Научная статья на тему 'Критерии эффективности решений по стратегическому планированию процессов социально-экономического развития территорий Арктики'

Критерии эффективности решений по стратегическому планированию процессов социально-экономического развития территорий Арктики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ОПТИМАЛЬНОСТИ / OPTIMALITY CRITERIA / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / MANAGEMENT DECISION / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / POLITICAL MANAGEMENT / СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / NORTHERN TERRITORIES / АРКТИКА РОССИИ / RUSSIAN ARCTIC / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондраль Дмитрий Петрович, Морозов Николай Алексеевич

Качество стратегического развития арктических и приарктических территорий России определяется эффективностью управленческих решений, формирующих социально-политические, экономические и иные условия функционирования населения северных территорий. Сегодня вопрос выработки и применения критериев оптимальности к принимаемым управленческим решениям, затрагивающим вопросы стратегического планирования процессов социально-экономического развития северных территорий России, является важным и актуальным в аспекте формирования эффективной модели перспективного регионального управления. Специфика современных социально-политических и экономических тенденций развития России и в основном поверхностное изучение вопроса оценки критериев оптимальности управленческих решений по стратегическому планированию инновационных социально-экономических процессов и программ развития северных территорий страны определяют его научную значимость и новизну. Методологической базой исследования выступили следующие методы: структурно-функциональный; проектный; анализ документов, затрагивающих вопросы развития Севера и Арктики России; сравнительный. В статье проанализирован механизм разработки управленческих решений по вопросам стратегического планирования процессов социально-экономического развития северных территорий страны. Также в качестве практической составляющей выработаны критерии выбора оптимального политико-управленческого решения в сфере стратегического планирования процессов перспективного развития арктических и приарктических территорий России с учетом оценки современных факторов и угроз внешнего воздействия и существующей ресурсной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондраль Дмитрий Петрович, Морозов Николай Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA OF DECISION EFFICIENCY IN STRATEGIC PLANNING OF THE SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ARCTIC

The quality of strategic development of the Arctic and subarctic areas of Russia depends on the efficiency of management decisions that shape the sociopolitical, economic and other conditions for the functioning of the northern territories. Today, development and application of optimality criteria to management decisions affecting the strategic planning of the socioeconomic development of the Russian North is important in terms of forming an efficient model for long-term regional management. Strategic planning of innovative socioeconomic processes and development programmes for the northern territories of Russia is important today due to the specificity of current sociopolitical and economic trends in the country’s development and mostly superficial approach to optimality criteria for such planning. The study applied the following methods: structural and functional; comparative; project method; analysis of documents on the development of the northern and Arctic regions of Russia. The article analysed the mechanism of devising management decisions on strategic planning of the socioeconomic development of the Russian North. For practical use, we worked out selection criteria for optimal policy and management decisions on strategic planning of long-term development of the Arctic and subarctic areas of Russia. These criteria take into account current factors and threats of outside influence and the existing resources.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективности решений по стратегическому планированию процессов социально-экономического развития территорий Арктики»

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК [321,02+316,42+327,82](470.13)(045)

КОНДРАЛЬ Дмитрий Петрович, кандидат политических наук, доцент кафедры философии и методологии образования Ухтинского государственного технического университета. Автор 45 научных публикаций, в т. ч. двух монографий, одного учебного пособия

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЙ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ АРКТИКИ

Качество стратегического развития арктических и приарктических территорий России определяется эффективностью управленческих решений, формирующих социально-политические, экономические и иные условия функционирования населения северных территорий. Сегодня вопрос выработки и применения критериев оптимальности к принимаемым управленческим решениям, затрагивающим вопросы стратегического планирования процессов социально-экономического развития северных территорий России, является важным и актуальным в аспекте формирования эффективной модели перспективного регионального управления. Специфика современных социально-политических и экономических тенденций развития России и в основном поверхностное изучение вопроса оценки критериев оптимальности управленческих решений по стратегическому планированию инновационных социально-экономических процессов и программ развития северных территорий страны определяют его научную значимость и новизну. Методологической базой исследования выступили следующие методы: структурно-функциональный; проектный; анализ документов, затрагивающих вопросы развития Севера и Арктики России; сравнительный. В статье проанализирован механизм разработки управленческих решений по вопросам стратегического планирования процессов социально-экономического развития северных территорий страны. Также в качестве практической составляющей выработаны критерии выбора оптимального политико-управленческого решения в сфере стратегического планирования процессов перспективного развития арктических и при-арктических территорий России с учетом оценки современных факторов и угроз внешнего воздействия и существующей ресурсной базы.

