Научная статья на тему 'Критерии оценки успешности адаптации студентов-первокурсников в вузе'

Критерии оценки успешности адаптации студентов-первокурсников в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7604
657
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / АДАПТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ADAPTATION / COMPLETE ADAPTATION / EVALUATION CRITERIA / ADAPTATION MEASURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толстых Юлия Игоревна

Уровень адаптированности первокурсников в вузе к новому процессу обучения и новому социальному окружению, которым является педагогический вуз, определяет эффективность системы адаптационных мероприятий. Несмотря на кажущееся сходство, критерии оценки эффективности адаптации и адаптированности необходимо разграничивать, критерии адаптации относятся к самому процессу, а критерии адаптированности к результату. Авторские критерии оценки результативности эффективности функционирования системы адаптационных мероприятий выглядят следующим образом: удовлетворенность вузовским обучением; результативность обучения в вузе; активность в учебной и общественной жизни вуза; удовлетворенность собой как личностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки успешности адаптации студентов-первокурсников в вузе»

УДК 378.17

Ю. И. Толстых

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ

Аннотация. Уровень адаптированности первокурсников в вузе к новому процессу обучения и новому социальному окружению, которым является педагогический вуз, определяет эффективность системы адаптационных мероприятий. Несмотря на кажущееся сходство, критерии оценки эффективности адаптации и адаптированности необходимо разграничивать, критерии адаптации относятся к самому процессу, а критерии адаптированности к результату. Авторские критерии оценки результативности эффективности функционирования системы адаптационных мероприятий выглядят следующим образом: удовлетворенность вузовским обучением; результативность обучения в вузе; активность в учебной и общественной жизни вуза; удовлетворенность собой как личностью.

Ключевые слова: адаптация, адаптированность, критерии оценки, адаптационные мероприятия.

Abstract. The level of adaptability of the first-year students school to the new learning and social environment, which is the pedagogical university, determines the effectiveness of adaptation measures. Despite the apparent similarities, the criteria for evaluating the effectiveness of adaptation and complete adaptation it is necessary to distinguish between the criteria of adaptation relating to the process and criteria for complete adaptation as related to the result. The authors' criteria for evaluating the impact of system performance of adaptation activities are as follows: satisfaction with the training at the university, performance results, active character of participation in academic and social life of the university; personal self-satisfaction Key words: adaptation, complete adaptation, evaluation criteria, adaptation measures.

Уровень адаптированности первокурсников в вузе к новому процессу обучения и новому социальному окружению, которым является педагогический вуз, определяет эффективность системы адаптационных мероприятий.

Оценивать эффективность функционирования различных систем принято с помощью критериев. Критериями называют те признаки, на основании которых производятся оценки, определения, классификации состояний различных процессов.

В педагогике используются разнообразные критерии, их выбор зависит от направления исследования, от аспекта его содержания, выделяемого в качестве основного. Например, для определения сформированности воспитательных систем различных учебных заведений некоторыми авторами (З. Н. Калинина, Н. Л. Селиванова и др.) используются критерии факта и критерии качества. В группу критериев факта включены такие показатели, как упорядоченность жизнедеятельности учебного заведения в соответствии с разработанной и внедряемой концепцией, наличие коллектива единомышленников, создание психолого-педагогических условий для развития системы. К группе критериев качества относятся следующие: степень соответствия воспитательной системы поставленным целям; реализация педагогической концепции на основе принципов сотрудничества и сотворчества; благоприят-

ный психолого-педагогический климат, гуманистические отношения, демократический стиль общения, социальная защищенность преподавателей и учащихся, профессионализм преподавателей.

Критерии оптимальности результатов обучения выглядят таким образом:

- достижение каждым студентом максимально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости (но не ниже удовлетворительного) по определенным признакам их оценки. Для оценки воспитанности нет четких критериев, как в успеваемости, но условно можно выделить три уровня: высокий, средний, низкий;

- отсутствие фактов систематического превышения студентами и преподавателями норм времени.

