Научная статья на тему 'Критика концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ'

Критика концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
870
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ / ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / ТЮРЬМА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / PENAL LAW / THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF THE PENAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION / PENAL COLONY / PRISON / AND EDUCATIONAL CENTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малинин Василий Борисович, Трапаидзе Константин Заурович

В 2009 г. принята концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. В данной статье рассматриваются основные положения данной концепции и дается их критика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Малинин Василий Борисович, Трапаидзе Константин Заурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criticism of the concept of development criminal and executive Russian Federation system

In 2009 adopted the concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation until 2020. This article provides an outline of the concept and given their criticism.

Текст научной работы на тему «Критика концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС. КРИМИНАЛИСТИКА

УДК 343.8(470)

В. Б. Малинин, К. З. Трапаидзе

Критика концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ

В 2009 г. принята концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. В данной статье рассматриваются основные положения данной концепции и дается их критика.

In 2009 adopted the concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation until 2020. This article provides an outline of the concept and given their criticism.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное право, концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ, исправительная колония, тюрьма, воспитательный центр.

Key words: penal law, the concept of development of the penal system of the Russian Federation, a penal colony, prison, and educational center.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, данными по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 11 февраля 2009 г., Министерством юстиции Российской Федерации в рамках полномочий по выработке и реализации государственной политики в сфере исполнения наказаний совместно со службой, другими федеральными органами исполнительной власти, входящими в созданную межведомственную рабочую группу, Федеральной службой исполнения наказаний подготовлена Концепция развития УИС РФ до 2020 г.

Существующее в настоящее время колонистское отрядное общежитие осужденных не обеспечивает элементарных условий безопасности личности осужденного. Осужденные постоянно находятся в условиях

© Малинин В. Б., Трапаидзе К. З., 2014

206

большого совместного существования. Даже ночью осужденные в отряде находятся в одном большом спальном помещении при отсутствии постоянного надзора за ними.

Постоянный надзор за осужденными в колонии и отряде фактически отсутствует и носит ограниченный характер. Осужденных три раза в сутки проверяют на факт наличия их в колонии, а в дальнейшем эпизодически контролируют поведение, но этот контроль занимает небольшой объем времени.

Можно сделать вывод о том, что отрядная, да и колонистская системы не могут быть абсолютной моделью пенитенциарного учреждения и нуждаются в принципиальном реформировании. Начальник отряда фактически не способен один решить целый комплекс режимных, социальных и воспитательных задач, даже если ему помогает совет воспитателей. Отрядная организация осужденных в тюрьмах должна быть заменена другой. Это может быть организация секторов или блоков или корпусов1.

В Концепции предлагается новая схема размещения осуждённых в жилых помещениях (численностью до четырех человек), секциях и блоках. В условиях строгой изоляция осуждённых, содержащихся на различных условиях, жилые помещения будут объединены в секции (шесть жилых помещений - одна секция. Секции объединяются в блоки (в рамках жилых корпусов).

Организация покомнатного размещения осуждённых и изоляции по видам условий позволяет расширить применение интегрированных систем безопасности и сократить численность персонала надзора в исправительных и воспитательных учреждениях.

Размещение осуждённых в жилых помещениях по четыре человека гуманизирует условия отбывания наказания (улучшает материально-бытовые условия) и способствует формированию социально ответственного поведения.

Авторы проекта обосновывают необходимость реформирования следующим. Результаты исследований практики исполнения наказаний в исправительных и воспитательных колониях, итоги специальной переписи осужденных, материалы дисциплинарной практики и зарубежного опыта применения лишения свободы свидетельствуют о недостаточной эффективности данного института.

1 См.: Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Пенитенциарная система России в контексте предстоящих реформ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства // Вестн. Вологодск. Ин-та права и экономики ФСИН России. 2010. № 10. С. 24.

