Научная статья на тему 'Критерии экономической доступности жилищно-коммунальных услуг для населения на уровне региона'

Критерии экономической доступности жилищно-коммунальных услуг для населения на уровне региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОСТУПНОСТЬ УСЛУГ / КРИТЕРИИ ДОСТУПНОСТИ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СУБСИДИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моглячев Александр Владимирович

Рассматриваются критерии экономической доступности жилищно-коммунальных услуг для населения на уровне региона (на примере Самарской области)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper gives consideration to issues on the development of estimation methods for economic affordability of housing and utility services for the population at the regional level

Текст научной работы на тему «Критерии экономической доступности жилищно-коммунальных услуг для населения на уровне региона»

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ 2' 2011. Экономические науки

УДК 332.873.2

А.В. Моглячев

КРИТЕРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ДОСТУПНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ НА УРОВНЕ РЕГИОНА

В период посткризисной стабилизации доступность жилищно-коммунальных услуг приобретает особую актуальность. По данным Рос-стата в марте 2009 г. стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла на 24,3 % по отношению к аналогичному периоду 2008 г. При этом доход населения снизился на 0,9 % в марте и на 2,3 % в первом квартале 2009 г. [6].

Экономическая доступность жилищно-коммунальных услуг, на наш взгляд, - это мера, позволяющая оценить возможность потребителей приобретать данные услуги. Экономическую доступность целесообразно определять конкретно по каждой услуге и по общей стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Следует отметить, что единый или международный критерий доступности сегодня отсутствует, поскольку невозможно определить показатель, который удовлетворял бы все страны и регионы. Так, в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)* услуги водоснабжения и водоотведения (ВиВ) доступны, если расходы на их оплату не превышают 1,5 % доходов домашних хозяйств [5].

Управление по охране окружающей среды США (ИБЕРА) при определении доступности услуг водоснабжения и водоотведения исходит из того, что домохозяйство с медианным доходом должно тратить на оплату услуг не более 2-2,5 % своих доходов до вычета налогов [4].

Мировой банк и Европейский банк реконструкции и развития при определении доступности услуг водоснабжения и водоотведения используют средний размер платы за услуги водоснабжения и водоотведения, который не должен превышать 4 % среднего дохода домохозяйства [7].

В целях определения доступности услуг водоснабжения и водоотведения в Самарской области согласно приведенным выше критериям мы провели расчет доли расходов на услуги водоснабжения и водоотведения в среднедушевых доходах населения. Результаты исследования представлены в табл. 1. Видно, что суммарная доля оплаты услуг ВиВ в среднедушевых доходах не достигает 1 %, т. е. не превышает уровня 1,5 %, который в странах ОЭСР является максимальным для того, чтобы услуги считались доступными. В связи с этим установленные тарифы ОКК на услуги водоснабжения и водоотведения, с нашей точки зрения, могут быть признаны доступными для потребителей за рассматриваемый период.

Для более детального анализа необходимо определение средней доли начислений за услуги ВиВ в доходах отдельных групп населения (де-цилей) региона (см. табл. 2).

С учетом мирового опыта в определении доступности услуг водоснабжения и водоотве-дения, высокой инвестиционной емкости объектов водоснабжения и водоотведения, а также с учетом того, что государство планирует перейти к свободному ценообразованию на рынке электроэнергии и газа, в связи с чем значительные скачки цен на энергоресурсы неизбежны [3], считаем целесообразным определять доступность услуг ВиВ на уровне региона на основе следующего показателя:

с

av = ^W&Wi

D

(1)

* ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development - OECD) - международная экономическая организация развитых стран (в основном, членов Европейского Союза).

где ау - доля расходов на оплату услуги водоснабжения и водоотведения в среднедушевых расходах населения, в долях ед. (если ау е (0; 0,03), услуги в сфере ВиВ предлагается считать доступными); - среднемесячный размер платы на услуги водоснабжения и водоотведения в регионе, руб./чел.-мес.; Б - среднедушевые денежные доходы населения, руб./чел.-мес.

Таблица 1

Доля расходов на услуги водоснабжения и водоотведения в среднедушевых доходах населения Самарской области в 2005-2008 гг.

Показатели 2005 2006 2007 2008

Среднедушевые денежные доходы, руб./чел. 9 352,10 11 529,50 13 982,10 15 805,20

Расходы населения на оплату услуг водоснабжения и водоотведения, руб./чел. 61,59 93,97 111,33 124,86

в том числе водоснабжения 24,85 36,69 43,50 48,87

водоотведения 36,74 57,29 67,83 75,99

Доля расходов на услуги водоснабжения и водоотведения в доходах населения, % 0,66 0,82 0,80 0,79

в том числе водоснабжения 0,27 0,32 0,31 0,31

водоотведения 0,39 0,50 0,49 0,48

Таблица 2

Доля расходов на услуги водоснабжения и водоотведения в среднедушевых доходах населения Самарской области в 2009 г.

цильной группы, который целесообразно установить на уровне 7 %.

Номер децильной группы Среднедушевой доход, руб./чел. Доля расходов на услуги ВиВ

1 2 548 5,91

2 4 606 3,27

3 6 257 2,41

4 7 984 1,89

5 9 935 1,52

6 12 280 1,23

7 15 291 0,98

8 19 543 0,77

9 26 701 0,56

10 51 780 0,29

с

А

(2)

Примечание . Средний размер платы за услуги водоснабжения и водоотведения - 150,6 руб./чел.

Учитывая данные табл. 2, считаем необходимым введение дополнительного параметра доступности услуг ВиВ - предельный уровень расходов на оплату водоснабжения и водоотведения в среднедушевых доходах населения первой де-

где ауг - доля расходов на оплату услуги ВиВ в среднедушевых доходах населения первой десятипроцентной группы, в долях ед. (если а\1 е (0; 0,07), услуги в сфере ВиВ предлагается считать доступными).

