Научная статья на тему 'Кризис личностной идентичности в культуре постмодерна'

Кризис личностной идентичности в культуре постмодерна Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
268
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВО / IDENTITY / SELF-IDENTIFICATION / GLOBALIZATION / VALUES / SAFETY / MODERNITY / SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сергеева Надежда Николаевна

В статье, посвященной анализу кризиса личной идентичности в культуре постмодерна, выделяются комплексы причин кризисного состояния идентичности, связанные с процессами глобализации современного общества и его трансформации в целом, а также исследуется влияние этих причин на формирование личности. Выявляются особенности и противоречия, воздействующие на степень осознания человеком своих индивидуальных качеств, усвоения опыта и социально-значимых ценностей. Автором поддерживается позиция, согласно которой личная самоидентификация и общество рассматриваются как взаимно влияющие факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сергеева Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS OF PERSONAL IDENTITY IN CULTURE OF POSTMODERNITY

In the article devoted to the analysis of the crisis of personal identity in culture of postmodernity complexes of causes of the crisis state of identity associated with processes of globalization of the modern society and its transformation as a whole are highlighted, and influence of these causes on formation of the personality is analyzed. The paper identifies features and contradictions that affect the degree of awareness of individual qualities by the person, mastering of experience and socially significant values. The author supports a position, according to which personal self-identification and society are considered as mutually influencing factors.

Текст научной работы на тему «Кризис личностной идентичности в культуре постмодерна»

Сергеева Надежда Николаевна

КРИЗИС ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ ПОСТМОДЕРНА

В статье, посвященной анализу кризиса личной идентичности в культуре постмодерна, выделяются комплексы причин кризисного состояния идентичности, связанные с процессами глобализации современного общества и его трансформации в целом, а также исследуется влияние этих причин на формирование личности. Выявляются особенности и противоречия, воздействующие на степень осознания человеком своих индивидуальных качеств, усвоения опыта и социально-значимых ценностей. Автором поддерживается позиция, согласно которой личная самоидентификация и общество рассматриваются как взаимно влияющие факторы. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/8/49.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 8(82) C. 174-176. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/8/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

На наш взгляд, не стоит исключать вероятность некой разведывательной деятельности спецслужб США под прикрытием АРА в условиях, когда Советское государство декларировало свое стремление к мировой революции, или их желание сбыть лишнее зерно. Все это не умоляет значительного вклада АРА в дело борьбы с голодом.

Список источников

1. Борьба Сталинградской партийной организации за восстановление и развитие народного хозяйства губернии,

1920-1925. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1979. 176 с.

2. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 231. Оп. 1.

3. ГАВО. Ф. 341. Оп. 1.

4. ГАВО. Ф. 412. Оп. 1.

5. ГАВО. Ф. 1722. Оп. 2.

6. ГАВО. Ф. 1765. Оп. 1.

7. ГАВО. Ф. 2980. Оп. 1.

8. Отчет Царицынского Губернского исполнительного комитета 5-му Губернскому Съезду Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов: за время с 10 декабря 1921 г. по 15 ноября 1922 г. Царицын: Тип. Губстатбюро, 1922. 235 с.

9. Погромский В. А. Деятельность Американской администрации помощи в Царицынской губернии и прилегающих территориях в период голода 1921-1923 гг. // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 1 (5). С. 37-43.

10. Поляков В. А. Голодный 1921 год в Поволжье и особенности перехода от продразверстки к продналогу // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2005. Вып. 10. С. 6-20.

11. Революция и Гражданская война в России: 1917-1923 гг.: энциклопедия: в 4-х т. М.: Терра, 2008. Т. 1. 556 с.

12. Скорик А. П., Тикиджьян Р. Г. Донцы в 1920-х годах: очерки истории. Ростов н/Д.: Издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. 244 с.

13. Художник И. И. Машков в искусстве, текстах, документах 1930-х годов. М.: БуксМАрт, ВМИИ им. Машкова, 2014. 400 с.

14. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 12. Оп. 1.

