Научная статья на тему 'Критерии оценки эффективности работы морского порта в структуре транспортного комплекса Калининградского региона и разработка системы информационного взаимодействия'

Критерии оценки эффективности работы морского порта в структуре транспортного комплекса Калининградского региона и разработка системы информационного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1852
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛИНИНГРАДСКИЙ РЕГИОН / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПОРТА / ЕДИНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОРТОВОГО КОМПЛЕКСА / KALININGRAD REGION / SEAPORT OPERATION EFFICIENCY / STANDARD LOGISTIC INFORMATION SYSTEM OF SEAPORT INTERACTION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бугаков Алексей Анатольевич

Организация взаимодействия морского порта с другими видами транспорта, их информационное взаимодействие позволят: интегрировать существующие и перспективные грузопотоки; обеспечить развитие инфраструктуры организаций, обслуживающих экспортно-импортные перевозки. Внедрение единой логистической информационной системы взаимодействия портового комплекса (ЕЛИСВ ПК) позволит повысить эффективность функционирования морского порта за счет ускорения обслуживания судов, сокращения стояночного времени при одновременном повышении качества обработки грузов, обслуживания судов. Комплексная автоматизация процессов и интеграция информационных систем участников транспортного рынка в рамках ЕЛИСВ позволят ускорить информационный обмен с российскими и зарубежными партнерами. Библиогр. 4. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTIMATION CRITERIA OF SEAPORT OPERATION EFFICIENCY IN THE STRUCTURE OF THE KALININGRAD REGION TRANSPORT COMPLEX AND THE DEVELOPMENT OF INFORMATION INTERACTION SYSTEM

The organization of seaport interaction with other kinds of transport, and their information co-operation will allow to integrate existing and perspective freight flows, and to ensure the infrastructure development of the organizations operating export-import transactions. the introduction of standard logistic information system of seaport interaction will allow to increase the seaport operation efficiency due to the shortening of ships operation time at the port, and reduction of anchoring time with simultaneous increase in the quality of cargo and ship operations. all-round automation of processes and information systems integration of transport market participants within the bounds of the standard logistic information system will allow to accelerate the information exchange among russian and foreign partners.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки эффективности работы морского порта в структуре транспортного комплекса Калининградского региона и разработка системы информационного взаимодействия»

СУДОСТРОЕНИЕ, СУДОРЕМОНТ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ФЛОТА

УДК 656.615

А. А. Бугаков

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МОРСКОГО ПОРТА В СТРУКТУРЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА КАЛИНИНГРАДСКОГО РЕГИОНА И РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Введение

Проблема исследования. Создание системы информационного взаимодействия в порту Калининград имеет целью повысить эффективность функционирования порта путем внедрения современных информационных технологий. Создаваемая система обеспечит интеграцию информационных систем организаций, осуществляющих деятельность на территории порта, государственных учреждений, выполняющих контрольные функции в порту.

Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона является развитие его транспортного комплекса, от эффективного функционирования которого зависят стабилизация и подъем экономики, поддержание полноценного транспортного сообщения с основной территорией России, обслуживание российских экспортно-импортных перевозок и транзитных грузопотоков других государств (прежде всего - не имеющих выходов к морю) [1].

Транспортный комплекс Калининградской области объединяет в себе железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный транспорт и объекты соответствующей инфраструктуры (железнодорожные станции, порты и аэропорт, автомобильные дороги, пункты пропуска через государственную границу). Без скоординированной и высокоэффективной работы каждого из них невозможны стабильная работа транспортного комплекса области, его интеграция в европейскую и внутрироссийскую транспортную систему информационного взаимодействия.

В регионе имеется единственный принадлежащий Российской Федерации на Балтийском море незамерзающий портовый комплекс - Калининградский морской порт. На причалах, расположенных вдоль Калининградского морского канала и в устье р. Преголь, 18 различных стивидорных компаний предоставляют услуги по перевалке грузов с сухопутного транспорта на морской и обратно. Среди них самые крупные: ОАО «Калининградский морской торговый порт», ООО «Лукойл-Калининградморнефть», ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и ЗАО «Балтийская нефтеперевалочная компания». В стадии строительства и проектных разработок находятся ещё 2 новых терминала. Федеральный закон № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области» предоставляет льготы для инвесторов и стимулирует развитие производства в Калининградской области, в том числе и в портовом секторе.

С 2000 по 2008 г. грузооборот порта вырос в 3,5 раза и составил 15 379 тыс. т. Грузооборот нефтеналивных грузов в 2008 г. - 48 %, навалочных грузов - 28 %, генеральных грузов - 24 %. Мощность портового комплекса области по перевалке грузов составляет порядка 26 млн т.

