отражающее социальное мировоззрение педагога как совокупность взглядов, убеждений, ценностей и установок, определяющих способы профессиональной деятельности и общения, принципы бытия профессионального педагогического сообщества [4].

На уровне и научного, и общественного сознания укоренилось мнение о прямой зависимости реализации идей миссионного подхода в образовании, миссии преподавателя в педагогическом процессе, в первую очередь, от профессионально-педагогической компетентности учителя.

Глубокий анализ содержания и средств профессиональной деятельности преподавателя колледжа позволил нам рассмотреть сущность профессионально-педагогической компетентно-

сти посредствам деятельностного и культурологического подходов и выявить в структуре его профессиональнопедагогической компетентности 4 компонента и 4 элемента (таблица).

Таблица

Профессионально-педагогическая компетентность

Компоненты

профессионально-

педагогической

компетентности

преподавателя

колледжа

Элементы профессионально-педагогической компетентности

Коммуникативная

компетенция

Профессионально-

техническая

компетенция

Психологическая

компетенция

Риторическая

компетенция

Когнитивный

• знание нормативных документов, определяющих положение студента;

• знание основ педагогики взаимодействия, конфликтологии как науки о гармонии;

• знание особенностей педагогического, студенческого коллективов и т. д.

• знание характеристик стилей деятельности преподавателя;

• знание алгоритма ведения занятия;

• знание схем анализа и самоанализа занятия;

• знание алгоритма диагностики коллектива;

• знание современных технологий организации коллектива обучающихся;

• знание современных образовательных технологий, направленных на развитие обучающегося и т. д.

• знание роли ощущения и восприятия в овладении способностью к эмпатии;

• знание роли слова и его оттенков в процессе гармонизации знаний и нравственности;

• знание признаков классификации и типов детей по различному уровню эмоциональной выразительности и т. д.

• знание существенных признаков, системы требований педагогической риторики;

• знание причинноследственных связей между педагогической риторикой и культурой речи;

• знание вербальных средств воспитания и т. д.

Деятельностный

умение соотносить реальный процесс учебновоспитательного взаимодействия с теоретическими знаниями об организации коммуникативного процесса; умение ставить цели и решать сложные коммуникативные задачи, способствующие изменению взглядов, установок и ценностей обучающегося и т. д.

умение соотносить витагенный опыт обучающихся с содержанием изучаемого ими материала; умение системно мыслить и видеть противоречия в функционировании и развитии образовательной системы и т. д.

умение использовать знание особенностей личности обучающихся и мудрость чувств в решении сложных проблемных ситуаций;

умения выявлять показатели и причины проступков обучающихся; умение использовать защитные механизмы психики и способы снятия напряженности в условиях образовательного процесса и т. д.

умение использовать вербальные способы и средства воспитания; умение соответствовать системе требований педагогической риторики и т. д.

Творческий

• умение использовать инновационные способы взаимодействия;

• умение организо-

вывать и осуществлять продуктивную коммуникацию как с отдельными обучающимися, так и с группой лиц;_________

• умение организовать исследовательский поиск, сформировать интерес к исследовательской деятельности, как индивидуальной, так и групповой;

• умение ориентироваться в инновационных способах психологического проникновения в мир чувств и эмоций обучающегося;

• умение соотносить актуальность и результативность работы над собой по общему алгоритму формирования риторической компетентности с эффективностью работы по авторскому алгоритму;

101

Окончание таблицы

Компоненты профессионально- педагогической компетентности преподавателя колледжа Элементы профессионально-пе дагогической компетентности

Коммуникативная компетенция Профессионально- техническая компетенция Психологическая компетенция Риторическая компетенция

Творческий • умение принимать решения с учетом личностных и социальных последствий; • умение использовать традиционные способы общения для решения нестандартных задач и т. д. • умение сформировать у обучающихся навыки самоорганизации, самостоятельности, самообучения, саморегуляции, самоопределения и саморазвития; • умение распознавать, оценивать и анализировать исследовательские явления, ситуации, возникающие в жизни, исследовательские способности не только собственные, но и обучающихся; • умение соотносить эффективность работы при использовании общих алгоритмов с результативностью, достигнутой в процессе внедрения авторских технологий и собственной технологической цепочки; • умение проявлять энтузиазм и сподвижничество в деле педагогических инноваций; умение соотносить новые педагогические технологии со спецификой собственной профессиональной деятельности и т. д. • умение критически мыслить в сложных нестандартных ситуациях; • умение обогащать и осознавать мир своих чувств и т. д. • умение обогащать культуру речи, обучаясь педагогической риторике и т. д.

Мотивационно- ценностный • понимание сущности «Актуальное Я» и «Идеальное Я»; • понимание значимости собственных успехов и успехов коллектива колледжа и т. д. • понимание значимости имиджа преподавателя и адекватная оценка собственного имиджа; • понимание значимости здоровья и экологии бытия во всех ее проявлениях; • стремление к максимальной творческой самореализации и т. д. • понимание роли эмоционального познания окружающего мира и себя в этом мире в процессе педагогической деятельности; • понимание ценности гуманистической направленности мышления; • понимание чувств, состояний, переживаний собственной личности и т. д. • понимание значимости риторической рефлексии; • понимание ценности общения на основе культуры речи и педагогической риторики и т. д.

Рассматривая профессионально-педагогическую компетентность преподавателя колледжа как интегральную характеристику личности, которая имеет сложную структуру и представляет собой

синтез коммуникативной, профессионально-технической, психологической и риторической составляющих, позволяющих описать своеобразие видения им организации педагогической деятельности, мож-

но определить, что миссия преподавателя в контексте инновационных преобразований заключается в следующем:

• в развитии студента колледжа, изменении его взглядов, установок, ценностей, а не в усвоении комплекса сведений или приобретении отдельных навыков;

• освоении инновационных технологий практической деятельности;

• объединении обучения и исследования, представлении обучения как вида исследовательской работы;

• ориентации на самостоятельное «выращивание» знаний самим сту-

дентом, отказ от информационного подхода.

Таким образом, обращение к проблеме миссии преподавателя колледжа обусловлено, во-первых, необходимостью актуализировать национальную идею «служения» в странах СНГ (Россия, Украина), вне которой не существовало, не существует и не может существовать образование любой страны. Во-вторых, сохранить менталитет преподавателя: его приверженность служению национальной идее, т. е. выполнение государственной миссии.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. БЕЛКИН А. С., СУТЫРИНА Т. А. Ментально-миссионное направление в образовании : моногр.. М. : Спутник, 2009.

2. БЕЛКИН А. С., НЕСТЕРОВ В. В. Педагогическая компетентность. Екатеринбург : Учебная книга, 2003.

3. КОЗЛОВА О. Г. Сутністі складові інноваційної діяльності вчителя // О. Г. Козлова. 2009.

4. МАЗУРЧУК Н. И. Генезис взглядов на профессионально-педагогические качества учителя как средства реализации миссионного подхода образования : коллект. моногр. / под ред. Т. А. Сутыриной, Н. И. Мазурчук. Екатеринбург : ИРА УТК, 2011.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. А. Сутырина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.