Научная статья на тему 'Критерии профессионализма специалиста по социальной работе'

Критерии профессионализма специалиста по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5677
667
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / SOCIAL WORK / RESEARCH METHODOLOGY / PROFESSIONAL COMPETENCE / MODEL OF SOCIAL WORKER / CRITERIA OF PROFESSIONALISM / HIGHER EDUCATION PREPARATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Базарова Татьяна Содномовна

В статье представлена методика исследования проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы на этапе вузовской подготовки в соответствии с авторской моделью социального работника. Рассматривается комплекс эмпирических методов и методик, адекватных сущности изучаемого явления: педагогические, психологические и социологические методы исследования (анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, беседа, прямое и включенное наблюдение, анализ продуктов деятельности, методы статистической обработки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR PROFESSIONALISM OF EXPERT IN SOCIAL WORK

The article submits a technique to research a problem of formation of professional competence of future expert in social work at the stage of higher education preparation in accordance with the author's model of social worker. A complex methods of empirical methods and techniques is considered, these methods are appropriate to the essence of researched phenomenon: pedagogical, psychological and sociological research methods (surveys, testing, method of experts evaluation, conversation, direct and participant observation, analysis of activity’s products, methods of statistical analysis ).

Текст научной работы на тему «Критерии профессионализма специалиста по социальной работе»

V. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

УДК 37.015.3 © Т.С. Базарова

КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

В статье представлена методика исследования проблемы формирования профессиональной компетентности будущего специалиста социальной работы на этапе вузовской подготовки в соответствии с авторской моделью социального работника. Рассматривается комплекс эмпирических методов и методик, адекватных сущности изучаемого явления: педагогические, психологические и социологические методы исследования (анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, беседа, прямое и включенное наблюдение, анализ продуктов деятельности, методы статистической обработки).

Ключевые слова: социальная работа, методика исследования, профессиональная компетентность, модель социального работника, критерии профессионализма, вузовская подготовка.

T.S. Bazarova

CRITERIA FOR PROFESSIONALISM OF EXPERT IN SOCIAL WORK

The article submits a technique to research a problem of formation of professional competence of future expert in social work at the stage of higher education preparation in accordance with the author's model of social worker. A complex methods of empirical methods and techniques is considered, these methods are appropriate to the essence of researched phenomenon: pedagogical, psychological and sociological research methods (surveys, testing, method of experts evaluation, conversation, direct and participant observation, analysis of activity’s products, methods of statistical analysis ).

Keywords: social work, research methodology, professional competence, model of social worker, criteria of professionalism, higher education preparation.

Современные общественные преобразования обусловливают потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в условиях противоречивых требований. Поэтому важнейшей задачей высшей школы становится выпуск профессионально компетентного специалиста.

Общая характеристика профессиональной деятельности обусловливает уровень требований к компетентности социального работника, который изложен в соответствующем образовательном стандарте и квалификационных характеристиках. Это специалист, который может работать на разных уровнях реализации социальной политики государства - уровне управления, материально-технического и правового обеспечения, образования, здравоохранения и непосредственной практики социальной работы.

Разработанная нами модель социального работника [1] характеризуется совокупностью профессиональных компетенций, обусловленных профессиональной деятельностью и включающих его личностное отношение к ней. Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием. Личность человека оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, профессиональной самореализации, стимулирует профессиональное мастерство и творчество.

Структура профессиональной компетентности включает следующие компоненты: специальный, социальный, личностный. Представляем итоговые таблицы, характеризующие данные компоненты как совокупность критериев и показателей [2]. Рассмотрим основные характеристики специальной компетентности (табл. 1).

Таблица 1

Критерии и показатели специальной компетентности

Компоненты Критерии Показатели

Теоретическая компетентность Понимание теоретических основ профессии; способность осуществлять анализ социальной действительности и находить выход из ситуации; информационная культура Знание теоретических основ социальной работы; исследовательские умения и навыки; аналитические умения

Инструментальная компетентность Способность осуществлять профессиональные действия, владение технологиями социальной работы Умения и навыки профессиональной деятельности (базовые профессиональные умения и навыки)

Интегративная компетентность Способность сочетать теорию и практику, применять технологии социальной работы в социальной практике Умения применять теоретические знания на практике

Управленческая компетентность Способность к управлению коллективом, осуществлять анализ и контроль его деятельности Менеджерские умения навыки

В соответствии с разработанной нами методикой программа исследования специальной компетентности включала следующие методы: анализ результатов учебной, научной и общест-

венной деятельности студентов; анкетирование; экспертный опрос; самоанализ.

