Научная статья на тему 'Критерии независимой общественной оценки основной общеобразовательной программы и деятельности общеобразовательного учреждения по реализации социального заказа и социального партнерства'

Критерии независимой общественной оценки основной общеобразовательной программы и деятельности общеобразовательного учреждения по реализации социального заказа и социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / PUBLIC ASSESSMENT / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / SOCIAL ORDER / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОУ / SOCIAL PARTNERSHIP OF OU / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ТРЕБОВАНИЯ / REQUIREMENTS / ПАРАМЕТРЫ / PARAMETERS / КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пьянкова Н.И.

Статья рассматривает вопросы формирования и реализации механизма внешней независимой общественной оценки школьных образовательных программ и результатов деятельности общеобразовательных учреждений в рамках реализации социального заказа и социального партнерства ОУ на муниципальном уровне. В статье определены цель, задачи, направления деятельности общеобразовательных учреждений, принципы, требования к содержанию, условиям и результатам направлений деятельности общеобразовательного учреждения по реализации социального заказа и социального партнерства, параметры и критерии их оценки на муниципальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пьянкова Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA OF AN INDEPENDENT PUBLIC ASSESSMENT OF THE MAIN GENERAL EDUCATION PROGRAM AND ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTION FOR IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL ORDER AND SOCIAL PARTNERSHIP

Article considers questions of formation and realization of the mechanism external independent public y educational programs and results of activity of educational institutions within the social partnership of educational institution at municipal level. In article the purpose, tasks, activities of educational institutions, the principles, conditions and results of activities of educational institution on implementation of the social order and social partnership, parameters and their criteria on municipal level are defined.

Текст научной работы на тему «Критерии независимой общественной оценки основной общеобразовательной программы и деятельности общеобразовательного учреждения по реализации социального заказа и социального партнерства»

УДК 37.072

КРИТЕРИИ НЕЗАВИСИМОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Пьянкова Н.И., к.пед.н., Федеральный институт развития образования, Москва, Россия E-mail: pyankova.n@firo.ru

Аннотация: статья рассматривает вопросы формирования и реализации механизма внешней независимой общественной оценки школьных образовательных программ и результатов деятельности общеобразовательных учреждений в рамках реализации социального заказа и социального партнерства ОУ на муниципальном уровне. В статье определены цель, задачи, направления деятельности общеобразовательных учреждений, принципы, требования к содержанию, условиям и результатам направлений деятельности общеобразовательного учреждения по реализации социального заказа и социального партнерства, параметры и критерии их оценки на муниципальном уровне.

Ключевые слова: общественная оценка, социальный заказ, социальное партнерство ОУ; направления деятельности общеобразовательных учреждений; принципы, требования, параметры, критерии общественной оценки на муниципальном уровне.

CRITERIA OF AN INDEPENDENT PUBLIC ASSESSMENT OF THE MAIN GENERAL EDUCATION PROGRAM AND ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTION FOR IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL ORDER AND SOCIAL

PARTNERSHIP

Pyankova N. I., PhD., Federal institute of a development of education, Moscow, Russia, E-mail: pyankova.n@firo.ru

Summary: Article considers questions of formation and realization of the mechanism external independent public y educational programs and results of activity of educational institutions within the social partnership of educational institution at municipal level. In article the purpose, tasks, activities of educational institutions, the principles, conditions and results of activities of educational institution on implementation of the social order and social partnership, parameters and their criteria on municipal level are defined. Keywords: public assessment, social order, social partnership of OU; activities of educational institutions; principles, requirements, parameters.

Активное привлечение общественности к участию в процессе формирования и реализации механизма внешней общественно-профессиональной независимой оценки школьных образовательных программ и деятельности общеобразовательных учреждений является одной из важнейших задач для повышения качества современного общего образования. Она обозначена в ряде программных документах по развитию российского образования.

Под общественно-профессиональной оценкой понимается оценка, данная силами общественно-профессиональных объединений - общественными представителями организаций работодателей, профсоюзов, саморегулируемыми и иными общественными организациями [1, 2]. Такая задача отвечает общей стратегической цели - созданию условий для системного развития образования.

Развитие современной системы образования страны требует сбалансирования социальных интересов общества и системы образования, активного участия форм местного самоуправления в социокультурной модернизации образования.

