Критерии оценки транспортно-
логистических центров
Владимир Танкович,
заместитель директора по автомобильной логистике Научно-технического центра по автомобильной технике Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, кандидат технических наук
Александр Кухарев,
начальник отдела автомобильной логистики Объединенного института машиностроения
1 «Г- ^
НАН Беларуси
Актуальность логистического управления как фактора, обеспечивающего увеличение конкурентоспособности национальных перевозчиков на внутреннем и внешнем рынках, обусловлена требованием времени -необходимостью повышения качества и ускорения продвижения товарно-материальных потоков.
Выполнение поставленных задач требует формирования методологии классификации, создания и эксплуатации транспортно-логистических центров (ТЛЦ). При этом она должна учитывать место расположения и национальные особенности ТЛЦ, а также государственную политику в сфере логистики. Разнообразие выполняемых функций и перечень предоставляемых клиентам
услуг зависят от степени развития логистических центров, поэтому в основу их классификации целесообразно положить принципы, разработанные в ходе долговременной деятельности европейских логистических служб.
Необходимо отметить, что до сих пор нет общепринятой классификации транспортно-логистических центров, поэтому рассмотрим три существующих
подхода к этому вопросу: европейский, российский и белорусский [1-3]. Первый предполагает выделение логистических центров европейского масштаба, региональной значимости, национальных и местных. Каждая из перечисленных категорий имеет несколько критериев по размещению и выполняемым функциям, однако следует подчеркнуть, что данная классификация была разработана для
Таблица 1. Классификация ТЛЦ [1]
№ Критерий Категория логистического центра
1 2 3 4 5
1 Расположение в рамках коридора х х
трансъевропейской сети (TEN)
Автомагистрали высокого класса х
3 Железные дороги высокого класса х
4 Количество видов транспорта 3 2 2 1 1
5 Сфера деятельности много средне средне мало мало
6 Объемы распределения много средне средне мало мало
7 Создание юридического лица х х х х х
8 Территория с наличием согласованных связей х х х
9 Сервисные функции х х х х х
10 Сетевое взаимодействие х х х х х
11 Взаимодействие между логистическими центрами х х х
12 Охрана окружающей среды х х
13 Членство в национальной организации логистических х х х
центров
14 Членство в Европлатформах х х х х х
15 Взаимодействие (подчинение) с более крупным х х х
логистическим центром
16 Открытость х х х х х
17 Европейские и международные перевозки х х
18 Национальные перевозки х х х х х
Таблица 2. Основные и дополнительные характеристики технического оснащения ТЛЦ
№ п/п Наименование параметра Значение параметра
Основные характеристики
1 Автоматизированная система складского учета х
2 Многоярусное стеллажное хранение грузов х
3 Современные средства механизации погрузочно-разгрузочных работ и транспортно-складских операций х
4 Расположение на территории ТЛЦ структурных подразделений Государственного таможенного комитета Республики Беларусь х
5 Подъездные пути одного или нескольких видов транспорта х
6 Крытые складские помещения х
7 Охраняемая территория для парковки и отстоя автопоездов х
8 Помещений для административно-делового центра х
Дополнительные характеристики (минимум)
9 Общая площадь территории, га 10
10 Общая площадь крытых складских помещений, м2 5 000
11 Общая площадь открытых площадок для хранения грузов, м2 10 000
12 Площадь контейнерной площадки, предназначенной для обработки большегрузных контейнеров, м2 15 000
13 Суммарная вместимость складов, т 10 000
14 Коэффициент, характеризующий долю проездов 0,4
15 Коэффициент комплексности оказываемых транспортно-экспедиционных услуг 0,6
Европы и ввиду определенных особенностей не в полной мере соответствует условиям Беларуси.