Потенциал Калининградского портового комплекса, его географические особенности вполне способны обеспечивать развитие международного транзита через Калининград. Портовики работают в условиях жёсткой конкуренции с портами стран Балтийского региона. И в этой части выгодное транспортно-географическое положение области является, скорее, проблемой, т. к. ставит регион в зависимость от транзитной тарифной и нетарифной политики сопредельных государств. Существенное влияние на загрузку порта оказывают железнодорожные тарифы, применяемые Литвой в отношении грузов, перевозимых в российские порты, а также повышение российскими железными дорогами своих тарифных ставок на перевозку грузов в направлении российских портов.

Калининградский морской порт является важнейшим логистическим звеном в цепи транспортировки грузов Калининградского транспортного комплекса. Наиболее важной задачей в дальнейшем развитии является организация взаимодействия морского порта с другими видами транспорта, его информационное взаимодействие, которое позволит интегрировать существующие и перспективные грузопотоки, а также даст толчок к развитию инфраструктуры.

На данном этапе развития, при отсутствии единого информационного взаимодействия между различными видами транспорта, Калининградский регион в целом лишен возможности наравне с другими портами Прибалтики обеспечивать конкурентоспособные тарифы на перевалку грузов следующих в (из) Калининградского региона. В настоящее время существующие объемы перевалки грузов в основном ориентированы на внутренний Калининградский рынок.

С учетом вышеизложенного Калининградскому портовому комплексу в целях повышения эффективности работы и конкурентоспособности необходимо разработать новую стратегию дальнейшего развития на основе создания единого информационного взаимодействия. В связи с этим уровень развития морских портов принято разделять на три категории (поколения). В основу этого деления положены три критерия оценки деятельности порта: стратегия развития единого информационного взаимодействия, менеджмент и уровень организационной информационной интеграции.

Морской порт Калининград на основе упомянутого деления можно причислить к портам первой категории (поколения). Порты первого поколения играют роль промежуточного звена между морским и наземным транспортом в транспортной цепочке товародвижения от места производства до места потребления. Деятельность портов первого поколения сводится в основном к погрузке/разгрузке судов и временному хранению грузов на складах порта. Поэтому информационное взаимодействие в этих портах связано в основном с инфраструктурой порта, обработкой судов, вагонов и складскими операциями [2].

Менеджмент в портах первого поколения обычно ориентирован на решение информационных проблем, связанных с перегрузочным процессом и хранением грузов.

С другой стороны, торговые и транспортные компании в ограниченной степени участвуют в развитии порта. Обычно такие порты имеют свою собственную информационную систему коммуникации, документации и статистики и совершенно не проявляют заботу о её совместимости и сопоставимости с информационными системами своих клиентов, не говоря уже о тех, кто не входит в их число, но имеет отношение к грузам и судам.

Следствием является то, что на информационном уровне различные портовые службы действуют несогласованно и принимают свои решения независимо от того, какова будет реакция других организаций, принимающих участие в обслуживании грузов и судов.

В порту Калининград недавно были введены в эксплуатацию несколько портовых терминалов, которые по уровню своего развития можно отнести к терминалам второй категории (поколения).

Порты второй категории (поколения) рассматриваются как информационные центры транспортных, промышленных и коммерческих услуг. Они придерживаются стратегии диверсификации услуг. В отличие от портов первого поколения, эти порты имеют возможность оказывать и предлагать своим клиентам не только стивидорные, но и промышленные, коммерческие, информационные и другие услуги. Менеджмент в портах второго поколения обеспечивает информационное взаимодействие перегрузочного процесса с процессом производства и распределения произведенных товаров [3].

В настоящее время порт Калининград находится на промежуточном уровне информационного взаимодействия между портами первой и второй категории. Уровень информационного взаимодействия портов Балтийского региона на порядок выше, они находятся между портами второй и третьей категорий. В целях сохранения конкурентоспособности порту Калининград просто необходимо повышать собственную эффективность и сервисность за счет создания единой информационной системы взаимодействия и интеграции в единое информационное пространство портов стран Балтийского региона. Наиболее подходящим методом решения данной задачи на первоначальном этапе является создание единой логистической информационной системы взаимодействия портового комплекса (ЕЛИСВ ПК). Система обеспечит интеграцию информационных систем взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность на территории порта, государственных и коммерческих учреждений, выполняющих контрольные функции в порту, а также других участников информационно-транспортно-логистической цепочки [4].

Деятельность морского порта характеризуется сложностью информационных процессов, связанных с большим количеством участников транспортного рынка, и множеством форм обрабатываемых документов, а также большим количеством вовлеченных во взаимодействие организаций и служб. Поэтому при организации единой логистической информационной системы портового комплекса необходимо определить основные критерии объединения разнородных систем.

