Научная статья на тему 'Критерии развития рынка банковских карт на современном этапе функционирования банковского сектора'

Критерии развития рынка банковских карт на современном этапе функционирования банковского сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3997
822
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / BANKING SECTOR / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / COMMERCIAL BANKS / БАНКОВСКИЕ КАРТЫ / BANK CARDS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермоленко Ольга Михайловна

В процессе активизация развития коммерческих банков неизбежно возникает необходимость повышения качества, простоты и доступности предоставления банковских продуктов, услуг и проведения банковских операций. рынок пластиковых карт позволяет использовать наиболее простые и доступные инструменты обслуживания банков и их клиентов при проведении безналичных расчетов, что позволяет активизировать денежные потоки и сделать систему расчетов более прозрачной. Определение критерий развития банковских карт позволит определить перспективы и основные направления деятельности кредитных организаций на рынке банковских продуктов и услуг, в том числе и банковских карт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BANKING INNOVATION AS A TREND OF INCREASING COMPETITIVENESS OF CREDIT INSTITUTIONS AT THE PRESENT STAGE OF FUNCTIONING

In the process of promoting the development of commercial banks, there is inevitably a need to improve the quality, simplicity and availability of banking products, services and banking operations. the market of plastic cards allows you to use the most simple and accessible service tools for banks and their customers when carrying out cashless payments, allowing you to increase cash flow and make the calculations more transparent. The definition of criteria for the development of Bank cards will allow you to determine the perspectives and main directions of activities of credit organizations on the market of banking products and services, including Bank cards.

Текст научной работы на тему «Критерии развития рынка банковских карт на современном этапе функционирования банковского сектора»

Научный вестник ЮИМ №1' 2015

Финансы и учет

УДК 336.71 ББК 65.262.10 Е 74

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

(Рецензирована)

Ермоленко Ольга Михайловна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (909) 450 87 20, е-mail: [email protected]

Аннотация. В процессе активизация развития коммерческих банков неизбежно возникает необходимость повышения качества, простоты и доступности предоставления банковских продуктов, услуг и проведения банковских операций. рынок пластиковых карт позволяет использовать наиболее простые и доступные инструменты обслуживания банков и их клиентов при проведении безналичных расчетов, что позволяет активизировать денежные потоки и сделать систему расчетов более прозрачной. Определение критерий развития банковских карт позволит определить перспективы и основные направления деятельности кредитных организаций на рынке банковских продуктов и услуг, в том числе и банковских карт.

Ключевые слова: банковский сектор, коммерческие банки, банковские карты, инновационная деятельность, конкурентоспособность.

BANKING INNOVATION AS A TREND OF INCREASING COMPETITIVENESS OF CREDIT INSTITUTIONS AT THE PRESENT STAGE OF FUNCTIONING

Ermolenko Olga Mikhailovna,

candidate of Economic Sciences, associate Professor of Finance and credit of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (909) 450 87 20, е-mail: [email protected]

Summary. In the process of promoting the development of commercial banks, there is inevitably a need to improve the quality, simplicity and availability of banking products, services and banking operations. the market of plastic cards allows you to use the most simple and accessible service tools for banks and their customers when carrying out cashless payments, allowing you to increase cash flow and make the calculations more transparent. The definition of criteria for the development of Bank cards will allow you to determine the perspectives and main directions of activities of credit organizations on the market of banking products and services, including Bank cards.

Keywords: the banking sector, commercial banks, Bank cards, innovation, competitiveness.

В последнее время банковский сектор претерпевает глобальные изменения, что связано с геополитическими и экономическими событиями. Негативные события произошедшие в 2014 г. определили и перенастроили стратегию развития банковского сектора, что стимулировалось реализацией системного риска на основании определенных факторов к которым можно отнести:

- падение котировок на фондовом рынке приведшее к переоценке стоимости ценных бумаг на основании отрицательных переоценке их стоимости;

- сокращение или отток свободных накопле-

ний населения, что повлияло на изменение ресурсного потенциала коммерческих банков;

- резкое падение курса национальной валюты по отношению к резервным валютам на валютном рынке, что вызвало рост открытой позиции коммерческих банков;

- сокращение уровня капитализации банковского сектора, что вызвало снижение уровня достаточности собственного капитала коммерческих банков;

- рост задолженности по выданных кредитным ресурсам, что стимулировало снижение качества жизни реальных заемщиков банков;

49

Финансы и учет

Научный вестник ЮИМ №1' 2015

70000

60000

50000

40000

30000

20000

10000

0

□ Активы □ Совокупный кредитный портфель

01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015 01.01.2016

(прогноз) (прогноз)

Диаграмма 1. Прогноз развития банковского сектора, млрд. руб. (построена на основании данных ЦБ РФ) [2]

Таблица 1

Прогноз динамики основных сегментов банковского рынка на 2014-2015 гг.