Система адаптационных мероприятий призвана устранить и (или) исключить проблемы дезадаптации у поступающих в университет абитуриентов, способствовать плавному течению процесса адаптации.

Несмотря на кажущееся сходство, критерии оценки эффективности адаптации и адаптированности необходимо разграничивать.

По критериям устойчивости и степени выраженности выявлено два типа адаптации - стабильный и меняющийся типы, причем устойчивый тип адаптации по степени выраженности представлен тремя уровнями (высоким, средним и низким), а меняющийся тип - двумя разновидностями (с повышающейся и понижающейся степенью адаптированности, т.е. с положительной и отрицательной динамикой процесса адаптации).

Показателем успешности психической адаптации является прежде всего достижение возможности выполнения основных задач деятельности. В качестве критериев адаптации студентов к учебной деятельности чаще всего использовались две их группы: объективные (успеваемость, показатели общественной и научной активности, показатели общей и профессиональной направленности, стабилизация свойств внимания, памяти, мышления) и субъективные (отношение к учебным предметам, выбранной профессии, получаемым знаниям). На основании предложенных В. Г. Асеевым критериев оценки успешности адаптации можно сформулировать также следующие показатели эффективности адаптации студентов к процессу обучения в вузе:

1. Группа объективных критериев: успешность собственно учебной деятельности (текущая и сессионная успеваемость); стабильность в процессе учебы функционального состояния организма учащихся (отсутствие резких сдвигов в состоянии психофизиологических функций); отсутствие ярко выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности.

2. Группа субъективных критериев: удовлетворенность процессом обучения; удовлетворенность коллективом и сложившимися в нем отношениями (психологическим климатом); проявление учащимся активности в учебной и общественной деятельности. Такой подход, по мнению авторов теории, позволяет более объективно судить о качестве адаптационного процесса, так как эффективность психической адаптации оценивается с учетом ее психофизиологической и социально-психологической стоимости, которая определяется, по мнению P. M. Баевского, энергетическими и информационными затратами. Под ценой или платой адаптационного процесса обычно понимается степень напряжения регуляторных систем, которая необходима для обеспечения адаптационной деятельности человека.

В. А. Якунин и С. Ю. Добряк указывают, что в качестве основного внутреннего и прямого критерия успешности адаптации курсантов к обучению в военном вузе выступала степень их адаптированности (высокая, средняя, низкая), определяемая с помощью методики Н. Н. Мельниковой. Внешними и косвенными критериями успешности адаптации выступали учебная успеваемость курсантов, их интеллектуальный и личностный потенциал, социально-психологический статус и их динамика в процессе обучения.

В. Б. Орлов делит критерии адаптации на три группы.

Первая характеризует степень выраженности компонентов адаптации (адаптивной ситуации, адаптивной потребности, адаптивных возможностей).

Вторая группа связана с динамизмом процесса (движение вперед, позитивные изменения, отсутствие дезадаптивных моментов), последовательностью стадий адаптации (начальная, средняя, завершающая), его полнотой и глубиной (многосторонность изменений и достижение высоких показателей в деятельности).

Третья группа критериев связана непосредственно с результатом процесса социальной адаптации, т. е. с адаптированностью (количество адаптированных к общему количеству участников исследования).

Таким образом, критерии адаптации относятся к самому процессу, а критерии адаптированности к результату. Ведь вся деятельность системы адаптационных мероприятий в конечном итоге направлена на достижение положительного результата адаптации бывшего выпускника сельской школы. Отметим также, что термин «адаптация» адекватен для обозначения самого процесса взаимодействия личности и среды, а термин «адаптированность» отражает определенное качественное состояние личности как результат процесса адаптации.

Под адаптированностью мы понимаем уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой.