Ключевые слова: критерии оптимальности, управленческое решение, стратегическое планирование, политическое управление, северные территории, Арктика России, политический процесс.

Развитие территорий российского Севера и и часто устаревших технологий стратегическо-Арктики происходит в условиях ограниченной го планирования [1], что приводит к дисбалан-ресурсной базы (финансовой, кадровой и др.) су возможностей и стремлений перспективного

© Кондраль Д.П., Морозов Н.А., 2015

ёш 10.17238/^п2227-6564.2015.6.82

МОРОЗОВ Николай Алексеевич, кандидат исторических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Сыктывкарского филиала Российского университета кооперации. Автор 120 научных публикаций, в т. ч. 4 монографий, 6 учебных пособий

развития [2, 3] и определяет необходимость выбора наиболее оптимальных методов и технологий стратегического управления процессами социально-экономического развития территорий и населения данного региона.

Развитие указанных территорий происходит в рамках общегосударственных программ1 и собственных региональных программ разви-тия2, формирующих перспективную базу разработки, внедрения и реализации стратегических инициатив различной направленности.

Ключевым инициатором программ социально-экономического развития территорий Севера России сегодня выступают федеральные3 и региональные4 органы государственной власти. Разрабатываемые и реализуемые сегодня программы развития территорий Севера и Арктики РФ формируют перспективную модель политического и социально-экономического устройства региона. Качество и эффективность управленческих решений определяют стабильность и адекватность модели политического и социально-экономического устройства северных территорий в стратегической перспективе [4], что интенсифицирует или замедляет темпы их развития. Поэтому формирование эффективной системы принятия решений в сфере стратегического планирования процессов социально-экономического развития территорий Севера России сегодня является ключевым фактором успешного создания и реализации стабильной модели общественно-политического устройства.

Исследование критериев эффективности принятия перспективных решений по вопросам планирования процессов социально-эконо-ской Федерации».

мического развития Севера и Арктики России сегодня является актуальным, что определяется его высокой практической значимостью для формирования и поддержания эффективной системы стратегического управления развитием северных регионов России. В научных исследованиях анализируемый нами вопрос практически не затрагивается, что определяет его высокую степень новизны.

Важным условием эффективного стратегического планирования процессов социально-экономического развития Севера России являются: 1) наличие качественной системы получения точных и достоверных данных о процессах, проблемах и спецификах регионального развития, на основе которых возможно формировать перспективные политико-управленческие решения и идеи; 2) отлаженность механизмов разработки и принятия качественных управленческих решений в сфере стратегического планирования социально-экономических процессов развития Севера и Арктики; 3) эффективная система поддержки принимаемых политических решений в области стратегического планирования процессов развития северных регионов страны.

Таким образом, система стратегического управления процессами развития социально-экономического состояния северных территорий должна быть способна определять и учитывать риски на всех стадиях (разработки, принятия, реализации) осуществления управленческих решений.

Общий процесс формирования оптимальных решений по вопросам стратегического развития Севера и Арктики России представлен на рис. 1.

'Напр.: Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»: постановление Правительства РФ от 21 апр. 2014 г. № 366 // Рос. газ. 2014. 24 апр. URL: http://www.rg.ru/2014/04/24/arktika-site-dok.html (дата обращения: 19.09.2014).

2Напр.: Концепция региональной целевой программы социально-экономического развития северных территорий Республики Карелия на период 2011-2015 гг. / под общ. ред. А.И. Шишкина. Петрозаводск, 2011. 98 с.

3См., напр.: Совет безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/ (дата обращения: 19.09.2014); Министерство регионального развития РФ. URL: http://www.minregion.ru/ (дата обращения: 19.09.2014).

4См., напр.: Министерство по делам Севера и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края. URL: http://www.krskstate.ru/kmns/sever (дата обращения: 19.09.2014).

Д оп устимы е р еш ения

1

*

Оптимальное решет и е

Процесс формирования оптимального решения, предполагающий:

"7Г

ЛГ

выработку и учет критериев оптимальности

оценку объема и качества ресурсов

Рис. 1. Модель формирования оптимального решения по вопросам планирования процессов стратегического развития северных территорий России

Выработка наиболее качественного управленческого решения по вопросам стратегического развития северных территорий России является основой формирования перспективной политики их всестороннего развития сегодня.