Известно, что представителями интересов общественности являются общественные объединения и некоммерческие организации, коалиции данных организаций, общественные советы при органах власти и местного самоуправления, инициативные группы граждан или отдельные граждане [3].

В условиях гражданского общества независимая общественная экспертиза -основа эффективности социальной жизни, продуктивного взаимодействия общественности с законодательными и исполнительными органами власти.

В связи с этим оценку школьных образовательных программ и деятельности общеобразовательных учреждений можно рассматривать как компонент образовательной системы, функционально обеспечивающей, с одной стороны, процессы контроля общественностью, реализуя функцию оценки качества образования, с другой стороны, выполнять задачи оценки ресурсов системы в целях ее развития [8].

Проведенный анализ современных подходов к разработке моделей общественно-профессиональной независимой оценки школьных образовательных программ и деятельности общеобразовательных учреждений позволяет рассматривать процедуру такой оценки как индикатор перспектив и проблем развития системы образования.

Понятие «оценка программ» (англ. proqramm evaluation) позволяет рассматривать ее как аналитический инструмент или процедуру, предназначенную для измерения прямых эффектов, результативности и долгосрочных последствий реализации программ, оценки их воздействия.

В процессе оценки следует отличать понятия «измерение» и «оценка». Оценка включает процесс измерения, который является обязательным.

В основе понятия «измерение» лежит процесс отбора средств, которые нацелены на определение оценки. В основе данных средств технологии оценивания и выявление объекта оценки. Выявление объекта оценки напрямую связано с процедурой вычленения содержания компонента деятельности (отдельных операций) и их оценки [8].

Исходя из Закона РФ «Об образовании» для ОУ основная образовательная программа общеобразовательного учреждения (ООП ОУ) - главный нормативно-управленческий документ, конкретизирующий требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам, содержанию и ресурсам образовательного процесса с учетом специфики и особенностей школы (вида, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей, регламентирующий содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса).

Деятельность ОУ во многом определяет дальнейшее развитие общества как основного субъекта внешней среды, а общество и внешняя среда в целом определяют цели, направления, содержание, условия и результаты деятельности ОУ. Рассматривая деятельность школы с позиции системного подхода, мы можем определить социально значимую деятельность школы как компонент системы деятельности ОУ. Вопросами взаимодействия образовательного учреждения и социальной среды (социума) уделяли внимание в своих исследованиях Т.Н. Касимова, М.В. Крупенина, В. Кондратьева, Я. Кузьминов, В.С. Лазарев, Л.И. Новикова, Т.Ю. Позднякова, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, В.А. Ясвин и др.

Следует отметить, что оценка профессиональных достижений, в отличие от оценки профессиональной деятельности в целом, не имеет процессуальной составляющей, формируется на основе результатов, имеющих публичную открытость, предполагает признание достижения не только всеми участниками образовательного процесса, но и представителями профессиональной общественности вне школы, и представителями социума.

Как правило, оценка результатов деятельности ОУ осуществляется посредством применения метода экспертных оценок.

Цели, задачи, содержание, условия и планируемые результаты деятельности ОУ определяются основной образовательной программой ОУ. Таким образом, мы можем рассматривать ООП ОУ как проект деятельности ОУ, а деятельность ОУ как результат реализации основной образовательной программы общеобразовательного учреждения.

В настоящее время в сфере образования в качестве субъектов, осуществляющих оценку, выступают специалисты муниципальных и региональных органов управления образованием, методических и аттестационных служб, администрация учреждения образования, общественные эксперты.

К сообществам, выполняющим функцию экспертов в оценке качества профессиональных достижений (результатов) деятельности ОУ, можно отнести внутришкольные и внешкольные структуры, имеющие коллегиальное право на

принятие решения: родительский комитет школы, педагогический совет, методическое объединение внутришкольное и городское, общества выпускников школы и т.д. [8].

В роли экспертов могут выступать как участники образовательного процесса (ученики, коллеги, администрация школы, родители), так и представители внешкольного социума (члены общественных организаций, представители муниципальных методических служб и органов управления образованием и т.д.).

