Научная статья на тему 'Критерии оценки здоровья детского голосового аппарата на вокально-хоровых занятиях'

Критерии оценки здоровья детского голосового аппарата на вокально-хоровых занятиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
358
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ГОЛОСОВОГО ЗДОРОВЬЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / PHYSICAL HEALTH / MENTAL HEALTH / SOCIAL HEALTH / SPIRITUAL AND MORAL HEALTH / VOICE APPARATUS / CRITERIA FOR EVALUATING VOCAL HEALTH / JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волегова Юлия Борисовна

Статья посвящена анализу критериев оценки физического (биологического, соматического), психического, социального (личностного) и духовно-нравственного здоровья детей младшего школьного возраста. В работе ставится проблема тесной взаимосвязи всех компонентов общего здоровья ребенка и развития его здорового голосового аппарата. С целью изучения компонентов здоровья и критериев его оценки автором выбран теоретический подход, разрабатываемый в рамках комплексного рассмотрения используемых в образовательном пространстве здоровьесберегающих технологий А. М. Митяевой. Эти технологии позволяют решить одну из самых актуальных проблем образования обеспечить развитие и становление культуры здоровья обучающихся, в том числе здоровья голосового аппарата. С учетом основных критериев оценки физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья детей автор выделяет критерии оценки здоровья детского голосового аппарата в процессе формирования певческих навыков на вокально-хоровых занятиях. Подобное выделение критериев оценки здоровья детского голосового аппарата на основе компонентов общего здоровья позволяет составить основу критериально-диагностической базы, что, в свою очередь, открывает возможности для решения проблемы охраны детского голоса в процессе формировании певческих навыков на вокально-хоровых занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria to Evaluate Health of the Children''s Voice Apparatus at Vocal and Choral Lessons

The article is devoted to the analysis of evaluation criteria for physical (biological, somatic), mental, social (personal) and spiritual and moral health of primary school age children. The paper raises the problem of the close interconnection of all components of the child's overall health and the development of his healthy voice apparatus. In order to study the components of health and the criteria for its evaluation, the author selected the theoretical approach developed within the framework of the comprehensive review of health-saving technologies used in the educational space, by Mityaeva, allowing to solve one of the most urgent problems of education the development and establishment of culture of students’ health, including the health of the vocal apparatus. Taking into account the main criteria for assessing the physical, mental, social and spiritual health of children, the author singles out the criteria for assessing the health of the child's voice apparatus in the process of forming singing skills at vocal choral classes. Such singling out of the criteria for assessing the health of the children's vocal apparatus on the basis of the components of general health makes it possible to form the basis of a сriterial-diagnostic basis, which in its turn opens up opportunities for solving the problem of protecting the child's voice in the process of creating singing skills at vocal choral classes.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки здоровья детского голосового аппарата на вокально-хоровых занятиях»

УДК 784

Ю. Б. Волегова

Критерии оценки здоровья детского голосового аппарата на вокально-хоровых занятиях

Статья посвящена анализу критериев оценки физического (биологического, соматического), психического, социального (личностного) и духовно-нравственного здоровья детей младшего школьного возраста. В работе ставится проблема тесной взаимосвязи всех компонентов общего здоровья ребенка и развития его здорового голосового аппарата. С целью изучения компонентов здоровья и критериев его оценки автором выбран теоретический подход, разрабатываемый в рамках комплексного рассмотрения используемых в образовательном пространстве здоровьесберегающих технологий А. М. Митяевой. Эти технологии позволяют решить одну из самых актуальных проблем образования - обеспечить развитие и становление культуры здоровья обучающихся, в том числе здоровья голосового аппарата. С учетом основных критериев оценки физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья детей автор выделяет критерии оценки здоровья детского голосового аппарата в процессе формирования певческих навыков на вокально-хоровых занятиях. Подобное выделение критериев оценки здоровья детского голосового аппарата на основе компонентов общего здоровья позволяет составить основу критериально-диагностической базы, что, в свою очередь, открывает возможности для решения проблемы охраны детского голоса в процессе формировании певческих навыков на вокально-хоровых занятиях.

Ключевые слова: физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье, духовно-нравственное здоровье, голосовой аппарат, критерии оценки голосового здоровья, младшие школьники.

