Научная статья на тему 'Критерии, влияющие на эффективность формирования групп игроков в команде у хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки'

Критерии, влияющие на эффективность формирования групп игроков в команде у хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ ТРЕНЕРОВ / ДЕТСКИЙ ХОККЕЙ / КРИТЕРИИ / ПОДГОТОВКА НА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП ИГРОКОВ / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотников Вадим Владимирович

В статье рассматриваются критерии, влияющие на эффективность формирования групп игроков в команде у хоккеистов, занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе подготовки (5-7 лет). Во введении выявлена проблемная ситуация: отсутствие критериев, влияющие на эффективность формирования групп игроков в команде у хоккеистов, занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе подготовки. В методике исследования с помощью системного анализа и систематизации опыта подготовки юных хоккеистов 5-7 лет, очно-заочного анонимного анкетирования высококвалифицированных тренеров-экспертов хоккейных школ региона «Урал-Западная Сибирь» и математико-статистических методов исследования выявлены данные критерии и определены из них ведущие. Найдены и приведены результаты согласованности мнений принимающих участие в исследовании тренеров-экспертов. Представленные и сформулированные выводы соответствуют содержанию данного исследования и поставленной цели исследования. Список использованной литературы носит специализированный характер. Результаты исследования могут реализовываться тренерами, докторантами, аспирантами, преподавателями и другими специалистами различного профиля в области подготовки юных хоккеистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотников Вадим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria affecting the efficiency of formation of groups of players in hockey team at sports and health training stage

The article is devoted to the criteria affecting the efficiency of formation of groups of players in hockey team at sports and health training stage (5-7 years old). In the introduction it was found out that there are no such criteria affecting the efficiency of formation of groups of the players in hockey team at sports and health training stage. The research method includes system analysis and classification of the experience of the young hockey-players training (5-7 years old), on-site and off-site anonymous questioning of highly qualified coaches-experts of “Ural-West Siberia” regional hockey schools and mathematic-statistical research methods by means of which such criteria were detected and main of them were identified. The results of the involved coaches-experts opinion consistency were obtained and provided. Presented and obtained conclusions comply with the contents of the present research and set goal of the research. Reference list contains references to the specialized literature. Coaches, PhD candidates, postgraduates, professors and other specialists of various specializations and fields could apply the obtained results for the young hockey players training.

Текст научной работы на тему «Критерии, влияющие на эффективность формирования групп игроков в команде у хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки»

kinesiology, No.37, pp. 40-49.

6. Sibila, M., Pori, P. and Bon, M. (2003), "Basic kinematic differences between two types of jump shot techniques in handball", Acta Univerisita Palacki Olomuc, No. 33, pp. 19-26.

Контактная информация: Qaisyaseen1986@gmail.com

Статья поступила в редакцию 14.01.2016

УДК 796. 966

КРИТЕРИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП ИГРОКОВ В КОМАНДЕ У ХОККЕИСТОВ НА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

Вадим Владимирович Плотников, кандидат педагогических наук, доцент, Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета (НФ БашГУ),

Нефтекамск

Аннотация

В статье рассматриваются критерии, влияющие на эффективность формирования групп игроков в команде у хоккеистов, занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе подготовки (57 лет). Во введении выявлена проблемная ситуация: отсутствие критериев, влияющие на эффективность формирования групп игроков в команде у хоккеистов, занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе подготовки. В методике исследования с помощью системного анализа и систематизации опыта подготовки юных хоккеистов 5-7 лет, очно-заочного анонимного анкетирования высококвалифицированных тренеров-экспертов хоккейных школ региона «Урал-Западная Сибирь» и математико-статистических методов исследования выявлены данные критерии и определены из них ведущие. Найдены и приведены результаты согласованности мнений принимающих участие в исследовании тренеров-экспертов. Представленные и сформулированные выводы соответствуют содержанию данного исследования и поставленной цели исследования. Список использованной литературы носит специализированный характер. Результаты исследования могут реали-зовываться тренерами, докторантами, аспирантами, преподавателями и другими специалистами различного профиля в области подготовки юных хоккеистов.