В последнее время широкое распространение получила «внешняя» оценка ОУ, которая построена на основе выявления мнений социума о результатах деятельности ОУ с привлечением общественных экспертов, представляющих самые разные интересы социума и выдвинутых различными общепризнанными гражданскими институтами: молодежные и женские общественные организации, организации ветеранов войны и труда, профессиональные педагогические сообщества, профессиональные общественные организации журналистов, предпринимателей, региональные общественные организации родителей школьников и т.д.

Рассматривая особенности формирования экспертного сообщества, можно выделить сложность разделения видов оценки на «внешнюю» и «внутреннюю».

Очевидно, что внутришкольные структуры отражают внутренние интересы участников образовательного процесса: внутришкольного педагогического сообщества, между родительской общественностью и педагогическим коллективом школы, между администрацией школы и педагогами и т.д. Оценку, проводимую такими структурами, мы называем «внутренней».

Внешкольные структуры, к которым можно отнести государственные региональные и муниципальные органы управления образованием, методические и аттестационные службы, общественные организации, отражают интересы государственного заказа и интересы социума в территориальной образовательной системе. Оценку, проводимую такими структурами, мы называем «внешней». Уточним, что «внешней» - по отношению к образовательному учреждению, но не по отношению к системе образования.

Участники экспертного сообщества могут быть причислены как к представителям «внешней», так и к представителям «внутренней» оценки. Особенно в тех случаях, когда привлекаются общественные эксперты - специалисты в области образования. По отношению к системе образования такая оценка может быть определена как «внутренняя».

Если рассматривать оценку школьных образовательных программ и деятельности общеобразовательных учреждений в качестве инструмента развития

образовательной системы, то в этом случае результаты, полученные в процессе использование данного инструмента, способны определять направления стратегического развития учреждения, в частности, в области согласования внутренних интересов участников образовательного процесса с внешкольными условиями, внешними муниципальными интересами социума.

Учитывая особенности существующей теории и практики экспертных оценок школьных образовательных программ и деятельности общеобразовательных учреждений, мы сосредоточили внимание на необходимости осуществления внешней общественной независимой оценки основной общеобразовательной программы образовательного учреждения и результатов деятельности общеобразовательного учреждения по реализации социального заказа и социального партнерства.

При этом мы определяем понятие «общественная оценка» как результат процедуры внешней общественной независимой экспертизы школьных образовательных программ и результатов деятельности общеобразовательных учреждений представителями общественных организаций, независимых от органов управления образованием и образовательных учреждений.

В этом случае общественный эксперт определяется как высококвалифицированный специалист, обладающий необходимыми знаниями в различных областях деятельности, представитель общепризнанных независимых общественных организаций вне сферы образования.

Учитывая то, что образовательная система уровневой дифференциации предполагает некие единые основания, которые формируют условия ее функционирования в рамках одного государства, которые определяются наличием таких составляющих факторов, как «социальный, административно-государственный, организационно-общественный, социокультурный» [4].

Опираясь на нормативно-субъектное понятие «муниципальная система образования», которое трактует данную образовательную систему как интегративный феномен, которым охватывается совокупность нормативных правовых актов, регулирующих сферу образования на местном уровне, мы выделяем данный уровень системы образования как «заданная образовательная система».

На местном (муниципальном) уровне формируется социальный заказ в соответствии с потребностями, исходящими от всех заинтересованных организаций, учреждений, общественных объединений, предприятий и др. субъектов социальной инфраструктуры, находящихся на территории действия общеобразовательного учреждения.

На уровне образовательного учреждения социальный заказ определяется образовательными запросами детей и родителей - актуальных и потенциальных участников образовательного процесса в данном учреждении.

Для нашего исследования особенно важно определить содержание социального заказа на муниципальном уровне как выявленные муниципальные особенности и актуальные образовательные требования конкретного социума, учтенные в конкретных условиях реализации ООП ОУ.

Важнейшей составляющей качества реализации ООП ОУ и деятельности ОУ является «социальное партнерство» - совместная деятельность ОУ и гражданских институтов, различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности результатам. При этом указанная деятельность может осуществляться как на постоянной основе, так и в ходе ситуативных акций, специально планируемых в рамках социального партнерства. Участники такой деятельности являются «социальные партнеры». Реализация социального партнерства может послужить не только успешной реализации ООП основного общего образования ОУ, но и стать механизмом социокультурной модернизации системы образования в целом.

