ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 94
Д.Ю. Белов
студент,
историко-географический факультет, ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»
КРИЗИС СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН СТУДЕНЧЕСКОГО БУНТА 1968 ГОДА
Аннотация. В статье проводится анализ проблем французской системы высшего образования 1960-х гг. Разразившийся кризис стал одной из причин массового выступления студентов в апреле-июне 1968 г. Эти события также известны как «Красный май 68-го». Основное внимание уделено рассмотрению социально-экономического положения во Франции 1960-х гг., а также проблем системы образования и попыток ее реформирования.
Ключевые слова: Франция, 1968 год, студенты, система образования, реформы, противоречия, рыночная экономика.
D.Yu. Belov, Naberezhnye Chelny State Teachers Training University
THE CRISIS OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM IN FRANCE AS ONE OF THE CAUSES OF
STUDENT REVOLT 1968
Abstract. The article analyzes the problems of the French system of higher education 60-ies of XX century the crisis was one of the reasons mass demonstrations of students in April and June 1968, These events are also known as «Red may'68». Focuses on the consideration of socio-economic status in France of the 1960s, and problems of the education system and attempts to reform it.
Keywords: France, 1968, students, education, reform, contradictions, a market economy.
Социально-политический кризис во Франции 1968 г., известный как «Красный май 68-го», носил массовый характер, что свидетельствовало о наличии серьезных проблем во многих сферах общественной жизни. События «Красного мая» начались со студенческих выступлений, что говорило о назревшем кризисе в системе высшего образования, сформировавшейся еще во времена Наполеона I [4, с. 270]. Для выявления причин студенческих протестов необходимо проанализировать социально-экономическую обстановку во Франции 1960-х гг., рассмотреть попытки реформирования системы высшего образования, критику со стороны студентов в адрес государственных мер и системы образования в целом.
После Второй мировой войны французская экономика развивалась в русле государственно-корпоративно-конкурентного капитализма, где частная собственность на средства производства дополнялась государственной. Государственные планы экономического и социального развития стали постоянным элементом хозяйственной жизни Франции, однако носили рекомендательный характер. Правительство намечало объем промышленной продукции и капиталовложений, а разработанные программы являлись обязательными только для предприятий государственного сектора. Таким образом, правительство могло влиять на развитие экономики в желательном для него направлении [4, с. 241].
В 1960-е гг. во Франции интенсивное развитие науки и техники дали мощный толчок развитию экономики. Темпы промышленного развития Франции составляли 7-8% в год. В 19581968 гг. производство увеличилось на 138 %. На рынок попадает огромное количество новых товаров. К 1960-м гг. во Франции формируется общество массового производства и потребления. Развитие экономической системы и новых технологий создавало потребность в массовом образовании, однако государство отнюдь не преследовало цели просветить граждан. Стране были необходимы квалифицированные кадры, поэтому образование должно было быть сведе-
но к тому, чтобы обеспечить будущего рабочего совокупностью культурно-технических знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения требующихся производственных функций.
В 1962 г. во Франции было 292 тыс. студентов, т.е. в 2 раза больше, чем в 1950 г. и в 10 раз больше, чем в 1900 г. [2, с. 72]. Впервые стали сказываться последствия послевоенного демографического бума, а также приток молодежи шел из недавно получившего независимость Алжира. Возникала ситуация, когда вузы были переполнены. Как следствие, в середине 1960-х гг. на рынке труда появляется масса образованных молодых людей. При этом потребность в массовом образовании была экономически обоснованной, однако система общедоступного традиционного образования оказалась в противоречии с нормами капиталистического рынка. В погоне за удовлетворением экономических потребностей государства массовое и одностороннее высшее образование теряет свой престиж, но что в первую очередь важно, страдает качество. Таким образом, Франция столкнулась с перепроизводством «интеллектуалов». Высшее образование теряло свою значимость, образованные люди перестали быть представителями элиты, что в итоге привело к снижению общественного статуса образованных людей.
Ухудшение качества образования замечали и представители молодежи. Так группа студентов, вдохновленная деятельностью «Ситуационистского интернационала», выпустила нашумевшую в свое время брошюру «О нищете студенческой жизни». Вот как они отзывались о ситуации, сложившейся в системе высшего профессионального образования: «Благодаря тем крохам престижа, которые хранит университет, студент счастлив быть студентом. Увы, слишком поздно. Получаемое им узкоспециализированное образование, основанное на механическом повторении, уже предельно деградировало, как и его собственный уровень интеллекта, просто потому, что повсеместно господствующая реальность (экономическая система) требует массового производства плохо образованных и не способных думать студентов. Студент игнорирует то, что университеты превратились в коллективные организации невежества, что «высокая культура» рушится в ритме серийного производства профессоров, все это профессора-идиоты, которых освистали бы в любой средней школе» [3, с. 7].
Демографический взрыв послевоенных 1940-х гг., помимо ухудшения качества образования, отражался также и в излишне большом, для рыночной экономики, количестве образованной молодежи. Избыток «интеллектуалов» в обществе, приводил к тому, что люди, получившие диплом о высшем образовании, не получали гарантий трудоустройства. Возникла огромная конкуренция среди возрастающего количества образованных людей, которым становилось труднее устроиться на работу из-за их низкого социального статуса и большого количества на рынке труда. По этой причине звучали обвинения в том, что высшее образование узкоспециализировано, неполно и бесполезно в плане будущего трудоустройства, а университеты больше не готовят конкурентоспособных на рынке труда специалистов, но лишь представляют собой «заводы по производству будущих мелких клерков и руководителей среднего звена» [3, с. 8].
