ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013 г. Выпуск 1 (28). С. 56-60
УДК 947.1(5712.12)
КРИЗИС УРБАНИЗАЦИИ И СИСТЕМЫ ГОРОДСКОГО РАССЕЛЕНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-Х ГГ.
И. Н. Стась
К началу 1990-х гг. окончательно сформировалась стратегия градостроительного освоения нефтегазодобывающих районов Западной Сибири, которая подразумевала возведение многочисленных благоустроенных городов и поселков рядом с разрабатывающимися месторождениями. Реализация данной стратегии последовала в 1980 г., когда она сменила функционировавшую в 1960-1970-х гг. систему централизованного расселения в крупных городах («базовый город - вахтовый поселок»). Новая стратегия отвечала вызовам кризиса в нефтегазодобывающей промышленности: в конце 1970-х гг. темпы добычи нефти падали из-за высоких уровней отбора нефти с крупных месторождений. Требовалась эксплуатация более мелких месторождений с малыми дебитами, которая, в свою очередь, вела к возведению новых городов для расселения нефтяников.
Новая стратегия градостроительного освоения дала толчок форсированному строительству городов и рабочих поселков в Ханты-Мансийском округе. В 1985 г. сразу четыре поселения получили статус городов окружного подчинения: Когалым, Нягань, Радужный, Ланге-пас. Они стали центрами освоения нефтяных месторождений: Повховского, Ватьёганского, Тевлинско-Русскинского (Когалым); Красноленинского (Нягань); Варьёганского (Радужный); Локосовской группы (Лангепас). В 1988 г. городом стал рабочий поселок Белоярский. Новая градостроительная стратегия должна была способствовать интенсивному развитию нефтегазодобывающей промышленности в Западной Сибири вплоть до начала XXI века.
Но планам на перспективу было не суждено сбыться. Политический кризис конца 1980-х гг. и развал Советского Союза внес коррективы не только в политику государства, но и в саму сущность урбанизационных процессов в стране. Отныне урбанизация координировалась законами капиталистического развития. Для рыночной экономики городское благоустройство в тяжелых климатических условиях становилось дорогой роскошью. Как отмечал известный урбанист В. Л. Глазычев, с распадом СССР проблемы пространственного развития страны выпали из поля интересов властной элиты [3: 194]. По мнению историков архитектуры А. Г. Вайтенса и Ю. Л. Косенковой, в новых условиях центральная власть как бы дистанцировалась от решения проблем развития городов и законодательно передавало их решение на уровень местного самоуправления [1: 258-259]. Только местная власть к такому была не готова.
Показателен отрывок из резолюции Пленума Тюменского обкома КПСС «Об обеспечении стабильной работы предприятий нефтегазового комплекса и гарантированных поставках продовольственных товаров» от 29 сентября 1990 г.: «Резко сокращаются объемы капитальных вложений в экономику и социальную сферу, рвутся хозяйственные связи, не выполняются поставки оборудования, материалов, продуктов питания. Это ведет к вынужденным сокращениям целых трудовых коллективов, порождает неуверенность и неопределенность в решении сложнейших задач на путях перехода к рыночной экономике. Такая политика пагубно скажется на развитии всех отраслей народного хозяйства страны, теплообеспечении городов» [5: 127].
В октябре 1990 г. нефтяные объединения, которые входили в совет ассоциации «Тюмен-нефтегаз», даже отказались заключать договора на поставку нефти и газа, пока правительством не будут выполнены определенные условия. В частности объединения требовали довести до строительных предприятий ведомств заказы по строительству жилья и объектов соцкультбыта в разрезе каждого города и рабочего поселка [5: 153-154].
56
Кризис урбанизации и системы городского расселения Ханты-Мансийского автономного округа...
Энергетический комплекс был слишком важен для государства, чтобы полностью его забросить. Поэтому уже через месяц после августовских событий 1991 г. Президент РСФСР Б. Н. Ельцин опубликовал указ от 19 сентября 1991 г. № 122 «О развитии Тюменской области» [14]. Указ определял установить и разработать программу развития Тюменской области и предприятий нефтегазового комплекса, расположенных на ее территории. Программа должна была стать основой для выхода промышленности региона из кризиса. Во исполнение указа вышло постановление Совета министров РСФСР от 8 ноября 1991 г. № 591 «О неотложных мерах по решению социально-экономических проблем Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов» [11]. Документ акцентировал внимание на разработке программы и мерах по промышленному развитию региона. В то же время комплексное городское строительство и территориальное развитие было вычеркнуто из приоритетов.