207

Одной из основных причин низкой эффективности наказания в виде лишения свободы является ориентирование исправительного процесса на реализацию уголовно-правового подхода, в соответствии с которым доминирующая роль отводится оперативным и режимных подразделениям, в то время как доля психологов и социальных работников, обеспечивающих реинтеграцию осуждённого в общество, является незначительной.

Кроме того, действующая система условий содержания осуждённых также не в полной мере выполняет возложенные на неё задачи по индивидуализации наказания. Основная масса осуждённых ИК (68,8 %) сконцентрирована на обычных условиях, результаты специальной переписи фиксируют полную пассивность осуждённых в поведении и отсутствие мотивации к изменению вида условий.

Перечисленные выше негативные тенденции характеристик осуждённых ставят под сомнение эффективность отрядной системы организации исправительного процесса не только с точки зрения социализации осуждённых, но и с позиций обеспечения безопасности. Значительная численная концентрация осуждённых в отряде (около 30-40 чел.) затрудняет обеспечение постоянного надзора и осложняет оперативную обстановку (около 75 % преступлений совершаются в жилой зоне воспитательных колоний в ночное время).

Перевод осуждённых из воспитательной колонии в ИК общего режима (в перспективе - тюрьмы) не обеспечивает закрепление результатов исправления и достижение целей наказания, напротив это ведет к усилению влияния осужденных с отрицательной направленностью и их негативного воздействия на основную массу несовершеннолетних. Данные прогноза численности осуждённых до 2015 г. свидетельствуют о незначительной доле лиц отрицательной направленности (5,8%), которые должны будут направляться в ИК общего режима (в перспективе - в тюрьму) в регионе по месту проживания.

В качестве исторического наследия современной УИС достался своеобразный уклад тюремной жизни обвиняемых и осужденных. Сохраняется активность криминальных лидеров, пытающихся культивировать так называемые «воровские традиции». Распространению криминальной культуры, сплочению криминально ориентированного спецконтингента способствует явно устаревшая система коллективного содержания осужденных.

В связи с вышеизложенным необходимо констатировать, что нагрузка на сотрудников уголовно-исполнительной системы значительно возрос-

208

ла 2. Как пишет главный научный сотрудник сектора уголовного права и криминологии Института государства и права РАН, доктор юридических наук В.В. Лунеев «криминологические, виктимологические и пенитенциарные проблемы осужденных нельзя решить путем формирования и реализации уголовной и уголовно-исполнительной политики или реформирования уголовно-исполнительной системы. Сегодня многие озабочены проблемой сокращения в России числа заключенных посредством законодательной эквилибристики. Вместе с тем как может ФСИН России сократить число «сидельцев», если в стране есть серьезные причины преступности осужденных, а количество преступлений, совершаемых ими постоянно растет? Правда, в последние годы учтенная преступность осужденных сокращается. Но это, скорее всего, статистическое мошенничество»3.

Не верен вывод авторов Концепции, что увеличение доли осужденных, не имеющих ни поощрений, ни взысканий, свидетельствует об отсутствии у них мотивации к ресоциализации.

Любой осужденный хотел бы побыстрей освободиться. И мотивация к ресоциализации есть у очень многих. Но авторы Концепции не учитывают влияние преступных традиций и обычаев на осужденных. По этим понятиям, и об этом мы писали в предыдущих работах, «западло» пытаться условно-досрочно освободиться. Ведь для этого нужно работать «шнырем», записаться в какую-либо секцию и т. п., т. е. пойти на службу к администрации.

Сегодня в исправительных и воспитательных колониях все большее распространение среди несовершеннолетних осужденных приобретают элементы криминальной субкультуры. Как отмечают специалисты, преступные традиции и обычаи является основным механизмом криминализации общества и в полной мере проявляется в исправительных и

4

воспитательных колониях .

ФСИН России принято решение о ликвидации исправительных колоний путем перепрофилирования части из них в тюрьмы. Это было обусловлено сложившейся в уголовно-исполнительной системе ситуацией, когда в ряде учреждений превышены лимиты наполнения.

2 Концепция развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 г. М., 2009. С. 5.

