Научная статья на тему 'Кризис как способ движения вперед'

Кризис как способ движения вперед Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков А.В., Новикова И.Я.

В статье приведена схема развития мирового кризиса. Исследованы ключевые характеристики, состояние мировой экономики: кризис доверия, крах теории декупляжа, резкое снижение спроса, или «рецессия Кейнса», приведение в соответствие реального и фиктивного капитала путем обесценения стоимости бизнеса, последовательное сдувание пузырей во всех сегментах финансового рынка, огосударствление экономики, а также особенности этих процессов в России. Даны ориентиры обновления экономики России в результате кризиса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кризис как способ движения вперед»

Кризис как способ движения вперед

А. В. НОВИКОВ,

доктор экономических наук,

Новосибирский государственный университет экономики и управления,

президент негосударственного пенсионного фонда

«Алемар-Уверенность»

Е-mail: nov@npf-alemar.ru

И. Я. НОВИКОВА,

кандидат экономических наук,

Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск Е-mail: ufr@nsaem.ru

Причины кризиса

Кризис, развернувшийся в мировой экономике, хотя и был ожидаемым (уже давно были видны признаки ее перегрева), но, как часто бывает, пришел неожиданно, невовремя и привел к необратимым потерям для большинства стран, компаний и отдельных граждан. По оценкам экономистов, нынешний кризис является самым сильным со времен Великой депрессии 1930-х годов.

В отличие от других кризисов ХХ в. (экономисты выделяют порядка 15 основных эпизодов краха финансовых рынков), нынешний стал следствием глобализации экономики, способствовавшей масштабному многолетнему росту мировой финансовой системы и притоку ликвидности на финансовые рынки. Поэтому экономисты называют его долговым, или кредитным кризисом, кризисом ликвидности.

В России на протяжении последних предкризисных лет велась оживленная дискуссия по проблеме глобализации и интеграции экономики страны в мировое хозяйство. Реальность показала, что экономика России является частью глобального мирового хозяйства, а ее финансовая система полностью зависит от процессов, происходящих в мировой финансовой

системе. Более того, кризис подтвердил зависимость публичных оценок стоимости российских предприятий и компаний, определяемых через котировки акций на российских и зарубежных биржах, от зарубежных инвесторов, способных за короткое время «уронить» российский фондовый рынок.

Кризисы - явление цикличное, и нынешний кризис - это часть традиционного бизнес-цикла. Теорию финансовых циклов еще в 1960-е годы разработал американский экономист Хайман Мински. По его мнению, все финансовые кризисы развиваются по одной схеме, которая сочетает как экономические, так и психологические аспекты, и состоит из семи фаз1.

1. Событие, которое меняет представление людей о будущем. Таким событием явилось сокращение процентных ставок в 2000-2003 гг.

2. Рост цен на активы, которые прежде всего затронуло событие. Наблюдается рост цен на многие активы, прежде всего на недвижимость.

3. Получение доступа к дешевому кредиту и рост финансовых инноваций, связанных с использованием и обеспечением кредита. Получил развитие рынок ипотечных облигаций и финансовых деривативов.

4. Бурный рост сделок, при этом рынок испытывает зависимость от притока новых участников, не знакомых с правилами игры («еще больше дураков», в терминологии Мински).

5. Эйфория, симптомом которой стала, например, выдача ипотечных кредитов заемщикам без устойчивого дохода, без первоначального взноса и т.д.

6. Фиксирование прибыли инсайдерами. Процесс «пошел» в конце 2006-2007 гг., когда на американском рынке замедлился рост и начались проблемы с платежеспособностью ипотечных заемщиков после серии повышения процентных ставок.

7. Собственно кризис. Его точкой отсчета можно считать 9 августа 2007 г., когда котировки акций банков на NYSE стремительно обесценились, и центробанки были вынуждены поддерживать ликвидность сотнями миллиардов долларов.

Формальным началом кризиса аналитики считают середину 2007 г., когда разразился ипотечный кризис в США.

1 Кокшаров А. 1997 год наоборот //Эксперт. 2008. № 2. С. 40-43.

Американские домохозяйства обеднели примерно на 5 трлн дол.- это прямые убытки, связанные с падением цен. Упала до нуля стоимость облигаций под ипотечные кредиты на общую сумму 2 трлн дол. Кроме этого, надо оценить стоимость страховых контрактов, гарантирующих эти облигации на общую сумму 63 трлн дол.2

В настоящее время состояние мировой экономики характеризуют следующие ключевые моменты:

- кризис доверия, как для отдельных стран, так и для отдельных предприятий, граждан;

- крах теории декупляжа - развития развивающихся стран независимо от развитых;

- резкое снижение спроса - явление, которое экономисты называют «рецессией Кейнса»;

- приведение в соответствие реального и фиктивного капитала путем обесценения стоимости бизнеса;

- «сдувание пузырей» во всех сегментах финансового рынка;

- огосударствление экономики.