Показатель Ожидаемый темп прироста в 2014 году, % Ожидаемый темп прироста в 2015 году, %

Кредитование крупных компаний 12 9-10

Кредитование МСБ 13 11-12

Кредитование физических лиц 23 19-20

в т. ч. необеспеченные потребительские ссуды 23 18-19

в т. ч. ипотека 28 23-24

Кредитный портфель, всего 15 11-12

Активы, всего 13 9-10

Источник: прогноз «Эксперта РА», по данным ЦБ РФ

- снижение экономической активности в реальном секторе экономики, что повлияло на снижение интенсивности денежных потоков и стимулировало расширение теневого бизнеса.

На основании аналитических исследований прогнозируется серьезное замедление развития банковского сектора. (Диаграмма 1)

Развитие банковского сектора зависит от потребности экономических субъектов населения в проведении банковских операций и предоставление банковских продуктов.

Все это требует применения новых форм обслуживания и применения в деятельности кредитных организаций новых инновационных технологий и инновационных банковских продуктов, одним из которых является банковская карта.

Рынок банковских карт в настоящее время в

определенной степени насыщен, тем не менее, возникнет потребность постоянного его обновления. Поэтому определение критерий развития рынка банковских карт вызывает необходимость пересмотра возможностей функционирования банков на рынке банковских карт и определяет возможный уровень банковской конкуренции.

Развитие информационного пространства требует использование инновационных технологий и современных банковских продуктов, которые смогли бы удовлетворить потребности населения и экономических субъектов. Одним из таких активно развивающихся направлений деятельности банковских институтов являются банковские пластиковые карты.

Несмотря на то, что рынок пластиковых карт активно развивается, потребности в данном бан-

50

Научный вестник ЮИМ №1' 2015

Финансы и учет

ковском продукте до сих пор не исчерпали себя. Особенно это актуально на фоне усиления банковской конкуренции и развитии преимущественно безналичных расчетов, а также потребность у качественных и простых формах расчетов.

Видимость того, что в обращении находится большое количество пластиковых карт, что определяет достаточный уровень удовлетворения текущих потребностей населения и экономических субъектов в расчетах и высокой безопасности является определенной иллюзией. Примером тому является неравномерность покрытия банкоматами и терминалами в региональном аспекте, не говоря уже о степени защищенности и надежности банковских карт, что также влияет на уровень развития данного направления деятельности коммерческих банков

Развитие рынка банковских карт подразумевает востребованность в предоставлении данного продукта, как в прочем и других наиболее распространенных банковских продуктов, прогноз динамики которых представлен ниже. (Таблица 1)

Активная модернизация российской экономики предполагает создание условий для формирования эффективных финансово-расчетных инструментов, позволяющих качественно улучшить систему расчетов, обеспечив удовлетворения потребностей клиентов в их прозрачности и надежности.

Модернизация банковской системы использует преимущественно интенсивную модель развития, а это значит, что банки активизируют инновационные методы, инструменты и продукты, которые соответствовали бы требования клиентов.

Банковскому сектору, развивающемуся по интенсивной модели присущи следующие признаки:

- растущий уровень конкуренции, что вызывает необходимость регулирования деятельности кредитных организаций на основе пропорциональности всех участников банковского рынка;

- создание условий для активного позиционирования коммерческих банков и предпосылок развития различных направлений деятельности с учетов потребностей в современных банковских продуктах, повышения их качества и разнообразия в их реализации

- рост капитализации кредитных организаций, в соответствии с требованиями для повышения надежности и качества банковского сектора и реализации задач развития конкурентоспособности и эффективности банковского бизнеса.

- ориентация на долгосрочную эффективность банковского бизнеса на основе формирования оптимальных систем корпоративного управления, в том числе управления рисками, обеспечивающими консервативную оценку возможных последствий

их реализации, что требует принятия действенных мер снижения рисков.

- создание предпосылок для высокой степени транспарентности (открытость, прозрачность), что стимулирует формирование дисциплины всех кредитных организаций как участников рынка.

- дальнейшее развитие информационной открытости, в том числе повышение качества и достоверности публикуемой информации, представляемой в контролирующие и надзорные органы, на основании чего возможно сбалансированное ведение бизнеса. [1]

Рассмотренные признаки способствуют развитию интенсивной модели банковского бизнеса и определяют возможности и направления функционирования кредитных организаций с учетом российских реалий.

