Научная статья на тему 'Кросс-культурные особенности агрессивного поведения'

Кросс-культурные особенности агрессивного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
931
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОПЕРНИЧЕСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / ФРУСТРАЦИЯ / AGGRESSION / COMPETITION / RIVALRY / FRUSTRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гуриева Светлана Дзахотовна, Ван Шо

В работе представлен теоретический анализ научной литературы, касающейся вопросов изучения понимания агрессии, агрессивного поведения, раскрыт механизм формирования агрессивного поведения через такие феномены, как агрессия, вражда, соперничество, неприятие, конкуренция и т. д., показано влияние социально-психологических факторов возникновения агрессии. Материал систематизирован и наглядно представлен в виде содержательной таблицы. В работе приводятся также результаты эмпирического исследования, посвященного кросскультурным различиям понимания агрессии, агрессивного поведения в двух группах респондентов, различающихся национальной, культурной и конфессиональной принадлежностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cross-cultural characteristics of aggressive behavior

In work the theoretical analysis of the scientifi c literature devoted to studying of understanding of aggression, aggressive behavior is presented. Th e mechanism of formation of aggressive behavior is opened through such phenomena as aggression, enmity, rivalry, aversion, a competition and infl uence of socially-psychological factors of occurrence of aggression. Th e presented material is systematized and visually presented in the form of the substantial table. Results of the empirical research, devoted cross-country-cultural to distinctions in understanding of aggression, aggressive behavior in two groups of the respondents diff ering with a national, cultural and confessional accessory are resulted.

Текст научной работы на тему «Кросс-культурные особенности агрессивного поведения»

С. Д. Гуриева, Ван Шо

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Изучение агрессивного поведения обусловлено необходимостью всестороннего подхода к решению проблемы создания и поддержания гармоничного общества. Агрессия как индикатор кризисных процессов в обществе является своеобразным каналом связи между человеком, ее проявляющим, и людьми, по отношению к которым возможно ее проявление. К составляющим кризисного процесса можно добавить и «эмоциональные катализаторы», такие феномены как этнофобия, ксенофобия, этноцентризм и шовинизм, усиливающие этот процесс. Противодействие агрессивному, неприемлемому в обществе поведению является объектом внимания всего мирового сообщества. Агрессия как социально-психологический феномен может проявляться в различных формах: от оскорбительных высказываний, унижающих честь и достоинство людей, до конфликтов, терактов, войн. Мы считаем, что не только для российского, но и для китайского общества чрезвычайно важен поиск механизмов нейтрализации проявления агрессии, сохранение стабильности в вопросах поддержания и укрепления мирных процессов.

Целью нашего теоретико-эмпирического исследования являлось изучение понимания агрессии и проявления агрессивного поведения в двух группах респондентов, различающихся национальной, культурной, конфессиональной принадлежностью. В качестве объекта исследования выступили респонденты, проживающие в г. Санкт-Петербурге, Северо-Западном регионе Российской федерации: русские (40 чел.) и китайцы (40 чел.). Всего в исследовании приняли участие 80 человек в возрасте от 18 до 25 лет. Средний возраст их составил 19,5 года. Предмет исследования — изучение социально-психологических особенностей проявления агрессии на примере китайских и российских студентов, обучающихся и проживающих в Санкт-Петербурге.

В соответствии с целями и задачами нашего исследования использовался следующий комплекс методов и методик:

— включенное наблюдение, позволяющее наблюдать и выделять значимые социально-психологические феномены;

— анкета, позволяющая определить социально-демографические характеристики респондентов; опросник Томаса;

— опросник Басса—Дарки; опросник Спилбергера (состояния — свойства и выражения гнева);

— методика «Показатели индивидуализма — коллективизма» (ПИК, Л. Г. Поче-бут);

— проективная методика «Незаконченные предложения».

Теоретические концепции объяснения агрессии, систематизированы и представлены нами в табл. 1 [1].