Кризис доверия

Он проявляется, прежде всего, в отказе государств от согласованной экономической политики. В едином мировом хозяйстве каждая страна выполняет свою функцию и уверена, что за это получит адекватное вознаграждение. Как только отдельные государства перестали выполнять функцию кредитора, так испытывающие потребность в заемных средствах страны остались без дешевых кредитов и были вынуждены искать других кредиторов. Ярким примером такого кризиса доверия является Исландия, попавшая в долговую яму и обратившаяся к России за кредитом.

Возникновению кризиса доверия способствовало и то, что оценок надежности стран и хозяйствующих субъектов, как оказалось, нет. Мы согласны с выводом профессора Йельского университета Роберта Шиллера о том, что степень объективности рейтинговых оценок стала снижаться, как только с заемщиков стали брать деньги за получение рейтингов3. Недоверие

2 Байер А. Последний пузырь //Ведомости. 2008. 21 нояб. С. А04.

3 Дворкович А. Размер имеет значение, но не гарантирует здоровья // Коммерсантъ. 2008. 19 марта. С. 2.

к оценкам надежности страны лишает субъектов экономических отношений объективной базы для принятия решений. Тот, кто вчера казался надежным, стал банкротом (например, крупнейшие американские банки). Одновременно появились новые участники, не имеющие рейтингов, но обладающие деньгами. Например, деньги есть у суверенных фондов, активно создаваемых развивающимися странами4.

Всеобщее недоверие разрушило экономические связи как между государствами, так и между хозяйствующими субъектами. Их восстановление - процесс длительный, требующий кропотливой работы. В нем можно выделить следующие ключевые направления.

• Формирование межгосударственного доверия через реализацию инвестиционных проектов и принятие единых стандартов, позволяющих регулировать поведение хозяйствующих субъектов в условиях кризиса.

• Поощрение прямых контактов хозяйствующих субъектов.

• Развитие и поддержка финансовой инфраструктуры как условие обеспечения сделок.

Крах теории декупляжа

Согласно этой теории, развитие стран с развивающейся рыночной экономикой происходит независимо от развитых стран. В рамках этой теории появился заимствованный из физики термин - «декаплинг». Он означает «отделение», «размежевание». В начале XXI века в США стали проявляться экономические трудности, однако в развивающихся странах шел бурный экономический рост. С 2002 г. наблюдалось снижение корреляции между темпами экономического роста в Азии и США, падала зависимость азиатских экономик от экспорта США, при этом параллельно бурно росла торговля между азиатскими странами5.

4 Суверенные инвестиционные фонды были созданы в 1950-е годы с целью сохранения текущих доходов (в основном от экспорта сырья) для будущих поколений. На декабрь 2007 г. суверенный фонд Абу-Даби (ОАЭ) составил 875 млрд дол., Норвегии - 380, Сингапура - 330, Кувейта - 250, России -почти 1б0млрд дол. (Фонды растут //Ведомости. 2008. 22 окт. С. А03).

5 Завадский М. Восточный экспресс //Эксперт. 2008. № 5. С.43-44.

Однако иллюзии рассеялись. На Всемирном экономическом форуме 2008 г. в Тяньцзине констатировалось, что размежевания между Востоком и Западом ни в реальной экономике, ни на финансовых рынках не произошло6. При этом, по имеющимся прогнозам, кризис в азиатских странах будет более гладким, в ряде стран он проявится в снижении темпов роста. По данным сводных прогнозов основных аналитических фондов, темпы экономического роста в 2009 г. будут колебаться от 1% (Тайвань) до 8% (Китай). В целом по Азии (за исключением Японии) они составят 6,2-6,5%. По данным агентства «Fitch», в 2009 г. в США, Еврозоне, Великобритании и Японии будет самая серьезная рецессия, начиная с 1945 г. Суммарный валовой внутренний продукт (ВВП) этих стран снизится в 2009 г. на 0,8%; ВВП США уменьшится на 1,2, Еврозоны - на 0,6, Великобритании - на 1,4, а Японии -вырастет на 0,4%. ВВП России повысится на 2,5-3%7. Сейчас прогнозы уточняются в сторону снижения.

Таким образом, можно констатировать неравномерность влияния кризиса на экономику развитых и развивающихся стран. В то же время и развитые, и развивающие страны находятся в «одной лодке», и только совместные усилия помогут ослабить глубину кризиса.