За последние годы рынок пластиковых карт развивается более активно по сравнению с рынком потребительского кредитования. Следовательно. проблемы и перспективы развития пластиковых карт как инструмента безналичных расчетов по-прежнему остается актуальным вопросом в деятельности кредитных организаций.

Исследование проблем использования пластиковой карты как инструмента безналичных расчетов представляется особенно актуальным, а изучение мировой практики применения пластиковых карт и определение перспектив их развития в России приобретают в настоящее время конкретную значимость. В конечном итоге развитие рынка банковских карт может способствовать не только значительному развитию системы безналичных расчетов, но и снизить объем теневых потоков, а также повысить прозрачность расчетных отношений. Кроме того, переход на новые инновационные технологи расчетов способствует формированию новой модели мировоззрения конечных пользователей, которые в последнее время все больше предпочтений отдают пластиковому бизнесу.

Теоретические концепции определения пластиковой карты в разрезе полемики различных российских экономистов несколько расходиться. Поэтому при рассмотрении сущности пластиковых карт и проанализировав несколько точек зрения российских экономистов, выделим подходы для рассмотрения их сущности.

Пластиковая карта - платежный инструмент для осуществления отдельных видов безналичных платежей и получения наличных денежных средств. Такую или сходную формулировку приводят Комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, А.И. Гинзбург, Г.С. Нариков и др. Данный подход является наиболее распространенным.

51

Финансы и учет

Научный вестник ЮИМ №1' 2015

В работе В.В. Семенихина под банковской пластиковой картой также понимается «персонифицированное платежное средство, предназначенное для оплаты товаров (работ, услуг) и составления расчетных документов».

Лаврушин О.И. считает, что «пластиковая карта - обобщающий термин, который обозначает все виды карт, разных по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, а также по техническим возможностям и организациям, их выпускающим». А А.В. Кузнецова, обобщая, делает вывод, что банковская пластиковая карта - сложный банковский продукт, который является и техническим средством, и банковским расчетным счетом, и набором банковских услуг и своим предназначением имеет осуществление безналичных расчетов.

В этих определениях можно выделить два общих момента:

- «платежное средство», «средство идентификации и управления», т.е. элемент некоего механизма, который участвует в организации определенных действий и процедур (собственно механизма как организационного процесса);

- «пластиковая карта» - «обобщающий термин», «сложный банковский продукт», т.е. в ряде определений подчеркивается сложность данного понятия, его многосоставность, включающая в себя ряд разнородных компонентов.

Специфика российского рынка на текущем этапе его функционирования заключается, прежде всего, в динамично развивающемся рынке преимущественно не за счет активного использования банковских карт в виде расчетно-платежного инструмента вкладчиков банка и пользователей банковских карт, а за счет зарплатных проектов, используемых в основном для обналичивания. Такая система неэффективного использования банковских карт преимущественно распространена в регионах России, где доля карт по зарплатных проектах составляет около 80 процентов всех эмитированных банками карт. Отрицательная практика обналичивания не только снижает эффективность использования банковских карт как платежного инструмента, но и делает сам процесс такого использования карт очень затратным, поскольку возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.

Развитие российского рынка пластиковых карт в последние годы характеризуется увеличением количества банкоматов, что подтверждается положительной динамикой статистики. Тем не менее, банкоматы фактически берут на себя функции кассира по выдаче зарплаты в следствие чего, учитывая прогноз расширения рынка банковских карт и Интернет-банкинга, нагрузка на каждый банкомат

может расти, поэтому кредитным организациям так необходим мониторинг карточного оборота..

Деятельности кредитных организаций на рынке банковских карт условно можно сформировать по следующим направлениям:

- функционирование банковского карточного рынка с международными пластиковыми картами;

- функционировании банковских карт в российских расчетных систем;

- эмиссия пластиковых карт с полным обслуживанием собственно самими банками.

Учитывая особенности работы платежной системы и уровень конкуренции среди банков можно констатировать, что российский рынок пластиковых карт динамично развивается, подтверждением чему является рост эмиссии карт в лице российских банков. По данным банковской статистики из 827 кредитных организаций, функционирующих в стране, 680 осуществляют эмиссию и/или эквай-ринг платежных карт.

Развитие рынка пластиковых карт сопряжено с определенными затратами связанными с разработкой инновационных технологий использования пластиковых карт. Тем не менее, российские банки всё активнее используют банковские карты как платежный инструмент для реализации стратегических целей по развитию ритейлового бизнеса.

