Научная статья на тему 'Кросс культурное исследование отношения к деньгам у представителей разных национальностей'

Кросс культурное исследование отношения к деньгам у представителей разных национальностей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
831
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MONETARY RELATIONS / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / МОНЕТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / MONETARY BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Короткина Елена Дмитриевна

В статье проанализированы особенности отношения к деньгам и монетарного поведения у русских, узбекских и таджикских студентов, показаны основные межгрупповые различия отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кросс культурное исследование отношения к деньгам у представителей разных национальностей»

УДК 159.922.4 ББК 88.4

Е.Д. КОРОТКИНА

Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии ТГУ,

г. Тверь e-mail: ilich55@list.ru

КРОСС КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОшЕНИЛ К ДЕНЬГАМ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация: В статье проанализированы особенности отношения к деньгам и монетарного поведения у русских, узбекских и таджикских студентов, показаны основные межгрупповые различия отношения.

Ключевые слова: денежные отношения, идентификация, этническая идентичность, монетарное поведение.

На сегодняшний день вопросы экономической этнопсихологии - нового направления отечественной экономической психологии - становятся все более актуальными. Но, несмотря на интенсивный рост теоретических и прикладных исследований, очень многие проблемы данной области до сих пор остаются неизученными (Карнышев, 2004). Так, психология денег сейчас является одной из малоизученных тем, в силу того что долгое время рассматривалась лишь в рамках экономики и не являлась предметом изучения психологии. В отечественной экономической психологии недостаточно как теоретических, так и экспериментальных данных по этому вопросу. Что же касается влияния этнического фактора на денежные установки, то эта тема представляется на данный момент времени абсолютно непроработанной и неизученной. Проводилось лишь несколько кросскультурных исследований, которые были направлены на доказательство того, что доминирующим фактором, влияющим на денежное поведение, является социальный статус. Наше исследование призвано доказать то, что непосредственное влияние на денежные аттитюды людей оказывает этнический фактор.

Исследования показывают, что денежные отношения являются серьезным фактором, детер-

минирующим взаимоотношения между людьми (К. Маданес, 1998), в том числе и людьми разной этнической принадлежности. Следовательно, сведения о значимости роли этнического фактора в этих отношениях могут сыграть положительную роль и в их оптимизации. Теоретический анализ современных исследований показывает, что деньги в современном мире обрели наряду с финансовой сущностью еще и чисто психологическую сущность. Деньги стали одним из базисных пунктов человеческих отношений и поведения людей. В итоге они частично превратились и продолжают превращаться в финансово-психологический феномен, для изучения которого и была создана психология денег - раздел экономической психологии, изучающий изменение сознания людей и, как следствие, их поведения под воздействием денег.

Денежные отношения - это компонент целостной системы отношений личности, отражающий ее индивидуальный, субъективно-оценочный, избирательный подход к деньгам как объекту действительности и представляющий собой инте-риоризированный опыт обращения с деньгами и взаимодействия с другими людьми по поводу денег в специфической социокультурной ситуации (Журавлев, Купрейченко, 2003).

Исследования денежных отношений наиболее полно представлены в зарубежной психологии (Танг, Ямамучи и Темпер, Рубинштейн, Брунер и Гудман, Голдберг и Левис). Большая часть отечественных исследований проводилась О.С. Дейне-ка, Е.И. Горбачевой, А.Б. Купрейченко, А.Б. Фень-ко, М.Ю. Семеновым и др.

Среди факторов, влияющих на денежные установки, были выявлены: социальный класс, возраст, половые различия, субъективная материальная удовлетворенность. Среди личностных характеристик указываются экстраверсия/ интроверсия и самооценка. Что касается этнического фактора, то было выявлено, что некоторые традиции опосредованно влияют на национальное экономическое поведение в отношении денег.

Останавливаясь подробней на вопросах, касающихся этнического фактора, мы выяснили, что ученые сходятся во мнении о том, что этническое отождествление реализуется благодаря идентификации, основными критериями которой могут выступать родной язык, общность происхождения, культура, традиции, религия и т.п. Итогом процесса идентификации является этническая идентичность - результат эмоционально-когнитивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно значимое переживание своей этнической принадлежности (Стефаненко, 2006). Иногда даже при высокой степени выраженности этнической идентичности у людей может наблюдаться отклонение от традиций и обычаев вследствие того, что модернизация общества изменяет ценности людей, перестраивая их иерархию (Татарко, Козлова, 2006).