Резкое снижение спроса, или «рецессия Кейнса»

Поскольку спрос - двигатель экономики, его снижение приводит к отсутствию стимулов для производства, замедлению темпов экономического роста. В ноябре 2008 г. в России произошло падение цен производителей на 8,4%, после снижения на 6% в октябре и на 5% - в сентябре. Причина - резкое сокращение спроса. Это максимальное снижение цен с начала публикации такой статистики Рос-статом в 1999 г. В США в октябре 2008 г. промышленные цены упали на 2,8%, что стало рекордом, начиная с 1947 г.8 Выходом из ситуации является стимулирование роста спроса и поддержка производства с помощью макроэкономических инструментов.

6 Завадский М. Проблема - 2009 //Эксперт. 2008. № 41. С. 51.

7 В Европе рецессия //Ведомости. 2008. 14 нояб. С. А03.

8 Обвальное стало явным //Коммерсантъ. 2008. 16 дек. С. 1.

Общество всеобщего благосостояния, построенное в США, странах Европы и Японии, поддерживало высокий уровень спроса. Значительные возможности по стимулированию роста потребления были предоставлены:

- системой банковского кредитования, прежде всего, ипотечного и потребительского;

- открытым фондовым рынком, простором для спекулятивного или венчурного капитала;

- социальными программами, например, пенсионными в ряде развитых стран.

Можно констатировать, что как только происходило насыщение спроса в одних странах, возникал спрос в других. Так, существенную роль в стимулировании спроса в Западной Европе сыграли страны Восточной Европы, вступившие или мечтающие вступить в ЕС.

По Кейнсу, следует всячески стимулировать спрос. И можно наблюдать, что большинство стран стремятся именно так действовать. Например, Китай принял план поддержки своей экономики до 2010 г. (около 585 млрд дол.). Это сопоставимо с планом Полсона в США, который предусматривал выкуп «плохих» активов на сумму 700 млрд дол. При этом принята ставка на «рациональное» расширение кредитной экспансии и быстрое развитие потребительского кредита, замещение частичной потери внешних рынков внутренним спросом, поддержанным государственными расходами9.

Приведение в соответствие реального и фиктивного

капитала путем обесценения стоимости бизнеса

Одним из главных последствий кризиса является приведение фиктивного капитала в соответствие с реальным путем обесценения стоимости бизнеса. Известно, что уровень соответствия фиктивного капитала реальному характеризует объективную возможность привлечения инвестиций через финансовый рынок.

Еще К. Маркс говорил, что фиктивный капитал, воплощенный в акциях, должен соответствовать реальному капиталу. С этих позиций темпы роста рынка ценных бумаг и темп роста

9 Еще один большой скачок //Коммерсантъ. 2008. 11 нояб. С. 2.

ВВП должны примерно совпадать. С 199Б г. до начала кризиса среднее соотношение темпов прироста этих показателей по сорока ведущим странам составило 2,3. В России оно равнялось 6,3, в Турции - 8,6, Аргентине - 62,1.

До кризиса наблюдался стремительный рост бизнеса, многие компании оторвались от реальности и в погоне за прибылью не замечали нависшей над ними угрозы. Так, И. Мтибе-лишвили, управляющий директор по России и СНГ «Citigroup», утверждал, что «стоимость банковского бизнеса, отраженная в ценах на акции публично торгуемых банков, в 2007 г. подешевела в среднем на 17-18%, а в 2008 г. - приблизительно на 71%»10.

Кризис обесценил активы стран, многие активы являются недооцененными, а это значит, что можно осуществлять эффективные инвестиции.

По мере того как публичный сектор мирового хозяйства дешевеет, появляются новые представления о стоимости бизнеса хозяйствующих субъектов, возрастает значение альтернативных (не через фондовую биржу) методов оценки стоимости бизнеса, которые, наряду с управлением стоимостью компании, позволят получить реальную оценку стоимости хозяйствующего субъекта и тем самым дать собственникам бизнеса стимулы для развития последнего.

«Сдувание иузырей» на всех сегментах

финансового рынка

Можно выделить четыре взаимосвязанных сегмента финансового рынка: рынок ценных бумаг, или фондовый, кредитный рынок, валютный рынок и рынок финансовых деривативов -производных ценных бумаг и срочных контрактов. Во всех сегментах были «надуты» так называемые пузыри, и они стали стремительно сдуваться. Крах начался на кредитном рынке, фондовый рынок стал падать последним.

По мнению аналитиков, пузырь на кредитном рынке надулся в результате мягкой денежной политики ведущих центробанков. Так, Федеральная резервная система США

10 Для тех, у кого остались средства, будет много интересных возможностей // Ведомости. 2008. 10 нояб. С. А06.