Российский рынок не так давно адаптировался к использованию банковских карт, что связано с историческими, экономическими и социальными факторами. Если проанализировать этапы становления рынка банковских карт в современных условиях, то очевидно, что карточный бизнес только начинает по настоящему реализовываться в России (таблица 2)

На фоне мировой интеграции платежных систем, очевидно, что условием успешного развития рынка пластиковых карт в России может стать единая сеть банкоматов и терминалов с единым международным процессингом. Такая система давно функционирует в странах Евросоюза. Опыт использования такой системы позволяет активизировать развитие платежной системы и обеспечивает расширение количества ее пользователей, поскольку комиссии и сервис в разных банкоматах не имеют значительных отличий.

Перспективы развития рынка пластиковых карт в первую очередь зависят от достижения главной цели, а именно активизации применений банковских карт в ежедневных расчетах как юридических, так и физических лиц. Очевидно, что развитие рынка пластиковых карт зависит и от повышения уровня доходов населения, а также расширения сети банкоматов и сервисных точек. На основании данных представленных рейтинговым агентством

52

Научный вестник ЮИМ №1' 2015

Финансы и учет

Таблица 2

Характеристика основных этапов развития российского рынка пластиковых карт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап Характеристика

до 1990 г. проникновение первых зарубежных платежных систем, ограниченное обслуживание и единичная эмиссия

с 1990 г. до августа 1998 г. стремительное формирование инфраструктурной сети обслуживания держателей карт, в первую очередь международных карточных систем, развитие собственных систем выпуска карт

1999-2001 гг. период восстановления отрасли после кризиса

1998-2002 гг преобладание дебетовых карт

2002-2004 гг. стремительное развитие рынка, доминирование зарплатных проектов

с 2003 г. активизация розничного кредитования

с 2005 г. становление и развитие кредитных карт;

2008-2009 гг. преодоление последствий текущего Мирового финансового кризиса;

с 2009 - 2012г. по настоящее время создание предпосылок для новых разновидностей пластиковых карт (в том числе Универсальной электронной карты).

2012 г. по настоящее время наличие у пластиковых карт множества возможных свойств, характеристик и функций, позволяющих удовлетворять текущие потребности клиентов

240000

230000-

220000-

210000-

200000- 200170,

190000- 1

180000-

2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

Рисунок 1. Количество эмитированных банковских карт, тыс. ед.

Эксперт Ра видно, что количество банковских карт эмитированных для физических лиц неуклонно растет, что наглядно продемонстрировано на диаграмме (рисунок 1).

Всего банковская статистика подразумевает рост эмитированных карт как юридических, так и физичесних иис, нн внначительном перевено о отношении физичеснро лиц.

Исдледовенно сдененаые пабриньвснсмх оек-тору поднсляютсделась выанды очеооанчей оппц-ификации, томено изменсннеониентирнв банпод-ской стратеги и pьаврсид.Haпpпмос, 1^омн^оореп^1^^ банки в рснпанoм ожидают ума^инош ]рс^(^з отнди доходов с основхом зи ьчсу рынка пдрчаиупекв спи-го кредитованию. Потре^дехьдмее чиеднтoрониe может быть стимпнхрoоепо за сч-т IIpодлежоихй ос стороны банков карточных продуктов, ориентиро-

ванных на привлекательные условия по обслуживанию реальных и потенциальных клиентов.

Жесткая нанчихPнппо нафоне ндб ытий финансового кризиса 2014 г может и в дальнейшем обозначить тенденцию активизации банков на рынке банковских проду тов, в том числе и карточного Tнвнeca,нocзальнyппоптичеькр вое банки эмити-рдюн сг^сзал 0ав^^(^1^с^с^иен^р^а^еа и сньывао позиционируют сабы на данньм ри^1^^е.

Ичнтсап;иаыное раврыве^о бамновских орга-нхзаций может быть обусловлена изменениями ннрдPохиeныЧ и ^ну<^с^]в кливнеи в (банков, то есть пoоышeнном инте ретад б олео удр^ы м формам об-сле^въывснд^в, (мчогоканальное о^о}]ивание, удоб-иый ворвиз и новым и^^^оьмщоаные банковские иртдукны с мнномапьиымп засдасами).

Реалии банковской деятельности могут проде-

нК!

Финансы и учет

Научный вестник ЮИМ №1' 2015

Таблица 3

Рейтинг банков по портфелю кредитных карт на 01.01.2015 г.