Программа развития Тюменской области и предприятий нефтегазового комплекса была утверждена 20 марта 1992 г. [12]. Главной задачей ставилась перестройка экономической и топливно-энергетической систем края. При этом городское развитие в проекте отсутствовало. Затрагивались только некоторые близкие к урбанизации элементы:
1) повышение уровня жизни населения;
2) решение долгосрочных проблем занятости населения;
3) получение финансовых ресурсов от реализации товарной продукции и направление их на развитие региона;
4) создание благоприятных условий для развития территории с привлечением в экономику капиталов отечественных и зарубежных фирм.
Вместе с тем в начале 1990-х гг. еще продолжался рост числа городов в нефтегазодобывающих районах Западной Сибири. В 1990-м г. статус города получил рабочий поселок Пыть-Ях. В 1992 г. городами районного подчинения Лянтор, Покачи и Югорск стали рабочие поселки Лянторский, Покачи и Комсомольский. В 1996 г. последним населенным пунктом в ХМАО, который был преобразован в город, стал Советский.
Однако рост городов действовал скорее как инерция тех преобразований, которые произошли в системе городского расселения в 1980-х гг. Поселки, которые превышали 10 тыс. чел. и становились базовыми при освоении групп месторождений, продолжили получать статус городов. Мотивы преобразования населенных мест исходили от местных властей: «Необходимость преобразования поселка Лянторский в город районного подчинения и образования городского Совета народных депутатов вызвано интенсивным развитием нефтегазового района, ростом численности населения, объемом промышленного производства, ростом социально-культурных, бытовых учреждений, а также сложностью решения задач, стоящих перед Лянторским поселковым Советом народных депутатов по улучшению работы с населением поселка» [6: 94]. Особенно показательна ситуация, которая сложилась вокруг рабочего поселка Покачи.
Руководство поселка ни в коей мере не устраивало административное подчинение Лан-гепасскому городскому Совету и отсутствие экономической самостоятельности поселкового Совета. В решении Покачевского поселкового Совета от 24 мая 1991 г. было записано: «Статус рабочего поселка при наличии соответствующей экономической базы, развитой социальной инфраструктуры, при численности населения 17,5 тыс. чел., не является политической, экономической и правовой гарантией проживающих в нем граждан. Значительная часть бюджетных средств уходит на содержание аппарата вышестоящего Совета, который фактически не занимается решением проблем поселка Покачи, поселковый Совет народных депутатов добился Лангепасским городским Советом решения о передаче поселковому Совету отдельных полномочий городского Совета, но это не решает основную проблему, невозможность поселкового Совета в полной мере выражать волю избирателей и защищать свою территорию» [8: 63]. Не имея по-настоящему развитой инфраструктуры, достаточного количества жителей и ясных перспектив развития, власти поселка смогли отвоевать право считаться
57
И. Н. Стась
городом окружного подчинения, хотя некоторые поселки (Пойковский, Фёдоровский) имели для этого больше оснований.
В градообразовании возникла и новая тенденция. Если с 1965 г. и по начало 1990-х гг. городами становились только центры нефтегазодобычи, то с появлением «демократических начал» в города преобразовывались поселки, которые никогда такими центрами не были. К примеру, необходимость изменения статуса рабочего поселка Комсомольский была «вызвана интенсивным развитием газотранспортной и лесотехнической промышленности» [7: 85]. В той же мере это можно сказать и про поселок Советский, который к тому же даже не был обозначен в схеме расселения 1985 г., разработанной институтами «ЛенНИИПградо-строительства» и «Гипрогор». То есть статус города получали те поселки, которые в 1960-х гг. были созданы при строительстве железной дороги Ивдель - Обь и играли большую роль в лесозаготовительной отрасли, в них базировались леспромхозы. Теперь же они имели огромное значение как узловые центры транспортировки газа с месторождений Севера Тюменской области в европейскую часть страны. К тому же города Югорск и Советский образовывали единую агломерацию, так как располагались друг от друга на расстоянии 15 км.