Критерии адаптированности разрабатываются в педагогике, социологии, психологии. Большинство ученых (О. И. Зотова, В. И. Каконин, Л. Л. Кирильцева, И. К. Кряжева, Н. А. Свиридов и др.) так же, как и при оценке непосредственно процесса адаптации, подразделяют критерии на объективные и субъективные.

К объективным большинство отечественных авторов относят:

1) продуктивность деятельности;

2) реальное положение студента в коллективе;

3) стаж обучения;

4) авторитет личности.

Основными субъективными критериями адаптации являются:

1) оценка отношения новичка к коллективу;

2) степень и характер удовлетворенности обучением, взаимоотношениями в коллективе;

3) самооценка своей позиции в системе официальных и неофициальных отношений.

В основе и субъективных, и объективных критериев лежит оценка характера деятельности. При этом мерой эффективности, успешности адаптации выступает социальная значимость результата деятельности, общественная активность личности.

Существует также внешний и внутренний критерии адаптированности. Результатом внешнего критерия является достижение социально желаемого поведения в среде - соответствие требованиям среды. Внутренний критерий предполагает общее психологическое благополучие - субъективную удовлетворенность, чувство комфорта, связан с возможностью удовлетворения индивидуальных потребностей, с проблемой самовыражения. Оптимальным вариантом является согласованность адаптивности по этим двум критериям.

В. М. Дугинец выделяет следующие критерии адаптированности:

- относящиеся к субъекту (самооценка «удовлетворенность»);

- относящиеся к субъекту и существующие вне его (работоспособность, поведение, ...);

- не принадлежащие субъекту, опосредованно отражающие результаты адаптации (профессиональный рост, оценка коллективом).

М. В. Яковлева в своем исследовании выделяет следующие критерии:

- положительная динамика роста обученности;

- адекватность самооценки;

- пониженный уровень беспокойства;

- качественные изменения в мотивационной структуре деятельности.

B. Г. Хорошко к критериям адаптированности относит показатели учебы, общественной работы, отношений в коллективе и профессиональной направленности.

Анализ работ А. А. Налчаджян, И. К. Кряжевой, А. В. Сиомичева позволяет нам выделить следующие критерии адаптированности:

- соответствие психологических возможностей личности требованиям социальной среды (А. В. Сиомичев, А. А. Налчаджян);

- отсутствие длительных внутренних или внешних конфликтов (А. А. Налчаджян);

- наличие таких условий, при которых личность реализует свои творческие потребности, внутренний потенциал (А. А. Налчаджян);

- удовлетворение личностью своих социогенных потребностей (А. А. Налчаджян);

- эффективное выполнение личностью социально значимой (И. К. Кряжева), ведущей (А. А. Налчаджян) деятельности.

C. Л. Арефьева считает, что критериями для оценки адаптированности к новым условиям жизнедеятельности (обучения, работы и т. п.) могут выступить:

1) отношение к выполняемой деятельности;

2) самооценка степени освоения специфики работы;

3) установка на работу по специальности в будущем;

4) оценка руководителем: качества работы, соблюдения сроков выполнения работы, уровня сложности работы, уровня самостоятельности;

5) структура деловых качеств;

6) оценка руководителем перспективности молодого специалиста;

7) наличие поощрений.

Критериями для оценки уровня социально-психологической адаптированности, по мнению С. А. Дружилова, являются:

- удовлетворенность местом в системе взаимоотношений;

- эмоциональное отношение к коллективу;

- установка на продолжение работы в том же коллективе;

МО

- оценка руководителем успешности адаптации в коллективе молодого специалиста;

- активность участия в коллективных мероприятиях, в общественной работе;

- авторитет в коллективе.

В качестве критериев адаптированности при выяснении социальнопсихологических аспектов становления субъектности личности старшеклассников Н. А. Нестеренко рассматривались:

1) интеграция со средой: принятие положительного эмоционального образа основной организации, группы членства, своего «Я»;

2) самочувствие личности в группе;

3) соответствие ценностных ориентаций личности ценностям группы;

4) адекватность самооценки личности;

5) адекватность осознания индивидуального статуса членами группы;

6) включенность личности в деятельность.