Ключевые слова: анкетирование тренеров, детский хоккей, критерии, подготовка на спортивно-оздоровительном этапе, формирование групп игроков, юные хоккеисты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p186-190

CRITERIA AFFECTING THE EFFICIENCY OF FORMATION OF GROUPS OF PLAYERS IN HOCKEY TEAM AT SPORTS AND HEALTH TRAINING STAGE

Vadim Vladimirovich Plotnikov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Neftekamsk branch of the Bashkir State University, Neftekamsk

Annotation

The article is devoted to the criteria affecting the efficiency of formation of groups of players in hockey team at sports and health training stage (5-7 years old). In the introduction it was found out that there are no such criteria affecting the efficiency of formation of groups of the players in hockey team at sports and health training stage. The research method includes system analysis and classification of the experience of the young hockey-players training (5-7 years old), on-site and off-site anonymous questioning of highly qualified coaches-experts of "Ural-West Siberia" regional hockey schools and mathematic-statistical research methods by means of which such criteria were detected and main of them were identified. The results of the involved coaches-experts opinion consistency were obtained and provided. Presented and obtained conclusions comply with the contents of the present research and set goal of the research. Reference list contains references to the specialized literature. Coaches, PhD candidates, postgraduates, professors and other specialists of various specializations and fields could apply the obtained results for the young hockey players training.

Keywords: coaches questioning, minor hockey, criteria, sports and health training stage, formation of groups of players, young hockey players.

ВВЕДЕНИЕ

Методологической основой системы подготовки хоккеистов является [4] научно-методическое обеспечение, содержащее, помимо прогнозирования, моделирования, программирования и реализации программы на основе комплексного контроля, набор и отбор одаренных к хоккею детей. Все это реализуется на самом первом и важнейшем этапе подготовки - спортивно-оздоровительном этапе (СОЭ), на котором тренерский состав спортивных школ по хоккею с шайбой по истечению определенного срока после набора детей систематически реализует отбор своих воспитанников, разбивания их по группам в соответствии - на данный момент - с уровнем мастерства каждого ребенка:

- 1 группа: сильнейшие на данный момент игроки, мастерство которых на данный момент выше мастерства отстающих игроков;

- 2 группа: остальные игроки: новенькие (только записавшиеся) дети и/или отстающие игроки в каких-либо аспектах подготовленности.

Формирование групп в команде требует от тренера максимум информации о критериях, влияющих на ее эффективность. Однако анализ проведенных исследований, касающихся подготовки юных хоккеистов 5-7 лет, позволяет заключить, что в исследованиях относительно СОЭ рассмотрены:

- методики подготовки хоккеистов на СОЭ [1-3];

- значимость физических способностей юных хоккеистов [5];

- значимость различных характеристик технико-тактической подготовленности юных хоккеистов [9];

- контроль уровня технико-тактической подготовленности юных хоккеистов [68];

- планирование подготовки юных хоккеистов [7; 8];

- интеллектуальная подготовленность юных хоккеистов [10].

Помимо этого, опыт подготовки юных хоккеистов свидетельствует и о том, что и психологическая атмосфера в команде хоккеистов 5-7 лет и их родителей, дальнейшие спортивные результаты команды и переход игроков из группы в группу напрямую зависят от того, насколько эффективно, безболезненно и научно-обосновано реализуется формирование групп игроков внутри команды. Отбор в группы производится тренерским составом по определенным критериям, которые в научных источниках [1-3; 5-10] не рассмотрены и не выявлены. Также не определены ведущие критерии.

МЕТОДИКА

Источником получения первичной информации послужили анализ и систематизация опыта подготовки хоккеистов 5-7 лет, на основании которого были выявлены данные критерии.

Очно-заочное анонимное анкетирование тренеров-экспертов (п=20), работающих в спортивных школах по хоккею с шайбой региона «Урал-Западная Сибирь» - «Торос» (г. Нефтекамск) (п=9), «Юрматы» (г. Салават) (п=6), «Девон» (г. Туймазы) (п=5) - позволило определить ведущие критерии. Все тренеры-эксперты имеют опыт подготовки хоккеистов на СОЭ. Предложенные тренерам анкеты содержали 5 критериев, влияющие на эффективность формирования групп игроков в команде у хоккеистов 5-7 лет:

- уровень внимания;

- уровень мышления;

- уровень развития координационных способностей;

- эффективность выполнения технических действий на льду;

- дисциплинированность ребенка и его родителей.

Вышеуказанные критерии были соответствующим образом [3; 5; 8] оформлены в анкету и распространены среди тренеров-экспертов. Результаты исследования обрабаты-

вались на ПЭВМ с помощью пакета прикладных программ «^аЙБЙка 8.0».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Очное анонимное анкетирование тренеров-экспертов позволило выявить ведущие критерии (таблица 1).

