Научная статья на тему 'Критерии оценки уровня сформированности толерантности будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки'

Критерии оценки уровня сформированности толерантности будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / FORMATION OF TOLERANCE / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING OF SOCIAL WORKERS / ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ / DIAGNOSTICS OF TOLERANCE FORMATION / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ / CRITERIA FOR EVALUATING THE TOLERANCE FORMATION LEVEL / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харабаджах Мелия Наримановна

В статье рассматривается необходимость диагностики и оценки уровня сформированности толерантности у будущих социальных педагогов как одного из основополагающих аспектов их профессиональной подготовки. В работе рекомендуются формы диагностики уровня сформированности толерантности с применением социологических методов исследования. В статье характеризуются уровни сформированности толерантности у студентов, оценка которых позволяет корректировать содержание и формы учебно-воспитательного процесса по совершенствованию формирования толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRITERIA OF RATING OF TOLERANCE FORMATION LEVEL OF THE FUTURE SOCIAL TEACHERS IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING

This paper discusses the need for diagnosis and rating of the tolerance formation level of the future social teachers as one of the fundamental aspects of their training. The paper includes recommendations on the diagnostic of tolerance formation level with the use of sociological research methods. The article characterizes the tolerance formation level among students, evaluation of which allows you to adjust the content and form of the educational process for improving the formation of tolerance.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки уровня сформированности толерантности будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки»

УДК 371

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ

ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

М.Н. Харабаджах

Аннотация. В статье рассматривается необходимость диагностики и оценки уровня сформированное™ толерантности у будущих социальных педагогов как одного из основополагающих аспектов их профессиональной подготовки. В работе рекомендуются формы диагностики уровня сформированности толерантности с применением социологических методов исследования. В статье характеризуются уровни сформированности толерантности у студентов, оценка которых позволяет корректировать содержание и формы учебно-воспитательного процесса по совершенствованию формирования толерантности.

Ключевые слова: формирование толерантности, система профессиональной подготовки социальных педагогов, диагностика сформированности толерантности, критерии оценки уровней сформированности толерантности, профессиональные качества.

THE CRITERIA OF RATING OF TOLERANCE

FORMATION LEVEL OF THE FUTURE SOCIAL

TEACHERS IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING

M. Kharabadzhakh

Abstract. This paper discusses the need for diagnosis and rating of the tolerance formation level of the future social teachers as one of the fundamental aspects of their training. The paper includes recommendations on the diagnostic of tolerance formation level with the use of sociological research methods. The article characterizes the tolerance formation level among students, evaluation of which allows you to adjust the content and form of the educational process for improving the formation of tolerance.

Keywords: formation of tolerance, system of vocational training of social workers, diagnostics of tolerance formation, criteria for evaluating the tolerance formation level, professional quality.

Современная картина мира представлена процессами глобализации, интеграции, межнационального взаимодействия. В этой связи основной задачей современной системы образования является организация учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование у будущих специалистов способности к взаимодействию с представителями других культур,

вероисповеданий и различных социальных групп.

Воспитание этнически и социально ориентированной личности в системе подготовки профессиональных кадров позволяет развить способность к конструктивному взаимодействию в поликультурной социальной среде, базирующейся на ценностях толерантности как «особого способа построения взаимоотношений, межличностного

взаимодействия и общения с другими людьми, в том числе - «иными» [1, с.108].

Необходимость формирования

толерантности в системе отечественного образования обозначена в основных государственных документах: «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Концепции модернизации российского образования до 2020

года», «Основах формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в гражданском обществе» и других нормативно-правовых актах.

В системе подготовки будущих социальных работников формирование толерантности является одной из основополагающих профессиональных компетентностей, от которой будет зависеть успешность реализации специалиста и уровень результативности его непосредственной трудовой деятельности [1].

Актуальность формирования толерантности у будущих работников социально-педагогической сферы вызвана, прежде всего, спецификой их профессиональной деятельности, заключающейся в непосредственном межличностном общении. «Толерантность представляет собой определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.» [3, с.143-144].

Необходимость формирования

толерантности как одного из ведущих качеств будущих социальных педагогов диктует полагание целей и формулирование задач

организации учебно-воспитательного процесса, воздействует на содержание и формы реализации педагогической деятельности.

Говоря о необходимости формирования толерантности у будущих работников социальной сферы, необходимо акцентировать внимание не только на сущности и содержании учебного процесса, формах и методах достижения вышеуказанных целей, но и проектировать ожидаемые результаты их достижения.

Одним из основных этапов в системе высшего педагогического образования является своевременная диагностика и оценка уровня сформированное™ толерантного сознания. Этот этап необходим для получения целостной картины оценки уровня профессиональной подготовки выпускника. Кроме того, этап дает возможность осуществления своевременной коррекции сформированности толерантности при условии низкого показателя ее уровня.

Оценка сформированности толерантности в системе профессиональной подготовки социальных работников является одним из основных педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса [4]. Для диагностики уровня сформированности толерантного сознания студентов используются разнообразные методы социологических исследований. Выбор метода исследования может быть произвольным, так как он не влияет на результаты диагностики [5].

Независимо от методологической основы социологических исследований по изучению уровня сформированности толерантности будущих специалистов в сфере социально-педагогической сферы, их результаты должны соответствовать единым объективным требованиям, указанным в государственных нормативно-правовых документах относительно качества высшего образования.