Ею же разработаны следующие критерии уровней адаптированности старшеклассников в университетской среде: мотивационно-ценностный, практико-деятельностный, когнитивный, коммуникативный, критерий саморегуляции.

Интересной представляется классификация критериев адаптированности С. Ю. Родонова, основанной на подготовленности иностранных студентов к социальной адаптации: когнитивный, эмоционально-волевой, действенно-практический.

Эмоционально-волевой критерий предполагает наличие у студентов: личностного отношения к характеру и результату обучения, умения строить межличностные отношения; выработанности определенных коммуникативных навыков; умения выявлять и преодолевать трудности; положительных ценностных ориентаций и нравственных качеств. С помощью данного критерия выявляется состояние студента, попавшего из одной социальной среды в другую. Успешность обучения зависит от его взаимоотношений с однокурсниками, особенно внутри студенческой группы, с одной стороны, и от его отношения к учебному процессу в целом - с другой.

Действенно-практический критерий предполагает определение степени интенсивности участия студента в самостоятельной деятельности по социальной адаптации. Данный критерий позволяет исследовать наличие у студента самостоятельности мышления, желания достигнуть цели при использовании индивидуальных возможностей и способностей, выявить формы их проявления.

Когнитивный критерий предполагает осознание студентами цели своего обучения в вузе, а также овладение системой знаний о том, каким образом эта цель может быть достигнута.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что в своем исследовании за основу при определении критериев оценки адаптированности студентов мы взяли положения, описанные В. Н. Грибовым.

В итоге наши критерии оценки результативности эффективности функционирования системы адаптационных мероприятий выглядят следующим образом:

I. Удовлетворенность вузовским обучением: содержанием, условиями, отношениями в группах, ориентацией на продолжение образования, пред-

ставлениями о привлекательности выбранного вуза, уровнем беспокойства -тревоги и пр.

II. Результативность обучения в вузе: перспективы по профилю, успеваемость, оценка сокурсниками и преподавателями.

III. Активность в учебной и общественной жизни вуза: посещаемость занятий, интерес к НИР, активность во внеучебной жизни вуза, усвоении норм и правил.

IV. Удовлетворенность собой как личностью: уровень беспокойства -тревоги, адекватность в самооценке и пр.

Список литературы

1. Бенедиктова, Л. Ф. Проблемы адаптации студентов в психологической литературе / Л. Ф. Бенедиктова. // Психология профильной подготовки в вузе. -Минск, 1982. - Вып. 2. - С. 24-33.

2. Грибов, В. Н. Адаптация молодежи малого сибирского города к условиям обучения в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Грибов В. Н. - Тюмень, 1999. -23 с.

3. Калинина, З. Н. Создание, функционирование и развитие воспитательной системы педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук / Калинина З. Н. - Тула, 2004. - 245 с.

4. Лебедева, Е. А. Педагогические условия социальной адаптации студентов технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лебедева Е. А. - Липецк, 2001. - 21 с.

5. Налчаджаян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности / А. А. Налчаджаян. - Ереван : АН Арм. ССР, 1988. - 262 с.

6. Сухоруков, А. А. Социальная адаптация выпускников сельских школ в условиях воспитательной системы педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук / Сухоруков А. А. - Тула, 2006.

7. Яковлева, М. В. Педагогические основы адаптации первокурсников к обучению в вузе : дис. ... канд. пед. наук / Яковлева М. В. - Улан-Уде, 2000. - 147 с.

Толстых Юлия Игоревна аспирант, Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого

Tolstykh Yuliya Igorevna Postgraduate student,

Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy

E-mail: rector@tspu.tula.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378.17 Толстых, Ю. И.

Критерии оценки успешности адаптации студентов-первокурсников в вузе / Ю. И. Толстых // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 4 (20). - С. 137-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.