© С. Д. Гуриева, Ван Шо, 2011

Теоретические подходы I Агрессия понимается как... I Авторы

Биологические объяснения

Этология Агрессия как внутренняя энергия, как внутреннее свойство человеческой натуры К. Лоренц (К. Lorenz) [2]

Концепция инстинктов социального поведения Реакция на раздражение — коллективный инстинкт драчливости У Мак-Дауголл

Социобиология Агрессивное, адаптивное поведение — продукт эволюции М. Дейли, М. Уилсон (М. Daly, М. Wilson)

Генетика поведения Генетический код наследственной предрасположенности к агрессивному поведению Д. Майлз, Дж. Кэри (D. Miles and G. Carey)

Психологические объяснения

Психоаналитическое направление

«Нарциссизм малых различий» Неизбежность аутгрупповой враждебности как средства поддержания идентификации и стабильности своей группы З. Фрейд [3, с. 117]

Теория «внутреннего и внешнего антагонизма» Неизбежность межгрупповой агрессии Р. Ардри (R. Ardrey) [4]

Бихевиористское направление

Теория авторитарной личности Синдром авторитарной или этноцентрической личности Т. Адорно (T. W Adorno), И. Брунсвик (E. Frenkel-Brunswik), Д. Левинсон (D. J. Levinson) [5, с. 269]

Ситуационное направление

Фрустрационная теория агрессии Целенаправленное побуждение к агрессии Н. Миллер [6, с. 47], Д. Доллард, А. Бандура

Когнитивный неоассо-цианизм — концепция «относительной депривации» Реакция на отрицательные эмоции: объектом агрессии может быть тот, кто ассоциируется с таковой по тем или иным признакам Л. Берковитц (Berkowitz L.) [7]

Когнитивное направление

Теория поля «Левиновский конфликт»: «приближение — приближение», «избегание — избегание», приближение — избегание» К. Левин (K. Lewin)

Теория структурного баланса Математическая модель отношений: треугольник Р—О—Х Ф. Хайдер (F. Heider)

Теория коммуникативных актов Отношение к третьему Т. Ньюком [8, с. 25]

Теория когнитивного диссонанса Когнитивный диссонанс между тем, что человек знает, и тем, что он делает Л. Фестингер (L. Festinger)

Теория перцептивной готовности Признание всего перцептивного опыта конечным продуктом процесса категоризации мира людей, явлений Дж. Брунер (J. S. Bruner)

Теория конгруэтности Оценочная реакция принятия — непринятия в отношении к классу объектов Ч. Осгуд, П. Танненбаум (C. E. Osgood, P. H. Tan-nenbaum)

Когнитивный подход Система интеллектуальных, эмоциональных оценок Д. Креча, Р. Кратчфилда, И. Баллачи (D. Krech, R. S. Crutchfield, E. L. Ballachey)

Интеракционистское направление

«Социально-интерак-ционистская теория принудительных действий» Модель принудительного социального взаимодействия: угроза, наказание, физическая сила Дж. Тедеши, Р. Фелсон (J. T. Tederschi, R. B. Felson) [9]

Модель аффективной агрессии Роль и значение факторов, препятствующих открытому проявлению агрессии (враждебности и раздражения) К. Андерсон, Б. Бушмен (C. A. Anderson, B. J. Bushman)

Рассматривая теоретические концепции объяснения агрессии, можно отметить, что в зарубежной литературе при изучении межгрупповых отношений внимание фокусировалось преимущественно на проявлениях межгруппового агрессивного, враждебного отношения с различными особенностями проявления и интерпретации агрессии и враждебности. Межгрупповая агрессия понималась как код агрессии, смещенная агрессия, врожденный инстинкт, синдром, вражда, негативное отношение, неприятие, враждебность, раздражение, напряжение, угроза, физическая сила и т. д. Основными причинами, способствующими возникновению чувства межгрупповой агрессии, оказались следующие: фрустрация, оценочное отношение, социальные установки, социальные условия, ситуация «приближение—избегание», генетика, процесс категоризации, ситуативные факторы, интернализация ролей, маргинальное положение, осознание групповой принадлежности и др.

Обобщив и систематизировав теоретические материалы по изучению агрессивного поведения, представленные в научной социально-психологической литературе, рассмотрим результаты проведенного нами исследования по данной тематике.