Основными критериями реализации ЕЛИСВ ПК должны стать:

— информационное обеспечение и взаимодействие контрольных органов порта;

— снабжение информацией участников портовой деятельности (стивидорные компании, агентирующие компании, экспедирующие компании);

— единые формы предоставления информации на различных этапах операционной деятельности в порту;

— сопряжение и обмен данными с российскими отраслевыми информационными системами: ОАО «Российские железные дороги», Федеральная транспортная сеть, Ространс надзор;

— сопряжение и обмен данными с зарубежными портами и международными информационными системами морского транспорта.

По мнению европейских исследователей, в настоящее время одними из ключевых показателей деятельности порта являются скорость и качество обработки документов оформления приходов и выходов судов и обработки грузов, включая таможенное оформление.

Для выполнения этой задачи в европейских портах внедрены специализированные информационные системы двух типов взаимодействия:

— для обработки информации о грузах - CCS (Cargo Community Systems);

— для оформления приходов/выходов судов и связанных с ними операций - PCS (Port Community Systems).

Cargo Community Systems или Единая система обработки грузов (ЕСГ) в порту - это основанная на совокупности единых правил, регламентов и информационных технологий многопользовательская система, предназначенная для автоматического обмена данными об обработке, хранении и транспортировке грузов.

Наличие информационной системы взаимодействия по ЕСГ в порту создает ряд преимуществ:

— значительное сокращение числа ошибок, связанного с ручным вводом информации о грузах;

— сокращение временных и материальных затрат, связанных с обработкой грузовых документов;

— увеличение эффективности работы порта;

— улучшение организации и ускорение операций работы с грузами;

— возможность постоянного мониторинга грузов;

— унификация информационных процедур между смежными системами.

Для достижения указанных целей чрезвычайно важным является тесное взаимодействие ЕСГ с Единой системой порта (ЕСП).

Port Community Systems или Единая система порта - это основанная на совокупности единых правил, регламентов и информационных технологий многопользовательская система взаимодействия, предназначенная для автоматического обмена данными между судоходными линиями и службами порта в целях ускоренного оформления прихода, стоянки, ухода судов, а также таможенного оформления грузов.

В системе информационного взаимодействия морского порта Калининград можно, аналогично европейской системе, выделить 2 функциональных блока: CCS (или ЕСГ) и PCS (или ЕСП), объединенных в единую информационную структуру (рис.).

Единая логистическая информационная система взаимодействия портового комплекса «Калининград» (ЕЛИСВ ПК)

Единая информационная система обработки грузов (ЕИСГ)

Единая информационная система порта (ЕИСП)

Внедрение ЕЛИСВ ПК позволит повысить эффективность функционирования морского порта за счет ускорения обслуживания судов, сокращения стояночного времени при одновременном повышении качества обработки грузов, обслуживания судов, пассажиров и грузовладельцев.

Заключение

В этой связи положения концепции развития ЕЛИСВ ПК могут служить основой для формулирования единых требований к информационной составляющей инфраструктуры транспортного узла, которые в будущем будут учитываться участниками транспортного рынка при создании новых и модернизации существующих информационных систем взаимодействия.

Таким образом, эффективное функционирование инфраструктуры морских портов невозможно без комплексной автоматизации процессов их функционирования, интеграции информационных систем участников транспортного рынка в рамках единой системы информационного взаимодействия морского порта и реализации информационного обмена с российскими и зарубежными транспортными узлами и информационными системами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ветренко Л. Д., Ананьина В. З., Степанец А. В. Организация и технология перегрузочных процессов в морских портах. - М.: Транспорт, 1989. - 269 с.

2. Степанов А. Л., Титов А. В. Методика формирования логистической стратегии в морском порту // Эксплуатация морского транспорта: сб. ст. - Вып. 4 (54). - СПб.: ГМА им. С. О. Макарова, 2008. - 71 с.

3. Порт в транспортной логистике / А. Л. Степанов, А. В. Титов, Е. В. Синельщиков и др. - СПб.: ГМА им. С. О. Макарова, 2008. - 225 с.

4. Лукинский В. С. Модели и методы теории логистики. - СПб.: Питер, 2007. - 447 с.

Статья поступила в редакцию 12.02.2009

THE ESTIMATION CRITERIA OF SEAPORT OPERATION EFFICIENCY IN THE STRUCTURE OF THE KALININGRAD REGION TRANSPORT COMPLEX AND THE DEVELOPMENT OF INFORMATION INTERACTION SYSTEM

A. A. Bugakov

The organization of seaport interaction with other kinds of transport, and their information co-operation will allow to integrate existing and perspective freight flows, and to ensure the infrastructure development of the organizations operating export-import transactions. The introduction of standard logistic information system of seaport interaction will allow to increase the seaport operation efficiency due to the shortening of ships operation time at the port, and reduction of anchoring time with simultaneous increase in the quality of cargo and ship operations. All-round automation of processes and information systems integration of transport market participants within the bounds of the standard logistic information system will allow to accelerate the information exchange among Russian and foreign partners.

Key words: Kaliningrad region, seaport operation efficiency, standard logistic information system of seaport interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.