Основные характеристики социальной компетентности представлены в табл. 2.

Таблица 2

Критерии и показатели социальной компетентности

Компоненты Критерии Показатели

Контекстуальная Понимание социальной, экономической и культурной среды клиента Знания региональных особенностей РБ

Этнокультурная Способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с культурной средой клиента; уважение и преданность родному краю Этнокультурные знания, умение адаптировать методы социальной работы к культурной среде клиента (умение индивидуальной работы с клиентом)

Коммуникативная Способность к межличностным коммуникациям, к взаимодействию с клиентами, коллегами, партнерами; культура межнационального общения Умение и навыки профессионального общения

Социально-творческая Социально-преобразовательная направленность личности, инициативность, социальная креативность, активная жизненная позиция Проявление практических действий творческого отношения в социальной деятельности

Исходя из данных характеристик программа исследования уровня сформированности социальной компетентности включала следующие методы: анализ результатов учебной, научной и общественной деятельности студентов; анкетирование; экспертный опрос; тестирование; самоанализ.

Ведущую роль в формировании профессиональной компетентности мы отводим личности специалиста. Профессионализм предполагает

непременно наличие психологических компонентов - отношения личности к избранной профессии, эмоциональной включенности в нее, соответствующего состояния профессионально значимых качеств и профессиональных притязаний.

Основные характеристики личностной компетентности социального работника представлены в таблице 3.

Таблица 3

Критерии и показатели личностной компетентности

Компоненты Критерии Показатели

Нравственно-гуманистическая направленность личности Способность к сопереживанию, альтруизму, милосердию; следование профессиональной этике; гражданская зрелость Усвоение и принятие профессионально-этических норм и ценностей

Субъектная позиция Профессиональное самоопределение и самосознание; индивидуальный стиль деятельности; стремление к профессионально-личностному развитию и самосовершенствованию; профессиональная креативность Профессионально значимые ценностные ориентации (потребности и мотивы деятельности)

Психологические характеристики Развитие психических процессов, эмоциональных и волевых характеристик; способность мобилизовать психофизические ресурсы для реализации деятельности Эмоциональная устойчивость

Психоаналитические качества Социальный интеллект; ответственное отношение к деятельности, внутренний локус контроля; способность к саморегуляции и саморефлексии; перцептив-ность Самоконтроль, самооценка

Исходя из данных характеристик программа исследования уровня сформированности личностной компетентности включала следующие методы: анализ результатов учебной, научной и общественной деятельности студентов; анкетирование; тестирование.

В структуре личности социального работника приоритетной является его нравственногуманистическая направленность.

Мы отмечаем, что социальная работа относится к такому виду профессиональной деятельности, в котором важную роль играют личностные качества специалиста, в значительной степени определяющие успешность и эффективность его работы. Социальные работники - специалисты особой, деликатной профессии. Такие свойства личности, как эмпатийность, рефлексивность, практически всеми учеными рассматриваются как свойства личности, необходимые для успешной коммуникации. Методика «Самооценка эмпатических способностей» позволяет оценить уровень эмоционального сопереживания другим людям, умение понимать и предугадывать состояния окружающих.

Период обучения в вузе является периодом активного познания мира, наибольшего умственного развития, развития различных способностей, навыков и умений. Образовательная среда формирует будущего специалиста с высшей квалификацией. Важным компонентом данного процесса выступает профессиональная социализация студентов, т.е. их приобщение к определенным профессиональным ценностям, включение их в свой внутренний мир, формирование профессионального сознания и культуры, подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности' в качестве субъекта.

Одним из факторов, определяющих успешность профессионализации, выступает социально-профессиональная ориентация студентов, складывающаяся из ценностных представлений о будущей профессиональной деятельности и образовательном учреждении, осуществляющем данную подготовку.

Для нас особенно важно определить результативность профессиональной социализации, использовав внешние и внутренние критерии: к первым могут относиться выполнение образовательной программы, желание работать в данной (специальности) сфере, востребованность (перспективность), карьерный рост; ко вторым критериям - внутренняя готовность к работе, степень удовлетворения профессией и другое .