в 2003-2004 гг. держала базовую ставку на уровне 1% годовых, в результате чего США стали основным мировым потребителем, а развивающиеся страны вкладывали избытки сбережений в гособлигации США. Дешевые кредиты позволили проводить на заемные средства слияния и поглощения компаний, стимулировали рост цен на недвижимость, обеспечили доступность ипотеки для высокорискованных заемщиков.

На рынке недвижимости в США образовался гигантский пузырь: реальные цены в 2001-2006 гг. выросли вдвое. Потребительский бум шел на заемные средства, сбережения американцев упали до нуля11. Массовое неисполнение ипотечных обязательств подтолкнуло кризис кредитной сферы экономики, спровоцировав панику среди граждан. К сожалению, в России ипотечный кризис также нарастает и является одним из значимых факторов, влияющих на состояние банковской системы12. Так как стоимость жилья уменьшается, стоимость ипотечного залога обесценивается, что позволяет банкам требовать от заемщика дополнительных взносов. Последние могут оказаться неподъемными, и это станет фактором снижения ликвидности.

Валютный сегмент финансового рынка также переживает кризис. До финансового кризиса 1997 г. 80% мировых валютных резервов были в долларах США. В настоящее время валютные резервы замещаются евро и другими валютами, на долю доллара США приходится уже 60-65% мировых валютных резервов. При этом большинство стран не переводят свои резервы из долларов в другие валюты, а просто перестают формировать резервы в долларах. Это обусловливает падение покупательной способности доллара и может привести к краху валютной системы.

Дж. Сорос сказал, что кризис «знаменует конец эпохи кредитной экспансии, основанной на долларе как международной резервной валюте»13.

11 Я не предвестник Армагеддона //Ведомости. 2008. 10 дек. С. А06.

12 По оценке газеты «Ведомости», «около 600 тысяч российских семей, купивших квартиры в кредит, рискуют лишиться жилья» (Спасение в банкротстве //Ведомости. 2008.16 дек. С. А 04).

13 Рынок кончился //Ведомости. 2008. 30 дек. С. А02.

Рынок финансовых деривативов развивался как рынок хеджирования, то есть страхования рисков, и как спекулятивный рынок. В начале экономического цикла деривативы выступали в качестве обеспечивающего и укрепляющего элемента рыночной инфраструктуры. При этом взрывной рост рынка деривативов совпал с ростом рынка недвижимости и кредитного рынка.

Фондовый рынок является барометром экономики, умея читать показания которого, можно предсказывать погоду в мировом хозяйстве и в отдельных странах14.

Падение фондового рынка с середины 2008 г. было стремительным и волнообразным. В конце 2007 г. индекс Dow Jones достигал 14000 пунктов, в мае-июле цена унции золота зашкаливала за 1000 дол., баррель нефти дошел почти до 150 дол. Всё обесценилось. На середину января 2009 г. индекс Dow Jones составлял около 8600 пунктов, цена унции золота - 830-850 дол., нефти - чуть более 40 дол. /бар.

Кризис на рынке акций, как мы уже отмечали, привел к обесценению стоимости публичных компаний.

Таким образом, финансовый сектор стал своеобразным локомотивом кризиса в реальном секторе. Анализ истории финансовых рынков за последние 100 лет показывает интересную закономерность - фондовые рынки достигают циклического дна за 6-9 месяцев до конца рецессии. Это означает, что финансовые рынки с высокой вероятностью будут первыми выходить из кризиса.

Огосударствление экономики

Свободные рынки - самый эффективный механизм распределения ресурсов и рисков, поэтому вмешательство

14 Несмотря на высокий уровень квалификации, экономисты как в России, так и за рубежом, дали неверные прогнозы развития фондового рынка. Так, в начале 2008 г. десять ведущих аналитиков крупных финансовых компаний и банков сделали оптимистичный прогноз развития фондового рынка в 2008 г. Все они прогнозировали индекс Российской торговой системы (РТС) на уровне 2300-3000 пунктов. В действительности индекс РТС на 11 января 2009 г. составил 626,85 пункта, а индекс Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) - 635,4 пункта, то есть налицо абсолютное несоответствие прогнозам. По оценкам аналитиков, индекс РТС упал за 2008 г. на 72% (в 1998 г. падение составило 85%), а индекс ММВБ- на 67,8. Для сравнения: в 1998г. падение составило 46,7% (Хуже, чем в дефолт //Ведомости. 2008. 30 дек. С. А06).

государства в экономику должно быть минимальным. В большинстве стран рыночной экономики это положение воспринималось как руководство к действию. Его, в частности, отстаивал президент США Д. Буш на саммите 20 ведущих стран мира (ноябрь 2008 г.). Однако многие из его коллег по саммиту говорили о необходимости активной помощи хозяйствующим субъектам и отдельным гражданам в период кризиса. Да и Конгресс США выделил на борьбу с кризисом значительные средства.