В этом случае объектом оценки является проект ООП ОУ и результат реализации социально значимой деятельности ОУ, направленной на реализацию соответствия школьных образовательных программ и деятельности ОУ стратегиям развития образовательной системы и социума в условиях муниципальной образовательной системы.

При этом создание структур для проведения работ по оценке ООП ОУ и результатов деятельности общеобразовательного учреждения по реализации социального заказа и социального партнерства определяется:

Учитывая современные подходы к роли и значению общественного самоуправления в жизни общества, нами была выделена структура муниципального общественного совета, как организатора проведения процедуры оценки, ориентированной на реализацию целей управления муниципальной системой образования и направленной на:

- диагностику, оценку и прогноз основных тенденций развития ОУ с учетом культурно - деятельностной парадигмы развития образования, требованиями ФГОС общего образования и учетом особенностей ОУ, ориентированной на интересы заказчика и потребителей, включение школы в окружающий социум;

- повышение степени участия широких кругов социума в государственно-общественном управлении в сфере муниципального образования;

- стимулирование деятельности ОУ по ориентации на интересы заказчика и потребителей, включению школы в окружающий социум.

- стимулирование инновационного развития ОУ;

- реализацию механизмов общественной оценки, гласности и открытости при принятии стратегических решений в сфере развития муниципального образования.

Для достижения целей независимой общественной оценки организатор формирует банк общественных экспертов из высококвалифицированных специалистов в различных областях деятельности вне сферы образования, членов общепризнанных независимых общественных организаций муниципального образования.

В контексте оценки любого объекта необходимо определить подход, который рассматривается в качестве системы, включающей объект оценки, инструментарии осуществления оценки объекта (методы, технологии), условия, определяющие процедуру оценки.

«Подход» в педагогической науке понимается как главное стратегическое направление, которое определяет все компоненты системы: «реализация системы требований, педагогических условий и способов, определяющих выбор содержания образования <.. .> и образовательных технологий» [5].

В системе оценки подход определяется целями, задачами и содержанием оценки, методами, позволяющими оценить содержание оценки, технологиями (приемами) оценивания, организационными и педагогическими условиями оценивания.

Нами был выбран критериальный подход, основанный на соотнесении результатов деятельности заданным критериям деятельности, где «критерий есть признак, на основании которого проводится оценка, средство проверки, мерило оценки <...> Критерием выступает определяющая мысль, точка зрения, представляющаяся мерилом для определения оценки предмета, явления, подтверждающая достоверность знания», «инструмент суждения, при помощи которого можно было бы дать оценку исследуемому явлению» [6], где оценка представляет собой «сравнение оцениваемого с эквивалентом как мерой оцениваемого», «содержание эквивалента в определенной мере должно быть тождественно содержанию оцениваемого объекта, т.е. он должен включать в себя те качества, свойства, которые имеются в объекте», «оценка связана не только с выбором эквивалента, но и с содержанием оценочного критерия» [9].

Предметом и содержанием общественной оценки является внешняя независимая оценка социального заказа и социального партнерства ОУ в рамках введения и

реализации ФГОС общего образования, т.е. содержание, условия и результаты следующих направлений деятельности общеобразовательного учреждения по реализации социального заказа и социального партнерства:

-взаимодействие участников образовательного процесса в ОУ и социуме; -содержание, условия и результаты реализации социального образовательного заказа в ОУ;

-открытость и прозрачность социального образовательного заказа ООП ОУ и результатов его реализации;

-обеспечение и результаты доступности освоения ООП ОУ для учащихся с ограниченными возможностями;

-обеспечение и результаты поддержки талантливых и одаренных учащихся; -обеспечение и результаты работы с учащимися «группы риска»; -содержание, условия и результаты реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся;

- результаты развития профессионального потенциала ОУ.

Целями и задачами общественной оценки основной образовательной программы и результатов деятельности общеобразовательного учреждения являются:

- диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития ОУ с учетом культурно - деятельностной парадигмы развития образования, требованиями ФГОС общего образования и учетом особенностей ОУ, ориентированной на интересы заказчика и потребителей, включение школы в окружающий социум;

- повышение степени участия широких кругов социума в государственно-общественном управлении в сфере муниципального образования;

- стимулирование деятельности ОУ по ориентации на интересы заказчика и потребителей, включению школы в окружающий социум.