В рамках российского подхода значимость транспортно-логистического центра определяется его структурой, зоной влияния, спецификой обслуживающего комплекса и уровнем функционирования. Исходя из этого, предлагается следующий структурно-иерархический состав:
■ международный ТЛЦ осуществляет взаимодействие со всеми объектами межнациональной логистической системы, оптимизирует интермодальные перевозки;
■ национальный (внутригосударственный) ТЛЦ контактирует как с международными, так и с национальными логистическими системами, решает задачи стратегического управления грузопотоками, координирует деятельность региональных ТЛЦ;
■ региональный ТЛЦ (может быть как международный, так и внутригосударственный) взаимодействует с другими региональными, а также с локально-узловыми ТЛЦ, работает в рамках своего региона;
■ локально-узловой ТЛЦ (внутри области, города, комплекса или районного узла) является концентратором информационных ресурсов, аккумулирует и реализует технологические функции всех транспортных узлов, находящихся в сфере его влияния;
■ отдельный ТЛЦ (местный, ведомственный, корпоративный и т.д.) решает задачи более низкого и конкретного уровня обслуживания;
■ транспортно-технологический центр отдельных видов перевозок можно приравнять к отраслевым автоматизированным системам управления [2].
По нашему мнению, представленная классификация оценивает только структурно-иерархические особенности центров без учета их адаптации к международной логистической системе.
СТБ 2046-2010 «Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию» предлагает определять обеспечение ТЛЦ на основании характеристик, указанных в
техническом паспорте объекта (табл. 2), для чего был разработан порядок балльной оценки. Однако нужно отметить, что пороговое значение, позволяющее однозначно отнести тот или иной объект к ТЛЦ, отсутствует [3]. Также, согласно СТБ 2046-2010, на территории транс-
портно-логистического центра могут располагаться торгово-деловые центры, склады общего пользования, временного хранения, таможенные и товарные склады, станции технического обслуживания автотранспортных средств, АЗС, автомойки, объекты оптовой и розничной
торговли, страховые компании, банки или их филиалы, гостиничные комплексы и предприятия общественного питания [3]. В мировой практике цель создания ТЛЦ не сводится к деятельности складских и транспортно-экспедиторских компаний - она ориентирована на все звенья
Таблица 3. Разработанная классификация логистических центров
Категории логистических центров
№ п\п Критерий А В С О Е
I Уровень деятельности ЛЦ
1 Международный ■
2 Республиканский ■
3 Областной ■
4 Ведомственный ■
5 Корпоративный (фирменный) ■
6 Объем перерабатываемых грузов
II Местоположение ЛЦ (наличие транспортных путей в непосредственной близости от ЛЦ)
7 Магистрали ■ ■
8 Республиканские дороги ■ ■ ■ ■
9 Местные дороги ■ ■
10 Количество видов транспорта (и более) 3 2 2 1 1
III Структура ЛЦ
11 Один собственник ■ ■ ■
12 Более одного собственника ■ ■
13 Количество видов оказываемых услуг более 20 более 10 3-10 1-3 1-2
14 Применение мероприятий по охране окружающей среды ■ ■ ■ ■ ■
IV Классификация операторов логистических услуг
15 Все операции выполняет сама фирма-грузовладелец (1р1) ■ ■
16 Компания оказывает традиционные услуги по транспортировке грузов и его складированию (2р1) ■ ■
17 Система дополнительных услуг: промежуточное хранение груза, применение информационных систем, использование услуг субподрядчиков т.д. (3Р1) ■ ■ ■
18 Объединение функций всех компаний, участвующих в процессе поставки продукции: планирование, управление и контроль за всеми логистическими процессами компании-заказчика (4р1) ■ ■
19 Планирование, управление и контроль всей цепи транспортировки и складирования грузов с помощью электронных средств информации (5р1) ■
V Классификация складских помещений
20 Склад класса А ■ ■ ■
21 Склад класса В ■ ■ ■ ■
22 Склад класса С ■ ■ ■
23 Склад класса D ■ ■
VI Информационная структура
24 Сетевое взаимодействие ■ ■ ■ ■ ■
25 Взаимодействие между логистическими центрами ■ ■ ■ ■ ■
VII Участие в работе логистических организаций
26 Национальной логистической ассоциации ■ ■ ■ ■
27 Международной логистической ассоциации ■
логистической цепи, включая снабжение, производство, продажу, потребление и вторичное использование.