3 Лунеев В.В. Криминологические, виктимологические и пенитенциарные проблемы несовершеннолетних // Вестн. Вологодск. ин-та права и экономики ФСИН России. 2009. № 8. С. 4.

4 См.: КaшубaЮ.Л., БaкaевaЮ.В. Уголовные наказания, применяемые в отношении несовершеннолетних. СПб., 2009. С. 99-100.

Однако мы так не считаем. Как показало наше исследование, многие практические работники отмечают, что подобная мера приведет к тому, что большинство осужденных окажутся далеко от места своего проживания до осуждения, что негативно отразится на их социально полезных связях и соответственно снизит эффективность работы по их исправлению и ресоциализации5.

Мы согласны, что с нашей «исправительной» системой надо что-то делать. Как уже говорилось, это школа преступности и очаг распространения преступных традиций и обычаев. Поэтому реформа УИС как никогда назрела. И многие ее идеи мы воспринимаем положительно (такие как создание единой системы отбывания наказания, отказ от отрядной системы, создание малочисленных - до четырех человек - блоков содержания осужденных, социально-реабилитационных центров и др.). Но многие из них требуют даже не переработки, а кардинального изменения.

Главное, что нужно сделать - это не ликвидировать исправительные колонии и не строить новые тюрьмы, куда планируется переводить осужденных из исправительных колоний. Создание новых тюрем (а их планируется строить в отдаленных местах) приведет к снижению заинтересованности губернаторов, инициативы попечительских советов и других организаций в оказании финансовой и иной помощи данным учреждениям, поскольку при таком подходе помощь престаёт быть адресной, что, в свою очередь, при современном подходе дает повод к осуществлению коррупционных схем.

Еще одна веская причина против такого нововведения - разрушение социальных связей осужденного с его семьей. Супруг, родители, дети и другие родственники не всегда смогут навещать осужденного, если он будет находиться далеко от дома. Часто вообще никто не сможет приехать, если осужденный будет находиться в тысяче километров от места про-живания6.

Большинство осужденных из малоимущих семей, для которых посылки и передачи, проезд на свидания - это расходы недопустимые. Даже

5 Здесь и далее приводятся результаты исследования, проводившегося в 2010 г. Вологодским институтом права и экономики ФСИН России на базе Алексинской, Архангельской, Брянской, Вологодской и Рязанской воспитательных колоний (категория респондентов - сотрудники воспитательных колоний) и НИИ ФСИН России в 54 территориальных органах ФСИН России (категория респондентов - сотрудники территориальных органов ФСИН России).

6 А как может быть иначе, если будет создано всего 33 воспитательных центра по всей России?

сейчас на свидания родственники приезжают менее чем к половине осужденных (по результатам спецпереписи осужденных 2009 г. кратковременные свидания были только лишь у 47 % осужденных, а длительные свидания у 33 %; 75 % осужденных не получили денежных переводов; 32 % осужденных в ВК не получали посылок и передач, а бандеролей не получили - 94 % осужденных).

Сокращение количества воспитательных колоний (по проекту их должно остаться всего 33) приведёт к тому, что несовершеннолетние осужденные в большинстве случаев будут отбывать наказание не в том субъекте РФ, где постоянно проживают. Если родственники не находят средств, для того чтобы отправить посылку, передачу, оплатить проезд на свидание в регионе своего проживания, то откуда же возьмутся у них средства для этого, если месторасположение ВК (или по проекту ВЦ - воспитательного центра) будет ещё дальше? В итоге такой «реформистское» решение повлечёт за собой еще больший разрыв всех социально полезных связей осужденных.

Но еще А.З. Астемиров в своих ранних работах отмечал, что крупные колонии не оправдывали себя, как не обеспечивали глубокого изуче-

7

ния и индивидуального подхода к воспитанникам .

Создание таких укрупненных воспитательные центров приведет к существенному ухудшению условий для социальной адаптации осужденных после выхода на свободу, в части их будущего трудоустройства, обучения и пр. Поэтому мы предлагаем создать воспитательные центры в каждом субъекте Федерации8.