- стимулирование инновационного развития ОУ;

- реализация механизмов общественной оценки, гласности и открытости при принятии стратегических решений в сфере развития муниципального образования.

Основными принципами общественной оценки стали: -законность;

-добровольность проведения процедуры оценки;

-независимость и объективность, полнота и достоверность используемой и выдаваемой информации;

-общественная открытость и широкое использование средств массовой информации в оповещении о результатах проведенной оценки;

-защита прав участников процедуры оценки.

На основе критериального подхода, основанного на соотнесении результатов деятельности заданным критериям деятельности, где «критерий есть признак, на основании которого проводится оценка, средство проверки, мерило оценки и суждения Н.В.Кузьминой, что «внешние» критерии определяются влиянием на внешнюю, находящуюся за пределами образовательного учреждения среду (значимость полученных результатов в развитии социума, демонстрация положительного социального опыта и т.д.), нами были выделены и определены требования к содержанию, условиям и результатам направлений деятельности общеобразовательного учреждения по реализации социального заказа и социального партнерства, параметры и критерии их оценки.

1. Требования к условиям и результатам взаимодействия участников

образовательного процесса в ОУ и социуме.

Параметры деятельности ОУ Критерии оценки

1 Общественная составляющая в управлении ОУ Наличие форм и результат государственно-общественного управления

2 Сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада Наличие форм и результат самоуправления

3 Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) и результат на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

4 Сотрудничество, коммуникации и участие учащихся в общественных формах управления в социуме Опыт реального управления и действия учащихся в социуме через официальные комитеты или группы интересов

5 Отношение родителей, выпускников и местного сообщества к ОУ Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к ОУ в СМИ, ИНТЕРНЕТ и др.

2. Требования к содержанию, условиям и результатам реализации

социального образовательного заказа в ОУ

Параметры деятельности Критерии оценки

ОУ

1 Концепция ООП ОУ Цели и задачи ООП ОУ соответствуют социальному образовательному заказу

2 Содержание ООП ОУ, обеспечивающее реализацию социального образовательного заказа Содержание и результаты реализации социального образовательного заказа ООП ОУ соответствуют социальному образовательному заказу.

3 Программа духовно -нравственного развития, воспитания обучающихся в ОУ Цели, задачи программы, основные направления, ценностные основы духовно-нравственного и социального направлений развития и воспитания обучающихся, принципы и особенности организации, результаты соответствуют социальному образовательному заказу.

4 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в ОУ Цели, задачи программы, направления формирования здорового образа жизни школьника, ценностные установки, особенности организации и результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни соответствуют социальному образовательному заказу.

5 Программа развития ОУ Цели, действия по реализации целей (план-график реализации программы; проект сметы расходов) и ожидаемые результаты программы развития школы соответствуют ожиданиям социума

Под программой развития ОУ подразумевается «нормативная модель совместной деятельности группы или множества людей, определяющая: исходное состояние некоторой системы; образ желаемого будущего состояния этой системы; состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему» (Лазарев В.С.). Программу развития школы можно рассматривать как один из видов проектов -комбинированный, который ставит цели учебного, инновационного, исследовательского, инвестиционного характера и включает в себя соответствующие целям виды деятельности.

3. Требования к открытости и прозрачности социального образовательного заказа ООП ОУ и результатов его реализации

Параметры деятельности ОУ Критерии оценки

1 Возможность обращения к ООП ОУ в открытом доступе на информационных ресурсах ОУ ООП ОУ размещена на информационных ресурсах ОУ в открытом доступе (локальная внутренняя сеть или открытая сеть в Интернет; сайт и сервер, аккумулирующий всю необходимую информацию ОУ, электронные (цифровые) образовательные ресурсы, компьютерную технику с беспроводной связью WI-FI.).

2 Возможность ознакомления с правилами и критериями оценок результатов реализации содержания социального образовательного заказа Правила и критерии оценок результатов реализации содержания социального образовательного заказа размещены на информационных ресурсах ОУ в открытом доступе.