Зарождались новые «демократические начала» в градостроительной политике. Жители населенных мест сами выбирали жить ли им в поселке или в городе. Вопрос о преобразовании в город ставился в рабочих поселках на своеобразный референдум. Например, в Комсомольском было опрошено 9339 жителей поселка: за статус города высказалось 6352 человека, что составило 68 %, а пожелали оставить населенный пункт поселком 2987 человек, то есть 31 %, 68 опрошенных (0,7 %) не определились с ответом [7: 108]. Также 52,1 % участвовавших в опросе проголосовали за переименование поселка, выбрав для города «деполитизированное» имя Югорск.
Тем не менее, в 1990-х гг. градостроительная политика в отношении городов ХМАО была практически заброшена. Протоколы заседаний Тюменского облисполкома, где практически не поднимались вопросы городского развития и жилищно-гражданского строительства, ярко об этом свидетельствуют. Работы же над генеральными планами прекратились по всей стране, за исключением некоторых городов [3: 195]. Исследователи выделяют следующие особенности, которые присутствовали в отечественном градостроительстве в 1990-х гг.: тенденция потери управления, кризис городского планирования и управления, бюджетный кризис в городах, неразвитость рынка недвижимости, стагнация инфраструктуры, ухудшение экологической обстановки и социальное разрушение городской среды [1: 259-260]. Все перечисленные особенности были характерны и для городов ХМАО.
В частности, в первой половине 1990-х гг. темпы роста численности городского населения Ханты-Мансийского округа резко пошли на убыль: в 1990 г. в округе проживало 1176 тыс., а в 1995 г. - 1196 тыс. горожан, рост составил 1,7 % [13: 87]. Это были уже не те высокие показатели, которые отмечались в период интенсивного нефтегазового освоения. Например, в 1979 г. городское население ХМАО составляло 446 тыс. чел., а в 1989 г. оно увеличилось до 1153 тыс. чел., то есть на 158 % [9: 18].
Практически все города ХМАО переживали демографический кризис. Шел отток населения из городов. В 1990 - 1996 гг. численность постоянного населения сократилась в городах: Ханты-Мансийск (с 35,8 до 35,6 тыс. чел.), Белоярский (с 20 до 16,9 тыс. чел.), Лангепас (с 41 до 36 тыс. чел.), Нижневартовск (с 249,3 до 239,4 тыс. чел.), Урай (с 39,7 до 38,3 тыс. чел.) [4: 11]. Городское население оставалось на там же уровне или присутствовал небольшой рост в Когалыме, Лянторе, Мегионе, Нефтеюганске, Пять-Яхе, Покачи, Радужном, Сургуте, Югорске. В целом, в городах ХМАО фиксировалась плохая демографическая ситуация, присутствовало отрицательное сальдо миграции (которое в 1990 - 1993 гг. вообще характерно для всех городов ХМАО). Рост же горожан с 1176 до 1196 тыс. в первой половине 1990-х гг. был осуществлен искусственно - благодаря тому, что поселки Пыть-Ях, Лян-тор, Покачи, Комсомольский и Советский получили городской статус.
Необходимо отметить, что, несмотря на стагнацию 1990-х гг., регион продолжал сохранять урбанизационный потенциал и тенденцию к росту доли городского населения. За каких-
58
Кризис урбанизации и системы городского расселения Ханты-Мансийского автономного округа...
то тридцать лет с момента нефтегазового освоения доля горожан в общей численности населения ХМАО стала составлять 91 %, а сельского - 9 %. Это был самой высокий показатель в Западной Сибири. Более того, на 1989 г. доля городского населения по всей России была выше лишь в Мурманской области - 92 % [9: 18-21]. На 1 января 2010 г. округ сохранял положение второго региона России по доле городского населения (91,6 %), первое место теперь занимала Магаданская область - 96 % [10]. В то же время с 1990-х гг. рост доли городского населения в ХМАО практически прекратился. Это объясняется тем, что урбанизация приблизилась к «высшей точке» своего развития (имеется в виду количественный уровень урбанизации).