Критерии оценки результативности профессиональной социализации проявляются в качестве ценностных ориентаций студенчества, которые представляют собой результат согласованности интересов общества и индивида в профессиональной сфере. По тому, на что ориентированы молодые люди в своей будущей деятельности, можно судить о характере развития социально-экономической сферы общества, так как именно социально-экономические условия жизнедеятельности людей определяют их профессиональное поведение.

Существенным показателем эффективности профессионального образования являются жизненные планы студентов. Для оценки личностной компетентности студентов также важным является определение их отношения к современной социальной реальности.

В целом специальность - один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленных на достижение частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами. Значит, те, кто уверен в престижности получаемой специальности, думают, что с ее помощью добьются своих целей в профессиональной деятельности.

Современный профессионал должен видеть свою профессию во всей совокупности ее широких социальных связей, знать предъявляемые к ней требования, понимать содержание и специфику своей профессиональной деятельности, ориентироваться в круге профессиональных задач и быть готовым разрешать их в меняющихся социальных условиях.

В современном российском обществе существенной проблемой является социальная эффективность образования. Одним из критериев оценки эффективности высшего образования является критерий «понимание ценностей образования», которому соответствует другой показатель культуры студентов - «ориентация на непрерывное образование».

Важной характеристикой образовательных ориентаций студентов является их стремление к самообразованию. По мнению ученых, для овладения профессией недостаточно посещения учебных занятий. Большую роль в профессиональной подготовке играет самообразование, направленное на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: на удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профес-

сиональных запросов и повышение квалификации.

Итак, профессиональные и образовательные ценностные ориентации студентов выступают показателями личностной компетентности будущих специалистов. В свою очередь они выражены в общей жизненной ориентации студентов. Для выявления жизненных ориентаций студентов большое значение имеет выявление понимания студентами факторов жизненного успеха и правил сегодняшней жизни.

Выясняя мнение о факторах жизненного успеха, мы отвечаем на фундаментальный вопрос «Насколько в нашей жизни утвердились дости-женческие нормы, нравы или, наоборот, стандарты, предполагающие то, что люди достигают успеха благодаря родственным связям?» и прочее.

Для выявления жизненных ориентаций современного студенчества немаловажное значение имеет выяснение роли семьи. Специфика жизни молодых людей дает им сведения не столько о содержательном и производительном труде, сколько о его следствиях, обеспечивающих социальное положение индивида в обществе: материальная обеспеченность, уровень образования, престижность.

Одним из направлений исследования социального портрета студентов являлось установление основных форм проведения досуга, имеющих большое значение для комплексного описания современного студенчества, так как студенчество - это особая социальная группа, которая в определенной мере закладывает тенденции развития общества и воспроизводит то, что необходимо любому человеку и требует своего сохранения.

Психодиагностика может быть представлена различными методиками, в том числе методикой М. Рокича «Ценностные ориентации». Надо отметить, что социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Поэтому в процессе обучения социального работника происходит не только познание им основ и тонкостей профессии, но и воспитание его как личности, формирование духовно-нравственных качеств, которые будущий специалист проявит в работе с людьми.

Следует отметить, что существенную роль в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе играют ценности, которыми он руководствуется в своей жизни. Ценностные

ориентации личности содержат в себе идеалы, представления о смысле жизни и деятельности человека, являются ядром мотивационноценностной сферы личности.

Характерные тенденции соответствия личностного развития студента профессиональным требованиям также позволяет выявить анализ результатов применения нами методики незаконченных предложений для определения уровня эгоцентризма. Данный показатель наиболее оптимально применим к социальной работе как профессии, т.к. в реализации практической деятельности необходима объективная оценка как личности клиента, так и себя. Необходимо следовать таким профессиональным ценностям, как социальная справедливость, гуманизм, толерантность, т.е. важно найти «золотую середину» практически во всем.

В разработанной нами методике исследования есть сравнительный анализ уровней профессиональной компетентности контрольной и экспериментальной групп. В основу анализа были положены данные экспертного опроса, проведенного среди членов Государственной аттестационной комиссии по специальности «Социальная работа».