3 Прозрачность оценки результатов реализации Правила и критерии оценок результатов реализации содержания социального образовательного заказа понятны.

содержания социального образовательного заказа.

4 Возможность ознакомления с результатами реализации содержания социального образовательного заказа ООП ОУ Результаты реализации ООП ОУ размещены на информационных ресурсах ОУ в открытом доступе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Возможность интерактивного обсуждения реализации содержания социального образовательного заказа ООП ОУ Наличие форума (чата) на информационных ресурсах ОУ в открытом доступе.

4. Требования к обеспечению и результатам доступности освоения ООП ОУ для учащихся с ограниченными возможностями

Параметры деятельности ОУ Критерии оценки

1 Учет в ОУ учащихся с ограниченными возможностями Наличие Базы данных учащихся с ограниченными возможностями.

2 Диагностика трудностей Система комплексного психолого-медико-педагогического

обучения учащихся с сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса

ограниченными соответствует ожидаемым результатам.

возможностями

3 Обеспечение специальных Описание и наличие специальных условий обучения и воспитания

условий обучения и учащихся с ограниченными возможностями в соответствии с

воспитания учащихся с индивидуальными ограничениями.

ограниченными

возможностями в

образовательной среде ОУ

4 Кадровый ресурс Кадровый ресурс обеспечивает доступность освоения ООП ОУ для

обеспечения доступности освоения ООП ОУ для учащихся с ограниченными возможностями.

учащихся с ограниченными

возможностями

5 Помощь в освоении ООП Перечень, содержание и план реализации индивидуально

ОУ учащимся с ориентированных траекторий развития учащихся с ограниченными

ограниченными возможностями соответствуют ожидаемым результатам.

возможностями,

стимулирование

школьников с высоким

уровнем обучаемости

5. Требования к обеспечению и результатам поддержки талантливых и одаренных учащихся

Параметры деятельности ОУ Критерии оценки

1 Учет в ОУ талантливых и одаренных учащихся Наличие Базы данных талантливых и одаренных учащихся.

2 Психолого- педагогическое сопровождение Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных траекторий развития талантливых и одаренных учащихся соответствуют ожидаемым результатам.

талантливых и одаренных учащихся

3 Кадровый ресурс обеспечения педагогической поддержки талантливых и одаренных учащихся Кадровый ресурс обеспечивает педагогическую поддержку талантливых и одаренных учащихся.

4 Организация совместной с социальными партнерами деятельности по поддержке талантливых и одаренных учащихся Совместная с социальными партнерами муниципальная \региональная деятельность ОУ по выявлению, поддержки и сопровождению талантливых и одаренных учащихся соответствует ожидаемым результатам.

5 Динамика результатов поддержки талантливых и одаренных учащихся Динамика результатов личных достижений талантливых и одаренных учащихся от общей численности учащихся положительна и соответствует ожидаемым результатам.

6. Требования к обеспечению и результатам работы ОУ с учащимися «группы риска»

Учащиеся «группы риска» определяются как учащиеся, оказавшиеся в силу определённых медицинских или социальных обстоятельств под воздействием нежелательных факторов. Подразумеваются следующие категории детей:

• дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

• дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

• дети из неблагополучных, асоциальных семей;

• дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

• дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Параметры деятельности ОУ Критерии оценки

1 Учет в ОУ учащихся «группы риска» Наличие Базы данных учащихся «группы риска»

2 Пропедевтическая работа с учащимися «группы риска» Перечень, содержание и план работы педагогической поддержки учащихся «группы риска» и их семей соответствуют ожидаемым результатам.

3 Организация комплексного медико-социального психолого-педагогического сопровождения учащихся «группы риска» Перечень, содержание и план работы педагогического сопровождения учащихся «группы риска» соответствуют ожидаемым результатам.

4 Организация индивидуальной работы с учащимися «группы риска» Перечень, содержание и план реализации индивидуальной работы с учащимися «группы риска» соответствуют ожидаемым результатам.

5 Динамика результатов совместной с социальными партнерами деятельности по реализации социально-педагогической реабилитации учащихся «группы риска» Динамика результатов внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной и т.д. совместной с социальными партнерами деятельности по реализации социально-педагогической реабилитации учащихся «группы риска» положительна и соответствует ожидаемым результатам.