HUNGER OF 1921-1923 IN THE KHOPYOR AND UST-MEDVEDITSKAYA DISTRICTS OF TSARITSYN PROVINCE AND THE AMERICAN RELIEF ADMINISTRATION (ARA)

Savitskaya Ol'ga Nikolaevna, Ph. D. in History, Associate Professor Satarova Anna Petrovna

Volgograd State Socio-Pedagogical University savitskaya71@mail.ru; gap1984@mail.ru

The article describes struggle against hunger of 1921-1923 in the Upper Don regions of Tsaritsyn Province and activity of the American Relief Administration (ARA). The authors discover the basic causes of hunger that spread around the territory (by the example of the Khopyor and Ust-Medveditskaya districts). The publication identifies the key trends of the ARA activity to help the starving and emphasizes that all the ARA charitable activity in the mentioned districts was concentrated basically on the territory of Ust-Medveditskaya district.

Key words and phrases: hunger of 1921-1923; the Khopyor district; Ust-Medveditskaya district; Tsaritsyn Province; The American Relief Administration (ARA); Pomgol ("Relief for Starving").

УДК 1(091); 124.6 Философские науки

В статье, посвященной анализу кризиса личной идентичности в культуре постмодерна, выделяются комплексы причин кризисного состояния идентичности, связанные с процессами глобализации современного общества и его трансформации в целом, а также исследуется влияние этих причин на формирование личности. Выявляются особенности и противоречия, воздействующие на степень осознания человеком своих индивидуальных качеств, усвоения опыта и социально-значимых ценностей. Автором поддерживается позиция, согласно которой личная самоидентификация и общество рассматриваются как взаимно влияющие факторы.

Ключевые слова и фразы: идентичность; самоидентификация; глобализация; ценностные ориентиры; безопасность; современность; общество.

Сергеева Надежда Николаевна

Донской государственный технический университет (филиал) в г. Шахты polly_sergeeva@mail. т

КРИЗИС ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ ПОСТМОДЕРНА

На различных этапах развития философии вопросы самопознания личности всегда занимали центральное место. Но наиболее пристальное внимание данной проблеме начинает уделяться на рубеже ХХ-ХХ1 веков

ISSN 1997-292X

№ 8 (82) 2017

175

в таких философских учениях, как фрейдизм, постфрейдизм, экзистенциализм, а также постмодернизм. Одними из главных условий, которые явились предпосылками выдвижения проблем самоидентификации личности в центр данных философских исследований, являются возникший в современной западной и российской культурах духовный кризис, а также, своего рода, рост рефлексивности, как в сознании одного человека, так и в обществе в целом. При этом, если рассматривать всю историю философии, можно увидеть тенденцию проявления повышенного интереса философов к данным проблемам именно в кризисные моменты истории, каким представляется нам современный этап развития общества. Именно для этого этапа характерна трансформация проблемы самопознания в проблему поиска собственной идентичности. Но идентичность как способность личности к осознанию своих индивидуальных качеств, характеристик, степень усвоения опыта своих предков неразрывно связана с самим процессом идентификации и полностью зависит от особенностей его протекания, которые, в свою очередь, определяются временным периодом, состоянием различных сфер общества, а также приоритетов в их развитии [4, с. 75]. Самоидентификация личности в культуре постмодерна обладает определёнными специфическими особенностями и характеризуется некоторыми противоречиями. Именно поэтому как зарубежные, так и отечественные учёные проявляют значительный интерес к проблемам идентификации личности в условиях становления современной культуры.

Эпоха постмодерна характеризуется отсутствием определенной целостной картины мира, что практически не совмещается в сознании одного человека, и, как следствие, возникают ситуации мировоззренческой неопределенности. Если рассматривать ее через призму сравнения с предыдущими историческими периодами, то можно увидеть значительные перемены, которые произошли, в большей степени, в последние десятилетия и коснулись не только сфер информационных, сетевых, коммуникативных технологий, но и культуры, религии, мировоззрения. Изменения во всех этих областях и, как следствие, изменения самого процесса осмысления личностью своего Я затрудняют описание происходящих процессов с позиции традиционной философии.