Этнопсихологические особенности могут оказывать влияние на денежное поведение людей. Так, отношение личности к деньгам регулируется связанными с ними системами ценностей и норм поведения, социальными установками, обычаями, мифами, суевериями - всем, что присуще любой этнической группе. Этнические особенности отношения к деньгам проявляются в структуре трат, в сбережении денег, в отношении к гостям, в чувствах, испытываемых к более богатым или бедным и т.д.

Цель исследования - выявить особенности отношения к деньгам у студентов, принадлежащих к разным этническим группам.

Исследование проводилось в трех странах бывшего СНГ на базе трех университетов: Тверского государственного университета (Россия, Тверь), Таджикского государственного национального университета (Таджикистан, Душанбе), Узбекского государственного университета (Узбекистан, Ташкент). Испытуемыми в нашем исследовании явились студенты 4-5 курсов различных факультетов вышеперечисленных вузов. Из них 46 студентов-узбеков, 46 студентов-таджиков и 48 студентов-русских. В общей сложности в исследовании приняли участие 140 человек.

Для сбора эмпирических данных мы использовали методику Дж. Финни, измеряющую степень выраженности этнической идентичности (Стефа-ненко, 2006); опросник А. Фенэма «Отношение к деньгам» (Дейнека, 2000); опросник «Нравственная оценка денег» Е.И. Горбачевой и А.Б. Купрей-ченко (Горбачева, 2006); проективную методику «Ассоциации с понятием «деньги»; стандартизированную анкету, предназначенную для выявления экономико-психологических характеристик личности, разработанную в Институте психологии РАН (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко, 2003).

В ходе исследования доказывалось предположение о том, что у представителей разных этнических групп существуют различия в отношении к деньгам: в отношении к богатству и бедности, к тратам и накопительству, в значимости денег в жизни людей.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что большая часть респондентов имеет высокую и среднюю степени выраженности этнической идентичности. Именно эти группы выступили объектом эмпирического исследования. Контент-анализ результатов опроса респондентов по методике «Ассоциации с понятием деньги» позволил выделить 25 категорий, две из которых в большей степени относятся к экономической сфере («Экономические понятия», «Валюта»), а 23 характеризуются психологическим содержанием отношения к деньгам. При этом из них можно выделить несколько полярных категорий:

• «Тревожность» - «Спокойствие»,

• «Решающая роль» - «Макулатура»,

• «Прогресс» - «Криминал»,

• «Траты» - «Накопления»,

• «Положительные черты людей» - «Отрицательные черты»

• «Деньги как средство» - «Деньги как цель»

• «Положительные эмоции» - «Зло»

Эти категории показывают амбивалентный характер отношения к деньгам, конфликтность по отношению к деньгам во всех исследуемых этнических группах. Остальные категории связаны

• с определенными мотивами получения денег («Удовлетворение витальных потребностей», «Удовлетворение альтруистических потребностей», «Развлечения», «Обучение», «Самореализация», «Материальное благосостояние», «Сила», «Престиж»)

• с чувством финансовой неудовлетворенности («Недостаточность денег»)

• с активностью, связанной с получением денег («Профессиональная деятельность», «Активные накопления»).

Данные, полученные при подсчете категорий в трех представленных группах, позволяют нам выделить доминантные категории в каждой исследуемой этнической группе. Так, для студентов русской группы деньги важны в первую очередь как источник получения материальных благ, но в то же время они выражают отношение к деньгам не только как к средству, но и как к цели. Иными словами, наблюдается некоторая фетишизация денег, монетарная потребность постепенно перекрывает собой те потребности, для удовлетворения которых изначально и требовались деньги.

При этом большинство русских студентов высказывают неудовлетворенность своим финансовым положением и тревожность, связанную с монетарными вопросами. Для них деньги представляют собой зло, ведут к ссорам, конфликтам, но одновременно с этим они являются источником положительных эмоций. Большое желание обладать крупной суммой денег сосуществует с представлением о том, что деньги портят людей, делают

их завистливыми, жадными, циничными. Все это говорит о противоречивом отношении к деньгам, о внутренней конфликтности, которая выражается в постоянной тревоге, страхах, опасениях.