Разработка критериев доступности жилищно-коммунальных услуг для населения именно на региональном уровне на основе прогноза адресных компенсаций в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг также является эффективным инструментом сбалансированной тарифной политики, позволяющей определить приемлемую стоимость услуг для потребителей.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это адресная компенсация, которая предоставляется низкодоходной семье в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади и нормативов потребления коммунальных услуг.

Для прогнозирования размеров выплачиваемых субсидий и определения их зависимости от тарифов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения, а также для определения

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 2' 2011. Экономические науки

доступности жилищно-коммунальных услуг по их стоимости введем в модель параметр совокупный доход семьи.

При среднедушевом доходе семьи, равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством РФ [1], размер субсидии определяется по формуле

г

Б = Яп-

100 %

-Б,

Б = Яп-

100 % Ут

Таблица 3

Максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг

(3)

Среднедушевой доход Доля собственных расходов

семьи, руб. на оплату ЖКУ, %

До 3000 10

От 3001 до 3500 15

От 3501 до 4000 20

Свыше 4000 22

где Б - размер субсидии, руб.; Я - размер установленного регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи, руб.; п - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя; г - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, %; Б -совокупный доход семьи, руб.

При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума размер субсидии определяется по формуле

(4)

где бБ - среднедушевой доход семьи, руб.; Ушт -величина прожиточного минимума, руб.

В предлагаемой модели семьи с точки зрения совокупного дохода рассматриваются как дифференцированное множество из десяти групп (децилей), упорядоченных по доходам.

Учитывая среднюю стоимость жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи в 2010 г., а также региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (табл. 3) [2], произведем прогнозирование сумм выплачиваемых субсидий в 2011 г.

В рамках данного подхода предлагается считать стоимость жилищно-коммунальных услуг доступной на региональном уровне в случае отсутствия семей - получателей субсидии в третьей децильной группе. Так, увеличение

тарифов в 2011 г. не должно привести к появлению семей - получателей субсидии в третьей децильной группе.

Для составления прогноза на 2011 г. использовано три сценария изменения доходов населения - пессимистичный (П), умеренный (У), оптимистичный (О) (см. табл. 4) и три сценария изменения стоимости жилищно-коммунальных услуг - консервативный, умеренный, одномоментный.

Консервативный рост означает изменение тарифов в пределах индекса потребительских цен. Умеренный рост предполагает доведение цен до уровня экономически обоснованных тарифов за несколько лет, который не должен превышать 25 % относительно уровня тарифов прошлого года. Одномоментный рост означает приведение тарифов для населения к уровню экономически обоснованного тарифа (ограничения на темпы роста тарифов отсутсвуют).

Полученные результаты (табл. 4) позволяют сделать следующие выводы. При одномоментном росте жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и пессимистичном варианте изменения доходов населения в 2011 г. семьи, отнесенные к третьей децильной группе, получают право на компенсацию в размере 69 млн р.

При консервативном и умеренном росте тарифов на ЖКУ право на получение субсидии имеют первая и вторая децильные группы. Однако при оптимистичном варианте изменения доходов населения в 2011 г. и консервативном изменении платы граждан за ЖКУ право на получение субсидии имеет только первая дециль-ная группа.

Таблица 4

Прогноз суммы субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по трем первым децильным группам среднедушевых доходов семей Самарской области,

млн руб.

Прогноз изменения Прогноз суммы субсидий по трем первым децильным группам в зависимости от варианта прогноза изменения доходов семей

тарифов на ЖКУ 1 2 3

П У О П У О П У О

Консервативный 2 002,1 1 975,2 1 929,8 202,2 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Умеренный 2 201,8 2 174,9 2 129,5 426,8 279,3 0,0 0,0 0,0 0,0

Одномоментный 2 501,3 2 474,4 2 474,4 763,8 546,4 250,1 69,0 0,0 0,0

Итак, оптимальным вариантом роста тарифов в 2011 г. следует считать умеренный рост, который не приводит к появлению семей - получателей субсидий в третьей децильной группе и позволяет организациям коммунального комплекса увеличивать долю собственных средств

в финансировании текущей деятельности.

Таким образом, предложенные критерии экономической доступности жилищно-коммунальных услуг для населения на уровне региона могут служить эффективным инструментарием определения целесообразной стоимости этих услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг [Электронный ресурс] : Пост. Правительства РФ № 761 от 14.12.2005. -Режим доступа: Гарант. Платформа П.

2. О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009-2011 годы [Электронный ресурс] : Пост. Правительства РФ № 960 от 18.12.2008 г. - Режим доступа: Гарант. Платформа П.

3. Ионов, С.В. Технология реформирования коммунального комплекса [Текст] / С.В. Ионов // ЖКХ. -2009. - № 2. - С. 2-9.

4. Клюева, О.Н. Экономическая доступность услуг водоснабжения и водоотведения [Текст] / О.Н. Клюева // ЖКХ. - 2009. - № 8. - С. 65-69.

5. Мартусевич, А.П. Доступность услуг городского водоснабжения в ННГ [Текст] / А.П. Мартусевич. -М.СО'Ш. - 2002. - 101 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Социально-экономическое положение России [Электронный ресурс] // Росстат. - 2009. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/PA_1_0_S5/Documents/jsp/ Detail_default.jsp?category = 1112178611292&elementId = 1140086922125

7. Combined Sewer Overflows - Guidance for Financial Capability Asseaament and Schedule Development [Text] / Environmental Protection Agency, Office of Water, Office of Wastewater Management. - EPA 832-B-97-004. - 1997. - Febr.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.