J. Hohma
а
КРИТЕРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТЕННИСИСТОК В ВОЗРАСТЕ 12-15 ЛЕТ
Ибраимова1 М.В., Запорожанова1 А.А., ЯгеллоГ М.
Национальный университет физической культурыи спорта Украины1 Академия физического воспитания и спорта в Г даньске2, Польша
Аннотация. В результате длительного наблюдения за теннисистками от 1Г до 15-летнего возраста по программе международного теста физической подготовленности J. Hohma рассчитана диагностическая и прогностическая информативность каждого из шести его составляющих показателей и теста в целом. Показана взаимосвязь показателей физической подготовленности со спортивным рангом игроков и становление физических качеств в связи с возрастом обследованных Для оценки физической подготовленности в качественных критериях предложена оценочная шкала.
Ключевые слова: контроль, физические, качества, теннис, шкалы, оценки.
Анотація. !браї'мова М.В., Запорожанова А.О., Ягелло М. Критерії фізичної підготовленості тенісисток 12-15 літнього віку. В наслідок тривалого спостереження за тенісистками 1Г-15-річного віку за програмою міжнародного тесту фізичної підготовленості J. Hohma розрахована діагностична і прогностична інформативність кожного з шести його складових показників і тесту в цілому. Показано взаємозв'язок показників фізичної підготовленості зі спортивним рангом гравців і становлення фізичної якості в зв'язку з віком досліджених Для оцінки фізичної підготовленості в якісних критеріях запропонована оціночна шкала. Ключові слова: контроль, фізичні, якості, теніс, шкали, оцінки.
Annotation. Ibraimova M.V., Zaporozhanova A.A., Jagello M. Criteria of Physical Readiness of Girl T ennis Players in the Age of 12-15 Y ears. As a result of long supervision for girl tennis players from 1Г up to 15-years age under the program of the international test of physical readiness J. H ohma the informative each of six parameters and the test as a whole is designed. The interrelation of parameters of physical readiness with a sports rank of players and is shown feature becoming of physical qualities in connection with age surveyed. For an estimation of physical readiness in qualitative criteria the estimated scale is offered.
Key words: the control, physical, qualities, tennis, scales, estimations.
Введение.
Оценке специальной физической подготовленности спортсменов разного возраста и пола, специализирующихсяв отдельных видах спорта, посвящено много научных и методических публикаций (З, 5). Их основное содержание направлено на количественное обоснование должных возрастных нормативов или модельных характеристик спортсменов Такая информация позволяет усовершенствовать контроль подготовленностизанимающихся, управлять их подготовкойв целом, реализуя требования индивидуального подхода (1, З). Учитывая специфические требования игровой деятельности в теннисе, оценка физической подготовленностиигроков разного возраста и спортивной квалификации рассматривается как составляющий элемент контроля в комплексе с оценкой психофизиологического состояния, технико-тактической подготовленности соматических параметров и др. (4, 7).
Однако в целом, совершенствование системы комплексного контроля специальной подготовленности теннисистов осуществляется параллельно с общим направлением развития проблемы управления, сформулированной в общей теории спорта (3).
Работа выполнена в соответствии с планом НДР Национального университета физической культурыи спорта У краины
Формулирование целей работы.
Цель наших исследований заключалась в совершенствовании системы контроля физической подготовленности теннисистов детского и юношеского возраста на этапе специализированной базовой подготовки Предполагали установить меру информативности отдельных контрольных показателей физической подготовленности используя тест J. Hohma (б) (в дальнейшем Тест). Достижение этой цели осуществляли путём расчета корреляционной взаимосвязи суммарных показателей физической подготовленности со спортивным рангом игроков разного возраста. Обследование теннисистов Польши и Украины проводили с использованием комплекса контрольных показателей Теста в одинаковых условиях, регламентированных метрологическими требованиями (Г). Информативность каждого из контрольных показателей Теста оценивали по показателям ранговой корреляции Коррелировали значения спортивного ранга теннисисток с их рангом в Тесте. Для оценки уровня физической подготовленностииспользовали равномерную Т шкалу. Качественную оценку подготовленноститеннисистов рассчитывали согласно алгоритму:
Xi-M
Т=50+10------------,
а;
где Т - оценка результата в Тесте; Хі - результат каждого измерения; М - средний результат измерений; а -стандартное отклонение
В обоснованной нами шкале зона «средний уровень» вмещает среднее значение и стандартное отклонение в баллах суммарных результатов в Тесте (см. табл. 1), а последующие пределы шкалы соответствуют масштабам стандартного отклонения в каждой из пяти качественных зон.
Результаты исследо ваний.