Ответы представителей узбекской национальности также свидетельствуют о высокой степени тревожности, связанной с монетарными отношениями, и о чувстве неудовлетворенности монетарной потребности. В их ответах мы можем также наблюдать и полярные отношения к данному экономическому понятию. С одной стороны, деньги доставляют радость и счастье, а с другой - сулят много проблем, конфликтов и даже войн.

Но при этом отличительной чертой отношения узбеков к деньгам является представление денег как источника уважения и почета. Они считают, что человек, добившийся финансовых высот, достоин почитания, его стоит уважать. Также деньги являются для них залогом уверенности в завтрашнем дне. Если у человека есть деньги, значит, он твердо стоит на ногах.

Таджикские студенты также продемонстрировали внутреннюю конфликтность по отношению к деньгам: они способны принести радость и счастье, но также вызвать волнения, пробудить страх и тревогу.

Одной из важных категорий в монетарных отношениях у таджиков, так же как и у узбеков, выступает уважение. Богатый человек лишь благодаря своему трудолюбию и упорству сумел заработать деньги, считают таджики, поэтому он достоин уважения. В отличие от русских таджики не склонны связывать деньги с отрицательными чертами людей. Напротив, среди ответов мы можем неоднократно увидеть такие эпитеты, как «целеустремленность», «трудолюбивый», «настойчивый», «усто» («мастер, работящий, умелый»)

Что касается особенностей монетарного поведения, то в группе таджиков мы можем наблюдать стремление к накоплению денег, нежели к их тратам. Однако интересен тот факт, что в русской группе студенты в большей степени склонны к активным накоплении (банк, инвестиции), а таджики и узбеки чаще указывают на пассивное накопление (сбережение, копить, оставить на черный день).

Для того чтобы выявить межгрупповые разли-

чия в отношении к деньгам на статистически значимом уровне, мы использовали непараметрический критерий Краскала-Уоллеса. Результаты обработки данных, полученных при подсчете категорий, выделенных в контент-анализе, на статистически значимом уровне показали следующие достоверные различия:

• Деньги как решающая роль (р=0,044). Самые высокие показатели по данному фактору были представлены в группе русских. Узбеки также считают, что на сегодняшний день деньги решают многое. Самые низкие же показатели были выявлены среди студентов-таджиков. Деньги у них не ассоциируются с решающей ролью в их жизни

• Уважение (р=0,002). Высокие показатели представлены у студентов-таджиков и узбеков. Русские в меньшей степени связывают понятия денег и уважения.

• Зло (р=0,012). Представители русской национальности представляют деньги как носитель зла в большей степени, чем узбеки. Таджики же проводят подобные ассоциации гораздо реже.

• Отрицательные черты людей (р=0,001). Полученные результаты свидетельствуют о том, что русские проводят взаимосвязь между деньгами и отрицательными чертами личности. Таджики и узбеки, напротив, выражают мнение о том, что негативные черты людей ни коим образом не связаны с наличием или отсутствием у них денег.

• Криминал (р=0,034). В группе русских и узбеков мы можем наблюдать яркие ассоциации денег с противозаконным поведением, с криминалом. Это подтверждает данные, полученные в ходе исследования монетарных отношений Семеновым М.Ю., которые также указывали на наличие в русской группе ассоциаций на понятие «деньги» с преступной деятельностью

• Накопления (р=0,021). Таджики и узбеки в большей степени склонны к накопительству. Русские не выражают готовности к накоплению денег, скорее, напротив, их поведение можно назвать расточительным.

• Пассивные накопления (р=0,002). Русские, совершая накопления реже, тем не менее демонстрируют более рациональное экономическое поведение, которое проявляется в активном накоплении денежных средств. Из процесса накопления они склонны приобретать дополнительную выгоду, для этого они инвестируют деньги, кладут их в банк, вкладывают в недвижимость и т.д. Таджики и узбеки же рассматривают процесс накопления лишь как сбережение, а не дополнительное приобретение денег.

• Семья (р=0,003). Понятие денег у таджикских и узбекских студентов в большей степени связано с семьей. Финансовые и семейные вопросы тесно взаимосвязаны в этих группах.

• Деньги как цель (р=0,051) - на уровне тенденции. Русские в большей степени представляют деньги как одну из основных целей своей жизни, выражают ярко выраженную монетарную потребность.

