Научная статья на тему 'Кризис гуманизма'

Кризис гуманизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1757
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бондарев А.С., Насырова З.Ф., Денисова Н.В., Бондарева Е.И., Тетерина Е.В.

Закат тысячелетней западноевропейской культуры это рождение рационалистической цивилизации, которая ведет к деградации высших духовных ценностей культуры, в том числе и гуманистической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кризис гуманизма»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

структур, задатки которого уже можно наблюдать, социальная реклама в России имеет огромный потенциал развития, что является важным фактором в урегулировании острых социальных конфликтов и решении насущных проблем общества.

Библиографические ссылки

1. Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. М. : Гелла-принт, 2004. 320 с: ил. (Рекламные технологии).

2. Федотова Л. Н. Реклама в коммуникационном процессе : учебник. М. : Камерон, 2005. 464 с.

3. Николайшвили Г. Г. Социальная реклама: Теория и практика; учеб. пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс, 2008. 191 с.

© Беляева О. В., 2014

УДК 008

А. С. Бондарев, З. Ф. Насырова, Н. В. Денисова, Е. И. Бондарева Научный руководитель - Е. В. Тетерина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КРИЗИС ГУМАНИЗМА

Закат тысячелетней западноевропейской культуры - это рождение рационалистической цивилизации, которая ведет к деградации высших духовных ценностей культуры, в том числе и гуманистической культуры.

Кризис гуманизма, охвативший Запад, совпал с духовно-политическим кризисом в России. Исследованию взаимосвязи этих явлений посвятили свои работы, многие отечественные философы.

По мнению С. Франка, старое «возрождение» культуры умирает, уступая место новому. Поэтому «то, что переживает в духовном смысле Европа, есть не гибель западной культуры, а глубочайший ее кризис, в котором одни великие силы отмирают, а другие нарождаются» [9, с. 888].

Кризис гуманизма, закат культуры Европы Ф. Степун связывает с утратой «веры в науку как в верховную силу культуры». «Наука, эта непогрешимая созидательница европейской жизни, оказалась в годы войны страшной разрушительницей» [8, с. 872]. Развивая роль и значение науки для души культуры, Н. А. Бердяев пишет, что «открытия, которые делает физика нашей эпохи, характерны для заката культуры» [2, с. 81]. Энтропия, радиоактивность, закон относительности - все это учение о «неизбежности физического конца мира», что возможно лишь «в эпоху заката европейской культуры».

Исследуя связь науки и культуры у Шпенглера, Н. А. Бердяев считает, что мир погибнет из-за равномерного распределения энергии во вселенной, из-за стремления к физическому равенству. Поэтому ответы на вопросы, поставленные Шпенглером, приводят к следующему выводу: «И не есть ли стремление к равенству в мире социальном та же энтропия, та же гибель социального космоса и культуры в равномерном распределении тепловой энергии, необратимой в энергию, творящую культуру» [3, с. 901]. Следовательно, отрицательный вклад в социальную энтропию возможен посредством добродетели как результата реализации антиэнтропийного процесса.

Гуманизм - это совокупность степеней свободы субъектов деятельности: свободных субъектов или трансцендентальных субъектов. Сумма степеней сво-

боды и их ограничения составляют полноту универсалистской модели мира, поэтому теоретические знания раскрываются согласно этой сумме степеней свободы, что актуализирует принцип антропоцентризма, позволяющий произвольно интерпретировать содержание исследуемого объекта.

Исследованию степеней свободы западного общества, его принципа антропоцентризма, Н. А. Бердяев посвятил многие свои труды. Изучая гуманизм как прогрессивное течение эпохи Возрождения, философ показал, что под влиянием научно-технического прогресса произошло его угасание. Человек не только изменил природу, но и качественно изменился сам: «Происходит переход от органического тела к механическому» [4, с. 117]. Являясь прежде всего духовным творцом, а не творцом машин и техники, человек теряет свою индивидуальность под воздействием техники. Иллюзия безграничного господства над природой с помощью техники привела к потере человеком своей индивидуальности, которая «в социальной жизни устанавливает волчьи отношения между людьми» [4, с. 117]. Кризис гуманизма приводит, по мнению Н. А. Бердяева, к тому, что «человек перестает играть ту центральную и обособленную роль, которую он играл в ренессансный период истории, он вступает в иные космические планы, начинает чувствовать себя управляемым демонами и ангелами» [7, с. 536]. Такое развитие исторического процесса позволяет философу сделать вывод, что «гуманизм и индивидуализм не могли решить судьбы человеческого общества, они должны были разложиться» [1, с. 533]. Философ считает ошибкой исторического гуманизма то, что он был слишком натуралистичным, недостаточно уделял внимания достоинству человека, наделенного ответственностью.

Изучая западный гуманизм, И. А. Ильин пишет о невозможности строить отношения с Западом на равноправной и справедливой основе, так как «другие

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

народы нас не знают и не понимают... они нас боятся ...» [6, с. 86]. Философ раскрывает следующие причины «незнания» России Западной Европой: «Во-первых, потому что ей чужд русский язык. Во-вторых, потому что ей чужда русская (православная) религиозность. В-третьих, потому что ей чуждо славяно-русское созерцание мира, природы, человека» [6, с. 87].