Основная идея антикризисных мер в России заключается в том, что государство не оставит предприятия и граждан наедине с кризисом и собирается активно вмешиваться в их экономическую деятельность. Для того чтобы реально осуществлять этот процесс, необходимы ресурсы. И такие ресурсы в России есть (табл. 1).

Данные табл. 1 показывают четыре принципиальных источника финансирования экономики в условиях кризиса. Цена государственной помощи - около 10 трлн руб., что немного меньше трети ВВП России.

Выделенные на борьбу с кризисом средства распределяются следующим образом (табл. 2). Основными получателями «кризисных денег» являются банки - почти три четверти от общей суммы, около четверти пойдет на прямое финансирование реального сектора, и менее 2% направляется на фондовый рынок.

Такая структура свидетельствует о разнонаправленных действиях президента и правительства России. С одной стороны, три четверти ресурсов направляется в финансовый сектор, который должен их доставить реальному сектору и гражданам как конечным потребителям. С другой стороны, вероятно, зреет недоверие к финансовым институтам, и руководство страны приняло решение взять «руль в свои руки», напрямую финансировать реальный сектор. Тем самым государство берет на себя обязанность по выводу страны из кризиса. Взамен оно хочет иметь возможность реально управлять бизнесом и поведением граждан.

Это означает, что в России начались процессы огосударствления экономики. Рассмотрим их подробнее.

Источники финансирования экономики РФ с целью преодоления кризиса в 2008 г.

Источник Млрд руб. %

Банк России 4572 46,4

В том числе:

предоставление банкам беззалоговых кредитов на срок до полугода 3500 35,5

иные направления помощи банкам 1072 10,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный бюджет 2924 29,7

В том числе:

размещение на банковских депозитах временно свободных средств 1500 15,2

иные направления финансирования реального и финансового секторов экономики 1424 14,5

Резервы 1975 20,0

В том числе:

резервы Банка России 1350 13,7

Фонд национального благосостояния 625 6,3

Госкорпорации 382 3,9

В том числе:

«Роснано» 130 1,3

Фонд ЖКХ 252 2,6

Итого 9853 100,0

Источник табл. 1—2: построены на основе информации статьи «Поддержка неэффективных» (Ведомости 2008. 30 дек. С. А03).

Государственное вмешательство в экономическую жизнь предприятий и граждан. Мы не будем останавливаться на всех указанных мерах, тем более что часть из них, по нашему мнению, невыполнимы или противоречивы. Назовем лишь главные.

Распределение денежных ресурсов, выделенных на борьбу с кризисом в 2008 г.

Получатели денежных ресурсов Всего, млрд руб. %

Банки 7239 73,5

Предприятия реального сектора экономики 2439 24,8

Фондовый рынок 175 1,7

Итого 9853 100,0

Создание фондов поддержки реального и финансового секторов экономики. Сначала поддержка финансового сектора экономики осуществлялась через цепочку: «государственные банки - прочие банки - реальный сектор», а в начале декабря 2008 г. Д. А. Медведев предложил поддерживать реальный сектор напрямую, через специально созданную структуру. На 23 декабря 2008 г. правительство включило в список поддержки всего 295 предприятий15, хотя в него пытались попасть большинство крупных хозяйствующих субъектов реального сектора экономики. По нашему мнению, выделение системообразующих предприятий и их адресная поддержка могут привести к противоречивым последствиям. С одной стороны, это позволяет следить за состоянием предприятий, производящих порядка 85% ВВП России, с другой - ослабляет сопротивление субъекта хозяйственной деятельности внешней среде, снижает стимулы поиска рецептов выхода из кризиса, затягивает процесс обновления.

Уменьшение налоговой нагрузки на прибыль путем снижения налоговой ставки и отказа от «бумажной» прибыли. Снижен налог на прибыль с 24 до 20% и изменены правила учета финансовых результатов. С точки зрения хозяйствующего субъекта (и любого гражданина), снижение налогов -это хорошо. Однако в условиях кризиса количество хозяйствующих субъектов, имеющих прибыль, будет сокращаться. Поэтому многим из них эта мера вряд ли существенно поможет.

Снижение уровня налогообложения малого бизнеса - сокращение налогов в три раза. Щадящая налоговая нагрузка будет являться стимулом для развития малого бизнеса.

15 Народнохозяйственные избранники //Коммерсантъ. 2008. 26 дек. № 37.

Эта мера, на наш взгляд, является правильной. Для многих граждан, оставшихся без работы, открытие собственного бизнеса будет вариантом решить свои проблемы.