В таких условиях государство приступило к «программированию» не только различных отраслей промышленности, но и образования. В 1955 г. министр образования Ж. Бертуэн заявил, что «государство выступает как частный предприниматель, который не может платить неизвестно кому и неизвестно за что» [2, с. 73]. Фактически это означало, что образование определялось требованиями экономики, находившейся в руках государственно-монополистических кругов Пятой республики. 9 сентября 1964 г. на заседании Совета министров Франции был одобрен проект реформы высшего образования (проект Фуше), согласно которому как в средней, так и в высшей школе вводилось два типа обучения: длительное и сокращенное, а также жесткая специализация. На шестой год обучения Совет по ориентации должен был решать, будет ли школьник продолжать длительное или сокращенное обучение. На девятый год обучения устанавливались четыре секции, в одну из которых должен был вступать учащийся, причем сменить ее он не мог.
Согласно плану реформы, в высшей школе установилось три различных срока продолжительности обучения, в соответствии с которыми учреждались три различных диплома. Обучение по первому циклу должно было продолжаться три года, и обладатель диплома «лисанс» получал право на преподавание в средней школе. Этот диплом могла получить основная часть студентов. Остальные два вида образования - «агресьон» и «докторат» - предназначались для более узкого круга лиц. Особое внимание в проекте реформы уделялось созданию технологических институтов, где образование должно было продолжаться всего два года, после чего выпускники направлялись на работу в промышленность. Таким образом, лишь 35% выпускников средних школ должны поступать в высшие учебные заведения, 25% - в создаваемые специальные технологические институты с сокращенным сроком обучения, а 40% - начать работать, не получая высшего образования. Вся реформа должна была быть осуществлена к лету 1968 г. [2, с. 113-114].
Технический прогресс и экономический рост приводили к сокращению государственных расходов на социальную сферу. Сокращались социальные пособия, пенсии, повышались налоги. Таким образом, экономическая политика Пятой республики сводилась к тому, что все тяготы легли на плечи малообеспеченных слоев населения. Из-за резкого демографического взрыва послевоенных лет выходцам из малообеспеченных семей становилось сложнее получить высшее образование [1]. Рост числа студентов приводил к ухудшению условий жизни и учебы. Около половины студентов вынуждены были совмещать учебу с работой. Отсутствие должной материальной обеспеченности, низкий социальный статус и сложная система экзаменов приводили к тому, что 70-80% студентов не могли закончить обучение.
К 1967 г. кризис системы образования достиг своего апогея и закончился массовым выступлением студентов против проводимых реформ правительства де Голля, из-за существовавших во Франции социально-экономических противоречий, и стало одной из причин «Красного мая». С одной стороны, быстро развивающаяся экономика требовала большого количества специалистов, однако традиционная система образования не могла обеспечить должный уровень подготовки и, как следствие, удовлетворить потребности государства. С другой стороны, на рынке, вследствие демографического бума и доступности образования, оказалось большое количество плохо подготовленных специалистов, которые не могли трудоустроиться.
Своеобразной попыткой разрешить сложившиеся противоречия была реформа Фуше, которая, однако, урезала и без того узкоспециализированное образование, делая его еще более ограниченным и сжатым. Также разделение его на различные уровни с «тупиковыми ветвями развития», когда продолжать обучение дальше было невозможно из-за выбора определенного направления, фактически создавало «кастовую систему» в области образования. Все это не удовлетворяло студентов, но, напротив, преследовало интересы государства и крупного капитала. В конце концов, данные меры только усилили студенческое недовольство и усугубили ситуацию. Все эти факторы вызывали серьезные проблемы в области высшего образования, превращая студенчество в один из самых незащищенных и радикальных слоев населения страны. Своим главным врагом они видели современную капиталистическую систему, превращающую человека в «одномерного» потребителя материальных благ, в безмолвного зрителя мимотекущей жизни, и именно ее винили в общественных проблемах. Выход из ситуации они находили в теориях анархизма, марксизма и др. антикапиталистических учениях.
События «Красного мая 1968 года» носили характер глубокого социально-политического кризиса и стали одной из причин, по которым президент Шарль де Голль подаст в отставку в апреле 1969 г. Можно сделать вывод, что кризис французской системы высшего образования был вызван возникшим противоречием с требованиями рыночной экономики. Это являлась одной из причин массового выступления французских студентов, неудовлетворенных образовательной системой и фактически сделало их своеобразным катализатором, распалившим пожар общественного бунта.
Список литературы:
1. Кара-Мурза С.Г. Экспорт революции. Саакашвили, Ющенко... [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://royallib.com/read/karamurza_sergey/eksport_revolyutsii_yushchenko_ saakashvili.html#409500 (дата обращения: 04.04.2016).
2. Семенов А.Л. Левое студенческое движение во Франции (1958-1968). М.: Наука, 1975. 374 с.
3. Ситуационистский интернационал. «О нищете студенческой жизни». М.: Типография «Новости», 2012. 86 с.
4. Смирнов В.П. Франция в ХХ веке: пособие для студентов вузов. 2-е изд., испр. М.: Дрофа, 2002. 352 с.