Как показывает опыт зарубежных стран, основное условие успешного функционирования транспортно-логи-стических центров состоит в умелом применении технических достижений и инновационных технологий. Логистика -это не только доставка груза из одного пункта в другой, это, в первую очередь, минимизация затрат клиента и нахождение оптимальных способов организации потоков, управления ими. В связи с этим важно отметить, что основными признаками, характерными для всех ТЛЦ, являются:
■ использование нескольких видов транспорта, применение общей технологии переработки грузов;
■ размещение на территории (или в непосредственной близости) транспортных узлов магистральных путей сообщения;
■ наличие многофункциональных складских комплексов, обеспечивающих накопление, переработку, хранение грузов, сервисное и коммерческое обслуживание;
■ функционирование транспортно-экспедиционных компаний, предоставляющих комплексные услуги;
■ включение в состав ТЛЦ информационно-логистических компаний, оказывающих информационное сопровождение процесса перевозки, хранения, грузопере-работки и т.п.;
■ применение новейших технологий при планировании, организации и управлении товароматериальными, транспортными, сервисными, информационными и финансовыми потоками;
■ направленность ТЛЦ на обеспечение максимального синергетического эффекта от деятельности участников транспортно-логистического процесса.
Главной функцией транспортно-ло-гистических центров является замена традиционной схемы доставки «каждый с каждым» на прогрессивный способ взаимодействия и предоставление услуг по принципу «одно окно» одним интегратором. Также нужно отметить, что особую роль в структуре ТЛЦ имеет информаци-
онный блок, предоставляющий клиентам центра данные о состоянии и местонахождении их грузов.
В настоящее время в европейских странах ТЛЦ предлагают более 40 финансовых, технологических и контрольных функций, которые разделяются на две группы: базовые, отражающие звенья логистической цепи, и операционные, к которым относятся конкретные производственно-технологические действия на всех этапах доставки груза [1]. Логистическое сопровождение деятельности компании-клиента происходит на всех уровнях, начиная от предоставления транспортно-сортировочных операций, складских услуг, экспедирования до организации и планирования всего потока товаров и грузов. Нужно отметить, что логистическая оптимизация не ограничивается интересами обслуживаемой организации, она актуальна и для масштабов страны.
Для определения эффективности функционирования логистической системы Республики Беларусь она сравнивалась с зарубежными аналогами [4]. Анализ результатов показал, что, по мнению экспертов, в настоящее время республиканский комплекс отстает по следующим направлениям:
■ наличие и использование кросс-докинговых терминалов;
■ количество операторов, центров и складов класса «А» и «В»;
■ распространение логистического аутсорсинга;
■ численность профильных специалистов;
■ использование контейнеров для перевозки грузов во внутриреспубликан-ском и международном сообщении;
■ эффективность деятельности белорусских логистических ассоциаций, союзов, объединений;
■ техническое состояние транспорта и международных транспортных коридоров, проходящих по территории страны;
■ пропускная способность таможенных и пограничных пунктов.
Таким образом, можно сделать вывод, что отставание наблюдается преимущественно в развитии институциональной основы логистики, причем этот разрыв
более серьезный, чем в инфраструктурном обеспечении.
Проведенный анализ позволил определить особенности критериальных подходов оценки транспортно-логистиче-ских центров, выявить закономерности их формирования и функционирования. Это, в свою очередь, создало базис для новой белорусской классификации, основой которой является разделение ТЛЦ на пять категорий: А - международный; В - республиканский; С - областной; D - ведомственный; Е - корпоративный (фирменный). Критерии оценки объединены в семь групп: уровень логистической деятельности; местоположение (наличие транспортных путей в непосредственной близости); структура; классификация операторов логистических услуг; классификация складских помещений; информационная структура; участие в работе логистических организаций. Предпоследний элемент включен в классификацию отдельной группой, поскольку создание единого информационного пространства является основой взаимосвязи всех составляющих элементов центра. Необходимость в информационном обмене распространяется на всех участников доставки грузов, причем на всех уровнях управления процессом. Отметим, что каждая из перечисленных категорий (А - Е) имеет несколько условий по размещению, выполняемым функциям, структуре и признанию ее деятельности, которые в совокупности и определяют класс транс-портно-логистических центров (табл. 3). ■
Литература
1. Best Practice Handbook for Logistics Centres in the Baltic Sea Region. - Klaipeda, 2003.
2. Шабарова Э.В. Концепция формирования транспортно-логистических центров // Вестник ИНЖЭКОНа. №4 (5), 2004. С. 170-182.
3. СТБ 2046-2010. Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию. - Мн., 2010.
4. Губский М.И. Методика оценки состояния развития логистики в Республике Беларусь // Проблемы управления. №3(40), 2011. С. 122-126.