Таблица 1

Ведущие критерии, влияющие на эффективность формирования групп игроков в команде у хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки по результатам анкетирования тренеров-экспертов (п=20) спортивных школ региона

«Урал-Западная Сибирь», %

№ Критерии Спортивные школы

Торос(п=9) Юрматы (п=6) Девон (п=5)

1 Уровень мышления 77,8 50,0 40,0

2 Эффективность выполнения технических действий на льду 55,6 83,3 20,0

3 Уровень развития координационных способностей 55,6 66,7 40,0

4 Уровень внимания 44,4 66,7 60,0

5 Дисциплинированность ребенка и его родителей 33,3 66,7 40,0

Как следует из таблицы 1, в спортивной школе «Торос»» доминирует критерий «уровень мышления»: за него отдали свои голоса 77,8% тренерского состава. Это связано с тем, что мышление играет большую роль в овладении двигательными действиями. Повторение создает условия для анализа совершаемого, действия, движения по сравнению с предыдущим. Выполнение действий должен носить характер сознательных попыток воспроизвести программу разучиваемого упражнения.

83,3% тренерского состава спортивной школы «Юрматы» отдают предпочтение критерию «эффективность выполнения технических действий на льду». Это связано с тем, что тренерский состав при формировании групп игроков ориентируется на то, как ребенок выполняет технические действия в настоящий момент.

В спортивной школе «Девон» 60,0% тренерского состава ведущим критерием признают «дисциплинированность ребенка и его родителей», т.к. именно с родителями ребенок проводит большую часть дня, и именно родители прививают ребенку на данном этапе жизни определенные умения, навыки, дисциплину.

С целью определения согласованности мнений участвующих в исследовании тренеров-экспертов нами был вычислен коэффициент конкордации Кендалла (таблица 2).

Таблица 2

Результат согласованности мнений тренеров-экспертов (п=20) в спортивных школах региона «Урал-Западная Сибирь»

Регион

Урал-Западная Сибирь

0,71

<0,03

Примечание: к - коэффициент конкордации Кендалла; п - количество опрошенных тренеров-экспертов; р уровень статистической достоверности._

к

1

Как следует из таблицы 2, коэффициент конкордации Кендалла при уровне статистической достоверности р<0,03 равен к=0,71. Следовательно, ответам тренеров-экспертов хоккейных школ «Урал-Западная Сибирь» необходимо доверять.

ВЫВОДЫ

1. Анализ проведенных исследований, касающихся подготовки хоккеистов, занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе подготовки, позволяет заключить, что в настоящий момент в научных источниках не рассмотрены критерии, влияющие на эффективность формирования групп в команде. Не выявлены и ведущие критерии.

2. На основании анализа и систематизации опыта подготовки хоккеистов 5-7 лет выявлены пять критериев, влияющих на эффективное формирование групп в команде у

хоккеистов, занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе подготовки: уровень внимания; уровень мышления; уровень развития координационных способностей; эффективность выполнения технических действий на льду; дисциплинированность ребенка и его родителей.

3. Анкетирование тренеров-экспертов с дальнейшей математико-статистической обработкой их результатов позволило выявить ведущие критерии: ««уровень мышления», «эффективность выполнения технических действий на льду», «дисциплинированность ребенка и его родителей».

ЛИТЕРАТУРА

1. Газимов, И.Р. Методика технической подготовки хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе / И. Р. Газимов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 1 (119). - С. 56-60.

2. Газимов, И.Р. Методика подготовки хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе / И. Р. Газимов, В.В. Плотников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 26-31.

3. Газимов, И.Р. Значимость факторов, определяющих предрасположенность детей 6-7 лет к хоккею / И. Р. Газимов // Омский научный вестник. - 2015. - № 1 (135) . - С. 162-164.

4. Колосков, В.И. Система подготовки хоккеистов / В.И. Колосков, В.П. Климин // Вестник Федерации хоккея России. - М. : Человек, 2015. - С. 70-91.

5. Плотников, В.В. Значимость физических способностей в физической подготовке хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде / В.В. Плотников, В.А. Кушнир // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 11 (33). - С. 61-64.

6. Плотников, В. В. Технико-тактическая подготовленность хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде / В. В. Плотников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -

2008. - № 11 (45). - С. 81-84.

7. Плотников, В. В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации / В. В. Плотников // Омский научный вестник. - 2012. - № 5 (112). - С. 211-214.