Поделим количество несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях на 1 января 2014 г. - (2 тыс. чел) на число субъектов Федерации (83) и нас получится примерно 25 осужденных на каждый субъект Федерации. Неужели субъект Федерации не потянет содержание своих 35 оступившихся детей? Должны найтись и средства и место для их содержания9. Пусть каждый субъект Федерации несет ответственность за

7 Астемиров З.А. Трудовая колония для несовершеннолетних. М., 1969. С. 19.

8 Об этом же пишет и А.П. Некрасов. См. его: Пенитенциарный рецидив в исправительных учреждениях: теория исследования и меры противодействия: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2005. С. 317.

9 Тем более, что у нас имеется 47 колоний для несовершеннолетних, и многие субъекты Федерации могут создавать воспитательные центры на их месте. Кроме того, нерентабельно ликвидировать половину воспитательных колоний, хотя этот процесс уже начался.

преступность несовершеннолетних в своем регионе. Чем их будет меньше, тем дешевле они будут обходиться бюджету субъекта Федерации10.

Мы считаем целесообразным содержание в одном воспитательном центре лиц мужского и женского пола, хотя почти все опрошенные сотрудники воспитательных колоний (96,1 %) высказываются против их совместного содержания. Такая позиция во многом объясняется тем, что на практике совместное содержание несовершеннолетних осужденных мужского и женского пола способно привести к существенной дестабилизации обстановки в воспитательной колонии. Обеспечение же раздельного содержания указанных категорий осужденных в рамках одного большого исправительного учреждения в настоящее время крайне сложно осуществимо.

По мнению большинства опрошенных сотрудников воспитательных колоний (69,2 %) для несовершеннолетних осужденных женского пола следует создавать отдельные воспитательные учреждения. Но это нецелесообразно по экономическим причинам. Какая проблема, если в исправительном центре будут содержаться 3-4 девочки? Другое дело, что должна быть обеспечена строжайшая изоляция осужденных мужского и женского пола.

Совместное содержание девушек и юношей в одной ВК сегодня реализуется лишь в Колосовской ВК УФСИН России по Калининградской области, что положительно оценивается сотрудниками самой же колонии11. Общение со сверстниками противоположного пола действительно благоприятно сказывается на развитии личности любого подростка. Однако Ко-лосовскую ВК от остальных подобных учреждений отличает небольшое количество содержащихся в ней осужденных. На начало 2009 г. в Колосов-ской ВК содержалось 34 осужденных, из них только две девушки, которых постоянно сопровождает воспитатель. В таких условиях гораздо проще контролировать складывающуюся в ВК обстановку.

С.П. Середа отмечает, что положительный эффект от совместного содержания в одном учреждении и девушек и юношей, осужденных к лишению свободы, может быть достигнут в случае создания подобных учреждений в каждом субъекте Российской Федерации, что имеет целый ряд преимуществ.

10 Безусловно, финансирования содержания воспитательных центров необходимо возложить на субъекты Федерации.

11 См.: ЛеоноваМ.С. Проблемы социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в Колосовской ВК и пути их решения // Актуальные проблемы деятельности воспитательных колоний ФСИН России: материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2008. Ч. 1. С. 34.

Во-первых, это позволит уменьшить численность осужденных, содержащихся в них, и соответственно повысить управляемость данных учреждений, а также внимание к каждому отдельному осужденному.

Во-вторых, создание ВК в каждом субъекте Российской Федерации обеспечит близость места отбывания лишения свободы к месту прежнего проживания осужденных, их родственникам, что, как показывает практика, благоприятно сказывается на их морально-психологическом состоянии, на процессе их исправления и ресоциализации. Кроме того, это позволит региональным и местным властям более эффективно решать задачи, связанные с ресоциализацией осужденных, отслеживать судьбу каждого осужденного с момента его поступления в ВК и после освобождения. Программы ресоциализации несовершеннолетних осужденных в таком случае в большей степени будут иметь индивидуальный адресный характер12.