Yu. B. Volegova

Criteria to Evaluate Health of the Children's Voice Apparatus at Vocal and Choral Lessons

The article is devoted to the analysis of evaluation criteria for physical (biological, somatic), mental, social (personal) and spiritual and moral health of primary school age children. The paper raises the problem of the close interconnection of all components of the child's overall health and the development of his healthy voice apparatus. In order to study the components of health and the criteria for its evaluation, the author selected the theoretical approach developed within the framework of the comprehensive review of health-saving technologies used in the educational space, by Mityaeva, allowing to solve one of the most urgent problems of education - the development and establishment of culture of students' health, including the health of the vocal apparatus. Taking into account the main criteria for assessing the physical, mental, social and spiritual health of children, the author singles out the criteria for assessing the health of the child's voice apparatus in the process of forming singing skills at vocal choral classes. Such singling out of the criteria for assessing the health of the children's vocal apparatus on the basis of the components of general health makes it possible to form the basis of a сriterial-diagnostic basis, which in its turn opens up opportunities for solving the problem of protecting the child's voice in the process of creating singing skills at vocal choral classes.

Keywords: physical health, mental health, social health, spiritual and moral health, voice apparatus, criteria for evaluating vocal health, junior schoolchildren.

На современном этапе развития общества важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся становится образовательное учреждение. Все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья школьников интегрируются путем применения в образовательном процессе здоровьесбере-гающих технологий. Методы здоровьесбережения используются в преподавании всех дисциплин, в том числе на уроках музыки и внеурочных занятиях. При этом вопрос критериев оценки здоровья детского голоса в образовательном процессе остается открытым.

При определении критериев оценки детского голоса мы исходили из следующих компонентов здоровья человека: физического, психического,

социального, духовно-нравственного

(А. М. Митяева, 2012).

Первый компонент - физическое (биологическое, соматическое) здоровье. С точки зрения педагогики - «это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде» [3]. Медицина рассматривает физическое (соматическое) здоровье как отсутствие хронических заболеваний, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека.

Для оценки физического здоровья детей А. М. Митяева предлагает три основных критерия:

© Волегова Ю. Б., 2017

— соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям;

— достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма;

— наличие хронических заболеваний и физических дефектов, степень резистентности организма [3].

Мы рассматриваем физическое здоровье и здоровье голосового аппарата в единстве. Поэтому для оценки физического здоровья голосового аппарата детей младшего школьного возраста мы предлагаем соотнести представленные выше критерии со следующими характеристиками развитости детского голоса:

— анатомо-морфологическое развитие голосо-образующей системы на фоне роста всего организма ребенка;

— достигнутый уровень развития музыкального слуха и как особого его проявления - вокального слуха;

— достигнутый уровень сформированности вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования, артикуляции;

— наличие хронических заболеваний органов дыхательной системы, голосообразующей системы, органов слуха, физических дефектов артикуляционного аппарата.

На основе анализа литературы выяснили, что физическое здоровье голосового аппарата ребенка неразрывно связано с его физиологическим состоянием. Кроме того, оно опосредовано базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Критерии оценки физического здоровья детского голоса включают соответствие голосообра-зующей системы младшему школьному возрасту; наличие вокального слуха; сформированные вокально-хоровые навыки, отсутствие хронических заболеваний органов дыхательной системы, голо-сообразующей системы, органов слуха, физических дефектов артикуляционного аппарата.

Второй компонент - психическое здоровье. Это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение), состояние психической сферы человека, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение). В психологическом словаре понятие психического здоровья

определяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Это состояние обусловливается потребностями как биологического, так и социального характера и возможностями их удовлетворения.

Для оценки психического здоровья А. М. Митяева использует следующие критерии:

— осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

— чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

— адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

— способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

— критичность к себе, своей деятельности, ее результатам;

— способность планировать свою жизнь и реализовать ее;

— способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств [3].

Для оценки психического здоровья детей в процессе формирования певческих навыков мы предлагаем использовать следующие критерии:

— способность слышать человеческий голос, уметь различать оттенки его тембра, оценивать силу и чистоту интонирования, качество дикции, вокальную позицию, работу резонаторов, опору звука на дыхание;

— уметь представлять в своем сознании определенные качества звука по высоте, тембру и силе до того, как он будет реально воспроизведен голосом;

— способность оценивать эмоциональную выразительность исполнения;

— способность к поиску оптимального качества звучания в собственном исполнении на основе постоянного самоконтроля;

— умение анализировать полученное звучание и давать оценку и самооценку.