Сведения о представлениях опрошенных респондентов об агрессии получены с помощью контент-анализа ответов, данных респондентами в процессе использования проективной методики «Незаконченные предложения». Выявлены значимые различия в представлениях об агрессии. Результаты контент-анализа ассоциаций на слово «Агрессия» свидетельствуют о том, что в обеих группах респондентов агрессия воспринимается как насилие. Российские студенты понимают агрессию как один из способов защитить себя, способ внушения страха, насилие. В отличие от российских студентов, китайцами агрессия понимается как война и насилие (рис. 1.)

Контент-анализ результатов, полученных с помощью методики «Незаконченные предложения» («Агрессивный человек — это...»), показал, что российские студенты чаще представляют агрессивного человека как слабого, того, кто борется за свою идею, используя агрессию как способ достижения своей цели или отстаивания своих позиций. При этом китайские студенты считают, что агрессивное поведение характеризует прежде всего больного человека, с психическими отклонениями. В том случае, когда видно, что человек здоров, агрессивность в китайской культуре воспринимается как признак невоспитанности (рис. 2).

Контент-анализ результатов, полученных в ответ на просьбу продолжить предложение «Основной причиной агрессии является.», определил основные причины, которыми может

Щ Китайцы [^] Русские

Рис. 1. Сравнение понимания агрессии у китайских и русских студентов.

| Китайцы | | Русские

Рис. 2. Сравнение понимания агрессивного человека.

Низкий уровень культуры Низкий уровень жизни

Политическая... Религиозная... Высокий уровень... Другое

И

о

5

Щ Китайцы

Рис. 3. Сравнение понимания основной причины агрессии.

10 15

Русские

20

Хотят самоутвердиться Отстаивают свои идеи Не задумываются о... Хотят отомстить Другое

быть объяснено возникновение агрессии. Студенты из Китая в этом случае чаще называли политическую нестабильность, только так они могли «оправдать» причины проявления агрессивного поведения в своей культуре. Студенты из Санкт-Петербурга чаще называли низкий уровень культуры и бедность (низкий уровень жизни). Возможно, следует согласиться с предложенными интерпретациями основных причин

возникновения и распространения агрессии в современном обществе: низкий уровень культуры, политическая нестабильность, экономическое неблагополучие (рис. 3).

Контент-анализ ответов на просьбу закончить предложение «Люди становятся агрессивными, поскольку...», подтверждает основной мотив агрессивного поведения. В качестве ведущего мотива возникновения агрессии, студенты-россияне чаще отмечают отстаивание своих идей, самоутверждение, чем студенты из Китая (рис. 4).

Контент-анализ результатов, полученных путем применения методики «Незаконченное предложение» («Когда я слышу об агрессивном поведении, чувствую.»), выявил эмоциональное отношение к проявлению агрессии. В российской выборке оно проявляется в виде беспокойства, страха или толерантного отношения к этим появлениям. Китайские студенты отмечают в своих ответах чувство ненависти, волнение и даже злость (рис. 5).

Контент-анализ результатов, представленных в предложениях «На агрессивное поведение нужно реагировать...», показывает наиболее предпочтительные поведенческие реакции, принятые как алгоритм поведения в данной ситуации. Респонденты стремятся контролировать ситуацию как лучший способ реагирования на агрессивное поведение (рис. 6).

Полученные нами данные с использованием проективной методики «Незаконченные предложения» показывают различия как в представлениях об агрессии, так и в эмоциональ-

о

Китайцы

10 15

Русские

Рис. 4. Сравнение мотивы становления агрессивными в разных выборках.

Щ Китайцы [^] Русские Рис. 5. Сравнение реакция на агрессии в разных выборках.

ном отношении к агрессивному поведению, различных способах реагирования на агрессию. Для российских студентов агрессия — это способ достижения определенных целей, способ защитить себя, агрессивный человек — это тот, кто борется за свою идею. У китайских студентов агрессия вызывает отрицательные эмоции, ассоциативно связана с такими понятиями, как: война, невоспитанность, ненависть.