8. Плотников, В.В. Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации / В.В. Плотников // Вестник Башкирского университета. - 2013. - № 2 (18). - С. 531535.

9. Плотников, В.В. Значимость различных характеристик технико-тактической подготовленности в подготовке хоккеистов 13-14 лет / В.В. Плотников, А.В. Уфимцев // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 4. - С. 52-56.

10. Плотников, В. В. Интеллектуальная подготовленность хоккеистов на этапе углубленной специализации / В. В. Плотников, О.И. Политика, С. Д. Галиуллина // Искусство и образование. -

2009. - № 8. - С. 72-76.

REFERENCES

1. Gazimov, I.R. (2015), "Method of technical training of hockey players at sports and health training stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 56-60.

2. Gazimov, I.R. and Plotnikov V.V. (2015), "Method of technical training of hockey players at sports and health training stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 26-31.

3. Gazimov, I.R. (2015), "Significance of the factors identifying aptitude of 6-7 years old children to hockey", Omsk scientific messenger, Vol. 135, No. 1, pp. 162-164.

4. Koloskov, V.I. and Klimin, V.P. (2015), "Hockey players training system", Messenger of the Hockey Federation of Russian, publishing house "Chelovek", Moscow, pp. 70-91.

5. Plotnikov, V.V. and Kushnir, V.A. (2007), "Importance of physical abilities in physical training of hockey players of 13-14 years in the competitive period", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 33, No. No. 11, pp 61-64.

6. Plotnikov, V.V. (2008), "Technical and tactical readiness of hockey players of 13-14 years in the competitive period", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 45, No. 11, pp. 81-84.

7. Plotnikov, V.V. (2012), "Technical and tactical training of hockey players at a stage of profound specialization", Omsk scientific bulletin, Vol. 112, No. 5, pp. 211-214.

8. Plotnikov, V.V. (2013), "Technical and tactical training of hockey players at a stage of pro-

found specialization", Bulletin of the Bashkir university, Vol. 18, No. 2, pp. 531-535.

9. Plotniko,v V.V. and Ufimtsev, A.V. (2007), "Importance of various characteristics of technical and tactical readiness in training of hockey players of 13-14 years", Physical culture: education, education, training, No. 4, pp. 52-56.

10. Plotnikov, V.V., Politika, O. I. and Galiullina, S.D. (2009), "Intellectual readiness of hockey players at a stage of profound specialization", Art and education, No. 8, pp. 72-76.

Контактная информация: Plot17@list.ru

Статья поступила в редакцию 30.01.2016

УДК 796.011

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Юрий Филиппович Подлипняк, доктор педагогических наук, профессор, Московский университет МВД России дел имени В.Я. Кикотя,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алексей Анатольевич Обвинцев, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург, Станислав Александрович Горелов, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский университет МВД Россий, Санкт-Петербург

Аннотация

Организуемые в современных вузах различные курсы повышения квалификации предназначены главным образом для профессорско-преподавательского состава, потребность к саморазвитию у которого детерминирована постоянным обновлением той или иной отрасли, путём получения новых знаний через вузовскую науку. В то же время, потенциальные и возможности системы повышения квалификации, в контексте формирования стремления к саморазвитию специалистов, не связанных образовательной сферой изучены ещё недостаточно. Особенно это касается деятельности управленческих кадров федеральной службы вообще и руководителей органов внутренних дел (ОВД), в частности. Так ещё не сформировано общее представление о содержании и структуре процесса саморазвития руководителей ОВД, нет представления о взаимосвязях между процессами саморазвития и самообразования, о мотивационных аспектах личностного самосовершенствования сотрудников правоохранительных органов и др. Актуализации этой проблемы и посвящена настоящая статья.

Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональная деятельность, профессиональное и физическое самосовершенствование, руководители ОВД, сотрудники правоохранительных органов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p190-194

SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT AS DETERMINANT OF THE PROFESSIONAL AND PHYSICAL SELF-DEVELOPMENT OF HEADS OF LAW-

ENFORCEMENT BODIES

Yury Filippovich Podlipnyak, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs Russia, Moscow, Alexey Anatolyevich Obvintsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg, Stanislav Aleksandrovich Gorelov, the candidate of psychological sciences,

St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg

Annotation

Various advanced training courses organized in modern higher education institutions are intended mainly for the faculty staff among which the requirement to self-development is determined by continuous

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.