Соответственно, психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Для оценки здоровья детского голоса учитываются следующие компоненты психического состояния: активное слуховое внимание и память, представ-

Критерии оценки здоровья детского голосового аппарата на вокально-хоровых занятиях

173

ление звуковысотных, тембральных, динамических качеств голоса; эмоциональная отзывчивость, слуховой самоконтроль и самооценка.

Третьим компонентом мы определяем социальное (личностное) здоровье - это уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовать это взаимодействие (И. В. Кузнецова, 1996).

А. М. Митяева определяет следующие критерии социального здоровья:

— адаптация в референтных общностях;

— овладение ведущими и другими видами деятельности (учебная, учебно-профессиональная, игровая);

— овладение нормативным, правилосообраз-ным поведением;

— уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;

— выработка индивидуального стиля поведения (деятельности);

— самоконтроль и саморегуляция поведения в зависимости от обстоятельств;

— общая средовая адаптация - интеграция в общество.

Учитывая представленные данные, мы предлагаем следующие критерии социального здоровья детей в процессе формирования певческих навыков:

— овладение навыком общехорового и цепного дыхания;

— выработка единого звукообразования;

— овладение единой певческой артикуляцией;

— выработка правильного, отчетливого и одновременного произношения слов;

— выработка динамического ансамбля;

— способность передать единый музыкальный образ.

Социальное здоровье ребенка отражается на его умении работать в хоровом коллективе, на умении слышать других, находить соотношение в силе и звучности собственного голоса по отношению к другим.

Определяя критерии духовно-нравственного здоровья детей в процессе формирования певческих навыков, мы выделяем любовь к вокально-хоровой музыке; потребность в пении и слушании вокально-хоровой музыки; способность понимать художественные достоинства вокально-хоровых произведений и оценивать качество их исполне-

ния; бережное отношение к своему голосу и соблюдение правил его гигиены.

Таким образом, подобное выделение критериев оценки здоровья детского голосового аппарата на основе компонентов общего здоровья нам представляется вполне возможным и логичным. Обозначенные критерии могут составить основу критериально-диагностической базы, что, в свою очередь, задаст новый вектор решению проблемы охраны детского голоса при формировании певческих навыков на вокально-хоровых занятиях.

Библиографический список

1. Волегова, Ю. Б. Вокально-хоровой практикум. Часть 1 : методические рекомендации [Текст] / Ю. Б. Волегова, П. А. Рослова, А. В. Плохов, Н. В. Теплова, О. М. Фалетрова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. - 51 с.

2. Лищук, В. А., Мостова, Е. В. Технологии повышения личного здоровья [Текст] / В. А. Лищук, Е. В. Мостова. - М. : Медицина, 1999. - С. 320.

3. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /

A. М. Митяева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 208 с. - (Сер. Бакалавриат).

4. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г. П. Стулова. - М., 1992. - 170 с.

5. Фалетрова, О. М. Музыка как средство психолого-педагогической коррекции [Текст] : учебно-методическое пособие / О. М. Фалетрова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2008. - 143 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Volegova, Ju. B. Vokal'no-horovoj praktikum. Chast' 1 : metodicheskie rekomendacii [Tekst] / Ju.

B. Volegova, P. A. Roslova, A. V Plohov, N. V. Teplova, O. M. Faletrova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2010. -51 s.

2. Lishhuk, V A., Mostova, E. V Tehnologii pov-yshenija lichnogo zdorov'ja [Tekst] / V. A. Lishhuk, E. V. Mostova. - M. : Medicina, 1999. - S. 320.

3. Mitjaeva, A. M. Zdorov'esberegajushhie pedagog-icheskie tehnologii [Tekst] : ucheb. posobie dlja stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovanija / A. M. Mitjaeva. - 3-e izd., pererab. i dop. - M. : Iz-datel'skij centr «Akademija», 2012. - 208 S. - (Ser. Ba-kalavriat).

4. Stulova, G. P. Razvitie detskogo golosa v processe obuchenija peniju [Tekst] / G. P. Stulova. - M., 1992. -170 s.

5. Faletrova, O. M. Muzyka kak sredstvo psihologo-pedagogicheskoj korrekcii [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / O. M. Faletrova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2008. - 143 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.