7. Требования к содержанию, условиям и результатам реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

Параметры деятельности ОУ Критерии оценки

1 Организация профессиональной диагностики и консультирования Перечень, содержание и план реализации профориентации учащихся; наличие банка муниципальных/региональных данных о профессиях, затребованных на региональном рынке труда.

2 Взаимодействие с заинтересованными социальными партнерами Наличие моделей сетевой организации взаимодействия с заинтересованными социальными партнерами (межшкольные классы, ресурсный центр, кооперация ОУ с учреждениями дополнительного, высшего, среднего, начального профессионального образования, Центр социального партнерства и др.).

3 Использование специальной материально-технической базы Специальная материально-техническая база обеспечивает достижение образовательных результатов, которые являются основой для набора профессиональных компетентностей, связанных с выбором будущей профессии.

4 Организация совместной с социальными партнерами внеурочной деятельности, связанной с выбором будущей профессии Наличие совместной проектной, научно-исследовательской деятельности, целевого обучения, летней практики, трудовых отрядов и т.д.

5 Результат реализации сетевого взаимодействия социального партнерства Соответствует социальному образовательному заказу и потребностям регионального рынка труда.

8. Требования к результатам развития профессионального потенциала ОУ

Параметры деятельности ОУ Критерии оценки

1 Взаимодействие ОУ с общеобразовательными учреждениями на муниципальном уровне Результаты взаимодействия обеспечивают развитие профессионального потенциала учителей, консультационное и методическое сопровождение их деятельности.

2 Взаимодействие ОУ с сетевыми педагогическими сообществами на муниципальном уровне Результаты взаимодействия обеспечивают развитие профессионального потенциала учителей, консультационное и методическое сопровождение их деятельности.

3 Взаимодействие ОУ с общеобразовательными учреждениями на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях Результаты взаимодействия обеспечивают развитие профессионального потенциала учителей, консультационное и методическое сопровождение их деятельности.

4 Взаимодействие ОУ с сетевыми педагогическими сообществами на Результаты взаимодействия обеспечивают развитие профессионального потенциала учителей,

региональном, межрегиональном и федеральном уровнях консультационное и методическое сопровождение их деятельности.

5 Обобщение передового опыта учителей и школ Компьютерный банк передового опыта, актуального для развития образования на школьном и муниципальном/региональном уровне

Учитывая особенности каждого конкретного муниципального образования систему показателей-индикаторов рекомендуется разработать конкретному организатору процедуры внешней общественной независимой оценки основной общеобразовательной программы образовательного учреждения и результатов деятельности общеобразовательного учреждения по реализации социального заказа и социального партнерства.

Представленные материалы не претендуют на исчерпывающий спектр решений заявленной проблемы, однако позволяет существенно расширить рамки существующих представлений об общественной оценке ООП ОУ и деятельности ОУ.

Список литературы.

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61.

3. Федеральный закон от 19.05.95 №82-ФЗ (ред. От 22.07.2010 «Об общественных объединениях».

4. Аверкин В.Н. Теоретические основы и практика инновационного административного управления территориальными образовательными системами: дис. ... д-ра пед.наук/В.Н.Аверкин. - Великий Новгород, 1999 - с.77.

5. Данилова М.М. Гуманитарный подход как принцип организации развития профессиональной культуры специалиста в ходе образовательного процесса в вузе : автореферат дис.... 1-ра пед.наук. - СПб., 2008 - с.9

6. Игнатюк Ю.Л. Историко-культурологическое осмысление понятия «критерий» //Вестник КемГУ. - 2011. - №3(47).- с.217-222.

7. Лазарев В.С. О развивающихся педагогических системах: [Модели образования] / В С. Лазарев // Педагогика. - 2002. - N 8. - С. 13-23.

8. Потемкина Т.В. Проектирование системы оценки профессиональной деятельности учителя (теоретико-методологический подход): монография/Т.В.Потемкина. - М., 2012. -130с.

9. Сутужко В.В. Социальная оценка как объект социально-философского анализа: Автореферат дис. канд философ наук/ Сутужко В.В. - Москва, 2004. - с.42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.