В процессе формирования оптимальных стратегических решений важным является применение современных методик. В частности, применение методики выбора оптимального решения на основе многокритериальной оценки, подразумевающей как применение метода идеальной точки, так и метода анализа иерархии решений. Указанная методика направлена на формирование и учет ключевых критериев эффективности при разработке оптимальных управленческих решений, определяющих возможности и коридоры развития населения и территорий Севера и Арктики России.

Общий алгоритм принятия решений [5-9] с учетом указанной методики предполагает: 1) определение цели и направлений стратегического развития; 2) формирование критериев эффективности и назначение их весовых коэффициентов (в т. ч. определение ограничений и выделение желательных критериев); 3) формирование множества альтернативных вариантов решений; 4) оценку имеющихся вариантов по разработанным критериям эффективности; 5) иерархический анализ решений и их классификацию; 6) оценку рисков (возможность ущерба, расходы на нейтрализацию, серьезность последствий и т. п.); 7) выбор оптимального стратегического решения; 8) проверку и утверждение решения; 9) разработку, анализ и внедрение плана реализации решения.

На основе утвержденного решения формируются группы задач. Качество задач, а следовательно, и исполнение решения зависят во многом от внешних условий: 1) полной определенности; 2) хорошо заметных структурных связей; 3) условия с ориентировочными оценками вариантов. Каждый из указанных вариантов внешних условий требует своей степени глубины и тщательности проработки задач реализации стратегически важных решений по вопросам развития северных территорий страны.

Ключевыми задачами северной политики сегодня являются: 1) формирование эффективной социальной политики, направленной на повышение уровня и качества жизни населения; 2) выработка продуктивной экономической политики, предполагающей создание перспективной экономической базы развития северных территорий; 3) проведение качественной биоэкологической политики, направленной на улучшение эколого-биологических условий жизни населения северных территорий [3, 10].

Алгоритм выбора методов реализации стратегических решений предполагает: 1) определение причин и условий принятия решений; 2) подбор подходящих методов реализации решений; 3) определение стратегического видения; 4) выбор метода, учитывающего стратегическое видение; 5) формирование методики.

Алгоритм выбора критериев эффективности стратегических решений по вопросам развития Севера и Арктики России следующий: 1) определение проблемы; 2) определение внутренних и внешних факторов развития северных территорий; 3) выбор индикаторов эффективности; 4) определение нормативного состояния индикаторов; 5) оценка критериев в соответствии с индикаторами; 6) разработка методики оценки стратегических решений.

Общая схема формирования стратегических целей и задач пространственно-территориального развития арктических и приар-ктических регионов страны представлена на рис. 2.

Федеральный центр

Формирование и реализация стратегии развития Арктики

Разработка и контроль общего политического курса социально-экономического развития северных регионов

I ~

Северные регионы России 3

формирование и реализация

программы социально-

экономического развитая Арктической зоны РФ

формирование и реализация стратегий регионального

развития

Рис. 2. Модель разработки стратегических решений развития Севера и Арктики России

Рассматриваемые общероссийские стратегические документы5 определяют ключевые векторы развития социально-экономической сферы северных территорий России. Стратегии северных регионов конкретизируют и учитывают специфику конкретных приарктических и арктических территорий. От качества федеральных и региональных стратегических планов развития Севера и Арктики России зависят возможность и перспективность их полноценного ресурсного и постресурсного освоения и использования.

Таким образом, важными условиями эффективности управленческих решений в области стратегического планирования социально-экономических процессов развития Севера России являются: следование эффективным алгоритмам принятия решений; наличие стратегического видения, учитывающего интересы всех заинтересованных сторон; создание и реализация качественных перспективных программ.

Среди общих ориентиров формирования критериев эффективности управленческих решений следует выделить: 1) перспективность для государства (военное и территориальное укрепление и расширение); 2) перспективность для гражданского общества (социальное и культурное развитие северного населения, предполага-

ющее повышение уровня жизни, формирование благоприятной экологической и биологической среды, условий культурного развития и др. [4]); 3) перспективность для отечественного бизнеса (создание условий расширения экономических возможностей крупного, среднего и частного бизнеса).

Указанные критерии должны применяться как при разработке общегосударственных, так и региональных программ развития северных территорий страны. Региональные программы должны учитывать и эффективно задействовать местные локальные ресурсы (культура, население и т. п.) в процессе распространения и развития общероссийской культуры, что определяет качество национальной политики страны.

