Научная статья на тему 'Кризис современного материнства как выражение кризиса нравственных ценностей'

Кризис современного материнства как выражение кризиса нравственных ценностей Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1320
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / КРИЗИС МАТЕРИНСТВА / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ МАТЕРИНСТВА / КРИЗИС НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ РОЖДАЕМОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тронина Л. Н.

В статье рассматривается материнство как нравственно-психологический и социокультурный феномен, его значение в системе жизненных ориентаций российского общества. Определяются причины и основные черты кризиса традиционного материнства как выражения кризиса нравственных ценностей в современном российском обществе, показываются возможные пути его преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кризис современного материнства как выражение кризиса нравственных ценностей»

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

УДК 146.89/89

КРИЗИС СОВРЕМЕННОГО МАТЕРИНСТВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ КРИЗИСА НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Л.Н.ТР9НИНД

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

e-mail:

tulaphilos@gmail.ru

В статье рассматривается материнство как нравственнопсихологический и социокультурный феномен, его значение в системе жизненных ориентаций российского общества. Определяются причины и основные черты кризиса традиционного материнства как выражения кризиса нравственных ценностей в современном российском обществе, показываются возможные пути его преодоления.

Ключевые слова: материнство, кризис материнства, нравственные ценности материнства, кризис нравственных ценностей, социокультурные причины падения рождаемости, ценностное отношение к материнству, меры поддержки материнства и детства.

Женское начало в культуре разных народов всегда связывался с образом матери. Традиционно в России материнство всегда было обозначено как высшая нравственная ценность. Это понятие объединяет в себе такие нравственные характеристики как материнская любовь, забота, самоотвержение или жертвенная материнская любовь. Подчеркивая особенность материнской любви, С.Л. Франк в своей работе «Фр. Ницше и этика любви «к дальнему»» подчеркивал нравственно-духовную особенность феномена материнской любви, рассматривая ее как особую форму, не укладывающуюся систему традиционных представлений о любви. С.Л. Франк подчеркивает, что материнская любовь есть такая разновидность моральной любви, которая не может и не должна выразить смысл альтруизма, как любви к «дальнему». Этот особый род любви есть «любовь к чему-то созидающемуся, будущему, творимому, любовь не к человеку, а к «призраку» будущего человека».1 Таким образом, в природе женщины изначально заключена нравственная доминанта любви и заботы о будущем ребенке. Именно поэтому в общечеловеческой системе нравственных ценностей уважение к женщине является добродетелью и нравственным идеалом.

Образ матери традиционно связан с такими нравственными чертами как мягкость, терпеливость, милосердие. Наконец, нравственные характеристики материнства, основанные на любви и заботе о детях, характеризуют женщину как существо в высшей степени самоотверженное, готовую ради ребенка пожертвовать собственной жизнью. Эти черты придают женскому образу ореол духовного преображения, а, следовательно, и святости. Высший символ святости воплощен в самоотвержении и любви Богоматери, отдающей любимого Сына во имя любви людям.

Таким образом, материнская любовь представляет собой нравственный феномен, черты и характеристики которого воплощают в себе культурный собирательный смысл женственности, выражающий в целом сущность предназначения женщины. В этой интерпретации материнская любовь выступает как нравственная основа традиционного материнства.

В современной России, как и во всем мире, ценности традиционного материнства, в основе которых - любовь к детям, а самое главное - желание их иметь, постепенно утрачиваются. Современное российское общество, не выдерживает тех культурных вызовов, которые предлагаются современной цивилизацией: ее техногенным, экономическим, информационным развитием, вовлекающим человека в систему водоворота профессионального успеха, экономического роста, информационной загруженности.

1 С.Л. Франк «Фр. Ницше и этика любви «к дальнему»»/ [Электронный ресурс] www.philosophy.ru/library/frank/frank.html

308 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ PH Серия Философия. Социология. Право.