Вообще, термин «культура постмодерна» подразумевает под собой не только совокупность общественных отношений и тенденций их изменения, но и само мировоззрение, присущее информационному обществу с его плюралистскими взглядами. Вместе с развитием средств массовой информации, которые сейчас стали неотъемлемой частью жизни большинства населения, происходят изменения моделей идентификации личности. Эти явления, протекающие параллельно, находятся в прямой зависимости друг от друга. Т.к. постмодернизм -это явление само по себе неоднозначное, то и, следовательно, учеными оно оценивается по-разному. Одни считают, что постмодернизм представляет собой совокупность исключительно положительных проявлений, другие же убеждены в том, что он содержит в себе только отрицательные стороны, влияющие негативно на жизнь всего общества. И пусть его внешние проявления не всегда положительны, наилучшим взглядом будет тот, который основывается не только на поверхностном анализе, но и берет во внимание глубинные процессы, происходящие в мире. Если не начать разбираться, то может показаться, что идеалы, которые устанавливает постмодернистское общество, его либеральная политика, и, как следствие, полная переоценка ценностей дают индивиду самому управлять процессами самоидентификации. Но на самом деле вышеуказанные процессы ведут к тому, что человек, живущий в постмодернистском обществе, может совсем утерять свою идентичность. Выглядит это как всего лишь очередная ловушка на пути поиска собственного Я, которая освобождает индивида от обязательных пунктов в осмыслении своего внутреннего мира и не дает новых устойчивых ориентиров для дальнейшего пути развития. К примеру, рассматривая такую важную сферу, как религия, на современном этапе развития общества индивид вправе самостоятельно выбирать для себя религиозное учение или вовсе отказаться от него, а также определяться с необходимостью выполнения отдельных его положений. Этот факт указывает на явное отсутствие желания познать себя и Бога через религию и, как следствие, размытие понятия самоидентификации как процесса ассоциации человека лишь с самим собой. Но проблемы с определением приоритетных положений той или иной религии почти всегда основываются на возникших в обществе установках и нормах социальной среды. Нормы морали и нравственности практически никогда не закреплены и, как следствие, необязательны для исполнения. К тому же, в современном обществе прослеживается тенденция к практически полной утрате ценностных ориентиров, регулировавших общественные отношения на протяжении долгого времени, без замены их на новые нравственные абсолюты, которые помогли бы индивиду четко давать оценку определенным словам и действиям, а также исключить невозможность формирования личностью своей собственной идентичности. И даже проявления плюрализма, свободы во всех сферах жизни общества только затрудняют возможность человека определиться с собственными приоритетами [1, с. 256].

Вообще, сам процесс самоидентификации, который протекает в эпоху постмодерна, очень противоречив, и обуславливается это ещё и культурой, которая в данный период обладает собственной интенсивной динамикой, характеризуется кризисом веры и постоянной необходимостью отрицания старого, а также смешением с другими культурами. Все эти процессы меняют идентичность личности путём навязывания некоторых необходимых определенной группе людей норм права, морали, обычаев и традиций. Такая «насильственная» идентификация личности может не выглядеть как негативное явление и даже может всячески поощрять отказ от собственной личностной идентичности в силу тех или иных соображений, имеющих влияние на общество группы. Но культурный диссонанс в процесс идентификации индивида вносит ещё и традиционная дилемма среди разных поколений по поводу принятия модернистических моделей и правил, ведь сохранение оригинальной идентичности, в особенности - малочисленных народов, подразумевает их полный отказ от прогрессивной постмодернистской модели. Новому поколению эта перспектива кажется неоправданной, а отказ от достижений науки и техники ради сохранения определенных устоев - и вовсе бессмысленным.