Исходя из общей практики разработки критериев эффективности [11] для управленческих решений в сфере стратегического планирования процессов социально-экономического развития Севера и Арктики России, основными являются следующие критерии оптимальности: 1) связь решения со стратегическим видением; 2) возможность реализации решения в рамках демократической модели управления;

3) возможность эффективного использования имеющихся ресурсов для реализации решения;

4) стратегическая и операционная перспективность решения; 5) учет возможных рисков и издержек принятия решения; 6) результативность процессов и деятельности в ходе реализации решения; 7) рост числа структур и процессов, обеспечивающих качественное развитие северных территорий (данный критерий предполагает следующие процессы: оптимизацию структур и процессов, обеспечение прозрачности процессов, поиск и привлечение стратегических партнеров, оптимизацию налоговой нагрузки,

5Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 20.02.2013 года. Пр-232 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=142561 (дата обращения: 12.10.2014); Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»: постановление Правительства РФ 21 апр. 2014 г. № 366 // Рос. газ. 2014. 24 апр. URL: http://www.rg.ru/2014/04/24/arktika-site-dok.html (дата обращения: 19.09.2014).

обеспечение системы защиты активов, формирование и усиление положительного имиджа северных территорий, развитие новых технологий и др.); 8) возможность мониторинга решения; 9) возможность «безболезненного» изменения решения; 10) ориентация на экономическую, социальную или управленческую эффективность.

Таким образом, процесс выбора оптимальных управленческих решений в области стратегического планирования социально-экономического развития Севера и Арктики России предполагает оценку принимаемых решений с точки зре-

ния критериев эффективности и дальнейшее их внедрение в управленческую практику в рамках сложившейся системы стратегического управления. Качество критериев определяет успешность выбора и реализации управленческих решений в стратегической перспективе. Поэтому сегодня является важным формировать качественную систему принятия и реализации оптимальных стратегических решений, учитывающую внутренние и внешние факторы и специфику процессов развития территорий и населения Севера и Арктики России сегодня.

Список литературы

1. Кондраль Д.П., Морозов Н.А. Стратегическое управление процессами пространственно-территориального развития Севера России: проблемы и перспективы: моногр. Сыктывкар, 2014. 96 с.

2. Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире: моногр. Архангельск, 2012. URL: http://narfu.ru/ aan/Russian_Arctic_Lukin/Russian_Arctic_Lukin.pdf (дата обращения: 18.10.2014).

3. Селин В.С. Северные регионы России: экономическая динамика и проблемы развития // Регион: экономика и социология. 2011. № 4. С. 3-18.

4. Кондраль Д.П. Политическое стратегирование в Арктической зоне России как механизм устойчивого развития // Вопр. управления. 2014. № 1(7). С. 27-32.

5. Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений: опережающее управление: сокр. пер. с англ. М., 1984. 167 с.

6. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М., 1989. 206 с.

7. Скиданов И.П. Управленческое предвидение (методология, диагностика, дидактика). СПб., 2006. 220 с.

8. Солнышков Ю.С. Обоснование решений (методологические вопросы). М., 1980. 168 с.

9. Юрлов Ф.Ф., Усов Н.В. Выбор оптимальных решений при оценке эффективности инновационно-инвестиционных проектов // Управление экономическими системами. 2012. № 48. URL: http://uecs.ru/uecs48-482012/ item/1911-2012-12-27-06-38-47 (дата обращения: 10.10.2014).

10. Рой О.М., Чуканов С.Н. Город как предмет экономической и социально-экономической оценки: моногр. Омск, 1997. 249 с.

11. Чекалин А.П. Критерии эффективности в системе управления организацией на примере холдинг-группы «Альянс» // Современная наука: актуальные проблемы науки и практики. Сер.: Экономика и право. 2013. № 7-8. URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/ep13-07/895-a (дата обращения: 11.10.2014).

References

1. Kondral' D.P., Morozov N.A. Strategicheskoe upravlenieprotsessamiprostranstvenno-territorial'nogo razvitiya Severa Rossii: problemy i perspektivy [Strategic Management of the Spatial and Territorial Development of the Russian North: Problems and Prospects]. Syktyvkar, 2014. 96 p.

2. Lukin Yu.F. Rossiyskaya Arktikavizmenyayushchemsyamire [Russian Arctic in the Changing World]. Arkhangelsk, 2012. Available at: http://narfu.ru/aan/Russian_Arctic_Lukin/Russian_Arctic_Lukin.pdf (accessed 18 October 2014).

3. Selin V.S. Severnye regiony Rossii: ekonomicheskaya dinamika i problemy razvitiya [Northern Regions of Russia: Economic Dynamics and Development Problems]. Region: ekonomika i sotsiologiya, 2011, no. 4, pp. 3-18.