№ Название банка Портфель кредитных карт, тыс. руб. Доля банка, %

1 Сбербанк России 389 385 585 33,43

2 Банк Русский Стандарт 128 848 692 11,06

3 АЛЬФА-БАНК 82 821 165 7,11

4 ВТБ24 77 352 936 6,64

5 Тинькофф Кредитные Системы 76 251 274 6,55

6 ОТП Банк 43 593 192 3,74

7 Лето Банк 40 097 975 3,44

8 Хоум Кредит энд Финанс Банк 34 383 200 2,95

9 ТРАСТ 29 041 026 2,49

10 Восточный экспресс банк 27 072 252 2,32

11 БИНБАНК кредитные карты 26 237 369 2,25

12 Связной Банк 21 699 695 1,86

13 РОСБАНК 17 781 782 1,53

14 Кредит Европа Банк 17 081 842 1,47

15 Райффайзенбанк 15 998 946 1,37

16 Ситибанк 15 801 528 1,36

17 МТС-Банк 13 194 073 1,13

18 БАНК УРАЛСИБ 9376 815 0,81

19 Ренессанс Кредит 8 921 211 0,77

20 Газпромбанк 8 745 588 0,75

монстрировать в обозримом будущем переориентацию банков с операционной модели обслуживания на модель активного позиционирования с целью охватить максимальное возможное количество потенциальных клиентов, то есть идет борьба за клиентов, что заставляет банки применять в своей работе более прогрессивные формы и методы работы с ними.

Банки России стремятся развивать карточный бизнес и имеют опыт выпуска карт по лицензии финансовых ассоциаций. Использование платежных карт в нашей стране уступает среднестатистическим показателям в странах Европы. Это можно объяснить тем, что в результате финансовых кризисов последнего десятилетия в большей степени пострадал банковский сектор.

С учетом того, что экономика России постепенно переходит к инновационному типу развития, должны измениться и технологиях проведения безналичных расчетов. Стимулом к более активному применению карт могли бы стать современные технические решения, касающиеся проведение операций с картой с помощью специальных платежных терминалов и банкоматов, а также компьютерной техники и мобильных телефонов, имеющих доступ к Интернету.

Развитие системы электронных платежей - это одна из важнейших целей российской экономики. Трудно переоценить значимость пластиковых карт в данном процессе. Активное развитие бизнеса пластиковых карт привело к тому, что карты становятся инструментом конкурентной борьбы банков не только за вкладчика, но и за заемщика. В последнее время наряду с потребительским экспресс кредитованием многие банки стали активно предлагать своим клиентам кредитные карты. Сроки окупаемости и уровень рентабельности «карточных» проектов в большой степени зависят от того, насколько развита система приема платежей по картам, и какими темпами возрастает доля безналичных расчетов при совершении торговых операций. Возросший интерес банков к обслуживанию частных лиц заставляет финансистов и их партнеров предлагать новые услуги и для держателей карт. Естественно предположить, что конкуренция на рынке пластиковых карт в ближайшие годы ужесточится, так как операции по картам можно отнести в настоящее время к наиболее доходным видам банковской деятельности.

В связи последними событиями противостояния Евросоюза и России реализовалась идея создания развитии российской платежной системы.

54

Научный вестник ЮИМ №1' 2015

Финансы и учет

Насыщение рынка банковскими картами тесно конкурирует с развитием потребительского кредитования. Основными критериями развития рынка банковских карт являются:

• активное развитие комбрединговых проектов с торговыми предприятиями;

• активное развитие инновационных банковских продуктов, например мультифункциональных карт;

• развитие современных информационных технологий

• расширение целевой аудитории потенциальных клиентов коммерческих банков;

• расширение банковской инфраструктуры по обслуживанию карточных проектов;

• оптимизация регулирования картонного бизнеса деятельности банков.

Таким образом, развитие рынка пластиковых карт способствует развитию безналичных расче-

тов с одной стороны и стимулирует банковскую деятельность в направлении получении доходов по расчетным операциям с другой стороны. В итоге не только повышается прозрачность расчетов, но и стимулируется конкурентоспособность в данном сегменте рынка банковских услуг.

ИСТОЧНИКИ:

1. Ермоленко О.М. Банковская инновация как фактор повышения конкурентоспособности кредитных организаций на современном этапе их функционирования // Научный вестник Южного института менеджмента. -2014. - № 1. - с. 59-65.

2. Статистический бюллетень Банка России. 2015. - №2.

3. Борисов А.Б. Большой экономический словарь.-М.:ИНФРА-М, 2013. - 895 с.

4. Миронов В.И., Ермоленко О.М. Институциональное обеспечение интеграционных процессов в России и Краснодарском крае. // Социально-экономический ежегодник-2008. Сборник научных статей. Краснодар, 2008. - С.90-96

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.