Результаты применения методики Спилбергера (STAXY) показали, что для группы китайских студентов характерны более низкие показатели по шкале «Гнев как состояние». Однако их показатели «Внешний и внутренний контроль гнева» выше, чем у респондентов из Санкт-Петербурга, что может говорить о более выраженных эмоциональном реагировании китайцев на ситуацию и ее переживании, проявляющихся под контролем сознания, поскольку в китайской культуре принято скрывать свое негативное эмоциональное переживание (рис. 7).

Достоверные различия (р < 0,01) обнаружены по показателям шкал «Гнев как состояние», «Внешний контроль». У российских студентов отмечены высокие значения по показателю «Гнев как состояние». Более значительные показатели китайцев по шкалам «Внешний контроль», возможно, связаны с низкими показателями проявления гнева как черты и как состояния личности.

Значимые различия (р < 0,05) обнаружены по шкале «Реакция». Российские студенты быстрее реагируют на ситуацию, делают это более открыто, быстрее, не стремятся контролировать свои реакции сознанием, соотносить с мнением внешнего окружения, с мнением значимых и уважаемых людей. Китайские студенты ведут себя в подобных ситуациях более сдержанно, контролируют свое поведение, прежде всего свои негативные чувства и эмоции.

Результаты китайских и российских студентов, полученные по методике К. Томаса, предназначенной для выявления индивидуальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, представлены в табл. 2. Обращает на себя внимание тот факт, что российские и китайские студенты в равной мере ориентированы на сотрудничество и избегание конфликтов в сложных ситуациях. В построении индивидуальных стратегий

Агрессией Никак не реагировать

Искать компромисс

Стараться

контролировать...

Подчиниться

Другое

И

О 5 10 15 20

Щ Китайцы [^] Русские

Рис. 6. Сравнение реакции на агрессивное поведение в разных выборках.

Внутренний...

Внешний...

Реакция* Темперамент Гнев как черта Гнев как...

5 10 15 20

| Китайцы [^] Русские

25

Рис. 7. Показатели состояние—свойства выражения гнева (по методике Спилбергера).

поведения в одинаковой мере присутствует соперничество, однако показатель данного значения находится на среднем уровне. По данным показателям в обеих группах были выявлены схожие показатели. Однако выявлены значимые различия по таким показателям построения стратегий поведения, как уступчивость и компромисс. Китайцы демонстрируют более высокий уровень (р < 0,01) стремления к достижению компромисса, чем российские студенты (табл. 2).

Таблица 2. Результаты средних значений по методике Томаса

Мето- Шкалы Китайцы Русские Достоверность

дика Средн. знач. Станд. откл. Средн. знач. Станд. откл. различий, р

* 3 ж 8 § л з ей О н Соперничество 4,9 2,110 5,08 3,190 Не достоверны

Уступчивость 6,33 2,117 5,03 2,684 0,05

Избегание 6,58 1,920 6,38 1,996 Не достоверны

Компромисс 7,23 1,552 6,05 1,609 0,01

Сотрудничество 6,15 1,331 6,05 1,339 Не достоверны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По методике Басса—Дарки у китайских и российских студентов не выявлены высокие показатели по шкалам агрессии; в основном данные соответствовали среднему уровню значений в обеих выборках. Однако обнаружены достоверные значимые различия практически по всем шкалам методики, за исключением вербальной агрессии, показатели которой значимо не отличаются между двумя выборками. Можно сказать, что как в русском, так и в китайском языках в Рис. 8. Показатели уровня агрессивности (по равной мере присутствует инвектив-мет°дике Басса Дарки). ная лексика, что находит свое прояв-

ление в среднем показателе вербальной агрессии (рис. 8).

Достоверные различия (р < 0,01) получены по шкалам «Физическая агрессия», «Предметная агрессия», «Эмоциональная агрессия». У российских студентов значимо проявляет себя эмоциональная агрессия, а также агрессивное поведение, объектом которого могут быть окружающие предметы. У русских при общении с другим человеком может иметь место эмоциональное отчуждение, чувство подозрительности, враждебности, неприязни и недоброжелательности по отношению к другому (иному, чужому). В отличие от русских, у китайцев более высокие показатели по шкале «Физическая агрессия» (телесное воздействие, физическое наказание, причинение боли). Следует подчеркнуть, что система наказаний в Китае занимает особое место в процессе ранней социализации, воспитания детей. Наказание, адекватное поведению ребенка, считается одним из видов проявления любви к нему и заботы.