Теперь другие возражения по проекту воспитательного центра.

Мы категорически против предложения увеличить предельный возраст содержания осужденных в воспитательном центре до 21 года, а в исключительных случаях до 25 лет.

По мнению разработчиков проекта воспитательного центра, данная мера позволит не только обеспечить целостность и непрерывность исправительного процесса, но и избежать отрицательного воздействия на несовершеннолетних осужденных со стороны взрослых преступников13.

Избежать такого воздействия со стороны взрослых преступников может быть и позволит, но как быть с воздействием самих этих осужденных на более молодых воспитанников?

С момента вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и почти до 2009 г.14 количество осужденных, содержащихся в воспитательных колониях в возрасте от 18 до 21 года, ежегодно возрастало. Так, в 1997 г. их доля составляла 17,8 %, в 2000 - 10,7, 2003 - 29,7, а в 2007 г. уже 32 %. В отдельных воспитательных колониях

12 Середа С.П. Проблемы создания новых видов исправительных учреждений для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы // Цели и средства уголовной и уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних: сб. материалов между-нар. науч.- практ. конф. ВИПЭ ФСИН России 26-27 нояб. 2009 г.: в 2 ч. Ч. 2. Вологда, 2010. С. 227.

13 Попов В.В. Воспитательный центр как новый вид исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных // Вестн. Вологодск. ин-та права и экономики ФСИН России. 2010. № 10. С. 30.

14 Когда возраст осужденных, оставленных в ВК, был сокращен до 19 лет. См.: ФЗ № 261 от 22 дек. 2008 г.

численность этой категории составляло до 50 % от общей численности осужденных.

Такое положение дел не способствует успешной работе по исправлению осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, так как меняется типология данных учреждений из-за значительного возрастного разброса от 14 до 21 года. Это обстоятельство создает условия для притеснения взрослыми осужденными лиц младшего возраста, отрицательно влияет на результаты учебно-воспитательного процесса. Цель оставления в воспитательных колониях осужденных, достигших совершеннолетия, поставленная уголовно-исполнительным законодательством, в результате не достигается.

Кроме того, совместное содержание в воспитательных колониях с остальными осужденными лиц в возрасте от 18 лет до 21 года нарушало принцип раздельного содержания взрослых и несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, закрепленный в ч. 1 ст. 80 УИК РФ.

Анализ состояния преступности в воспитательных колониях показывает, что большая часть преступлений в период отбывания наказаний в виде лишения свободы совершается лицами в возрасте от 18 до 21 года или под их влиянием. С целью заработать ложный авторитет эта категория осужденных нарушает установленный порядок отбывания наказания и провоцирует осужденных на совершение противоправных действий.

Таким образом, приравнивание взрослых осужденных к несовершеннолетним абсолютно не оправданно и противоречит базовому принципу уголовно-исполнительного законодательства, устанавливающему раздельное содержание несовершеннолетних и взрослых осужденных (ст. 80 УИК РФ). В то же время в соответствии со ст. 58 Уголовного кодекса Российской Федерации лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, но достигшим к моменту вынесения судом приговора 18 лет, отбывание наказания в виде лишения свободы назначается судом в исправительном учреждении для взрослых. Получается, что судьбы осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, во многом зависят от оперативности работы следственных органов и судов. Следовательно, оставление в воспитательных колониях лиц в возрасте от 18 до 21 года, а тем более, как предлагается в Проекте, до 25 лет, нарушает принцип равенства граждан перед законом и судом.

Вместе с тем перевод из воспитательной колонии в исправительную колонию общего режима осужденных, достигших возраста 18 лет, у которых заканчивается срок, является нецелесообразным.