Экспертная оценка осуществляется отдельно по каждому компоненту (специальный, социальный, личностный) по пятибалльной шкале (методика Л.Ф. Спирина и В.А. Сластенина):

• «5» - свойство, качество ярко выражено, стойко и постоянно себя проявляет;

• «4» - свойство, качество выражено, но не всегда ярко себя проявляет;

• «3» - свойство, качество присутствует, но слабо выражено;

• «2» - свойство, качество очень низко выражено и почти не присутствует;

• «1» - свойство, качество отсутствует.

Данные обрабатываются в программе Microsoft Excel для Windows «Описательная статистика»: критерий t-Стьюдента.

Полученные данные показывают, что динамика в уровнях сформированности профессиональной компетентности носит не случайный характер, а вызвана целенаправленной деятельностью. Итоги исследования свидетельствуют об изменении в уровнях сформированности профессиональной компетентности в результате реализации опытно-экспериментальной программы.

Литература

1. Базарова Т.С. Формирование личности социального работника как субъекта профессиональной деятельно-

сти / Федер. агентство по образованию; Бурят. гос. ун-т. - вуза: дис. ... д-ра пед. наук. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос.

Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2008. - 146 с. ун-та, 2010.

2. Базарова Т.С. Система профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального

Базарова Татьяна Содномовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: tbazarova@mail.ru

Bazarova Tatyana Sodnomovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the theory of social work department, Buryat State University. E-mail: tbazarova@mail.ru

УДК 316.346.32-053.6 © Н.Г. Лагойда

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К БРАКУ

И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

В статье рассматривается проблема подготовки современной молодежи к браку и созданию собственной семьи. Особо выделены вопросы отсутствия семейных форм подготовки к браку в российских семьях, а также особенности добрачного поведения современной молодежи. Приводятся данные социологического исследования, проведенного автором. Предлагается проект-программа формирования у современной молодежи представлений о здоровой полноценной семье «Навстречу будущей семье».

Ключевые слова: кризис института семьи, добрачное поведение молодежи, подготовка к семейно-родительской деятельности

N.G. Lagoida

THE PROBLEM OF MODERN YOUTH PREPARATION TO MARRIAGE AND THE WAYS OF ITS SOLUTION

The article describes a problem of modern youth preparation to marriage and setting up a family. The problems of lack offamily forms of preparation to marriage in the Russian families have been especially highlighted as well as the peculiarities of modern youth premarital behavior. The data of sociological research, conducted by the author, have been submitted. A draft program of formation in modern youth representations of healthy, wholesome family «Towards a future family» is proposed.

Keywords: crisis offamily institution, premarital youth behavior, preparation for family and parent activities.

В современном российском обществе все заметнее обозначается кризис института семьи, суть которого состоит в усугублении противоречия между семейными и внесемейными ценностями. Это выражается в падении рождаемости, низкой устойчивости брачно-семейных отношений, увеличении количества разводов (из трех зарегистрированных браков два распадаются), в серьезных проблемах в области воспитания детей, увеличении доли одиноких людей и внебрачных детей (26% от общего количества детей), росте числа неблагополучных семей.

Одним из факторов дестабилизации института семьи является сокращение числа заключенных браков. Если число разводов нарастает плавно, то снижение брачности имеет крутопадающий характер: за 5 лет число браков сократилось на 280 тысяч [6].

По данным управления ЗАГС Республики Бурятия, в целом для России характерна проблема разводов [5]. Как показывает статистика, за первое полугодие 2012 года продолжительность приблизительно 15% семейных союзов в Республике Бурятия составляет около года, наи-

большее же количество разводов происходит в первые 5-9 лет совместной жизни (28%). То есть на первые четыре года совместной жизни приходится 37% разводов, а за девять лет - 66% разводов. Главными причинами становятся алкоголизм и наркомания, несоответствие взглядов и характеров, материальное неблагополучие, а также неготовность молодых людей к семейной жизни. Также немаловажным является факт того, что в России неуклонно растет популярность гражданских браков. Тенденция к сокращению зарегистрированных браков в республике, как прогнозируют специалисты, продолжится и в последующие годы, что связано с объективными причинами, поскольку брачного возраста достигло сравнительно малочисленное поколение молодых людей, родившихся в 1990-е годы прошлого столетия. Так, если в 1987 году органами ЗАГС республики зарегистрировано 25056 рождений, то в 1993 году в два раза меньше - 11 917. Также можно отметить, что количество разводов в Республике Бурятия в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилось на 3,1%, но это не повлияло на общую кар-

S2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.