В декабре 1994 г. правительством Российской Федерации была принята «Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации» [2]. Документ вкратце уделял внимание городскому расселению в зоне ЗСНГК. Согласно схеме, в число федеральных проблем входило совершенствование расселения на Ближнем и Крайнем Севере. Решение этой проблемы виделось через создание буферных подзон, расположенных на территории между основной полосой расселения и Крайним Севером. Здесь были более благоприятные условия для проживания и поэтому они могли рассматриваться в качестве основы для размещения производств по переработке сырья и минералов, добытых на севере. В Генеральной схеме подчеркивалась важность развития в буферных подзонах крупных городских поселений как базовых центров проживания населения. Под такую буферную подзону идеально подходил ХМАО. Также в Генеральной схеме отмечалось, что «на севере Западной Сибири важно решить дальнейшую судьбу городов и поселков нефтегазового комплекса, восстановить нарушенные таежные и тундровые экосистемы, обеспечить градостроительное освоение полуострова Ямал» [2].
В то же время государство отказалось от практики строительства крупных городов в малопригодных для жизни условиях, что, впрочем, не означало отказ от осуществления проектов освоения минеральных ресурсов Севера. По мнению В. Л. Глазычева, такие проекты требовали «формирования принципиально новых программ создания баз для вахтенного освоения в северных городах, которые в противном случае обречены на угасание в течение пары десятилетий» [3: 197].
Однако Генеральная схема расселения не нашла конкретной реализации в постановлениях правительства и указах Президента. В последующем государственная политика в сфере развития Тюменской области затрагивала только круг экономических проблем, иногда обращая внимание на социальные вопросы. В 1990-х гг. не произошло концептуализации курса городского развития Тюменской области. Не были разработаны в этой области нужные постановления и проекты. В первой половине 1990-х гг. городской рост в нефтегазоносных районах Тюменской области продолжился как инерция той стратегии городского расселения, которая была выработана в 1980-х гг. Отсутствие четкого государственного концепта стало одной из причин стагнации урбанизационных процессов в Западно-Сибирском нефтегазовом комплексе. Другой глубинной причиной был кризис нефтегазодобывающей промышленности Западной Сибири, который окончательно привел к пресечению преобразований поселков в города и стагнации роста городского населения в ХМАО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайтенс, А. Г. Развитие правовых основ градостроительства в России XVIII-XXI веков. Опыт исторического исследования [Текст] / А. Г. Вайтенс, Ю. Л. Косенкова. - Обнинск : Институт муниципального управления, 2006. - 528 с.
2. Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации (основные положения) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://bestpravo.ru/rossijskoje/bh-pravo/p6k/index.htm.
3. Глазычев, В. Л. Город без границ [Текст] / В. Л. Глазычев. - М. : Изд. дом «Территория будущего» - 2011. - 400 с.
59
И. Н. Стась
4. Города Тюменской области [Текст] / Тюменский областной комитет государственной статистики. - Тюмень, 1996. - 111 с.
5. Государственное бюджетное учреждение Тюменской области Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО). - Ф. 124. - Оп. 1. -Д. 8962.
6. Государственное учреждение Тюменской области Государственный архив Тюменской области (ГАТО). - Ф. 814. - Оп. 1. - Д. 7844.
7. ГАТО. - Ф. 814. - Оп. 1. - Д. 7938.
8. ГАТО. - Ф. 814. - Оп. 1. - Д. 7945.
9. Демографический ежегодник Российской Федерации. 1993 [Текст] / Государственный комитет Российской Федерации по статистике. - М., 1994. - 420 с.
10. Оценка численности постоянного населения по субъектам Российской Федерации на 1 января 2010 г. [Электронный ресурс] // Росстат. - Режим доступа : http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_109/Main.htm.
11. Постановление Совета Министров РСФСР от 08.11.1991 № 591 [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://poisk-zakona.ru/267676.html. Дата обращения: 17.07.2012.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.1992 № 184 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://poisk-zakona.ru/262964.html. Дата обращения: 17.07.2012.
13. Статистический ежегодник (1990-2010) : стат. сб. в 4-х частях [Текст] / Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Территориальный орган Федеральный службы государственной статистики по Тюменской области. - Тюмень, 2011. - Ч. II (I). - 298 с.
14. Указ Президента РСФСР от 19.09.1991 № 122 «О развитии Тюменской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1219273.
60