214

Согласно ст. 86 Конвенции о правах ребенка «Ребенок, помещенный в учреждение для детей, не обязательно должен быть переведен в учреждение для взрослых, как только ему исполняется 18 лет. Дальнейшее его пребывание в учреждении для детей должно быть возможным, если это соответствует наилучшему обеспечению его интересов и не противоречит обеспечению интересов детей более младшего возраста».

Это соответствует также Европейским пенитенциарным правилам, в ст. 11.1. которых говорится: «Малолетние в возрасте до 18 лет должны содержаться не в пенитенциарных учреждениях для взрослых, а в специально предназначенных для них учреждениях».

Поэтому мы считаем оптимальным сохранить существующее положение - в исключительных случаях оставлять положительно характеризующихся осужденных в воспитательной колонии до 19 лет15. Мы также против предложения авторов Концепции о создании в структуре исправительного центра помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов (ПФРСИ).

ПФРСИ были созданы 24 марта 2006 г. приказом № 46 Министерства юстиции РФ. Минюст пояснил: созданы ПФРСИ потому, что следственные изоляторы переполнены, а в колониях относительно свободно.

Все вроде бы логично, если бы не одно но». Подследственные и правозащитники жалуются, что в этих самых помещениях из заключенных выбивают показания и признания. И делает эту грязную работу, как правило, актив колонии, т. е. осужденные пытают заключенных.

Один из примеров. ПФРСИ в ИК-2 города Екатеринбурга закрыли почти сразу же после его создания еще в 2006 г. ПФРСИ здесь называли «фабрикой пыток» 16.

Важное значение в профилактике преступных традиций и обычаев играет труд осужденных. И если в отношении взрослых осужденных мы поддерживаем позицию об обязательности их труда 17 , то в отношении

15 С такой же критикой воспитательного центра выступил и один из соавторов данной статьи К.З. Трапаидзе. См.: Трапаидзе К.З. Преступные традиции и обычаи несовершеннолетних в местах социальной изоляции: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

16 Зугумов З. Детская колония - место исправления или школа для малолетних уголовников? // За решеткой. 2008. № 9. С. 12.

17 См.: Малинин В.Б. Кризис уголовно-исполнительной системы в области трудовой деятельности // Актуальные пробл. совр. правовой политики Российской Федерации: материалы 2-й науч.-практ. конф. Моск. филиала ЛГУ им. А.С. Пушкина. М., 2008; Он же: Преобразование государственных унитарных предприятий (ГУПов) учреждений уголовно-исполнительной системы в центры трудовой адаптации осужденных - развал трудовой деятельности исправительных учреждений // Новое уголовное и уголовно-исполнительное

215

несовершеннолетних осужденных мы придерживаемся противоположной точки зрения. Тем более, что из жизни воспитательных колоний постепенно, но неотвратимо уходит труд. Как показала перепись 2009 г. только 34 % воспитанников колоний обеспечены работой18.

Согласно ст. 89 Конвенции о правах ребенка «каждый ребенок в соответствующих случаях должен получать профессиональную подготовку по специальностям, которые могут пригодиться для будущего трудоустройства». Поэтому мы считаем, что труд несовершеннолетних осужденных должен осуществляться только в производственных (трудовых) мастерских.

Мы поддерживаем авторов Проекта в необходимости сохранения в исправительных учреждениях подразделения, осуществляющего оперативную деятельность. Потребность в проведении оперативной работы в исправительном учреждении определяется особой значимостью задач по предупреждению правонарушений, совершаемых осужденными в условиях данного учреждения, перекрытию каналов поступления в учреждение запрещенных предметов, выявлению и пресечению запрещенных связей персонала и спецконтингента, а также оказанию помощи органам внутренних дел в раскрытии ранее совершенных преступлений. Отбывая наказание в исправительных колониях, отдельные осужденные не стремятся встать на путь исправления и продолжают вынашивать планы дальнейшего совершения преступлений.

В исправительных колониях сохраняется активность отрицательно настроенных осужденных, склонных к различным формам деструктивного поведения, распространению преступных традиций и обычаев уголовно-преступной среды и криминальной субкультуры. Такие осужденные нередко выступают в качестве организаторов различных групповых эксцессов, а иногда и массовых беспорядков.