Материалы обследования теннисисток четырёх возрастных групп - 12-15-и лет, представленные в таблице 1, позволяют сделать общие заключения об уровне физической подготовленности контингента Основные из них сводятся к тому, что в каждой возрастной группе, в силу естественных социальных причин и биологических факторов, встречались игроки разного уровня физической и спортивно-технической подготовленности. Так, например, в группе 12-летних игроков были дети с предварительным стажем подготовки в теннисе от 4 до 6 лет. При этом биологический возраст состава игроков не учитывали Это приводило к высоким значениям коэффициента вариации (У%), во всех контрольных показателях Теста, которые у игроков 12 лет составляли 19,8%; в 13 лет - 23,1%; в 14 лет - 19,1%, а в 15 лет - 19,7% (табл. 1).
Таблица 1.
Количественные показатели физической подготовленности теннисисток 12-15 лет (п=163) на основе
комплексного теста 3. Иокша
Возраст, лет Статистические параметры Метание н/мяча 2кг, см Четверной прыжок, см Бег «веер», с Наклоны, количество Бег на 30 м, с Бег на 800 м, мин., с Количест во баллов в тесте
12 n=45 М 803,6 798,6 44,5 81,9 4,9 4:05 370,7
с 98,6 47,5 2,8 11,1 0,21 0,20 73,4
min 550 671 36,8 57 4,3 3:45 273
max 1000 885 50,6 109 5,2 4:27 628
V% 12,2 5,9 6,4 13,5 4,3 6,4 19,8
13 n=37 М 899,3 810,5 42,8 88,4 4,7 3:50 390,6
с 101,0 67,3 2,9 11,6 0,22 0,12 90,4
min 717 731 37,2 67 4,2 3:10 226
max 1049 890 48,9 111 5,3 4:09 562
V% 12,3 26,0 6,8 13,1 4,5 3,2 23,1
14 п=36 М 938,0 844,0 43,0 89,5 4,7 2:89 351,5
с 117,0 53,0 2,2 9,8 0,21 0,29 67,2
min 740 745 38,0 70 4,4 2: 47 217
max 1020 920 47,0 112 5,5 3:32 516
V% 12,5 6,2 5,1 11,0 4,5 10,3 19,1
15 n=45 М 999,3 889,2 42,2 84,9 4,6 2:88 347,8
с 87,9 30,8 2,1 10,0 0,32 0,27 68,7
min 807 827 38,9 67 4,3 2:50 232
max 1022 951 46,9 100 5,2 3:23 500
V% 8,8 3,5 4,6 11,7 7,0 19,7
Характер распределения результатов контроля обследованных в границах Т-шкалы представлен на рис.
1.
n
55
45
35
25
15
5
1
n - 1 0,06% n - 29 17,8% n - 104 63,8% n - 24 14,7% n - 5 3,1%
-3 с -2 с М±1с +2 с +3с
Рис. 1. Характер статистического распределения общего состава теннисисток (п =163) на основе
результатов суммы баллов в Тесте
Обоснование количественных и качественных критериев физической подготовленности теннисисток осуществляли следующим образом:
- первый шаг статистического анализа заключался в выборе наиболее информативных контрольных упражнений из их общего количества в Тесте.
Для этого использовали метод ранговой корреляции спортивного уровня теннисисток с рангом в контрольных упражнениях (табл. 2).
Как видно в таблице, в связи с возрастом и квалификацией игроков валидность контрольных показателей в большинстве упражнений Теста возрастала. Это свидетельствовало о том, что в возрасте 12 лет, на предшествующем этапе предварительной базовой подготовки уровень технического мастерства обследованных зависел не только от их преимуществ в двигательных показателях Теста, но в большей мере и от других, прежде всего, психофизиологических и координационных способностей. Однако в связи с возрастом и квалификацией, на этапе специализированной базовой подготовки уровень физической подготовленностивсё в большей мере влиял на мастерство теннисистов; - второй шаг анализа заключался в расчёте ежегодных темпов прироста результатов обследованных в каждом упражнении Теста (табл. 3).
Таблица 2.
Корреляционная валидность отдельных контрольных упражнений в Тесте у теннисисток 12-15 лет
Контрольные упражнения Возраст, лет
12 (п=45) 13 (п=37) 14 (п=36) 15 (п=45)
Метание набивного мяча 2 кг 0,249 0,398 0,565 0,566
Тройной прыжок 0,073 0,233 0,509 0,635
«Веер» 0,213 0,497 0,617 0,657
Сгибание туловища 0,285 0,396 0,212 0,469
Бег на 30 м 0,055 0,443 0,449 0,533
Бег на 800 м 0,286 0,224 0,167 0,225
Сумма баллов в тесте 0,291 0,629 0,628 0,722
Таблица 3.