Национальная Россия, ее церковь и культура, не соответствуют стандартам гуманизма, утверждает И. А. Ильин, а марксизм как созданное на Западе философское учение близко и понятно Западу: «Марксизм для них „свое", европейское, приемлемое; и советский коммунист для них ближе и понятнее, чем Серафим Саровский, Суворов, Петр Великий, Пушкин, Чайковский и Менделеев». Кризис западного гуманизма обусловлен тем, что Запад боится России, «но страх унижает человека; поэтому он прикрывает его презрением и ненавистью» [6, с. 89].

Социально-философский анализ кризиса гуманизма в современном мире осуществил русский ученый А. А. Зиновьев в своем научном труде «Запад». Западный гуманизм рассматривает личный успех человека как основу благополучия западного общества: «Если человек хочет добиться успеха, первое, что он должен сделать, это полностью очиститься от внутренней модальности развивать моральную „мимикрию", то есть способность использовать внешние формы морального поведения как средство сокрытия своей неморальной сущности...» [5, с. 39].

«Неморальная» сущность человека определяется типом западного индивидуалистического общества, жизнедеятельность которого осуществляется на своих стандартах естественности, отличных от стандартов общества коллективистского типа. Западный тип людей, воспитанных на своих принципах гуманизма, А. А. Зиновьев называет «западоидами»: «Весь образ жизни западных стран есть результат и проявление индивидуализма западоидов» [5, с. 51]. Гуманизм как отношение к людям имеет следующие виды: практицизм, деловитость, расчетливость, способность к конкурентной борьбе и риску, холодность, эмоциональная черствость, склонность к индивидуализму. Бездумное следование принципам западного гуманизма в различных сферах деятельности позволило А. А. Зиновьеву сделать вывод: «Советские люди еще не осознали того, что с попыткой пойти по пути Запада они потеряли больше, чем приобрели» [5, с. 74]. Отечественные ученые и политики начали безудержно восхвалять частную собственность и капитализм, которые презирались лучшими людьми, прославлять эгоизм, конкуренцию, корыстолюбие, жестокость и т. д. Главным принципом гуманизма Запада А. А. Зиновьев считает формулу «Человек человеку волк», которая «есть формула реального западного общества. Она была, есть и будет одной из опор и движущих сил

западного общества, несмотря ни на что» [5, с. 136]. Глубоко исследовав явление гуманизма, философ считает, что «западное общество не является моральным по самой своей основе. Моральное поведение тут является поверхностным и показным» [5, с. 313].

Кризис гуманизма можно считать «формой здорового бытия» западного социального организма, и попытки ликвидировать его как временное явление только ухудшают положение в обществе: «То, что считается кризисом системы воспроизводства человеческого материала, точно так же есть закономерное состояние, соответствующее природе американского общества» [5, с. 312]. Философ пишет, что западными теоретиками и политиками был выработан и реализован план «западнизации» СССР, некоторые положения которого звучат следующим образом: «Заражать их пороками западного общества, изображая пороки как добродетели, как проявление полной свободы личности. Оказывать экономическую помощь запад-низируемой стране в той мере, в какой это способствует разрушению ее экономики, порождает паразитизм в стране и создает Западу репутацию бескорыстного спасителя западнизируемой страны от язв ее прежнего образа жизни» [5, с. 418]. Как видим, идеализировав жизнь западного индивидуалистического общества, возведя пороки в рамки гуманизма, отечественные политические и идеологические реформаторы осуществили идеолого-психологическую агрессию (холодную войну), уничтожившую СССР.

Библиографические ссылки

1. Бердяев Н. А. Конец Ренессанса и гуманизма // Смысл творчества. М. : Фолио, 2004. С. 529-545.

2. Бердяев Н. А. Кризис гуманизма // Падение священного русского царства. М. : Астрель, 2007. С. 205-239.

3. Бердяев Н. А. Предсмертные мысли Фауста // Падение священного русского царства. М. : Астрель, 2007. С. 889-903.

4. Бердяев Н. А. Смысл истории. М. : Мысль, 1990. 176 с.

5. Зиновьев А. А. Запад. М. : Алгоритм, 2007. 512 с.

6. Ильин И. А. Против России // Наши задачи. В 2 т. Т. 1. М. : Айрис, 2008. С. 86-93.

7. Рыбин В. А. Нравственно-гуманистическая педагогика Нового времени. М. : Логос, 2006. 456 с.

8. Степун Ф. Освальд Шпенглер. Закат Европы // Н. А. Бердяев. Падение священного русского царства. М. : Астрель, 2007. С. 850-872.

9. Франк С. Кризис западной культуры // Н. А. Бердяев. Падение священного русского царства. М. : Аст-рель, 2007. С. 873-888.

© Бондарев А. С., Насырова З. Ф., Денисова Н. В., Бондарева Е. И., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.