2010. № 14(85). Выпуск 13

Основные социокультурные причины кризиса материнства

Кризис материнства в России означает переоценку ценностей традиционного материнства, что формирует новую систему ценностей. В данной статье сделана попытка систематизации социокультурных оснований и причин, формирующих переоценку ценностей традиционного материнства. В числе культурных вызовов - женская эмансипация, потребительская парадигма культуры, рождающая черты крайнего индивидуализм и эгоизма, демографический кризис, влияющий на изменение системы ценностных ориентаций и мотиваций.

Женская эмансипация как ответ экономическим вызовам связана с активным вовлечением женщин в сферу экономического производства - традиция Советского государства, которая продолжилась особенно активно в перестроечный и пост перестроечный периоды развития российского государства. Общественная деятельность способствовала формированию у женщин традиционно мужских качеств: волевых черт характера, твердости, стремления к лидерству, профессиональному самоутверждению, карьерному росту, что порой напрямую противоречило предназначению женщины-матери, милосердной, мягкой, терпеливой и любящей. Властный стиль женского поведения стал переноситься в семейные отношения, что привело к доминированию в семье авторитета жены.

Результат: 1. достижение женщинами экономической независимости; 2. разрушение традиционного семейного уклада: отсутствие должного внимания и заботы о доме, семейном устройстве и детях; з. изменение и противоречий ценностных мотиваций материнства и профессионального успеха.

Потребительская парадигма культуры в постсоветской России: от коллективизма к крайнему индивидуализму

В перестроечный и постперестроечный период в России происходит ломка традиционных нравственных ценностей, что связано с изменением экономических отношений, интеграции России в мировое культурное пространство. Изменилось отношение к ценностям традиционного материнства. Это рождает такие процессы как отказ от материнства, отсутствие бережного и заботливого отношения к ребенку, к семейным обязанностям. Обобщая это, мы можем сказать, что ответственность как нравственная норма традиционного материнства в современной парадигме культуры подменяется в общественном сознании такими ценностями как профессиональная ответственность, профессиональный успех, рождается такой феномен как педофобия, выражающий отсутствие мотивации деторождения и моральной и экономической ответственностью.

Таким образом, переоценка ценностей традиционного материнства выражает, особенности современной парадигмы культуры, которая мотивирует направленность деятельности человека на достижение потребительских стандартов жизни, обуславливая эгоистических цели, связанные с гедонистическими ценностями сужая, его естественные и природные особенности.

Результат: 1. отсутствие мотивации к материнству;2 2. профессиональный эгоизм как норма; 3. демографический кризис и изменение системы ценностных ориентаций и мотиваций.

Как показывают социологические исследования демографический кризис выявляет следующие ценностные мотивации в среде молодежи: а) отсутствие мотивации к рождению детей;3 б) изменением приоритета ценностей.4

2 Так, например, в опросе, проводимом в 2009 году на базе Владимирского государственного гуманитарного университета, участвовало 300 студенток всех факультетов вуза. Интересен тот факт, что все респондентки высказали желание иметь ребенка (детей), однако больше половины (78 %) студенток отметили, что не готовы жертвовать собой, своим личным временем и комфортом, удовольствиями ради детей. Более того, эти же девушки указали, что, по их мнению, самовыражение личностей супругов важнее родительских обязанностей.

3 По мнению авторов исследования «Семья и дети в жизненных установках россиян», семейные ориентации 36 % молодых людей до 30 лет не сопровождаются установкой на рождение детей (Варламова, 2006 С. 61-73).

4 По данным опросов, проведенных Институтом демографических исследований, среди основных жизненных целей молодых респондентов от 14 до 30 лет цель деторождения следует после таких

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

Результат: а) снижение репродуктивных установок; б) низкий престиж материнства и отцовства; в) направленность выбора супругов на бездетную семью; г) создание иллюзии «новых» форм семьи («гражданский брак», «гостевая семья» и др.); д) внебрачное рождение детей; е) малодетность;5 ж) рост количественных показателей социального сиротства; з) распространенности девиантных форм материнского поведения.