4. Kondral' D.P. Politicheskoe strategirovanie v Arkticheskoy zone Rossii kak mekhanizm ustoychivogo razvitiya [Political Strategising in the Arctic Zone of Russia as a Mechanism of Steady Growth]. Voprosy upravleniya, 2014, no. 1(7), pp. 27-32.

5. Plunkett L.C., Hale G.A. The Proactive Manager: The Complete Book of Problem Solving and Decision Making. John Wiley & Sons Inc., 1984 (Russ. ed.: Plankett L., Kheyl G. Vyrabotka i prinyatie upravlencheskikh resheniy: operezhayushchee upravlenie. Moscow, 1984. 167 p.).

6. Reyl'yan Ya.R. Analiticheskaya osnovaprinyatiya upravlencheskikh resheniy [Analytical Framework of Decision-Making]. Moscow, 1989. 206 p.

7. Skidanov I.P. Upravlencheskoe predvidenie (metodologiya, diagnostika, didaktika) [Foresight Management (Methodology, Diagnostics, Didactics)]. St. Petersburg, 2006. 220 p.

8. Solnyshkov Yu.S. Obosnovanie resheniy (metodologicheskie voprosy) [Decision Substantiation (Methodological Issues)]. Moscow, 1980. 168 p.

9. Yurlov F.F., Usov N.V. Vybor optimal'nykh resheniy pri otsenke effektivnosti innovatsionno-investitsionnykh proektov [Choosing Optimal Solutions in Assessing the Effectiveness of Innovation and Investment Projects]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, 2012, no. 48. Available at: http://uecs.ru/uecs48-482012/item/1911-2012-12-27-06-38-47 (accessed 10 October 2014).

10. Roy O.M., Chukanov S.N. Gorod kakpredmet ekonomicheskoy i sotsial'no-ekonomicheskoy otsenki [City as a Subject of Economic and Socioeconomic Assessment]. Omsk, 1997. 249 p.

11. Chekalin A.P. Kriterii effektivnosti v sisteme upravleniya organizatsiey na primere kholding-gruppy "Al'yans" [Efficiency Criteria in Organization Management. A Case Study of Alliance Holding Group]. Sovremennaya nauka: aktual'nyeproblemy nauki ipraktiki. Ser.: Ekonomika ipravo, 2013, no. 7-8. Available at: http://www.vipstd.ru/nauteh/ index.php/ep13-07/895-a (accessed 11 October 2014).

doi 10.17238/issn2227-6564.2015.6.82

Kondral Dmitry Petrovich

Ukhta State Technical University 13 Senyukova St., Ukhta, 169300, Russian Federation; e-mail: lbvf17@rambler.ru

Morozov Nikolay Alekseevich

Syktyvkar Branch of the Russian University of Cooperation korp. 1, 51 Starovskogo St., Syktyvkar, 167016, Russian Federation; e-mail: moroz_03@rambler.ru

CRITERIA OF DECISION EFFICIENCY IN STRATEGIC PLANNING OF THE SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ARCTIC

The quality of strategic development of the Arctic and subarctic areas of Russia depends on the efficiency of management decisions that shape the sociopolitical, economic and other conditions for the functioning of the northern territories. Today, development and application of optimality criteria to management decisions affecting the strategic planning of the socioeconomic development of the Russian North is important in terms of forming an efficient model for long-term regional management. Strategic planning of innovative socioeconomic processes and development programmes for the northern territories of Russia is important today due to the specificity of current sociopolitical and economic trends in the country's development and mostly superficial approach to optimality criteria for such planning. The study applied the following methods: structural and functional; comparative; project method; analysis of documents on the development of the northern and Arctic regions of Russia. The article analysed the mechanism of devising management decisions on strategic planning of the

socioeconomic development of the Russian North. For practical use, we worked out selection criteria for optimal policy and management decisions on strategic planning of long-term development of the Arctic and subarctic areas of Russia. These criteria take into account current factors and threats of outside influence and the existing resources.

Keywords: optimality criteria, management decision, strategic planning, political management, northern territories, Russian Arctic, political process.

Контактная информация: Кондраль Дмитрий Петрович адрес: 169300, г. Ухта, ул. Сенюкова, д. 13;

e-mail: lbvf17@rambler.ru

Морозов Николай Алексеевич адрес: 167016, г. Сыктывкар, ул. Старовского, д. 51, корп. 1;

e-mail: moroz_03@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.