Если говорить о России, все эти убеждения возникли вследствие исторических процессов, происходивших в нашей стране: в частности, распад Советского Союза, а вместе с ним уход коллективистских ценностей заставили человека менять привычное поведение и самостоятельно адаптироваться в изменившихся условиях. Тем самым объясняется проблематика становления личности и её самоидентификации в современном обществе как выбор, часто болезненный и даже вынужденный, в силу отсутствия полного представления о содержании для себя определенных норм и правил. В эпоху постмодерна все это размывает границы социальной действительности и приводит к развитию кризисов идентичности как массового явления. На модели идентификации также очень сильно влияют развитие средств массовой информации, информатизация общества, а также перестройка жизни в целом [3, с. 66], что проявляется не только во внешних изменениях - они и в качественном изменении системных свойств пола, социальных категорий и уже устоявшихся социальных и нравственных границ. Таким образом, серьёзно усиливается проблема личностного выбора, меры персональной ответственности человека, затрудняется формирование у него желания принадлежать к определенной социальной группе и придерживаться общепринятых там норм и правил. Ведь именно сейчас современный человек полностью открыт для поиска себя, его возможности в выборе деятельности практически ничем не ограничены, но кризис проявляется в том, что человек, не желая развиваться, познавать себя, начинает мыслить модельно и действовать ритуально, полностью теряя себя путём вхождения в ограничения, который сам себе определил. В этом, как нам видится, и есть самая главная причина возникновения кризиса самоидентификации личности в эпоху постмодерна: не знающие до недавнего времени о возможностях, а живущие лишь в ограничениях и следующие четким предписаниям люди, получившие, наконец, такой большой объём прав, не понимают, как им правильно распорядиться и из-за отсутствия опыта. К этому часто добавляются внутренние страхи, живущие в сознании людей, а также комплексы, не дающие полностью раскрыться даже в области, где индивид уже имеет определенные успехи и достижения.

Безусловно, нельзя утверждать, что процессы, происходящие в современном мире, имеют только негативное влияние на самоидентификацию личности. В таких условиях человек должен самостоятельно выбирать стратегию познания себя, что во много раз увеличивает качество самоидентификации как обязательного процесса в жизни любого индивида. Можно сделать вывод о том, что чем осознаннее индивид подходит к выбору своего жизненного пути, старается разобраться в причинах изменений, происходящих в обществе, и качестве предоставляемой ему информации, тем больше вероятность того, что он «найдет свое место в жизни». И хотя весь период постмодерна подразумевает под собой постоянные, глубокие изменения устоев общественной жизни, включает в себя конфликты самого разного рода, по нашему мнению, они и должны послужить условиями для полного обновления самоощущения личности в современном обществе.

Список источников

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: ACADEMIA, 2004. 944 с.

2. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М.: Мысль, 1994. 399 c.

3. Емелин В. А. Лабиринты постмодернизма: идентификация ускользающего смысла // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 65-75.

4. Захарова О. В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учеб.-метод. пособие. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2010. 95 с.

5. Ионин Л. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000. 431 с.

6. Рассолова И. В. Социальная идентификация личности в условиях трансформации современного российского общества: автореф. дисс. ... к. соц. н. Казань, 2005. 25 с.

7. Труфанова Е. О. Человек в лабиринте идентичностей // Вопросы философии. 2010. № 2. С. 13-22.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

CRISIS OF PERSONAL IDENTITY IN CULTURE OF POSTMODERNITY

Sergeeva Nadezhda Nikolaevna

Institute of Service and Entrepreneurship (Branch) of Don State Technical University in Shakhty

polly_sergeeva@mail. ru

In the article devoted to the analysis of the crisis of personal identity in culture of postmodernity complexes of causes of the crisis state of identity associated with processes of globalization of the modern society and its transformation as a whole are highlighted, and influence of these causes on formation of the personality is analyzed. The paper identifies features and contradictions that affect the degree of awareness of individual qualities by the person, mastering of experience and socially significant values. The author supports a position, according to which personal self-identification and society are considered as mutually influencing factors.

Key words and phrases: identity; self-identification; globalization; values; safety; modernity; society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.