• Положительные черты людей (р=0,029). В то время, как русские проводят ассоциации между деньгами и негативными чертами личности, таджики и узбеки в большей степени склонны считать, что наличие денег говорит о таких чертах, как трудолюбие, упорство, целеустремленность.

При исследовании нравственной оценки денег на статистически значимом уровне было выявлено одно достоверное различие :

Негативные черты личности (р=0,003). Этот результат подтверждает данные, полученные в ходе использования предыдущего метода.

При исследовании денежных установок были выявлены следующие достоверные различия.

• Бережливость - расточительность (р=0,021). Русские при сравнении представленных групп оказались наиболее расточительными, таджики - наиболее бережливыми

• Отношение к богатым и бедным (р=0,004). В то время как русские выражают негативное отношение к богатым людям, таджики считают, что состоятельные люди достойны уваже-

ния. Узбеки занимают промежуточное положение в своих отношениях по данной шкале.

Сходными и ярко выраженными особенностями в отношении к деньгам у студентов всех представленных этногрупп явились необходимость, недостаточность, тревожность. Также наличие противоположных категорий в образе денег у всех респондентов указывает на внутреннюю конфликтность по отношению к деньгам (радость - тревоги, страхи; решающая роль - макулатура; удовлетворение всех желаний - ссоры, конфликты и т.д.).

Таким образом, были выявлены этнопсихологические различия в отношении к деньгам, а также ряд сходств, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

После проведения опроса в группах данные были подвергнуты факторному анализу. В результате было выделено 5 независимых факторов, отражающих установки по отношению к деньгам. Сравнив данные по трем выборкам в соответствии с выделенными факторами, проверив различия на статистическую значимость и проведя дисперсионный анализ с целью выявления влияния этнического фактора на эти различия, мы получили следующие основные результаты.

Одним из основных параметров, по которому были выявлены межгрупповые различия, является «Деньги как решающий фактор». Различия по нему позволяют говорить о том, что представители русской этногруппы придают гораздо большее значение ценности денег, нежели другие исследуемые этнические группы. Возможное объяснение этому мы видим, во-первых, в степени модернизированности изучаемых общностей. В России на современном этапе развития в большей степени проявляются тенденции представления денег в качестве инструмента власти, индикатора общественного положения, средства возвышения людей, источника известности, зависти, почитания. Узбекистан и Таджикистан в этом отношении находятся на противоположном полюсе.

Говоря о ценности денег для представителей представленных культурных обществ, хотелось бы отметить, что на уровне тенденции было выявлено, что деньги среди русских студентов все чаще приобретают «значение не средства, а цели». Другими словами, русские полагают, что материальная обеспеченность не только способна помочь им справиться со

всеми трудностями, встречающимися на их жизненном пути; деньги начинают выступать для них единственной вещью, на которую они могут рассчитывать в своей жизни. Так, одними из чаще встречающихся ассоциаций на понятие «деньги» у русских студентов являются понятия «жизнь», «деньги - это жизнь», «это все в нашей жизни» и т.п.

Следующим фактором, по которому были выявлены достоверные различия, является «Бережливость - расточительность». На статистически значимом уровне были выявлены различия, свидетельствующие о том, что представители русской этногруппы более склонны к расточительности, в то время как узбеки и таджики являются более бережливыми. В то время как большинство русских готовы тратить последние деньги на абсолютно ненужные в функциональном смысле вещи, таджики и узбеки предпочитают оставлять сбережения на «черный день», редко позволяют себе что-то лишнее, ограничиваясь в основном финансовыми тратами на необходимые товары.

Сходный фактор, по которому также были выявлены аналогичные достоверные различия - «траты -накопления». Данные по этому фактору подтвердили склонность азиатских представителей к накопительству, и охарактеризовали русских как более склонных к тратам и расходам.