Для диагностики уровня сформированности толерантности могут быть использованы такие методы социологических исследований, как мониторинг, анкетирование, тестирование, интервьюирование. Эффективным методом исследования сформированности

профессиональных качеств будущего специалиста является наблюдение за его поведением во время педагогической практики. Диагностика и контроль овладения основными профессиональными качествами обучающимся в процессе прохождения им практики в профессиональной среде позволит куратору студенческой группы параллельно исследовать и проанализировать поведение будущих

социальных педагогов на соответствие сформированности толерантного сознания.

Одним из объективных методов оценки уровня сформированности толерантности является использование технологии

контекстного обучения. Путем внедрения в учебно-воспитательный процесс проблемных ситуаций, приближенных к профессиональным, можно исследовать коммуникативные и поведенческие особенности будущих социальных педагогов на предмет сформированности толерантности [2].

Анализ полученных результатов путем исследования, метод которого выбирается преподавателем с учетом материально-технической базы учебного заведения и специфики студенческого коллектива, осуществляется по трем основным критериям: мотивационному, когнитивному и

непосредственно-деятельностному [6].

Мотивационный критерий характеризует проявление интереса со стороны будущего специалиста к проблеме толерантности. В своей деятельности, приближенной к

профессиональной, студент проявляет стремление к коррекции собственного поведения, не соответствующего в некоторых аспектах концепции принципа толерантности. Показателями мотивационного критерия является желание будущего социального педагога совершенствовать свой уровень толерантности путем преодоления ситуативных трудностей.

Показателями когнитивного критерия является осознание студентом особенностей собственного стиля коммуникативной толерантности, сущности своего поведения, путей их совершенствования, направленных на повышение эффективности уровня собственной и общественной толерантности. Помимо этого осознания когнитивный критерий подразумевает построение студентом индивидуальных проектов оптимизации собственной

деятельности с учетом принципов толерантности.

Сущность непосредственно-деятельностного критерия заключается во внедрении мотива к толерантному поведению и в осознании собственного стиля деятельности в конкретной профессиональной или приближенной к ней ситуации, в которой студент демонстрирует сформированные умения, навыки и качества толерантного общения и поведения.

Диагностика сформированности уровня толерантности у будущих социальных педагогов отражается в трех уровнях: низком, среднем и высоком [6]. Сформированная система

определенных знаний об особенностях проблемы толерантности и проявление некоего интереса к ней со стороны студента говорит о низком уровне сформированности этого профессионального качества. У студентов с низким уровнем сформированности

толерантности наблюдаются сложности в вопросах полной реализации в профессиональной деятельности, вызванные недостаточной базой умений и навыков толерантного поведения.

Принятие студентом гуманистической ценности принципов уважения и равности к другим индивидам на личном уровне свидетельствует о среднем уровне. Такой студент характеризуется наличием стремления к совершенствованию собственного уровня толерантного общения и поведения, видя в этом средство достижения успеха в

профессиональной сфере.

Высокий уровень характеризуется принятием основных гуманистических ценностей толерантности, которые становятся частью собственной нравственно-этичной системы личности. Такой участник учебно-воспитательного процесса проявляет устойчивое стремление к совершенствованию уровня толерантности с целью достижения максимальной самореализации в сфере

социальной работы. Первичная практическая активность такого студента характеризуется применением индивидуальных приемов решения проблемных ситуаций, успешной реализацией умений и навыков толерантного общения и поведения, достижением у обучающегося чувства уверенности в успешности результатов собственной профессиональной деятельности.

Таким образом, эффективность

формирования толерантности будущих социальных педагогов оценивается посредством проведения диагностики одним из методов социологических исследований с помощью определенных критериев, позволяющих осуществить анализ умений и личностных качеств, приобретенных в процессе профессиональной подготовки, а также определить уровень сформированности толерантности.

Диагностика и оценка уровня сформированности толерантного сознания будущих работников социальной сферы на разных этапах их профессиональной подготовки позволит произвести своевременную коррекцию содержания образования, форм и методов его реализации для повышения эффективности подготовки будущего социального педагога.

Литература:

1. Братченко С.Л. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление / С.Л. Братченко. - Красноярск: Красноярского гос. ун-т, 2003. - 140 с.

2. Лопушнян Г.А. Модель толерантности педагога в свете концепции индивидуальности / Г.А. Лопушнян // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2011. - № 1. - С. 128-134.

3. Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования. Межкультурный диалог: исследования и практика / М.С. Мацковский; под ред. Г.У Солдатовой, Т.Ю.

Прокофьевой, Т.А. Лютой. - М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. - 304 с.

4. Нурлигаянова О.Б. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Нурлигаянова Ольга Борисовна. - Ярославль, 2006. - 188 с.

5. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности; под ред. Г.У. Солдатовой и др. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - 112 с.

6. Психодиагностика толерантности личности: пособие; под ред. Г.У Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.

Сведения об авторе:

Харабаджах Мелия Наримановна (г. Ялта, Россия), аспирант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте, email: viza_1986@ukr.net

Data about the author:

M. Kharabadzhakh (Yalta, Russia), postgraduate student at the Academy of the Humanities and Pedagogics (branch) of V. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta, e-mail: viza_1986@ukr.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.