Прирост результатов теннисисток от 12 до 15-летнего возраста в контрольных упражнениях (%)
Возраст, лет Метание н/мяча Тройной прыжок «Веер» Сгибание туловища Бег на 30 м Бег на 800 м
От 12 до 13 10,6 3,02 3,82 7,35 4,04 9,29
От 13 до 14 4,15 2,13 0,03 1,22 0,63 1,36
От 14 до 15 6,10 5,06 1,42 5,13 1,48 0,04
От 12 до 15 19,6 9,89 5,09 3,53 6,45 7,69
Как видно в таблице, наиболее высокие темпы прироста показателей в условиях возрастного развития имели место в метании набивного мяча, тройном прыжке и беге на 800 м. Первые два из них характеризовали уровень развития скоростно-силовых качеств, а бег на 800 м - общую выносливость в аэробных условиях мышечной деятельности Упражнения в беге на 30 м и «веере» - скоростные и координационные возможности В целом тест I ИбЬта объективно характеризовал уровень физической подготовленности обследованных, а степень специфичности достижений в Тесте требованиям соревновательной деятельности в теннисе может быть проиллюстрирована данными табл. 4, где представлены результаты группы теннисисток, входивших в 15-летнем возрасте в число сильнейших в списке Международной федерации тенниса (1ТБ) в группе юниоров.
Таблица 4.
Характер корреляционной взаимосвязи спортивного ранга и суммы баллов в Тесте у группы ведущих
теннисисток в возрасте 12, а затем 15 лет (п=7)
Ранг спортивный, ранг в тесте в 12 лет в общей возрастной группе, п=45 Ранг спортивный, ранг в тесте в 15 лет в общей возрастной группе, (п=45) Ранг спортивный, ранг в тесте в 15 лет в группе ведущих игроков, п=7
0,142 0,625 0,821
Материалы исследования, представленные в тексте публикации позволили обосновать качественные критерии физической подготовленноститеннисисток При разработке соответствующей шкалы принимали во внимание, что в каждой возрастной категории обследованных, в каждом из шести упражнений Теста имела место высокая вариативность результатов (19,8 -23,1%). Суммарный процент прироста результатов в контрольных тестах по возрастным группам в среднем возрастал к 13 годом на 6,3%, к 14 годам на 1,6%, к 15 годам на 3,2%. Однако высокая средняя групповая вариативность результатов контроля не позволяла утверждать о статистически значимых изменениях в уровне физической подготовленностиобследованныхна основании Т-критерия Стьюдента. Это и служило основанием для разработки обобщённых качественных критериев оценки физической подготовленностипо результатам суммы баллов в Тесте (табл.5).
Таблица 5.
Шкала качественной оценки уровня физической подготовленности теннисисток 12-15 лет на основе суммы
баллов в Тесте
У ровни физической подготовленности
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
Сумма баллов в тесте
<297 298-330 331-398 399-431 432<
Выводы.
В целом преимущества такой шкалы для оценки физической подготовленности теннисисток вполне очевидны Она основана на комплексе доступных, удобных для организации контроля упражнений, с достаточно высокой прогностической значимостью при оценке перспективных возможностей теннисистов детского и юношеского возраста.
В заключение обращаем внимание на практические аспекты, вытекающие из результатов исследования Высокая вариативность показателей контроля в каждом из шести упражнений и в сумме Теста (табл.1) свидетельствует о том, что в каждой возрастной группе часть обследованных теннисисток младшего возраста демонстрировала результаты не уступающие результатам игроков старшего возраста. В то же время, некоторые из игроков старших возрастных групп показывали низкие результаты, на уровне достижений игроков младшего возраста. Таким образом, система качественной оценки, представленная в статье, позволяла объективно оценить индивидуальные особенности обследованных выделить сильные и слабые стороны их физической подготовленностии на этой основе управлять тренировочным процессом игроков
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем физической подготовленноститеннисисток в возрасте 12-15 лет.
Литература
1. Волков Л.В. Теория спортивного отбора: способности, одарённость, талант. - К.: Вежа, 1997.-128 с.
2. Г одик М. А. Спортивная метрология. - М: Физкультураи спорт, 1988. - 192 с.
3. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
4. Родионов А.В. Психодиагностикаспортивных способностей - М.: Физкультураи спорт, 1973. - 216 с.
5. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: Физкультураи спорт, 1987. - 129 с.
6. Hohm J. Tenis: technika, taktika, trening. Praha, 1982, Olimpia - 118 s.
7. Wilmore J.H., Costill D.L. Physiology of Sport and Exercise. - Champaign: Human Kinetics, 1994. - 549 p.
Поступила в редакцию 19.06.2008г.