Трехкратное увеличение амортизационной премии, начиная с 2009 г. Такая мера будет стимулировать обновление основных фондов и формировать спрос на продукцию реального сектора экономики.

Как известно, в России существует проблема массового обновления основных средств. Поэтому появившаяся возможность ускоренной амортизации, а значит, дополнительного источника собственного капитала, будет способствовать выходу хозяйствующих субъектов из кризиса.

Предотвращение банкротства предприятий ВПК (50 млрд руб.). Это административная мера сохранения обороноспособности страны.

Выкуп квартир у застройщиков (83 млрд руб.) будет стимулировать спрос на продукцию строительной отрасли и по цепочке на продукцию поставщиков для строительной отрасли, а также решать социальные проблемы граждан России.

Отказ от дивидендов предприятий с государственным участием. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли предприятий, которая может использоваться на инвестиционные и социальные цели. Поэтому есть предположение, что невыплаченные дивиденды будут направлены на инвестиционные программы предприятий. Государство в целом готово в 2009 г. отказаться от 20 млрд руб. дивидендных доходов.

Наше предложение - установить адресный контроль за использованием неполученных дивидендных доходов. Велика вероятность «проедания» и использования недополученных доходов государства не на инвестиционные цели.

Увеличение налоговых вычетов и различных пособий. Эта мера позволяет уменьшить социальные проблемы граждан, но при этом создает дополнительную нагрузку на бюджет России, формирование доходной части которого в условиях кризиса усложнилось.

Национализация лучших предприятий. В настоящее время в России активно происходит перераспределение

собственности, ставшее логическим продолжением предыдущих четырех этапов становления собственности в России16.

Можно констатировать, что с середины 2008 г. начался новый, пятый этап становления собственности в России - национализация собственности государством и подконтрольными ему структурами. Кризис привел к падению стоимости большинства хозяйствующих субъектов, и появилась уникальная возможность, в том числе у государства, их купить или получить за долги.

Выявлены следующие механизмы национализации хозяйствующих субъектов.

• Прямой переход собственности в руки государства. Первым примером является национализация НПО «Сатурн» - ведущего разработчика и производителя реактивных двигателей пятого поколения для авиации и газотурбинных установок для кораблей.

• Возвращение «красных директоров». «Красные директора» - не обязательно люди, разделяющие коммунистическую идеологию, напротив, многие из них за капитализм. Это понятие означает наличие значительных полномочий, фактических прав собственников по принятию стратегических решений и оперативного управления без мотивации собственников.

• Приобретение собственности структурами, подконтрольными государству и в интересах государства. Значительный поток денег, направляемый через «государственные банки», имеет целью через механизм залога акций приобрести контрольные пакеты акций частных структур.

• Прямое воздействие на фондовый рынок и возможность консолидации пакета акций в руках государственных банков. Объявлено об активизации работы на фондовом рынке Внешэкономбанка (ему уже выделено 175 млрд руб.) и Внешторгбанка (ВТБ). Главная задача этих банков - удержать от падения фондовый рынок, то есть, другими словами, покупать собственность и долги на деньги Фонда национального

16 Подробнее см.: Новиков А.В., Новикова И.Я., Понуров С.В., Кравченко П.В. Оценка гудвилла предприятий и финансовых институтов. Новосибирск: НГУЭУ. 2007. С. 10-21.

благосостояния. Роли распределятся следующим образом: Внешэкономбанк будет покупать собственность (акции), а ВТБ - долги (облигации).

Таким образом, Россия имеет шанс вернуться к началу 1990-х годов, когда в частных руках были исключительно мелкие и в отдельных случаях - средние предприятия. Это будет свидетельствовать о прямом управлении государством крупными хозяйствующими субъектами.

Государственная поддержка «своих» хозяйствующих субъектов, наблюдение за гибелью «ничьих» хозяйствующих субъектов. Прежде всего, следует оценить ресурсы, которые Россия имеет для поддержки хозяйствующих субъектов. Поддержка осуществляется из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. На 1 ноября 2008 г. их объем составил 5,28 трлн руб., в том числе резервного - 3,58 трлн руб., национального благосостояния - 1,7 трлн руб. Пока расходуется только 32% средств двух фондов.

Понятно, что, несмотря на значительные средства, «каждой сестре по серьге» не хватит. Поэтому государством выбраны приоритеты расходования бюджетных средств. Анализ антикризисной программы, принятой в России, выявил приоритеты государственного финансирования:

- предприятия военно-промышленного комплекса;

- инвестиционные проекты (выделен 21 федеральный ин-ветиционный проект);

- инфраструктурные объекты;

- помощь регионам;

- компенсация недополученных налоговых поступлений в бюджет России. Только от бюджетных новаций будет недополучено 550-560 млрд руб.;

- адресная помощь хозяйствующим субъектам по инициативе президента или премьер-министра.