Следующим немаловажным отличительным пунктом является «отношение представленных этнических групп к богатству и бедности» (к богатым и бедным). Достоверные различия по данному параметру, полученные с помощью нескольких методик и подтверждающих друг друга, указывают на следующее: русские склонны негативно относиться к богатым людям (нельзя разбогатеть честным способом), приписывать им отрицательные черты (наглость, жадность, зависть, корысть), считать, что деньги портят людей. Большинство опрошенных русских студентов относятся к богатым без уважения, или даже с презрением, считают, что люди достигают финансовых успехов в основном незаконным и аморальным способом. Студенты-узбеки не так критичны к богатству и богатым согражданам. Хотя они также полагают, что деньги всегда изменяют человека не в хорошую сторону, и придерживаются мнения о том, что финансовой независимости можно добиться большей частью не стараниями и профессиональными способно-

стями, а совершением махинаций, афер и т.п. Но при этом они смотрят свысока на тех, кто имеет меньше денег, и чувствуют себя хуже тех, кто имеет больше. Таджики же относятся к богатству и богатым людям с уважением и почтением. Они уважают людей, достигших высот в финансовой сфере, и искренне считают, что количество денег у человека есть показатель его талантов, стараний и трудолюбия. Обладание деньгами приносит им чувство превосходства над окружающими не только потому, что они способны позволить себе многое, но и потому, что уверены в том, что их считают старательными, усердными, целеустремленными.

Соответственно, мы получили данные, противоречащие имеющейся в теоретических положениях точке зрения относительно отношения к богатству и бедности. Так, Г. Триандис пишет о том, что в более индивидуалистических культурах финансовые успехи понимаются в ключе индивидуальных достижений. Данные же нашего исследования противоречат этому мнению, демонстрируя преобладание позитивного отношения к богатым людям у представителей более коллективистских культур (таджики, узбеки). В качестве возможного объяснения мы предполагаем рассмотрение особенностей национального характера среднеазиатских этногрупп, которые считают богатых людей достойными уважения и почета.

Общей важной характерной особенностью отношения к деньгам представителей исследуемых этнических групп является и внутренняя конфликтность, амбивалентность чувств, противоречивое отношение к деньгам. Так, для каждого студента, принявшего участие в исследовании, деньги - одновременно добро и зло; это просто бумага, но одновременно с этим эти «бумажки» способны изменить нашу жизнь, сделать ее такой, какой хочется. Деньги - это средство к существованию, возможность обучаться и учить детей, деньги - мощнейший энергетический источник, но в то же время они - причины конфликтов, войн и междоусобиц. Деньги обеспечивают потребность в безопасности, они же являются мощным источником беспокойства.

Таким образом, результаты эмпирического исследования доказывают выдвинутые гипотезы и позволяют говорить о том, что представители разных этнических групп имеют свои особенности отношения

к деньгам, которые необходимо учитывать при формировании межкультурной компетентности во взаимодействии и сотрудничестве в сфере образования, бизнеса, управления и права.

1. Горбачева Е.И., Купрейченко А.Б. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях //Психологический журнал, №4 2006, с. 26-38.

2. Дейнека О.С. Экономическая психология: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

3. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.

4. Залесская С.Н., Короткина Е.Д. Экономическая психология. Учебное пособие. Изд-во Тверск. ун-та. ТвГУ., 2007.

5. Карнышев А.Д., Трофимова Е.Л. От экономической антропологии к экономической этнопсихологии// Проблемы экономической психологии. Том 1/Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко - М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. с. 545-566.

6. Короткина Е.Д. Отношение к деньгам как компонент экономического сознания различных социальных групп// Проблемы экономической психологии. Том 1/Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. с. 242-260.

7. Короткина Е.Д. Межкультурные особенности потребительского поведения// Проблемы экономической психологии. Том 1/Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. с. 589-614.

8. Маданес К., Маданес К. Тайное значение денег - М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

9. Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам у самореализующихся людей// Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений: Материалы Международного психологического конгресса. - М.: Кострома, КГУ им. Н А. Некрасова, 2003.

10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практи-

кум. - М.: Аспект Пресс, 2006.

11. Татарко А.Н.,. КозловаМ.А. Сравнительный анализ структуры ценностей и характеристик этнической идентичности в традиционных и современных культурах.//Психологический журнал № 4. 2006, с. 67-70

12. Фенько А.Б. Проблема денег в зарубежных исследованиях //Психологический журнал. Том 21, № 1, 2000.

13. Фернам А., Аргайл М. Деньги. Секреты пси-

хологии денег и финансового поведения, изд-во «Прайм-ЕВРОЗНАК», СПб, 2006.

14. Thomas Li-Ping Tang. Money Profiles as Related to Work-Related Attitudes: An Examination of the Money Ethic Endorsement Among Citizens in the USA, Middle Tennessee State University, 1992

15. Thomas Li-Ping Tang "The meaning of Money" http://science/Social_Sciences/Psychology/Social. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.