Как правильно отмечает H.A. Коновалова, пенитенциарные учреждения должны решать задачи как исполнения наказания, так и ресоциализации осужденных - подготовки к жизни после освобождения19.

право в отечественной правовой системе: десятилетний опыт законотворчества, правоприменения, научного исследования и преподавания (к 10-летию принятия Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов Российской Федерации): сб. материалов науч.-практ. конф. 24-25 мая 2007 г. МИЭП. Т. 1. СПб., 2009.

18 Характеристика осужденных, отбывающих лишение свободы (по материалам специальной переписи осужденных 2009 г.). М., 2010. С. 15.

19 Коновaловa Н.Л. К вопросу об организации в воспитательном центре среды, способствующей ресоциализации осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте // Реформирование пенитенциарных учреждений и актуальные вопросы ресоциа-лизации осужденных (в свете требований Концепции развития уголовно-

216

Элементом прогрессивной системы исполнения наказания в отношении осужденных является предлагаемое создание в социально-реабилитационных центров20. Это подтверждается результатами опроса сотрудников ИК и ВК, по мнению большинства из которых (53,8 %), в социально-реабилитационный центр должны переводиться положительно характеризующиеся осужденные не ранее чем за шесть месяцев до полного отбытия наказания.

Однако мы считаем, что социально-реабилитационные центры должны создаваться не на базе исправительной колонии или воспитательного центра, а отдельно21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В исправительной колонии или воспитательном центре не избежать контактов лиц, содержащихся в них, с лицами, содержащихся непосредственно в этом учреждении. Лица, содержащиеся в социально-реабилитацион-ном центре, будут иметь право свободного выхода из этого центра. И что, они не будут проносить осужденным, содержащимся в колонии, спиртное и наркотики, налаживать неформальные связи?

Очень важное значение имеет применение интегрированных систем безопасности при обеспечении режима отбывания наказания (ИТСОН).

Интегрированная система безопасности имеет в своем составе различные технические устройства, обеспечивающие: видеонаблюдение и видеодокументирование; оперативную связь; сигнализацию; управляемый удалённый доступ на объекты; сбор, обработку и передачу оперативной и иной информации.

Модель организации режима в исправительном учреждении предполагает активное внедрение интегрированных систем безопасности, позволяющих:

1) обеспечить видеонаблюдение за осуждёнными и видеодокументирование фактов нарушений;

2) избирательный доступ на объекты исправительного учреждения как осуждённых, так и сотрудников;

исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г.): сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Вологдск. ин-та права и экономики 24-25 нояб. 2011 г. Вологда, 2011. С. 219.

20 Первый такой центр был открыт в г. Льгов Рязанской области в 2002 г. И он дал положительные результаты.

21 С нашим мнением согласен и В.В. Попов. Он предлагает создавать социально-реаби-литационные центры за пределами воспитательных центров с проживанием в отдельном общежитии комнатного типа без охраны, но под надзором администрации. См.: Попов В.В. Воспитательный центр как новый вид исправительного учреждения для несовершеннолетних осужденных // Вестн. Вологодск. ин-та права и экономики ФСИН России. 2010. № 10. С. 30.

3) контроль за перемещением осуждённых в пределах жилых секций и жилых блоков;

4) проверку численности осуждённых и контроль за посещением ими мероприятий, предусмотренных распорядком дня;

5) минимизировать численность сотрудников режимных подразделений, находящихся в жилой зоне исправительного учреждения;

6) изменить алгоритма несения службы сотрудниками дежурной смены (только оперативное реагирование на сигналы систем безопасности);

7) передать часть функций надзора за осужденными (при проведении мероприятий по распорядку) дня социальным работникам и психологам.

В настоящее время указанные системы уже используются в ряде исправительных учреждений, однако их количество незначительно, что связано с рядом объективных причин (затраты на закупку оборудования, его обслуживание и т. д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.