Как видно из приведенного списка, многие хозяйствующие субъекты вряд ли в него попадут. Таким образом, возникает вопрос: «Что делать "ничьим" хозяйствующим субъектам?». Подхода два: 1) опираться на собственные ресурсы и интеллектуальный потенциал собственников и менеджеров, способных вывести хозяйствующий субъект из кризиса; 2) продаться

тому, кто купит. В этом случае потребуется оценка инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта и адресная настройка на потенциального инвестора.

Мы полагаем, что рассмотренные антикризисные меры должны привести к результатам, которые мы назвали ориентирами обновления экономики.

Ориентиры обновления экономики России

Мы не претендуем на анализ полного списка возможных результатов, которые могут быть получены вследствие кризиса. Однако, на наш взгляд, главными из них являются следующие.

1. Структурная перестройка экономики и формирование ее новых локомотивов. Кризис уже привел к существенным структурным сдвигам в экономике многих стран вследствие отличий в протекании кризиса в разных отраслях. В России кризис в большей степени проявился в финансовой сфере, строительстве, ритейле. Пострадали также металлургическая промышленность и отдельные отрасли машиностроения. Из-за резкого снижения цен на нефть многие предприятия ТЭК сократили инвестиционные программы. Исключением является «Роснефть», которая оказалась единственной из первой пятерки нефтяников, кто не планирует уменьшения объема инвестиций в 2009 г. Вместо этого она будет экономить на электричестве и топливе и «оптимизировать» персонал17.

В то же время локомотивами могут стать предприятия, поддерживаемые «Роснано» и другими государственными структурами.

На наш взгляд, структурная перестройка экономики предполагает выбор ряда ведущих производств и мер преодоления кризиса (табл. 3).

Приведенный в табл. 3 список не является исчерпывающим, однако именно названные в нем «локомотивы» и меры могут оживить ситуацию в экономике.

2. Рост производительности труда. В современной России проблема повышения производительности труда

17 Наперекор кризису //Ведомости. 2008. 10 нояб. С. А03.

Ведущие производства и меры преодоления кризиса и сферы их применения

Область применения «Локомотивы» и меры

Технологии Наукоемкие производства, основанные на современных достижениях, позволяющих перейти от сырьевой ориентации к стране с развитым технологическим переделом

Оборачиваемость капитала Поддержка предприятий пищевой промышленности, сферы услуг и отраслей с коротким циклом производства

Финансирование экономики Развитие коллективных инвестиций как концентратор финансовых ресурсов для реализации инвестиционных и иных проектов государства и хозяйствующих субъектов

обсуждалась прежде всего как проблема необходимости мотивации персонала, создания комфортных условий для труда работникам, предоставления разнообразных социальных пакетов и т.д., то есть в большей степени с позиций работника, его комфортного существования. Это привело к перегреву рынка труда в бизнесе, отставанию оплаты труда в депрессивных отраслях экономики и в бюджетной сфере.

Кризис разрушил стабильность жизни многих работников, заставил вспомнить начало 1990-х годов, вновь задуматься о своей квалификации и необходимости поиска работы. По мнению Министерства здравоохранения и социального развития, в России ожидается низкий уровень безработицы -около 5,3% трудоспособного населения. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН считает, что безработица вырастет на 8,5%. Международная организация труда менее оптимистична: по ее прогнозам, в России темпы роста безработицы будут ненамного ниже мировых - 10,5%18.

Растущая безработица позволила создать условия для повышения производительности труда за счет следующих факторов.

□ Интенсификация труда, возможность существенно меньше платить квалифицированным специалистам. Например,

18 От редакции //Ведомости. 2008. 19 нояб. С. А04.

в финансовом секторе экономики произошло массовое сокращение оплаты труда. Так, в финансовой группе «Тройка-Диалог» потеря работы грозит каждому пятому сотруднику, аналогичные цифры - в компании «Ренессанс капитал», которая объявила своим сотрудникам о 20%-м сокращении персонала19.

□ Возрастание требований к квалификации персонала, определение реального уровня знаний, умений и навыков. Поскольку этап массовой выписки неподтвержденных знаниями дипломов завершается, у образовательных учреждений появляется уникальный шанс занять новую нишу профессиональной переподготовки специалистов.

□ Мобильность рабочей силы внутри страны, возможность освоения новых территорий и реализации крупных инфраструктурных проектов.

□ Перевод работников «офисных служб» на «рабочие специальности», ликвидация проблемы «нехватки» рабочих.

□ Изменение мотивации труда - стремление хорошо работать, «держаться» за рабочее место.