Щ Китайцы [^] Русские

Результаты, полученные по методике «Показатели индивидуализма — коллективизма», выявили соотношение показателей индивидуализма и коллективизма (табл. 3).

Таблица 3. Результаты средних значений по методике «Показатели индивидуализма—коллективизма»

Мето- дика Шкалы Китайцы Русские Достоверность различий

Средн. знач. Станд. откл. Средн. знач. Станд. откл.

К И П Индивидуализм 13,20 2,312 13,90 3,303 Не достоверны

Коллективизм 16,78 2,293 16,13 3,353 Не достоверны

С помощью методики «Показатели индивидуализма — коллективизма» значимые различия не были выявлены. Однако по фактору «коллективизм» у китайцев более высокие показатели, чем у русских, у российских студентов более выражены показатели индивидуализма. Относительно российских студентов полученные нами данные подтверждают результаты исследования Л. Г. Почебут [10].

Выводы

1. Агрессия как социально-психологический феномен является распространенным понятием в научной психологической литературе, однако данный феномен понимается и воспринимается по-разному в зависимости от кросс-культурных особенностей людей. Значимо отличаются в разных культурах и проявления агрессии, допустимые поведенческие стратегии или формы ответной реакции на агрессию. В китайской культуре не принято открыто показывать негативные эмоции, тем более важно не допускать агрессивного поведения. В западной культуре поощряется естественное, открытое поведение, богатое разнообразными эмоциональными проявлениями, не исключая агрессивное поведение.

2. По индивидуальным стратегиям поведения в конфликтных ситуациях у китайских студентов ярко выражены стратегии «уступчивость» и «нахождение компромисса при уступках другой стороне». Российские студенты демонстрируют более высокий уровень эмоциональной агрессии и самоагрессии. Однако китайские студенты показали более высокий уровень агрессии физической.

3. Российские студенты стремятся самостоятельно контролировать свои эмоции, быстрее реагируют на ситуацию и открыты в своем поведении. У китайцев отмечены более высокие показатели по шкале «Внешний контроль». В отличие от российский студентов, они контролируют свои негативные чувства и эмоции через внешний локус контроля.

4. Для российских студентов агрессия — это способ достижения определенных целей, способ защитить себя, а агрессивный человек — это тот, кто борется за свою идею. У китайских студентов агрессия вызывает отрицательные эмоции, ассоции с такими понятиями, как война, невоспитанность, ненависть.

5. При сравнении показателей «коллективизм — индивидуализм» китайцы и русские значимо не различаются, но по показателям средних значений китайцы в большей степени коллективисты, а русские — индивидуалисты.

1. Ardrey R. The Territorial Imperative. A Personal Inquiry into the Animal Origins of Property and Nations. New York, 1966. P. 59-62 (цит. по: Холличер В. Человек и агрессия. З. Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма. М.: Прогресс, 1975. С. 117).

2. Berkowits L. Aggressive personalities // Advanced personality / eds D. F. Barone, M. Hersen. New York, 1998. P. 263-285.

3. Miller N. E. The frustration-aggression hypothesis // Psychological Review. 1941. N 48. Р. 337-342.

4. Tederschi J. T., Felson R. B. Violence, aggression, and coercive actions. Washington: DC: American Psychological Associationn, 1994. P. 34.

5. Адорно Т. Исследование авторитарной личности / под общ. ред. д-ра филос. наук. В. П. Култы-гина. М.: Серебряные нити, 2001. 416с.

6. Гуриева С. Д. Межэтнические отношения и конфликт. СПб.: Нестор-История, 2008. 271 с.

7. Лоренц К. Агрессия / пер. с нем. Г. Ф. Швейника. М.: Прогресс, 1994. C. 75-98.

8. Ньюком Т. М. Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов // Современная зарубежная социальная психология: тексты / под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 25.

9. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии: учеб. пособие. 2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 281 с.

10. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я. М., 1925. C. 76.

Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.