Выводы: 1. В статье выделена особенность материнства, показано, что материнская любовь - нравственный феномен, выражающий культурный собирательный смысл женственности, выступающий как сущность предназначения женщины, в основе которого материнская любовь. Именно в этой интерпретации трактуется смысл традиционного материнства. В природе женщины изначально заключена нравственная доминанта любви и заботы о будущем ребенке. Именно поэтому в общечеловеческой системе нравственных ценностей уважение к женщине является добродетелью и нравственным идеалом.

2. Обозначены основные характеристики материнской любви, такие как мягкость, терпеливость, милосердие. Определен нравственный смысл материнской любви как постоянную готовность к самоотвержению и жертве.

3- В данной статье представлена система социокультурных вызовов, представляющих собой основания для кризиса традиционного материнства в современной России: женская эмансипация, потребительская парадигма культуры, рождающая черты крайнего индивидуализма и эгоизма, демографический кризис, влияющий на изменение системы ценностных ориентаций и мотиваций

1. Франк С.Л. «Фр. Ницше и этика любви «к дальнему» [Электронный ресурс] www.philosophy.ru/library/frank/frank.html

2. Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян [Текст] / С.Н. Варламова [и др.] // Социс. - 2006. - № 11. - С. 61-73.

3. Всероссийская перепись населения 2002 года [Электронный ресурс].

4. Завражин С.А. Матримониальные установки и представления студенток вузов / С.А. Завражин // Психолого-педагогический поиск. - 2009. - № 3 (и). - С. 105-109.

5. Изабеков Ф. Тайна русского слова. Заметки нерусского человека / Ф. Изабеков. - М.: Даниловский благовестник, 2008.

6. Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании россиян / В. Пантин // Воспитание школьников. - 2008. - №10. - С. 9 - 14.

7. Пациорковский В.В. Большая семья в демографической ситуации России [Электронный ресурс] / В.В. Пациорковский, В.В. Пациорковская / Социологические исследования. - 2009. - №

3 / Институт демографических исследований. Демография.ру

8. Скрицкая Т.В. Материнство как социально обусловленный феномен [Электронный ресурс] / Т.В. Скрицкая. - Режим доступа: hpsy.ru/public

9. Узик А.В. Изучение ценностных ориентаций и семейного поведения городского населения современной России А.В. Узик // Вестник МГУ. Социология и политология. - 2007. - № 4. - С. 60-63.

10. Ценностные и репродуктивные ориентации молодежи [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.demographia.ru.html

11. Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины. Автореф. канд. психол. наук / М.Ю. Чибисова. - М., 2003.

ценностей-целей как хорошая семья, здоровье, хорошие друзья, жизненный успех. При этом в гендерном аспекте ориентация всей массы молодых людей на ценность детей (26,1 % и 26,4 % у юношей и девушек) почти одинакова (Ценностные и репродуктивные ориентации молодежи). Эту особенность равенства репродуктивных установок молодых женщин и мужчин подтверждает в своем исследовании и А.В. Узик. По его мнению, наиболее предпочтительной для современных юношей и девушек является однодетная семья (50,4 %) (Узик, 2007, с. 61-63).

5 Так, согласно исследованиям отечественных социологов, малодетность сегодня становится жизненной нормой: половина российских семей воспитывает только одного ребенка, при этом родители (в том числе и матери) не стремятся к рождению последующих детей, ссылаясь на недостаточность своих средств, времени и сил (Всероссийская перепись населения, 2002).

Список литературы

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 14(85). Выпуск 13

CRISIS OF MODERN MOTHERHOOD AS THE EXPRESSION OF MORAL VALUES CRISIS

L.N. TRONINA

Tula State Pedagogical University

e-mail:

tulaphilos@gmail.ru

In the article motherhood as the moral-psychological and sociocultural phenomenon, its value in the system of vital orientations of the Russian society are considered. The reasons and the basic features of the crisis of traditional motherhood as the expressions of moral values crisis in the modern Russian society are defined, possible ways of its overcoming are shown.

Key words: motherhood, crisis of motherhood, moral values of motherhood, moral values crisis, socio-cultural reasons of falling of birth rate, valuable attitude to motherhood, measures of motherhood and childhood support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.