Однако проблема повышения производительности труда за счет изменения условий работы в период кризиса осознается пока недостаточно. Это утверждение вытекает как из оптимистического прогноза уровня безработицы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, так и, например, из того, что только четыре из 55 пунктов плана борьбы с мировым кризисом, разработанного правительством России, касаются ситуации на рынке труда20.

3. Реализация крупных инфраструктурных проектов. Кризис создал уникальные условия для их реализации. Опыт осуществления таких проектов накоплен в годы Великой депрессии. Поэтому и сейчас во многих странах считают, что в период кризиса имеется уникальная возможность сосредоточиться на развитии инфраструктуры за счет государства. Для оживления спроса и создания новых рабочих мест США планирует потратить на инфраструктуру 1 трлн дол.,

19 «Тройка» зимует //Ведомости. 2008. 10 нояб. С. А05.

20 Гонтмахер Е. Готовы к работе //Ведомости. 2008. 19 нояб. С. А04.

Франция - 10,5 млрд евро, аналогичные крупные проекты есть в Китае21.

Классическим примером инфраструктурного строительства в условиях кризиса в России является реализация транспортных проектов, в частности в области автомобильного транспорта. В настоящее время автомобильные дороги обеспечивают 83% грузоперевозок, 61% пасажироперевозок в стране. Однако из-за плохих дорог теряется 6% ВВП, плотность дорог в России в четыре раза ниже, чем в странах Европы.

В 2008 г. в Государственную думу внесен законопроект о создании государственной компании по развитию автодорог «Российские автомобильные дороги "Автодор"», которая начнет свою деятельность уже в первой половине 2009 г.22

Особенностью нынешнего кризиса являются вложения в «неосязаемую» инфраструктуру - образование, здравоохранение, финансовую систему, технологическое обеспечение и бизнес-сервисы. Большой фронт работ по развитию «неосязаемой» инфраструктуры есть у стран БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая). У них, с одной стороны, существует экономический потенциал, с другой - наблюдается большой разрыв между уровнями «осязаемой» и «неосязаемой» инфраструктуры.

Поскольку главная задача состоит в движении вперед, росте бизнеса, а не просто в выходе из кризиса, у стран БРИК есть уникальная возможность сменить специализацию экономики с производства продукции первого передела или просто экспорта сырьевых ресурсов на производство продукции с высокой долей добавленной стоимости и тем самым приобрести статус «развитой страны».

Антикризисные меры в России в этой части идут, на наш взгляд, в правильном направлении. Мы особенно поддерживаем развитие «неосязаемой» инфраструктуры, в частности меры по реформированию образования.

4. Создание международного финансового центра как условие усиления конкурентоспособности фондового рынка России. В России принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 г. - план

21 Рецепт взросления //Ведомости. 2008. 18 декаб. С. А04.

22 Тюменев В. Плата за дурь //Эксперт. 2008. № 48. С. 36-40.

«двадцать/двадцать». Одна из задач концепции - превращение России в один из ведущих международных финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой, обеспечивающей лидирующие позиции страны на финансовых рынках государств СНГ, ЕврАзЭС, Центральной и Восточной Европы23.

Для реализации этой задачи в России следует предпринять следующие меры.

V Организовать защиту собственности, в том числе через институты рышка ценных бумаг, а именно путем создания Центрального депозитария, призванного хранить и учитывать все ценные бумаги, выпущенные в России. Это позволяет получить информацию о всех собственниках и большей части собственности в России. Необходимо иметь в виду, что непрозрачность структуры собственников сдерживает приход крупных инвесторов, в том числе зарубежных.

V Предложить финансовые инструменты, которые, с одной стороны, эмитенты смогут достаточно легко выпустить на рынок, с другой - позволят привлечь разных инвесторов, в том числе население. Предлагается упростить выпуск отдельных финансовых инструментов, например, выпуск краткосрочных биржевых облигаций без регистрации проспекта эмиссии.

V Создать инфраструктуру, отвечающую требованиям мирового финансового сообщества.

V Сформировать инвесторов, способных предоставить финансовые ресурсы на длительный срок. Речь идет о развитии инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, общих фондах банковского управления.

V Изменить мышление собственников и менеджеров хозяйствующих субъектов, т. е. психология «опоры только на собственные источники финансирования» должна смениться пониманием собственниками и менеджерами хозяйствующих субъектов необходимости привлекать инвестиции с внешних рынков.

Все эти меры позволят создать в России международный финансовый центр как совокупность финансовых учреждений, предоставляющих и использующих финансовые услуги, а также совокупность условий, позволяющих концентрировать и перераспределять финансовые потоки.

23 Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (www.fsfr.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.